Александр серафимович - у обрыва.

Уже посинело под далеким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над примолкшим на той стороне лесом.

Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя, усталости под спокойным, глубоко синевшим, с редкими белыми звездами небом.

Баржа и лодка возле нее, понемногу терявшие очертания, неясно и темно рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костер, и поплескивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвешенный котелок, ползали и шевелились, ища чего-то по узкой полосе прибрежного песку, длинные тени, и задумчиво возвышался обрыв, смутно краснея глиной.

Было тихо, и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды, непрерывающийся шепот, беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий, то задорный и насмешливый, но река была спокойна, и светлеющая поверхность не оскорблялась ни одной морщиной.

Всплеск рыбы, или крики ночной птицы, или шорох осыпающегося песку, или едва уловимый шум пароходного колеса, или почудилось - и снова дремотное, невнятное шептание, то замирающее и сонное, то встрепенувшееся и торопливое, и светлый, ничем не нарушимый покой реки под все густеющей синевой надвигающейся ночи.

- "Ермак", никак, идет.

Где ему!.. Теперича небось на Собачьих Песках сидит...

И человеческие слова, такие простые и ясные, прозвучали и погасли в этом непонятно-беспокойном шепоте спокойно-недвижной реки.

Короткая, притаившаяся у колебавшегося огня тень разом вытянулась, побежала от костра; уродливо перегнулась через обрыв и пропала в степном сумраке, откуда неслись крики перепелов и запахи скошенных трав, а над костром поднялся высокий, здоровенный, с длинными рукам и ногами, в пестрядинной рубахе человек и, скинув ложкой сбегавшую через края пену, всыпал в бившую ключом воду пригоршню пшена. Вода мгновенно успокоилась, а тень скользнула по обрыву, вернулась из степи и опять притаилась у огня. Длинный человек сидел, неподвижно обняв колени, глядя на светлеющую реку, на пропадающий в сумеречной дымке лес, дальний берег.

Поодаль на песке, протянувшись, неподвижно и мертво чернела человеческая фигура.

Не было видно лица.

Спал ли он, или думал, или был болен, или уже не дышал - нельзя было разобрать.

Уже потонул в темнеющей синеве и не стал видим лес, и поворот реки, и дальние пески, только вода по-прежнему поблескивала, но уже черным, вороным блеском, и звезды в ней бездонно повисли, яркие и бесчисленные.

И казалось, так и нужно, чтоб в эту синюю ночь у дремотно-шепчущей воды возле обрыва горел костер, и красный отсвет трепетал, неверно озаряя багровым светом костра высокую, нескладную, но точно выкованную фигуру человека, могуче охватившего руками колени, и неподвижную темную фигуру на песке, и третьего - с широкой бородой старика, со спокойным и строгим лицом, отлитым из бронзы.

Как будто кто-то задумчиво, без слов пел, и не было слышно голоса, и только представлялась потонувшая в ночной синеве река, и костер, и смутный обрыв, и в темной глубине чуть зыблемые звезды.

Пришло время... Жисть-то она человеческая, как трава полезла...

И среди ни на секунду не прерывающегося, немолчного, дремотного шепота голос, казалось, принадлежал синей ночи, как и угрюмо стоящий обрыв, как ропот воды, как костер с беззвучно ползающими по песку тенями.

Как трава молодая на провесень из черной земли...

Нда-а... Теперича полезла, ничем ее не уторкаешь.

И кто-то на том берегу смутно и неясно отозвался, слабея: "...да-а-а!"

Сидевший, обняв колени, замолчал. Молчал и тот, чей темно простертый силуэт смутно рисовался на песке. Молчал старик с бронзово-багровым шевелившимся лицом, изредка лениво вбрасывая в костер голыми руками выскакивающие оттуда раскаленные угольки, и в этом молчании чудилась недоконченная дума, - думала сама синяя ночь.

Тонкий, щемящий крик пронесся над рекой.

Опять тихо, задумчиво-сумрачно, снова непрерывающийся беспокойно-торопливый шорох-шепот бегущей воды. Молчал в наступившей со всех сторон темноте смутно подымающийся обрыв, молчала степь за ним. Котелок лениво вскипал, сонно подергиваясь пеной.

Тонкий крик повторился против, над рекой. Водяной играл. А может быть, летела над самой водой невидимая птица, - нельзя было сказать. Ночь теснилась со всех сторон, молчаливая и темная.

По реке далече слыхать... Хошь у самого Кривого Колена, и то будет слышно...

И оба наклонили головы, чутко ловя смутный, неясный звук. Ухо хотело поймать приближающийся шум пароходных колес, но звуки ночи, тихие, неясные, тысячу раз слышанные и все-таки особенные и странные, говорили об отсутствии человека.

Горел костер, у костра сидели двое; третий недвижимо чернел на песке.

Длинный поднялся, снял котелок. Тени засуетились, и одна опять скользнула вверх по обрыву и пропала в степи.

Он поставил котелок и покрутил в песке.

Часов девять есть... Охо-хо-хо...

И за рекой кто-то: "О-о-о-о..."

Скажи парню, нехай садится с нами, вишь, отощал.

Старик достал из кармана ложку и вытер заскорузлым пальцем.

Эй, паря!.. Хошь, поешь с нами. - Длинный наклонился над неподвижно черневшей фигурой.

А?.. а?.. а?.. Куда... Постой!.. Братцы, держитесь!.. - закричал тот, вскакивая, трясясь.

Что ты... что ты, парень... Говорю, поешь с нами...

Тот обвел вокруг удивленным взглядом, не понимая этой темноты, смутно рисующихся контуров, этого ночного молчания, заполненного немолчно шепчущим ропотом, этого трепещущего, красноватого, поблескивающего в воде отсвета, и провел рукой, как будто снимал с лица паутину. Он точно весь обмяк и улыбнулся бессильной, измученной улыбкой.

Ишь ты... опять попритчилось.

При свете костра поражали исхудалость и измученность, завалившиеся щеки, черные круги, горячечно блиставшие, беспокойные, как будто глядящие мимо предметов глаза.

Сели кругом котелка, поджав на песке ноги, и стали есть и громко дули на кашу. И, повторяя движения, суетились по песку тени.

Долго и молча ели, и долго в дремотно шепчущий ночной ропот чуждо вторгался звук усердно работающих человеческих челюстей.

Первая острота голода притупилась; парень, на лице которого землисто отпечатался призрак смерти, вздохнул.

У-ух-х!.. Маленько отошел.

Два дня не ел.

Да ты откуда?

Из города. - И снова усталая и теперь доверчивая улыбка. - Из самого из пекла вырвался. Как и вырвался, сам не знаю...

Да мы это догадались, как ты еще шел по берегу, - усмехнулся длинный, - да не стали расспрашивать, что человека зря беспокоить.

Не бойсь, ничего... По степи патрули разъезжают, хватают, которые успели из города убежать. Ну схватят, разговор короткий - пуля либо петля. Мы не одного переправили... Артель-то на баржах, да и команда на пароходе свой народ... К нам вот не догадаются на баржу заглянуть, а... то бы была им пожива. Да ты в городу-то чем был?

Наборщиком. - И он повел плечами, точно ему холодно было, и боязливо оглянулся.

Длинный черпнул, подул на ложку и, вытянув губы, с шумом втянул воздух вместе с кашей.

На реке завозился водяной или ночная птица. Всплеснула рыба, но в темноте не было видно расходящихся кругов. Старик ел молча.

Все по реке шел, как чуть чего - в воду... Вчерашний день до самой ночи в воде сидел, закопался в грязь, а голова в камыше, так и сидел.

Он отложил ложку и сидел, осунувшись, и мысли, далекие от теплой ночи, от костра, бродили в голове, туманя глаза.

Серафимович Александр

Александр Серафимович

Уже посинело под далеким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над примолкшим на той стороне лесом.

Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя, усталости под спокойным, глубоко синевшим, с редкими белыми звездами небом.

Баржа и лодка возле нее, понемногу терявшие очертания, неясно и темно рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костер, и поплескивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвешенный котелок, ползали и шевелились, ища чего-то по узкой полосе прибрежного песку, длинные тени, и задумчиво возвышался обрыв, смутно краснея глиной.

Было тихо, и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды, непрерывающийся шепот, беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий, то задорный и насмешливый, но река была спокойна, и светлеющая поверхность не оскорблялась ни одной морщиной.

Всплеск рыбы, или крики ночной птицы, или шорох осыпающегося песку, или едва уловимый шум пароходного колеса, или почудилось - и снова дремотное, невнятное шептание, то замирающее и сонное, то встрепенувшееся и торопливое, и светлый, ничем не нарушимый покой реки под все густеющей синевой надвигающейся ночи.

- "Ермак", никак, идет.

Где ему!.. Теперича небось на Собачьих Песках сидит...

И человеческие слова, такие простые и ясные, прозвучали и погасли в этом непонятно-беспокойном шепоте спокойно-недвижной реки.

Короткая, притаившаяся у колебавшегося огня тень разом вытянулась, побежала от костра; уродливо перегнулась через обрыв и пропала в степном сумраке, откуда неслись крики перепелов и запахи скошенных трав, а над костром поднялся высокий, здоровенный, с длинными рукам и ногами, в пестрядинной рубахе человек и, скинув ложкой сбегавшую через края пену, всыпал в бившую ключом воду пригоршню пшена. Вода мгновенно успокоилась, а тень скользнула по обрыву, вернулась из степи и опять притаилась у огня. Длинный человек сидел, неподвижно обняв колени, глядя на светлеющую реку, на пропадающий в сумеречной дымке лес, дальний берег.

Поодаль на песке, протянувшись, неподвижно и мертво чернела человеческая фигура.

Не было видно лица.

Спал ли он, или думал, или был болен, или уже не дышал - нельзя было разобрать.

Уже потонул в темнеющей синеве и не стал видим лес, и поворот реки, и дальние пески, только вода по-прежнему поблескивала, но уже черным, вороным блеском, и звезды в ней бездонно повисли, яркие и бесчисленные.

И казалось, так и нужно, чтоб в эту синюю ночь у дремотно-шепчущей воды возле обрыва горел костер, и красный отсвет трепетал, неверно озаряя багровым светом костра высокую, нескладную, но точно выкованную фигуру человека, могуче охватившего руками колени, и неподвижную темную фигуру на песке, и третьего - с широкой бородой старика, со спокойным и строгим лицом, отлитым из бронзы.

Как будто кто-то задумчиво, без слов пел, и не было слышно голоса, и только представлялась потонувшая в ночной синеве река, и костер, и смутный обрыв, и в темной глубине чуть зыблемые звезды.

Пришло время... Жисть-то она человеческая, как трава полезла...

И среди ни на секунду не прерывающегося, немолчного, дремотного шепота голос, казалось, принадлежал синей ночи, как и угрюмо стоящий обрыв, как ропот воды, как костер с беззвучно ползающими по песку тенями.

Как трава молодая на провесень из черной земли...

Нда-а... Теперича полезла, ничем ее не уторкаешь.

И кто-то на том берегу смутно и неясно отозвался, слабея: "...да-а-а!"

Сидевший, обняв колени, замолчал. Молчал и тот, чей темно простертый силуэт смутно рисовался на песке. Молчал старик с бронзово-багровым шевелившимся лицом, изредка лениво вбрасывая в костер голыми руками выскакивающие оттуда раскаленные угольки, и в этом молчании чудилась недоконченная дума, - думала сама синяя ночь.

Тонкий, щемящий крик пронесся над рекой.

Опять тихо, задумчиво-сумрачно, снова непрерывающийся беспокойно-торопливый шорох-шепот бегущей воды. Молчал в наступившей со всех сторон темноте смутно подымающийся обрыв, молчала степь за ним. Котелок лениво вскипал, сонно подергиваясь пеной.

Тонкий крик повторился против, над рекой. Водяной играл. А может быть, летела над самой водой невидимая птица, - нельзя было сказать. Ночь теснилась со всех сторон, молчаливая и темная.

По реке далече слыхать... Хошь у самого Кривого Колена, и то будет слышно...

И оба наклонили головы, чутко ловя смутный, неясный звук. Ухо хотело поймать приближающийся шум пароходных колес, но звуки ночи, тихие, неясные, тысячу раз слышанные и все-таки особенные и странные, говорили об отсутствии человека.

Горел костер, у костра сидели двое; третий недвижимо чернел на песке.

Длинный поднялся, снял котелок. Тени засуетились, и одна опять скользнула вверх по обрыву и пропала в степи.

Он поставил котелок и покрутил в песке.

Часов девять есть... Охо-хо-хо...

И за рекой кто-то: "О-о-о-о..."

Скажи парню, нехай садится с нами, вишь, отощал.

Старик достал из кармана ложку и вытер заскорузлым пальцем.

Эй, паря!.. Хошь, поешь с нами. - Длинный наклонился над неподвижно черневшей фигурой.

А?.. а?.. а?.. Куда... Постой!.. Братцы, держитесь!.. - закричал тот, вскакивая, трясясь.

Что ты... что ты, парень... Говорю, поешь с нами...

Тот обвел вокруг удивленным взглядом, не понимая этой темноты, смутно рисующихся контуров, этого ночного молчания, заполненного немолчно шепчущим ропотом, этого трепещущего, красноватого, поблескивающего в воде отсвета, и провел рукой, как будто снимал с лица паутину. Он точно весь обмяк и улыбнулся бессильной, измученной улыбкой.

Ишь ты... опять попритчилось.

При свете костра поражали исхудалость и измученность, завалившиеся щеки, черные круги, горячечно блиставшие, беспокойные, как будто глядящие мимо предметов глаза.

Сели кругом котелка, поджав на песке ноги, и стали есть и громко дули на кашу. И, повторяя движения, суетились по песку тени.

Долго и молча ели, и долго в дремотно шепчущий ночной ропот чуждо вторгался звук усердно работающих человеческих челюстей.

Первая острота голода притупилась; парень, на лице которого землисто отпечатался призрак смерти, вздохнул.

У-ух-х!.. Маленько отошел.

Два дня не ел.

Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения .

Словосочетание выполняет номинативную функцию, т. е. служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Текст и предложение - коммуникативные единицы. Они служат для общения, обмена мыслями, чувствами. Основные признаки текста - смысловая целостность и связность.

Словосочетание - это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются словосочетания глагольные, именные и наречные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной связью. Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления, примыкания.

Предложение - одна из основных единиц синтаксиса. Предложение выполняет коммуникативную функцию. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Оно бывает простым и сложным. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объёме передаваемых ими сообщений. Простое предложение сообщает об одной отдельной ситуации. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними. Структурное отличие сложного предложения в том, что оно состоит из двух (или нескольких) простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Связь между простыми предложениями в сложном выражается союзами или союзными словами, интонацией. По наличию средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые или сложноподчинённые) и бессоюзные.

В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Эмоциональная окрашенность может сделать любое предложение восклицательным.

Простые предложения по количеству главных членов делятся на двусоставные и односоставные; по наличию или отсутствию второстепенных членов - на распространённые и нераспространённые.

В двусоставных предложениях грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым). В односоставных предложениях только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым.

Односоставные предложения делятся на такие группы: назывные; определённо-личные; неопределённо-личные; безличные.

Структура простого предложения или части сложного может быть осложнена однородными членами, обособленными членами предложения; словами, грамматически не связанными с членами предложения: обращением, вводными и вставными конструкциями.

252. Прочитайте высказывание Петра I. Можно ли считать его текстом? Докажите свою точку зрения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся. Какое из значений выделенного слова является устаревшим? Каким синонимическим словом современного русского языка можно его заменить? Есть ли другие устаревшие слова?

Я (не)могу нарушать данного моего слова и выдать князя пр..давшегося мне. Лучше соглашусь я отдать туркам землю простирающ..ся до Курска. Уступив её останемся мне надежда... оную возвр..тить но нарушение слова (не)возвратно. Мы (ни, не)чего (же) собственного (не) имеем кроме чести; отступить от оныя, перестать быть царём и (не) царств..вать.

253. Прочитайте текст. Какого он стиля? Найдите в тексте односоставное предложение, определите его вид. Выпишите словосочетания со связью управление. Обозначьте в словосочетании главное слово значком х .

Стало быстро темнеть. Тучи застлали небо, низко опустились к воде. Озеро замерло, почернело. В горах будто электросварщик засел. То вспыхнет там - ослепит, то погаснет. Гроза надвигалась. Недаром лебеди завернули сюда по пути. Они предчувствовали: непогода могла застигнуть их над горами.

Грянул гром. Полил дождь, шумный, мятущийся. Забормотало, закипело озеро и пошло раскачиваться, биться о берега. Это была первая весенняя гроза.

(Ч. Айтматов.)

254. Прочитайте. Определите стиль и тип текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В простых предложениях подчеркните условными обозначениями второстепенные члены. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы.

Лесная сказка

И вся эта ноч.. сл..лась в какую-то волшебную ч..рующую сказку. Взош..л месяц и его с..яние пр..чудливо пестро и таинстве..о ра..цветило лес легло среди мрака (не)ровными (иссиня)бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья на мягкий как плюшевый ковёр мох. Тонкие стволы берёз б..лели резко и отчетливо а на их редкую листву казалось были наброше..ы с..ребристые прозрачные газовые п..кровы. Местами свет вовсе (не)проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный (не)проницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко оз..рял длинный ряд деревьев и бр..сал на землю узкую правильную дорожку, такую светлую нарядную и пр..ле..ную точно а..ея убра..а для торжестве..ого шествия.

(А. Куприн.)

255. Спишите, оформив запись по образцу, расставив пропущенные запятые. Укажите вид односоставных предложений.

1. Уже больше двух часов плот несло по быстрине и (не)было видно (ни, не)берегов (ни, не)неба. 2. Было ей сейчас (не)спокойно и (ни, не)проходило ощущение стра(н, нн)ого сна который должен вот-вот оборвался. 3. Он упал и падая почу. .твовал как ему странно легко и свободно стало. 4. У одного из моих героев - капитана Новикова - много пр..тотипов. (Ни, не)скрою мне хотелось что(бы) капитана Новикова полюбили.

(Ю. Бондарев.)

256. Какие члены предложения являются однородными? Расскажите о знаках препинания при них. Найдите в данном ниже тексте однородные члены и определите характер их связи между собой (союзная или бессоюзная). Укажите предложения с разными рядами однородных членов. Спишите, расставляя знаки препинания.

Уже посинело над далёким поворотом реки над желтеющими песками над обрывистым берегом над примолкшим на той стороне лесом.

Тускнели звуки меркли краски и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя усталости под спокойным, глубоко синевшим с редкими белыми звёздами небом.

Баржа и лодка возле неё понемногу терявшие очертания неясно и темно рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костёр и поплёскивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвешенный котелок.

Было тихо и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды непрерывающийся шёпот беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий то задорный и насмешливый.

Уже потонули в темнеющей синеве и лес и поворот реки и дальние пески.

(А. Серафимович.)

257. Какие члены предложения могут быть обособленными? Найдите в отрывке из «Песни о Соколе» М. Горького обособленные члены предложения. Спишите, обозначая обособленные члены вместе с тем словом, к которому они относятся.

Море огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи.

Горы важно-задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали чёрные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены,- все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, ещё скрытой за горными вершинами.

258. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в одном бессоюзном предложении, в одном сложносочинённом и в одном сложноподчинённом.

  1. Вдоль разворочанных дорог
    и разорённых сёл
    мы шли по звёздам на восток
    товарища я вёл.
    Он отставал он кровь терял
    он пулю нёс в груди
    и всю дорогу повторял:
    Ты брось меня. Иди...
    Наверно если б ранен был
    и ш..л в степи чуж..й
    я точно так бы говорил
    и не кривил душ..й.
  2. Запомнил каждое крыльцо
    куда пришлось ступать
    Запомнил женщин всех в лицо
    как собственную мать.
  3. Мы пробирались по кустам
    брели ползли (кой)как.
    И снег нас в поле не застал
    и не заметил враг.
    И рану тяжкую в груди
    осилил спутник мой.
    И всё что было позади
    занес..но зимой.

(А. Твардовский.)

259. Изложение (выборочное). Прочитайте текст. Напишите сжатое (в 5- 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство».

В фильме вы видите неизвестных вам людей, до которых, собственно говоря, вам и дела никакого нет, а вы почему-то с вниманием и волнением следите за их судьбой. Вы горячо сочувствуете одним героям кинокартины, ненавидите других. Люди, с которыми вы только что столкнулись и познакомились на экране, вдруг становятся вам близкими и дорогими. Их радости и печали увлекают вас нисколько не меньше, чем ваши собственные переживания. Сколько раз любой из вас видел, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.

В произведения искусства вложены душа и сердце его создателя. В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи - но чувства художника, его желанья, его раздумье всегда настоящие - подлинные. Они-то и составляют заряжающую силу искусства, способную растрогать и расшевелить самого сдержанного человека. Мы потому и любим искусство, что оно захватывает нас, потрясает наши чувства, побуждает нас становиться лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. Оно говорит нам «Смотрите, на что способны люди! Смотрите, какими смелыми честными красивыми могут они быть!» И мы начинаем думать и верить, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.

Искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самих художников. Зачастую труден и тяжёл их путь, нередко приносит им огорчения и разочарования. Как и во многих других профессиях, работа актёра требует от человека самоотвержения, полного напряжения всех сил; она забирает всё его время, но зато она даёт ему ощущения необычайной полноты и разнообразия жизни.

(Б. Чирков.)

260. Сочинение. Напишите отзыв-рецензию на один из фильмов, который вы посмотрели недавно (который произвёл на вас большое впечатление, понравился или не понравился). В отзыве-рецензии вы должны не только передать свои впечатления, но и аргументировать свою оценку сценария, работу режиссёра, актёров, оператора.

В русском языке средствами выражения однородности являются интонация, союзы, формы слов.

Интонация - это универсальное средство, выступающее как показатель однородности, как показатель сочинительной связи независимо от наличия других средств. Основная особенность интонации однородности - это отделение членов однородного ряда друг от друга, невозможность произнесения их как целостных речевых отрезков - синтагм. Этому способствуют паузы между членами, а также наличие фразового ударения на каждом из них и равномерные повышения тона. Эти черты интонации однородности проявляются как при употреблении союзов, так и при бессоюзном соединении однородных членов предложения. Без союзов они выступают более рельефно: Стояли чудесные дни, ослепительно-яркие, знойные, безветренные - благостные дни (Гл.).

Однако с помощью одной только интонации трудно передать характер отношений между членами однородного ряда, особенно если иметь в виду письменную форму речи. Более четкими показателями отношений являются сочинительные союзы. Выделяются три группы союзов, соответствующие основным видам отношений между однородными членами предложения: соединительные, противительные, разделительные.

1. Соединительные союзы указывают на простое перечисление однородных членов предложения, которые соединяются в ряд как равноценные, не противоречащие друг другу. К соединительным относятся союзы и, да, также, как...так и, не только... но и (а также их варианты) и др.

Основной союз и, стилистически нейтральный, выражает "чистое" соединение, перечисление, не вносит никаких оттенков: И была у меня в этой гостинице мимолётная и интересная встреча (Пауст.). Другие союзы вносят те или иные стилистические и семантические оттенки: да - просторечность; также - присоединение; как...так и - совместимость; не только...но и - допустимость с акцентированием значительности соединяемых членов и т.п. Ср.: Я непрерывно искал всё нового как во внутренней актёрской работе , так и в режиссёрском деле (Ст.); Горького же в то время не было не только в Петербурге , даже в России (С.-Ц.); Хвоя хороша не только от мышей, но и от зайцев (Сол.).

2. Противительные союзы указывают на несовместимость членов однородного ряда, их противоречие друг другу в соотношении с поясняемым/поясняющим словом, а также на различие их, выявляемое путем сопоставления. К противительным относятся

союзы но, а. зато, хотя , однако, бя, не столько...сколько и др.

Все они выражают те или иные видоизменения и оттенки противительных отношений: но и не...я - противопоставление, несовместимость; хотя - уступительность; зато - возмещение; не столько... сколько - сопоставление. Ср.: Это - не правда, а - смерть (М. Г.); Я был счастлив и удовлетворён не столько личньш актёрским успехом, сколько признанием моего нового метода (Ст.); Лошадь, хотя с трудом, но покорно шла иноходью (Л. Т.); Уныние не столько тяготило, как успокаивало (М. Г.).

3. Разделительные союзы указывают на избирательность или чередуемость членов однородного ряда в их соотношении с поясняемым/иоясняющим словом. К разделительным относятся союзы или, либо, то...то, не то...не то , то ли...то ли (а также их варианты). Они выражают различные виды или оттенки разделительного значения: ши, либо - альтернативность, т.е. взаимоисключающие значения однородных членов, связь с по- ясняемым/поясняющим словом только одного из них; то...то - сменяемость, чередование и невозможность одновременного соотношения однородных членов с поясняемым/поясняющим словом; не то...не то, то ли...то ли - неясность, неразличимость однородных членов относительно друг друга или нeonределенность восприятия говорящим того, что обозначено ими. Ср.: Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (Пауст.); Губы то ли от черники, то ль от холода черны (Тв.); Узкая дорога рядом с железнодорожной насыпью обрывалась то в громадные песчаные ямы, то в бесконечное непроходимое болото (Тих.); Сейчас ей хотелось плакать не то от горя, не то от счастья (Сим.);...Речонка , рванувшись, затрепыхавшись, вдруг ломает тяжёлые льды, сбрасывает их с себя и предстаёт обнажённая, помутившаяся не то со сна, не то от негодования (Сол.).

Союзы и интонация являются основными средствами выражения однородности. Дополнительным показателем является форма самих однородных членов предложения. В сочетании с основными средствами одинаковые формы членов сочинительного ряда подчеркивают их независимость друг от друга и единообразное отношение к поясняемому/поясняющему слову. В частности, повторение предлога в сочинительном ряду предложно-падежных форм подчеркивает однородность их; в то же время и пропуск повторяющегося предлога (в одном или нескольких случаях) является добавочным показателем однородности: Лошади просыпались от каждого шороха, от крика перепела, от гудка буксирного парохода (Пауст.); Уже посинело над далёким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над примолкшим на той стороне лесом (А. С.); И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма , треску сучьев , перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды (Пауст.).

При выражении однородности в качестве добавочных могут выступать также контекстуальные лексические показатели: повторы, антонимические пары и пр. При этом они могут взаимодействовать с союзами, корректируя их значение и выражая вместе с ними несвойственные этим союзам значения. Так, в предложении Но ведь и купец - когда торгует , а когда и в кулак свистит (Л. Т.) лексический повтор наречия когда в сочетании с противительным союзом а выражает разделительные отношения (ср.: Купец то торгует , то в кулак свистит).

К средствам выражения однородности не следует причислять знаки препинания: они служат для обозначения на письме синтаксического и смыслового членения текста и, следовательно, передают, с большей или меньшей степенью условности, основное средство выражения однородности - интонацию.

А. С. Серафимович

А. С. Серафимович. Собрание сочинений в семи томах. Том второй М., ГИХЛ, 1959 Уже посинело над далеким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над примолкшим на той стороне лесом. Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя, усталости под спокойным, глубоко синевшим, с редкими белыми звездами, небом. Баржа, две лодки, терявшие резкость очертаний, неясно и темными контурами рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костер, поплескивая на шипевшие уголья сбегавшей пеной, ползали и шевелились, ища чего-то по узкой полосе прибрежного песку, длинные тени, и задумчиво возвышался над ним обрыв, смутно краснея глиной. Было тихо, и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды, непрерывающийся шепот, беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий, то задорный и насмешливый; но река была спокойная, и светлеющая поверхность не оскорблялась ни одной морщиной. Всплеск рыбы, или крик ночной птицы, или шорох осыпающегося песку, или едва уловимый шум пароходного колеса, или почудилось, но что-то принеслось издалека. И снова дремотное, невнятное шептание, то замирающее и сонное, то встрепенувшееся и торопливое, и светлый, ничем не нарушимый покой реки под все густеющей синевой надвигающейся ночи. -- "Ермак" никак идет. -- Где ему!.. Теперь небось на Собачьих песках сидит. И человеческие слова, такие простые и ясные, прозвучали и погасли в этом непонятно-беспокойном шепоте спокойно-неподвижной реки. Короткая, притаившаяся у колебавшегося огня тень разом вытянулась, побежала от костра, уродливо перегнулась через обрыв и пропала в степном сумраке, откуда неслись крики перепелов и запахи скошенных трав, а над костром поднялся высокий, худощавый, с запавшей грудью, в пестрядинной рубахе человек, и, скинув ложкой сбегавшую через края пену, ссыпал в бившую ключом воду пригоршню пшена. Вода мгновенно успокоилась, а тень, скользнув по обрыву, вернулась из степи и опять притаилась у огня. Длинный человек сидел, неподвижно обняв колени, глядя на светлеющую реку, на пропадающий в сумеречной дымке лес, дальний берег. Поодаль на песке, протянувшись неподвижно и мертво, чернела человеческая фигура. Не было видно лица. Спал ли он, или думал, или был болен, или уже не дышал, нельзя было разобрать. Уже потонул в ночной синеве и не стал видим лес, и поворот реки, и дальние пески,-- только вода по-прежнему поблескивала, но уже черным, вороненым блеском, и звезды в ней повисли, ярки и бесчисленны. И казалось, так и нужно, чтоб в эту синюю ночь у дремотно-шепчущей воды возле обрыва горел костер и красный отсвет трепетал, неверно озаряя худого, нескладного человека, охватившего руками колени, и неподвижную темную фигуру на песке, и третьего, со скуластым, здоровым, веселым, неизвестно чему ухмыляющимся, показывая белые крепкие зубы, лицом, голыми руками подкидывавшего назад в костер высыпавшиеся угли. Как будто кто-то задумчиво, без слов пел, и не было слышно голоса, и только представлялись потонувшая в ночной синеве река, и костер, и обнявший колени человек, и темная фигура на песке, и скуластое, со здоровыми белыми зубами лицо, трепетно озаряемое красноватым отблеском. -- Встретился с нею об петровках. "Зрастьте",-- говорю. "Зрастьте и вам". Да. Глянул на нее: гладкая, ядреная да белая... Голос был ровный, спокойный, медлительный, и так было спокойно кругом: неподвижно сидел человек, обняв колени, мертво рисовалась протянутая черная фигура, так же беззаботно, по-видимому ни о чем не думая, подвигал в костер головешки скуластый; нельзя было сказать, кому принадлежит этот голос. И среди ни на секунду не прерывающегося неумолчного дремотного шепота голос, казалось, принадлежал синей ночи, как и угрюмо стоящий обрыв, как ропот воды, как этот костер, с беззвучно ползающими от него по песку тенями. -- Постоял, сам не знаю, чего с собою делать... куда руки, куда ноги. А допрежь с бабами, чай, был, ни одной, бывало, не спущу... -- Го-го-го!..-- нарушая безмолвие, нагло ворвалось в тишину и покой гоготание. Смеялся скуластый, показывая белые зубы, ласково и плотоядно приговаривая циничные слова по адресу баб. -- И-и... ну, бабы!.. ей-богу... Ах вы, прорва вас ни возьми!.. Га-га-га!.. Сидевший, обняв колени, с минуту молчал. Молчал и тот, чей темный простертый силуэт смутно рисовался на песке; только скуластый, потряхивая головой, дергал бровями, ухмылялся и хмыкал, показывая зубы, каким-то своим веселым и, по-видимому, грешным мыслям. -- Постоял, постоял... Да... "Ну, говорю, как же вы обо мне понимаете?.. Стало быть, замуж за меня пойдете?" А она скусила травину, глянула и... засмеялась. У меня аж в голове помутилось. -- Ах ты... едят те мухи. И скуластый опять засмеялся, неизвестно чему, гогочущим, разбирающим смехом. -- Ну вот, поженились... Работа пошла, хозяйство, стало быть, завели, отец меня выделил, не обидел, овчишек, пара лошадей, две коровы, птицы завела хозяйка. Избу срубили... да... Тонкий, щемящий крик пронесся над рекой. Опять тихо, задумчиво-сумрачно, снова непрерывающийся беспокойно-торопливый шорох, шепот бегущей воды. Молчал в наступившей со всех сторон темноте невидимый обрыв, молчала степь за ним, молчал у костра неподвижно охвативший колени человек. Котелок лениво вскипал, подергиваясь пеной. Тонкий крик повторился против, над рекой. Может быть, летела над самой водой невидимая теперь птица, нельзя было сказать. Ночь теснилась со всех сторон, молчаливая и темная. -- Ну, так жили три года... Бывалыча, подойдет, положит руки белые на плечи, глянет: "Сема, любишь?" Аж в самое нутро, как шилом, пронзит... -- Ги-ги... го-го-го! Ну, бабы!.. Одно слово... -- Три года жили. Допрежь того действительно баловался... с бабами, ну тут ото всех отказался, закаялся, дюже уж любил... Вот до чего... аж нутро болело... да... Оба помолчали, наклонив головы, чутко ловя смутный, неясный звук. Ухо жадно хотело поймать приближающийся шум пароходных колес. Звуки ночи, тихие, неясные, тысячу раз слышанные и все-таки особенные и странные, говорили об отсутствии человека. Горел костер, у костра сидели двое и третий недвижимо чернел на песке. -- Да... три годочка... не видал, как и прошли. Ну, детей не дал бог... не дал... Бывалыча, сядет, прижмется: "Сем, а Сем, прогневили господа... нету деточек..." И так мне в самое сердце скусит, кубыть я виноват... Хто ж его знает... К бабкам ходила, от козы шерсть жгли, пила на наговорной воде,-- нет... Скуластый скучно, как-то осунувшись, слушал. Поднялся, долго чесал спину, снял с костра котелок, черпнул ложкой, долго дул, вытянув толстые губы, и, шумно втягивая в себя воздух, стал пробовать. -- Нехай упреет. Опять навесил. -- Стукнул двадцать один год, пошел на призыв, взяли. Эге, не хотелось уходить!.. Сердце болело вот до чего... Выйдешь, скотинка, телега, бороны,-- постоишь, постоишь, опять в избу, и в избе-то все спостылело... Баба молчит, не плачет, застыла, по хозяйству также работает с утра до ночи. Стали у меня мысли разные: по какому случаю, например... солдатчина, али, скажем, служба, али там война, должен я убивать... да-а... Из наших же, из деревенских, был в турецкую кампанию,-- ну, рассказывал много. Вот, говорит, подойдешь к нему, стоит он, человек как есть, глядит на тебя, и глаза у него такие же, и, знаешь, от семьи так же ушел, и землица, может, дома, да... Одно слово, живому человеку надо брюхо железом пороть... Ну, не подымается рука, жалко... А как вдарит, стало быть, он, один наш упадет, другой... кровь... застонет, тут своего-то еще жалчей, все позабудешь, нагнешь голову, как бык, и зачнешь колоть куда ни попадя... Что же, думаю, это такое... Радость малая быком сделаться... Он перестал говорить, как бы потеряв нить. Парень сидел скучный, с кислым лицом. Снова на реке завозился водяной или ночная птица. Всплеснула возле рыба, но в темноте не было видно расходившихся кругов. И, как бы найдя нить прерванных воспоминаний, продолжал: -- Как уходил, повисла на шее: "Сема... Сема... Сема!.." Никак не отдерешь, обмерла... "Сема, пять годов не будем видаться, жисть вся минет... покеда молодые... Сема!" Ну, признаться, я ревел, как корова, а потом сразу оторвал руки от себя, даже со злостью, прямо на повозку, напился до бесчувствия... Да... Ну потом, значит, в город, потом по железной, в казармы. В солдатах тоже несладко: муштра, ругня, в зубы заглядывают, а дома хозяйство, семейство... Сердце сосет... Эх, и не вспоминал бы... Опять мысли разные: по какому случаю я здесь и почему такое. Невзлюбило меня начальство, за сектанта сочли. Сколько разов на гауптвахте сидел, гоняли без очереди на часах, в штрафные попал, под суд грозились отдать, в дисциплинарный батальон; одно слово, чижало,-- думал, и не ворочусь. Одначе так что дотянул. Кончился срок, на железную, гайда домой... Ну, ехал, думал, не доеду, не удержусь, так рот сам на сторону и едет, не удержусь, смеюсь... ей-богу... Даже совестно стало чужих людей, пассажиров,-- смотрят, стало быть, что за чудо -- человек сам с собою говорит и смеется. Ну, хорошо... В неумолкаемый ропот бегущей воды, который сливался со стоявшей вокруг тишиной, грубо и непрощенно ворвался совершенно чуждый звук. Оба сидевшие у костра повернули к обрыву головы и стали слушать. И костер, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами на выступивший на секунду из темноты обрыв; тени торопливо и испуганно сновали по песку, ища чего-то, и, не находя, с усилием вытянулись, перегнулись и заглянули через обрыв в степь. Оттуда, все приближаясь, несся как бы мерный топот по иссохшей, крепкой земле. Он царил среди ночи. Костер, истратив последние усилия и догадавшись, в чем дело, стал погасать, засыпая и подергиваясь пеплом, и тени разочарованно расплылись, сливаясь со стоявшей вокруг чернотой, но головы все так же были обращены к обрыву. Топот оборвался. Над смутно видневшимся по звездному небу краем обрыва темно вырисовывался уродливый силуэт чудовища. Оно неподвижно вздымалось, широкое и неровное, как глыба, оторвавшаяся от горы, загораживая ярко игравшие звезды. С минуту молчали. -- Эй, есть живая душа? Скуластый по-медвежьи неповоротливо поднялся и в одно время раздраженно и тревожно прокричал: -- Ступай, ступай... отчаливай!.. Неположенного ищешь... Отъезжай... чего тебе, слышь!.. -- Быков ищу... ок-казия! Как скрозь землю провалились. Голос был с хрипотой от постоянного пребывания на ветру в степи и от водки. -- Каки быки?.. Вишь, крутоярина... Быки!.. Знаем мы, быки... -- То-то, думаю, не спустятся тут. Оказия... нету, вот, что хошь... Думаю, не к воде ли забились... Костер сонно и лениво из-под полуопущенного века глянул, и на минуту можно было различить над самым обрывом в красноватом отблеске конскую голову и над ней человеческую. Веко закрылось, и темный силуэт, теперь шевелившийся и уже не казавшийся мертвой глыбой, стал делаться меньше, понижаясь и прячась за край обрыва. Звезды снова играли, не беспокоимые, из степи несся удаляющийся, замирающий топот, оставляя в молчании и темноте неосязаемый след угрозы и предчувствия. -- Ах ты! Вот, дядя Михей, а дядя Михей... слышь, казаки подъезжали, высматривали... Ах ты! штоп вас холера поела... На песке, все так же неподвижно протянувшись, чернела фигура, неподвижно сидел у потухшего костра, охватив колени, высокий, и торопливый, бегущий шепот воды старался по-прежнему заполнить тишину и темноту дремой и наплывающим забвением. Но молчание замершего вдали топота, полное зловещей угрозы, очевидно, пересиливало дремотный, шепчущий покой. Скуластый снял котелок, поставил и повертел на песке, пока не втиснул в углубление. -- Быки... Знаем мы -- быки... Позапрошлым летом так-тось сел пароход, отгрузили в баржу, пароход ушел. Вот является такой же молодец, то да се, тары-бары, а на другой день ворочается пароход, а обои сторожа лежат... К ним, а у них головы ломами разбиты, и баржа дочиста обработана. Оба посмотрели на край обрыва, но там равнодушно играли звезды, было смутно и неясно. -- Быки!.. Знаем мы -- быки... Достали ложки, вытерли подолом рубах, покрестились, стали черпать и осторожно дуть. -- Дядя Михей... а дядя Михей!.. Молчание. -- Слышь, иди вечерять. Придут казаки и повечерять не дадут... -- Не трожь. Нехай отлежится... Выпятив щеки, скуластый сердито и торопливо дул. Слышно шлепанье студивших горячую кашу губ, да присмиревший, шепчущий ропот воды, да тонкие, странные, неясные звуки, которым нет имени и которыми полна ночная темнота над рекой. -- Ты чего же? -- Нет... не хочу, И длинный тщательно вытер языком и губами ложку и покрестился. Он опять сидел, осунувшись, и мысли, далекие от этой теплой ночи, от товарищей, от своих обязанностей, от опасений грабежа, бродили в голове. Скуластый долго и методически черпал, дул, втягивал воздух вместе с кашей губами, пока наконец, усталый и потный, тоже облизал ложку, спрятал, покрестился и некоторое время нерешительно стоял над полупотухшим костром. Потом растянулся на спине и равнодушно стал глядеть вверх. -- Да,-- послышался опять ровный голос, сливавшийся с синей ночью,-- кончил срок, ворочаюсь домой. Соскочил с телеги. Батюшка, матушка, сестры, братаны, соседи, почитай, вся деревня встревать вышла. Поклонился батюшке, матушке до земли, поздоровался со всеми. "А где же, говорю, благоверная, богоданная супруга наша, Матрена Яковлевна?" -- "А вот она",-- говорят. Глядь, а она стоит в сторонке, косы распустимши, белая, как глина, и слезьми горючими обливается. Стал я, опустив голову, долго стоял, а она упала в ноги, волосами закрылась, кричит не своим голосом. Долго стоял. Все молчат. "Что же теперь, говорю, будем делать, супруга моя богоданная?.. А-а-а!" Аж в волосья себе вцепился... "Я ж тебя, говорю, уважал и любил, пуще глазу берег, я ж тебя взял не из корысти, по. одной любве... Что же теперь будем делать?" Кричит... Тут захолонуло у меня, чую, убью до смерти. И так спокойно стало, холодно... Все молчат: не чужую, свою жену учит муж... Выдернул жердь... да ну... Старушонка подходит старенькая, головой трясет. Стукнула клюкой по земле: "На всяко древо птица садится".-- "Уйди, говорю, бабушка, уйди". А она свое: "На всяко древо птица садится". Ах! Закипело у меня: "Уйди, старая, уйди отгреха". А она меня по спине клюкой: "На всяко древо птица садится, всяка тварь молодости рада".-- "Цыц, говорю... Птица, говорю, посидела да полетела, а эта посидела да напакостила". А старушонка свое стучит клюкой: "На всяко древо птица садится..." Потом подошла к жене, тронула клюкой: "А ты спроси его, молодка, много ль об тебе на службе помнил, много ль себя в чистоте блюл, небось ни одной бабочки не знал..." Как по башке меня треснула... Жердь выпала. Ну, я... да... а... Он, видимо, волновался. Скуластый скучно глядел в небо на белесую, все ту же, сколько ни видел, дорогу. -- Ну... ну, я... да... прямо сказать, ошпарила меня. Потому, стало быть, обои мы... одинаковы... спрашивать не с кого... Ежели по правде, по совести, одинаково обпакостились.... Он долго молчал, и долго скуластый глядел в звездное небо, на белесую дорогу, которая уходила неведомо куда и по которой иной раз чертили тонкий дымчатый след скатывающиеся искры. -- Да... хорошо... Потом стали жить... Да... Ни слова ей не сказал, пальцем не тронул, а парнишка, стало быть... этот то ись... с нами же, кормим... Любит она его, и все как будто стыдно ей его за стол сажать... Вот так прошло с полгода... И стала, братец мой, меня тоска брать. Стоит у меня в голове, что, стало быть, она тут без меня вольничала, не выбьешь из головы. Зачнешь себя урезонивать, что, дескать, я так же самое, и с меня не спрашивают, да как вспомню, так у меня все перевернется. Хочь бы вдарил я ее раз, хочь бы за волосья оттаскал, а то здрастьте, так и надо, пожалте, без мужа, сколько угодно... Стала меня тоска сосать, не могу я ей в глаза глянуть. Но и красивая, люблю, а вот как вспомню, как червь заворачивается в нутре. В избу идти неохота. Иной раз думаю -- убью, мочи моей нету... изобью до смерти. А она, братец ты мой ходит по дому, по хозяйству, упрекнуть не в чем, работает, сколько силы есть, и все думает, как бы мне что лучше, и насчет прочего иного никто худого слова не скажет. Бить-то зараз не за что... Да... то-то... Он опять замолчал и без всякой надобности подкинул на еле тлеющие угли хворосту. По-прежнему колебалось дремотное шептанье воды, и из темной реки глядело бесчисленными звездами ночное небо. Харкающие, надрывающие звуки покрыли журчащий ропот и тишину. Производя странное впечатление непривычным видом, на том месте, где недвижно темнел по песку силуэт, смутно виднелась фигура сидящего человека. Он кашлял захлебывающимся, прерывающимся кашлем. -- У-пу-стил... кххх... кххх... у-пу-стил... кххх... время,-- проговорил он, захлебываясь, с мучительным усилием выдувая из себя каждый слог.-- Ба-ба-бу... кхх... кххх... на-до... кххх... вовремя... бить... Он перевел дух. -- Дядя Михей,-- проговорил скуластый,-- каша застыла, ешь, а то подвесить можно, жару много. -- Все бьют, и ты-ы... кххх... кххх... бей,-- все так же сидя, продолжал дядя Михей из темноты,-- вовремя бей, зла не будешь держать. Охо-хо-хо... грехи наши... помирать-то все одно придется... Каши-то не хоцца, отставь котелок-от, охо-хо-хо... -- Дядя Михей, казаки подъезжали, высматривали. Гляди, кабы греха не было. -- Ну, что ж, подъезжали, стало, надыть людям... Что ж, ничего... от смерти не уйдешь... земли много, всем хватит. Охо... хо-хо... прости, господи... Дядя Михей покопался и опять улегся на песке. Опять в ночном сумраке темнела неподвижно простертая фигура, немолчно и дремотно журчали струи, и чуть-чуть колебалось звездное небо в темной реке. Скуластый глядел на дымчатую дорогу. Стояла сама себя слушавшая тишина, только слабо потрескивали несколько сырых хворостинок, которые никак не могли загореться, и едва уловимый дымок, не колеблемый, как тень, скользил вверх. И этот покой и тишина, погруженные в ночную темноту, казалось, были полны тоски, воспоминаний о прошлом. -- Ушел... не вытерпел... мочи не стало,-- глухо проговорил Семен.-- Вот теперь хожу... Ни семьи, ни дому, ни угла... Он замолчал. Молчал скуластый, потом повернулся на бок, зевнул, широко раскрыв рот, и по реке кто-то ухнул ему в ответ. -- Теперича завалиться бы спать... Ишь звезда покатилась... Долго стояла тишина. Над водой, удаляясь, слышались тонкие тиликающие звуки,-- должно быть, летели кулички. -- Я то же самое,-- неожиданно заговорил скуластый,-- ни хозяйства, ни семьи. Спервоначалу отец жив был, еще хозяйничали, а потом помер, мать по кусочкам с детьми пошла. Потом у сапожника был, потом у постовала, полсти валял, а теперь тут вот постоянно либо на баржах, либо на пароходе. Где же тут семьей обзаводиться? Да оно и лучше, легше, ей-богу, сам себе голова... А насчет, ежели сказать... баб, так их сколько хошь, ей-богу... И скуластый вдруг оживился, сел и захохотал гогочущим смехом. И над рекой в темноте тоже кто-то игриво захохотал. -- Едят вас мухи... бабы... одно слово -- народ... Этта с полстьми ходили. Ну, днем полсти бьешь, да... А ночью... ах, чтоб вас холера поела... Он опять захохотал. -- Ей-богу... то есть вот и здорово... Из деревни в деревню... Ну, тоже есть не приступиться, строгие... Ах ты! все б отдал... И он выругался скверно и цинично. -- Раз приходим... как глянул... Мать пресвятая... Ну, не видал -- белая, гладкая, глянет, аж в животе холодно. Ну, хорошо. Так-сяк,-- она, братец, не глядит. Так мимо меня, как бревно будто я. А, слыхал? Ей-богу... Сну решился, как перед истинным... Денег... Куда! В рожу заехала... чтоб тебя раздуло... Скуластый жестикулировал в темноте, размахивал руками, перегибался, тряс головой. -- Товарищи зовут, отработались, нейду, мочи моей нет. Слезьми плакал перед ней. Вот как перед истинным!.. И не то что там... отзвонил, и с колокольни долой, взаправду, то есть, сердце выжгла, солнцу не рад, все бы бросил, аж сдался весь, еда на ум не идет... Ах ты, господи боже мой! Ну, что, братец ты мой, сжалилась... И то сказать, бабочка молодая, солдатка, муж три года как ушел. Я было сбесился. У скуластого дух перехватило. -- Да, ну... прихожу на другой раз, а она вышла, глаза красные, дюже плакала, видно: "Что ты со мной исделал! -- а сама заливается: -- Судьбу мою изничтожил, ведь я мужняя жена..." Я, было, полез, она поленом... В ногах валялся... Прогнала... Кабы девка была али овдовела, вот перед истинным, женился бы... Тут пить стал, скандалил... Братаны мужние, стало быть, здорово били!.. Ух, здорово били. В больницу отволокли, два месяца валялся, думал, не выхожусь, ну, отлежался. Дай бог здоровья дохтору, добрый человек, Иван Иваныч... Чудной такой. Бывало, придет... -- Это земский в Власьевке? -- Во, во! -- А ты, стало быть, в Ламтеве был? -- Ага, в Ламтеве, деревня Ламтево. -- У солдатки, у Мотьки? -- Во, во, она самая... Он осекся... оба разом поднялись. Скуластый стоял, тяжелый, плотный, приземистый, давя землю неуклюжим сильным телом, отнеся назад огромные кулаки, как взъерошившийся здоровый молодой волк. Подымаясь сухощавой фигурой, стоял, подавшись вперед, как хищная птица, высокий. Так они стояли друг против друга. Слышно было -- у обоих бились сердца. И не было ни ночи, ни темной реки с дрожащими звездами, ни дремотного шепота, ни обрыва, ни смутной, сумрачной степи. Они видели только друг друга, различая в темноте горящими глазами малейшие особенности лица, движений. Костер, совсем почти потухший, с удивлением прислушивался к этому новому и странному. Наконец не выдержал, подсохший хворост вспыхнул, и багровый свет на секунду заглянул им в лица. И лица их были страшны. У скуластого дергались губы уродливо судорожной улыбкой, прыгала нижняя челюсть, но громадные кулаки, несколько отнесенные назад, говорили, что он будет защищаться с отчаянием пойманного зверя. Маленькие светящиеся глаза высокого впились в него со злорадством. Губы тоже кривила усмешка, и видно было, что под холстом рубахи этого худого, с вдавленной грудью, и теперь страшного человека -- железные мышцы. Скуластому уже чудилось, как захрустит его горло под скрюченными пальцами этого дьявола. Хворост прогорел. Все стало черно и смутно. Высокий шагнул, качнувшись длинным телом. Скуластый подался назад, хрипло бормоча ненужные слова: -- Чего?.. А?.. Чего?! Чего ты?.. Высокий, качаясь, вытаскивая из песка ноги, прошел мимо и стал теряться в темноте. С минуту глаз с напряжением еще мог различать темное, длинное, мерно движущееся пятно, более черное, чем чернота ночи, но потом ночь, ровная и одинаковая, царила безраздельно. Скуластый долго стоял на одном месте, потом поднял глаза: над обрывом, померещилось, шевельнулась темная тень. Холод обдал его. Он повернулся и закричал, сам испугавшись своего голоса: -- Сем, а Сем! Слышь, кабы греха не было... И по реке насмешливо прокатилось: "Е-о-о-ом!" Послушал: журчала вода, спала степь, недвижно темнел дядя Михей, угрюмо чернел силуэт баржи. И все было уродливо, странно и необычных размеров. -- Се-ме-о-о-он... а Се-ме-о-он... Слышь ты-ы!.. "О-о-о-он!" Над неровной чертой обрыва свободно, не затеняемые, играли звезды, играли по всему небу, играли в темной глубине реки.