Александр Дугин: Свободу никто не может дать - ее надо завоевать, добыть и отстоять. Юлия Зайченкова: «Никто не может дать вам то, что уже у вас есть

Все люди стремятся к счастью, много говорят про него, постоянно ищут его. Для людей вообще важно куда-то стремиться, что то искать, - познавать, в отличие от животных. Это нормальное поведение любого человека, так как в человеческое естество, в саму сущность, вложено это стремление.Но как показывает многовековая история нашего существования, люди не только ищут не того чего хотели бы, но даже и вовсе не там, где надо было бы.

Да и все эти стремления сводились к тому и сводятся, до сих пор, до нашего времени, чтобы только завладеть и обогатиться за счёт других, если не "мирным обманом и всякой неправдой", то по крайней мере кровопролитием. Вот этим то и насыщена наша "богатая" история человечества - что не век война, итак идёт до сего времени, постоянно нагнетая обстановку в мире.

Здесь речь идёт не только о том, куда стремиться весь мир, но и каждый человек отдельно. Для каждого человека стоит один и единственный вопрос: "как жить чтобы жить" Этот вопрос лежит не на поверхности, а зарыт где-то в глубине его сознания (подсознания). Конечно же, не будет же человек, его себе задавать как робот пробуждаясь каждый день: "как жить чтобы жить", "как жить чтобы жить","как жить чтобы жить" Он просто будет стремиться к счастью - вот и всё.

А как и где его искать подскажет "грамотное общество": семья, друзья и т. д. Хорошо конечно было бы если так всё просто: ты родился и начал всё делать так как делают другие "успешные и счастливые" люди. "Успешные и счастливые" - не зря в кавычках, смотря для кого они успешные и счастливые, да и какою мерою мерить эту "счатсливость".

Успешные и счастливые, потому что всё замечательно в семье и на работе и потому что много денег. Это один вид счастья (жаль что для многих, очень многих людей) И почему это вообще считается счастьем. Кто сказал и где прописано что это то, к чему надо стремиться изо всех сил и сметая всё на своём пути, не жалея ничего и никого. Странно, но вот эти так называемые будущие "счастливые и успешные" люди не хотят заводить семью и не хотят работать - особенно молодёжь (молодёжь стремиться к тому чтобы поменьше делать и побольше получать)

Почему, если эти социальные составляющие являются чуть ли не главными любого "благополучного и счастливого" общества. Но опять же статистика нам в помощь, чтобы не лить, понапрасну, воду. Верная наука статистика кричит своими показателями количества разводов, безработных, алкоголиков, гомосексуалистов наркоманов, самоубийств... Циферки только растут, особенно в наш 21 век.

Почему же растут эти страшные показатели недовольных и несчастных людей, когда уже вот - 21 век и всё казалось бы есть в материальном и культурно-образовательном плане. Наш век должен же уже заявить о том что мы достигли если не всего то очень многого по сравнению с прошлым столетием. Да это и логичнее было бы, так как человек существо умное и всё время стремиться к совершенству.

Однако нет, этого, к сожалению не происходит, а наоборот - идём по пути деградации. Так что же такое счастье. Подойди к алкоголику или наркоману или гомосексуалисту и спроси: что же такое счастье. Для них, например, счастье это: напиться, уколоться, "побеситься от души" и прочие ненормальные виды глупого счастья. Нужно ли такое счастье, от которого ты хочешь избавиться раз и навсегда, чтобы только стать трезвым или бросить наркотики.

Так значит человек находится в некоторой зависимости от своего мнимого счастья. Здесь речь не только об алкоголиках и наркоманах, а вообще обо всех людях. Т.е. получается, что наше счастье находится в тесной взаимосвязи с зависимостью от чего-либо и от кого-либо Зависимость! Несвобода!

Свобода!
Да, свобода - наше истинное счастье .

Но свобода от чего - от жены и детей (этой постоянной обузы) или от работы (надоедливого начальства и власти над тобой) или же каких-либо других обязательств. Вовсе нет! Свобода от зависимостей внутри человека от его дурных привычек, которые убивают его счастье.

Будем размышлять: человек это животное социальное, значит он не может быть независимым ни от кого, значит в него вложено это чувство зависимости от кого-то. Но от кого, опять же, если думать примитивно: от семьи и начальства и др. обязательств перед обществом. Нет. Зависимость от того одного существа, который является его творцом - Богом.

Внешние зависимости от социума приносят человеку тоже в какой-то степени мнимые "свободу и счастье", но эти труды положенные для других людей чаще ограничивают свободу (достигая чего то большего, человек обрастает связями и большими обязательствами) - ну это уже совсем другая тема. Бог Вседержитель! - вот от кого должен зависеть человек! И только в нём - в Боге есть счастье человеческое.

Бог даёт эту внутреннюю свободу, без которой человек не может полноценно жить. Именно полноценно, и именно, жить, а не существовать как животное от завтрака до обеда, от обеда, до ужина, от пьянки до пьянки, от дозы до дозы, от разврата до разврата.

Моя история началась без малого 40 лет назад. Хотя жить по-настоящему я начала совсем недавно. Не могу сказать, что этот факт меня огорчает – наоборот, сейчас я могу сказать: «Наконец-то я счастлива!». И дело не в том, что к этому возрасту я состоялась как личность, как женщина, как жена и мама (сыну уже 14 лет!), главное – я, наконец, обрела себя. И случилось это, как говорится, нежданно-негаданно – всего два года назад. И весь прежний опыт – опыт долгой спортивной деятельности («как закалялась сталь»), опыт сильной увлеченности всевозможными оздоровительными системами, погружение с головой в эзотерику, йогу и сакральные практики – весь этот опыт обесценился в одночасье.

Два года назад у меня был, как тогда казалось, счастливый период жизни: успешная карьера на телевидении (я преподавала авторскую методику «Гибкая сила» – детище, которое росло со мной всю жизнь, начиная с рождения), семья, работа. Мир комфорта и условного счастья, который разрушился… вместе с моим коленным суставом. Это случилось прямо на съемочной площадке, когда мы записывали очередную программу. Сильный хруст, дикая боль, слезы из глаз – благо, я успела отвернуться от камер. Первая блокада сустава. Завершили съемку без дублей, но выпрямить ногу я не могла еще несколько дней.

Дома я использовала, пожалуй, все народный средства, применимые к суставам. Мне удалось «поправить» ногу (тогда я еще не понимала, что в полости сустава – осколки кости, которые просто встали иначе), и я снова вышла на съемки. Ведь был план, сроки, в которые нужно было уложиться, да и отснять оставалось всего пару программ.

После каждого занятия мне становилось все хуже, однажды колено так сильно отекло и покраснело, что я почти не делала упражнений сама, только показывала технику выполнения асан на учениках. Вторая блокада сустава. Пришлось обратиться к врачу, а тот без должного обследования (без МРТ) сделал укол, который снял отек и боль, а также позволил ноге чуть больше двигаться.

Что же я? Я по-прежнему не уважала свое тело (а ведь с экранов всегда учила телезрителей: «Слушайте свое тело, уважайте его. Как вы к нему, так и оно – к вам»). Я продолжала работать с утра до вечера, не признаваясь никому, а в первую очередь и себе, что уже хромаю! Видно, профессиональная привычка, выработанная в период спортивной карьеры, когда ты не можешь себе позволить быть слабой, когда привыкаешь побеждать, а все болячки просто игнорируются, сказалась на мне и нарушила связь с телом настолько, что я перестала по-настоящему чувствовать. А ведь это проявлялось во всем…

Я давно не ощущала вкус настоящей жизни. Не было ярких эмоций, переживаний, иных интересов – кроме работы, кроме моего проекта. Только в работе я ощущала себя живой.

И вот на очередной тренировке, сев в привычную позу «лотоса», я опять не смогла выпрямить ногу. И теперь уже ничто и никто не смог мне ее поправить – вплоть до самой операции.

Мой мир рухнул.

Я была такой активной, такой деятельной. Мой день начинался с самого раннего утра и заканчивался поздно вечером – все на ногах, везде бегом. Я спрашивала себя: «А что же теперь? Как мне дальше жить? У меня ведь есть только мой проект».


Хорошо, что все программы того сезона мы уже успели отснять. Но у меня было запланировано несколько поездок. Как я могла подвести тех, кто смотрит на меня – пусть и через экран телевизора, и тех, кто собрался со мной в Германию, потом в Кению, в Индию… Что же делать?

На телеканале просили повременить с операцией. Встал вопрос: либо мое здоровье (а ситуация могла закончиться заменой сустава, мне поставили диагноз «некроз мыщелка бедренной кости»), либо работа.

Казалось бы – какие могут быть сомнения? А у меня они были!

У меня началась настоящая истерика, она длилась две недели. Я была подобна тигру в клетке – не видела выхода. Вдобавок, моя семья, семья моих родителей для меня фактически умерла (эта тема достойна отдельного разговора). Ни поддержки, ни тепла, ни заботы – я осталась одна. Нужно было готовиться к операции.

Не медитации, которым я придавала огромное значение, которые уносили в мир тишины и гармонии, принятия и смирения, а учебные сессии на психотерапевта помогли мне в тот непростой период принять верное решение. Я на время ушла в отпуск – пожалуй, первый раз за всю жизнь. С помощью психотерапии – сначала телесно-ориентированной, потом и трансперсональной – я встретилась сама с собой, со всеми своими страхами, комплексами и теми переживаниями, которые были закодированы в моем теле.

Тело все помнит, тело пытается говорить с нами – и оно не врет. Я смогла увидеть это своими глазами, пережить на собственном опыте. Я полюбила себя настоящей любовью, прониклась глубоким уважением к своему телу – оно каждому из нас даровано небесами. Свет тотального принятия всего сущего пронзил мое сердце – и это отразилось вовне, в окружающем мире. И этот мир подарил мне мужчину-мечту, которые не только стал носить меня на руках, но и стал хорошим отцом моему сыну.


Мне нужно было сделать еще один шаг – уйти из родительского дома, и это было очень сложно. Хотя с мамой у меня были натянутые отношения, она воспитывала моего ребенка, пока я искала свое место в жизни, обеспечивала семью, неосознанно взяв на себя мужскую роль, роль кормильца. Было сложно сделать этот шаг за порог и взять ответственность за свою жизнь в свои же руки, взять ответственность за воспитание ребенка – стать настоящей мамой. Взять ответственность перед своей природой – стать женщиной. Сложно, страшно, ново. Но я это сделала.

Я ушла из отчего дома, телеканал к тому времени разорвал со мной отношения, я перенесла сложную операцию – уговорила хирургов «слепить» колено без протеза. Казалось, я не смогу все это пережить и вот-вот сломаюсь.

В самый нужный момент появился мой учитель, он сказал: «Начинай свой день с твердого: «Я знаю, будет так, как должно быть!». Начинай свой день с До-Верия».

А ведь раньше так и было в моей жизни. Я с самого детства была ведома некоей внутренней силой, что была тогда еще необъяснима и непонятна. Крепла моя вера во все сущее, в то, что никогда не поддавалось человеческому управлению. И именно вера – в себя, в ту силу, что вдохнула однажды в мое тело жизнь, спасла меня.

Ведь все недавние «случайности» – то, что я нашла мужа, о котором только могла мечтать, что смогла поступить сразу в два института психотерапии без базового профильного образования, да все случайности в моей жизни – неслучайны. Они все – даны свыше.

Но что бы ни произошло – все это следствие, а причины всего происходящего всегда находятся в нас самих.

Думаю, пока человек не примет ответственность за все с ним происходящее на себя, он не овладеет силой Творца, которая есть в каждом из нас. Ответственность – первый ключ к Творению.

Но мы все в некоторой степени являемся зависимыми людьми, хотим убежать от ответственность и свалить все на другого. Существует ложная идея, иллюзия, владеющая умами людей, – это мечта о Доброй Фее или Волшебнике. В ее основе лежит убеждение, что существует кто-то, кто сделает нашу жизнь осмысленной и интересной, исправит все изъяны в ней и сделает нас счастливыми. Он будет добрым родителем, верным другом, любящим партнером, который защитит нас от страданий и боли, избавит от опасностей.

Однако другой человек становится для нас сверхценным только из-за нашего обесценивания себя. А ведь никто не может дать вам то, что уже у вас есть.

Задайте себе вопрос: из того, что я жду от жизни, что я должен и могу сделать для себя САМ?

Благодарю существование за непростые и порой болезненные изменения в моей жизни, они помогли мне сделать шаг за пределы собственного комфорта, направили к пониманию себя, своей истинной природы! Ведь в этом – счастье!

Когда мы начинаем чего-то ждать или требовать от другого человека, в отношениях с ним возникает напряженность. Подумайте, насколько легко вам общаться с теми, от кого вам ничего не нужно. Напряженность возникает из-за желания что-то получить от окружающих, например любовь, защиту, поддержку, признание или одобрение. Мы убеждены в том, что кто-то другой может удовлетворить наши потребности, но это не так. Самореализация и самодостаточность избавляют нас от необходимости искать поддержки со стороны и значительно облегчают общение с окружающими. Вы же не испытываете напряжения, когда покупаете хлеб у булочника или туфли у продавца обуви. Вы заплатили деньги, получили товар, и на этом сделка завершена. Но потребуйте от кого-нибудь любви, поддержки или удовлетворения иных психологических потребностей, и вы сразу почувствуете напряжение. Таким способом внутренний голос пытается вам сообщить, что стратегия выбрана неверно. Но почему это неправильно? Потому что дерево не должно просить у окружающего мира дать ему свойства дерева, а мы не должны просить у других людей любви, чувства защищенности или чего бы то ни было, потому что это наши личные переживания и они от нас неот-делимы.

Ключ к успешной жизни - познание самого себя. Научившись принимать и любить себя, вы перестанете искать любви окружающих. Наоборот, вы сами сможете отдавать ее. Того, кто умеет любить, невозможно контролировать. Если вам ничего ни от кого не нужно, вас нельзя использовать, потому что у вас нет слабых мест, на которые можно давить. Когда вы станете самодостаточной личностью, могут возникнуть трудности в общении с кем-то из вашего окружения, потому что эти люди утратят над вами контроль. Тем не менее, таков истинный путь к эмоциональной независимости.

Еще по теме НИКТО НЕ МОЖЕТ ДАТЬ ВАМ ТОГО, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ:

  1. 2. В АФФИРМАЦИИ ДОЛЖНО ГОВОРИТЬСЯ О ТОМ, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ, А НЕ О ТОМ, ЧЕГО ВЫ НЕ ХОТИТЕ
  2. Вы должны исходить из того, что помочь вам воплотить в жизнь свои устремления может абсолютно любой человек
  3. Отказываясь от того, что вам нужно, вы приобретаете склонность хотеть то, в чем для вас нет необходимости, или то, что не можете получить.
  4. Ваши пальцы позволяют вам прикасаться к внешнему миру, и они же могут дать вам возможность прикоснуться к Богу.

Сегодня день рождения великого французского поэта Артюра Рембо. Есть величие, которое не укладывается ни в какие привычные рамки или определения. Оно не измеряется категориями добра и зла, восторга или ужаса. Артюр Рембо - великий, наверное, величайший поэт. Поэт, который заставляет остолбенеть. Его невозможно любить или не любить. Он стоит вне всякого понимания. Но после того как мы знакомимся с его поэзией, поэзия других авторов стремительно исчезает, испаряясь как дым, считает философ и политолог Александр Дугин.

Евгений Головин, который сам был изумительно тонким поэтом, писал о Рембо:

Эти французские мэтры
Бенсерад или Вуатюр
Какие к черту поэты
Кроме тебя Артюр

Рембо строит мир, в котором напряжение бытия достигает предела. В нем нет места ситуациям, отношениям между людьми, нет общества и политики, нет семьи и быта. Есть только голая жизнь, абсолютность солнечного света, жестокая невинность стихий. То, что человечество переживает столетиями, что растянуто на сотни тысяч страниц романов и поэм, - а ведь и в них мы стараемся уже зафиксировать вершину нашего опыта, - содержится у Артюра Рембо в нескольких строчках. Такое впечатление, что эти стихи пишет не индивидуум, а целый человеческий род, эйдос человека - еще не расчлененный, не распавшийся на атомарную массу, отмечает Дугин.

Она Альме? - В рассветные часы
Исчезнет ли она как мертвые цветы?
У бесконечного простора, где, наверно,
Дыханье города душисто чрезмерно.

Это - прекрасно, это - неизбежно
Для Флибустьера и Рыбачки нежной,
А также потому что маски верят
Над чистым морем в свет ночных мистерий.

О чем говорит Рембо? Что он воспевает? Какие картины созерцает? Кто они, его персонажи, его маски и характеры, намеченные подчас одним штрихом, будто мы должны и так знать о них все? О египетской певице Альме, от которой люди слышат только голос - голос без тела, как в стихотворении Болеслава Лесьмяна о 12 молотах… Или Альме - это другое имя души, испанское Alma? Мы не знаем ничего о душистом городе и о находящейся рядом с ним бухте. Ни координат, ни названий. Но в этих строках присутствие реальнее самой достоверной и задокументированной реальности. В этом городе был каждый из нас - во снах, наяву, когда-то очень давно или, наоборот, далеко в будущем, указывает философ.

Рембо бывает не только нежным и солнечным, но и диким. Он ненавидит тепло, без колебаний распознавая в нем гниение. Там, где тепло, там исчезает жизнь, растекается трупной влагой напряженный смысл бытия. Отсюда эстетика предельного поэтического Норда. И снова Головин понял это лучше, чем кто-либо:

Для быдла одна свобода
Ютиться в своих городах
Я знаю спасенье от холода
Надо искать во льдах

Бытие во льдах Артюра Рембо повторяет маршрут Артура Гордона Пима или капитана Гаттераса. На Северном полюсе спит сердце Меркурия. Вдали от понятного, банального, предсказуемого, механического, просчитываемого таятся природа жизни, сущность человека, тайное семя нашей свободы. Свободу никто не может дать. Ее надо завоевать, вырвать с сердцем, добыть и отстоять. Все, на что у нас есть разрешение, - это рабство. И Артюр Рембо следует за этой свободой, куда бы ни завел его путь солнечного восстания.

Как и у Фридриха Ницше, констатирует философ, у Артюра Рембо была только одна любовь - l’Eternite, Вечность.

Elle est retrouvee.
Quoi? - L"Eternite.
C"est la mer allee
Avec le soleil.

Она нашлась.
Что Вечность!
Это море, идущее
С солнцем вместе.

Есть заветы, заключает Дугин, которым невозможно следовать. Например, такой:

В нервах в планетах в природе
Бьется черный экстаз
В озаренном водороде
Поэты ищите Ортанз.

На каком-то мероприятии в писательской организации мне пришлось сидеть рядом с поэтом – лириком Виктором С. Он пытался поразить воображение адептов своими знаниями литературных событий 19 века, но я не смогла принять категоричности его рассуждений и сочла нужным подключиться к разговору. Степень его удивления потрясла меня до глубины души – О, Елена, а ты, оказывается, знаешь Бартенева! А я-то думал, что сидишь ты потихоньку да пишешь себе детские и пишешь…

Это если у собратьев по перу такое отношение к пишущим для детей, то каково же оно в нелитературной среде? Почему так распространилось мнение, что писать для малышей может каждый, кто хоть чуть - чуть научился рифмовать?

Магазины завалены всякими детскими книжками – однодневками. Пестрые, аляпистые, броские они просятся в руки и словно кричат: «Ну возьмите же меня, ну возьмите». Раскроешь такой шедевр, а он ни о чем. И каким языком написан, тоже сразу не поймешь. Одно знаю – о русском литературном авторы этих книжек даже малейшего понятия не имеют, а свою задачу видят, прежде всего, в том, чтобы их творения служили достижениям какой-то определенной педагогической цели.

Массовики-затейники пишут километры развлекательных сценариев, логопеды – всякие «рыкалки», «жужжалки» и прочий подсобный материал, поэты и графоманы кинулись писать всевозможные азбуки –«по понятиям».
А поскольку институт редакторов в издательствах давно упразднен, редактирование и корректирование доверено компьютерной абэвэгэдэйке, то результат налицо – на выходе - тонны яркой и бесполезной макулатуры. Но прибыль она приносит, потому что книгу для детей покупали и будут покупать всегда.

Даже у родителей с полным отсутствием литературных интересов теплится надежда, что его ребенок будет необыкновенным и осилит то, что самим не довелось получить в детстве.

Более того, так уж получилось, и не будем выяснять, политика партии виновата ли в этом, тоталитарный ли строй взрастил подобное мышление, но у этих людей сформировалась безграничная вера печатному слову. Поэтому они считают – раз это издано и продается, значит истинно хорошо.
Не имея ориентиров, они не знают, что дать своему ребенку. В арифметической прогрессии расползается серость – серость пишет, серость издает, серость читает и в итоге – серое поколение next…

И страшно, что полным ходом идёт реализация простой, лежащей на поверхности истины - даже при великом желании творить добро, никто не может дать того, чего не имеет сам. В общем,(забыла, автора этого изречения, но оно как нельзя лучше иллюстрирует сегодняшний день детских издательств России) - «Слепые лепили слона, и он получился как слон, вылепленный слепыми».

Правда, если верить социологическим исследованиям современные дети потеряли интерес к чтению ещё в конце 90-х годов прошлого столетия. И виновата в этом, прежде всего, всеобщая компьютеризация. Что ж, может быть и так. И телевидение виновато, и мобильники, и происки из-за бугра имеют место быть…

Но кто виноват, что возле детей оказываются люди, интеллект которых годен только для того, чтобы сопли утирать, да на горшки садить? И в лучшем случае под два притопа, три прихлопа хороводы водить? А уж если им удаётся зарифмовать в слащавых сюсюкалках цветочки-лепесточки, пёсиков-котиков, ушки-зверюшки и преподнести это детям как литературу для детей – то процесс этот остановить уже трудно. Он, как говорится, пошел и стал огромнейшей проблемой.
А что делать?