Опросник самоуважения розенберга. Тест на самоуважение

Одним из определяющих факторов успешности профессионального и личностного самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья является их положительное самоотношение, устойчивая адекватная самооценка, на которой может основываться уверенность в своих силах, оптимистичный взгляд на свои перспективы и готовность упорно работать ради лучшего будущего.

Личностный опросник для оценки самоотношения у подростков предложен М. Розенбергом в 1965 г.

Опросник состоит из 10 утверждений, предусматривающих четыре варианта ответов («полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен»), и может применяться в целях экспресс-диагностики самоотношения.

Суммарный балл каждого испытуемого подсчитывается как сумма положительных ответов («полностью согласен» - 2 балла и «согласен» - 1 балл) на прямые вопросы и отрицательных ответов на обратные вопросы («не согласен» - «-1» балл, «абсолютно не согласен» - «-2» балла).

Цель : выявление особенностей развития эмоционально-аффективного компонента образа «Я».

Необходимый материал : анкета, состоящая из 10 утверждений, и варианты ответов.

Ход исследования : испытуемый, заполняя анкету, должен выбрать один из вариантов ответов, наиболее ему подходящий, и вписать соответствующую оценку в графу «Балл».

Обработка и интерпретация : результаты опроса дают информацию по двум факторам: «самоуважение» и «самоунижение». Чтобы получить итоговую оценку по фактору «самоуважение», необходимо суммировать баллы, полученные за ответ на 1, 3, 4, 6, 7 вопросы опросника; по фактору «самоуничижение» - 2, 5, 8, 9, 10.

Индивидуальные результаты, полученные по этим двум факторам, сопоставляются, и выводится характеристика эмоционального отношения к себе.

Следует иметь в виду, что самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции.

Таблица 1. Анкета к опроснику Розенберга

Утверждение

Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие

Я всегда склонен чувствовать себя неудачником

Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств

Я способен кое-что сделать не хуже, чем большинство

Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться

Я к себе хорошо отношусь

В целом я удовлетворен собой

Мне бы хотелось больше уважать себя

Иногда я ясно чувствую свою бесполезность

Иногда я думаю, что я во всем не хорош

Варианты ответов

Таблица 2. Интерпретация результатов по шкале «самоуважение»

Алгебраическая сумма баллов

От +8 до +10

Очень высокое самоуважение, граничащее с зазнайством, кичливостью, эгоцентричностью. Гипертрофированное чувство собственного достоинства

Достаточно высокое самоуважение, развитое чувство собственного достоинства, принятие себя как ценность, но не стабильную, неизменную, а творчески развивающуюся

Человек относится к себе в основном с уважением, принимает и одобряет большинство своих поступков, хотя в его поведении могут быть заметны элементы неуверенности, излишней самокритичности

1 и менее

Очень низкое самоуважение, граничащее с неуверенностью в своих силах, отсутствием чувства собственного достоинства, самостоятельности

Чтобы получить итоговую оценку по фактору «самоунижение», необходимо суммировать баллы, полученные при ответах на 2, 5, 8, 9, 10 вопросы анкеты.

Таблица 3. Интерпретация результатов по шкале «самоунижение»

Алгебраическая сумма баллов

Характеристика отношения к себе

От +8 до +10

Полное неуважение собственной личности, неприятие себя, отсутствие гордости, чувства собственного достоинства, яркое проявление «комплекса неполноценности», постоянное недовольство собой

Выраженное самоунижение, неуверенность в себе, часто появляющееся самопорицание, неодобрение себя. Чувство недовольства собой возникает периодически, часто посещают мысли: «Я - неудачник», «Я ни на что не гожусь», «Неумеха» и т.п.

Требовательное отношение к себе, сочетающееся с чувством собственного достоинства, постоянным стремлением к саморазвитию. Недовольство собой возникает редко, в большинстве ситуаций характерна уверенность в собственных силах

1 и менее

Отсутствие или минимальное самоунижение, самоодобрение всех своих поступков, абсолютная уверенность в себе, самостоятельность. Практически не возникает или очень редко проявляется чувство недовольства собой

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg"s Self-Esteem Scale) - это личностный опросник для измерения уровня самоуважения.

Самоуважение - это субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда также входит уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - это неотъемлемое право .

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение : чем выше одно, тем ниже другое.

Самоунижение может быть следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его родителей в детстве.

Опросник Розенцвейга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме.

Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга:

Инструкция.

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.

4 - полностью согласен
3 - согласен
2 - не согласен
1 - абсолютно не согласен

Тестовый материал

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ и обработка результатов теста.

За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.

прямые вопросы: 1,3,4,6
обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 - баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.

Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация.

10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.

35 - 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

Шкалы: самоуважение

Назначение теста

Диагностика уровня самоуважения испытуемого.

Описание теста

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.
Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.
Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

Инструкция к тесту

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями по используя для этого следующую шкалу:
a) - полностью согласен;
b) - согласен;
c) - не согласен;
d) - абсолютно не согласен.

Тест

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.
2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
6. Я к себе хорошо отношусь.
7. В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Обработка и интерпретация результатов теста

№ Варианты ответов

A b c d
1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 4 3 2 1
4 4 3 2 1
5 1 2 3 4
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 1 2 3 4
9 1 2 3 4
10 1 2 3 4

За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом.

Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым.

Источники

Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. P. 98-101.

Литература Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.
Кобзаренко Л.С. Психологические предпосылки социальной
адаптации подростков с девиантным поведением. Рукопись. М.,
Московский психолого-социальный институт, 2002, 59 с.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. –
СПб.: Речь, 2000.
Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой,
К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2004.
Практическая психология образования / Под ред.
И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004.
Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей
подросткового возраста. М.: МГППУ, 2002.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological
Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social
Research, 1972. P. 98-101.

Назначение методики

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg"s
Self-Esteem Scale) - это личностный опросник
для измерения уровня самоуважения.
Опросник создавался и использовался как
одномерный, хотя, проведенный позднее,
факторный анализ выявил два независимых
фактора: самоунижение и самоуважение: чем
выше одно, тем ниже другое.

Стимульный материал и оборудование.

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не
менее чем другие.
2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
6. Я к себе хорошо отношусь.
7. В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Оборудование: Бланк ответов и ручка.

Инструкция.

Определите, насколько вы согласны или не
согласны с приведенными ниже
утверждениями. Поставьте напротив
соответствующую цифру.
4 - полностью согласен
3 - согласен
2 - не согласен
1 - абсолютно не согласен

Процедура обследования

Время проведения: не ограничено.
Исследователь диктует инструкцию.
Испытуемый заполняет бланк в ручную.
Далее обрабатываются полученные данные.

Ключ и обработка результатов теста.

За каждый ответ начисляются баллы в
соответствии с ключом.
прямые вопросы: 1,3,4,6
обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 - баллы в них
начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.
Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Средне групповые значения – шкальные или
уровневые значения.
Шкала: Самоуважение.
Правомерно предположить, что вопросы 1, 3, 4, 6 и 7
выявляют, скорее, самоуважение, а 2, 5, 8, 9 и 10 –
самоуничижение. Опросник предполагает 4 градации
ответов: «полностью согласен», «согласен», «не
согласен», «абсолютно не согласен». В бланке ответов
они обозначены соответственно 1, 2, 3 и 4. При
обработке результатов каждому ответу испытуемого
присваивается балл от 1 до 4 в соответствии с этими
четырьмя градациями. При таком способе обработки
данных чем ниже балл по ответам, выражающим
самоуважение, тем выше показатель самоуважения.
Напротив, чем выше балл по ответам, выражающим
самоуничижение, тем ниже показатель самоуничижения.

10. Интерпретация.

10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень
мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите
только свои недостатки и акцентируете внимание
только на своих слабых сторонах, вы попали в
замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет
вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии
вы ищите подтверждение своей ничтожности.
18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением
и самоуничижением, успехи поднимают вас до
небывалых вершин и самоуважение зашкаливает,
неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают
вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в
одну, то в другую сторону.

11.

23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы
можете адекватно оценивать свои достоинства и
недостатки, можете согласиться с тем, что бываете
неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но
склонны
иногда
заниматься
затянутым
«самобичеванием», что не предусмотрели, не
заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет
смириться с тем, что изменить невозможно и быстро
среагировать и откорректировать там, где есть
возможность.
35 - 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность,
профессионала и делаете все для того, чтобы
продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь,
совершенствуетесь в профессии, духовном и
интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете
извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это
норма, к которой стоит стремиться.

Методики «Не-Я» (автор Визгина А.В.)

Методика относится к классу проективных методов, и состоит в том, что испытуемый побуждается генерировать образ абстрактного персонажа, непохожего на него по личностным качествам. Испытуемому предлагается инструкция: «Вообразите непохожего на Вас человека (пол и возраст соответствует полу и возрасту испытуемого), отличающегося от Вас по своим личностным особенностям. Пусть это будет не реальный человек из Вашего окружения, а некий вымышленный персонаж. Не ограничивайтесь простым перечислением черт характера, постарайтесь создать целостный образ».

Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).

Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.

1. Преобладающая стратегия самовосприятия при сравнении себя с другими: с точки зрения своих достоинств и преимуществ (реальных или кажущихся), или с точки зрения отсутствия у себя определенных качеств и признания проблем («Сильное» или «Слабое Не-Я»). Опора на «Не-Я», как на анти-идеал при формировании и поддержании позитивного «Образа Я» или ориентация на «Не-Я» как носителя альтернативной позиции, возможного и желаемого «Я». Наличие или отсутствие стремления к самоизменению, степень проработаннности его путей.

2. Выраженность и специфика защитных тенденций в самосознании. От их почти полного отсутствия (как у испытуемых подгруппы «Не-Я»-идеал») через появление попыток поддержать самоотношение и оспорить преимущества «Не-Я» с помощью его дискредитации до искажения представления о себе и возникновения враждебности в его адрес.

3. Наличие и характер внутренней противоречивости самосознания; присутствие внутреннего диалога, степень его развернутости и осознанности. Это, прежде всего, диалог между тенденциями к самоизменению, с одной стороны, и к сохранению своего «Я» неизменным, с другой. При нарастании защитных тенденций, приводящих к отчужденности части «Я», представление о себе становится всё более ригидным, сомнения в собственной правоте исчезают, а диалог переходит на неосознанный уровень.

4. Целостность, очерченность представления о себе, четкость границ «Я» и «Не-Я». Трудности в представлении своего антипода, проявляющиеся в неопределенности, несвязности его характеристик, наличии смысловых скачков в тексте, свидетельствуют о размытости границ между «Я» и «Не-Я», несформированности «Образа Я», диффузности идентичности.

Шкала самоуважения М. Розенберга

Методика относится к классу стандартизованных самоотчетов. Шкала может быть использована для выявления глобального самоотношения. Шкала состоит из 10 утверждений и предполагает 4 градации ответов: полностью согласен, согласен, не согласен, абсолютно не согласен.

Шкала обеспечивает сопоставимость результатов, независимость от квалификации экспериментатора и количественное измерение. Тем не менее, она апеллирует к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержена влиянию стратегий самопрезентации, а также ограничивает сферу выбора испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Регистрируемые показатели: самоуважение, самоунижение.