Задания ориентировка на листе бумаги для дошкольников. Приёмы, способствующие формированию и совершенствованию умений ориентировки на листе бумаги

«Ориентировка на листе бумаги»

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует дисциплинированности.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объяснить ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол. Для этого можно провести диктанты.

Диктанты

1. «Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

2. « Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

3. «Самолет», «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4. «Укрась ёлку». На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный и т.п.»

Особенно полезны (и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку. Начать надо с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п. Это уже элементы геометрии, черчения!

Так же полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему.

Если ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др.

Пример такого диктанта: Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т.д. Дети очень радуются, когда видят положительный результат. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти.

И на этом же этапе дети перерисовывают самостоятельно по образцу такую же фигуру. Точка работы отмечается взрослым. По всем лексическим темам в нашей группе есть образцы рисунков по клеткам.

Ценность таких упражнений несомненна : закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).

Список используемой литературы

1. Зегебарт Г.М. Не просто лабиринты. – М.: Генезис,2011

2. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

3. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2010

4. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXIвек», 1998

Подготовил: Бесчётнова О.В.


Успешность изучения математики в школе во многом определяется не только запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (умение считать, знание чисел и т.д.), но и наличием у ребенка устойчивого произвольного внимания, богатым словарным запасом и, что особенно важно, высоким уровнем познавательной активности и самостоятельности мышления. При подготовке детей к школе родители, как правило, особое внимание уделяют обучению детей счету, ознакомлению их с величиной и формой предметов, и меньше – ориентировке детей в пространстве.

Знание работы по формированию пространственных представлений у детей трудно переоценить: развивается логика, воображение, мышление, активизируется речь, пополняется словарный запас. В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объясните ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол.

Диктанты

Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала проведите серию «зрительных» диктантов. На листе выложите орнамент из геометрических фигур, предложите ребенку составить такой же (по образцу). Позже образец можно убрать, ребенок составляет узор по памяти. И, наконец, ребенок действует под диктовку взрослого («слуховой» диктант). Взрослый говорит, где какие фигуры нужно положить, например, положи круг в середине листа, вокруг него размести шесть треугольников (острым углом к кругу), между треугольниками – овалы; в верхнем левом углу – квадрат и т.д. В дальнейшем ребенок может самостоятельно составлять орнаменты из фигур, а затем рассказывать, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друг друга.

Организуйте с ребенком игры «Найди такой же узор» (подобрать одинаковые варежки, коврики), «Найди узор по описанию», «Что изменилось?» (некоторые фигуры поменять местами), «Составь узор по описанию» и др. В таких играх развивается внимание, наблюдательность, зрительная память.

В клеточку...

Особенно полезны (и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку.

Начинайте с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п. Это уже элементы геометрии, черчения!

Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему.

Если ваш ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др.

Пример такого диктанта: Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т.д.

Дети очень радуются, когда видят положительный результат и огорчаются неудачами. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти.

Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).

Цель: Формирование начальных математических знаний.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
  • Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
  • Закреплять умение называть последовательно дни недели, времена и месяцы года.
  • Закреплять умение ставить знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания взрослых.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточка с изображением квадрата, конверт, карточки с арифметическими знаками, картины для решения задач.

Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры), карандаши, листочки в клетку.

Ход занятия

Воспитатель. - Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый (выставляю на доску картинку Незнайки).

Мальвина задала домашнее задание Незнайке, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к вам за помощью. Вы поможете ему? (Да.)

Тогда начнем наше занятие, а Незнайка посмотрит и поучится у вас.

А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово.

1 задание «Подумай и ответь»

Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.

Назовите 4 времени года?

Какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев? Назовите их.

Назови зимние месяцы.

Какой месяц идет после января?

Сколько дней в неделе?

Какой день недели сегодня?

Какой был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Назовите выходные дни.

Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?

Какое число меньше 5 на 1?

Назовите соседей числа 8; 4; 6

Какое число идет за числом 5; 1; 7.

Какое число стоит перед 8; 6; 4.

Воспитатель. Молодцы! Справились с первым заданием. И за это Незнайка дарит вам букву «С» (выставляю её на доске).

Садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да.)

2 задание. «Реши задачи»

А сейчас я предлагаю вам научить Незнайку решать задачи. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (Условие, Вопрос, Решение, Ответ.)

Что такое условие? (это то, что нам известно).

Что такое вопрос к задаче? (это то, что нам нужно узнать).

Что такое решение задачи? (это то, что можно сложить или вычесть).

Что такое ответ? (это то, что получилось и известно нам).

1 задача.

Сколько утят купалось в заводи?

Сколько утят вышло на сушу?

Давайте составим про них задачу.

Что говорится об утятах?

(утята плавали в заводи)

Сколько их было сначала?

Сколько утят вышло на берег?

Утят меньше или больше стало плавать?

Если меньше, то что нужно сделать сложить или вычесть?

А какой вопрос в задаче? (сколько осталось плавать утят?)

Теперь давайте составим задачу.

Ребенок. 9 утят плавали в заводи. 1 вышел на берег. Задайте вопрос к задаче.

Ребенок. Сколько утят осталось плавать?

Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (вызванный ребенок выкладывает из цифр пример к задаче 9-1=8).

2 задача. Давайте решим еще задачу. Посмотрите, на доске 2 аквариума. Сколько рыбок в аквариуме слева? Сколько рыбок в аквариуме справа?

Какой в этой задаче можно задать вопрос? (сколько рыбок в 2 аквариумах?)

Кто попробует составить задачу?

Ребенок. В аквариуме слева плавают 4 рыбки, в аквариуме справа плавают 3 рыбки.

Кто задаст вопрос к задаче?

Ребенок. Сколько рыбок плавает в 2-х аквариумах?

А теперь нужно выложить решение цифрами и знаками на доске. А все ребята запишут решение на листочках. Молодцы. Незнайка вам дарит букву «П».

Физкультурная минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка. плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками за колени коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Отдохнули. Проходите на свои места и продолжим помогать Незнайке.

3 задание. Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы». Воспитатель уточняет: «Куда вы пойдете в первый день осени? Как называется первый месяц осени?»

У детей карточки со схемами пути от дома до школы.

Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от дома до школы: «Как узнать длину дороги до школы? (Измерить.) Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)

Чем можно измерить длину дороги? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем измерять дорогу от дома до школы с помощью условной мерки. Сейчас я напомню вам способ измерения условной меркой. Нужно приложить мерку так, чтобы край мерки и начало дороги совпали. С помощью карандаша проводим линию по противоположному краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии и снова отмечаем карандашом.

А теперь самостоятельно на своей картинке измерьте длину дороги. Сначала измерьте длину дороги до поворота и запишите, сколько раз мерка полностью уложилась на полоску. А затем измерьте длину дороги после поворота, и также запишите в квадрате, сколько раз уложилась мерка после поворота.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Чему равна длина дороги от дома до поворота? (Дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой.) Чему равна длина дороги от поворота до школы? Чему равна длина дороги от дома до школы? Как вы узнали длину дороги?» (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой.)

Молодцы, справились и с этим заданием. Получаете от Незнайки букву «А».

4 задание. Игровое упражнение «Рисуем фигуры».

Воспитатель предлагает детям отгадать, какая фигура нарисована на листе бумаги, лежащем в конверте. Для этого дети должны правильно выполнить задание: От точки слева направо проведите линию длиной в три клетки, затем сверху вниз проведите еще одну линию длиной в три клетки, потом проведите справа налево 3 клетки и, наконец, снизу вверх 3 клетки».

Какая фигура получилась? (воспитатель показывает карточку с изображением квадрата). За это задание вы получаете от Незнайки букву «С».

5 задание. «Слуховой диктант».

Нарисуйте в прямоугольнике:

В правом верхнем углу – квадрат;

В левом нижнем углу – шарик;

В правом нижнем углу – треугольник;

В левом верхнем углу – круг;

В середине - овал.

Где нарисовали шарик? (в левом нижнем углу)

Где нарисовали квадрат? (в правом верхнем углу)

Где нарисовали овал? (в середине прямоугольника).

Все справились с диктантом? Молодцы. Вот вам в подарок буква «И».

6 задание. «Сравни числа и поставь знаки» (работа за столом)

Воспитатель показывает карточки со знаками «>», «<», «=»и уточняет, что они обозначают:

«Птичка клювик повернула

Там, где больше вкусного,

А где меньше – отвернулась,

Ничего не скушала.»

Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число

Раздать детям карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8.

И с этим заданием почти все справились. Вот вам буква «Б»

7 задание. «Соедини точки по картинке» (дети по очереди выходят к доске). И последнее задание выполнили. Получаете в подарок букву «О».

Вот и помогли мы с вами Незнайке выполнить все задания. Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось? (Дети читают: «СПАСИБО».)

Воспитатель. Это Незнайка благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Незнайка дарит вам вот такие значки.

Нарисуйте солнышко с улыбкой, если вам понравилось сегодня на занятии и если не понравилось, то солнышко грустное – без улыбки.

Используемая литература:

Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная группа).

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве)

Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной)

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

  • - что изображено справа от него,
  • - что нарисовано под ним,
  • - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

  • - в правом верхнем углу,
  • - вдоль нижней стороны листа,
  • - в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит - весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра «Укрась ёлку». Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Занятие полностью

Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета. Дети с общим недоразвитием речи мало используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. Дошкольники с ОНР рассматривают картинку преимущественно в направлении справа налево и снизу вверх. Данный факт свидетельствует о том, что у детей имеются тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. У детей имеются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, соблюдение полей, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Целью НОД является формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира (ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО первичными задачами ДОУ является развитие и воспитание детей дошкольного возраста, что определило последовательность выдвижения задач для реализации поставленной цели НОД:

Коррекционно-развивающие:
- развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
- формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, потрогал - узнал);
- развитие восприятия и познавательных процессов, познания устойчивости своего тела, развитие двигательных умений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание помогать детям младшего возраста;
Коррекционно-образовательная:
- учить ориентироваться на листе бумаги (справа  слева, вверху  внизу);
- закреплять представление о пространственном расположении правой и левой руки.

Данный конспект НОД основан на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД определяется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, моделью года, моделью месяца. НОД по теме «Ориентировка на листе бумаги» используется в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР III уровня в первом периоде обучения, октябре месяце.

Предварительная работа: в совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя и детей использовать браслеты для маркировки левой руки.

Педагогические технологии. Материал НОД отобран таким образом, чтобы реализация поставленной цели происходила с опорой на разные анализаторы детей:
- зрительный;
- двигательный;
- вестибулярный;
- кожный (тактильный).

А также, чтобы зрительные, тактильные, вестибулярные ощущения и представления у детей возникали в процессе движения.
В ходе НОД широко использовались активные методы обучения:
- проблемные вопросы;
- ситуации выбора;
- сопровождение движения речью;
- опора на прошлый опыт детей.