Семь практических советов тем, кто застрял в пробке. Что делать, если вы застряли в пробке

Заторы в российских городахобыденная вещь. И это притом, что оснащенность наших граждан автомобилями не такая высокая, как например, в Европе или США. В Берлине, Париже или, например, Милане с пробками как-то справляются. В том числе и посредством заочного обучения водителей правилам поведения в глухом заторе.

В нашем распоряжении оказалась памятка для водителей, выпущенная германским автомобильным клубом ADAC, в которой немецкие эксперты дают советы водителям, застрявшим в пробке. Зачем? Во-первых, чтобы не создавать дополнительные транспортные проблемы – себе и другим участникам дорожного движения. Во-вторых, правильное поведение в заторе поможет сохранить душевное спокойствие и, возможно, деньги. Некоторые водители, стараясь вырваться из затора, идут на нарушение ПДД. Этот поступок может создать предпосылки для аварии или, в лучшем случае, попасть под штрафные санкции. А в Европе, как известно, штрафы за нарушение ПДД гораздо выше, чем в России. Собственно, советы, опубликованные в памятке ADAC, касаются по большей части немецких водителей. Но и нам с вами они тоже могут пригодиться. По крайней мере до того момента, когда наша родная госавтоинспекция не составит схожий «мануал» для нас с вами.

1. Откажитесь от выезда на обочину

Езда по обочине запрещена и в Германии, и в России. Правда, если в нашей стране «обочечник» может быть наказан за свое нетерпение штрафом в размере 1,5 тыс. рублей (пункт 1 статьи 12.15 КоАП РФ), в Германии его оштрафуют на 75 евро (более пяти тысяч рублей по текущему курсу).

Согласно п. 1.2 ПДД, обочина – это крайняя часть проезжей части, имеющая чаще всего другой тип разметки и обозначенная особой разметкой. Обочина нужна для перемещения по ней велосипедистов, пешеходов, машин, принадлежащих экстренным службам, коммунальным хозяйствам и т.д. Автомобили также могут выехать на обочину, но лишь для остановки (п. 12.1 ПДД). Как вы поняли, ехать по обочине обычному транспорту запрещено (п. 9.9 ПДД).

Другими словами, воспользоваться обочиной водитель может лишь для того, чтобы безопасно выпустить пассажиров или в случае каких-либо технических проблем (авто сломалось). В некоторых случаях обочина, отделенная от проезжей части непрерывной линией разметки, бывает такой же ширины, что и полосы для движения. Так почему нельзя использовать ее, чтобы побыстрее проехать место затора?

В Германии по обочине автобана пешеходы не ходят. А у нас это встречаются сплошь и рядом. Те водители, которые выезжают на обочину, могут создать опасную ситуацию для пешеходов, в особенности, в темное время суток. Кроме того, автомобили, свернувшие на обочину, спустя некоторое время «захотят вернуться» в «рабочий» (правый) ряд. И эта ситуация, как правило, тормозит движение еще больше, чем в случае, когда обочина остается незанятой транспортом.

2. Будьте вежливы! Пропускайте других водителей

Ну вот еще! Настроение в глухом заторе и так «на нуле», а тут еще вы требуете оставаться вежливым и предупредительным. Тем более, что практически каждый водитель, оказавшийся в пробке, уверен, что как раз ему и не дают проехать, что его ряд движется медленнее других. До тех пор пока вы будете препятствовать другим водителям перестраиваться перед вами или выезжать с прилегающих территорий, пробка не исчезнет. Она, наоборот, может лишь увеличиться.

В ADAC рекомендует руководствоваться принципом, когда машины в узком месте проезжают по очереди – сначала одна с правого ряда, потом одна с левого. В противном случае скорость преодоления проблемного участка будет падать. В худшем случае чрезмерная принципиальность водителей может привести к ДТП и увеличению протяженности затора.

3. Обгоняйте и слева, и справа

Эксперты немецкого автомобильного клуба рекомендуют объезжать препятствия (медленные автомобиля) как слева, так и справа. В Германии ПДД разрешает такой маневр, но с некоторыми оговорками – левая полоса (для обгона) движется со скоростью не более 60 км/ч, а скорость обгоняющего справа должна быть минимум на 20 км/ч больше, чем скорость обгоняемого.

В России есть термин «опережение», который разрешает автомобилю двигаться со скоростью выше скорости потока в том случае, если он не выезжает со своей полосы. Что касается объезда справа, скоростных ограничений он в России не имеет. Может, нам следует присмотреться к правилам движения в пробке, принятым в Германии?

4. Пользоваться телефоном можно. Если осторожно

Разговаривать по телефону во время движения нельзя, а, если стоите в пробке, - можно. Главное слово в предыдущем предложении – «стоите». Интересная подробность: в Германии использовать мобильный телефон без устройства hands-free разрешено только при неработающем моторе.

Мораль: даже если пробка движется медленно, брать в руки телефон (чтобы позвонить начальнику или проверить смс от жены) не следует. Это опасно. Вот если затор стоит, да еще и двигатель выключен… В противном случае на дороге резко возрастает риск мелких ДТП. Чем их больше, тем длиннее пробка.

5. Не выходите из автомобиля

Не следует покидать транспортное средство в пробке – даже в том случае, если автомобиль стоит без движения на протяжении долгого времени. Логика в этом требовании есть и она понятна, правда, в случае с «мертвыми» заторами его мало кто соблюдает. Главное в этом правиле – не соблюдение безопасности, а организация движения. Не стоит далеко отходить от своего авто. Если пробка вдруг «поедет», необходимо реагировать быстро. Иначе она снова встанет - и надолго.

6. Забудьте про движение задним ходом

У нетерпеливого водителя могут сдать нервы и он захочет сдать назад – пробку объехать. В ADAC напоминают: сдавать назад в пробке или ехать против направления потока запрещено. Хотя бы потому, что этот маневр увеличивает вероятность попадания в ДТП.

В Германии за это можно получить штраф в размере 200 евро (около 13,7 тыс. рублей по текущему курсу) или даже лишение прав на месяц. У нас, согласно ПДД, движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Запрещается движение задним ходом в России на перекрестке, в тоннеле, на пешеходном переходе, по автомагистрали, на ж/д переездах, на остановке, на участке с плохой видимостью (менее 100 м), на мостах, эстакадах, путепроводах, а также в местах, где запрещен разворот (п. 8.11 ПДД).

Попадает ли под этот запрет пробка на дороге? Сама по себе пробка – нет, но вот участок дороги, где стоит транспорт, - вполне. В России штраф за движение задним ходом там, где это запрещено, наказывается штрафом в размере от 500 (ст. 12.14 КоАП РФ) до 2 500 рублей (ст. 12.11 КоАП РФ).

7. Оставьте место для проезда машин экстренных служб

Эта рекомендация относится исключительно к немецким водителям. В Германии водители в двух крайних левых рядах должны увеличить боковой интервал, чтобы «скорая помощь» или, например машина пожарной охраны могла проехать сквозь пробку (между рядами). За невыполнение этого правила в Германии существует штраф - 20 евро (около 1,4 тыс. рублей).

В России водители, стоящие в «мертвой» пробке, не станут оставлять пространство (коридор безопасности) для проезда «скорой» - хотя бы потому, что в него устремятся другие автомобили. Нашим следует посоветовать лишь одно: будьте готовы к тому, чтобы принять правее или левее и уступить дорогу спецтранспорту.

– Этого бы не случилось, если бы ты…

– Да, Скай, ты уже это говорила, – Уорд сидел, облокотившись на стекло, подперев висок кулаком, и смотрел на застрявшие в пробке машины вокруг них.

– Если бы ты меня послушал, – продолжила Скай, игнорируя его слова, – мы бы не застряли в пробке.

– Я следовал прямому приказу Коулсона.

Это было так глупо, застрять в пробке со Скай вместо того, чтобы быть там где должен быть. «Сокращение бюджета», – сказал Коулсон, когда отдавал ему ключи. Он провел следующий час, ругаясь со Скай насчет того, кто поведет. Вообще-то, около трех минут, но чувствовалось, будто час. В конце концов, вмешалась Мэй: Скай указывает направление, Уорд ведет машину - и мгновенно удалилась, пресекая любую возможность продолжения спора. Конечно, он, должно быть, услышал только «Уорд ведет машину», поскольку каждый раз, когда Скай говорила ему, в какую сторону свернуть, или предлагала альтернативный маршрут, он смотрел на свой GPS, в который запрограммировал точный маршрут, который указал Коулсон, и полностью игнорировал ее слова.

– В то время, как я следовала карте, которая показывает затруднения движения, – сказала она. – Иногда мне кажется, что ты считаешь меня просто симпатичным личиком, но не почти гениальным хакером, который вполне способен проложить маршрут, минуя пробки.

– Очень скромное симпатичное личико, – всё, что он сказал в ответ.

Она смерила его взглядом:

– Решение переспать с тобой было ошибкой, – сделала она вывод, да чтоб он знал, на чем основываясь.

Он вернул ей взгляд, вопрос ясно читался на его лице:

– Какое отношение это имеет к…

– Раньше ты не обращался со мной, как с тупой блондинкой! – Заявила она. – Но как только мои губы побывали…

– Скай, я пытаюсь вести машину.

– Теперь меня игнорируют, даже когда я знаю лучше, – она отвернулась к окну, и он мог видеть, как заблестели её глаза в отражении.

– Я всё ещё твой НО, – указал он. – В большинстве случаев я знаю лучше.

Он мог бы обидеться, если бы его мозг всё ещё не заканчивал её предложения за неё.

– Это ты предположила, что мои так называемые перемены в поведении вызваны переменой в наших отношениях, когда я, вообще-то, такой же, каким был до того, как мы начали заниматься сексом.

– Нет, не такой же, – заявила она, окинув его взглядом. Её губы были сжаты в тонкую полоску. – Ты едва осознаешь, что я существую, в присутствии остальных.

– Это потому, что я не могу смотреть на тебя так, чтобы при этом они ни о чем не догадались, – прошипел он ей.

– Ты умудрялся это делать целый год, – отрезала она.

– Это было до того!

– Я думала, ты мастер операций под прикрытием, а ты не можешь даже притвориться, что не видел меня голой?

– Это… – он прикусил язык и посмотрел на дорогу. – Все не так просто.

Она бросила на него настолько красноречивый взгляд, что он едва поборол порыв потрогать свою голову, чтобы убедиться, что она не загорелась.

– Как я и сказала, – она снова смотрела в окно, – это было ошибкой. И если, когда часы покажут половину, мы все ещё будем стоять в пробке, я выхожу и иду пешком.

– Прогулка пешком по автостраде, – спокойно сказал он.

– Ну, никто никуда не двигается! – Заявила она. – А у нас есть задание, которое нужно выполнить. Это не какая-нибудь неудавшаяся семейная поездка.

– Уверен, в неудавшейся семейной поездке виноват бы был тоже я.

– О, смотри, ровно половина, – она распахнула дверь и выбралась наружу.

– Скай! – Он вышел вслед за ней. – Скай, вернись в машину.

– Я дойду до заграждения, потом пройду дальше, украду там машину и доберусь до 0-8-4 сама, – она открыла заднюю дверцу, выхватила свой рюкзак и захлопнула её гораздо громче, чем до этого пассажирскую.

– Я не отпущу тебя за 0-8-4 одну, – сказал он, хватая свою собственную сумку.

– Почему? Ты думаешь, я не смогу сделать это без большого сильного мужчины, который будет защищать меня? – огрызнулась она.

– Скай, ты ведешь себя глупо, – вздохнул он, упершись лбом в крышу машины.

– И теперь я глупая, потому что ты игнорируешь меня и мои указания с тех пор, как мы начали заниматься сексом, – сказала она. – Я веду себя глупо, в то время, как ты даже не можешь посмотреть мне в глаза.

– Потому что, если я это сделаю, все узнают, что я влюблён в тебя! – Рявкнул он.

Она уставилась на него.

Он пожелал провалиться сквозь землю.

Она всё ещё стояла и смотрела на него в упор.

Машины впереди них, наконец, сдвинулись с места.

Водители в машинах позади них начали сигналить.

Скай забралась в машину и закрыла дверь.

Уорд забрался на водительское сиденье и двинулся вперёд.

– Это не оправдание, чтоб меня игнорировать, – сказала она.

– Я знаю. Но ты знаешь, каким может быть Коулсон,- сказал он.

– Он, скорее всего, уже знает, раньше мы ведь были близки.

– Раньше мы постоянно ругались.

– В конце концов, мы хоть как-то взаимодействовали.

Движение снова замедлилось. Уорд вздохнул и поставил машину на ручник.

– Я не послушался твоих указаний, потому что я делаю, что мне сказано, – сказал он. – Я делаю, что мне говорит Коулсон. Я следую приказам, Скай.

– Мэй сказала, я должна задавать направление, – указала она.

– Она не Коулсон, – он направил взгляд на дорогу.

Скай пожала плечами:

– Он бы с ней согласился, если б ты спросил.

– Но я не спрашивал.

– Но ты не спрашивал, – она выглянула в окно.

Он замолчал, наблюдая, как люди в соседней машине ругаются над стереосистемой. Он мог прочитать по губам: мужчина жаловался на поп-музыку, женщина критиковала его пристрастие к примитивному рэпу.

Скай тоже затихла.

– Так значит, ты в меня влюблён.

Или он думал, что она затихла.

– Ага, – он не смотрел на неё.

– И ты настолько влюблён в меня, что не можешь посмотреть на меня так, чтобы весь мир не узнал об этом?

– Точно.

– Ах, понятно.

Последовала долгая пауза. Уорд не решался посмотреть на неё.

– Так значит, ты обычно игнорируешь указания женщины, которую любишь?

– Нет, раньше не представлялось случая.

– Предыдущая девушка не давала указаний?

Это было унизительно, хотя он даже не признал, что раньше никогда не был влюблён, она сама догадалась по тому, как он произнёс её имя. Он всё ещё не смотрел на неё.

– Это заставляет рассматривать то, что мы с тобой спим в совершенно другом контексте, – сказала она. – В контексте, о котором я хотела бы быть в курсе до того, как мы начали…

Она снова отвернулась к окну. Он был довольно-таки уверен, что обычно признание в любви встречается поцелуями, а не таким прохладным отношением.

– Это уже больше похоже на статус подружки, чем на статус «я сплю со своим НО», если тебе интересно моё мнение.

Он, наконец, обернулся:

– Я чувствую себя виноватой, – сказала она. – Будто я использовала тебя или что-то такое.

– Ты не использовала меня, – сказал он. – Я взрослый человек.

– И что? Это не значит, что я не могу тебя использовать.

– Я бы не позволил тебе использовать меня, – продолжал настаивать он. – Всё не так просто.

– Ты упускаешь из виду… – надулась Скай и отвернулась.

– Ну, машины всё ещё не двигаются, так что я ничего упускаю.

Она обернулась на него:

– Это был подкол?

– Нет, – но его губы всё же слегка скривились в улыбке.

– Ты меня подколол! – заявила она.

– Я прокомментировал.

– Ты меня подколол! – Повторила она и вытянулась на сидении, закинув руки за голову. – Застрявший в пробке ты мне нравишься. Ты таким забавным становишься.

– Еще немного, и я по машинам палить начну, – проворчал он.

– Но если ты это сделаешь, ты так и не поймешь сути.

– И в чём же, собственно, суть, Скай? – Обернулся он на неё.

– Суть в том, что я больше не хочу тебя использовать.

Он застыл:

– Я понял, – он глянул на машины, желая, чтобы они уже начали двигаться или загорелись под его взглядом.

– Ничего ты не понял, – сказала она. – Я чувствую, будто использовала тебя, потому что я не знала о твоих чувствах. А если бы знала… тогда был бы ужин. Кино. Свидания. Отношения.

Он посмотрел на неё и моргнул пару раз.

– Я приглашаю тебя на свидание, робот.

– Ох, – он и вправду чувствовал себя роботом в данный момент. Обработка, обработка…

– В этом месте ты говоришь да, – сказала она, – или говоришь нет.

– Д…да! – сказал он, – Если да значит свидание. Да же значит свидание, верно?

Она слегка ухмыльнулась:

– В смятении ты такой милый.

– Я не… – в смятении? Милый? Он не был уверен, что хуже, – …ничего из этого. Да значит свидание?

– Да, Уорд, да значит свидание, – сказала она и прильнула к его губам.

Он издал крайне смущающий тихий стон и ответил на поцелуй.

– Мы приехали уже? – Захныкала Джемма на заднем сидении.

Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми рекомендациями поведения в пробках или «тянучках», которые помогут Вам как можно быстрее их проехать. Заранее предупреждаем, что советы не основаны на нормативных документах.

Какие же бываю причины пробок:

Одной из причин пробок является ширина улиц, которая не соответствует количеству автомобилей. Аварии, неправильно припаркованные машины, ремонт дороги и т.д., также являются причиной пробок, особенно в часы пик. Но все же основные проблемы на дорогах водители создают себе сами. Часто встречаются водители, которые постоянно перестраиваются из полосы в полосу, выезжают на тротуары или на полосы встречного движения, что не редко заканчивается столкновением…

Едем прямо…

Если Вы оказались в пробке старайтесь сохранять спокойствие и не нервничать… Не выезжайте на встречную и без необходимости не перестраивайтесь, лучше всего продолжайте движение прямо. Будьте осторожны с водителями маршруток, новичками (со знаком «У») и иногородними. На подъеме оставляем место до стоящей впереди машины больше, чем обычно (не все умеют трогаться на подъеме – могут скатиться назад). Не следует резко тормозить, а подкатываемся к стоящей машине, лишь слегка прикасаясь к педали тормоза (чтобы сработали стоп-сигналы).

В случае если Вы решили выбраться из пробки развернувшись, убедитесь, что Вас не обгоняют по встречной! А если увидите желающего выехать из встречного потока, пропустите его, немного притормозив.

Если Вы решили перестроится…

В случаях, когда Вам нужно в сплошном потоке перестроиться для поворота. Не всегда авто по соседней полосе позволяют совершить такой маневр (и формально они правы!). В это время Вы можете начинать переживать, сбавлять скорость, чтобы не пропустить поворот, и таким образом задерживать едущих сзади. Постоянно бросая взгляд в правое зеркало, можно не заметить резкого торможения впереди. А это уже создаст аварийную ситуацию и неминуемую пробку.

Поэтому в интересах всех участников движения дать возможность этому водителю занять соответствующую полосу. Тот, кого пропустили, обязательно должен поблагодарить поднятой рукой или миганием «аварийкой». Но не злоупотребляйте вежливостью окружающих, меняя полосу без необходимости.

Как объезжаем препятствие…

Еще одним из важных моментов является объезд возникшего препятствия (неправильно припаркованная машина, участники аварии, ремонт дороги и т. п.)

По правилам, движущиеся по свободной полосе не должны никого пропускать. Но тем, кому мешает препятствие, тоже необходимо ехать, и они любыми способами пытаются перебраться на соседнюю полосу, отвоевывая пространство по сантиметрам. Нередко это заканчивается новой аварией. В Европе в таких ситуациях те, кто едет по полосе с препятствием, и те, кто движется по соседней, проезжают узкий участок «елочкой» – по очереди с одной и другой стороны. Если перестроение начать своевременно, общая скорость движения двух полос будет лишь немного ниже, чем в обычной ситуации. Проехав узкое место, водители возвращаются на свои полосы движения, и скорость потока восстанавливается.

Аналогично можно поступать и в случае, если широкая улица перетекает в узкую или выходит на мост (путепровод, эстакаду) с меньшим количеством полос.

Переезжаем регулируемые перекрестки…

Как правило при проезде регулируемых перекрестков проблемы мы создаем себе сами. Согласно ПДД запрещается выезжать на перекресток, если за ним образовался затор, который вынудит машину остановиться на пересечении улиц. Но обязательно находятся водители, которые считают, что правила – не для них. В результате через некоторое время регулируемый перекресток превращается в иллюстрацию к лекции о броуновском движении молекул. В таких ситуациях поможет только строгое выполнение требований ПДД.

Выезжаем на главную дорогу…

Когда главной дороге образовалась пробка, едущие по второстепенной рискуют остаться на ней на ночь. Так, как ПДД требуют пропускать все автомобили, едущие по главной дороге, и пешеходов, переходящих улицу. А медленное вклинивание в сплошной поток нередко заканчивается столкновением. Чтобы выручить коллегу в данной ситуации, слегка притормозите и оставьте ему «окно», пригласив проехать коротким миганием фарами. Время, потраченное на жест доброй воли, компенсируется хорошим настроением, к тому же уменьшится шанс столкнуться. Есть одно «но»: таким образом пропускают один автомобиль, а не колонну. Поэтому, если машину впереди вас пропустили, не вклинивайтесь в это же «окно», пропускающий на это не рассчитывает. А в случае столкновения виноваты будете вы (все-таки второстепенная дорога).

Не создавайте дополнительных рядов. Поворачивая направо из второго ряда, вы можете столкнуться не только с тем, кто едет по главной, но и с соседом справа. Если на главную будут въезжать из одного ряда, поток будет двигаться быстрее.

Какие существуют особенности управления в пробке

Готовьтесь к троганию с места заранее, как только у машин впереди погаснут стоп-сигналы.
Двигатель глушите только в том случае, если нет проблем с его запуском.
На автомобилях с «механикой» двигайтесь на первой передаче и не стойте с включенной передачей и выжатым сцеплением.
На старых машинах при угрозе перегрева двигателя заранее включите вентилятор отопителя и максимально откройте подачу жидкости в печку. Лучше греться самому (открытое окно немного поможет), чем «закипеть» в пробке!

Пробки уже плотно вошли в нашу жизнь. Принимаем как данность и думаем, как их превратить в пользу

У краснодарских жителей вынужденные простои давно вошли в привычку. Что на самом деле аномально. И становится от этого только хуже. Терпели - потерпите еще… В отчаянии после пяти часов, посвященных ста километрам, решила распотрошить тематические порталы, разговорить матерых шоферюг и докопаться до ответов на вечные русские вопросы.

Остаться в живых!

В деле «пробкостроительства» преуспевают на самом деле все участники процесса. Просто каждая сторона норовит сделать более виноватой другую. Это если начинать с вывода.

Все опрошенные мной водители признавались, что поначалу сильно психовали в пробках. Весь комплекс непредусмотренных обстоятельств, которые вручает нам дорожный затор: непредсказуемость, отодвинутая цель и неподвластная тебе ситуация - очень подрывает нервную систему.

Я тоже напрягалась, взвинчивалась до предела и даже ругалась, встречая пробку на своем пути, - поделилась Анастасия, приехавшая в Краснодар из Читы, - пока не поняла, что это вредит прежде всего мне самой. Я больше устаю и становлюсь агрессивной, от чего могут пострадать ни в чем не повинные близкие люди. Научиться не нервничать в пробках нетрудно. Надо объяснить самому себе, что если не можешь изменить обстоятельства, найди в них новые возможности: позвони, почитай, послушай музыку. Однажды в пробке, кстати, я встретила старых друзей из Читы, которых не видела несколько лет! Они возвращались домой с моря.

Есть легенды о людях, которые выучили в дорожных заторах иностранный язык и сумели завести знакомство, переросшее в семейные отношения. Но это уже - как повезет. Гораздо чаще «заключенные в авто» используют вынужденный простой для общения, перекуса, осмысления и планирования дел. Девушки в подавляющем количестве спешат подправить внешность.

Второй элемент, сильно мешающий правильному поведений на дороге, - это, (увы!) наша национальная жадность, желание урвать себе, и побыстрее. В год столетия Октябрьской революции многое из наше поведенческих проявлений можно объяснить привычкой выживать, передающейся из поколения в поколение. Накопленные усталость и недоверие, уже записанные в геномный код, - тоже грустный фактор, не улучшающий общую картину. Но это всего лишь дорога! Она - общая, и на ней все равны, кроме «скорых» с мигалками! А главное - что мы выигрываем в битве по пути? Пять минут! А может, три… Не так уж они нужны по сравнению с внутренним спокойствием, уцелевшим в неравном бою авто и нетронутым бюджетом.

Куплю машину ближе к светофору!


Пробки, если попытаться их классифицировать, бывают трех видов: медленно, но беспрерывно ползущие, двигающиеся в режиме «газ-тормоз» и самые тяжелые - стоящие намертво. Это про режимы движения. По причинам возникновения они делятся на факторы - неизбежные (которые не в силах изменить никто, по крайней мере на данном промежутке времени): сужающаяся дорога, недостаточная ее пропускная способность, плохая организация движения (особенно светофоров!), недостаток обходных путей, ДТП, ремонт и человеческие.

Последние - как раз те причины заторов, на которые мы сами можем повлиять. Доводилось видеть как «динозубры» величиной с дом и характеристиками для ралли по бездорожью боязливо, как перед крещенской прорубью, преодолевают ямку на полосе. Под стать им категория водителей, у которых «на спидометре 35, а в глазах - смерть!». Знак «У» при этом не обязательный атрибут, их стаж может исчисляться десятилетиями, но компенсируется отсутствием практики. Малейший дождик на полотне или выбоина - для одних и других уже повод проститься со скоростью. Недалеко ушли и автолюбители, жидкость в организме которых преимущественно тормозная…

Антиподы данных товарищей - самоуверенные, вечно ищущие лучшей доли. Они будут нырять из полосы в полосу через каждые две машины, объезжать на повороте перед стоп-линией. Они же - на «встречке», пыль столбом от обочины - дело их колес…

И что теперь, тем, кто старается сохранить буддистское равновесие и вести себя на дороге по правилам, совсем не ехать? Да нет, скорее, «понять и простить», зная, чего ждать от этого народа. И не угнетаться от мысли: «Ага, мы, значит, их терпеть будем, а они станут еще беспредельнее». Не станут. Времена поменялись, и сегодня позитивный пример заразителен! Самое главное для тех, кого возмущает поведение нарушителей и неумельцев, - постараться вести себя еще лучше. И цепная реакция не заставит себя ждать.

Еще пять лет назад «спасибо» аварийкой говорили единицы из водительского состава. Сейчас это повсеместное явление. Кстати, распространенное только на постсоветском пространстве. И, между прочим, в Краснодаре встречается чаще, чем в других городах…

Куча нервов из-за ничего


40 лет за рулем и не могу объяснить, как пробка, в которой собирается несколько тысяч машин, которая часами стоит, коптит, по понятным причинам никак не может въехать из шести полос в одну, - как она может самоликвидироваться буквально спустя полчаса после того, как все в том же количестве проехали напряженный участок! - делится Владимир, много лет проработавший водителем. - Ни аварии, ни дорожников там нет, и полос больше не стало, и свернуть на прилегающие эти автомобили никуда не могли - перекрестков тоже нет…

Такая ситуация довольно наглядно встречается именно на междугородных трассах. Та же Джубгинская развязка - пример. Уже после Горского по направлению на краевую столицу можно было включать «крейсерскую» скорость и гнать себе спокойно домой. Загадка не только наша, встречается повсеместно. Умные головы американских и японских университетов ломали извилины и пришли к общей истине: самопроизвольные пробки на ровном месте - обычное явление, причина которого - человеческий фактор.

Очень простой опыт (его видеоверсия есть на популярном портале) показывает, как мы сами себя наказываем. Около двух десятков автомобилей расположили по замкнутому кругу на одинаковом расстоянии, заполнив равномерно всю окружность. Какое-то время машины едут плавно, соблюдая дистанции, но спустя минут пять одна чуть притормозила, за ней сбросить скорость пришлось еще нескольким, и в скором времени транспортные средства скопились в дугу вместо окружности. Первый «тормоз» почти сразу сдвинулся с места, за ним, через паузу, потихоньку тронулись уткнувшиеся друг другу в «хвост», остальные участники движения. Последнему в этой дуге пришлось реально постоять! Пока перед ним не появится пространство для движения вперед…

Если бы водители в этом эксперименте не подпирали стоящие впереди машины вплотную, они не лишали бы себя участка для последующего маневра. Им достаточно было сбросить скорость и продолжить движение очень медленно. Ведь самый первый, зачинщик сбоя, напомню, не стоял, а лишь притормозил. Самый простой вывод: чтобы пробка была меньшим из зол (то есть как минимум медленно ползла), достаточно ехать, слегка и равномерно нажимая на «газ», и соблюдать дистанцию.

Действенно это будет, скорее, за городом. Если не станет автохамов, считающих, что им нужнее и интервалы между авто - как раз для них. Предположим, у кого-то и впрямь жена рожает и ребенок один в горящем доме. Но не у каждого же третьего!

Начни с себя, остальные подтянутся!


Москвичи, для которых пробки - понятие обиходное, поездив по Краснодару, признаются, что знали о заторах не все. Сибиряки говорят, что мы меньше нарушаем и гораздо вежливее. Еще десять лет назад при дорожном наплыве, который сегодня случился в районе Ипподромной после закрытия Садового моста, у водителей пар из ушей шел бы, по пять ДТП за сутки с нецензурными криками и громкими сигналами гарантированы были. Сейчас - разъезжаются, даже без оскорблений… Значит, не все так плохо!

Принимаем как руководство к действию…

Ехать надо медленно, тормозить плавно, стартовать тоже, но своевременно. Для этого следите за движением автомобилей, которые на пять-шесть машин впереди вашей. Закрывают передний обзор «газели» и грузовики - ищите, где на дороге падает тень от возглавляющих колонну.

На полосе держим дистанцию, а вот на перекрестке стараемся проскочить как можно быстрее. И ни в коем случае, даже если очень хочется, не выезжаем на перекресток, если он еще занят идущим впереди ТС! Обрекаете «встречку» на простой. Этот удар уже приняли на себя городские трамваи, идущие по Коммунаров на пересечении с Северной.

Перестраиваемся, только если другая полоса нужнее (для поворота, а не для скорейшей езды)

Галантность снова в моде: попроситесь поворотниками, предупредите всех о намерениях и поблагодарите, если вас поняли. Вам не отвечают тем же? Это их проблемы. Наступит время, и таким водителям станет стыдно на дороге, они станут как пережитки прошлого.

Обочины и «виртуальная полоса» - для тех, кто не может себя дисциплинировать, слишком нервный или обидчивый. Дайте им время справиться с собой. Не уподобляйтесь им.

Вам кажется, что именно вы знаете, как правильно отрегулировать светофоры, разметить полосы, расставить знаки и построить дороги? Может, вам место в ГИБДД или департаменте транспорта? В любом случае вы вправе изложить свое мнение представителям этих служб (везде работают горячие линии и почтовые ящики) и вам обязаны ответить.

Важно!


Как только автомобиль в пробке перед вами трогается, вы не стараетесь догнать его, а начинаете движение медленно, контролируя достаточную дистанцию. И так делает каждый. Тем самым, если водитель в голове пробки задумался и притормозил, остальные не останавливаются, а всего лишь еще больше снижают скорость и пользуются отпущенной ранее дистанцией. К тому моменту, как первая машина тронется, остальные будут все еще в движении и им не придется останавливаться.

НО! Решение, озвученное мной, будет работать, только если не допускается вторая роковая ошибка российского автолюбителя - частые перестроения. Необходимо взять себя в руки и не занимать свободное пространство, оставленное для компенсации пробки в соседних рядах.

Двигайтесь в пробке размеренно вместо «догонялок».

Не перестраивайтесь попусту.

Уступайте другим авто: всего 5 метров дороги поднимут вам настроение.

Благодарите других водителей аварийкой, даже если его уступка была неочевидной.

Пешеходы, благодарите водителей кивком или рукой!

Правый поворот на красный, запрещение левых поворотов и установка стрелок налево разгрузит дороги.

Оптимизация развязок и укладки асфальта - сложный процесс, который государству нельзя оставлять без внимания.