Что теряют дети, которые не гуляют самостоятельно? Музыкальные игры для детей Татьяна Образцова.

**Сейчас я читаю много всего про городскую среду и детей, и об этом мы еще напишем. Но мимо этого исследования я не могла пройти, не отписавшись здесь, потому что это больная мозоль и моя, и многих знакомых мне родителей. Разделите мою печаль, пожалуйста.

Это исследование в 1996 году проводили в Цюрихе на цюрихских пятилетних детях. Всего их было несколько сотен. Части из этих детей родители разрешали гулять самостоятельно (группа А), а часть отпускали гулять только в сопровождении взрослого (группа Б).

Исследователям удалось найти 483 пятилетних ребенка, родители которых регулярно и последовательно разрешали им гулять без сопровождения,и 93 - тех, кого регулярно и последовательно отпускали гулять только в сопровождении взрослого. Еще 10 детей из группы А и 10 - из группы Б были участниками углубленного качественного исследования.

Опускаю подробности методологии исследования, там все было довольно прилично, верьте мне. И перейду сразу же к результатам.

Сколько дети играют на улице?

Как и ожидалось, дети, которым разрешали гулять самостоятельно, играли на улице гораздо больше времени, чем те, кто гулял только под наблюдением взрослых. Но все равно интересно посмотреть на цифры.

Дети, которые гуляют сами по себе:

  • Не играют на улице - 0%
  • Играют меньше часа в день - 12%
  • Играют от часа до двух в день - 34%
  • Играют больше 2 часов в день - 54%

Дети, которые гуляют со взрослыми:

  • Не играют на улице - 49%
  • Играют меньше часа в день - 13%
  • Играют от часа до двух в день - 27%
  • Играют больше 2 часов в день - 11%

Дело, естественно, не столько в гипотетических желаниях самих взрослых. Те родители, которые предпочитали не отпускать детей гулять одних, в подавляющем большинстве случаев жили в условиях, недружелюбных к гуляющему ребенку: интенсивное дорожное движение, отсутствие вокруг дома дорог, на которых машины должны ехать со скоростью шага, и т.п. То, отпускали ли родители своих пятилетних детей гулять, напрямую зависило от ситуации на дорогах, близких к дому.

Общение

Выяснилось, что дети, имеющие возможность регулярно гулять без сопровождения взрослого, имели в 2 раза больше друзей , с которыми можно поиграть, чем дети, не гуляющие сами по себе.

Удивительно, но эта закономерность касается не только детей, но и взрослых : взрослые, проживающие в районах, в которых они не хотят выпускать детей гулять без сопровождения, оказались в среднем знакомы с 37 людьми, проживающими неподалеку, а те, кто имел возможность разрешать детям гулять в одиночку - с 81.

Помимо размера группы друзей по играм, условия проживания, влияющие на возможность самостоятельных прогулок, влияли и на такие показатели, как: ходил ли ребенок в гости, и как часто, сколько у него было взрослых знакомых, как часто он вступал в диалоги со взрослыми, как часто дети вместе путешествали или устраивали праздники.


Взаимопомощь

Родители, проживающие в условиях, которые позволяют им отпускать пятилетних детей гулять самостоятельно, могли назвать в три раза больше соседей, с которыми ребенка можно оставить на час или два. Сами они, в свою очередь, тоже больше были готовы сидеть с соседскими детьми.

Развитие детей

Чтобы оценка была справедливой, всех детей сравнили по показателям: темперамента, здорового зрения и показателям раннего развития. В этих, связанных с наследственностью и ранним опытом, показателях, дети из двух групп не отличались.

А вот по показателям моторного развития, социальных навыков и независимости, дети, которые не гуляли до пяти лет самостоятельно, заметно отставали от своих гуляющих сверстников.

Когда с детьми проводили тест, в котором исследуют дружеские отношения , «гуляющие» дети более позитивно рассказывали о том, что они делают с друзьями, а также демонстрировали более зрелые навыки в разрешении конфликтов.

Можно ли компенсировать недостаток самостоятельных прогулок?

**Это самый, конечно же, трагичный, для нас, москвичей, раздел отчета.

Исследуемые семьи принадлежали в основном к среднему классу и к классу выше среднего. Мамы в них или не работали, или работали неполный рабочий день. Некоторые делили обязанности по уходу за детьми с партнерами. Родители из группы Б предпринимали много усилий для того, чтобы компенсировать своим детям недостаток самостоятельных прогулок.

Более 80% родителей из группы Б считали важным обеспечить детям возможность играть с другими детьми (так считали только 40% из группы А). 60% родителей из группы Б 2-5 раз в неделю ходили с детьми на детские площадки, в то время как только 25% родителей из группы А делали то же самое.

Тем не менее, эти усилия родителей из группы Б не принесли желаемого эффекта, иначе различия между детьми из двух групп были бы не так очевидны.

Почему прогулки с родителями не работают так хорошо, как без?

Во-первых, прогулки с родителями сильно ограничены по времени. Час-два. Родители, как правило, не могут позволить себе гулять с детьми 4-5-6 часов в день. Сами же дети вполне могут гулять так много.

И во-вторых, важна спонтанно возникающая игра, игра без присмотра взрослых, и, что интересно, не на детских площадках, куда родители чаще всего водят детей гулять. Почему? А вот, почему.

Чем дети на самом деле занимаются на детских площадках?

Когда исследователи сравнили особенности игры детей на детских площадках и в непосредственном окружении ребенка (рядом с домом, во дворах), оказалось, что способы игры в этих местах отличаются.

На площадках дети больше качались на качелях, лазили по физкультурным снарядам и… все. Совершенно одинаково улицы, двор и площадки способствовали лазанию по деревьям, игре с песком и шумному поведению.

Вне площадок дети больше: бегали, катались на велосипедах и роликах, строили хижины и домики, играли в мяч, рисовали мелом, играли в игрушки, принесенные из дома, а также приспосабливали предметы, найденные на улице, для развернутых ролевых игр.

И это еще не все! Вне площадок дети в принципе больше играли в ролевые и коллективные игры.

То есть понятно, что именно тех игр, которые важны для психологического развития этой возрастной группы (мы сейчас о пятилетках), катастрофически не хватало тем детям, которые не гуляли без родителей.

Грустно, что усилия родителей, которые делали именно то, что рекомендовали им специалисты (ходят гулять с детьми, следят за ними, возят их на «свидания» к детям друзей) не привели к хорошим результатам. Авторы исследования утверждают, что нормальные условия для жизни, позволяющие родителям не волноваться за самостоятельно гуляющих детей, могли бы быть в разы полезнее, чем множество детских площадок.

Интересное про тесные взаимоотношения мам и детей

В самом начале исследования, когда исследователи столкнулись с группой мам, которые считали, что место пятилетних детей - с родителями, а не на улице, и были в то же время очень, больше тех, кто не боялся самостоятельных прогулок, к своим детям привязаны, ученые расстроились. Их гипотеза состояла в том, что именно дорожная обстановка должна влиять на то, отпускают ли детей на улицу самостоятельно, а не степень привязанности к ним родителей.

Но в процессе исследования посмотрели на то, а как же распределены эти родители по городу. Оказалось, что такие сильно привязанные к детям мамы проживали почти что исключительно в местах, которые плохо предназначены для самостоятельных прогулок дошкольников. В тех же местах, где, например, перед домом была пешеходная зона, только 1% родителей не отпускали пятилетних детей гулять самостоятельно, а в зонах, в которых движение машин разреженное, а водители аккуратны - только 6%.

Так исследователи заключили, что скорее всего мамы, вынужденные постоянно находиться рядом с ребенком из-за того, что окружающая обстановка не располагает к обратному, закономерно формируют с ним более тесную привязанность.

**это может означать, что « Hold on to Your Kids » продукт не только (не столько?) просветленного родительского сознания, но и условий жизни в больших городах, дружественных к машинам, а не к детям.

Вот, в общем-то, и все.

Еще рекомендую вам прочитать вступление к книге « Outliers » , которое можно добыть на сайте книги в Амазоне. Там о том, как обстановка, в которой дети могут гулять самостоятельно, взрослые - доверять соседям, и все вместе быть друг с другом знакомыми, влияет на показатели физического и психического здоровья.

Ну что же, господин учитель! Нравится вам в нашем лесу? - спросил Феликс.

Тинте, продираясь сквозь густой кустарник, скорчил в ответ кислую физиономию и проворчал:

Гадость! Скверность! Ни цветников, ни дорожек! Изорвешь только чулки и платье и ничего не услышишь, кроме глупого птичьего щебетанья!

Ну так я и ожидал! - возразил Феликс. - Я заметил давно, что вы ничего не смыслите в пении и никогда не прислушиваетесь к шелесту листьев и голосу ветерка, которые нам рассказывают чудные, веселые сказочки.

А цветы вы любите, господин Тинте? - перебила брата Христлиба.

Тут учитель совершенно рассердился и, побагровев, как переспелая вишня, воскликнул, всплеснув ручками:

И кто только набил их головы подобным вздором! Стану я слушать глупую болтовню листьев и ручьев или птичий писк! Цветы я люблю, когда они стоят на окнах, в горшках, и наполняют запахом комнату, тогда, по крайней мере, не надо ее обкуривать духами. А какие такие цветы есть в лесу?

Как какие! - ахнула Христлиба. - Разве вы не видите васильков, колокольчиков, маргариток? Посмотрите, они, точно улыбаясь, кивают нам своими головками.

Что? что? - захохотал учитель. - Цветы улыбаются! Кивают! И хоть бы один из них приятно пахнул!

С этими словами господин Тинте нагнулся и, вырвав с корнем пучок гвоздик, презрительно отбросил их далеко в кусты. Дети вздрогнули, сами не зная почему, причем обоим показалось, что по лесу точно пронесся какой-то жалобный стон. Христлиба не могла удержаться и заплакала, а Феликс с досадой закусил губу. В эту минуту маленький чиж пролетел мимо самого носа господина Тинте и, усевшись на ветке, затянул веселую песенку.

Ах ты глупая пичуга! - воскликнул учитель. - Ты, кажется, вздумала надо мной смеяться! - и подняв с земли камень, он запустил им в бедную птичку с такой силой, что та в один миг, вся в крови, мертвая упала на землю.

Тут уже Феликс не выдержал и закричал, рассердившись не на шутку:

Послушайте, скверный, злой Тинте! Что вам сделала бедная птичка? Где ты, где ты наш маленький принц? Прилетай поскорее и забери нас с собой в твое царство! Я не хочу больше видеть этого гнусного урода!

Христлиба, громко рыдая, тоже кричала:

Милая маленькая принцесса! Лети к нам скорее! Спаси нас, спаси! А то злой Тинте убьет нас так же, как убил птичку!

Это еще что за принц? - спросил Тинте.

В эту минуту порыв ветра сильно зашумел листьями, и в звуке этого шелеста послышался как будто бы ясный, сдержанный плач, похожий на отдаленные звуки колокола. Светлое облако спустилось почти до земли, и посредине него обрисовалось милое личико их маленького друга. Маленькие ручки были сложены на груди; светлые слезы, как жемчуг, катились по розовым щечкам.

Ах, мои милые товарищи! - послышался знакомый детям голос. - Я не могу более прилетать и играть с вами! Вы меня никогда больше не увидите! Прощайте! Прощайте! Гном Пепсер с вами! Прощайте, бедные дети! - сказав это, неизвестное дитя умчалось вдаль на своем облаке.

Но тут вдруг что-то зашумело и зарычало ему вслед. Учитель Тинте превратился в страшную, огромную муху, казавшуюся тем более отвратительной, что она сохранила на себе некоторые остатки от своей одежды. Медленно и тяжело поднялся он на воздух с очевидным намерением преследовать маленького товарища Феликса и Христлибы. Дети в ужасе опрометью бросились бежать из леса и только уже будучи на лугу, осмелились оглянуться. Вдали в облаках чуть виднелась светлая точка, сиявшая, как ясная звездочка.

Это наш друг! - воскликнула Христлиба.

Звездочка все приближалась, и вместе с ней до детей стали долетать звуки, точно от гремевших труб. Скоро они увидели, что это была не звезда, а прекрасная, с золотыми перьями птица, спускавшаяся с пением и смелыми взмахами крыльев прямо на лес.

Это полководец фазанов, - радостно закричал Феликс, - он заклюет учителя Тинте до смерти. Неизвестное дитя спасено, и мы тоже! Побежим, Христлиба, скорее домой и расскажем папе, что случилось!

Текущая страница: 2 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

В роще.

Дима Жижин и его брат Женя идут по тропе через рощу. Дети ищут грибы. В траве шуршит ёж. На сосне висит паук. Среди корней Женя нашёл лисички. Они желты. (31 слово)

Парк.

Катя Щукина и Маша Лыжина пришли в парк на улице Лесной. Среди берёз стоял дуб. Девочки нашли на земле большой жёлудь. А что тут на тропе? Это жук грыз лист. (31 слово)

Зимний вечер.

Три часа метёт метель. Перед окном уже сугроб. Снег пушист. Но мороз колюч. А во дворе уже темно. Солнечный свет закрыла мрачная туча. Я смотрю на запад. Там чуть-чуть виден закат. (33 слова)

Города.

Город Москва стоит на реке Москва. А вот берег реки Днепр. С холма отличный вид на город Киев. Один город Ростов стоит на реке Дон. Другой Ростов древнее Москвы. Он стоит около озера Неро. (35 слов)

Картинки.

Денис и Настя сели смотреть картинки с различными животными. Вот рыжий лис с пушистым хвостом. Вот жираф. Он пятнист. Вот лев и леопард. Вот аист и дрозд. Вот морж и уж. (32 слова)

Изложения
Осень.

Летом листва была зелёной. Осенью лес пожелтел и покраснел. Дуб перед окном надел цветной наряд. Во дворе много лип и берёз. Двор стал очень красив. (26 слов)


Примерный план.

1. Какой была листва летом?

2. Каким стал лес осенью?

3. Что произошло с дубом?

4. Каких деревьев много во дворе?

5. Каким стал двор?

Помощник.

Похолодало. Надо затопить печку. Дедушка привёз воз дров. Он стал складывать дрова у старой сосны. Внук Саша помогал деду. На дворе сильный ветер. А мальчику было жарко от работы. (30 слов)


Примерный план.

1. Что произошло с погодой?

2. Что привёз дедушка?

3. Почему этот рассказ называется «Помощник»?

4. Справился бы дедушка с работой один?

5. Почему мальчик не замёрз?

Добрые дети.

Дети гуляли зимой в большом лесу. Они нашли птичку на снегу. Она была очень слаба. Ребята принесли птичку домой. Они поместили её в клетку. Дети выпустили птичку на волю весной. (32 слова)


Примерный план.

1. Где гуляли дети?

2. Кого они нашли на снегу?

3. Что было с птичкой?

4. Куда её принесли ребята?

5. Куда поместили птичку?

6. Что дети сделали весной?

Кумушка-лиса.

У лисы зубки остры. У лисички шуба тёплая. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост носит бережно. Лисонька смотрит ласково. Зубы белые показывает. Лисица роет глубокие норы. В них много входов и выходов. (33 слова)

(По К. Ушинскому)


2. Зачем лисе глубокая нора со многими входами и выходами?

4. Что роет лиса?

Птичка.

Это случилось зимой. Птичка прилетела к окну. Она была слаба от голода.

Ребята стояли у окна. Им стало жаль птичку. Они открыли форточку.

Птичка влетела в дом. Она начала клевать крошки хлеба. (33 слова)


Примерный план.

1. Когда это случилось?

2. Куда прилетела птичка?

3. Что с ней было?

4. Кто стоял у окна?

5. Почему ребята впустили птичку?

6. Как ребята впустили птичку?

7. Что стала есть птичка?


Словарь: случилось, прилетела, форточка.

Полкан.

У Мурки родились котята. Кошка ушла. Полкан играет с котятами. Котята лезут на спину Полкана. Они пищат. Пёс рад. Пришла кошка и стала урчать. Полкан уполз под крыльцо. Скучно Полкану без маленьких котят. (34 слова)


Примерный план.

1. О ком говорится в этом рассказе?

2. Как Полкан играл с котятами?

3. Почему пёс был рад?

4. Часто ли собаки и кошки дружат?

5. Какой характер был у Полкана?

Подвиг.

Воробьиная семья жила над дверью дома. Один раз из гнезда выпал маленький птенчик. Он кричал и хотел взлететь. К нему подкрался кот. Спасать птенца кинулась мама. Она начала бить врага крыльями. Кот убежал. (34 слова)


Примерный план.

1. Где жила воробьиная семья?

2. Кто один раз выпал из гнезда?

3. Что он делал?

4. Кто подкрался к птенчику?

5. Кто кинулся спасать птенца?

6. Что она начала делать?

7. Что сделал кот?


Словарь: воробьиная, маленький, подкрался.

Дед и внук.

Школьник Петя Чунин живёт в селе Пеньки. Оно стоит на берегу реки Клязьмы. У Пети есть дед Фёдор Кузьмич. Он – сторож в вишнёвом саду. Сад очень большой. Мальчик часто гостит у деда. (35 слов)


Примерный план.

1. Где живёт Петя Чунин?

2. Где стоит село?

3. Кто есть у Пети?

4. Кем работает дед?

5. Каким является сад?

6. У кого мальчик часто гостит?

Собака.

Дали собаке кусок мяса. Бежит она по мостку через речку и видит себя в воде. Показалось ей, что другая собака мясо несёт. Стало нашей собаке завидно. Бросилась она за чужим мясом, а своё упустила. (35 слов)


Примерный план.

1. Где собака увидела своё отражение?

2. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

3. За что была наказана собака?

4. Можно ли сказать, что ей досталось по заслугам?

5. Чему учит этот рассказ?

Лисёнок.

Лисёнок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он освободил беднягу. Принёс домой. Внучка лесника Даша ухаживала за больным. Лисёнок поправился. Лесник отвёз его в лес. (35 слов)


Примерный план.

1. Что случилось с лисёнком?

2. Как помог ему лесник?

3. Как бы ты поступил на его месте?

4. Почему лесник отвез лисёнка обратно в лес?

2 класс
Второе полугодие

Диктанты
Ночь.

Серенький осенний день сменился мрачной ночной тьмой. Долго кричала воронья стая на верхушках ельника и не затихала. Но вот уже почти час стоит полная тишина. Только пробежит порой лёгкий шорох по листьям деревьев. (34 слова)

Белочка.

На верхушке мощной сосны живёт белочка. Она любит грызть орешки и шишки. На травке вокруг ствола обычно лежат скорлупки и очистки. А осенью на сучьях часто видны шляпки грибов. Это беличьи зимние запасы. (34 слова)

Летний денёк.

Маленькая кошечка сидит на ступеньке крыльца и ловко моет лапочкой за ушками. В дощатой будке спит сторожевая овчарка Жучка. Мошки вьются над её миской. В цветнике бабочки и божьи коровки летают над душистыми цветками. (36 слов)

Летняя прогулка.

Мы шагаем через поля по узкой тропке. По краям видны ромашки и незабудки. Вдали белеет роща. Это молодой березняк. За ним стоит большой сумрачный ельник. В нём есть лесное озерцо с топкими берегами. Там живут утки. (38 слов)

В парке.

Стоят солнечные июльские деньки. Светочка и Оленька пришли в парк. Вот ель с колкими иголками. Это дуб с толстым стволом и скользкими жёлудями. Вот рябинка с мелкими листочками. Это берёзка и липка. На ветках не умолкают пичужки. (39 слов)

Лисья семья.

Стоит июньская жара. К лесному ручью вышла лиса. За ней прибежали рыжие лисята. Плутовка с жадностью пьёт. Пьют и лисьи детки. Их матушка чутко следит за лесной жизнью вокруг. Вот затрещала близко ветка. Лисья семья исчезает среди листвы. (40 слов)

Первый снег.

Между девятью и десятью часами вечера погода резко изменилась. Хлопьями повалил снег. Потом снежинки закружило метелью. Началось сильное ненастье. Ветер гнул гибкие берёзки и липки во дворе. Часто он словно горстью бросал в окошко нашей комнатки снег. (39 слов)

Январские деньки.

Стоят солнечные деньки. Толечка и Петенька играют у крыльца в снежки. Оленька и Танечка решили слепить снеговика. Его нос должна заменить морковка. Женечка и Коленька надели лыжи и бегут в близкую рощу. Всем деткам нынче веселье. (38 слов)

За грибами.

На лесной опушке зеленеют берёзки и дубки. Тут в канавке у дорожки Маша часто находит грибки. Вот рыжие лисички и боровички с крепкими ножками. А вон сыроежки. Девочка не берёт свинушки с сизоватыми скользкими шляпками. (37 слов)

Полезный шкафчик.

Около окна стоит маленький шкафчик. На верхней полочке стоит вазочка. В июньские и июльские деньки в неё помещают одуванчики или ромашки. На второй полочке хранят чашки и блюдца. На третьей полочке лежат книжки и тетрадки. (37 слов)

На лугу.

Ходит Варя по лужку и смотрит вокруг. Среди мягкой травки видны васильки и незабудки. Пчела собирает пыльцу на цветке. Летает беленькая бабочка. Она словно танцует вальс. А на большой кочке живут муравьи. Они ползут по тропе. (38 слов)

Наш парк.

Осенью дорожки нашего парка покрыты опавшими листьями. Вокруг темнеют стволы деревьев. Часто сильный ветер качает их верхушки. Деревья громко скрипят. Изредка утром бывают заморозки. На поникшей травке лежит изморозь. Лужи покрыты ледком. (34 слова)

Ненастье.

Ещё утром ласточки и стрижи начали низко летать. Это к близкому ненастью. Небо затянуло тучами. Скоро польёт сильный дождь. И точно. Застучали первые капельки. Раздались резкие удары грома. Они похожи на выстрел из пушки. (35 слов)

Друзья.

Кирилл и Анна юннаты. Они дружат и не ссорятся. Кирюша любит играть в хоккей. Мальчик пишет стихи и рассказы. Аня играет в теннис и ходит в бассейн. У девочки есть коллекция значков. (33 слова)

Рисунок.

Между пятью и шестью часами вечера Галя рисовала акварельными красками закат. Получается отличный пейзаж! Дневное светило исчезает за маленьким сосновым леском. Клочьями летят цветные облака. А земля уже задремала под лёгким пушистым снежком. (34 слова)

Скоро чаепитие.

На столах стоят вазочки со сладким песочным печеньем и маленькими конфетками. На блюдцах лежит вишнёвое и клубничное варенье. В чайных чашках разлит душистый чай. Вокруг столов стоят стулья и скамьи с мягкими подушками. (35 слов)

Огород.

В конце двора на солнечной площадке сделан большой огород. На узких и широких грядках посадили морковку и репку. Посадили укроп и петрушку. Посадили картошку и лук. В жаркие июльские деньки овощам нужна обильная и тщательная поливка. (37 слов)

Июльский денёк.

Несколько часов мы бродили с лукошками по лесным тропкам. Вот на опушке под молодыми дубками крепкие боровички и рыжие лисички. А на лесных полянках большие земляничники и черничники. В хороший летний денёк в лесу раздолье! (37 слов)

Покупки.

Сестрички Ниночка и Леночка зашли в аптечный киоск за таблетками от кашля. В маленьком овощном магазине они купили картошку и петрушку. В булочной девочки купили хлеб и две шоколадки. Одну сладкую молочную плитку и одну горькую. (37 слов)

Лыжники.

Стоит солнечный февральский денёк. Погодка хороша! Мы встаём на лыжи и спешим в лес. Пробежка по лёгкому морозцу полезна для здоровья. Ночью был сильный снегопад. Мы рады мягкому снежку. Скольжение отличное. Скоро начнётся веселье. Будем ездить с горы. (39 слов)

На берегу.

Лежит Коля на берегу маленькой речки и глядит по сторонам. Весёлый ветерок покрывает гладкую поверхность воды лёгкой рябью. Он шевелит мягкую травку и лепестки цветков на лужке. Гибкие деревца полощут свои ветки и листья в речной воде. (39 слов)

Кошка Сильва.

На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяска и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски мордочка испачкана в еде. Сытая кошечка умывается. (37 слов)

Подружки.

Таня и Валя спустились в лесной овраг. По мягкому ковру из опавших листьев девочки идут к ручью. Он течёт среди песка и маленьких камешков. А вдруг здесь есть жилище колдуньи или лесной ведьмы? Подружки спешат скорей вылезти. (38 слов)

В зоопарке.

В воскресенье Катя Чубина с бабушкой и дедушкой ходили в зоопарк. Там в клетках много различных животных. Девочка смотрела на волчицу с волчатами. Увидела львицу с львятами и слониху со слонятами. А как красив пятнистый жираф! (38 слов)

В ельнике.

Даже в солнечный денёк в ельнике довольно сумрачно. На земле лежит ковёр из опавших хвоинок. На нём зеленеет достаточно редкая травка. Птичьих голосов здесь не слишком много. Певчие пташки обычно не любят селиться на еловых ветках. (38 слов)

Пейзаж.

Рита стоит на холме и глядит на красивый сельский пейзаж. Вдали видны крыши маленькой деревеньки Коньково. Вон коровки вышли пастись на луг около речки Клязьмы. Стучит копытцами по пыльной дорожке серенькая лошадка. Над полями низко летают ласточки и стрижи. (40 слов)

Болотце.

Рядом с нашими дачными участками есть поля. В середине одного из них есть маленькое болотце. По краям стоит камыш с узкими листьями и коричневыми цветками. В центральной части видны низкие деревца. Такие места очень топкие. Там ходить нельзя. (39 слов)

Фонарщики.

В нашем дачном посёлке фонарщики починили фонари на столбах. Теперь светло круглые сутки. Мы почти совсем не страшимся ходить по ночным улочкам. Кругом видны огоньки. А раньше вечерами во дворах было очень темно. (34 слова)

Воробьи.

Во дворе пищат воробьи. Пичужки сидят на ветках рябинки и берёзки. Четыре пташки прыжками снуют по земле. Она покрыта лёгким снежком. На нём видны птичьи следы. Воробушки ищут различные крошки и питательные зёрнышки. Едят они и горьковатые ягодки. (39 слов)

Ссора.

Анна и Жанна поссорились. Анна хочет идти в бассейн. Жанна хочет играть в теннис. Вот Анюта плывёт по длинной дорожке. Жанночка идёт с ракеткой на корт. Через час девочки вновь встречаются. Они помирились. (34 слова)

Булька.

Пёс Булька сидит в своей будке. Он только начал грызть сладкую кость из борща. Но чуткий сторож слышит мяуканье. Кошачьи голоса звучат в дальнем конце двора. Пёс с лаем бежит по дорожке. Но ловкие кошки легко спаслись на деревьях. (40 слов)

Птицы.

Осенью все певчие птички улетели на юг. Ещё в августе в лесу почти не умолкали птичьи голоса. А теперь там царит тишина. Воробьиные и вороньи стаи обычно живут около людского жилья. Прилетают к кормушкам синички. Шагают по асфальту голубки. (40 слов)

Сокровище пиратов.

На каменистом островке среди морских просторов зарыт пиратский клад. Его зарыл пират Джон Флинт. В большой сундук он положил золотые слитки и много монет. Есть там дорогие чаши и кубки. Есть кольца и серьги. Кто найдёт путь к сокровищам? (41 слово)

На рыбалку.

Мы идём ловить рыбку на близкое озерцо. Там отличный клёв. Мы несём на плечах удочки и мешки. Ищем в траве сладкие ягодки земляники и черники. Мы шагаем по узкой тропке вдоль лесного ручья. Поток воды вьётся среди корней мощных сосен и молодых дубков. (45 слов)

Новое пальто.

Сварщик Илья Григорьевич заказал в ателье лёгкое пальто. Он будет носить его осенью. Восьмого июля он идёт получать заказ. Между шестью и семью часами вечера Илье Григорьевичу вручают пальто. Оно отлично сшито. Заказчик доволен вещью. (37 слов)

Отдых.

Мальчики Петенька и Толечка метко бросают шишки в ствол сосны. На скамье сидит кошка Дунька. Она слегка прикрыла глазки и следит за детьми. В тенистой беседке читает книжку бабушка Ульяна Демьяновна. А на ветках дают концерт певчие пташки. (39 слов)

В деревне.

Я полощу бельё в нашей речке Сетуньке. На крепких дощатых мостках таз с бельём. Вода не тепла. Но мои пальцы привычны к холодку и мне не зябко. Нужна привычка и к морозцу. Зимой будем стирать в полынье! (39 слов)

Скоро гости.

На скатерти стоят чашки на блюдцах. В хрустальных вазочках вишнёвое и яблочное варенье. В стальной кружке орешки кешью. Гостей пока нет. Стулья пусты. Подошла большая ленивая кошка. Она начала точить коготки о ножку стола. (36 слов)

Пони.

Старый тенистый парк. Вдоль длинных аллей стоят липки и дубки. В тени деревьев видны дощатые скамьи и ветхие беседки. Мы слышим топот вдали. По дорожкам стучат копытцами маленькие лошадки. (30 слов)

Кросс.

В субботу мы всем классом бежим кросс. Мы стартуем около школы и сначала бежим по длинной аллее. Потом мы бежим по асфальтовой дорожке вдоль большого шоссе. Потом по сосновому леску мы возвращаемся к школьному двору. (36 слов)

В овраге.

Рядом с нашим селом есть длинный овраг. Он зарос бурьяном. Через овраг ведёт узкая тропка. По доскам можно перейти русло ручья. Они трещат под ногой. Я не боюсь гулять по оврагу. Там много трав и цветов. (38 слов)

Сколько воды в бассейне?

В чайной ложке несколько граммов воды. В чашке больше жидкости. В бочке ещё больше. А масса воды в бассейне велика. В бассейне можно уместить десятки бочек. Это несколько тонн воды. (34 слова)

На море.

Сестрички Инна и Алла приехали из России к бабушке в Одессу. Они вышли на морской берег. Горизонт далёк. Над водой летают и кричат чайки. Дует лёгкий ветерок. Бежит волна за волной. Такой пейзаж очень красив. (37 слов)

Наш класс.

Многие ребята из нашего класса ходят в спортивные кружки и группы. Кирилл любит бокс и шашки. Алла посещает секции лыж и шахмат. Илья играет в хоккей. Инна – в теннис. Марат ходит в бассейн. Ольга катается на коньках. (39 слов)

Брат и сестра.

Анна читает рассказ про юннатов. Её младший брат Кирилл решает задачу. Он должен найти массу нескольких десятков груш. Ему надо искать сумму. А Аня закончила читать и идёт смотреть редкие открытки. У неё большая коллекция. (38 слов)

Боровик.

На лесной опушке появился из земли гриб боровик. После грибного дождя он подрос и стал красавцем. У него крепкая ножка и скользкая коричневая шляпка. Он хорошо скрыт в траве. Ежи и бельчата рады грибу. Вкусное кушанье! (37 слов)

Озерцо.

Мы идём на близкое озерцо ловить рыбку. В мягкой травке скачут зелёные лягушки-квакушки. По шатким мосткам мы переходим маленькие овражки. По ним в озерцо текут ручьи. Они бегут по песку и камням. А вот резкий обрыв. Под ним берег озерца. (41 слово)

Сад.

За деревней есть большой сад. Вокруг него стоит хлипкая дощатая оградка. Через шаткую калитку мы попадаем внутрь и шагаем по заросшей тропке. Вокруг трава и бурьян. Но здесь сохранилось много плодовых деревьев. Вот куст роз. А вот бывшая грядка с овощами. (42 слова)

Собачки.

В соседском дворе живёт дог Азор. Он часто гавкает на прохожих. Пёс спит в будке. Рядом живёт дворняжка Найда. Ночью её помещают в чулан. А около сторожки живёт овчарка Тучка. Она идёт на ночлег в маленький сарайчик. (38 слов)

Дождь.

С прошлой субботы льют дожди. Между ними только короткие передышки. На улицах жуткая слякоть. На асфальте лужи и грязь. Из-под колёс машин на шоссе летит тысяча брызг. На аллеях парка опавшие листья превращаются в скользкую массу. (37 слов)

Наш класс.

В нашем классе все любят спорт. В субботу мы играем в теннис или ходим в бассейн. А в ближайшее воскресенье весь наш коллектив бежит кросс. Мы хотим стать крепче и сильнее. С нами бежит учитель Денис Ильич. (39 слов)

Белочка и ёжик.

Белочка любит грызть орешки и шишки. Вот она сидит на ветке молодой липки и держит в лапках шишку с соседней ёлочки. Очистки летят вниз на мягкую травку. Под деревцем сидит ёжик и ест грибки. (37 слов)

Мальва.

На лавке сидит маленькая киска Мальва и моет мордочку язычком. У кошки мягкая длинная шёрстка. На лапках у неё остренькие коготки. Во рту крепкие зубки. Мальчик Илья чешет кошку Мальву за ушком. (33 слова)

Погреб.

Вот большой погреб. В нём лежат мешки с картошкой и морковкой. В шкафчиках стоят баночки с клубничным и земляничным вареньем. Мы любим сладкие кушанья. Есть там и различные соленья. Грибки и огурчики. Капустка и помидорчики. (36 слов)

Коллекции.

У Анны есть коллекция значков. Кирилл собирает открытки. У Инны есть альбом с марками. Алла любит мягкие игрушки. У Ильи собрана коллекция машинок. У Ольги на полочках стоит много игрушечных животных. Кошечки и собачки. Жирафчики и слонята. (39 слов)

Изложения

Ледяной сад.

На стекле появились снежные узоры. Вот длинная ветка. Рядом сказочный цветок. Их начертил мороз.

В воздухе всегда есть водяной пар. Пары садятся на холодное стекло. Они становятся льдом. Так на окне растёт ледяной сад. (36 слов)

(По М. Гумилевской)


Примерный план.

1. Что появилось на стекле?

2. Какие там были рисунки?

3. Кто их чертит?

4. Что всегда есть в воздухе?

5. Куда садятся пары?

6. Чем они становятся?

7. Что растёт на окне?


Словарь: появились, становятся.

Яркие наряды.

На лесную опушку падают солнечные лучи. А деревья уже надели яркие наряды. Листочки осины пожелтели. Дуб стал красным и коричневым. Рябина повесила на каждой веточке красные бусы.

Только ёлочка всегда одета в зелёные иголочки. (36 слов)


Примерный план.

1. Куда падают лучи солнца?

2. Что надели деревья?

3. Какими стали листочки осины?

4. Каким стал дуб?

5. Что повесила рябина на каждую веточку?

6. Во что всегда одета ёлочка?


Словарь: всегда.

Умная галка.

Галка захотела пить. Она заметила кувшин с водой на столе. Воды в кувшине было мало. Галка не могла достать её. Тогда она стала кидать камешки в кувшин. Поднялась вода в кувшине. Галка смогла напиться. (36 слов)

(По Л. Толстому)


Примерный план.

1. Что захотела галка?

2. Что она заметила на столе?

3. Почему она не смогла сразу напиться?

4. Что стала делать галка?

5. Что стало с водой?

6. Почему галка смогла напиться?


Словарь: кувшин, напиться.

«Этажи» для зверей.

У зверей и птиц есть «свои этажи» в лесу. В норе живёт лиса. Прямо на земле делает гнездо соловей. В кустах живёт дрозд. Выше находится гнездо совы. На самой вершине дерева живёт ястреб. Это «верхний этаж». (39 слов)


Примерный план.

1. Что есть у зверей и птиц в лесу?

2. Где живёт лиса?

3. Где соловей делает гнездо?

4. Где живёт дрозд?

5. Где у совы гнездо?

6. Где живёт ястреб?


Словарь: соловей, верхний.

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье...
Чу! шепот опять!
Борода!
А барин, сказали!..
Потише вы, черти!
У бар бороды не бывает — усы.
А ноги-то длинные, словно как жерди.

Четвертый

А вона на шапке, гляди-тко — часы!
Ай, важная штука!
И цепь золотая...
Чай, дорого стоит?
Как солнце горит!
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные...

(с испугом)

Глядит!

Четвертый

Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!
Прибьет...
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
«Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И, видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...» — Услышит, молчи! —
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали,
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав — вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет!
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На господа бога во всем потрафлять.
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на бога роптать, —
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли...»
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали —
Что новый прохожий, то новый рассказ...
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра...
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились...
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок, —
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?..
Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился... ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством...
«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!»
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем...
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
— Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал...
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу. —
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! «Фингалка, умри!» —
«Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!»
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей...
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

Литературно-историческим подвигом назвал эту книгу президент Российской Телевизионной Академии Владимир Познер. Действительно, автор «Ковчега детей» Владимир Липовецкий потратил двадцать пять лет жизни на то, чтобы по крупицам собрать свидетельства об одной из самых удивительных историй XX века. Истории о том, как восемьсот петроградских детей в 1918-1920 годах по воле обстоятельств совершили полное кругосветное путешествие. Вывезенные на лето из голодного Петрограда на Урал, дети оказались отрезаны начавшейся Гражданской войной, и только…

Музыкальные игры для детей Татьяна Образцова

В книге приводятся описания музыкальных игр, в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. В издании приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассчитанных на детей самых разных возрастов – от 3 лет до старшего школьного возраста. Это игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слух и память, музыкально-юмористические и обрядовые, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества. Материал книги будет весьма интересен методистам, воспитателям и преподавателям музыкальных…

Железная клетка Андрэ Нортон

Жестокие инопланетяне хотят выкинуть в утилизатор отработанный материал опытов – беременную женщину в железной клетке. Однако благодаря своему сыну Джонни она остается жива. Клетку выбрасывают на планету и корабль инопланетян улетает. Женщина рожает двух детей: мальчика и девочку. Через несколько лет она умирает, но на планете остаются ее дети. Они прекрасно живут в миролюбивом племени почти разумных животных, которые спасли и приютили их той страшной ночью, пока любопытство не толкает их на поиск разгадок необычной, ранее обитаемой планеты.…

Остров Стрежневой Виктор Точинов

Бессонов с друзьями приехал на остров Стрежневой, расположенный в дельте Оби, чтобы поохотиться. Благо – птицы в этом году над островом пролетало громадное количество. Только, что это за птицы летят на материк со стороны вечной мерзлоты Арктики, бывалые охотники так и не смогли понять...

Крот в городе Й. Новотны

Прекрасно иллюстрированная художником Зденеком Милером книга о приключениях Крота. Мультфильмы с этим героем, созданным чехословацкими мультипликаторами знают и любят дети разных стран мира уже много лет. А в этой книжке дети узнают о приключениях Крота и его друзей в городе.

Аня из Авонлеи Люси Монтгомери

Жизнь не стоит на месте. Весну сменяет лето, а вслед за детством приходит юность. Вместе с читателями взрослеют и герои книги «Аня из Зеленых Мезонинов»- фантазерка Аня Ширли и ее верные друзья. Второй роман известной канадской писательницы Л. М. Монтгомери - продолжение повествования о судьбе повзрослевшей и уже полюбившейся читателям очаровательной героини.

Драконы летнего полдня Маргарет Уэйс

Месяц за месяцем, год за годом проходят над Кринном. Дуют промозглые осенние ветры, сыплют колкие ледяные кристаллы зимние облака, распускаются на лугах дивные цветы. Вслед за весной спешит лето... Однако Тьме ненавистен яркий солнечный свет. Глазам, привыкшим к вековой мгле, больше по нраву глухой сумрак и серые тени. Темная Воительница жаждет мщенья и собирает рассеянные в битвах полчища драконидов. Рыцари Тьмы подбираются к Башне Верховного Жреца. В синем безоблачном небе древнего Кринна зловещими силуэтами появляются Драконы Летнего Полдня.

Магический шар Вольфганг Хольбайн

Сказочная Луна в опасности! С тех пор, как разбился Магический Шар старого чародея Фемистокла, в Университете Драгенталь в Долине драконов происходят непостижимые вещи: стены и двери превращаются в сыр, ученики застывают, словно каменные статуи, а книги, будто птицы, летают по воздуху. В интернате Драгенталь, который находится в нашем мире, тоже все идет наперекосяк: школьные компьютеры заражены таинственным вирусом! Ребекке становится ясно, что за этими событиями стоят коварная Саманта и дракон по имени Огонь. Древние мрачные силы зла грозят…

Сказки о цветах ANNA SAKSE

Перед вами удивительная книга - это не просто сказки, а сказки из волшебного сада, в котором цветы и деревья говорят человеческими голосами. Они рассказывают о своих судьбах, о разных временах и странах. Многие из них - некогда заколдованные люди. Каждая история в центре повествования имеет цветок. Лесной, дикий, но красивый. Да и идея книги появилась, когда автор гуляла по лесу. Вот такие вот сказки! А услышала и записала эти истории известная латышская писательница Анна Саксе более чем полвека назад.

Приключения Мурзилки Борис Карлов

ГАЗЕТА «КНИЖНАЯ ПРАВДА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ: УЧЁНЫЙ-ЖИВОДЁР СТАВИТ БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ ОПЫТЫ НАД ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ. ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ ВАКЦИНА НЕ ДОЛЖНА ПОПАСТЬ В РУКИ ТЕРРОРИСТОВ, КОТ-УБИЙЦА НАВОДИТ ПОРЯДОК, МИЛИЦИЯ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ. ДЕТИ ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ, МЕХАНИЧЕСКАЯ СОБАКА ИДЁТ ПО СЛЕДУ. СТАЯ ВОЛКОВ И ЛЕСНАЯ НЕЧИСТЬ ПРОТИВ ОДНОГО РАЗБУЖЕННОГО МЕДВЕДЯ. КВАРТИРНЫЙ ВОР УГРОЖАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЮ РЕДАКЦИИ, СПАСТИ ПОЛОЖЕНИЕ МОГУТ ВОЛШЕБНЫЕ ПРИЧИНДАЛЫ. ЖИЗНЬ И СВОБОДА В ОБМЕН НА МАНДАРИНЫ. ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ УДАВА. ЗВЕРИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ЗООПАРКА В СМЕРТЕЛЬНОЙ…

Весна незнаемая. Книга 2: Перекресток зимы… Елизавета Дворецкая

Громобой, сын Перуна, странствует по земному и Надвечному мирам в поисках похищенной весны. С ее пропажей разорвался годовой круг, и бесконечная зима угрожает гибелью всему человечеству. Тем временем где-то далеко уже спит новая, незнаемая весна, но пробудиться она сможет только после битвы сыновей Перуна и Велеса. А те уже давно ищут друг друга, разными путями приближаясь к перекрестку зимы и лета. Именно там должна произойти схватка, которая наконец восстановит разрушенный мировой порядок.

Дети индиго. 10 лет спустя Ли Кэрролл

Дети индиго - яркие, живые, сильные и жизнерадостные - стали символом нового времени, эпохи роста осознанности и раскрытия внутренних сил человека. За прошедшие десять лет Дети индиго превратились в подростков. Они заканчивают учебу, и перед ними встает новая проблема: как найти себя во взрослой жизни. Решают они ее по-разному: порою с легкостью, а порою нестандартно. Дети индиго внутренне свободны, они не знают страха, но далеко не все они нашли свое место в этом мире. Эта книга расскажет о том, что происходит с Индиго, почему они поступают так,…

Папа, мама, бабушка и восемь детей в лесу. Анне Вестли

Помните замечательную книжку про «Папу, маму, бабушку, восемь детей и грузовик»? Ну так вот: теперь у вас в руках новый сборник увлекательных повестей о дружном и веселом семействе, в котором ни минуты не бывает тихо. С писательницей Анне-Катерина Вестли норвежские дети познакомились в начале 50-х годов. Она читала по радио сочинённые ею маленькие забавные истории, из которых и сложились потом её книги. Человек, прочитавший эти книги никогда не сможет их забыть. И всегда с улыбкой будет вспоминать «Мáрен, Мáртин, Мáрта, Мадс, Мóна, Мúлли, Мúна и Малышка…