За двумя зайцами сценарий. Новогодний сказ «Как казаки детей до ума доводили» Сценарий Новогоднего представления для старшеклассников

«За двумя зайцами» - новогодний мюзикл, снятый в году режиссёром Максимом Паперником по мотивам одноименной пьесы Михаила Старицкого. Ремейк одноименного художественного фильма года (реж. Виктор Иванов).

Сюжет

Алексей Чиж преобразовывает парикмахерскую №27 в салон красоты «Клеопатра», тратит при этом заёмные деньги директора рынка. Дабы избежать угроз мести рынок, Алексей обращает внимание на Тоню Коровяк, наследницу сети супермаркетов, которую только что выгнали с «Фабрики звёзд».

В фильме звучат песни

  1. «Дар» (муз. А. Данилко; текст А. Гарцман). Исполняет Максим Галкин
  2. «Отдыхай» (муз. Владимир Сушко, сл. Наталья Платицына). Исполняет Алла Пугачёва
  3. «Блюз» («Тебе») (муз. А. Данилко; текст А. Данилко, А. Гарцман). Исполняет Максим Галкин
  4. «Ссора» (муз. А. Данилко; текст А. Данилко, А. Гарцман). Исполняют Алла Пугачёва и Андрей Данилко
  5. «Приданое» (муз. А. Данилко; текст А. Гарцман). Исполняет Алла Пугачёва
  6. «Гулянка» (муз. А. Данилко; текст А. Гарцман). Исполняет Андрей Данилко
  7. «Хочется» (муз. и текст Олег Попков). Исполняет Алла Пугачёва
  8. «Хватит мечтать» (муз. и текст П. Кашин). Исполняет Алла Пугачёва
  9. «Новогодняя» (муз. А. Данилко, Геннадий Крупник; текст А. Гарцман). Исполняют все звезды

В ролях

  • Алла Пугачёва - Тоня Коровяк
  • Максим Галкин - Алексей Чижов (Лёша Чиж)
  • Андрей Данилко - Светлана Марковна / маньяк Антон
  • Нина Шаролапова - Людмила Коровяк, мать Тони
  • Анатолий Дяченко - Николай Коровяк, отец Тони
  • Олеся Жураковская - Люська, домработница
  • Александр Бондаренко - директор рынка
  • Ольга Сумская - Галя
  • Николай Боклан - Саня
  • Татьяна Шелига - Валя, торговка цветами
  • Тамара Яценко - Соня, торговка цветами
  • Подруги Тони:
    • Людмила Смородина
    • Наталья Кудря
  • Друзья Чижа:
    • Роман Богданов
    • Сергей Дзей
    • Юрий Якуша
  • Неонила Белецкая - работник загса / продавец свадебного салона
  • Наталья Кудрявцева - продавщица в бутике
  • Евгений Паперный - текст от автора
  • Изначально главные роли в мюзикле (Проню и Голохвастова) планировал сыграть Андрея Данилко. На роль мамы Прони планировалась Наталья Крачковская , директора рынка - Олег Школьник . От роли учителя танцев на «Фабрике звёзд» отказался Сергей Маковецкий , а отснявшегося в ней Бориса Моисеева вырезали из финального монтажа. Так же велись переговоры с Людмилой Гурченко на эпизодическую роль регистратора брака в ЗАГСе
  • Герой Максима Галкина исполняет пародию на Машу Распутину (песня «Роза чайная»); голосом Владимира Жириновского разговаривает с охраной клуба; репитируя своё признание Тоне, упоминает песню Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз»
  • Героиня Андрея Данилко напевает (упоминает) песни: «А девочка созрела», «А я и не знал, что любовь может быть жестокой», «Бывает все на свете хорошо...», «Комбат батяня», «Марш артиллеристов» («Артиллеристы. Сталин дал приказ...»), «Не делайте мне больно, господа», «Первый тайм мы уже отыграли»... Переодевшись ко дню рождения в новое платье, цитирует Людмилу Калугину из фильма «Служебный роман »
  • Бесспорно, она гениальная певица, а что касается актёрского мастерства... Сапоги должен шить сапожник, а пироги печь пирожник. Она сама рассказывала, как хотела сыграть Проню, чуть ли не на коленях вымолила эту роль. Тем не менее текст не знала, на площадку приезжала неподготовленная, чего совершенно не стеснялась. С каждым днём мы с Толиком обалдевали всё больше и больше: «Погодите, а как же наша с вами сцена?» Пугачева лишь отмахивалась: «Господи, какие проблемы? Попрыгайте взад-вперед, как неваляшки, и все дела». Нет, нельзя дилетанта подпускать к серьезной работе!
  • В 2003 году вышел саундтрек мюзикла спродюсированный Андреем Данилко
  • В 2004 году состоялась встреча трёх Пронь: Маргариты Криницыной , Тамары Яценко и Аллы Пугачёвой, каждая из которых сыграли роли Прони Прокоповны. Встреча прошла в Киеве в ресторане «За двумя зайцами» на Подоле
  • Экранная свадьба Аллы Пугачёвой и Максима Галкина в мюзикле воплотилась в реальность в декабре 2011 года

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Григорий Ховрах при участии авторского агентства «Квартал»
  • Режиссёр-постановщик: Максим Паперник
  • Оператор-постановщик: Вадим Савицкий
  • Композитор: Андрей Данилко
  • Художники-постановщики:
    • Александр Заславский
    • Анна Бондаренко
  • Звукорежиссёры:
  • Александр Елычев
  • Роман Богорош
  • Художник по костюмам:
    • Ольга Навроцкая
    • Андрей Шаров
    • Елена Юрова
  • Художник по гриму: Светлана Рымакова
  • Генеральные продюсеры:
    • Влад Ряшин
    • Александр Файфман
  • Продюсеры:
    • Алексей Гончаренко
    • Александр Бондар
    • Элла Бобленюк
    • Ольга Менская
    • Сергей Амеличев

«За двумя зайцами» . «Разрешите поздравить»

Шум скандала из-за ширмы выбегает Проня.

Проня: Тьфу, на вас. Обойдусь без вашей вчёности, шоб таки умницы-красавицы, да голову сибе забивали! Химион!!! Химка!!! Зараза, где тебя черти носят?

Химка: Туточки я, барышня. За хлебом бегала.

Проня: Догнала?

Химка: А як же. А вас опят с ученья попёрли, га?

Проня: Не гакай!

Химка: Я не гавкаю.

Проня: молчи.

Химка: молчу.

Проня6 иди.

Химка: Иду. Токмо вы уж не забудте, панночка, шо там у вон люди прышли и праздник у них. А вы эта… как бишь, Конферансья.

Проня: Шо?

Химка: Шо-шо! Тётка ваша, Секлета Лемериха казала, шоб вы праздник вылы. А ще велела пэрэдать, шо вы подлюка.

Проня: Шо?

Химка: Да шо вы шокаете? У вас русский язык первый.

Проня: Ты шо, дурноголовая, ко мне сейчас пан Голохвастов явится предложение делать.

Химка: А какое предложение, сложносочинённое или сложноподчинённое?

Проня: Сгинь, дурында, нешто я изячно выразиться не смогу. (Пробует) Нет! Лучше напишу. Письменно у меня завсегда лучше получалось.

Химка: Знамо дело. У вас даже дедушка, Прокоп Фомич, 5 раз завещание переписывал.

Проня: А нечего было на учителке русского языка жениться. (Пишет) Так, сегодня праздник, учителя одыхают.

Химка: Ошибка там.

Проня: Где?

Химка: Да в глаголе.

Проня: Тут нет глагола.

Химка: Как же ш?

Проня: Так же ш! Глагол отвечает на вопрос «Что делать?». А учителя ничего не делают. Они ОДЫХАЮТ. Итак, учителя русского одыхают, а исполнители русского работают,… смотрим.

БАРЫНЯ.

Химка: Там под забором паныч стоит вже давно, говорит, что к вам, а на него собаки так и брэшут, так и брэшут.

Проня: Так это ж Свирид Петрович Голохвастов. Как принять? Сидя… стоя… лёжа. Шо стоишь, дурра, проси.

Химка: Барыня ляглы и просют.

Голохвастов: Мой нижайший поклон тому, кто в этом дому, а наперёд всего вам, Проня прокоповна. Горю, пылаю от счастья, шо вижу вас на собственной канапе. Сердце моё от чувств так и шкворчит.

Проня: Ах, Сверид Петрович, сердце слева.

Голохвастов: Ах, Проня Прокоповна, вы така учёна, шо сдаётся мне мы с одного класса.

Проня: Одиннадцатого.

Голохвастов: Нет. Млекопитающих.

Проня: Ох, Свирид Петрович, от ваших слов мне как-то конфузливо. Потрудитесь объявить номер для биологии.

Голохвастов: Любезная Проня Прокоповна, труд сделал из обезьяны человека, а из лошади – транспорт. Тут уж как повезёт. Потрудитесь сами.

Проня6 А я, Сверид Петрович, всегда мечтала стать гусеницей. Представляете: ешь-ешь-ешь. Потом закутываешься, спишь-спишь-спишь….. Просыпаешься – красавица!

Голохвастов: Красавица моя, поползли.

СТИХИ О ЖИВОТНЫХ.

Химка: Проня Прокоповна, шампанское подавать? Уж я его грела, грела… шо мне с ним делать.

Голохвастов: Как говорил мой учитель химии, если вы не знаете, что делаете, делайте это осторожнее. Да. Химия это вам не абы - кабы, а я бы даже сказал кабы- абы! Вот если вы не вчёный, так вы скажете, что человек – он и есть человек. Тогда как вчёный знает, что человек на 70% состоит из воды. А огурец на 90% состоит из воды. Так шо несложно подсчитать, что человек на 50% - огурец!

Химка: Да как панычю не знать химию, он же ш цирульник.

Проня: Фи, Химка, пиликмахэр! Он мне давеча делал химию.

Химка: Шо, букли закручивал?

Проня: Нет, задачки решал. Пошли ужо.

Химка: Кудой?

Проня: Тудой. Букли раскручивать.

ВОСТОЧНЫЙ

Проня: Ох, Сверид Петрович, сколько у нас ещё номеров?

Голохвастов: Не могу знать, Проня Прокоповна, у меня математика хромает.

Проня: А у меня так вообще не ходит. Парализована на веки вечные.

Голохвастов: Да просто назовите самое красивое число.

Проня: 486000

Голохвастов: почему?

Проня: Потому, что 90*60*90 =486000

Голохвастов: Ах. Проня Прокоповна не ходите в математики. Они столько тетрадей проверяют, у них столько дополнительных обязанностей, шо дома у них шкварчят прямо шекспировские страсти. Смотрим.

ОТЕЛЛО 10 кл.

Секлета: Эх, ну здравствуй, племянница!

Проня: О! Принесла нелёгкая. Шо вы тут расселися, как у себя на базаре? У меня тут торжественное мероприятие. Шо там у вас?

Секлета: Так яблочки же ш! Я яблочки продаю, с того и живу. Хошь яблочку. Дурында, они у меня знатные, хряснут в лоб и сразу ты вчёна-привчёна, как этот, как его… Ньютон.

Голохвастов: Всякому невчёному мужечью, может, не известно, что закон всемирного притяжения до Ньютона много раз открывали. Только до этого людям на голову предметы потежельше падали.

Секлета: Во, паныч! А пошли кА до меня, раз такой вчёный. Моей Галке надо розетку под компьютер воткнуть.

Голохвастов: А пойдёмте. Ох, Секлета Филиповна, меня так и тянет к вашей Гале

Проня: Шо?

Голохвастов: Ну, типа, пообщятся с положительным человеком.

Секлета: Да уж, моя Галка така положительна. Така положительна…

Голохвастов: Ну, так я и говорю.

Секлета: А ежели тебя, паныч, к положительным тянет, стало быть, ты – отрицательный. Иди номер объявляй, вундеркинд.

СЦЕНКА « ОПЯТЬ ПЯТЁРКА»

Голохвастов: Проня Прокоповна, знаете ли вы что-нибудь о Панамском канале?

Проня: Нет. У нас телевизор такого канала не ловит.

Голохвастов: Жаль, а то я хотел пригласить вас в Латинскую Америку.

Проня: А где эта страна находится?

Голохвастов (поёт): Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек. Я другой такой страны не знаю….. Потому что 2 у меня по географии. А у нас латино-аргентино-бразильский сериал «Просто Мария»

Проня: Про любовь?

Голохвастов: Ну, разумеетеся.

Проня: Я страсть как люблю про любовь.

ПРОСТО МАРИЯ

Химка: всё, не могу больше! Химка туда, Химка сюда. Это ж крепостное право какое-то.

Секлета: Химка, да плюнь ты. Крепостное право в 861 году отменили.

Химка: Да вы шо!? (достаёт учебник) Где ж тот параграф? Э-э, а кто тут страницу выдрал?! Проня Прокоповна!!! Ну, подлюка, держись… Панычка!

Секлета: Панычка помэрла. А кто старое помянет. Тот историк! А для историков танцуют крепостные девки боярыни Толмачёвой из имения «Жемчужина»

Новогодний сказ «Как казаки детей до ума доводили»

Сценарий Новогоднего представления для старшеклассников по мотивам фильмов «За двумя зайцами» 1961, 2003г.г., в год Кино,

Действующие лица и исполнители:

Семья Бутько:

Старый казак Михей: Миляев Дима.

Аксинья, жена Михея: Давыдова Лена

Григорий, парикмахер, он же Стилист, их сын: Нефедов Данил

Семья Ковалей:

Старый казак Ерема : Феофанов Андрей

Наталья, его жена : Черкасова Катя

Глаша , принудительная выпускница «Фабрики звезд», их дочь: Федчун Катя

Агнесса Петровна, директор «Фабрики звезд»: Сербу Даша

Новогодняя Знахарка, Анна Петровна, сестра Агнессы Петровны : Слесарева Аня.

Музыкальная заставка: Пролог из мюзикла «За двумя зайцами». Музыка заканчивается словами «Ученые давно доказали, что история человечества развивается по спирали. Все в жизни повторяется. Вот и наша сегодняшняя история уже когда-то происходила».

Сцена 1.

Михей и Аксинья Бутько.

Аксинья бегает с веником, вытирает со стола, стряхивает пыль со скатерти. Достает чугунок полотенцем. На чугунке надпись «Мультиварка».

Быстрым шагом входит Михей. Он полковник, всегда в папахе , привык командовать, когда надо, и не надо. Аксинья, увидев мужа, все бросает, встает с веником, как с ружьем наперевес.

Михей: Равняйсь, смирно! Доложить обстановку! Огород?!

Аксинья: Убран, ты что, полковник, зима на дворе!

Михей: Разговорчики в строю! Два наряда вне очереди: первое, второе и компот!

Аксинья: Так точно!

Михей: Скотина?

Аксинья: Накормленая! Нет, тебя дожидаться буду!

Михей: Разговорчики в строю! Два наряда вне очереди!

Аксинья: Да поняла я: первое, второе и компот!

Михей: Так точно! А я?

Аксинья: А ты - полковник – Михей Кузьмич Бутько, заслуженный казак, а я жена твоя Аксинья!

Михей: Да это понятно!

Аксинья: А что тогда?

Михей: А я накормлен?

Аксинья: Тьфу – ты, совсем меня своими командами с ума свел. Сейчас обедать будем.

Пока накрывает на стол Михей её расспрашивает.

Михей: А что сын-то наш, прохвост этакий, до хаты-то, домой не собирается? Пусть только появиться, я ему быстро руки – то повыдергиваю. (с издевкой) Паликмахер.

Аксинья: Не паликмахер, а Стилист!

Михей: Позвони ему, что ли. Новый год как – никак. Может надумает…

Аксинья: (звонит сыну) Алле, сынок? Гришенька! Как не Гришенька, а кто? Гога!!! Свят, свят! А где Гришенька? А это ты, сынок! Здравствуй, сынок! А мы вот позвонить тебе решили, узнать, не приедешь ли ты в гости на Новый год? Батька весь извелся, как там у тебя твои рученьки, не болят ли на твоей работе, обещал показать тебя специалисту- травматологу. Приедешь?! Вот радость – то, ну, ладно не буду тебе мешать. Пока! Отец, сынок Гриша на побывку домой приедет!

Михей: Хорошо, а где моя нагайка?

Аксинья: На стене висит, да на что она тебе сейчас?

Михей :(находит нагайку, взмахивает) К приезду Стилиста готовлюсь!

Аксинья: Ой, батюшки, спугнешь, домой ездить перестанет, пошли лучше обедать!

(Уходят обедать)

Сцена 2.

Еремей и Наталья Ковали.

(музыка «О, рада, рада»)

Наталья сидит на стуле и читает газету, по ходу делает замечания мужу Еремею. Еремей бегает суетиться, собирает сумки для отправки дочери на «Фабрику звезд»

Наталья: Ну, ты посмотри, как Клинтон обнаглела - не пошла танцевать с Трампом на Рождество. Ну, нисколько мужиков не уважает… Ерема! Ты колготки теплые дочке положил?

Ерема: (выбегает в фартуке, запыхавшийся) Положил. И кофточку ту, розовую, и носочки – вчера довязал.

Наталья: А варенье положил?

Ерема: Да, да. Её любимое вишневое, без косточек. С правой полки, восьмого ряда, двадцать шестая банка с краю.

Наталья: Дочка у нас не хухры-мухры учится, а на «Фабрике звезд» звездится.

Ерема: Ага, столько денег отвалили, чтобы её туда устроить. Хоть бы толк был!

Наталья: Ну, не болтай под руку! А то еще сглазишь… (мечтает) Выучится она на певицу, поедет по гастролям, заработает кучу денег, купит нам путевку в Египет или в Турцию. И поедем мы с тобой (пауза, со злостью) и, наконец-то, узнаем, что они там все поднаряд едят по турпутевке «все включено».

Ерема: Наташенька, не сердись, сейчас обедать будем. У меня все готово! Пойдем!

(Уходят обедать)

Сцена 3.

Приезд Стилиста.

(музыка «А у меня есть дар»)

Одет по последней моде: Брюки, на брюки надето что-то наподобие юбки с запахом почти до колена, сверху очень яркая рубашка с ярким контрастным платком на шее, на голове кепка задом наперед.

Гога – Гриша: Ну, вот я и дома. Какое убожество! А запах – то, запах! Нет, нет, я долго не выдержу. Так пару деньков и бегом отсюда. Пап а , я надеюсь, деньжонок подкинет. Да… придется потерпеть эту деревенскую жизнь, а то я на мели совсем!

(Выбегает Аксинья)

Аксинья: Гриша, сынок, приехал!

Гога – Гриша: Да, Гога – Стилист, прибыл собственной персоной!

Михей: Где этот прохвост – Паликмахер?!

Гога – Гриша: Пардон, пап а, Стилист!

Михей: Ну, здравствуй…елкин хвост… А поворотись-ка, сынку – Стилист, дай-ка на твою юбку поглядеть.

Гога – Гриша: (обращается к матери)Но, мам а!

Аксинья: А и правда, Михей, ну, что ты в самом деле к ребенку пристал. Дите с дороги…

Голодное…

Гога – Гриша: Да я в МакДональде закусил…

Михей: Беляш в него уже не лезет, ему этого мужика американского подавай!

Гога – Гриша: Но, пап а!

Михей: Цыц, я сказал! Я тебя куда отправлял учиться?

Гога – Гриша: В сельхоз университет, на ветеринара!

Михей: А ты?

Гога – Гриша: А я завалил сессию и поступил на курсы Стилистов собачих причесок!

Михей: Что? Да ты еще и не человек? Ну, держите меня семеро!!! (пытается достать нагайку).

Гога – Гриша: Мам а ! Чего это он?

Аксинья: Михей, вот горячий ты у меня! Да проверь ты его. Может, ничего страшного здесь нет.

Михей: Да как же нет: он батьку с матерью по – нормальному назвать не может. Пап а – мам а. Юбку бабью нацепил!

Аксинья: И все же проверь! (приносит стул, усаживает Михея) Ну, вот, сынок, батька готов. Справь ему прическу на Новый год! А я до кумы схожу! (уходит)

Гога – Гриша:( снимает папаху с головы Михея и видит, что он совершенно лысый)

Музыка «А у меня, а у меня есть редкий дар». Под эту музыку Гога – Стилист барабанит пальцами по голове отца, раздумывая, что ему сделать с нею. Он оттопыривает отцу уши, прижимает их. Вдруг, что-то вспомнив, бьет себя по голове. Открывает свою сумку и начинает примеривать отцу парики один за другим, примерив, снова бросает их в сумку. Отец закипает от ярости и нагайкой угоняет сына со сцены.

Сцена 4.

Возвращение Глаши из «Фабрики звезд»

Музыкальная тема Ковалей «О, рада, рада»

Наталья: Ерема, ну, все собрал дочке?

Ерема: Да, да, сейчас поедем.

Наталья: Утюг выключил?

Ерема: Выключил, выключил, еще вчера.

Наталья: А свет, воду, газ?

Ерема: Все выключил, перекрыл, открутил, отвернул, отпаял, отпорол и снова пришил.

Наталья: К чему пришил?

Ерема: Да уже не важно, поехали.

Наталья: Поехали, дом закрой. (гавкают собаки) Что-то собаки-то разгавкались. Идет, что ли кто? Ой, да это же Агнесса Петровна, директор «Фабрики звезд». Ох, что-то тут не то!!!

Агнесса Петровна: Здравствуйте, Еремей Афанасьевич и Наталья Прокоповна!

Ерема: Будьте и вы здоровы, Агнесса Петровна! Что – то с Глашей?

Наталья: Опять пыталась поджечь «Фабрику звезд», разнесла трамвайные пути, ущипнула мэра Москвы?

Агнесса Петровна: Ну, что вы, это все в прошлом. Сейчас у нее другие занятия. Сначала она решила стать готом, потому что, видите ли, черный цвет её стройнит. И все будущие артисты – фабриканты тоже облачились в черное. Потом она увлеклась йогой и все студенты встали на голову.

Ерема: Веселая девочка, так чего же вы боитесь?

Агнесса Петровна: Уважаемые родители, заберите Глафиру из «Фабрики». Иначе мы все сойдем с ума!

Наталья: Да что случилось-то?

Агнесса Петровна: Сейчас увидите сами!!!

(звучит музыка «Мой номер 245», заходит Глаша – Гопница в фуфайке с номером 245)

Глаша: Добрый вечерочек! Давай пайку хозяин!

Еремей: Это что за маскарад?

Глаша: Это у вас маскарад, гражданин начальник, а у меня суровые будни на кичмане.

Наталья: Слышь, подруга это твой ответ домашнему режиму?

Глаша: Режим, насколько я помню приговор, домашний арест.

Агнесса Петровна: Глашенька, по-моему, не очень удачная шутка.

Глаша: Не кроши батон, начальник, не до шуточек мне сейчас.

Наталья: Быстро переоделась и вышла нормальным ребенком.

Глаша: Выходят, мамулечка, по амнистии, а мне до нее еще о-о-о как далеко.

Еремей: Слушай, подруга, хорош базарить – то. Ласты тебе по - делу спеленали.

Глаша: Знатно звонишь, дядя. Только босятского куража в твоей погремухе много. А правды мало. Пришили мне нахалку, понятно. По глазам вижу, что не понятно и хавушки мне сегодня не видать. Да? Ладно, пойду. Че тут с вами порожняк толкать. Всем приятного аппетита!

(залетает Аксинья)

Аксинья: (кричит) Кума, выручай! Где Глаша? (увидела Глашу, теряет дар речи) ААапппп…! (Глаша уходит)

Сцена 5.

Совещание.

Аксинья: Наталья, я услышала, что Глаша приезжает, думала, она у тебя с фабрики, девочка самостоятельная, рабочая. Может на моего Стилиста бы положительно повлияла, а тут вон оно что…

Наталья: ( на грани истерики ) Что-то надо делать, что-то надо делать..

Еремей: А ну, тихо все. Казак говорить будет. Агнесса Петровна, я слышал, вы родственница нашей Новогодней знахарки Анны Петровны?

Агнесса Петровна: Да, она сестра моя.

Наталья: А почему Новогодняя знахарка?

Агнесса Петровна: Да в обычной жизни она – народный следователь.

Аксинья: Это как?

Агнесса Петровна: Она всегда все про всех знает. Но под Новый год у неё открывается третий глаз и она может лечить людей нетрадиционными методами.

Еремей: Ну, бабьи сплетни мне ни к чему, пойду-ка я к Михею на совет. Определю степень тяжести Стилиста.(Уходит)

Аксинья: Ох, тяжелый мой сынок. А правда, как мы будем детей доставлять к Знахарке?

Наталья: Ну, своей-то я предложу прогуляться по этническим местам, скажу, что Анна Петровна – прямой потомок Бабы Яги по мужской линии.

Аксинья: А я сбегаю за фотографией Гриши, может по ней тоже можно лечить.

Агнесса Петровна: Встречаемся у сестры.

Сцена 6.

Песнятерапия.

(звучит музыка Леди Гага)

Новогодняя Знахарка, она же Анна Петровна: (листает карточки-картотеку в ящичке) Судя по моей картотеке, сегодня к соседям Бутько и Ковалям должны приехать их дети: Гриша и Глаша. (Берет бинокль, смотрит). Точно, приехали. Так какое число у нас с утра. Смотрит на календарь. Ого, пора третий глаз открывать. (прилепляет третий глаз себе на лоб) Ну, могу я, в конце-то концов, иметь маленькую женскую слабость. Тем более, что скоро придут ко мне клиенты. (Смотрит в бинокль). А, нет, на сегодня клиенты отменяются. Моя сестрица опять кого-то из своих студентов привезла. Что за молодежь пошла, чудят по-черному, а Анна Петровна выручай! Так никакого здоровья не хватит!

(стук в дверь)

Агнесса Петровна: Сестра, ты дома?! Добрый вечер!

Новогодняя Знахарка: Здравствуй, сестрица! Заходи-заходи! Вижу не зря ты своих студентов оставила и сюда приехала, серьезное у тебя дело. Стилиста и Гопницу выручаешь?

Агнесса Петровна: Да жалко их, ребята хорошие, талантливые, только запутались. И родители переживают. Слышишь?

Аксинья: Быстрее давай!

Наталья: Да бегу я бегу!

(забегают)

Аксинья и Наталья (хором, запыхавшись): Здрасьте!

Анна Петровна: И вам не хворать! Знаю я про вашу беду. Что дети от рук отбились, ни семью не помнят, ни традиции не чтут. Тут может помочь только песня терапия!

Аксинья: ( робко) А это не больно?

Наталья: Безопасно?

Анна Петровна: Ну, что бы не сопротивлялись, я их введу в транс.

Аксинья: Моего в транс нельзя, он у меня на фотографии. (показывает фото)

Анна Петровна: Ничего, тем лучше, дома поспит спокойно, пока идет сеанс. А потом сами увидите, что будет. А где Глафира-то?

(музыка Глаши «Мой номер 245»)входит Глаша.

Глаша: Добрый вечерок! Ну и кто тут у нас прямой потомок Бабы Яги по мужской линии?

Анна Петровна: (тайно показывает кулак сестре, та пожимает плечами) Ну, судя по всему – я.

Глаша: И глаз во лбу горит. (обращается к матери) Мамуля, ну ты меня и развела. Все я пошла.

Анна Петровна: Постой, кепочку тебе только поправлю! (легонько стукает Глашу в лоб, Глаша засыпает) В нашем распоряжении минут пять! Врубай патефон!

Музыкальный номер «Попурри народных песен»

« Ой, полна, полна моя коробушка,

Есть и ситец, и парча,

Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча!

Ой, мороз-мороз, не морозь меня,

Не морозь меня, моего коня.

Не морозь меня, моего коня.

Ой то не вечер то не вечер

ой мне малым мало спалось

мне малым мало спалось

ой да во сне превиделось

мне малым мало спалось

ой да во сне превиделось

Ты казала в понидилок

Пийдэм разом на барвынок

Я прыйшов - тэбэ нэма,

Пидманула, пидвэла

Ты ж мэнэ пидманула,

Ты ж мэнэ пидвэла

Ты ж мэнэ молодого

З ума розуму звила

Ты казала у вивторок

Поцилуэшь разив сорок

Я прыйшов-тэбэ нэма,

Пидманула,пидвэла

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой

Вдоль по улице метелица метет,

За метелицей мой миленький идет...

Красота твоя с ума меня свела,

Сокрушила добра молодца меня!..

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость на тебя!

Ой, цветёт калина в поле у ручья

Парня молодого полюбила я

Парня полюбила на свою беду

Не могу открыться - слов я не найду

Он живёт не знает ничего о том

Что одна дивчина думает о нём.

Глаша (просыпается) : Мама, где я?

Наталья: Да дома ты, в деревне, в гости приехала на праздники.

Глаша: Ой, что это на мне?

Наталья: Да костюм карнавальный!

Глаша: Да не хочу я такой костюм!

Наталья: А и правильно, пошли домой – переоденешься!

Аксинья: Так, вы идите переодевайтесь, а я до дому! И вы, уважаемые сестры, приходите к нам в гости. Надо же нам посмотреть, чем все закончится!

Сцена 7.

Заключительная.

Михей: Еремей, ты видел, Стилист-то наш ни с того ни с сего, упал прямо на пол. Пять минут полежал, будто спит, а потом вскочил. Оглядел себя, сдернул юбку и унесся куда-то.

Еремей: Да вот он!

Гриша: Здрасьте, дядя Еремей, батя, а где мама? Скоро Новый год, а её нигде нет!

(шум, гам, заходит вся компания женщин)

Аксинья: А вот и мы ! (подзывает мужа) Новогодняя Знахарка, Анна Петровна, сказала, чтобы ускорить выздоровление сына, надо исполнить его заветное желание!

Михей: А это того.. ни..этого..?

Анна Петровна: Ничего не бойтесь! Все будет хорошо!

Михей: А скажи мне, сынок, а есть у тебя заветное желание!

Гриша: Есть, батя! Хочу песню знать, какую мне дедушка в детстве пел и ты с дядей Еремеем её часто поешь. Может, научите?

Михей: Да с радостью сынок!

Музыкальный номер «Казачья молитва + лезгинка»


Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.

А еще просил казак Правды для народа.
Будет Правда на земле - будет и Свобода.
За друзей казак молил - чтоб их на чужбине
Стороною обошли алчность и гордыня.

Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.

Чтобы жены дождались, и отцы, и дети
Тех, кто ищет Правду-Мать да по белу свету.
Для людей просил казак да благословенья,
Чтобы были хлеб да соль во мирных селеньях.

Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.

Чтобы крови не лилось у отчего порога,
Чтобы кривде не жилось - он молился Богу.
Так молился тот казак за землю родную,
Что б ни горе, ни слеза ее не коснулись.

На горе стоял казак - он Богу молился.
За свободу, за народ низко поклонился.

Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.

Все: Всё! С Новым годом!

Артисты:

Голохвастов
Проня
Химка
Маменька
Папенька

Ведущая: К нам с города Киева приехали поздравить юбиляра знатные гости. Это люди не какие-нибудь из простого роду, а очень знаменитые. Но как же юбиляр их примет? Сидя... Нет... Стоя... Нет... О! Лежа!! Так, юбилярша, примите позу! Химеон, проси.

Xимка. Чего просить?

Ведущая. Зови паныча!

Xимка. Так бы и говорили! Заходьте вже, барышня легли и просять.

Играет музыка из фильма

Голохвастов (короткий пиджак, узкие брюки, цилиндр с розой, усики, гвоздика в петлице):
Мой нижайший поклон тому, кто в сем дому, а вперед всего вам. Людмила Николаевна! Горю, пылаю от счастья и такого всякого, милая мамзеля, что вижу вас на собственном юбилее... Честь имею рикамендовать себя: Свирид Петрович Голохвастов собственной персоной. Позвольте к ручке? (Целует.)

Заходит Проня Проконовна. (Длинная юбка, ткань для боков, пояс, блузка с круглым вырезом и грудью, шляпка, зонтик) Спотыкается о порог. Медленно вползает боком.

Проня: От это калбуки понадевали, пройти невозможно.

Голохвастов: Ну шо ты, Проня Прокоповна, там куёвдышся?!! Нужно держать фасон. Мы ж не как-нибудь что, а шо либо где! Мы ж на юбилей пришли.

Проня: Да там калидор пока пройдешь - страх!! Разве можно в этом дурдоме соответствовать моменту? Я буду первая поздравлять. Я училась в пансионе аж три месяца. Юбилей - это праздник культурного человека. Ведь натурально, первое дело ум и обхождение: деликатные хранцюзкие манеры, чтоб вышел шик! А какой у Вас необнаковенной красоты костюм! Хвасонистой моды и загрянишного материала, да и шил, наверное, первый магазин.

Голохвастов: Вот вы думаете, что платье - лишь бы что, а платье - первое дело, потому что по платью всякого встречают. От возьмем, примером, юпку: трубою стоит как вылита, чисто аглипький хвасон! А чего-нибудь не додай, и уже хвизиномии не имеет! Или вот блузка, - сдается-кажется, пустяк, а хитрая штука: только чуть не угадай, и мода не та, уже и симпатии нету. Я уж не говорю про пиньжак, потому что пиньжак - это первая хворма: как только хвормы нету, так и никоторого шику! А от даже прическа, на что уже прическа, а как она, значит, при голове, так на тебе и парад!

Проня: Теперь, следственно, Вас везде и всюду первым хвасоном принимают, а почему?
Потому, что умеете, как соблюсти свой тип, по-благороднему говорить понимаете!
А ню это мы горилку пьем? Хочу за юбилей выпить шампанского. Маменька! Папенька!

Паненька с маменькой (папа вышитая рубашка и галстук, мама в чепчике наоборот)

Проня: , с пузыриками! Папенька, с бульбочками!

Папенька: Так оно ж дорогое?

Проня: Жалеете, папенька? Для такого большого юбилея жалеете?

Папенька: Химка! Беги до конкурентов.

Химка: Га?

Все: Не гавкай!!!

Химка: Я не гавкаю, я гакаю. Чего изволите?

Проня: До конкурентов бежи, слышишь, душа просит!

Маменька: Наша дочка в пансионе училась, они лучше всех знают. У нее муж энтот - паликмахтер.

Проня: Мама, не паликмахтер, а стилист. У него салон в Киеве, в Париже - два, ну и в ____________ (название вашего города) - тоже... три.

Маменька: Да-да, такая голова светлая, хорошая...

Папенька: Только дурню досталась...А пока може горилочки за здоровье именинницы.
Коли бутылка и чарка на столе, так и ладно! (Тост про мужа, семью, детей) На этом слове будьте здоровы! (Пьет.) Ой славная горилочка. И нашо ге шампанське?
(Пьёт)

Голохвастов: А барышни все про Любовь-любовь.... Главное в человеке шо? А главное хворма, вченость. Я пришел поздравить именинницу, потому как она человек.... Натурально, в каждом обхождении главная хворма - ученость. Потому ежели человек вченый, так ему уже свет переворачивается вверх ногами, пардон, вверх дыбом. И тогда когда, ему, которому невченому, будет белое, так уже ему, вченому, будет как ну...