Константин бальмонт. фейные сказки - детство - стихи - каталог статей - любовь без условий

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она позволит совершить фантастическое путешествие по родному миру – волшебной природе, детству, сказкам, чуду. "Фейные сказки" более ста лет назад написал великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт для своей четырехлетней дочки Нины.

Константин Бальмонт
Фейные сказки

Посвящение

Солнечной Нинике, с светлыми глазками, –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками, –
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, – а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.

Дорогие читатели!

Вы открыли удивительную книгу, которая позволит совершить фантастическое путешествие по родному миру – волшебной природе, детству, сказкам, чуду. "Фейные сказки" более ста лет назад написал великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт для своей четырёхлетней дочки Нины (сам он ласково называл её Ниникой).

В этом собрании стихов он стремился открыть ей красоту родной природы, многообразие таинственного мира, особенности русской души. Хотел научить её представлять, ощущать, слышать окружающий мир. Константин Дмитриевич Бальмонт родился в старинной дворянской усадьбе в 1867 году. Отец Константина – Дмитрий Константинович – был человеком умным и спокойным, никогда в жизни не повышавшим ни на кого голоса. Он любил охоту, и когда наступала осень, со сворой собак пропадал в лесу. Мать будущего поэта – Вера Николаевна – обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Именно мать, как писал впоследствии Бальмонт, ввела его в "мир музыки, словесности, истории, языкознания".

Не меньшую роль в воспитании будущего поэта сыграла чудесная природа родного края. Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями. Этот парк любили все, но особенно маленький рыжеволосый мальчик Костя. Он был тихим ребёнком, не любил участвовать в шумных играх мальчишек и предпочитал часами сидеть в парке. Здесь собирались все его необычные лесные друзья: жёлтые, белые, красные праздничные бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, "мохнатые и добрые пчёлы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели". В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, для каждого находилось ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали, будто поддерживали разговор.

Как в мальчике зародился поэтический талант, об этом можно только гадать. Сам Бальмонт вспоминал: "Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, в лесном уголке, который до последних лет жизни буду вспоминать как райское, ничем не нарушенное радование жизнью".

Вот так из чудесного мира природы появился поэт Константин Бальмонт. Через всю жизнь он пронёс нежную любовь к своему "милому раю", где провёл много счастливых лет. Благодаря волшебным воспоминаниям детства, так мило, душевно и добродушно прозвучат написанные в 1905 году "Фейные сказки".

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, завораживает живыми и трепетными образами. Не случайно название "Фейные сказки". Феи живут в легендах и сказках, они способны мгновенно являться и исчезать. Лёгкие, изящные, они любят повеселиться, танцуют и поют, и с не меньшей охотой трудятся – мастерят вещи, обладающие чудесными свойствами. "Фейные сказки" К. Д. Бальмонта – своего рода символический образ идеального мира. В начале XX века к этой теме обращались многие поэты. Фея поэтического цикла наделена волшебной силой и властью, она является символом Вечной Женственности – при этом обладает чертами, которые характеризуют её как непоседливую, познающую мир девочку.

А. А. Блок сравнил "Фейные сказки" с "душистым букетиком тончайших былинок". В "Фейных сказках", по мнению А. А. Блока, автор "совсем переселяется в детскую душу" – "прозрачный мир, где всё сказочно-радостно и мудро детской радостью и мудростью. Это природный реализм, то истинное отношение к природе, которое знакомо детям и поэтам". Поэтический цикл "Фейные сказки" – это мир причудливой фантазии и искренней веры, стихий и гармонии, близкий каждому – и детям и взрослым, – мир, летящий в чудо. Каждого из нас ведёт в этот мир девиз Бальмонта: "В бесконечности стремленья бесконечность достиженья".

А. Ястребов,

доктор филологических наук, профессор

Е. Азарова

Фейные сказки

Фея

Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дари́т лилея
Много снов и аромата, –
Всё ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.

Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетёт прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

Наряды Феи

У Феи – глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.

Ещё ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грёзой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.

Прогулка Феи

Фея в сад гулять пошла,
Так нарядна и светла,
Говорит с цветами,
Ей цветы: "Будь с нами.

Фея, будь, как мы, цветок,
Развернись, как лепесток,
Будь рябинкой дикой,
Или повиликой.

Будь анютиным глазком,
Или синим васильком.
Иль ещё малюткой,
Синей незабудкой".

Прилетит на лепесток
Желтокрылый мотылёк,
Хоботком коснётся,
Фея улыбнётся.

Прилетит к тебе пчела,
Прожужжит: "Не бойся зла,
Я лишь пыль сбираю,
Мёд приготовляю".

Покачнув на тыне хмель,
Прогудит мохнатый шмель:
"Ну-ка поцелую
Фею молодую".

А когда придёт закат,
Все цветы проговорят:
"В росах умываться,
Спать приготовляться".

Фея слушала цветы,
Фея нежила листы,
Но, сама причуда,
Прочь пошла оттуда.

"Или я на мотылька
Променяю светлячка?
Не хочу меняться". –
И давай смеяться.

Родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянско-помещичьей семье.

В 1886 году поступил на юридический факультет Московского университета, но его не окончил.

В 1890 году в Ярославле на собственные средства издал "Сборник стихотворений", практически не замеченный публикой.

Известность к поэту приходит после выхода в 1894 году сборника "Под северным небом" и нескольких последующих, особенно книг стихов "Будем как солнце" и "Только любовь" (оба - 1903), упрочивших за поэтом славу одного из ведущих мастеров символизма.

Между 1905 и 1913 годами Бальмонт находится за границей по политическим причинам: живет в Париже, много путешествует.

В мае 1913 года поэт возвращается в Россию. Февральскую революцию 1917 года Бальмонт приветствовал, большевистский переворот отрицал как акт насилия и подавления личности.

В июне 1920 года Бальмонт выехал за границу и поселился в Париже со статусом эмигранта.

*****

Бальмонт, Константин Дмитриевич — современный русский поэт. Род. в деревне Гумнищи, Владимирской губ., в дворянской семье. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении. В детстве и юности Б. проявил сильную неуравновешенность характера и пытался кончить жизнь самоубийством. Общественные интересы и революционные настроения очень скоро выветрились и уступили место эстетизму и индивидуализму. Б. стал одним из вождей русского символизма (см.). Короткий рецидив революционных настроений в 1905 и издание в Париже сборника революционных стихотворений "Песни мстителя" превратили Б. на несколько лет в вынужденного полит. эмигранта. В Россию вернулся в 1913, после царского манифеста. На империалистическую войну Б. откликнулся шовинистически. В 1920 опубликовал в журнале Наркомпроса "Художественное слово" стихотворение "Предвозвещение", восторженно приветствующее Октябрьскую революцию. Вскоре после этого, выехав по командировке советского правительства за границу, Б. перешел в лагерь белогвардейской эмиграции.

Сам Б. в одном из предисловий так охарактеризовал этапы своего творчества:

"Оно началось с печали, угнетения и сумерек. Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу". В автобиографической заметке Б. очертил грани своей среды: "Я родился в деревне, люблю деревню и Море, вижу в деревне малый Рай, город же ненавижу, как рабское сцепление людей, как многоглазое чудовище. Однако в великих городах есть великая свобода, и отравы пьянящие, которые уже вошли в душу и которые, ненавидя, люблю".

Первые поэты, которых читал ребенком и подростком Б., были — Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Первые сборники стихов Б. — "Сборник стихотворений" [Ярославль, 1890] и "Под северным небом" — продолжали традицию эпигонов Некрасова и хранили отпечаток несомненного влияния Haдсона. Гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение, — характерные мотивы этих книг. Б. отрицает "красоту богов Эллады" и противопоставляет ей единственную подлинную красоту "любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас распятого Христа".

Но уже в следующих сборниках — "В безбрежности" и "Тишина" Б. решительно разорвал с традициями народнической поэзии и примкнул к пионерам символизма (см.). Мотив упоения "загадочными снами" "на алмазном покрове снегов, под холодным сияньем луны", встретившийся уже в "Под северным небом" ("Без улыбки, без слов"), стал господствующим в двух последующих книгах. Б. утверждает бесстрастие как первую ступень выделения и самоутверждения самоценной личности. Его душа "холодна", мечты — "безмолвны", он — "дух бесстрастный", его сердце "только в себя невозвратно влюблено".

Он зовет "за пределы предельного", "от грани тесной в мир чудесный, к неизвестной красоте". Таков был первый этап индивидуализма Б.

Сборник "Горящие здания" открывает новый и важнейший этап. В этой книге Б. "вполне удается найти самого себя". Мотивы этой книги разрабатываются и в следующих — "Будем как Солнце" , "Только любовь" , "Литургия Красоты" . Преклонение перед гармоническим пантеистом Шелли (см.) сменяется преклонением перед извращенно-демоническим Бодлером (см.). Эстетический аморализм становится евангелием Б. "Поэт нежности и кротости... пожелал стать певцом страстей и преступлений" (В. Брюсов). В страстности, солнечности, аморализме Б. много напускного, искусственного. Как герой его поэмы "Безумный часовщик", Б. "бросил чувства в область раздвоенья": сверхчеловечество, культ страсти, демонизм боролись с рецидивами кроткой грусти, но Б. в очень значительной степени удалось победить эти рецидивы.

"Поверхностность чувства, торопливость образов, изменчивость, хаотичность, безумие настроений, иллюзионизм, ослепительность внешности, подделка красоты красивостью" — основные черты поэзии зрелого Б. по словам К. Чуковского, очень удачно вскрывшего чисто городское происхождение всех этих типично-импрессионистических особенностей, но не понявшего специфически буржуазно-интеллигентского характера урбанизма Б. Б. нарочито заостренно, претенциозно, порой карикатурно декларировал свое сверхчеловечество. "Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде", — гордо провозглашал он в одном стихотворении. "Кто равен мне в моей певучей силе?" — спрашивал он в другом и отвечал: "Никто, никто". "Хочу быть дерзким, хочу быть смелым" — гремел он в третьем. Знаменитая солнечность Б. — лишь выражение его ницшеанских устремлений. В то же время Б. призывает "мгновения сжигать", провозглашая: "Только мимолетности я влагаю в стих". Б. требует всегда разнообразных "...новых снов хотя бы безобразных, мучительных миров". В сонете "Уроды" Б. славит "бедных уродов — кривые кактусы, побеги белены и змей и ящериц отверженные роды", славит "чуму, проказу, тьму, убийство и беду, Гоморру и Содом". Б. восторженно приветствует, как "брата", Нерона. Эти черты побудили друга Б., А. И. Урусова, назвать "Горящие здания" — "психиатрическим документом". Вместе с тем Б. утверждает мистический порыв от земли в потусторонний мир. Он объявляет "пять чувств" "дорогою лжи" и противопоставляет им "восторг экстаза, когда нам истина сверчхувственно дана".

В Б. "бессознательная жизнь... преобладает над сознательной" (В. Брюсов), и стихию (огонь, ветер и т. д.) Б. особенно охотно славит потому, что в ней нет сознания. Он обращается не к "мудрым", а к "мечтателям". Эта эволюция Б. от расплывчатого народничества к импрессионизму, эстетизму, индивидуализму, аморализму была выражением обуржуазивания определенных кругов разночинной интеллигенции (см. "Символизм"). Из всей плеяды поэтов-символистов Б. особенно полно воплотил тип эстетического импрессионизма, художественного идеолога капитализировавшейся интеллигенции 90-х гг.

Осенью 1905 Б. напечатал в большевистской газете "Новая жизнь" несколько стихотворений, воспевающих рабочего как "надежду всей России" и очень резко обличающих тех, "кто не верит в победу сознательных, смелых рабочих". Впоследствии Б. вспоминал, что в этот период он "был со многими, был многими". Этот порыв от эстетического индивидуализма к общественности оказался и неудачным и недолговечным. Революционные стихи Б. тяжелы, топорны, крикливы, искусственны. Брюсов справедливо указывает, что Б. на поприще гражданского поэта оказался неловким, растерянным и жалким. Б. очень скоро вернулся к привычному антиобщественному эстетизму.

Лучшие стихотворения Б. относятся к 1900—1903. В. Брюсов отметил, что с книги "Только любовь" начался "спуск вниз", а в 1911 справедливо признал, что Б. "конечно, уже сказал свое последнее слово", что "вряд ли он что-нибудь прибавит к тому вкладу, который сделал в сокровищницу русской поэзии".

Дальнейшие книги Б. полны однообразных перепевов старых мотивов, скатываются к поверхностному и утомительному стилизаторству.

Сам Бальмонт чрезвычайно высоко ценил свой поэтический талант. "Имею спокойную убежденность, — писал он, — что до меня в целом не умели в России писать звучных стихов". "Предо мною другие поэты — предтечи", — восклицает он в программном стихотворении. Большое мастерство Б. не подлежит сомнению.

Еще в 1892 А. И. Урусов указал Б. на "преклонение перед звуковой музыкальностью" как на основное свойство его дарования. Б. — "мастер внутренней рифмы" (В. Жирмунский). Б. более чем кто бы то ни было был верен завету Верлена: "Музыки, музыки прежде всего". Музыкальности, певучести подчинены все остальные элементы стиха Б. Звуковая виртуозность Б. не всегда сочетается с чувством меры. Его звукоподражания и аллитерации порою своей нарочитостью напоминают пародии ("Челн томления").

Эта гегемония музыкальности вытекает из импрессионизма, из культа "мимолетностей", из любви к туманным и изменчивым настроениям. Асоциальность и нелюбовь к земному породили склонность к отвлеченным словам. Неологизмы Б. — тоже обычно абстрактные слова. Даже пытаясь воссоздать народные былины, Б. не может не злоупотреблять отвлеченными понятиями.

Б. насквозь лиричен, эпос никогда не удавался этому типичному импрессионисту.

Владея многими языками, Б. перевел собрание сочинений Шелли, Уитмена, много произведений Эдгара По, Кальдерона, Уайльда, Гауптмана. Большая часть этих переводов испорчена крайним субъективизмом Б. и чрезмерно вольным обращением с оригиналом.

Библиография: I. Критические статьи Б. собраны в книге "Горные вершины" . Б. принадлежит теоретический этюд "Поэзия как волшебство" , подражающий работам Pене Гиля (см.), "Трактат о слове", "Теория инструментовки", но испорченный мистицизмом и обилием произвольных домыслов. Полное собр. стихотворений в 10 тт., М., 1908—1913. Несколько томов собрания стихов вышли в изд. Пашуканиса (М., 1917—1918) и в изд. "Творчество" (1920—1921). Автобиография Б. в "Книге о русских поэтах", под ред. М. Гофмана, 1909 и "Русская литература XX в.", под ред. С. Венгеpова, т. I, М., 1914—1917.


У Феи – глазки изумрудные,

Все на траву она глядит

У ней наряды дивно‑чудные,

Опал, топаз, и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,

Каких не видел взор ничей

Есть поясок покроя струнного

Из ярких солнечных лучей.

Еще ей платье подвенечное

Дал колокольчик полевой,

Сулил ей счастье бесконечное,

Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грезой серебристою,

Зажглась алмазным огоньком

А ландыш свечкою душистою

Горел на свадьбе с Светляком.

Прогулка Феи


Фея в сад гулять пошла,

Так нарядна и светла,

Говорит с цветами,

Ей цветы: Будь с нами.

Фея, будь, как мы, цветок,

Развернись как лепесток

Будь рябинкой дикой,

Или повиликой.

Будь Анютиным глазком,

Или синим васильком.

Иль еще, малюткой,

Синей незабудкой.

Прилетит на лепесток

Желтокрылый мотылек,

Хоботком коснется,

Фея улыбнется.

Прилетит к тебе пчела,

Прожужжит, не бойся зла,

Я лишь пыль сбираю,

Мед приготовляю.

Покачнув на тыне хмель,

Прогудит мохнатый шмель:

Ну‑ка, поцелую

Фею молодую.

А когда придет закат,

Все цветы проговорят:

В росах умываться,

Спать приготовляться.

Фея слушала цветы,

Фея нежила листы,

Но, сама причуда,

Прочь пошла оттуда.

Или я на мотылька

Променяю светлячка?

Не хочу меняться. –

И давай смеяться;

Скрылась в замок под листком,

Забавлялась с Светляком.

Цветиком не стала,

Звонко хохотала.

Фея за делом


К Фее в замок собрались

Мошки и букашки.

Перед этим напились

Капелек с ромашки.

И давай жужжать, галдеть,

В зале паутинной,

Точно выискали клеть,

А не замок чинный.

Стали жаловаться все

С самого начала,

Что ромашка им в росе

Яду подмешала.

А потом на комара

Жаловалась муха,

Говорит, мол, я стара,

Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор,

И сказала: Верьте,

Мне ваш гам и этот сор

Надоел до смерти.

И велела пауку, –

Встав с воздушных кресел, –

Чтобы тотчас на суку

Сети он развесил.

И, немедля, стал паук

Вешать паутинки.

А она пошла на луг

Проверять росинки.

Находка Феи


Фея сделала находку:

Листик плавал по воде.

Из листка построив лодку,

Фея плавает везде.

Под стеной речного срыва

Показался ей налим,

Он мелькнул пред ней красиво,

В светлом зеркальце реки.

Целым островом – купавы,

Целым лесом – тростники.

Ей тритоны удивлялись,

Проползая бережком,

И, смешные, похвалялись

Ей оранжевым брюшком.

Плавунцы в воде чернели,

И пускали пузыри

Обещались – в самом деле

Быть ей свитой до зари.

Все бы, все бы было складно,

Да внезапно с ветерком

Стало сумрачно, прохладно,

Громыхнул далекий гром.

Лодку Феи ветер, вея,

Опрокинул, – не со зла,

Но однако ж вправду Фея

Утонуть в реке могла.

Но она лишь усмехнулась,

Миг, – и в замок, до грозы,

Фея весело вернулась

На спине у стрекозы.

Решение Феи

Солнце жаворонку силу петь дает,

Он до Солнца долетает и поет.

Птичка жаворонок – певчим птичкам царь.

На совете птиц давно решили, встарь.

Но решенье птиц не принял соловей,

Он с обидой дожидается ночей,

И как только означается Луна,

Соловьиная баллада всем слышна.

Фея молвила: Чего же спорить им?

Ну и глупые с решением своим.

После утра есть вечерняя заря,

В дни и ночи пусть нам будут два царя.

Забавы Феи

Пускала пузырики

В соломинку Фея.

Придворные лирики

Жужжали ей, рея: –

О, чудо‑пузырики,

О, дивная Фея!

Пурпурные, синие,

Нежнее, чем в сказке.

Какие в них линии,

Какие в них краски!

Зеленые, синие,

Как детские глазки.

Но Фее наскучили

Жужжащие мошки.

Всегда ведь канючили

Они на дорожке.

Забавы замучили

Ей ручки и ножки.

Соломинку фейную

От Феи убрали.

Постельку лилейную

Готовить ей стали.

И песнь тиховейную

Ей сны напевали.

Ветерок Феи

В сказке фейной, тиховейной,

Легкий Майский ветерок

Колыхнул цветок лилейный

Нашептал мне пенье строк.

И от Феи лунно‑нежной

Бросил в песни мне цветы.

И умчался в мир безбрежный,

В новой жажде красоты.

А еще через минутку

Возвратился с гроздью роз:

«Я ушел, но это в шутку,

Я тебе цветов принес».

Чары Феи

Я шел в лесу Лес темный был

Так странно зачарован.

И сам кого‑то я любил,

И сам я был взволнован.

Кто так разнежил облака,

Они совсем жемчужны?

И почему ручью река

Поет: Мы будем дружны?

И почему так ландыш вдруг

Вздохнул, в траве блeднeя?

И почему так нежен луг?

Ах, знаю? Это – Фея.

Трудно Фее

«Фея» – шепнули сирени,

«Фея» – призыв был стрижа,

«Фея» – шепнули сквозь тени

Ландыши, очи смежа.

«Фея», – сквозя изумрудно,

Травки промолвила нить.

Фея вздохнула: Как трудно!

Всех‑то должна я любить.

Беспорядки у Феи

Сегодня майские жуки

Не в меру были громки.

И позабыли червяки

Мне осветить потемки.

Пошла бранить я Светляка,

Чтоб не давать поблажки.

Споткнулась вдруг у стебелька

Ромашки или кашки.

И вот лежу я и гляжу,

Кто черный там крадется.

Никак ума не приложу,

А сердце бьется, бьется.

И молвил кто‑то грубо так:

«Послушай‑ка, гляди‑ка».

Тут лампочку зажег Светляк,

И вижу я – улитка.

Ползет, расставила рога,

Вся мокрая такая.

«Ступай», – сказал Светляк, «в луга»,

Слегка ее толкая.

А я ему: «Вина твоя!

Где был? В гостях у мухи?»

И в эту ночь заснула я

Совсем‑совсем не в духе.

Фея в гневе

Фея в печку поглядела.

Пламя искрилось и рдело.

Уголёчки от осины

Были ярки как рубины.

И сказала Фея: Если,

Здесь, пред пламенем горящим,

Я сижу в узорном кресле,

И довольна настоящим, –

Вечно ль буду я довольна,

Или краток будет срок?

И вскричала тотчас: Больно! –

Пал ей в ноги уголек.

Фея очень рассердилась.

Кресло быстро откатилось.

Отыскав в углу сандала,

Фея ножку врачевала.

И, разгневавшись на печку,

Призывает Фея гнома.

Приказала человечку

Делать, что ему знакомо.

Тот скорее сыпать сажи,

Все погасло в быстрый срок.

Так темно, что страшно даже.

Был наказан уголек!

Фейная война

Царь муравейный

С свитой фейной

Вздумал войну воевать.

Всех он букашек,

С кашек, с ромашек,

Хочет теперь убивать.

Фея вздыхает,

Фея не знает,

Как же теперь поступить.

В Фее все нежно,

Все безмятежно,

Страшное слово – убить.

Но на защиту

Легкую свиту

Фея скорей созывать.

Мир комариный,

Царь муравьиный

Выслал опасную рать.

Мошки жужжали,

О, муравейник,

Это – репейник

Там, где все гладко кругом.

С войском мушиным

Шел по долинам

В пламени грозном Светляк

Каждый толкачик

Прыгал как мячик,

Каждый толкачик был враг.

Враг муравейный

Выстрел ружейный

Делал, тряся хоботком.

Путь с колеями,

Весь с муравьями,

Был как траншеи кругом.

Небо затмилось,

Солнце укрылось,

В туче стал гром грохотать.

Каждая сила

Прочь отступила,

Вспугнута каждая рать.

Стяг муравьиный

Лист был рябины,

Он совершенно промок.

Знаменем Феи

Цвет был лилеи,

Весь его смял ветерок.

Спор тот жестокий

Тьмой черноокой

Кончен был прямо ни в чью.

Выясним, право,

Мошкам ли слава,

Слава ль в войне Муравью?

Волк Феи

Странный Волк у этой Феи

Я спросил его Ты злой? –

Он лизнул цветок лилеи,

И мотнул мне головой.

Это прежде, мол, случалось,

В старине былых годов.

Злость моя тогда встречалась

С Красной Шапочкой лесов.

Но, когда Охотник рьяный

Распорол мне мой живот,

Вдруг исчезли все обманы,

Все пошло наоборот.

Стал я кроткий, стал я мирный,

Здесь при Фее состою,

На балах, под рокот лирный,

Подвываю и пою.

В животе же, плотно сшитом,

Не убитые теперь

Я кормлюсь травой и житом,

Я хоть Волк, но я не зверь. –

Так прошамкал Волк мне серый,

И в амбар с овсом залез. –

Я ж, дивясь ему без меры,

Поскорей в дремучий лес.

Может, там другой найдется

Серый Волк и злющий Волк.

Порох праздника дождется,

И курок ружейный – щелк.

А уж этот Волк, лилейный,

Лирный, мирный, и с овсом,

Пусть он будет в сказке фейной,

И на ты с дворовым псом.

Фея и Бронзовка

Бронзовка – жук изумрудный,

Очень приятный для взгляда.

В дружбе он жил обоюдной

С Феей волшебного сада.

Вместе по дикой рябинке

В час проходили урочный.

Вместе вкушали росинки,

С пылью мешая цветочной.

Вместе дождались расцвета

Яркого пышного Мая.

И с наступлением Лета

Скрылись из этого края.

Три песчинки

«Что можно сделать из трех песчинок?»

Сказала как‑то мне Фея вод.

Я дал букетик ей из былинок,

И в трех песчинках ей дал отчет.

Одну песчинку я брошу в Море,

Ей будет любо, там в глубине.

Другая будет в твоем уборе,

А третья будет на память мне.

Шелковинка

Из тонкой шелковинки я ниточку пряду,

По тонкой шелковинке тебя я поведу.

Кусочек перламутра – лампадочка моя,

В жемчужные покои войдем мы, ты и я.

Я там тебе открою атласную кровать,

И бабочки нам будут воздушно танцевать.

И тонко так, хрустально, подобные ручью,

Нам часики смешные споют: «Баю‑баю».

Детский мир

Белки, зайки, мышки, крыски,

Землеройки, и кроты,

Как вы вновь мне стали близки!

Снова детские цветы.

Незабудки расцветают,

Маргаритки щурят глаз,

Подорожники мечтают –

Вот роса зажжет алмаз.

Вплоть до самой малой мошки,

Близок стал мне мир живых,

И змеистые дорожки

Повели к кустам мой стих.

А в кустах, где все так дико,

Притаился хмурый еж.

Вон краснеет земляника,

Сколько ягод здесь найдешь!

Все цветы на зов ответят,

Развернув свои листки

А в ночах твой путь осветят

Между травок светляки.

Утро

Деточка, птичка моя,

Дверку открой.

Мальчик твой.

Ты котенком меня назвала,

Ты сказала мне – мальчик, поэт.

Ты причудливой с первых мгновений была,

И ко мне возвратилось младенчество лет.

Я принес тебе свежие маки с росой,

Зацелую тебя, светлоглазка моя.

Ну, скорей же, открой,

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши, и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у Старой две нитки бус.

Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны – и был таков.

Сказочки

Помнишь, миленький дружок,

Помнишь, деточка моя:

«Петушок, да петушок,

Золотой он гребешок»,

Сказку сказывал я.

Засмеялась ты в ответ,

Засмеялась: «Ха, ха, ха!

Вот какой смешной поэт!

Не хочу я, нет, нет, нет,

Говорить про петуха».

Я про козлика тогда

Начал сказку говорить,

И журчала нам вода.

Если б, если б нам всегда

В этих сказочках быть!

Заинька

Заинька беленький хвостиком моргал,

Заинька в садике вкусного искал.

Заиньку в садике садовник увидал,

Выстрелил в заиньку, выстрел не попал.

Заинька прочь ушел, пошел он в огород,

В грядках капустных стал сильный недочет.

Заиньку отдали амке под надзор,

Амкает амка, но зайка ловкий вор.

Заиньку белого вьюга бережет,

Заиньку полночь в обиду не дает

Заиньку белого ежели убьют,

Что же нам песенки веселые споют!

Кошкин дом

Мышка спичками играла,

Загорелся кошкин дом

Нет, давай начну сначала,

Мышка спичками играла,

Перед Васькой, пред котом.

Промяукнул он на мышку, –

А она ему:«Кис‑кис»

«Нет», – сказал он, – «это – лишку»,

И за хвостик хвать плутишку,

Вдруг усы его зажглись.

Кот мяукать, кот метаться,

Загорелся кошкин дом

Тут бы кошке догадаться,

Все поставила вверх дном.

Погубила ревность злая,

Кошкин дом сгорел до тла.

«Этой мышке помогла я»,

Спичка молвила, пылая. –

Мышка до сих пор цела.

Детская песенка

Одуванчик вздумал взять

Замуж маргаритку.

А червяк, чтоб не отстать,

Замуж взял улитку.

И ликуют два цветка,

Счастливы друг другом.

И улитка червяка

Назвала супругом.

Но мгновенно улетел

Одуванчик белый.

Маргаритке был удел

Стать вдовой несмелой.

А с улиткой каблуком

Вмиг была расправа,

Что же стало с червяком,

Я не знаю, право.

Глупенькая сказка

Курочки‑хохлаточки

По дворику ходили.

Улиточки‑рогаточки

По травкам след водили.

Черненькая бархатка

В платьице запала.

Черненькая бархатка

В складочках пропала.

Деточка закрыла

Усталые глазки.

Дышит – и не слышит

Глупенькой сказки.

Трясогузка

Трясогузка, возле лужи,

Хвост тряся исподтишка,

Говорила «Почему же

Всем стихи, – мне нет стишка?

Я ли бегаю не прытко?

Я ли мошек не ловлю?

Иль стихам нужна улитка?

Вот уж гадость Не терплю».

Трясогузка, чудо‑птица,

Ты милей мне ярких звезд.

Ты… Но скрылась баловница,

Повернув свой быстрый хвост.

Смешной старик

Вот какой смешной старик,

Школьный дядька наш

Дал нам много скучных книг,

Но забыл смешной старик

Дать цветочных чаш.

Вот мы книги в тот же миг, –

Раз, и пополам.

Тут поднялся смех и крик,

Позабыт смешной старик,

В сад скорей, к цветам.

Книги пусть читает он,

У него очки.

Он так стар и так учен,

Нам приятней видеть клен,

Хмель и васильки.

Книги пусть читает он,

И сидит в шкафах.

Мы же любим небосклон,

Вольных смехов светлый звон,

Сад в живых цветах.

Гномы

На лугу большие кучи

Свеже вырытой земли.

Лето Жарко. Полдень жгучий.

Дым стоит вдали.

Кто здесь рылся? Может, гномы,

Всей смешной толпой своей,

Строят нижние хоромы

Для своих царей?

Города во тьме возводят,

Строят замки под землей,

И, уродливые, ходят

Под моей ногой?

Зажигают вырезные

Лампы в царстве темноты?

Нет, ошибся. То – слепые

Черные кроты.

Русалочка

Русалка с звонким хохотком,

Таким хрустально‑чистым,

И в этом воздухе ночном,

Так лунно‑серебристом,

Меня звала, и мне плела

Такие небылицы,

Моя разумность вдруг прошла,

И стал я легче птицы.

И в воду, прямо в воду к ней, –

Удержат ли обрывы!

Но, горе храбрости моей,

Русалочки смешливы.

Я захлебнулся, чуть дышу,

Они меня щекочут,

Как лягушонок, я пляшу,

А им‑то что, хохочут.

И надавали мне шлепков,

Таких, сказать обидно.

Мелькнул их рой, и был таков.

Я – мокрый! Как мне стыдно!

За грибами

Вот мы дружною семьей

За грибами, в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий – темный бор,

Пасмурно глядел

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Закрутился тенор твой,

Загремел мой бас,

Наш товарищ фистулой

Подбодряет нас.

Белка слушала во сне,

И с размаху – прыг.

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Можжевельник зашуршал,

Вон там чей‑то глаз.

Это леший побежал,

Испугавшись нас.

Ну, товарищи, вперед,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первый – гриб найдет,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтобы этот гриб, пускай,

Был не мухомор.

Колыбельная песня

Детка, хочешь видеть Рай?

Все забудь и засыпай.

Лишь храни мечту свою,

Баю‑баюшки‑баю.

Ты устала, отдохни,

В Небе светятся огни.

И лампадка говорит:

Спи, малютка, Небо спит.

Баю‑баю‑баю‑бай,

Потихоньку засыпай,

Что увидишь ты во сне,

Расскажи поутру мне.

Ты увидишь светлый Рай,

В нем цветы себе сбирай.

Будем вместе мы в Раю,

Баю‑баюшки‑баю.

Родник

Прочь от елочки хмурной,

Мимо роз и гвоздик,

До сирени лазурной

Пробегает родник.

Отдает он прохладу

И листам и цветам,

Серебрится по саду,

Потерялся вон там.

За зеленой оградой,

Где летают стрижи,

Он возник серенадой

В честь желтеющей ржи.

Новый день

Небосвод сегодня новый,

Свежий, светлый, бирюзовый,

За ночь мылся он дождем,

У зари он занял, рано,

И белила, и румяна,

И лазурности притом,

От лучистой желтой пыли

Облака его прикрыли

Вскипом белых покрывал,

И звенит наш день веселый,

И припали к розам пчелы,

Нежа розовый бокал.

Раковинки

Раковинки, камешки, игрушки,

Сказки‑травки в зеркале реки.

Жил Старик и говорит Старушке: –

Мы с тобой зачахнем от тоски.

Говорит Старушка: Что же, Старый,

Создавай ты Море для людей.

Я создам ручьи, лесные чары,

Жить тогда нам будет веселей.

Люди кораблей себе настроят,

Будут петь, браниться, и кричать.

Если ж мысли их забеспокоят,

Ключ лесной им будет отвечать.

Дети прибегут играть на взморье,

Море что и бросит для детей

Им забава, нам, седым, подспорье,

Будет Старым в мире веселей.

Зашумело Море кругземное,

Притаились по лесам ручьи.

Помолчат – и разольются вдвое,

Парус забелел, бегут ладьи.

И живет Старик, легко Старушке,

По ручьям проходят огоньки

Светят травки, малые подружки,

Раковинки, камешки, пески.

Цветок

Отчего цветет цветок,

Разгадать никто не мог.

Но цветок всегда цветет,

День за днем, за годом год.

И за годом год, всегда,

Светит вечером Звезда.

И для нас, века веков,

Нет разгадки лепестков.

Но зачем разгадка мне,

Если я молюсь Весне,

Если я в вечерний час

Рад, что вот, Звезда зажглась.

Но зачем загадка снов,

Если нежен лик цветов,

Если вводят нас цветы

В вечный праздник Красоты.

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И, право, никогда – не сочиняю.

Лучше

Я не хотел бы стать грозой,

В ней слишком‑слишком много грома.

Я б лучше сделался росой,

Ей счастье тихое знакомо.

Я б лучше сделался цветком,

Как цвет расцвел бы самый малый.

Ему не нужен шум и гром,

Чтоб быть счастливым в грезе алой.

Зерно

Трудовые мечты,

Золотое зерно.

Торжество Красоты,

Как мне близко оно!

Как мне радостен вид

Лошаденки простой!

В глыбах пашни скользит

Солнца луч золотой.

Озимые поля,

Созревание нив.

Молодая земля,

Лик твой вечно красив.

Серп с косою – мечи! –

И победность сохи

Мне поют как лучи,

Мне горят как стихи.

Сын Земли я и Дня,

Неразрывно звено.

И в душе у меня

Золотое зерно.

Росинка

Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я,

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много огней.

Зеленый и синий,

И красный, горят,

И белый, как иней,

И светлый, как взгляд.

Все краски люблю я,

Пленительный вид,

Нежней поцелуя,

Росинка горит.

Дан миг ей лишь краткий,

Исчезнет потом.

Но лист ей, украдкой,

Здесь выстроил дом.

Их еле заметишь,

Так малы они.

Но где же ты встретишь

Такие огни?

Лесные кораллы

Зеленые мшинки

Росли на сосне.

Изумрудные жили пушинки

В лесном зачарованном сне.

Сосны были огромны,

Многозвенно гудел этот бор.

Но кораллы зеленые мшинок, мечтательно‑скромны,

Не слыхали вершинный тот хор.

И не видели мшинки,

Как лесные цветы,

Затаивши росинки,

Раскрывали тревожно листы.

Ничего не хотели они, лишь расти и расти, умножая

Острова из кораллов зеленых на серой смолистой коре,

Никому не мешая,

И светясь под лучом, и трикратно светясь на заре.

Капли смолы

Липкие капли смолы

С этой сосны мы сберем.

Яркий воздвигнем костер,

Много смолистых ветвей.

Будет он радовать взор

Пляской змеистых огней.

Капли душистой смолы

Будут гореть, как свеча

Богу лесному хвалы,

Радость огней горяча.

Грозовой костёр

В небе духи жгли костер,

Грозовые исполины.

Раскаленные рубины

Осветили грани гор.

Был раскидистым закат,

Захватил в горах изломы

Миг, и вот хохочут громы,

Набегающе гремят.

Весь надоблачный простор

Был – над царством гор взметенный,

Исполинами зажженный,

Торжествующий костер.

Берёза

Береза родная, со стволом серебристым,

О тебе я в тропических чащах скучал.

Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,

Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.

Я был там далеко,

В многокрасочной пряности пышных ликующих стран.

Там зловещая пума враждебно так щурила око,

И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян.

Но, тихонько качаясь,

На тяжелом, чужом, мексиканском седле,

Я душою дремал, и, воздушно во мне расцвечаясь,

Восставали родимые тени в серебряной мгле

О, весенние грозы!

Детство с веткой сирени, в вечерней тиши соловей,

Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы,

Зачарованность снов – только раз расцветающих дней!

Смех ребёнка

Смех ребенка за стеной,

Близко от меня,

Веет свежею весной,

Говорит о власти дня.

Это сказка, это сон,

Что из нежных струй

Легкий стебель вознесен,

Воплощенный поцелуй.

Легкий стройный стебелек,

С ласковым цветком,

Завязь, в мире, новых строк,

Птичка с светлым хохолком.

Пой мне без конца,

Будь мне сказкой, будь цветком,

Будь улыбкою лица.

Анютины глазки

Анютины глазки,

Жасмин, маргаритки,

Вы – буквы на свитке

Поблекнувшей сказки.

Вы где‑то дышали,

Кому‑то светили,

Без слез, без печали,

Вы жили, вы были.

И вот чрез мечтанья,

Воздушны и зыбки,

Вы шлете сиянья,

Дарите улыбки.

Вы шлете мне ласки,

В бессмертном избытке,

Жасмин, маргаритки,

Анютины глазки.

Бабочка

Помню я, бабочка билась в окно.

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно.

Но отделяет от дали.

В мае то было. Мне было пять лет.

В нашей усадьбе старинной

Узнице воздух вернул я и свет.

Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я, и спросят меня –

В чем твое доброе дело? –

Молвлю я. Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела.

Золотой и синий

Солнечный подсолнечник, у тына вырос ты.

Солнечные издали нам видны всем цветы.

На полях мы полем здесь наш красивый лен.

К голубому льну идет золотистый сон.

С Неба оба нам даны на земных полях.

Ярки в цвете, темны вы в сочных семенах.

Утренний подсолнечник, ты – солнце на земле.

Синий лен, ты – лунный лик, ты свет луны во мгле.

Паутинки

От сосны до сосны паутинки зажглись,

Протянулись, блеснули, качаются.

Вот потянутся вверх, вот уж зыблются вниз,

И осенним лучом расцвечаются.

Как ни нежен, дитя, детский твой поцелуй,

Он порвал бы их тонким касанием.

Луч осенний, свети, и блести, заколдуй

Две души паутинным сиянием.

Он спросил меня

Он спросил меня – Ты веришь? –

Нерешительное слово!

Этим звуком не измеришь

То, в чем есть моя основа.

Да не выражу я бледно,

То, что ярко ощущаю –

О, с бездонностью, победно,

Ослепительно – я знаю!

Величайший представитель поэзии начала ХХ века Константин Дмитриевич Бальмонт появился на свет 3 июня 1867 г. в поселке Гумнищи Владимирской губернии. Его отец значился судьей в городском земстве, а мать занималась литературой. Она часто проводила литературные вечера, появлялась в любительских спектаклях.

Именно мать познакомила Бальмонта с литературой, историей, музыкой и словесностью, повлияв на восприятие мальчика. Как поэт писал позднее, от матери он почерпнул необузданность и страстность натуры, ставшие основой всей его тонкой души.

Детские годы

У Константина было 6 братьев. Когда пришла пора обучать старших, семья обосновалась в городе. В 1876 г. маленький Бальмонт пошел в гимназию. Учеба мальчику скоро наскучила, и все свои дни он проводил за запойным чтением. Причем немецкие и французские книги читались в оригинале. Прочитанное настолько вдохновило Бальмонта, что в 10 лет он впервые написал стихи.

Но, как и многие мальчики того времени, маленький Костя подвергся бунтарским революционным настроениям. Он познакомился с революционным кружком, где активно участвовал, из-за чего и был отчислен в 1884 г. Доучивался во Владимире, и кое-как закончил гимназию в 1886 г. Затем юношу отправляют в Московский университет учиться на юриста. Но революционный настрой никуда не делся, и спустя год студента выгоняют за проведение студенческих беспорядков.

Начало творческого пути

Первый поэтический опыт 10-летнего мальчика был жестоко раскритикован матерью. Задетый за живое мальчик забывает о поэзии на 6 лет. Первое опубликованное произведение датируется 1885 годом, и появилось оно в журнале «Живописное обозрение». С 1887 по 1889 гг. Константин вплотную занялся переводами книг с немецкого и французского. В 1890 г. из-за нищеты и печального брака новоиспеченный переводчик выбрасывается из окна. С сильными травмами он около года проводит в больнице. Как писал сам поэт, проведенный в палате год повлек за собой «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности». За этот год Бальмонт издал свою дебютную книгу стихов. Признания не последовало, и, уязвленный безразличием к своему творчеству, он уничтожает целый тираж.

Расцвет поэта

После неудачного опыта с собственной книгой Бальмонт занялся саморазвитием. Он читает книги, совершенствует языки, проводит время в разъездах. С 1894 по 1897гг. занимается переводами «Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы». Появляются новые, теперь уже удачные, попытки издания стихов: в 1894 г. вышла книга «Под северным небом», 1895 г. - «В безбрежности», 1898 г. - «Тишина». Произведения Бальмонта появляются в газете «Весы». В 1896 г. поэт снова женится, и уезжает с женой в Европу. Путешествия продолжаются: в 1897 г. он проводит в Англии уроки о русской литературе.

Новая книга стихов вышла в свет в 1903 г. с заголовком «Будем как солнце». Она возымела небывалый успех. В 1905 г. Бальмонт опять покидает Россию, и отправляется в Мексику. Революцию 1905-1907 гг. путешественник встретил неистово, и принял в ней прямое участие. Поэт регулярно находился на улице, имел при себе заряженный револьвер и читал речи студентам. Страх перед арестом заставляет революционера уехать в 1906 г. во Францию.

Обосновавшись в глубинке Парижа, поэт все же проводит все время вдалеке от дома. В 1914 г., посетив Грузию, он переводит поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1915 г. возвращается в Москву, где читает студентам лекции по литературе.

Творческий кризис

В 1920 г. Бальмонт снова уезжает в Париж с третьей женой и дочерью, и уже не покидает его пределы. Во Франции выходит еще 6 сборников со стихами, в 1923 году издаются автобиографии «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Константин Дмитриевич очень скучал по Родине, и частенько жалел о том, что покинул ее. Страдания выливались в стихи того периода. Ему становилось все сложнее, и вскоре у него обнаружили серьезное нарушение психики. Поэт перестал писать, и все больше времени посвящал чтению. Конец жизни он провел в приюте «Русский дом» во французской глубинке. Великий поэт скончался 23 декабря 1942 г.

Константин Бальмонт

Фейные сказки

© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2014

* * *

Посвящение

Солнечной Нинике, с светлыми глазками, –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками, –
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, – а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.

* * *

Дорогие читатели!

Вы открыли удивительную книгу, которая позволит совершить фантастическое путешествие по родному миру – волшебной природе, детству, сказкам, чуду. «Фейные сказки» более ста лет назад написал великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт для своей четырёхлетней дочки Нины (сам он ласково называл её Ниникой).

В этом собрании стихов он стремился открыть ей красоту родной природы, многообразие таинственного мира, особенности русской души. Хотел научить её представлять, ощущать, слышать окружающий мир. Константин Дмитриевич Бальмонт родился в старинной дворянской усадьбе в 1867 году. Отец Константина – Дмитрий Константинович – был человеком умным и спокойным, никогда в жизни не повышавшим ни на кого голоса. Он любил охоту, и когда наступала осень, со сворой собак пропадал в лесу. Мать будущего поэта – Вера Николаевна – обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Именно мать, как писал впоследствии Бальмонт, ввела его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».

Не меньшую роль в воспитании будущего поэта сыграла чудесная природа родного края. Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями. Этот парк любили все, но особенно маленький рыжеволосый мальчик Костя. Он был тихим ребёнком, не любил участвовать в шумных играх мальчишек и предпочитал часами сидеть в парке. Здесь собирались все его необычные лесные друзья: жёлтые, белые, красные праздничные бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, «мохнатые и добрые пчёлы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели». В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, для каждого находилось ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали, будто поддерживали разговор.

Как в мальчике зародился поэтический талант, об этом можно только гадать. Сам Бальмонт вспоминал: «Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, в лесном уголке, который до последних лет жизни буду вспоминать как райское, ничем не нарушенное радование жизнью».

Вот так из чудесного мира природы появился поэт Константин Бальмонт. Через всю жизнь он пронёс нежную любовь к своему «милому раю», где провёл много счастливых лет. Благодаря волшебным воспоминаниям детства, так мило, душевно и добродушно прозвучат написанные в 1905 году «Фейные сказки».

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, завораживает живыми и трепетными образами. Не случайно название «Фейные сказки». Феи живут в легендах и сказках, они способны мгновенно являться и исчезать. Лёгкие, изящные, они любят повеселиться, танцуют и поют, и с не меньшей охотой трудятся – мастерят вещи, обладающие чудесными свойствами. «Фейные сказки» К. Д. Бальмонта – своего рода символический образ идеального мира. В начале XX века к этой теме обращались многие поэты. Фея поэтического цикла наделена волшебной силой и властью, она является символом Вечной Женственности – при этом обладает чертами, которые характеризуют её как непоседливую, познающую мир девочку.

А. А. Блок сравнил «Фейные сказки» с «душистым букетиком тончайших былинок». В «Фейных сказках», по мнению А. А. Блока, автор «совсем переселяется в детскую душу» – «прозрачный мир, где всё сказочно-радостно и мудро детской радостью и мудростью. Это природный реализм, то истинное отношение к природе, которое знакомо детям и поэтам». Поэтический цикл «Фейные сказки» – это мир причудливой фантазии и искренней веры, стихий и гармонии, близкий каждому – и детям и взрослым, – мир, летящий в чудо. Каждого из нас ведёт в этот мир девиз Бальмонта: «В бесконечности стремленья бесконечность достиженья».

А. Ястребов,доктор филологических наук, профессорЕ. Азарова

Фейные сказки

Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дари́т лилея
Много снов и аромата, –
Всё ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.

Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетёт прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

Наряды Феи

У Феи – глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.

Ещё ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грёзой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.

Прогулка Феи

Фея в сад гулять пошла,
Так нарядна и светла,
Говорит с цветами,
Ей цветы: «Будь с нами.

Фея, будь, как мы, цветок,
Развернись, как лепесток,
Будь рябинкой дикой,
Или повиликой.

Будь анютиным глазком,
Или синим васильком.
Иль ещё малюткой,
Синей незабудкой».

Прилетит на лепесток
Желтокрылый мотылёк,
Хоботком коснётся,
Фея улыбнётся.

Прилетит к тебе пчела,
Прожужжит: «Не бойся зла,
Я лишь пыль сбираю,
Мёд приготовляю».

Покачнув на тыне хмель,
Прогудит мохнатый шмель:
«Ну-ка поцелую
Фею молодую».

А когда придёт закат,
Все цветы проговорят:
«В росах умываться,
Спать приготовляться».

Фея слушала цветы,
Фея нежила листы,
Но, сама причуда,
Прочь пошла оттуда.

«Или я на мотылька
Променяю светлячка?
Не хочу меняться». –
И давай смеяться.

Скрылась в замок под листком,
Забавлялась с Светляком,
Цветиком не стала,
Звонко хохотала.

Фея за делом

К Фее в замок собрались
Мошки и букашки.
Перед этим напились
Капелек с ромашки.
И давай жужжать, галдеть,
В зале паутинной,
Точно выискали клеть,
А не замок чинный.
Стали жаловаться все
С самого начала,
Что ромашка им в росе
Яду подмешала.
А потом на комара
Жаловалась муха,
Говорит, мол, я стара,
Плакалась старуха.
Фея слушала их вздор,
И сказала: «Верьте,
Мне ваш гам и этот сор
Надоел до смерти».
И велела пауку, –
Встав с воздушных кресел, –
Чтобы тотчас на суку
Сети он развесил.
И немедля стал паук
Вешать паутинки.
А она пошла на луг
Проверять росинки.