Дед архип и ленька учит. Урокьвнеклассного чтения по рассказу М.Горького "Дед Архип и Лёнька"7 класс

Ожидая паром, дед Архип и Лёнька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Лёнька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Лёнька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда - старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слёзы. Степное марево закрывало всё вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрёт, и его беспокоила мысль о внуке. Куда денется Лёнька? От этой мысли деду становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.

Проснулся Лёнька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, потому что его никто не звал. Лёнька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к Лёнькиной ноге поясок и держать, но Лёнька сообразил, что так река унесёт их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выразить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что всё вокруг: и они, и города, и все люди - пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевёл разговор на тему собственной смерти и судьбы Лёньки.

Мальчику надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, потому что сначала ему становилось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Лёнька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Лёнька хотел пойти работать в трактир. Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожаловался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высосали, истощили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит. На пароме Лёнька стоя задремал и упал.

Казак довёз их до станицы. По дороге Лёнька думал, что снова придётся просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подавали еду, но она портилась, и её никто здесь не покупал, а лучше бы давали деньгами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их переночевать. Лёнька захотел разойтись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Лёнька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Лёнька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла новый платок, который купил ей отец. Лёнька решил, что отец побьёт её, но всё равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась - её мать не любила нищих, - и ушла.

Лёнька пошёл к церкви, где они условились встретиться с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много подавали, и он решили идти искать Андрея Чёрного. Но подошедший к ним казак повёл их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Лёньке свёрток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Лёнька заметил в свёртке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл бельё, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Лёньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывели из станицы.

По дороге дед подобрал свёрток с платком и кинжалом и показал Лёньке. Мальчик сразу же представил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Лёнька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что всё делает ради Лёньки, его будущего. Мальчик испугался и начал звать деда обратно в станицу, а тот всё говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испугавшись, Лёнька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же, он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоронить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похоронили там же, где нашли. Лёньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Главные герои рассказа М.Горького «Дед Архип и Лёнька» — старик по имени Архип и его внук, Лёнька. Дед с внуком уже много лет жили тем, что собирали подаяние. Дед Архип чувствовал приближение смерти, и беспокоился о том, как десятилетний внук будет без него искать себе место в жизни. Он мечтал скопить достаточную сумму денег, чтобы Лёнька мог на них жить, когда останется один.

В поисках лучшей доли дед и внук отправились на Кубань, где милостыню подавали более щедро, чем у них на родине. Одна беда, подавали им, в основном, еду. Подавали хорошо, еда оставалась, и ее приходилось выбрасывать, а покупать еду у них никто не хотел.

На переправе через реку Кубань дед разговорился с одним казаком, который интересовался, как живется людям в тех местах, откуда пришли два путника?

Дед Архип стал рассказывать о голоде, о том, что земля перестала быть плодородной. На это казак возразил, что причина плохой жизни не в истощенной земле, а в плохих руках у людей, которые не умеют на этой земле работать.

Казак оказался добрым и подвез двух путников до своей станицы. Узнав, что дед с внуком пойдут по станице собирать подаяние, он сказал им, чтобы вечером они приходили в его дом переночевать.

Дед с внуком, договорившись вечером встретиться у церкви, разделились и пошли по улицам станицы. Лёнька не любил просить подаяние, ему было трудно унижаться перед людьми. Выбрав место поукромнее, он уснул. Разбудил его детский плач. Плакала маленькая девочка. Лёнька узнал, что она потеряла новый платок. Как мог, Лёнька ободрил плачущую девочку и ушел.

Когда он добрался до церкви, туда пришел и дед Архип. Он нес тяжелый мешок с подаянием. Они уже собирались искать дом того казака, что пригласил их на ночлег, когда к ним подошел другой казак и потребовал следовать за ним.

Лёнька понял, что дед опять что-то натворил. Старика уже ловили однажды на краже, и в этот раз он тайком сунул Лёньке сверток, попросив выбросить его незаметно. Внук выполнил просьбу деда, но в этом свертке он распознал голубой платок, и сразу понял, что этот тот самый платок, что потеряла девочка.

Потом деда и внука обыскивали, говоря, что в станице пропали кинжал и платок. Дед Архип говорил, что они ни в чем не виновны. У нищих ничего не нашли, но все равно выгнали из станицы.

Сидя под корявым деревом неподалеку от селения, внук услышал от деда историю о том, как тот в одном доме тайком снял со стены дорогой кинжал, который можно выгодно продать. Он же нашел и потерянный платок, который и не подумал возвращать владельцам. Эти вещи дед сумел подобрать, когда их выпроваживали из станицы, и, сидя под деревом, он рассуждал о том, как много за них денег можно будет выручить для будущей жизни Лёньки.

Внук был против того, чтобы дед занимался воровством. Он потребовал, чтобы они вернулись в станицу и отдали вещи их владельцам. Возникла ссора, которую усилила начавшаяся гроза. В результате, Лёнька убежал от деда, куда глаза глядят.

Утром деда Архипа, еле живого, обнаружили местные ребятишки. При нем были пропавшие кинжал и платок. К вечеру старик умер, и его похоронили под тем деревом, возле которого нашли. На погосте его не стали хоронить, признав в нем вора.

А через два дня нашли и его внука, Лёньку. Он лежал на дне оврага, в который мальчик сорвался в ту грозовую ночь. Поначалу его, как невинного ребенка, хотели похоронить на погосте, но потом передумали и положили рядом с дедом, поставив над могилой каменный крест.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Горького «Дед Архип и Лёнька» заключается в том, что даже в самых тяжелых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Не следует опускаться до воровства. Дед Архип, который украл кинжал, желая обеспечить жизнь внука, был похоронен, как вор. И его внука Лёньку, о судьбе которого дед так заботился, люди тоже сочли вором, положив его рядом с дедом.

Рассказ учит за добро платить добром. Казаки по-доброму отнеслись к двум нищим: их подвезли до станицы, дали хорошее подаяние и пригласили на ночлег. А в ответ дед Архип совершил кражу.

Какие пословицы подходят к рассказу Горького «Дед Архип и Лёнька»?

Нищему нет друга.
Старый — что малый, а малый — что глупый.
Украсть – в беду попасть.

Тема. Вне классное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока. Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

развитии сюжета.

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».

Ход урока.

I Повторение. (Опрос).

    Что такое тема художественного произведения?

    Что такое идея?

II . Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

    Понравился ли вам рассказ?

    Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2. Раб ота с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а) Как вы понимаете выражения: «На темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», ... «пыльные физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» - 29 стр.

б) Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки...»

Лёнька: «... лежал калачиком. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях...» - Что можно сказать о них.

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

г) Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «... большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые...»

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

И Архип,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного на белом свете, а река равнодушно плещет о берег, «Ярко улыбается безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием - смятением старика.

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька, Лёнька!., кабы грамоту тебе!...»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу - сытый и голодный...»

Обобщение.

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

в) Инсценировка.

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча...» и заканчивая словами: «Не будет тебе на том свете прощенья за это!»

Обобщение.

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

«Крик его, заглушаемый отзвуками грома, прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

- Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

- Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота - судьба Лёньки. Она под ударом.

«Удары грома, сотрясая степь и небо, рокотали теперь...» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел...»

Обобщения и выводы учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: « Сытый человек-зверь... Враги друг другу - сытый и голодный...»

Окружающие условия нравственно исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, воровать. Изображая встречу с казаком, писатель не только говорил об униженном положении обездоленных, но и указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым» голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

Тронутый слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду: «Вор ты старый!»

Разразившаяся во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство - нора рабской морали», - говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

    Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.

    Рефлексия:

    С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?

    Что особенно запомнилось в характере Лёньки?

    Какова основная идея рассказа?

    Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V . Домашнее задание.

Написать сочинение - отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького «Избранные произведения», «Детская литература», М., 1975).

Министерство просвещения РФ

городского округа город Михайловка

Волгоградской области

МКОУ «Реконструкторская СОШ»

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

Учитель русского языка и

литературы высшей категории

Бахтин С.Ф.

п.Реконструкция

К числу «босяцких» рассказов Горького примыкает рассказ «Дед Архип и Ленька», значительный по своим художественным достоинствам и идейному содержанию.

В этом рассказе писатель обращается к теме украденного дет­ства. Горький повествует о странствующих нищих - деде Архипе и его внуке Леньке.

С первых же страниц рассказа у читателя рождается чувство сострадания к этим обойденным судьбой людям.

Архип - человек преклонных лет, в прошлом, наверное, кре­стьянин. Долготерпение, покорность богу, судьбе - все те качест­ва, которые видел в крестьянстве Л. Толстой, сродни деду Архипу. Он ничего от жизни не ждет, ни к чему не стремится. Единствен­ная его цель и забота - прокормить внука-сироту, которого он опе­кает вот уже семь лет.

Ленька иначе смотрит на мир. Очень любознательный, он жаж­дет открытий, тянется ко всему хорошему. Странствуя, Ленька уже достаточно хлебнул горя, не раз сталкивался с несправедливостью, но он мечтает о «больших чудесных городах, населенных невидан­ными или добрыми людьми, у которых не нужно будет просить хлеба.».

Основу рассказа составляет столкновение различных нравствен­ных идеалов деда и внука. Для деда средство поддержания сущест­вования - воровство, а Ленька хочет видеть жизнь чистой и спра­ведливой.

Завязкой в рассказе становится история с платком, который украл у девочки дед Архип. Ленька, движимый благородным чув­ством, пытается успокоить девочку, в страхе ожидающую наказа­ния за утерянную вещь, защитить ее от отца. Мальчик оскорблен, узнав, что платок похитил его дед, но еще большее угрызение со­вести, стыд, возмущение испытывает Ленька, услышав, как дед публично отрицает то, что снял со стены кинжал. Драма в душе Леньки нарастает.

Открытое столкновение между дедом и внуком происходит в степи, в стороне от людей. Это безлюдное пространство усиливает драматизм их конфликта. Ленька, убедившийся в том, что дед его - вор, проклинает его, желая ему смерти и непрощения на не­бесах. Дед почти с отчаянием объясняет внуку, почему он воровал. О своей нечисто прожитой жизни он говорит как о подвиге во имя внука: «Семь лет я тебя нянчил! Все для тебя. и жил. для тебя. Рази мне надо что? Умираю ведь. Умираю. а ты говоришь-вор. Вот возьми. бери. На жизнь твою. на всю. копил. ну и воро­вал. Бог видит все». Как бы в унисон разыгравшейся между людьми драме в степи начинается гроза, во время которой дед и внук гибнут.

Так же как и в рассказах романтических, пейзаж становится здесь одним из важных сюжетных компонентов, организующих по­вествование, хотя природа здесь рисуется в сдержанных, спокой­ных тонах, исключающих всякую экзотику.

Горький стремился показать, что даже у людей, замордованных подневольным трудом, живо чувство прекрасного.

Рассказ «Двадцать шесть и одна» писатель назвал поэмой. По­этическое чувство красоты, щедро насыщающее это произведение, давало полное право на такое жанровое определение.

Рассказ автобиографичен и навеян впечатлениями того време­ни, когда А. Пешков работал в крендельной пекарне Василия Се­менова в Казани. А время то было мрачное. Много лет спустя Горький, опровергая утверждение, будто бы его сделали марксис­том лишь произведения великих философов, писал: «Вы скажете марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдуб­лена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казан­ский булочник Семенов и русская интеллигенция, которая наибо­лее поучительна со стороны своей духовной шаткости».

В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький изображает мрач­ную обстановку булочной Семенова. Огромная печь похожа на чу­довище, готовое поглотить согнанных к нему рабов. А сами рабы, грязные, измученные, ненавидят свой труд.

О труде в капиталистическом обществе, о его подневольном ха­рактере Горький писал неоднократно. Так, в рассказе «Челкаш», воспроизводя музыку трудового дня в порту, он подмечает, что люди незаметно превратились в механические придатки машин.

Труд крендельщиков тяжел. «Изо дня в день в мучной пыли, в грязи, натасканной нашими ногами со двора, в густой пахучей духоте, мы рассучивали тесто и делали крендели, смачивая их на­шим потом, и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью. Сидя за длинным столом друг против друга,-девять против де­вяти,- мы в продолжение длинных часов механически двигали ру­ками и пальцами и так привыкли к своей работе, что никогда уже и не следили за движениями своими».

Но даже эти изнуренные люди, «арестантики», у которых не было ни сил, ни желания даже говорить друг с другом, не лишены чувства прекрасного.

Для того чтобы раскрыть внутренний мир своих героев, мир, полный страстей, затаенных дум, Горький использует песню. При­чем он воспроизводит не только ее содержание, но и подробно опи­сывает тембр голоса поющего, выражение его лица, реакцию слу­шающих.

Эти полумертвые люди, «живые машины», иногда начинали петь. И самым замечательным было, когда пели все двадцать шесть. Их «громкие голоса, давно спевшиеся голоса» наполняли помещение; песне становилось тесно в нем, она билась о камень стен, стонала, плакала и оживляла «сердце тихой щекочущей болью», бередила в нем старые раны и будила тоску.

Поющим густая, широкая волна звуков представлялась «доро­гой куда-то вдаль, освещенной ярким солнцем,- широкой дорогой.».

Было у крендельщиков и еще нечто хорошее, заменявшее солнце. Каждое утро к ним заглядывала шестнадцатилетняя горничная Таня, с румяным личиком, толстой косой каштановых волос.

Грязные, темные, уродливые люди ждали с нетерпением ее прихода и говорили ей какие-то особые слова, которые находились у них только для нее. У крендельщиков и голоса становились мяг­че, ласковей и шутки легче, у них для нее все было особое.

Горький утверждал, что все красивое по-настоящему вызывает уважение к себе у людей, даже и у грубых людей. И хотя каторж­ный труд превращал людей в тупых волов, они все-таки оставались людьми и, как все люди, не могли жить без того, чтобы не покло­няться чему бы то ни было.

Горький впервые в русской литературе показал трудовой кол­лектив в своем стремлении к прекрасному.

Проблема активного отношения человека к жизни, которую ставит Горький в своих ранних романтических и реалистических рассказах, сопряжена с требованием героико-романтического искусства, способствующего обновлению жизни.

Эта позиция неоднократно и целенаправленно обосновывалась писателем в его литературно-критических статьях раннего перио­да. Эстетические взгляды Горького нашли также свое выражение в таких его произведениях, как «Читатель», «О Чиже, который лгал, и о Дятле - любителе истины», «Об одном поэте», «О черте», «Еще о черте» и других. Эти выступления были направлены про­тив декадентов и натуралистов, порвавших с демократическими традициями русской литературы, ратующих за искусство, свобод­ное от общественных идеалов и отражающее субъективное восприя­тие действительности.

На берегу Кубани, поджидая паром, отдыхают дед Архип и его внук Ленька. Старика мучает кашель, он не может уснуть. С каждым днем ему становится все хуже, дед предчувствует свою скорую смерть, и его печалит мысль о дальнейшей судьбе внука, который останется совсем один.

Из голодной России они пришли на богатую Кубань, и дед стремится изо всех сил хоть как-то облегчить будущее внука. Ленька - маленький хилый парнишка, ему всего лишь одиннадцатый год, всю свою жизнь он ходит с дедом, собирая подаяния.

Когда Ленька проснулся, дед Архип завел разговор о своей кончине, спрашивая внука, что тот будет без него делать. Леньке не нравятся такие разговоры, обычно приводящие к ссоре, да и что может ответить ребенок, сам не представляющий жизни без деда. Их разговор прервал чей-то крик, призывающий паром, и они увидели въезжающую на песок арбу со здоровенным казаком, стоявшим на ней в полный рост. Архип успел поговорить с казаком об их нелегкой доле, пожаловаться на голодную жизнь, и тут прибыл паром. Погрузившись и устроившись на пароме, они поплыли на ту сторону Кубани. Переплыв на тот берег, казак предложил деду подвезти их до станицы, а когда довез, то позвал и на ночлег, назвавшись Андреем Чёрным.

Архип с Ленькой договорились встретиться у церкви, и разошлись по разным сторонам собирать подаяния. Когда старик ушел, Ленька присел в тени плетня, а потом и вовсе уснул. Он проснулся от детского плача. Ленька встал, и увидел маленькую девочку, которая шла по дороге и горько плакала. Ему стало жаль девчонку, и он спросил у нее, что случилось. Девочка рассказала Леньке, что отец подарил ей платок, а она его потеряла и теперь боится наказания. Мальчишка, как мог, успокоил ребенка, и отправился к церкви. К паперти уже подходил и дед с полной котомкой, довольный щедрыми пожертвованиями.

Немного отдохнув, странники уже собрались идти на ночлег к Андрею Черному, пригласившему их, но тут подошел казак и потребовал идти с ним в правление. Ленька понял, что дед опять что-то украл, как это было уже не раз, и ему стало страшно. Дед сунул ему какой-то сверток, и велел незаметно выбросить. Выбрасывая свёрток, мальчик увидел платок, и сразу вспомнил девочку. Когда их привели в правление, их обыскали, стали бить деда, и Ленька потерял сознание. Когда он очнулся, старик сказал, что их отпустили. Они находились на выходе из селения, сидели под деревом. Дед похвастался Леньке кинжалом и платком, которые он украл в станице. Мальчишка начал ругать деда, за то, что тот украл платок у ребенка. Дед начал объяснять внуку, что он это делает ради него, Лёньки. Внезапно началась сильная гроза, в страхе мальчик бросился бежать, сам не зная куда.

Старика нашли назавтра, у него отнялась речь, а рядом с ним нашли платок и кинжал. Вечером он умер, и его закопали там же, под деревом, рассудив, что вору не место на кладбище. Через несколько дней нашли труп мальчика и похоронили рядом с дедом, поставив над холмиком крест.

Рассказ учит чуткости и милосердию, состраданию к людям.

Картинка или рисунок Дед Архип и Лёнька

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Готорн Алая буква

    Действия романа разворачиваются в пуританском городе Северной Америке XVII века. В произведение описывается жизнь молодой женщины Эстер Прин. Так вышло, что Эстер забеременела и родила при неизвестных обстоятельствах