Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде (выступление на педсовете). Технологии личностного развития субъектогенетической ориентации для профессионального образования огнев а.с.,лихачева э.в

ЕГОРЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ

Технологии личностного развития

Практическое задание

Выполнила:

Студент(ка) 3 года обучения

направления - педагогическое образование

профиль подготовки – школьное образование

Пономарева Ирина Александровна.

2017 г.

«Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».

А. А. Пирогов

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Б. Т. Лихачёв

Начальная школа - это целый мир! Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем.

Как помочь ребенку освоиться в новом для него мире - начальная школа? Как учителю удержать интерес к учебе? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ответ на эти вопросы очевиден - нужно сделать этот дом- начальная школа радостным, уютным и добрым для жителей разных категорий. Как и в любом доме жители начальной школы требуют особого внимания, понимания и заботы и каждый учитель начальной школы, являясь непременно заботливым хозяином учится адресно помогать каждому жителю.

Дети из социально- неблагополучных семей;

Дети, попавшие в ТЖС;

Дети из семей мигрантов;

Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Дети с ограниченными возможностями;

Дети из многодетных семей;

Дети с девиантным поведением.

Мои педагогические идеи в работе с различными категориями детей, следующие:

    Создание модели начальной школы адаптивного, смешанного типа (этому служит типовое разнообразие классов и программ, определенное на принципе разумной достаточности и взаимосвязи).

    Обновление содержания образования, введение в массовую общеобразовательную школу элементом гимназического образования (осуществление уровневой и профильной дифференциации, освоение новых педагогических технологий, формирование личности с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры).

    Формирование и развитие школьной воспитательной системы гуманистического типа, основанной на общечеловеческих и отечественных ценностях.

    Создание и реализация программы педагогического просвещения, развития и профориентации с начальной школы.

В начальной школе создана гуманистическая, демократическая воспитательная система, обеспечивающая целостность всего педагогического процесса. Наличие не только педагогического, но и психологического образования существенно помогает в работе в качестве не только учителя предметника, но в работе классного руководителя. На начальном этапе проводится изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет. Диагностический инструментарий включает в себя как социологические, так и психологические методики. Следует отметить, что несмотря на разделение техник и методов работы с различными категориями обучающихся, каждый метод при необходимости применим к любому ребенку. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:  исследовательский;  частично-поисковый;  проблемный;  проективный; Формы работы:  классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;  консультирование по возникшей проблеме;  дискуссия;  игры. Очень важно участие детей вочных идистанционных олимпиадах различного уровня:  предметные олимпиады;  интеллектуальные марафоны;  различные конкурсы и викторины;  словесные игры и забавы;  проекты по различной тематике;  ролевые игры;  индивидуальные творческие задания. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. При работе с одаренными детьми необходимо уметь:  обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования;  стимулировать познавательные способности учащихся;  работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;  принимать взвешенные психолого-педагогические решения;  анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;  отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Следующая, на мой взгляд очень важная категория обучающихся, это дети - инвалиды. Как же строить учителю- универсалу, а учитель начальных классов таковым и является работу с детьми этой категории. Если мы заглянем в конвенцию ООН, то прочтем, что «Ребёнок - инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию». И наша главная задача в работе с детьми из этой категории научить маленького человека самостоятельности социальной интеграции. Социальная адаптация больных детей в условиях массовой школы осуществляется индивидуально. Первостепенной является психолого- педагогическая помощь детям Используя технологию сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности педагог нацеливается на преодоление у таких детей трудностей в общении. К формам работы можно отнести:  Знакомство с ребенком;  Диагностика;  Реабилитационная работа;  Оказание реальной помощи и поддержки;  Правовая поддержка. Методы работы:  беседа с классным руководителем;  с медицинским работником;  индивидуальная беседа с ребёнком;  анкетирование, тестирование, социометрия;  вовлечение в кружки, секции;  оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований);  групповая работа в микросоциуме;  вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса, населенного пункта;  (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…).  ходатайства в различные организации;  организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения;  соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.

При работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, а сюда входят дети- сироты, дети, находящиеся под опекой и дети, проживающие в приемных семьях. Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. Итогом деятельности учителя начальной школы является социально-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное сопровождение включает в себя:  создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей;  патронаж и консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи;  беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста;  вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально - значимую деятельность;  содействие включению родителей в учебно - воспитательный процесс и др. Классным руководителем ведутся карты индивидуального профилактического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Классный руководитель регулярно социального педагога о результатах работы с учащимися, о достижениях учащихся данной категории. Как я уже говорила, учитель начальных классов сегодня - это учитель-универсал, воплощающий в свей работе функции и педагога-психолога, и социального педагога, и педагога организатора. Сегодня при миграции из зоны вооруженных конфликтов на территорию российских городов переезжает большое количество семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети которых нуждаются в психологической помощи и поддержке. Состояние детей определяется внутренней неуверенностью, растерянностью, депрессией, апатией. Осуществляя работу с детьми из семей мигрантов и вынужденных переселенцев учитель начальных классов задает себе вопрос: «Как организовать учебный процесс?» «Как помочь детям быстро адаптироваться в Российской школе?». Ответ на эти вопросы можно найти в основополагающем принципе гуманистической педагогики, признающей главной ценностью и целью образования личность ребенка, его психологическое благополучие, переживание им чувства защищенности, теплого принятия одноклассниками и безусловного позитивного отношения учителя, независимо от его успеваемости и личностных качеств. Поэтому, принимая ребенка в класс учителю начальных классов, необходимо создать соответствующие условия. В ходе урочной и внеурочной деятельности необходимо строить взаимоотношения с прибывшими детьми на основе диалога и сотрудничества, одобрения даже незначительных успехов в новой для них среде. Педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:  создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);  создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;  создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;  организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;  создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);  организацию детского досуга.  информационно-просветительскую работу. Работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Основная задача педагога – выбрать метод и форму организации работы с детьми, интенсивно внедрять в работу инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

I Технология проектной деятельности

Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.

Проект позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

II Информационно-коммуникативные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

III Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

IV Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности - сформировать у школьников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

V Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

VI Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы школьного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и школьном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

VII Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Заключение

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

повышению качества образования;

повышение квалификации воспитателей;

применение педагогического опыта и его систематизация;

использование компьютерных технологий воспитанниками;

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

повышение качества обучения и воспитания.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Использование инновационных моделей организации, содержания и технологий воспитательного процесса с целью обеспечения оптимальных условий для развития и самоопределения личности ребёнка.

Описание материала: статья предназначена для учителей начальных классов и классных руководителей. В данной статье рассказывается о создании условий для формирования социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, потребность вести здоровый образ жизни, гуманистическое отношение к миру.
Автор: Шикина Татьяна Ивановна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа" городского округа Судак, Республика Крым

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
педагогическая технология – совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкин, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека».
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений образовательного процесса является усиление роли классного руководителя в школе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс. Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.
Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения и воспитания, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует обучающихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 4
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Введение
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.
Целью данной работы является рассмотрение технологии личностного развития личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Описать этапы становления личности;
 Охарактеризовать предпосылки развития личности;
 Рассмотреть технологию личностного развития.

1. Понятие процесса становления и развития личности
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Прежде чем рассматривать технологии личностного развития, необходимо уточнить понятия личности, его отличие от понятий человек, индивид.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится и все теоретические подходы психологии пытаются найти технологию становления личности и ее дальнейшего развития. Однако в современной психологии нет единой технологии формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из технологий развития личности, например:
 биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,
 социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
 психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов и все эти совокупности факторов также необходимо учитывать в технологиях личностного развития.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. С этим связаны и трудности в создании технологий развития личности, которая бы подходила ко всем людям, но отдельные технологии подходят сегодня только к определенной категории людей.
Существенная трудность в создании технологии личностного развития состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека и создать на этой основе какую-либо универсальную технологию развития личности от рождения до старости.
Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Социализация личности – необходимый и самый важный аспект в технологии развития личности – представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Выделяют следующие стадии социализации, необходимые для создания технологий личностного развития:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
3. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
4. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
 Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.
 Изменение себя, «стать как все».
 Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
5. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
6. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Таким образом все эти этапы человеческой жизни коренным образом отличны друг от друга, что требует различных методов и подходов в разработке технологий личностного развития личности.Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

2. Факторы, влияющие на выбор технологии развития личности
В основе технологий личностного развития личности лежит 3 основных момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
I. Индивидные свойства как фактор, влияющий на технологию развития личности.
Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.
Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Таким образом, данный фактор придает технологии личностного развития определенную специфичность, которая проявляется в индивидуальном подходе к развитию каждой личности.
II. Социально-исторический образ жизни как основа технологии развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.
Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.
Данный фактор влияет на технологию личностного развития личности приобщая индивида к социальному пространству, порядкам общества и т.п.
III. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.
Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить") – все это также оказывает сильное воздействие на технологию развития личности, в которой появляются аспекты, приобщающие личность к интеграции с другими людьми.

3. Развитие личности на разных этапах жизни человека
Человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается с такими понятиями как «развитие личности, развитие ребёнка, развитие сознания», но вряд ли до конца их осознаёт. Дело в том, что каждый индивидуум понимает эту сложную систему по-своему, пользуясь собственными логическими построениями, домыслами, фантазией. Отсюда - большое количество новых техник, позволяющих развиваться личности во всех направлениях, интересных методик, практических и теоретических советов и уникальных в своём роде программ.
Прежде всего, необходимо разобраться, с чего начинается само развитие личности, кто её способен развивать, с какого возраста предпочтительнее всего осуществлять этот процесс и какие этапы он должен пройти для того, чтобы личность впоследствии смогла самоактуализироваться.
Развитие личности лучше всего начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок представляет собой чистый лист бумаги, на котором с течением времени будут проявляться всё новые, более сложные символы. Основа всему - это динамичность ума, на активности которого из заданного генотипа с его характерными чертами должна быть сформирована психическая пирамида, которая позволит из категории ума, как активного участника, выделить наблюдателя, как сторонника пассивности.
Наблюдатель или созерцатель может уже получить возможность к погружениям в пласт интеллектуального пространства. Таким образом возможно единение ума и интеллекта посредством психики. Когда это триединство будет сформировано, то из углов этого треугольника можно поднять линии, которые, соединясь, дадут такое состояние сознания, которое мы могли бы назвать Разумом. Вот так, кирпичик к кирпичику, выстраивая собственную пирамиду сознания, мы выводим простую формулу развития личности. Если же идти по этапам, то на первое место в кандидаты по развитию попадает Ум.
Давайте определимся сначала в термине «развитие». Изначально, рассматриваемый термин предполагает некое наличие чего-либо, которое, собственно и требует развития. Действительно, исходное сознание уже сформировано из всех вышеперечисленных участников, только одни проявлены в зачаточной форме, другие вообще находятся в состоянии виртуальности, как, например, психика и разум. Поэтому у нас, безусловно, уже есть что развивать, но главный вопрос заключается теперь в том, кто будет всё это развивать.
Это далеко не праздный вопрос, ведь на его ответе будет строиться технология процесса. Собственно говоря, у нас не так уж много в этом плане возможностей, по сути их только две - это внешние силы воздействия и внутренние силы противодействия. В психологических исследованиях было замечено, что люди охотнее всего манипулируют с теми идеями, которые были созданы ими самими в результате размышлений. Навязанные идеи, как правило, встречаются в штыки или, как максимум, подвергаются умственной коррекции. А если ум принимает внешние идеи безропотно, то это является серьёзным сигналом о том, что эта личность имеет глубинные дефекты или, проще говоря, патологию в сознании. Такую личность надо в данный момент не развивать, а лечить.

Скачать бесплатно

Российский новый университет


Ключевые слова

субъектогенетический подход, технологии личностного развития, профессиональное образование, subject-genesis approach, technology for personal development, professional education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрывается сущность, возможности и эффективность использования технологии личностного развития (ТЛР), которая получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования

Текст научной статьи

Сегодня человеческий капитал как способность человека к созидательному труду всеми ведущими политиками страны назван главным богатством России, одним из способов преумножения которого считается развитие образования. При этом многие специалисты по развитию такого вида ресурсов сходятся во мнении, что национальным достоянием его делает не просто накопление человеком некоторой суммы знаний, а именно обретение и применение качеств зрелого субъекта жизнедеятельности . Для операционального описания таких качеств чаще всего используются общекультурные и общепрофессиональные компетенции как ожидаемые и измеряемые результаты обучения, к которым относятся: - готовность к ответственному целеполаганию и реализации своих намерений, способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия; - умение строить партнерские отношения, готовность к взаимодействию с коллегами, готовность к руководству коллективом в сфере профессиональной деятельности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, способность к работе в команде; - способность к проектированию траектории своего профессионального развития, готовность развивать инициативу и самостоятельность, способность выпускника к самоорганизации и саморазвитию, умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Казалось бы, что при такой мощной политико-административной поддержке и вполне понятных параметрах цели вузы без труда должны были развернуть активную работу по формированию указанных компетенций. В ряде случаев даже появилась группа дисциплин, которые часто обозначают как технологии личностного развития - ТЛР. Но единой системы по-прежнему нет. Более того, на фоне вполне справедливо сохраняемой традиционной формы сугубо предметной подготовки ТЛР все еще относят к разряду маргинальной части образовательной программы и не без оснований полагают ответственным за развитие перечисленной группы компетенций воспитательный блок образовательной работы вуза, который часто сводят исключительно к культурно-досуговым формам активности студентов. Как показал наш опыт многолетнего внедрения образовательных модулей, включающих и технологии личностного развития, только привычным для вузов консерватизмом проблема в этом случае не ограничивается. Прежде всего, разработчикам и организаторам исполнения образовательных программ не вполне ясна теоретико-методологическая основа работы по формированию указанной группы компетенций. Есть и другая группа проблем, в значительной степени связанная с традиционной системой организации всей работы отечественной системы профессионального образования. Привычная для отечественной высшей школы система трансляции знаний и сохраняющаяся практика доведения владения этими знаниями в лучшем случае до уровня умений просто мешают организовывать образовательный процесс (т.е. не только учебный, но и сопряженный с ним воспитательный!) в ориентации на выработку устойчивых навыков. Указанные проблемы не следует относить к разряду проявлений принципиальной невозможности наладить такую работу в отечественной системе профессионального образования. Более четверти века мы успешно реализуем в ряде классических, технических и гуманитарных университетов образовательную программу подготовки квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями, целью которой как раз и является развитие субъектного потенциала студентов. Теоретико-методологическим основанием для этой работы стало субъектно-деятельностное направление в изучении природы человеческой личности. В его рамках нами был сформулирован субъекто-генетический подход к организации и реализации различных видов психолого-педагогической практики , в котором учебная и воспитательная работа рассматривается как единая образовательная деятельность. В ней главной считается задача становления и развития личности студента в качестве детерминирующего начала собственной активности, организующего всю свою жизнедеятельность в ориентации на социально приемлемый персональный успех, благополучие и процветание. Успешно внедренные как составляющие ТЛР образовательные модули «Прикладная психология личности», «Технологии эффективного общения», «Жизненная навигация» предполагают сочетание аудиторных занятий с повседневной практикой, направленной на преобразование полученных знаний и умений в устойчивые навыки. При этом в качестве ключевых образовательных задач студенты овладевают приемами оценки личности как субъекта жизнедеятельности, технологиями проектирования и организации переговоров как способов разрешения межличностных конфликтов, алгоритмами планирования и оптимизации различных видов собственной жизнедеятельности . Инвариантной основой для всех этих разновидностей технологий личностного развития служат такие осваиваемые студентами процедуры, как: - организация - целесообразное упорядочение ими различных видов собственной жизнедеятельности; - оптимизация - наилучшее использование ресурсов в ходе решения жизненно важных задач; - регуляция - формирование и поддержание психического и физического состояния, обеспечивающего требуемый уровень результативности и наиболее подходящего для конкретной ситуации. ТЛР субъектогенетической ориентации также подразумевает освоение студентами технологий принятия решений в индивидуальном и групповом режимах работы, алгоритмов эффективного межличностного общения, приемов ролевого регулирования социального поведения, методов проектирования предстоящей деятельности. Важно отметить, что в используемых для этого образовательных модулях содержатся приемы как логического, так и интуитивного поиска решений и оценки полученных результатов . Связанная с прогнозированием возможного и желаемого будущего работа сочетается с различными вариантами оценки полученных результатов при построении и реализации студентами индивидуальных программ саморазвития, при создании и воплощении различных персональных проектов. Такие проекты могут выполняться в рамках учебной, научной, досуговой деятельностью студентов, их хобби, участия в волонтерском движении, работы в строительных и педагогических отрядах и т.д. . Показатели успешности ТЛР с учетом их субъектогенетический ориентации подразделены нами на две группы. В группу субъективных показателей нами были включены признаки позитивного эмоционального реагирования учащихся на получаемые результаты и сопутствующие им события, увлеченность совершаемым, укрепление позитивных отношений с референтной группой, отношение к происходящему и достигнутому как к чему-то достойному, социально приемлемому и наполненному глубинным смыслом, а также общая удовлетворенность жизнью . В группу объективных показателей включены соответствие результатов замыслам, эффективность действий, величина и знак отклонения от нормы/эталонов благополучия (детальное описание выполняемых при этом процедур дано в работах ). Действенность описанного варианта ТЛР получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования . Тем не менее, остается ряд принципиально важных вопросов, ответы на которые в значительной степени будут определять судьбу самой идеи включения ТЛР в отечественную систему профессиональной подготовки. Прежде всего нам предстоит определиться, готовит ли эта система натренированных исполнителей заданной извне деятельности или формирует и развивает деятелей. Вопрос этот перестает казаться риторическим, если учесть явную тенденцию считать нормой массированное информирование учащихся и стремление оценивать результаты работы системы образования исключительно по точности репродуктивного воспроизведения студентами сообщаемых им сведений. Уже имеющиеся методические разработки эффективных вариантов ТЛР найдут широкомасштабное применение только в том случае, если все без исключения звенья системы профессионального образования по-настоящему будут настроены на подготовку студентов к созидательному труду и в целом к успешной жизнедеятельности.

Личность - это индивид, наделенный умственными задатками, которые развиваются в процессе жизни, обучения, деятельности, общения, дают возможность сформировать определенное мировоззрение ученика (студента), выработать умение отстаивать его за различных ситуаций.

Фактор условие, движущая сила, причина движения какого-либо процесса.

Под технологией формирования личности понимают развитие тех качеств и свойств, которые возникают в процессе жизненно-познавательной деятельности. Основную роль в технологии формирования личности играют такие факторы:

1. Биологический, Человек принадлежит к классу млекопитающих, наиболее организованных и гармонично развитых существ природы, и является ее составной частью. Человек может существовать, оберегая и обогащая саму природу. Важным аспектом в рассмотрении биологического фактора является наследственность. Именно благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо. Ведь еще в зародыше будущая человек уже закодирована, запрограммирована в генах, поэтому именно наследственность определяет на 50 процентов реальную личность, а остальные 50 процентов приходится на обучение и образование и воспитательный потенциал общества.

2. Среда. Основной характеристикой среды является его физические данные, включающие воздух, воду, пищу, окружающую природу. Т.е. среда определяет оптимальный уровень развития организма согласно климатических условий.

Еще одним условием влияния среды на технологию формирования личности является возможность общение. Если закаливание организма связано с деятельностью первой сигнальной системы, то общение базируется на работе второй сигнальной системы. Наиболее распространенными являются общения: устное и письменное. Наука, которая изучает специфику языка, называется языкознанием. В. О. Сухомлинский писал: "Чтобы нормально сформировать личность ученика, необходимо, чтобы ребенок в пятилетнем возрасте знала 3-5 тысяч слов (нормальная сельский ребенок, когда идет в школу, знает 300 слов, городская - 400). Выдающийся французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери очень справедливо отметил: единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

3. Деятельность. В. О. Сухомлинский подчеркнул, что разум (интеллект) каждого ребенка лежит на кончиках пальцев, то есть деятельность является одним из важнейших звеньев в формировании личности. Человеческую деятельность разделяют на:

а) игровую - А. С. Макаренко писал: "Какой ребенок в детской игре, такой она будет во взрослом возрасте". Больше всего внимания в использовании игровой деятельности уделяется в семьях и школах Англии и

Японии. А лучше поставлено обучение детей в начальных классах во Франции и Южной Корее;

б) учебно-познавательную;

в) творческую деятельность личности;

г) художественно-эстетическую;

д) спортивную деятельность.

Технология социализации личности

Какой смысл вложен в технологическое понятие "социализация"? Сначала этот термин рассматривался как процесс усвоения социальных норм и ценностей, как процесс вхождения в социальную среду (И. С. Кон, Б. Д. Парыгин). На современном этапе развития технологии формирования личности принято считать, что технология социализации - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта через вхождение в социальную среду, систему социальных связей, с другой - это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активному вхождению в социальную среду (Андреева Г. М. Социальная педагогика.- М.: МГУ, 1980).

Близким к понятию "социализация" понятие "развитой), "обучение", "воспитание". Но эта близость не означает тождества. Так, высказывались мнения, что социализация выступает как сущностная характеристика процессов воспитания и обучения, или что социализация и воспитание в широком смысле слова (совокупность всех целенаправленных воздействий, осуществляет общество) идентичны по своему содержанию. Ни та, ни другая мысль не является достаточным. Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания, поскольку одновременно с самыми разнообразными организованными воздействиями общества на формирование личности этот процесс включает еще и элементы стихийного, неорганизованного воздействия среды, а также собственную активность или ее самодетермінацію (самоограничение).

Таким образом, технология формирования личности - сложный динамический процесс, происходящий во времени и пространстве и предусматривает: развитие высоких интеллектуальных сил, морали на основе положительных общечеловеческих качеств, подготовку к творческому труду в обществе и выполнения функций гражданина независимого государства.