Урок правописание приставок. Круг рассматриваемых вопросов

В процессе обучения и при сдаче экзаменов огромное значение имеет, во-первых, знание и понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение этого делать. При проведении уроков в такой форме в классе создаётся рабочая атмосфера, где все обучающиеся находятся в активном поиске. Через наблюдение, анализ языковых явлений, обращение к необходимым источникам происходит синтез – формулировка логики правила. Из собственных наблюдений выводят необходимые им правила. При этом важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения и смущения. При таком подходе знания органически входят в сознание ученика и прочно закрепляются. Эта технология помогает выработке устойчивых орфографических навыков. Запечатление в сознании происходит не без усилий ученика. Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно технология погружения в орфограммы позволяет это.

«Правописание приставок» урок-практикум для учащихся 9-11 классов Подготовила: Скороходова Е.Н., учитель русского языка, МКОУ «СОШ №2» г.Щучье Курганской области


Цели урока:

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11)

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок.

2. Развитие интереса к истории языка.

3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.


приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник, разрыв

2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло

3) подполковник, накрепко, пригород, навсегда

4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать



В каком ряду во всех словах есть приставка?

1) сделать, превалировать, розыск

2) причудливый, природа, изысканный

3) исподлобья, воспылать, контрнаступление

4) объяснить, здоровье, сверхинтересный


В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить

2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать

3) с..грать, без..нициативный, спорт..нвентарь

4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие


В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить

2) разбежаться, контратака, израсходовать

3) докрасна, по-русски, подснежник

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный


Продолжите ряд:

Постимпрессионизм, постструктурализм…

Контригра, контраргумент…

Конформист, конъюнктура…

Сверхизысканный, сверхновый…


после приставок

Ы/И после приставок

З/С на конце приставок

Приставки пре-/при-


З/С на конце приставок

Пишем З на конце приставки

Пишем С на конце приставки

Перед звонкими согласными и гласными произносим [ з ] и пишем « з »: РАЗ-УЧИТЬ, ИЗ-УЧЕННЫЙ, БЕЗ-ДОННЫЙ.

Внимание!

Перед глухими согласными произносим [ с ] и пишем « с »: РАС-ПИЛИТЬ, ИС-ПИСАТЬ,БЕС-ПАРДОННЫЙ.

! Слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «з».

Приставка С принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

Приставки З в русском языке нет!


Ъ/Ь после приставок

  • если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я (подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский )
  • в сложных словах с числительными. (двухъярусный, трёхъязычный ).
  • НИКОГДА*

После приставки…

После приставки…

* Разделительный Ь пишется внутри слова (но только не после приставки) , перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)


Приставки пре-/при-

Значения приставки ПРЕ-

  • Значение высокой степени действия или качества («очень», «весьма»)
  • Близка по значению приставка пере- (то есть, «через», «по-другому»).

Значения приставки ПРИ-

  • Близость к чему-либо
  • Прибавление, присоединение, приближение
  • Неполнота качества или действия
  • Доведение действия до конца
  • Совершение действия в чьих-либо интересах, усиленное проявление действия
  • Сопутствующее действие

Исключения:

1) русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (пр и тязание, пр е льщать, пр е кословить)

2) заимствования (пр е амбула, пр и вилегия, пр и оритет)


Ы/И после приставок

И или Ы: после приставки, заканчивающейся на согласный (если нет – пишем И) → это не сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И) Ы




Подберите антонимы с приставками пре- и при- :

  • Удаляться
  • Очень мало
  • Отбавлять
  • Очень злой
  • Уважать
  • Отдалять
  • Уродливый
  • Последующий

Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ :

  • с...язвить, нав...ючить, нес...ёмные
  • об...ятия, в...едливый, пан...европейский
  • сверх...естественный, без...ядерный, без..укоризненный
  • суб...ективный, с...экономить, без...аварийный
  • раз...ём, бар...ер, под...езд
  • суб...ядерный, рудопод...ёмный, пред...юбилейный
  • нев...ющийся, из...ясняться, об...ять

  • Индустриальный
  • Искра
  • Известный
  • Инспектор
  • Искусный

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре- , при- :

Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.


  • Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов)
  • Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой)
  • Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии.
  • Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов)
  • Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

(М. Цветаева)


Хитрая мангуста

Я увесил каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.


Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района

План-конспект урока по теме:

«Правописание приставок пре - и при- »

д. Сутчево 2011
Тема
: Правописание приставок пре - и при -

Цели:

образовательные : закрепление знаний учащихся по данной теме; написание гласных в приставках пре - и при - в зависимости от лексического значения;

воспитательные : вызвать заинтересованность учащихся к изучаемому материалу;

развивающие : развивать внимание, мышление, память учащихся, стремление оказывать помощь товарищу.

Задачи :

· Отработать практические навыки употребления приставок пре - и при -.

Тип урока : урок закрепления темы.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Введение в тему.

Ребята, посмотрите на доску. Прочитаем, что там написано.

«Разыскивается преступник». Среди нас есть преступник? – Нет. – Тогда это связано с темой урока. На какую тему сегодня работать? – На правописание слов с приставкой пре­- и при -.

А в каких же случаях пишется пре -, в каких при -? (отметить точками)

Приближение.

Близко к слову очень

Присоединение

Близко к приставке пере -

Неполное действие

Близость к чему-либо

III. Проверка домашнего задания.

IV. Конструирование словосочетаний: преобразовать фразы в словосочетания, в состав которых входят приставки пре - и при -.

Образец: приближаться к аэропорту на самолете – прилететь. Камень у дороги; присоединить доску к полу при помощи молотка и гвоздей; приближаться пешком к дому; очень красивая девушка; город, расположенный около моря; человек, переступивший закон; невысоко поднять голову.

V. Распределительный диктант.

Пр..усадебный, пр..чудесный, пр..бивать, пр..ображаться, пр..ходить, пр..вратить, пр..ползти, пр..милый, пр..волжский.

Придумать одно-два предложения с этими словами.

VI. Игра «Продолжи строчку».

1. Пришли с огнем. Мой волк сидит … (прижавшись в угол задом).

2. Я этого … (приятель, не забыл).

3. Тому в истории … (мы тьму примеров слышим).

4. Час обеда … (приближался, топот по двору раздался).

5. Там на заре … (прихлынут волны на брег песчаный и пустой).

6. Еще ты дремлешь … (друг прелестный).

7. Кто-то терем … (прибирал да хозяев поджидал).

8. Пирожок лишь разломила … (да кусочек прикусила).

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа с учебником. Упражнение 138.

1 вариант. Предложения 1, 3.

2 вариант. Предложения 2, 4.

Найти основы предложений.

IX. Цифровой диктант.

1. Приехать

2. Приблизиться

3. Пригладить

4. Превозносить

5. Преподавать

6. Пристроить

1. Прехороший

2. Приклеить

3. Преодолеть

4. Приободрить

5. Прибивать

6. Придавить

X. Предложения с приставками пре - и при -.

Вставьте пропущенные буквы.

Пр..катился клубок, пр..остановился. Пр..смотрелся, пр..гляделся Иванушка, видит – местность незнакомая. Пр..крикнул он на клубок, а тот пр..спокойно на месте лежит. Пр..томился он от дальней дороги. Хотел пр..лечь Иванушка, только пр..коснулся к траве, а трава в росе, пр..вскочил Иванушка. Пр..сел на пр..дорожный камень. Пр..задумался. А он был пр..хорошенький. Не страшны ему никакие пр..грады.

XI. Итог урока. Учащиеся должны устно, осмотрев класс, найти в нём предметы, названия которых можно использовать для образования слов с приставками пре - и при- . Например,

Доска – прибить доску и т. д.

XII. Домашнее задание: повторить раздел «Состав слова. Словообразование». Подготовиться к письму по памяти.

Не пр..выкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь!

Не пр..выкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Пр..глядывайтесь к облакам,

Пр..слушивайтесь к птицам,

Пр..кладывайтесь к родникам, -

Ничто не повториться…

ЦЕЛИ:

  • повторение основных правил правописания приставок, совершенствование орфографических умений учащихся, развитие навыка самостоятельной работы;
  • развитие умения находить, обрабатывать и представлять информацию;
  • развитие языкового чутья; проверка уровня усвоения данной темы.

КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ:

СЛОВАРЬ УРОКА:

  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
  • ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ;
  • ПРЕЦЕДЕНТ;
  • ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЙ.

Подготовка к уроку: учащиеся получили индивидуальные задания:

  1. подготовить презентацию и сообщение о правописании приставок;
  2. сообщение об электронных словарях;
  3. составить кроссворд на правописание слов с приставками ПРИ- ПРЕ-.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

  1. Выступление учащихся. Правописание приставок. Презентация.
  2. Самостоятельная работа на компьютере. Выполните задание (Приложение 1 ) Вставьте пропущенные буквы.
    Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, пр_морский, пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник, пр_вратник, пр_чуда, пр_града, бе_вкусица, ра_четливый, ра_читывать, бе_чувственный, мирово_рение, бе_дыханный.

3. Самопроверка (включить проверку орфографии).

Самооценка.

4. Коллективная работа.

Из истории языка (слайд на экране – Презентация ).

РЕШИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:

Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый .

4. ПРОВЕРКА:

5. Вставьте пропущенные буквы.

– Значение каких слов вам не совсем ясно?

Пр_баутка, пр_вередливый, пр_людия, пр_рогатива, пр_вилегия, пр_верженец, пр_стойно. пр_зумпция, пр_мадонна, пр_тенциозный, пр_зентабельный, пр_цедент, пр_оритет, пр_ватизация .

Прибаутка, привередливый, прелюдия, прерогатива, привилегия, приверженец, пристойно, презумпция, примадонна, претенциозный, презентабельный, прецедент, приоритет, приватизация .

– Как быть, если не знаешь значения слова, не знаешь, как его написать?

6. Выступление уч-ся об электронных словарях.

Как найти значение слова в толковом словаре в Интернете. Адреса электронных словарей.

Дает значение слов.

ПРЕЗУМПЦИЯ, – и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к ото рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).

ПРИВАТИЗАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. privatisation < лат. prīvātus частный]. Передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта, зданий и т. п.) за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизационный – относящийся к приватизации. Ср. денационализация 1

ПРЕЛЮДИЯ, и, ж. [< лат. praeludere играть предварительно, на пробу; делать вступление; готовиться]. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к сюите. Ср. интродукция 1, пролог 1, ритурнель 2, увертюра 1, экспозиция 2. 2. Небольшое музыкальное произведение; то же, что прелюд. П. для фортепьяно. 3. перен. Вступление, введение во что-н., а также предвестие чего-н. П. больших событий. Ср. пролог 2.

ПРИМАДОННА, ы, ж., одуш. [ит. primadonna букв. первая дама]. Певица, исполняющая первые партии в опере или оперетте. Ср. прима, прима-балерина.

7. Самостоятельная работа на компьютере – отгадывание кроссворда.

8. Один уч-ся – выход в Интернет.

Задание – найти значение слов прерогатива, претенциозный, презентабельный, прецедент.

9. Проверка работы с кроссвордом – слайд.

10. Работа на компьютере. ТЕСТ. Оценивание.

11. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

  1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Выписать слова с пропуском букв в приставках в три столбика.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне п_чально, если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_цессу, который сам собою в нас пр_и_ходит, если бы мы говорили так, как поют птицы, пр_давались бы естественным с_четаниям звуков и слов для выражения невольно пр_ходящих через нашу душу чувств и пр_дставлений, а не делали из языка орудие для п_следовательного пр_ведения мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па_сивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука, ни иску(с,сс)тво, ни гражданское о(п,б)щежитие, да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

  1. Дополнительное задание: Этот текст представляет собой рассуждение. Найдите в нем тезис, доказательство, вывод.
  2. Выпишите ключевые, наиболее значимые слова.

12. Подведение итогов урока.

13. Домашнее задание.

  1. Работа с текстом. Написать свое отношение к поднятой проблеме.
  2. Составить словарный диктант из 20 слов на правописание приставок.
Технологическая карта урока

Тема урока : Правописание приставок на з-, с

Тип урока : изучения нового материала

Цели урока :

обучающие

Формировать у учащихся знания и умения правильного употребления и написания в словах приставок;

Формировать умение пользоваться правилом, определяющим выбор буквы на конце приставки;

Закрепить знания об условиях выбора буквы в приставках на –з и –с;

развивающие

Развивать логическое мышление учащихся;

Формировать универсальные учебные навыки (формулировать проблему, строить рассуждение, осуществлять информационный поиск, делать выводы);

Совершенствовать коммуникативные умения и навыки;

Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

воспитательные

Тренировать память для запоминания орфографического правила;

Развивать сознательное отношение к языку как явлению культуры;

Оборудование: презентация, раздаточный материал.


п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационно-мотивационный этап

Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Правописание какой части слова мы сейчас изучаем?

В самом слове приставка тоже есть приставка, как объяснить ее написание? (присоединение).


Готовность к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.


2

Актуализация изученного

Обеспечить мотивацию учения,

Совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.


Дома вы выполняли задание на правило написания приставок пре, при.

Поработаем в парах.

В раздаточном : Какие приставки живут в этих домах? Что общего?

Распределите слова по этажам в зависимости от значения приставок. Добавьте по 1 своему примеру.

Проверьте себя (слайды 2-3)
Постановка проблемного вопроса:

С какими трудностями встретились при выполнении задания?

Каковы условия выбора приставок в словах «приемник – преемник», «прибывает – пребывает», «предать – придать».

Группа экспертов находят в словаре примеры и объясняют значения слов.


Работая в парах, группируют слова по орфограммам. Устно объясняют условия выбора орфограммы. Осуществляют самопроверку.

Предлагают варианты решений. Анализируют примеры.

Учатся пользоваться словарем.


Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Совершенствуется умение работать в парах, применять ранее полученные знания.

Вырабатывается умение сравнивать и анализировать языковые явления. Работать со словарем.


3

Закрепление изученного

Обеспечить закрепление знаний и способов действий.

Коррекция пробелов.


Слайды 4 – 5

Самостоятельная работа «Исправь ошибки». Необходимо выписать слова, исправляя ошибки, выделяя орфограммы графически.

Самопроверка.


Выполняют задание с последующей самопроверкой.

Развитие внимания учащихся. Формирование логических умений.

4

Физкультминутка

Вспоминаем звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие – хлопаем, глухие – приседаем.

Есть на свете братики – ровно шесть.
И сестренки тоже есть – ровно шесть.
С б и п всегда вместе,
С в и ф идем в лесок,
С г и к поем мы песни,
С д и т учим урок,
С з и с играем в мяч,
С ж и ш решим задачу.
Парные согласные всем нужны,
С парными согласными мы дружны.


5

Изучение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

Слайд 6 «Вспоминаем глухие и звонкие согласные звуки»

Наблюдение: стр. 184, упр. 333 (учебник
На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется ^ З ?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?

Закрепляем правило.


Работают с учебным материалом, наблюдают, находят закономерность выбора орфограмм.

Формулируют правило, приводят примеры, осмысливают проблемную ситуацию


Формирование логических умений.

Развитие навыков концентрации внимания, самостоятельного освоения учебным материалом.


6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания.

Слайд 8

Игра «Орфографический турнир»

Команды распределяют слова по «корзинам», приводят свои примеры.
Орфографический тренинг (слайды 9-10)

Выписать слова с изученной орфограммой. Объяснить действия.

Самопроверка.
Постановка проблемного вопроса (слайды 11-12): почему не выбрали слово «сдать»?


Выделяют орфограмму по опознавательным признакам.

Выполняют задания с последующей самопроверкой.


Закрепление полученных знаний, развитие познавательно-исследовательских способностей.

7

Итог урока, рефлексия

Обобщить, создать условия для самооценки и проверки усвоения.

Самостоятельная работа в парах «Покорение вершин орфографии» (раздаточный материал, приложение 1)

Выполняют задание. Анализируют результат работы.

Рефлексивная оценка уч-ся.

8

Домашнее задание

Выучить правило.

Составить письмо «Берегите природу!» (приложение 2).

Приложение 1

Игра «Покорение вершин орфографии». Объединитесь в пары, запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Кто быстрее достигнет вершины?



во_хождение во_горание

ра_бег ра_писание

и_править и_влечь

бе_полезный бе_опасный

Дание _пуск

ра_задорился ра_свет

Приложение 2

Составьте открытое письмо своим сверстникам «Берегите природу!». Используйте слова с изученной орфограммой.