Произведение хованщина. Культурная революция

Хованщина - последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского . При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. Первая постановка оперы была произведена в 1886 году в Санкт-Петербурге силами музыкально-драматического кружка любителей (дирижер Э. Ю. Гольдштейн). Одна из самых известных первых постановок - это конечно же в Русской частной опере С.И. Мамонтова с Ф. Шаляпиным в главной роли (Дирижёр Е. Д. Эспозито)

История создания

Когда именно у композитора созрело решение посвятить оперу одному из самых страшных, кровавых периодов истории родины? Есть основания полагать, что идея эта, пусть смутно, забрезжила еще в момент, когда, окончив первую редакцию "Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет.

Работа же над "Хованщиной " растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников...

На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда. Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. В это время возникнут картины Сурикова "Утро стрелецкой казни " и "Боярыня Морозова ", "Никита Пустосвят " Перова, роман "Великий раскол " Д. Мордовцева. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил. И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого. Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью.

Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов - 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом. Тем не менее либретто чрезмерно разбухало. Фантазия композитора неудержимо рвалась вперед, обгоняя и окончательное оформление либретто (зафиксированного лишь в 1879 году) и кристаллизацию общего музыкально-драматического замысла. Эту "народную музыкальную драму", оперу-хронику, оперу-эпопею не вместить в русло традиций русской эпической оперы, основанных еще глинкинским "Русланом ", а позднее развитых Римским-Корсаковым , Бородиным , - градус конфликтности, накал борьбы группировок, столкновений и эмоциональных переживаний действующих лиц здесь намного выше. Оно и понятно: Мусоргский - прирожденный трагический художник. Едва ли не все действующие лица "Хованщины" внешне рельефны, выпуклы и внутренне сложны, многозначны. Мусоргскому нет равных в искусстве психологического анализа.

Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину " с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Портрет хоровой, коллективный иногда исчерпывает характеристику той или иной группы (Пришлые и раскольник, например, всегда только хор), однако может и служить истоком, фундаментом портрета ее лидера. Так соотнесены стрельцы и их глава Иван Хованский. Некая "парность" контрастно противопоставляемых друг другу персонажей, в принципе не новая для оперной классики (Дон-Жуан - Лепорелло, Кармен - Микаэла и т. д.), заметна и в "Хованщине" (Марфа - Сусанна, Досифей - Хованский).

Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам " - одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду ", которую они а cappella поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ - Марфа. Недаром именно "любовное отпевание" и сцена гадания были музыкальными "первенцами "Хованщины" Мусоргский как бы увеличительным стеклом высветил нравственную чистоту Марфы партией Досифея: "дитя ты мое болезное", "касатка моя" зовет ее неизменно сдержанный и строгий Досифей, причем его ласкательные обращения овеяны искренним, мягким лиризмом. Такой героини не знавала оперная классика XIX столетия, не знает, пожалуй, и опера XX века.

Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те - иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего - хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы.

Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской (1911) и московской (1912) постановках Ф. Шаляпина , прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках.

Интересные факты

  • Ряд текстов "Хованщины " документально достоверен. Например, тексты анонимного доноса на Хованских, "покусившихся на царство", надписи на столбе, сооруженном стрельцами в честь своей победы, царской грамоты, даровавшей милость осужденным стрельцам, подвергнуты лишь незначительным сокращениям.
  • В длиннейшем своем послании 1876 года Стасов хвалит талантливость и оригинальность музыки, одобряет I акт и картину в скиту, однако остальные акты, да и целое резко критикует «я бы предложил вот что: нельзя ли, чтоб Марфа была не только раскольница, сообщница Голицына, - но еще молодая вдова, пышущая жизнью, и - любовница Голицына? ». Отвечая Стасову, 15 июня 1876 года Мусоргский сообщает, что приостановил и вновь обдумывает работу. Какой урон мог быть нанесен опере, насколько еще затормозилось ее завершение, если автор постарался бы выполнить полученные указания!
  • В 1959 году появилась новая оркестровая редакция "Хованщины", выполненная Д. Шостаковичем для экранизации оперы. Дмитрий Дмитриевич, который, как известно, боготворил гений Мусоргского, раскрыл купюры оркестровки Римского-Корсакова. Корсаковскую концовку II акта он заменил одиннадцатитактными фанфарами преображенцев, от себя же ввел монументальный Эпилог к опере, где звучат и хор Пришлых "Ох ты, родная матушка Русь ", и развернутое проведение "Рассвета на Москве-реке "
  • Ариозо "Видно, ты не чуял княже " и вкрапленное в окончание "Слышал ли ты, вдали за этим бором трубы вещали близость войск петровских? " отсутствовали в оригинальном авторском клавире; но вся заключительная сцена Марфы неоднократно исполнялась Д. Леоновой при жизни композитора и Римский-Корсаков, возможно, располагал манускриптом или воспро извел его по памяти.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Утро после стрелецкого мятежа

Москва затихла после стрелецкого бунта, во время которого было пролито немало крови.

Донос

Шакловитый диктует подьячему донос, в котором называет зачинщиками смуты отца и сына Хованских.

Списки на столбе

Подьячий читает пришлым людям выбитые на столбе имена убитых и сосланных в результате мятежа.

"Большой идет!"

Появляется князь Иван Хованский, командующий стрельцами. Он ведет свои отряды в обход по Москве.

Андрей и Эмма

Сын Ивана Хованского Андрей преследует приглянувшуюся ему жительницу Немецкой слободы Эмму. Девушку защищает Марфа – бывшая возлюбленная Андрея Хованского.

"Почто беснуетесь?..
"
Возвращается Иван Хованский. Увидев красавицу-немку, он велит стрельцам отвести ее к себе. Андрей не хочет уступить девушку отцу. Готовую начаться схватку останавливает предводитель раскольников Досифей. Он призывает забыть распри и объединиться перед лицом надвигающейся беды.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Гадание

Марфа, приглашенная к князю Голицыну, предсказывает всесильному фавориту царевны Софьи скорую опалу и ссылку. Напуганный Голицын отдает приказ утопить Марфу на Болоте.

Заговор князей

К Голицыну приходит князь Иван Хованский. Следом появляется Досифей, в мирском прошлом князь Мышецкий. Каждый из князей претендует на власть, и они не в силах договориться о совместных действиях. Вернувшаяся Марфа рассказывает, что ее спасли петровские солдаты. Шакловитый приносит пугающую новость: юный царь Петр получил донос на Хованских.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

"Страшная пытка любовь моя..."

Раскольница Сусанна упрекает Марфу в том, что она уступает греховному искушению. Марфу защищает Досифей.

"Спит стрелецкое гнездо..."

Пришедший в Стрелецкую слободу Шакловитый мечтает о сильной руке, которая спасет Русь от врагов.

"Батя, батя, выди к нам..."

Просыпаются стрельцы. Подьячий приносит им весть о том, что войска Петра уже невдалеке.

Стрельцы зовут Ивана Хованского, чтобы выслушать его приказ. Но Хованский отказывается вести стрельцов на бой и приказывает разойтись по домам.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
Расправа

На душе у Ивана Хованского неспокойно, хотя он чувствует себя в безопасности в собственном доме. Хованский отмахивается от предостережения, которое передает ему клеврет князя Голицына, и падает жертвой подосланных Шакловитым убийц. Опального князя Голицына увозят в ссылку. Стрельцов, уже положивших головы на плахи, милует царь Петр.

ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Скит

Досифей призывает раскольников к мученической смерти.
Собравшись вместе, они совершают самосожжение.

Показать краткое содержание

Пора нам от немного затянувшейся увертюры и к операм переходить - как к конкретным постановкам, так и непосредственно к сочинениям.

На мой взгляд, правильным будет в первую очередь уделять здесь внимание русской опере. Русская опера является общепризнанной классикой, и с неё хорошо начинать ликбез (продолжать и заканчивать). Поэтому это одна из причин, почему я выбрал для начала оперу Модеста Петровича Мусоргского "Хованщина".

Хотя, если честно, выбор "Хованщины" был и чисто субъективный - нравится она мне. Как и очень субъективный будет ниже рассказ о ней.

Но может это будет и правильным такой субъективизм?! Найти академические материалы и информацию по той или иной опере в инторнэтох сейчас нетрудно, - в конце я приведу ссылки на правильные материалы. Думаю, и личностное отношение тоже имеет право на жизнь. В общем ниже будет эдакий "сумбур вместо музыки" об опере "Хованщина".

Мой Мусоргский

Несколько слов об авторе оперы. Модест Петрович Мусоргский, как личность, не может не привлекать к себе внимания. Это такой неотмирный русский гений. Я бы выделил в нём похожую и для себя такую черту, как внутреннюю мистичность и внутреннюю религиозность. Хотя внешне, конечно, Мусоргский на религиозного человека был мало похож.

Но не было бы у него таких личных качеств и такой жизни, так и "Хованщины" не состоялось бы. Вследствие особенностей личности и жизни автора я бы в "Хованщине" выделил три интересных момента - соборность, народность, новаторство.

Соборность

Несмотря на то, что Мусоргский является автором музыки и либретто "Хованщины", опера является по-настоящему русским соборным композиторским сочинением. Так уж получилось, что Мусоргский в силу ранней смерти не завершил сочинение этого произведения, и в его создании отметились другие великие композиторы, начиная с Римского-Корсокова, и заканчивая Шостаковичем.

Причём подчеркну, что это именно соборность, а не просто плод безличного коллективного совместного разума, где всё смешано в кучу и не ясно, где какой автор что насочинял. Известно, какие куски, места и варианты принадлежат перу того или иного композитора. И, я думаю, что ещё будут композиторы, которые войдут в соборность в "Хованщины". (Лишь бы это были не постмодернисты какие)

Народность

От соборности до народности один шаг. Мусоргский назвал свою оперу "народной музыкальной драмой". Народность оперы предполагает, что она очень популярна, вот как, например, "Травиата" Верди. Но я не стал бы останавливаться на этом аспекте народности как популярность.

В "Хованщине" народ становится одним из драматических героев этой оперы. Это выражено в активном участии в драме отдельных групп людей - пришлые люди, стрельцы, жены-стрельцов, девушки, черноряжцы. Все эти группы Мусоргским наделены своей особой индивидуальностью. Они имеют свою дифференцированную музыкальность, в результате чего в опере создаётся очень фактурный образ именно народа, с душой и индивидуальными переживаниями, а не толпы.

Новаторство

Сам по себе Мусоргский, в силу своего русского размаха таланта, был новатором. Такая личность просто сама собой не может быть не новатором, тут уж ничего не поделаешь. И само собой в "Хованщине" есть новации.

В первую очередь - это активное использование хоров, которые олицетворяют упоминаемую выше народность. Хоры различных групп людей в опере Мусоргского равноправны с пением главных персонажей и вступают в драматические дуэты не только с самими персонажами, но и с друг другом.

Сюжет

Теперь обратим внимание на содержание самой оперы и в первую очередь на драматическую сторону оперы. Сюжет "Хованщины" не построен по классическим правилам, что даёт некоторым современным режиссёрам возможность называть драматическую часть оперы скучной, а Мусоргского - плохим либреттистом. Хотя, режиссёры, которые так об этой опере отзываются, по идее, не имеют морального права её ставить, раз она им так скучна.

"Хованщина" - это историческая драма. За основу здесь были взяты персонажи и сюжеты из реальной истории России времён стрелецкого бунта 1682-го года и прихода к власти царя Петра Первого. Основные действующие лица оперы - это также и основные действующие лица стрелецкого бунта, получившего названия "хованщины": князь Иван Хованский - начальник стрельцов, и князь Василий Голицын. Третьим главным действующим лицом оперы является образ старца Досифея, олицетворяющего старообрядцев, которые во времена этой стрелецкой смуты подняли голову и попытались снова стать официальной силой русского общества.

Мусоргский в своей опере делает Петра Первого действующей силой в противостоянии "хованщине", хотя исторически Пётр был на тот момент ещё ребёнком. Собственно сюжет оперы и представляет собой смерть старой эпохи, олицетворяемой Хованским, Голициным и Досифеем, на смену которой идёт чеканным шагом железная эпоха царя с именем на букву П. А противостоящие этой эпохе разрозненные друг с другом силы - Хованский, Голицин и Досифей - в течение действия погибают.

Лирическим контрапунктом основному сюжету в опере проходит одинокая неразделённая любовь Марфы к сыну Хованского Андрею.

Казалось бы опера на такой сюжет должна быть очень пафосной. Но опера Мусоргского совершенно не пафосная. И это один из основных достоинств "Хованщины".

Во-первых, персонажи психологически очень реалистичны. Мусоргский не идеализирует и не демонизирует героев. Хованский патриот и любимец народа и одновременно спесив. Западник, но при этом тоже патриот Голицин суеверен, как баба. А кажущийся поначалу фанатиком Досифей раскрывается по отношению к Марфе с её несчастной любовью очень сердечным и понимающим человеком.

Во-вторых, не дают "соскучится" сцены с народом. Для примера, в опере есть совершенно удивительная трагикомичная сцена, где стрельцов ведут на казнь, они поют о помиловании, а их жёны, наоборот, требуют, чтобы их мужей - этих гуляк и ворюг - скорее казнили.

Музыка

А собственно не проще ли послушать её примеры из оперы, чем долго рассуждать!?

1. Само собой это вступление к основному действию "Рассвет на Москве-реке". Красота без слов и комментариев.

2. Ария-молитва Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо" в исполнении Хворсостовского. Кстати, многие задаются вопросом, "отчего такие глубокие философские строки о судьбах Руси вложил автор в уста предателя и подлого убийцы?" Догадываюсь, для того, чтобы образ Шакловитого не выглядел плоским, односторонним.

3. Распев "Посрамихом, посрамихом, пререкохом" хора старообрядцев черноряжцев. Здесь нужно вспомнить исторический богословский диспут в "Грановитой палате" 1682-го года, что состоялся между официальной Православной Церковью и старообрядцами. В результате диспута никто никого не переубедил. Однако староверы вышли на площадь и объявили народу, что в диспуте победили они. И распев " Победихом, пререкохом и препрехом!" - это как раз такой победоносный гимн якобы победе над никонианами.

По своей художественности этот небольшой распев можно соотнести с картиной Василия Перова "Спор о вере в Грановитой палате"

4. Песня Кузьки "Заводилась в закоулках" вместе с хорами стрельцов и жён стрельцов из полной версии "Хованщины". Грубоватая удалая песенка. Так и видится как подскакивают в этой пляске плясуны и плясуньи.

Заинтересовался в 1870 году, а двумя годами позже В. Стасов посоветовал ему сделать их основой оперы. Так родился замысел произведения, получившего название «Хованщина». В отличие от , литературного первоисточника у этой оперы не было – композитор, самостоятельно создавая либретто, опирался только на документы эпохи и исторические исследования.

В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Наряду с реально существовавшими историческими личностями в опере действуют вымышленные персонажи (например, Марфа), имеются и отступления от исторических фактов: исторический Иван Хованский был казнен вместе со своим сыном – в опере он погибает от руки убийцы в своей вотчине, а его сын совершает самосожжение вместе с раскольниками.

Музыкальный стиль оперы «Хованщина» яснее всего охарактеризован словами самого М. П. Мусоргского: «Работою над говором человеческим я добрел до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною/оправданною мелодией». В опере множество песенных мелодий, близких русскому музыкальному фольклору, цитирует композитор и подлинные народные мелодии (песня Марфы «Исходила младёшенька», раскольничий гимн «Враг человеков»), но и речитативы основываются на тех же интонациях. По словам Б. Асафьева, «музыку Мусоргского надо петь, непременно петь, по-русски распевно, и по-русски же „говорком“, чтобы ощущение пения не пропадало».

Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор. В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники. Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы.

Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа – единственный значительный женский образ в опере (появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана). Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным – она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры (старообрядчества) все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души (не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи) – Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий.

Опера «Хованщина» – произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию («Спит стрелецкое гнездо…»), исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это – тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» – задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»?

Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. П. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а . Настоящая же их музыкальная характеристика – «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким – ни одна из музыкальных характеристик (ни личных, ни «групповых») теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» – это надежда вопреки всему?

Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. П. Мусоргский так и не завершил ее. После смерти композитора оперу закончил Н. А. Римский-Корсаков в 1883 году, но добиться постановки оперы с таким вызывающе-политическим сюжетом было не так-то просто. Лишь три года спустя опера была поставлена в Петербурге силами Музыкально-драматического кружка любителей. Но подлинным «сценическим рождением» оперы «Хованщина» стала премьера в Московской частной опере в 1897 году, с в партии Досифея.

Музыкальные сезоны

Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях; либретто композитора.

Время действия: 1682 год.

Место действия: Москва и ее окрестности.

Действующие лица:

Князь Иван Хованский (бас), князь Андрей Хованский (тенор), князь Василий Голицын (тенор), боярин Шакловитый (баритон), Досифей (бас), Марфа (меццо-сопрано), подъячий (тенор), Эмма (сопрано), Варсонофьев (бас), кузька (баритон), первый, второй и третий стрельцы (два баса и тенор), Стрешнев (тенор), Сусанна (сопрано), стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ, беглые московские люди, сторонники Хованских.

ДЕЙСТВИЕ I

Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нем медные доски с надписями. Справа будка подъячего. Оркестровое вступление - "Рассвет на Москве-реке" - рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы (за сценой). Медленно поднимается занавес. На сцене главы церквей освещаются восходящим солнцем. Постепенно солнцем освещается и вся сцена. Нескончаемым потоком течет народная по своему складу мелодия. Эта симфоническая картина - один из шедевров русской музыки. Она часто включается в программы симфонических концертов как самостоятельное произведение.

В стенах Кремля начинается жизнь. Просыпаются стрельцы - сначала Кузька, потом другие. Входит Подъячий, он направляется к своей будке и садится в ней. Появляется боярин Шакловитый. Он ставленник царевны Софьи. У него "заказец важный есть" для писаря. Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подъячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подъячий в страхе от того, что ему приходится писать это. Он смертельно боится, что "князь (Хованский. - А.М. ) всё узнает, князь не простит мне..." За сценой слышится хор приближающихся стрельцов (“Гой вы, люди ратные, вы, стрельцы удалые, гой, гуляйте, вы гуляйте весело”). Стрельцы проходят и удаляются. Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано. Доносчик уходит. Сцену заполняет пришлый люд. Подъячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей. У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подъячему, чтобы он прочитал. Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подъячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. оказывается, это памятный столб, который стрельцы поставили в знак своей недавней победы: на нем имена тех неугодных им бояр, которых они казнили.

Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствую своего предводителя - князя Ивана Хованского. Входит князь Иван Хованский. "Поступь плавная, держится высокомерно; за ним стрелецкие полковники и гости московские" - так поясняет мизансцену композитор. Князь обращается к толпе: “Дети, дети мои! Москва и Русь (спаси Бог!) в погроме великом...” Стрельцы славят Большого, как они величают Хованского.

Из глубины сцены появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. На защиту Эммы встает Марфа, раскольница, недавняя возлюбленная Андрея (“Так, так, княже! Остался ты верен мне!”). Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. За сценой хор (народ) поет славословие князю Хованскому-старшему (“Слава лебедю! Большому слава!”). Входит князь Иван Хованский. Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын - встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. Тогда Андрей заносит нож на Эмму: “Так мертвою имайте!” - кричит он. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Когда они уходят, Досифей обращается к Хованским: “Приспело время”. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. Возглас Ивана Хованского: “Стрельцы!.. Живо! В Кремль!” - призывает стрельцов на защиту Москвы и веры православной. Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу.

ДЕЙСТВИЕ II

Кабинет князя Василия Голицына, канцлера и фаворита царевны Софьи. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.

Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына. Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится "лютерский священник". Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму. Князь отказывается: "Не могу входить я в дело частное Хованских". Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь ("еще одну, только одну"). Эта просьба выводит князя из равновесия: "Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!.." Пастор уходит ни с чем.

Снова входит Варсонофьев. На сей раз он сообщает о приходе “колдовки”. Это под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания. Начинается центральная сцена этого действия - сцена гадания. Звучит знаменитая ария Марфы “Силы потайные”. Она предсказывает князю, что его ждет опала. Суеверный князь Голицын в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что нагадала ему, он велит слуге утопить Марфу, но Марфа все слышит и вовремя скрывается.

Внезапно появляется князь Иван Хованский (“А мы без докладу, князь, вот так!”). Между Голицыным и Хованским завязывается спор о правах и достоинстве своих и бояр (“Мы теперь местов лишились, - бросает гневный упрек Голицыну Иван Хованский. - Ты же сам нас уладил, князь, с холопьем поровнял”). В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Досифей прерывает их спор (терцет “Князья, смири ваш гнев”). Он уговаривает князей помириться. В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы (раскольники) с книгами на головах (такова ремарка композитора), их сопровождает толпа народа. На них указывает Досифей как на деятельную силу (“Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает”). Раскольники поют: “Посрамихом, посрамихом”. Их хор звучит словно фанатический гимн. Голицын гневно восклицает: “Раскол!” Хованский же - отважно: “Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!”

Неожиданно вбегает Марфа и, едва переводя дыхание, бросается к князю Голицыну с мольбой миловать ее. К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее (по приказу князя), и как она едва сумела вырваться - благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна (Софья) велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. На вопрос Досифея, что сказал царь Петр, Шакловитый ответил: “Обозвал “хованщиной” и велел сыскать”. За сценой слышны голоса петровцев.

ДЕЙСТВИЕ III

Замоскворечье. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.

Действие начинается хором раскольников - как и во втором действии (они поют тот же свой фанатичный гимн). Их пение слышится сначала издалека (за сценой), затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев.

Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Марфа предается воспоминаниям о своей несчастной любви; она тяжело переживает измену Андрея Хованского (звучит ее прекрасная лирическая песня “Исходила младешенька”). Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Досифей утешает ее (дуэт “Ах ты, моя касатка, потерпи маленько”). В мистическом настроении Марфа “видит”, как горят на костре раскольники. Досифей вразумляет ее: “Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка”. Он уводит ее, утешая при этом.

С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Он оплакивает участь Руси (“Спит стрелецкое гнездо”). Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. На сцену вбегают стрелецкие жены и набрасываются на мужей (“Ах окаянные пропойцы, ах колобродники отпетые!”).

За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. “Беда, беда... - кричит он. - Рейтеры (наемные петровские всадники. -А.М. ) близко; к вам мчатся, все рушат!” Стрельцы ошеломлены. Они зовут Хованского (хор “Батя, батя, выйди к нам!”). Князь Иван Хованский показывается под навесом терема. Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Но Хованский заявляет им: “Страшен царь Петр! Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье!” Сам же уходит.

ДЕЙСТВИЕ IV

Картина 1. Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Девушки развлекают его песнями - протяжной хороводной (“Возле речки, на лужочке”), бойкой плясовой (“Гайдучок”) и величальной (“Плывет, плывет лебедушка”). Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него (исполняется балетный номер в восточном стиле).

Входит Шакловитый. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Князь сначала упирается - он обижен на царевну: “Теперь небось другие ей советники послужат”, - говорит он, имея в виду, конечно князя Голицына. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.

Картина 2. Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Марфа готова “приять от Господа в огне и пламени венец славы вечные!”

Входит Андрей Хованский; он очень взволнован. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха (которого он - Андрей - изгнал). Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...

За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни - плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. “Спаси меня”, - молит он Марфу, и она поспешно его уводит. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. В этот момент за сценой слышны грубы “потешных” (петровских) полков. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. И в тот момент, когда у стрельцов уже не остается никакой надежды, он объявляет им, что “цари и государи Иван и Петр вам милость шлют: идите в домы ваши и Господа молите за их государское здоровье”. Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра.

ДЕЙСТВИЕ V

Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Оркестровое вступление изображает, по словам композитора, “шум леса в лунную ночь, то усиливающийся, то утихающий, как прибой волн” (из письма Мусоргского к В.В.Стасову от 6 августа 1873 года). Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. Черноризцы и черноризки выходят из скита и идут к бору; они поют: “Враг человеков, князь мира сего восста!” Приходит Марфа, затем князь Андрей Хованский. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет - ему тяжко. Марфа решительна - ее не страшит сожжение. Раскольники, преисполненные веры, экстатично поют: “Господи славы, гряди во славу Твою”. Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Они смотрят на костер и скорбят о Руси: “Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?..”

Что-то роковое тяготело над Модестом Мусоргским, быть может, самым гениальным русским композитором: ни одна его опера не была им закончена. «Саламбо» так и осталась незавершенной, «Женитьба» была досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. А. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. А. Кюи. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» - не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Римский-Корсаков.

«Хованщина» - выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка - бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, т.е. с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано - жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол - зубы съем» (из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года).

На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. опера была отклонена дирекцией императорских театров, когда Н. А. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске (ныне Екатеринбург) и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. «Накануне третьего спектакля, все билеты на который были проданы, мне вдруг сообщили, - вспоминает певец, - что «Хованщину» отменили и спектакль будет заменен другим. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах - в особенности, а тут - какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический.

А. Майкапар

Мусоргский не завершил свою последнюю оперу. Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков.

Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей. После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова (1897, Шаляпин в партии Досифея), сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения.

В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). В 1913 состоялась парижская премьера оперы силами дягилевской антрепризы в редакции Стравинского и Равеля (дирижер Купер, режиссер Санин).

Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена (1963), Ла Скала (1967), Венской оперы (1989, дирижер Аббадо), Гамбургской оперы (1994, режиссер Купфер) и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре (дирижер Ростропович, режиссер Покровский).

Е. Цодоков

ЗАПИСЬ ОПЕРЫ В MP3

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов……А. Кривченя (бас)
Князь Андрей Хованский, его сын…………………В. Пьявко (тенор)
Князь Василий Голицын……………………………А. Масленников (тенор)
Шакловитый, боярин………………………………В. Нечипайло (баритон)
Досифей, глава раскольников………………………А. Огнивцев (бас)
Марфа, раскольница…………………………………И. Архипова (меццо-сопрано)
Эмма, девушка из Немецкой слободы……………Т. Сорокина (сопрано)
Подъячий……………………………………………………Г. Ефимов (тенор)
Варсонофьев, приближённый Голицына…………Ю. Королёв (бас)
Сусанна, старая раскольница………………………Т. Тугаринова (сопрано)
Кузька, стрелец………………………………………Ю. Григорьев (баритон)
Стрешнев, как герольд Петра………………………А. Федосеев

Хор и оркестр Государственного академического Большого театра. Хормейстер Александр Хазанов. Дирижёр Борис Хайкин

ДИСКОГРАФИЯ:

CD - Le Chant du Monde. Дирижер Хайкин, Иван Хованский (Кривченя), Андрей Хованский (Пьявко), Голицын (Масленников), Досифей (Огнивцев), Марфа (Архипова).

Philips. Дирижер Гергиев, Иван Хованский (Минжилкиев), Андрей Хованский (Галузин), Голицын (Стеблянко), Досифей (Охотников), Марфа (Бородина).

LD. Дирижер Аббадо, Иван Хованский (Гяуров), Андрей Хованский (Атлантов), Голицын (Марусин), Досифей (Бурчуладзе), Марфа (Шемчук).

Иллюстрации:
В. Суриков "Утро стрелецкой казни" 1881 г.
К. Коровин "Сенные девушки князя Хованского". Эскиз костюмов для оперы Мусоргского "Хованщина"