Как определить спряжение глагола быть. Как определить, к какому спряжению относится глагол? Как определить спряжение глагола

В четвёртой четверти 4-5 классы традиционно изучают раздел, посвящённый глаголу.

Под занавес учебного года трудно справиться с двумя самыми сложными в правописании темами - "Гласные в личных окончаниях и в суффиксах глаголов".

Ещё сложнее шестиклассникам, изучающим правописание суффиксов причастий. Ребятам приходится определять спряжение глаголов, а сделать это бывает очень не просто. А уж каково старшеклассникам, у которых впереди экзамен по русскому языку, и представить себе невозможно!..

Сведения разрозненные, не завершённые вовремя тщательной отработкой, приводят к серьёзным пробелам. Будем систематизировать всё, что необходимо знать о спряжении глаголов.

Казалось бы, хрестоматийно известно, что II спряжение имеют глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме, или инфинитиве , на -Ить, а также семь глаголов на -Еть и четыре глагола на -Ать. К I спряжению относятся все остальные глаголы на -Еть, -Ать, -НУть, -Оть, -Ыть и известные по школьным учебникам два слова-исключения на -Ить (брить, стелить).

Редко встречающиеся слова зиждиться (со значением: строиться, основываться), зыбиться (со значением: колебаться, качаться) употребляются только в 3 лице: дисциплина зиждется на сознании ученика, решения зиждутся на законе, тростник зыблется, листья зыблются.

Запомните, что спряжение по инфинитиву определяется только у тех глаголов, которые имеют ударные личные окончания : стоИт - стоять (II спр.), летЯт - лететь (II спр.).

Если же личные окончания у глагола ударные, то незачем искать инфинитив, нужно смотреть на это окончание: берёшь, берёт, берём, берёте, берут (ЕШЬ/ЁШЬ, ЕТ/ЁТ, ЕМ/ЁМ, ЕТЕ/ЁТЕ, УТ/ЮТ) - I спряжение; шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят (ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ) - II спряжение.

Правда, нет ничего нового! Однако проблема остаётся не решённой до сих пор. Почему?

Во-первых, не знаем слова-исключения. Исправить это легко, надо лишь выучить полезную рифмовку:

Гнать, держать, терпеть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть.

И ещё: дышать, вертеть,

И зависеть, и смотреть.

Во-вторых, сама неопределённая форма иногда ставит нас в тупик. Хорошо, если на суффикс перед -ТЬ падает ударение (стоять, молчать, лететь, грозить), но если звук безударный, то сомневаемся, как правильно: клеЯть или клеИть , зависИть или зависЕть , сеИть или сеЯть (подчёркнутые слова написаны верно!). Глаголы нужно опять заучивать и узнавать.

Однако есть маленький совет: проговаривайте нужное слово медленно, чтобы услышать звук йот , во всех словах на -Ять присутствует буква Я, она ведь йотированная гласная (мерить, чистить, НО таЯть, затеЯть).

Не перепутайте значения слов таЯть (исчезать, становиться жидким, испытывать состояние умиления) и таИть (скрывать в себе, молчать, не обнаруживать). А вот слова КЛЕить, СТРОить выучите крепко-накрепко!

В-третьих, есть группа глаголов, которые спрягаются, нарушая все условия: одни образуют формы как у первого спряжения, другие как у второго. Их немного: бежать - бежит - бегут; хотеть - хочет - хотят; есть - ест - едят; дать - дадим - дадут.

Они называются разноспрягаемыми. К ним примыкают слова брезжить - брезжит - брезжут; чтить - чтит - чтут (форма чтят используется редко).

В-четвёртых, к словам часто прикрепляются приставки и так хорошо маскируют глаголы, что вводят нас в заблуждение, а приставка вы- даже перетягивает ударение на себя: задержать, присмотреть, надоесть, создать, забежать, вылететь, выговоришь. Простой совет: отбрасывайте приставку!

В-пятых, если в глаголе есть приставка обез- (обес-), то при определении спряжения обязательно учитывайте переходность глагола. Переходный глагол обессилИть кого-то (II спр.), а непереходный обессилЕть самому (I спр.): мы обессилИм врага, вы обессилеЕте сразу. Совет: найдите подлежащее и дополнение, определите переходный глагол.

В-шестых, некоторые глаголы имеют двоякие формы: мучает (мучить - мучит - мучат); меряет (мерить - мерит - мерят); выздоровит (выздороветь - выздоровеет). Эти варианты относятся к разным спряжениям. Одна из подобных форм может иметь чередование звуков: капать - капает - каплет; полоскать - полоскает - полощет; махать - махает - машет (подчёркнутые слова являются разговорными).

Какая из них правильная? Обе существуют, но по-разному, различаются либо своим лексическим значением, либо стилистическим оттенком. Сравним: каплет, то есть течёт самопроизвольно; капает обозначает действие, совершаемое кем-то; разговорная форма махает и нейтральное машет. Используйте в письменной речи только литературные формы.

В-седьмых, нельзя смешивать глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях. Сравните две формы: Вы стукнЕте мне в окно, когда пойдёте на прогулку? - СтукнИте мне в окно, пожалуйста, когда пойдёте на прогулку.

Оба предложения почти одинаковы (на слух!), но они различны по цели высказывания: первое вопросительное, а второе повествовательное. В первом глагол изъявительного наклонения имеет окончание I спряжения -ЕТЕ, во втором - глагол повелительного наклонения имеет суффикс -И- и окончание -ТЕ. Знайте твёрдо, что только в форме изъявительного наклонения нужно определять у глагола спряжение.

И, наконец, есть группа таких глаголов, которые выражают состояния или действия, не зависят от субъекта и не изменяются по лицам. Они называются безличными и не относятся ни к какому спряжению: вечереет, мне нездоровится. Некоторые личные глаголы только в тексте могут иметь значение безличных: веет черёмухой, пахнет сеном, не читается, клонит ко сну, легко дышится. Обращайте внимание на то, в каком предложении употреблён тот или иной глагол.

Можно выдохнуть! Но всё-таки не спешите. Давайте теперь учиться рассуждать. Делайте это правильно.

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР

Я увид..л падающую звезду, и ты ещё увид..шь.

В этом предложении три глагольные формы: 2 глагола и 1 причастие. Есть два однокоренных слова, а буквы нужно писать разные: гласную в суффиксе и гласную в окончании. Первый глагол употреблён в прошедшем времени, он обозначает уже совершившееся действие, об этом сигнализирует суффикс -Л-. В неопределённой форме глагол увидеть перед -ТЬ имеет суффикс Е, значит, пишем эту букву.

Другой глагол стоит в будущем времени, окончание его безударное, он является исключением (отбрасываем приставку У-) и относится ко II спряжению, в единственном числе нужно писать И, во множественном А/Я.

Причастие образовано от глагола падАть (I спр.) и имеет гласную Ю, причём суффикс -А- остаётся неизменным.

ВТОРОЙ ПРИМЕР

Спать ложится мышонок, засыпает жучок, но над ними хохочет сверчок.

Хотя глагол спать имеет гласную А, нельзя без самопроверки отнести его к I спряжению. Он спИт, они спЯт, следовательно, это II спряжение. Глагол ложится имеет ударное окончание -ИТ, по букве И видно, что это тоже II спряжение. Глагол засыпает с безударным окончанием, ставим в неопределённую форму - засыпÁть, это I спряжение. Глагол хохочет тоже с безударным окончанием, действуем по аналогии: хохотАть, это тоже I спряжение.

ТРЕТИЙ ПРИМЕР

Как они постел..т, так и люди высп..тся. Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь.

Слова с пропуском букв имеют безударные личные окончания. Рассмотрим предложение: Как они постел..т, так и люди высп..тся. Первый глагол ставим в неопределённую форму постелить, отбрасываем приставку ПО-, узнаём исключение стелить, это I спряжение, напишем Ю. У второго глагола (инфинитив выспаться) даже без ударной приставки ВЫ- без самопроверки не получится определить спряжение правильно: они спЯт, он спИт. Это II спряжение.

Перейдём к предложению: Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь. Глагол догон..шь ставим в неопределённую форму, получаем догнать, отбрасываем приставку ДО- и узнаём глагол-исключение, II спряжение, пишем догонИшь. У слова встрет..шь инфинитив встретить, это II спряжение, значит встретИшь.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР

Где стро..т, там и ро..т. Где кле..т, там рвётся.

Строить на Ить, II спряжение, строЯт. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт. Клеить на Ить, II спряжение, клеЯт. Последний глагол имеет ударное личное окончание -ЁТ, это I спряжение.

ПЯТЫЙ ПРИМЕР

Волки по лесу рыщ..т, чужое добро ищ..т.

От инфинитива рыскАть, I спряжение, рыщУт. От инфинитива искАть, I спряжение, ищУт. Здесь можно промахнуться с буквой, но мы ведь помним, в сочетаниях чу-щу нужно писать букву У.

ШЕСТОЙ ПРИМЕР

Зимой берег моря обезлюд..т. Войска обезлюд..т целый район города.

В первом предложении берег сам по себе останется безлюдным из-за зимы, глагол непереходный, I спряжение, поэтому пишем гласную Е (обезлюдеЕт). Во втором есть прямое дополнение, глагол переходный, II спряжение, надо выбрать Я (обезлюдЯт).

СЕДЬМОЙ ПРИМЕР

Ему не удастся поступить на бюджетное отделение. Выбежишь на улицу и не захочешь уходить домой.

Глагол поступИть относится ко II спряжению. В обоих предложениях есть разноспрягаемые глаголы: удастся (инфинитив дать), его трудно узнать из-за приставки У- и постфикса -СЯ; выбежИшь и захочЕшь тоже спрятались за приставками ВЫ- и ЗА-.

ВОСЬМОЙ ПРИМЕР

Наполн..те вазу водой. Когда наполн..те вазу, поставьте в неё цветы.

В первом предложении выражается просьба, здесь глагол повелительного наклонения с суффиксом -И- (наполнИте), во втором - глагол изъявительного наклонения относится ко II спряжению и имеет окончание -ИТЕ (наполнИТЕ).

ДЕВЯТЫЙ ПРИМЕР

Он часто езд..т к бабушке в деревню. Осторожно, гуси тебя защип..т.

В так называемых двояких формах мы используем литературный вариант: езд..т от инфинитива ездИть, II спряжение, ездИт; защип..т от инфинитива защипАть, I спряжение, защиплют (в разговорной речи допускаются формы защипЯт и защипаЮт).

ДЕСЯТЫЙ ПРИМЕР

Там пахнет молоком и сеном. Как сильно пахнет полынь!

В первом предложении личный глагол используется в безличном значении, у него формально нельзя определить спряжение. Во втором предложении пахнет от инфинитива пахнУть, I спряжение.


Литература

1. Борисова Н.М. Опыт системного подхода к повторению глагола / Русский язык в школе. - 2001. - № 6.

2. Борисова Н.М. От глагола - к причастию / Русский язык в школе. - 2003. - № 6.

3. Каламова Н.А. О спряжении глагола /Русская речь. - 1990. - № 4.

4. Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Повторяем правописание окончаний глаголов / Русский язык в школе. - 2007. - № 8.

5.Пахомов В.М. Спряжение глаголов / Русский язык в школе. - 2015. - № 5.

6. Полковникова С.А. Глаголы-исключения / Русский язык в школе и дома. - 2010. - № 8-9.

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

-у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило .

Ко второму спряжению относятся:

все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

Разноспрягаемые глаголы.

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов

Ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».

Если не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие : , стелить, зыбиться и зиждиться.

Ко второму спряжению также ряд с окончанием на –еть и на -ать: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.

Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во - по образцу второго.

Видео по теме

Обратите внимание

1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу

Источники:

  • 1 спряжение примеры
  • Урок № 5

Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.

Инструкция

В выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.

Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, ли на окончание глагола . Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.

Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав , а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.

А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.

Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во уже по образцу второго.

Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.

Грамматическая категория – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.

Инструкция

Лица зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты »), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).

Глаголы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения представлены во всех шести формах. В прошедшем времени, а также в сослагательном наклонении показателями лица являются личные местоимения («я писал», «ты писал», «он/она писал(а)», «мы писали», «вы писали», «они писали»).

    Глаголы 1 спряжения в русском языке оканчиваются на -ять, -еть, -ыть, -оть, -ать, -уть, -ть за исключением 11-ти следующих, которые для запоминания складывали в подобие считалочки: гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, да еще дышать, смотреть. Ее озвучил герой фильма Плюмбум или Опасная игра:

    Глаголы, оканчивающиеся на -ат, -ят, -ишь, -им, -ит, -ите - относятся ко второму спряжению.

    Бежать . В третьем лице множественного числа этот глагол имеет окончание 1 спряжения (бегут). Все остальные его формы относятся ко второму спряжению.

    Хотеть . Формы множественного число этого глагола относятся ко 2 спряжению, формы единственного - к первому.

    Брезжить . У этого глагола всего две формы. К первому спряжению относится множественное число (брезжут), ко второму - третье лицо единственного числа (брезжит).

    Чтить . Третье лицо единственного числа этого глагола - 1 спряжение. Все остальные - второго.

    Спряжение это видоизменение формы (окончания) глагола по лицам и числам: я пою, ты поешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют.

    Зная спряжения, вы будете грамотно писать безударные окончания глаголов с буквами Е или И. Например, видИшь или пишЕшь.

    Нужно запомнить, что в русском языке глаголы имеют два спряжения: I и II. Но помимо этого существуют разноспрягаемые глаголы.

    Существует два способа определения спряжения глагола:

    • Спрягаем глагол в настоящем или будущем времени. Если ударение при спряжении падает на личное окончание, определяем спряжение по окончанию. Личное окончание это окончание глагола при изменении его по лицам.

    Глаголы при изменении по лицам и числам имеют личные окончания:

    Первое спряжение -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). В окончаниях пишем буквы Е, У, Ю

    Второе спряжение -у(-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). В окончаниях пишем буквы И, А, Я.

    Например

    Лить: я лью, ты льешь, он льет, мы льем, вы льете, они льют - I спряжение;

    Сидеть: я сижу, ты сидишь, он сидит, вы сидите, они сидят - II спряжение.

    При спряжении глаголов с приставкой вы возникают затруднения, так как приставка вы перетягивает на себя ударение. Например: вЫстричь, вЫговорить. В этих случаях нужно отбросить приставку и проспрягать глагол без нее. Например: вЫстричь - стричь, я стригу, ты стрижешь, он стрижет, мы стрижем - I спряжение.

    Или: вЫговорить - говорить, я говорю, ты говоришь, они говорят - II спряжение.

    • Если у глагола безударное личное окончание, ставим глагол в неопределенную форму (отвечаем на вопрос что делать?) и по окончанию будет понятно, какое это спряжение.

    Второе спряжение это глаголы с безударным личным и окончанием на ить (-иться) в неопределенной форме (ездить, строить, кружиться, пениться и т.п.), кроме глаголов-исключений: стелить и брить, зыбиться и зиждиться (эти четыре глагола относятся I спряжению).

    Второе спряжение это 7 глаголов с окончанием -еть: обидеть, терпеть, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, смотреть.

    Второе спряжение это 4 глагола с окончанием на -ать: дышать, слышать, держать, гнать.

    Первое спряжение это все глаголы с безударным личным окончанием и окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -ть и т.д. в неопределенной форме.

    Первое спряжение это глаголы-исключения: стелить и брить, зыбиться и зиждиться.

    • Разноспрягаемые глаголы это глаголы, которые в единственном числе имеют личное окончание I спряжения, а во множественном числе II спряжения. Например, брезжить, бежать, хотеть: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.
  • Спряжение определяет изменение глагола по числам и лицам . Спряжение глаголов - одна из самых трудных тем в изучении русского языка. Но разобраться в этой теме совершенно необходимо, иначе писать правильно будет невозможно.

    Первым шагом определения спряжение глагола, является понимание, ударное ли у него окончание. В том случае, если ударение на окончании глагола, спряжение определяют по гласной в е сильной позиции. Глаголы в первом спряжении имеют окончания -ем, ет, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или ешь, к примеру, в словах ведшь, зовешь. Глаголы второго спряжения имеют окончания -им, -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят, к примеру, в словах спят, горишь.

    Если у глагола нет ударения в личном окончании, то определяют его спряжение по инфинитиву, то есть по начальной, безличной форме. Если инфинитив кончается на ить, значит, перед вами глагол второго спряжения. Следующие глаголы являются исключениями: стелить, брить, зиждиться и зыбиться.

    К 2му спряжению относятся также следующие глаголы с окончаниями на еть и -ать: гнать, смотреть, видеть, терпеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, слышать, держать, дышать. Этот список нужно просто запомнить, чтобы при написании не делать ошибки. Остальные же глаголы, не имеющие ударения в личном окончании являются глаголами первого спряжения.

    Кроме глаголов первого и второго спряжения есть ещ разноспрягаемые глаголы. Одни их формы образуются в соответствии с первым спряжением, другие же - соответственно второму. Среди разноспрягаемых есть такие глаголы, как чтить, хотеть, брезжить, бежать. Например, глагол хотеть единственного числа образуют по правилам первого спряжения, а во множественном числе по образцу второго спряжения.

    Спряжение глагола - это одна из его грамматических категорий, с помощью которой определяется его изменение по числам и лицам. В зависимости от спряжения действуют те или иные правила написания в русском языке, поэтому правильность определения спряжения очень важна.

    Вот простая инструкция по определения спряжения глаголов в русском языке:

    Спряжение глагола определяют в школе. В жизни это знание не очень понадобиться, если Вы не филолог или педагог русского языка. Правило: спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

    Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.Глаголы 1 спряжения имеют окончания ут (-ют), 2 спряжения -ат (-ят).Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 висят, горят, лежат.Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределнную форму. Например: дышат дышать. Начальная форма отвечает на вопрос что делать, не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределнную) форму принято называть инфинитивом.Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме ить, относятся ко 2 спряжению.Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.Ещ в школе все познакомились с лгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

    Это правило в школе постоянно вылетало у меня из головы. А определить на самом деле спряжение глагола не так сложно. Приводим глагол в начальную форму, т.е. инфинитив и определяем. (инфинитив отвечает на вопрос что делать?. Если окончание слова на ить и оно безударное, то слово относится ко второму спряжению. Ко второму спряжению относят 11 глаголов - исключений. Их надо запомнить.

    У нас стишок был немного другой и запомнить их так не трудно:

    Слышать, видеть и обидеть, гнать держать и ненавидеть. И дышать, смотреть, вертеть. И зависеть и терпеть.

    🙂 Остальное все 1 спряжение.

    Чтобы правильно написать личные окончания глаголов, нужно правильно определить спряжения глагола, для многих школьников эта тема трудная, запутанная, но приходитс все равно учить, запоминать правила и исключения. Имеется два спряжения глагола -первое и второе.

    В современном русском языке существует два спряжения глаголов: I и II .

    Напомню, что под термином глагол в данном контексте понимается часть речи , отвечающая на вопросы что делать? , что сделать? (и производным, типа, что будем делать? и т.д.). Глаголы обозначают действие, состояние, отношение. Глагол может иметь следующие признаки:

    • залог (действительный или актив, страдательный или пассив. *Современные лингвисты выделяют ещ средневозвратный залог*),
    • вид (совершенный, несовершенный),
    • лицо (первое, второе и третье),
    • число (единственное, множественное),
    • время (настоящее, прошедшее, будущее),
    • наклонение (изъявительное, условное или сослагательное, повелительное) и
    • род (мужской, женский, средний).

    Глагол также может иметь такие морфологические признаки, как переходность/непереходность (я пишу ответ - переходный, я иду - непереходный), возвратность/невозвратность (он долго извинялся - возвратный, мы читали - невозвратный).

    Под спряжением глаголов - понимают изменение глаголов по лицам (я, ты, он и т.д.) и числам (единственное и множественное). У лингвистов также есть понятие спряжения глаголов в широком смысле слова, под которым они понимают изменение глагола по наклонениям, временам, лицам и числам.

    Чтобы определить спряжение глагола, нужно :

    • перевести его в начальную форму (по другому называется неопределенная форма, инфинитив). Начальная форма глагола сохраняет только признаки вида, переходности/непереходности, возвратности/невозвратности. Например, от глагола послушайте начальная форма - послушать, вдохнм - вдыхать, шл - идти, завертятся - завертеть и т.д.
    • посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола ?
    • все глаголы с безударным окончанием на -ить относятся ко 2-му спряжению .
    • также ко 2-му спряжению относятся - 11 глаголов-исключений , которые нужно запомнить.

    В свое время меня в школе заставляли выучить наизусть считалочку:

    гнать, держать, дышать, зависеть ,

    видеть, слышать и обидеть ,

    а ещ терпеть, вертеть,

    ненавидеть и смотреть .

    Следует заметить, что все производные от этих глаголы также будут относиться ко 2-му спряжению.

    • все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению (за небольшим исключением).

    Особо следует сказать о некоторых глаголах на -ить, в которых ударение приходится на конец слова: брить, стелить, почить, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, а также глаголы на -шибить (ушибить, ошибиться). Они относятся к 1-му спряжению.

    К 1-му спряжению принято относить такие редкие глаголы, как зиждиться, зыбиться.

    Знание, к какому спряжению относиться глагол, позволяет правильно писать окончания при спряжении глагола (*в первом лице единственного числа глаголы как I, так и II спряжения имеют окончание -у (-ю)*):

    P.S. *В русском языке есть несколько разноспрягаемых глаголов (с ударными окончаниями), которые имеют часть форм 1-спряжения, часть 2-го, например: бежать, хотеть*.

    В русском языке есть два спряжения, которые различаются по окончаниям. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют, относятся к первому спряжению, а глаголы, которые имеют окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, - ко второму спряжению.

    Есть еще исключения, для запоминания которых еще со школьных времен помню рифмовку:

    Слышать, видеть и обидеть,

    Гнать дышать и ненавидеть,

    Смотреть, держать, вертеть

    И зависеть и терпеть.

    Это глаголы второго спряжения

    Очень интересный вопрос Вы задали, потому что много существует спорных и запутанных вопросов по определению спряжения глаголов в рус. языке.

    Как показывает практика, многие затрудняются определять спряжение глагола.

    Основы изучения глагольных категорий закладываются обычно в начал-ых классах. И именно здесь, при формировании умения определять спряжение глагола, учителя подстерегает I ошибка.

    Вы, вероятно, заметили, что в учебниках по рус. яз. для нач. школы при изучении темы Спряжение глагола вначале предлагаются упраж-ия, в которые включены глаг. с ударными личными окончаниями в одной из личных форм.

    Интересно заметить, что на I взгляд, определить спряжение у такой формы глагола достаточно просто:

    выделил ударное личн. окончание и назвал спряжение.

    К сожалению, в учебниках не отмечается 1 важная особенность разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) и глаголов с архаичным спряжением (дать, есть), а именно:

    в части своих личных форм они также имеют ударные окончания (бегут, хотят, дадут, едят).

    Вас удивит, когда Вы узнаете, что ещ 1 проблема состоит в том, что уже в 4-ом классе при морфологическом разборе глагола встречаются не только личн. формы, но и формы в прошед. врем. или в повелительном наклонении. В этом случае принято ставить глаг. в 3-е лицо мн. ч., но при этом следует учитывать, что у безличных глаголов из личн. форм есть только форма 3-го лица ед. ч. (светает, вечереет, спится).

    1) спряжение в качестве языкового задания при морфолог-ком разборе глагола как части речи;

    2) спряжение как орфографическая необходимость.

    Лгкость определения спряжения по ударным личным оконч-ям, к сожалению, приводит к тому, что учитель сосредоточивается на отработке спряжения только у глаголов с безударн. личными оконч-ями (работа на орфографическую необходимость), тем самым вольно или невольно формируя у детей навык ставить любой гл. в начал. форму, не проверяя, есть ли у этого глагола формы с ударн. личн. оконч-ями.

    Такое упрощение, как правило, продолжается и в среднем звене. Представьте себе, какое чувство Вы бы испытали, если бы учительница по рус. яз. поставила бы Вашему ребнку 2 только за то, что тот начал определять спряжение с поиска у глагола ударн. личного окончания?

    Итак, что отвечают большинство выпускников школ на вопрос:

    Многие ответят:

    Такой ответ свидетельствует, что в их сознании не сформирован I этап, требующий выявления ударн. личного окончания .

    Кроме этого, существует ещ 1 сложность определение спряжения у приставочных образований от глаголов исключений. Конечно, в школьных учебных пособиях имеется информация о том, что приставка не влияет на спряж. глагола, однако систематического подхода к формированию навыка определения спряжения у такого рода глаголов нет из-за отсутствия универсального алгоритма и специально подобранных упражнений.

    Традиционно определение спряжения глагола включает в себя 2 этапа:

    1) Личн. окончания глаг. 1-го и 2-го спряжения чтко определяются только под ударением. Для этого нужно установить, явл-ся ли личн. окончание глаг. ударным или нет.

    2) Если ударение на личн. окончание не падает, тогда спряжение определяем по инфинитиву, предварительно отделив глаголы-исключения.

    Вам хотелось бы узнать, что предлагают некоторые исследователи этой темы? Они считают, что при определении спряж-я необходимо обращать внимание не только на:

    • глаголы-исключения;
    • разноспрягаемые глаголы;
    • глаголы с архаичным спряжением.

    Но необходимо ещ обращать внимание и на их приставочные и постфиксальные варианты.

    При определении спряжения также нужно быть внимательным к глаголам с ударным префиксом вы-, потому что, чаще всего, в формах таких глаг. ударение сохраняется на приставке, в то время как в бесприставочном аналоге оно может переместиться на окончание:

    Высидеть высидят; ср. сидят

    Выбежать выбегут; ср. бегут

    Выдать выдадут; ср. дадут

    Таким образом, алгоритм определения спряж. глаг. должен выглядеть так:

    Определить, в какой форме глагол.

    • Если глаг. имеет удар. личн. окончание (кроме 1-го лица), отделить (если это возможно) приставку и постфикс и убедиться, что бесприставочная форма не входит в группу разноспрягаемых глаг. с ударными личн. окончаниями (бегут, хотят) и глаголов с архаичным спряжением (едят, дадут).

    Опред-ть спряжение.

    • Глагол в прошед. врем., повелител. или условном наклонении, а также в начал. форме поставить в 3-е л. мн. ч., потому что, к примеру, инфинитив кричать, сидеть (ср. кричат, сидят) многие сразу же, не задумываясь, ошибочно относят к 1-му спряж..

    Если глаг. имеет ударн. личн. окончание, см. п. 1.

    • У гл. с безудар. личным окончанием отбросить приставку вы-, если такая есть, и проверить окончание. Если окончание ударное, см. п. 1.

    Остальные глаг. с безударным личн. окончанием поставить в начал. форму.

    • Отделить (если возможно) приставку и постфикс (-ся) и опред-ть, явл-ся ли этот глаг. исключ. или нет.
    • Опред-ть спряжение гл., который исключением не является, в зависимости от того, на какой гласный оканчивается основа инфинитива.

    Хотелось бы обратить внимание на то, что на послед. этапе определения спряж. глаг. применяется также и такой прим:

    • найти, на что оканчивается глагол.

    Но этот прим менее удачен, потому что может привести к смешению 2-х понятий:

    • аффикс инфинитива (-ть);
    • то, на что оканчивается инфинитив (-ать, -еть, -ить и др.). Результатом этого является неумение правильно выделять аффикс инфинитива.

    Примеры:

    Из сырого, пахнущего тающим снегом осинника деревенские ребятишки веслой стайкой дружно перебежали на согретую весенним солнцем полянку.

    Определяем спряж. гл..

    1. Перебежали гл. в форме прошед. времени, мн. ч..
    2. Перебегут 3-е л. мн. ч. Личное окончание ударное. Форма без приставки: бегут.

    Бегут форма разноспрягаемого глагола бежать .

    Вывод: перебежали форма разноспрягаемого глагола.

    Брат задержался на работе.

    Определ. спряж. гл..

    1. Задержался гл. в форме прошед. вр. ед. ч., мужс. рода.
    2. Задержатся 3-е л. мн.ч. Личн. окончание безударное.
    3. Ставим гл. в начал. форму задержаться .
    4. Отделяем приставку и постфикс держать .

    Глагол держать глагол-исключение 2-го спр..

    Вывод: задержался форма гл. 2-го спр. (исключение).

    Заучите этот отрывок наизусть.

    Определяем спр. гл..

    1. Заучите глагол в форме повелител. наклонения мн. ч..
    2. Заучат 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
    3. Начал. форма заучить .
    4. Отделяем приставку учить . Гл. учить исключением не является.
    5. Основа инфинитива оканчивается на -и. Гл. 2-го спр..

    Вывод: заучите форма гл. 2-го спряжения.

    Итак, как Вы заметили, предлагается:

    1) привлекать языковые упражнения не только с бесприставочными гл. в форме наст. или простого будущ. времени, но и с другими формами глаг., осложннными приставками и постфиксами;

    2) отрабатывать навык выделения основы инфинитива, чтобы у глаг. с безударн. личн. окончаниями определять спряжение с помощью конечного гласного основы.

    Тема в русском языке по спряжению глаголов является одной из самых затруднительных и запутанных, даже для заядлых отличников. Верному определению спряжения глагола способствует понятный алгоритм его выявления, изображнный на схеме:

    Для усвоения сложной темы в русском языке достаточно выучить слова,составляющие исключения и простое для визуального и умственного восприятия правило. Верно определение спряжения глагола позволяет в дальнейшем писать все окончания глаголов правильно, без ошибок.

    Наиболее простым способом выявления спряжения глаголов является разграничение слов по окончаниям:

    • I спряжение: окончание -ую/-ют
    • II спряжение: окончание -ат/ят

    Более подробным определением спряжения в русском языке является запоминание следующих правил, подсказывающие, какой тип спряжения используется, I-й или II-й:

    1. Ударение в словах I спряжения падает на окончание, чаще всего на -ут/-ют (нервничают, погибают, бегут, скажут),

    а ударение в словах II спряжения падает на -ат/ят (манят, дарят, лежат)

    1. Если ударение не падает на окончание: найти форму инфинитива (в безличной форме - ить, II спряжение глагола: возить, сшить). Исключения составляют: брить, тселить, зиждиться, зыбиться (I спряжение)
    2. На окончание не падает ударение, в форме инфинитива глагол заканчивается на -еть/-ать (I спряжение глагола).

    Глаголы-исключения: смотреть, зависеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, дышать, гнать (II спряжение)

    Родной русский язык поражает сложностью правил. Вот спряжение глагола относится к таким.

    Глаголы имеют всего два спряжения - первое и второе. как правило, глагол связан с каким-то местоимением и лицом - я, ты, он, она, они, мы, вы. И как мы видим, глагол, точнее, его окончание, будет меняться, если его употреблять с разными местоимениями: я ушел, она ушла, вы ушли.

    Таким образом, можно сделать вывод, что спряжение глагола - это изменение его по лицам и числам. А далее смотрим на окончание глагола. При этом глагол должен быть в неопределенной форме, то есть в такой, при которой непонятно, какому лицу он принадлежит:

    вижу - видеть, слышишь - слышать, поете - петь.

    Вторые слова в данных примерах - неопределенная форма глагола. Теперь смотрим на ударение в окончаниях. Если окончание -ить (любить, дразнить) под ударением, то этот глагол относится к первому спряжению, а если без ударения - то это глагол второго спряжения. И вообще ко второму спряжению относятся глаголы с безударным личным личным окончанием (клеить, ездить и т.д.) и еще одиннадцать глаголов - исключений из правил (они приведены в ответах авторов на вопрос).

    К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у, -ю, -ешь, -еть, -ем, -ете, -ут, -ют.

    Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у,-ю,-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

    Путаницу могут внести разноспрягаемые глаголы, у которых могут быть окончания и первого, и второго спряжения при изменении формы глагола: сидеть - первое спряжение, сидите - второе спряжение.

    Если окончание у глагола безударное,то надо поставить в неопределенную форму(что делать? что сделать?).Если заканчивается на -ить(кроме брить,стелить,зиждиться),то 2 спряжения,если не на -ить(кроме терпеть,вертеть,обидеть,зависеть,ненавидеть смотреть,видеть,слышать,дышать,держать,гнать),то 1 спряжения.Если же окончание ударное,то по окончанию:если в окончании буква Е в ед.числе,то 1 спр.,а если -И,то 2.(например,летИт-2 спр., поЕт-1спр)

    Спряжение - это грамматическая категория глагола,с помощью которой, определяя его изменение по лицам и числам,может подсказать человеку, какую букву писать в словах с окончанием которых он сомневается. В русском языке есть 2 два спряжения глагола: первое и второе. Это нам известно со школы. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании. Немного проще с глаголами прошедшего времени,они не имеют спряжения. а как разобраться со спряжением глаголов в русском языке,в этом может помочь такая не очень сложная схема и стишок,который в пятом классе дают детям на уроках русского языка

    Определить спряжение глагола легко. Для этого нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, на что они оканчиваются. Итак, ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить, исключения - брить, стелить (они относятся соответственно к 1 спряжению). Все остальные глаголы, которые оканчиваются на -еть, -уть, -ать, -ыть, -ять и так далее относятся к 1 спряжению. Но есть 11 глаголов- исключений (терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, видеть, держать, гнать, слышать, дышать, которые относятся соответственно к 1 спряжению).

    А еще необходимо помнить, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. Такие глаголы могут иметь окончания как первого, так и второго спряжения.

    1) Для начала необходимо определить, является ли ударным окончание глагола.

    Если в окончании глагола находится ударная гласная:

    • у глаголов 1-го спряжения будут следующие окончания: -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю), ешь.
    • у глаголов 2-го спряжения будут следующие окончания: -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят.

    2) Если же в окончании глагола гласная не являтся ударной, то спряжение следует определять по инфинитиву. Если глагол в форме инфинитива оканчивается на ить, то это глагол 2-го спряжения. Исключения : стелить, брить, зыбиться и зиждиться.

    Так же стоит запомнить 11 глаголов 2-го спряжения с окончаниями еть и ать: зависеть, видеть, ненавидеть, терпеть, слышать, вертеть, обидеть, дышать, гнать, держать, смотреть.

    Все остальные глаголы, у которых в окончания гласная является безударной - 1-го спряжения.