Забастовка на строительстве плотины гувера. Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера (дамба Гувера, дамба Боулдер) - одна из самых больших и, наверное, самая известная плотина в США. Она построена на границе штатов Невада и Аризона в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо . Плотина Гувера является не только крупной гидроэлектростанцией, но и главной составляющей системы мелиорации и защиты от наводнений на юго-западе США.

Плотина Гувера, расположенная в сорока километрах от Лас-Вегаса входит в "обязательный для посещения" список отдыхающих в "Мировой столице развлечений" туристов (так же как и знаменитый Гранд-Каньон) и представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей США .


Уже в начале XX века возникла идея о строительстве на реке Колорадо комплекса гидротехнических сооружений. Необходимость такого решения была обусловлена своенравным "характером" реки (так, в 1905 году после ливневых дождей Колорадо изменила свое русло, образовав в Калифорнии озеро Солтон-Си), а также стремлением использовать ее воды для орошения полей и развития сельского хозяйства в засушливых регионах юго-запада США. С развитием электроэнергетики очень заманчивым стал и высокий гидроэнергетический потенциал Колорадо.

В 1922 году Бюро мелиорации (подразделение министерства внутренних дел, занимающееся водными ресурсами страны) представило Правительству США доклад, в котором рекомендовалось соорудить плотину на реке Колорадо в районе каньона Боулдер (отсюда и первое название проекта - дамба Боулдер). Последующие геологические изыскания показали, что более подходящим местом для постройки новой плотины является Черный каньон.


В то время существовали серьезные политические препятствия началу строительства плотины. Юриспруденция США знает немало судебных тяжб между по вопросам использования воды из протекающих по территории нескольких штатов рек. До начала работ необходимо было достичь компромисса, позволяющего исключить в будущем возможные иски со стороны того или иного заинтересованного штата. Именно с этой целью в 1922 году была сформирована комиссия, в которую вошли представители семи штатов США , по землям которых протекает река Колорадо и ее притоки (Вайоминг , Колорадо , Юта , Нью-Мексико , Невада , Аризона и Калифорния). В работе этой комиссии участвовал также Герберт Гувер, бывший тогда министром торговли в правительстве Уоррена Гардинга, а впоследствии сам ставший Президентом США . Результатом работы комиссии стало подписание соглашения о порядке использования водных ресурсов Колорадо.

Следующим препятствием для строительства плотины стал вопрос о финансировании грандиозного проекта. Конгрессмены и сенаторы от Калифорнии, наиболее заинтересованные в осуществлении проекта, не раз поднимали этот вопрос в Конгрессе США , но лишь после разрушительного наводнения на Миссисипи в 1927 году и гибели сотен людей в результате разрушения плотины Святого Франциска в Лос-Анджелесе соответствующее решение было принято.


21 декабря 1928 года Президент США Калвин Кулидж подписал закон, разрешающий строительство "Проекта каньона Боулдер" и предусматривающий его финансирование. Кроме "главной" плотины, ставшей известной как "дамба Гувера", проектом предусматривалось строительство ниже по течению Колорадо еще одной плотины - Империал (Imperial Dam ), а также "Всеамериканского канала" (All-American Canal ), призванных обеспечить водой чрезвычайно плодородные, но засушливые земли Южной Калифорнии .

Проект будущей плотины Гувера разрабатывался инженерами Бюро мелиорации США под руководством знаменитого "конструктора плотин" Джона Сэвиджа, участвовавшего позднее в создании плотины Шаста на реке Сакраменто в Северной Калифорнии , крупнейшей в США плотины Гранд-Кули в штате Вашингтон , а также предложивший проект построенной уже в XXI веке самой большой в мире ГЭС "Три ущелья" в Китае.

Было принято решение о строительстве так называемой "арочно-гравитационной" бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составить около двухсот метров, а на вершине - всего лишь четырнадцать, причем по плотине предусматривалось автомобильное движение.



Плотина Гувера. Строители и строительство


Фрэнк Кроу

В июле 1930 года Герберт Гувер, уже будучи Президентом США, выделил из бюджета страны первую часть денег, необходимых для постройки плотины. В январе 1931 года был объявлен тендер на строительство плотины. Любой желающий мог получить документацию всего лишь за пять долларов, но каждое предложение от потенциального подрядчика должно было быть подтверждено залогом в 2 000 000 долларов США, победитель торгов обязан был представить денежную гарантию в пять миллионов долларов. Одним из обязательных условийц были жесткие сроки строительства - семь лет. В случае, если подрядчик не укладывался в отведенное на строительство время, контрактом предусматривались крупные штрафные санкции.

Торги выграл консорциум Six Companies ("Шесть компаний"), объединивший строительные компании из штатов Юта , Айдахо , Орегон и Калифорния . Руководителем строительства был назначен Фрэнк Кроу, опытный инженер, имевший большой опыт в сооружении плотин. На его счету было несколько важных изобретений, позволявших значительно ускорить строительство таких огромных бетонных конструкций, какими были плотины.


Плотина Гувера строилась в годы Великой депрессии, а район Черного каньона был очень далек от больших городов. Лас-Вегас был тогда всего лишь небольшим городком в пустыне, все значение которого определялось проходящей через него железной дорогой. Но именно Лас-Вегас стал перевалочным пунктом для тысяч безработных со всей Америки, устремившихся на строительство новой плотины. Уже в 1930 году было начато строительство железной дороги, связавшей Лас-Вегас со "строительной площадкой" будущей дамбы Гувера.

Проектом предусматривалось еще до начала возведения плотины построить город для ее строителей - Боулдер-Сити. Но с целью как можно быстрее занять работой большее количество людей Президент США Герберт Гувер распорядился начать работы уже весной 1931 года, на полгода раньше, чем планировалось. Город для строителей еще не был готов и люди были вынуждены жить во временных лагерях, очень плохо приспособленных для жаркого климата Невады . Тяжелые и очень опасные условия труда в сочетании с отсутствием нормального жилья и все это в условиях ужасной жары (а тем летом в Неваде температура часто превышала 45°С) - забастовки были неизбежны. В августе 1931 года рабочие предъявили администрации стройки ряд требований. Фрэнк Кроу, известный своим очень жестким характером, ответил приказом об увольнении практически всех работников и распорядился набрать на строительство новых. Лишь в конце 1931 года, когда строители начали заселять новые дома в Боулдер-Сити, условия их жизни стали улучшаться.



Сооружение плотины Гувера было очень сложной инженерной задачей. Сначала необходимо было укрепить стены каньона, обнажив скальные породы, на которые впоследствии должна опереться бетонная арка плотины, и одновременно обезопасив работающих внизу от падения камней (главной причины несчастных случаев на строительстве плотины). Эти работы выполнялись скалолазами с помощью отбойных молотков и динамита.

Для того, чтобы осушить место будущей строительной площадки, необходимо было отвести воды реки Колорадо. Были сооружены две временные, так называемые "кесонные" плотины, расположенные выше и ниже места строительства дамбы. В скалах каньона пробурили четыре огромных тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. Диаметр тоннелей составлял около семнадцати метров, а после облицовки бетоном - около пятнадцати метров, суммарная длина тоннелей плотины Гувера - около пяти километров. Строительство тоннелей было начато в мае 1931 года, а уже в ноябре 1932 года в "аризонские" тоннели направили реку ("невадские" бsли запаснsми, на случай паводков). После окончания строительства плотины тоннели частично заглушили, а частично использовали для сброса воды.



В июне 1933 года, на полтора года раньше, чем планировалось, на строительстве плотины Гувера начались бетонные работы. Для изготовления огромного количества бетона в Неваде вблизи строительной площадки были построены два завода. Доставка бетона осуществлялась в специальных емкостях объемом более шести кубометров, каждая из них в заполненном состоянии весила около восемнадцати тонн. Эти огромные бадьи везли к каньону на специальных вагонах, а затем транспортировали к месту выгрузки с помощью канатов.

При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.



Всего для создания плотины Гувера было использовано более 2 480 000 кубометров бетона. Еще 850 000 кубометров пошло на строительство электростанции и других сооруженний комплекса плотины. На момент постройки это было самое большое сооружение в мире, созданное человеком.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-Йорка Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе. Интересно, что на каждой из двух башен плотины Гувера установлены часы, одни из которых показывают время Горного часового пояса США , по которому живет штат Аризона , а другие - Тихоокеанского часового пояса, к которому относится штат Невада .



Плотина Гувера. Вода и электричество


Строительство плотины Гувера было завершено раньше, чем предусматривалось планами. 30 сентября 1935 года Президент США Франклин Рузвельт провел торжественную церемонию открытия плотины (хотя строительство электростанции и некоторые другие работы были завершены лишь весной 1936 года).

Учитывая, что Герберт Гувер был соперником Рузвельта на выборах, неудивительно, что во время нахождения последнего на посту Президента новая плотина была известна как "плотина Боулдер". Лишь в 1947 году плотине вернули ее название, утвержденное Конгрессом США еще до начала строительства.

По официальной статистике на строительстве плотины погибли сто двенадцать человек. Считается, что еще сорок два работника погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей.



Постройка гигантской плотины на реке Колорадо позволилf, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечить орошение полей Южной Калифорнии и устранить угрорзу разрушительных наводнений. Электроэнергия, получаемая на плотине Гувера дала мощный импульс развитию юго-запада США, в том числе и знаменитому Лас-Вегасу . В восьмидесятых - девяностых годах XX века была проведена реконструкция электростанции, та что она и в наши дни остается одной из мощнейших в США. Около четверти производимой энергии потребляет Невада , примерно пятую часть - Аризона , а остальную - Калифорния .

Такой необычный объект, как плотина Гувера, не мог не привлечь к себе внимание туристов. Практически сразу же после окончания строительства, в 1937 году, комплекс плотины был открыт для посещения туристическими группами. С ростом популярности расположенного неподалеку Лас-Вегаса количество посетителей увеличивалось. В 1996 впервые за год плотину Гувера посетили более миллиона человек.



Образованное плотиной озеро было названо в честь Элвуда Мида, бывшего руководителем Бюро мелиорации США во время проектирования и строительства дамбы Гувера. Озеро Мид - крупнейшее в США водохранилище, оно тянется почти на двести километров вверх по течению реки Колорадо. Площадь озера - 640 км 2 , а его объем превышает 35 км 3 . В 1964 году озеро Мид получило статус Национальной зоны отдыха США.

По плотине Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону через Неваду и Айдахо с Монтаной . Эта дорога соединяет в том числе Лас-Вегас и Финикс, одни из наиболее быстро растущих городов США . После трагических событий 11 сентября 2001 года из соображений безопасности движение автотранспорта по дамбе было ограничено, а для грузовиков - запрещено. В 2003 году в полукилометре вниз по течению от плотины Гувера было начато сооружение моста через Колорадо, который называли "Объезд дамбы Гувера". В октябре 2010 года открылось движение по новому мосту, названному в честь губернатора штата Невада Майка О"Каллагана и известного спортсмена-футболиста из Аризоны Пэта Тиллмана, погибшего в Афганистане.

Плотина Гувера и сегодня, через много десятилетий после постройки, продолжает оставаться великолепным образцом инженерного гения проектировщиков, самотверженного труда строителей и одной из самых известных достопримечательностей Америки .


Плотина или дамба Гувера считается самой большой в США. Она расположена в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо, на границе двух штатов – Аризона и Невада. Это не только гидроэлектростанция, но и основной элемент системы мелиорации и защиты населенных пунктов от наводнений. Дамба построена в нескольких километрах от Лас-Вегаса и является одной из самых знаменитых достопримечательностей Америки. Туристы совмещают посещение казино и этого интересного гидротехнического сооружения.

Строительство

Возведение дамбы началось в 1931 году. Президент Герберт Гувер выделил на строительство плотины Гувера бюджетные деньги. Работы велись во время Великой Депрессии. На строительную площадку дамбы в поисках работы съезжались тысячи людей. Специально для рабочих было решено разбить небольшой городок Боулдер-Сити. Но в срок построить жилье не успели, поэтому люди расположились в лагере, разбитом на скорую руку. Условия были настолько невыносимые, что рабочие не выдержали и летом 1931 году устроили забастовку, которая была жестоко подавлена.

В строительстве плотины Гувера участвовало более пяти тысяч человек, для них были запрещены азартные игры, спиртные напитки и проституция. При возведении дамбы использовалось много технологических новшеств. Одно из них – каски, защищающие голову рабочих.

Значение плотины

Торжественное открытие плотины Гувера состоялось в 1935 году, но окончательно работы были завершены год спустя. Дамба быстро стала известной достопримечательностью. Посмотреть на нее приезжает девять миллионов туристов ежегодно. Штаты Невада и Аризона плотина Гувера снабжает водой, контролируя при этом уровень паводков. Есть предположение, что не игорные дома, а именно стройка дамбы стала толчком для развития Лас-Вегаса, который быстро превратился из деревушки в процветающий город.

Архитектурные особенности

Самый первый проект плотины Гувера предполагал простое архитектурное решение объекта: внешняя стена должна была стать обычной стеной, обрамленной балюстрадой в неоготическом стиле. Здание электростанции не должно было отличаться от фабричного цеха. Проект критиковался многими современниками, что стало причиной его переделки. Сделал это Гордон Кауфман – архитектор из Лос-Анджелеса. Он предложил экстерьер сооружений в стиле арт-деко. Верхняя часть плотины получила украшение в виде башенок, растущих прямо из дамбы. На водосбросных башнях двое часов: одни показывают Горное время, вторые – тихоокеанское Североамериканское время.

Плотина Гувера в США сооружена из колонн в виде трапеций и считается крупнейшим искусственным сооружением, возведенным со времен пирамид.

На одной из самых больших плотин мира есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на озеро Мид, образованное в результате строительства дамбы. Также рядом построен монумент – памятник погибшим во время строительства.

  • Плотина названа в честь американского президента Герберта Гувера, который внес существенный вклад в ее строительство. Первоначальное название плотины — плотина Боулдер или Боулдер Дам (изначально дамба планировалась в каньоне Боулдер, но в итоге ее возвели в Черном каньоне, а рабочим названием осталось «плотина Боулдер»).
  • Озеро Мид, образованное плотиной – самое большое водохранилище в Штатах.
  • Процесс затвердевания дамбы происходит до сих пор. С каждым годом она становится крепче.
  • Без вмешательства человека плотина способна работать два года, а остановится она, когда турбины обрастут водорослями.
  • Плотина является границей не только двух штатов - Невады и Аризоны, но и Тихоокеанского и Стандартного горного часовых поясов.
  • Образ плотины Гувера использовался в разных произведениях искусства: фильмы «Универсальный солдат» и «Трансформеры», мультфильм «Бивис и Баттхед уделывают Америку», книга Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка».

Плотина Гувера (иногда её называют Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.
Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе. Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось. Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки. Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.


Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.
В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи. Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.


Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.


Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены, то есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо. Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».


Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.
На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».


Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.


  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире

Плотина Гувера фото





January 5th, 2015 , 10:58 am

Начинаю писать отчёт о путешествии в Супай. Собственно отчёт начнётся в следующем посте, а сейчас я расскажу о плотине Гувера.

Плотина Гувера (Hoover Dam) – это одна из наиболее известных и одна из наиболее крупных плотин в США. Она находится на реке Колорадо на границе штатов Невада и Аризона.


Река Колорадо всегда отличалась норовистым характером. В результате наводнений гибли люди и наносился большой хозяйственный ущерб. Нередко река меняла русло. В начале ХХ века возникла идея построить гидротехнические сооружения на реке Колорадо, чтобы уменьшить риск наводнений и использовать воды реки в сельском хозяйстве. С развитием электроэнергетики возникла также идея строительства гидроэлектростанции. Изыскания показали, что наиболее подходящим местом для строительства плотины является Чёрный каньон.

Однако для строительства необходимо было согласие семи штатов, через которые протекает река Колорадо и её притоки. Некоторые штаты опасались, что перераспределение водных ресурсов будет не в их пользу. В 1922 году была создана комиссия, в которую входили представители семи штатов. В работе комиссии принимал участие Герберт Гувер, в то время министр торговли. В результате работы комиссии было принято соглашение об использовании водных ресурсов реки Колорадо, что открыло дорогу строительству плотины.

Другой проблемой было финансирование строительства. Закон о строительстве плотины в каньоне Боулдер, предусматривающий финансирование, был принят в 1928 году. Разработкой проекта руководил Джон Сэвидж, позднее сконструировавший ещё несколько известных плотин. Было принято решение о строительстве арочно-гравитационной бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составлять около двухсот метров, а на вершине – четырнадцать метров. По плотине предусматривалось автомобильное движение.

Средства на сооружение плотины были выделены летом 1930 году президентом Гувером, а работы начались весной 1931 года. Строительством руководил Фрэнк Кроу, имевший большой опыт в сооружении плотин. Проектом предполагалось первоначально построить город для строителей – Боулдер-Сити. Однако во время Великой депрессии было важно обеспечить работой как можно болшее количество людей, поэтому строительство плотины начали на полгода раньше запланированного, разместив рабочих во временных лагерях. Лишь в конце 1931 года стали заселяться дома, построенные в Боулдер-Сити. Следует заметить, что всё это происходит в очень жарком климате Невады.

Скульптура верхолаза, сооружена в 1995г. Прототипом послужил Джо Кайн, ветеран строительства.
При сооружении плотины Гувера впервые стали применять защитные каски в строительстве.

Для того, чтобы отвести воду реки и освободить стройплощадку, были сооружены две временные плотины, а в скалах каньона прорубили четыре тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. В июне 1933 года начались бетонные работы. В Неваде, недалеко от строительной площадки, были построены два завода, изготовляющие бетон. При строительстве применялись разнообразные новаторские решения. Конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась вода для охлаждения бетона. После застывания колонн промежутки между ними были заполнены раствором. Такое решение позволяло избежать растрескивания бетона при застывании.

На момент постройки плотина Гувера являлась самым большим сооружением в мире, созданным человеком. Её высота составляет 221 метр, а масса - более 6.6 миллионов тонн. Номинальная мощность электростанции 2080 мегаватт, в среднем электростанция вырабатывает 4.2 млрд. квт-ч электроэнергии в год.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманом в стиле ар-деко. На двух башнях установлены часы, одни из них показывают время в Неваде, другие – в Аризоне.

Аризона и Невада относятся к разным часовым поясам. Но на большей части штата Аризона стрелки часов не переводят на летнее время, поэтому летом время совпадает. Зимой есть разница в один час.

Строительство плотины было завершено раньше, чем было предусмотрено планами. Торжественная церемония открытия состоялась 30 сентября 1935 года, к тому моменту президентом США стал Франлин Рузвельт.

По официальным данным на строительстве плотины в 1931-1935 годах погибло 96 человек. Некоторые источники указывыают цифру 112 человек, включая погибших во время изысканий и подготовительных работ. Считается, что ещё 42 человека погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей (официально – умерли от пневмонии).
В народе ходят леденящие душу легенды про рабочих, упавших в жидкий бетон, трупы которых так и не были найдены. Однако этого не могло произойти. Плотина была построена из взаимосвязанных блоков в полтора метра высотой, шириной в семь метров и длинной от семи до восемнадцати метров. Бетон доставлялся в блок в ковшах объёмом в шесть кубических метров. Пять-шесть рабочих разравнивали и утрамбовывали бетон, убеждаясь, что в нём не осталось воздушных полостей. Каждый раз после выгрузки ковша уровень бетона в блоке возрастал на пять - пятнадцать сантиметров, в зависимости от горизонтальных размеров блока. В таком тонком слое бетона утонуть невозможно, да и к тому же несчастный случай не остался бы незамеченным при наличии нескольких человек на объекте. Так что не надо придумывать всякие ужасы, тем более, что трудностей при строительстве было и так предостаточно. Работы велись в очень тяжёлых и опасных условиях, в очень жарком климате.

Плотина сооружалась во времена правления президента Герберта Гувера, однако это были годы Великой депрессии, и президент был крайне непопулярен. Поэтому лишь в 1947 году плотина была названа его именем, а до этого носила название «плотина Боулдер».

Постройка гигантской плотины, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечила орошение полей Южной Калифорнии и устранила угрозу разрушительных наводнений. Электроэнергия дала мощный импульс развитию Юго-Запада США, в том числе и Лас-Вегасу, который в начале 30х годов был совсем маленьким городком. В 80-90х годах была проведена реконструкция электростанции, и она продолжает оставаться одной из крупнейших в США. Около четверти производимой электроэнергии потребляет Невада, пятую часть - Аризона, остальное – Калифорния.

С 1937 года плотину посещают туристические группы. В наше время плотину посещают более миллиона человек в год.

По плотине Гувера проходило шоссе номер 93, соединяющее Неваду и Аризону. В 2003 году началось строительство объездного моста через реку Колорадо, а в 2010 году по нему открылось движение.

Сейчас на плотину посетители могут заехать со стороны Невады, пройдя контроль на въезде, по плотине можно перехать на другой берег и подняться, но далее дорога закрыта, то есть на главное шоссе в Аризоне выехать нельзя. На мост посетители также могут войти пешком, но нельзя пройти на другой берег. Это отличная обзорная площадка с видом на электростанцию, плотину и водохранилище.

фото yevgeniy_lysyy

Водозаборные башни

Водозаборные башни и озеро Мед - водохранилище, созданное плотиной.

Озеро Мед - самое больше по объёму водохранилище в США.

Водосброс

Часы на водозаборной башне.

"Республика" - монумент Оскара Хансена.

На полу сделано изображение, показывающее положение звёзд в день торжественного открытия 30 сентября 1935 года.

Наклонная опора линии электропередачи и центр для посетителей.

Вход в центр для посетителей платный. Там показывают фильм про историю строительства плотины. Можно взять экскурсию по плотине или по электростанции. Я взял вторую и спустился вниз на лифте.

Турбинный водовод.

Генераторы в машинном зале.

На электростанции установлено 17 турбогенераторов - девять на стороне Аризоны и восемь на стороне Невады. (почему-то здесь видно только семь). В1986-1993 годах была произведена модернизация электростанции и турбогенераторы были заменены.

Ротор генератора.

Пульты управления.

Затем лифт поднимает посетителей обратно наверх, можно выйти на обзорную площадку, откуда вид на плотину несколько иной.

Объездной мост через реку Колорадо. Мост возвышается на 260 метров над уровнем реки Колорадо, это второй по высоте мост в США и самый высокий бетонный арочный мост в мире. Длина моста составляет 579м, а центральный пролёт - 320м.

Река Колорадо, объездной мост и здание электростанции.

Здание электростанции.

Наклонные опоры линий электропередачи.

Cхема электростанции.

фото

Построенная в самый разгар Великой Депрессии 1930х годов Дамба Гувера стала величайшим сооружением своего времени и самой большой плотиной на момент сооружения. Строительство плотины – очень тяжелая работа, но более 20 тысяч человек были счастливы попасть на строительство Дамбы Гувера, это была единственная возможность заработать в это смутное для США время. Прозванная одним из 10 Величайших сооружений 20го Века – Плотина Гувера продолжает привлекать толпы туристов и 70 лет спустя. Мы расскажем вам о подробностях строительства дамбы и о истории этого великого сооружения

Дамба Гувера привлекает более миллиона туристов ежегодно. Находится это чудо архитектуры неподалеку от Лас Вегаса, в Черном Каньоне. Идея постройки плотины для обеспечения водой Южной Калифорнии родилась благодаря министру торговли США Герберту Гуверу. Он созвал комиссию и поставил задачу разработать план по обеспечению водой из реки Колорадо близлежащих штатов. В итоге, в 1922 году родился план Colorado River Compact – план строительства дамбы, перекрывавшей воды Колорадо. Президент Кельвин Кулидж утвердил проект в 1928. Первоначальное место строительства – Каньон Боулдер, соответственно должна была называться и плотина. В следующем году президентом становится Гувер, вплотную подошедший к проекту плотины, которую было решено строить в Черном Каньоне. Первоначальное название- Дамба Боулдера было изменено в 1947 году, президент Труман утвердил новое название дамбы, присвоив ей имя Гувера. Вот как выглядело место, где в итоге выросла великая дамба Гувера

Шесть Компаний, консорциум из шести небольших подрядчиков, выиграл тендер на строительство дамбы Гувера. Компания General Superintendent Frank Crowe разработала специальное освещение, что позволило работать 24 часа в сутки. Было введено множество других инноваций. Прежде всего необходимо было отвести воды Колорадо от стройплощадки. Были построены четыре отводных тоннеля, вырубленные в каньоне. На строительство тоннелей ушел ровно год, после чего начались основные работы по сооружению Дамбы Гувера. Плотина была построена из взаимосцепленных блоков, постепенно заливавшихся бетоном. На строительство плотины ушло пять лет, что на два года раньше отведенного срока. Удалось также сэкономить значительную часть бюджета. Президент Франклин Рузвельт открыл дамбу 30 сентября 1935 года

Сейчас плотина Гувера – национальная достопримечательность. Это самая высокая дамба в Западном Полушарии, высота плотины над уровнем реки Колорадо - 725 футов (221 метр). 17 мощных генераторов производят 4 миллиарда киловатт энергии в год. Это одна из крупнейших гидроэлектростанций страны. Содержание и обслуживание плотины Гувера полностью окупается за счет продажи энергии и денег от туристов.

Со смотровой площадки на плотине открывается прекрасный вид на озеро Мид, самое большое искусственное озеро в США. В последние годы уровень воды в водохранилище понизился, озеро Мид может вмещать до 10 триллионов галлонов воды – столько воды наберется за два года постоянного течения Реки Колорадо. Каждый год на дамбу Гувера приезжают около 9 миллионов туристов

Многих посетителей интересуют прежде всего два вопроса: 1) Как много людей погибло при строительстве Плотины Гувера? 2) Сколько из жертв оказались погребены в бетоне плотины? Ответ на второй вопрос очень прост – никто из строителей не был погребен в бетоне. Как мы уже упоминали, при строительстве Дамбы Гувера использовали блоки, которые постепенно заливали цементом. Упасть туда было невозможно. Что касается погибших при строительстве дамбы – официальное число жертв – 96. Это были люди, погибшие от упавших камней, сорвавшиеся со скал и т.д. Статистика не включает погибших от пневмонии и других болезней. Озвучивают еще одну цифру – 112 жертв. Но сюда включают тех людей, которые погибли еще задолго до того, как началось строительство Дамбы Гувера. По преданию первым погибшим стал инспектор Дж. Тирней, который утонул, подыскивая идеальное место для плотины. Кстати, его сын, Патрик Тирней стал последним погибшим. Позже в честь рабочих и строителей плотины Гувера был поставлен памятник

Мы кратко рассказали об истории строительства Дамбы Гувера, а теперь перейдем к интересным фактам. Так как плотина стала уникальным строением для своего времени, при ее строительстве было введено множество новшеств. К примеру на строительстве впервые стали использоваться защитные каски

В строительном городке - Боулдер-сити - во время строительства были запрещены проституция, азартные игры и торговля алкоголем. Запрет на продажу алкоголя сохранялся до 1969, а игорный бизнес запрещен и сейчас. Боулдер сити – единственный в Неваде город где существует такой запрет

На местности вокруг озера Мид остался след от максимального уровня воды, зафиксированного в 1983 году. Причиной такого повышения уровня стало рекордное количество осадков, выпавшее в западной части США в результате природного явления Эль-Ниньо. Этот след хорошо виден на фотографии

Процесс затвердевания бетона, из которого построена дамба Гувера , происходит и по сей день. С каждым годом плотина становится все крепче. Плотина способна проработать без вмешательства человека более двух лет,и остановится только из-за того, что турбины обрастут водорослями

Плотина Гувера – очень популярный объект, его используют при съемке фильмов, сериалов, а так же в компьютерных играх. К примеру, плотина используется в игре Grand Theft Auto: San Andreas близ города Las Venturas. Название её в игре - дамба Шермана. А одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества. На снимке дамба Гувера в игре GTA

Построена на границе двух штатов – Невады и Аризоны, в которых действуют разные часовые пояса

Из-за террористических угроз движение автомобилей по плотине было ограничено. Все автомобили подвергаются осмотру, а большие грузовики и вовсе пускают в объезд. По этой причине было начато строительство моста через Черный Каньон

В известном научно-популярном фильме “Жизнь после людей” плотина Гувера находится среди объектов, которые будут существовать через 10000 лет после исчезновения человека. Плотина Гувера – величайшее строительное достижение в истории США, это достижение до сих пор не удалось побороть