Тренажер определение проблем егэ задание 25 русский. Алгоритм выполнения задания

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.

Комментарий - слово, заимствованное в конце XV века из латинского языка, где commentarius «объяснение» - суффиксальное производное от commento «объ-ясняю». (Школьный этимологический словарь русского языка.)

Комментарий - объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста.

Создавая комментарий, выпускник должен показать, как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.

Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.

комментарий

текстуальный

концептуальный

Текстуальный комментарий - это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

- какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев?

- на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?

- какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, JI. Андреев приводит развёрнутый монолог героя , который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт , что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека , которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий - это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе.

В отличие от текстуального, концепционный комментарий включает в себя ответы на следующие вопросы:

- насколько актуальна в наши дни эта проблема?

- почему эта проблема относится к разряду вечных?

- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- традиционна ли эта проблема или нова?

- если проблема традиционна, какие точки зрения существуют по её поводу?

- если проблема нова, что стало причиной её появления?

Приводя нравственные опенки военных действий своими героями, JI. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален как никогда . В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном : смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий не оценивается.

Необходимо создавать только текстуальный комментарий! То есть комментировать проблему только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.

Именно об этом сказано в критериях 2016 года.

Требования, предъявляемые к текстуальному комментарию.

см.распечатку

  • При текстуальном комментарии пишущий акцентирует своё внимание на действиях и эмоциях автора исходного текста, показывая, как автор выстраивает свой текст и какие чувства испытывает, рассказывая читателям о той или иной жизненной истории .
  • Текстуальный комментарий не должен представлять собой простой пересказ исходного текста или его отрывка. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а составляя текстуальный комментарий показываем, что делает автор, привлекая внимание к той или иной проблеме .
  • Недопустима подмена текстуального комментария обширным цитированием исходного текста.
  • Текстуальный комментарий - это не цитирование обширного фрагмента исходного текста, не простой пересказ его содержания, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

4. При написании текстуального комментария выпускнику не следует пускаться в общие рассуждения по поводу всех проблем, затрагиваемых автором исходного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает одну из проблем.

5. Чтобы избежать неоправданного лексического повтора, работая над текстуальным комментарием, необходимо варьировать слова, обозначающие автора исходного текста: «автор», «имя, отчество и фамилия», «публицист» и т.д. Для этого можно воспользоваться краткой информационной справкой, помещённой в КИМах после текста и содержащей общие биографические сведения о его авторе. Например: «Сикирич Елена Анатольевна (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель».

6. При написании комментария следует избегать фамильярности: не следует употреблять имя и отчество автора исходного текста без указания на его фамилию. Например: « Елена Анатольевна раскрывает поднятую проблему, приводя данные научных исследований, проведённых российскими учёными».

Составить развёрнутый текстуальный комментарий и показать, как автор выстраивает свой текст, чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, помогают ответы на следующие вопросы :

- какой случай из собственной жизни вспоминает автор?

- какие факты из биографии известных людей приводит автор?

- к каким историческим событиям обращается автор текста и что с их помощью хочет доказать?

- какими собственными впечатлениями и жизненными наблюдениями делится автор и чем они вызваны?

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор и какую оценку им даёт (за что осуждает; чем восхищается)?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?
  • какие мудрые изречения великих людей упоминаются в тексте и какое яв-ление или морально-нравственное понятие с их помощью автор стремится осмыслить?

- какие данные научных исследований приводит автор и какие жизненные наблюдения автора они подтверждают?

- какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы прояснить читателям своё отношение к поставленной проблеме?

Текстуальный комментарий должен содержать пояснительные замечания пишущего о действиях и эмоциях автора исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями .

Перейти от формулировки проблемы к её комментарию позволяют следующие речевые клише.

Примечание. Подобные клишированные фразы настраивают эксперта, читающего экзаменационную работу, на восприятие следующего за этими речевыми конструкциями микротекста как комментария .

Текстуальный комментарий предполагает, что пишущий акцентирует своё внимание не только на действиях автора исходного текста, но и на его переживаниях, вызванных анализом тех или иных жизненных явлений . Поэтому важно знать речевые конструкции, которые позволяют ввести в комментарий указание на эмоции и чувства автора.

Обозначение проблемы текста М.С. Крюкова и комментарий к ней

В чём заключается значимость человеческой личности? Как каждому из нас найти своё место в жизни? Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте из-вестного писателя М.С. Крюкова. Однако наиболее детально автором рассматри-вается проблема самооценки человеческой личности.

М.С. Крюков приглашает читателей поразмыслить над тем, почему каждому из нас необходимо правильно оценивать себя и к каким последствиям приводит за-вышенное или заниженное представление человека о своих возможностях. С этой целью автор обращает внимание общественности на тот факт, что некоторые люди нередко живут по принципу «я лучше, я умнее всех». Как показывает публи-цист, те, кто избрал эти слова своим жизненным девизом, обладают завышенной самооценкой. М.С. Крюков приводит убедительные примеры того, как завышенное представление о своих возможностях мешает не только самому человеку, но и окружающим его людям, а также общему делу, каким они занимаются. Поэтому писатель осуждает руководителей, завышенная самооценка которых не позволя-ет им поддержать дельное предложение, если оно исходит не от них самих, а от

кого-то из подчинённых.

Стремясь донести до нас свою мысль о том, что «истинная цена человека ра-но или поздно обнаружится», автор упоминает историю открытия имени под-линного создателя Александрийского маяка. Хоть по приказу и было выбито на нём имя фараона, но под этой надписью была со временем обнаружена другая: «Со-стрит, сын Дексифана из Книда - богам-спасителям ради мореходов». Так люди узнали о настоящем архитекторе.

Обозначение проблемы текста JI. Андреева и комментарий к ней

В тексте Л. Андреева рассматривается проблема отношения человека к вой-не. Писатель приводит нравственную оценку военных действий братом героя по-вествования, который не может привыкнуть «к самому факту войны». Считает, что это безумие, потому что невозможно постигнуть смысл необходимости убивать друг друга, когда от этого несчастны обе стороны военного конфликта «и всем одинаково больно».

Рассказчик неохотно участвует в дискуссии, потому что, только что вернув-шись с воины калекой, стремится быстрее окунуться в мирную жизнь, наслаж-даться самыми обыкновенными вещами, оценив их по-новому после суровых во-енных испытаний, мечтает о свободном, созидательном труде, о творчестве и заботе о своих детях.

Избегайте типичных ошибок при написании комментария:

1. Прямой пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании сочинения по критерию К2 («Комментарий проблемы»).

2. Не требуется констатации актуальности проблемы и характеристики её как социальной, нравственной или философской.

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (10-11 КЛАСС)

« Тексты с заданиями (задания 20-25 ЕГЭ 2015)»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

1.формировать умение работать с предлагаемым текстом;

2.формировать умение находить верные ответы на вопросы ЕГЭ 2015, связанные с работой над предложенным текстом:

Задание 20 – «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста»;

Задание 21 – «Функционально-смысловые типы речи»;

Задание 22 – «Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению»;

Задание 23 – «Средства связи предложений в тексте»;

Задание 24 – «Речь. Языковые средства выразительности»;

Задание 25 – «Сочинение. Информационная обработка текста»;

3.учить находить в тексте проблемы и формулировать авторскую позицию;

4.знакомить с фрагментами текстов современных русских писателей (с установкой на их прочтение в дальнейшем заинтересовавшимися учениками)

ТЕКСТ 1

(1)Но вскоре со мной произошла история, которая завершила переворот в моем сознании. (2)Я уже вышла замуж, у меня был маленький сын, было лето, он жил вместе с моей свекровью возле Дома творчества в Болшеве, иногда я приезжала, чтобы отпустить ее по делам. (3)Вечером с верхнего этажа зашла очень красивая пожилая дама, которая приходила к свекрови пить чай и беседовать о внуках. (4)Кажется, звали ее Лидия Алексеевна. (5)У нее был шёлковый голубой халат. (6)Очень стройная и красивая. (7)Как потом выяснилось, в юности она была балериной. (8)Мы мирно пили чай, дети были уложены, шел июнь, и закат был поздним, а светлый вечер навевал мирное состояние духа. (9)Моя соседка говорила о довоенном Ленинграде, о театрах, о знаменитостях. (10)Я, честно говоря, ее слушала невнимательно. (11)Но упоминание Лениниграда всегда выносило меня мыслями на войну и блокаду. (12)Я не замедлила спросить ее:

-(13)А во время войны вы тоже были в Ленинграде?

-(14)В блокаду я не была в Ленинграде, - почти по слогам произнесла она и замолчала. (15)Молчание было столь продолжительным, что я заерзала на стуле, не зная, как выбраться из столь неловкой ситуации. (16)Я видела, что моя собеседница так далеко от меня, что неизвестно, вернется она на эту кухню или нет.

- (17)В блокаду, да и раньше, с 1939 года, я была в лагере жен врагов народа – а «Алжире», так его тогда называли, - сказала она, будто бы внутренне прислушивалась к себе.

- (18)А сколько лет вы там были?

- (19)Восемь лет.

- (20)Почему?

- (21)Я пришла в Большой дом узнать о судьбе моего арестованного мужа, он был физик. (22)Меня тут же взяли.

(23)С этого момента время перестало течь, оно встало. (24)Когда я очнулась, было светло, как оказалось, занимался рассвет.

(25)Это было среди казахских нераспаханных земель, где теперь стоит город Целиноград. (26)Жены дипломатов и писателей, маршалов и командиров, пианистки и певицы, актрисы и балерины, домашние хозяйки были брошены на распахивание твердых степных земель. (27)Красивые, умные, образованные. (28)Мирра Фройд (племянница Фрейда), Кира Пильняк (жена писателя), первая жена Гайдара, сестра Тухачевского. (29)Вечером, после двадцати часов работы, после раскалывания льда, чтобы напиться, счищая изморозь со своих подруг, измученных тяжкой работой, они всё-таки садились кругом и устраивали литературно-музыкальные вечера. (30)На губах или расчёсках исполнялись все известные симфонии, оперы. (31)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении лучшей пианистки страны! (32)Наизусть читали главы из книг, пересказывали романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали страницу за страницей. (33)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые паруса» Грина.

-(34)Этот страшный лагерь был моим университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю жизнь. (35)Там было множество горя. (36)Что говорить про отобранных детей, расстрелянных мужей, исчезнувших родственников! (37)Но мы старались оставаться людьми.

(Н.Громова «Ключ.Последняя Москва»)

Наталья Громова – писатель, драматург, автор книг о литературном быте 20-30-х, военных и послевоенных лет. Все ее книги основаны на обширных архивных материалах и рассказах реальных людей – свидетелей времени.

1.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Главная героиня встретила Лидию Алексеевну в квартире свекрови.

2)Лидия Алексеевна была в блокадном Ленинграде.

3)Лидия Алексеевна попала в лагерь жен врагов народа и провела там семь лет.

4)Искусство спасало лагерниц от горьких раздумий.

5)Лагерь для жен врагов народа называли «Целиноград».

1)Предложения 4-7 содержат описательный фрагмент.

2)В предложениях 8-9 представлено рассуждение.

3)Предложения 10-12 содержат повествование.

4)Предложения 30-32 содержат рассуждение.

5)В предложениях 15-16 содержится рассуждение.

3.Из предложений 14-16 выпишите антонимы.

4.Среди предложений 3-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и противительного союза.

5. «Особую эмоциональность отрывку придают такие синтаксические средства, как ___ в предложениях 18-22, а также ____ в предложениях 26, 27. Автор также прибегает к такому художественному средству, как ____ (предложения 26-27) для передачи особой напряженности повествования. Такие тропы, как ____ («время перестало течь, оно встало» в предложении 23) передают особое отношение героини к происходящему».

Список терминов

2)эпитеты

3)метафоры

4)гипербола

5)фразеологизм

6)парцелляция

8)синтаксический параллелизм

Ответы:

Проблема:

ТЕКСТ 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

(1)Плакат, конечно; он и не забывал его никогда. (2)Среди всей антисемитской бумажной дряни, появляющейся, как яркий лишай, на стенах домов, на столбах, этот плакат бросался в глаза и красками, и текстом. (3)Простая местная семья: женщина в косынке держит руки на плечах сынишки с такими же остзейскими чертами лица, а мужчина в кепке обнимает жену, защищая от источника зла за их спинами: хитрого, циничного еврея. (4)Вот он, наложивший печать скорби и безысходности на честные трудовые лица! (5)Текст был прост, как ломоть хлеба: «ЖИД ВАМ ЧУЖОЙ. ГОНИТЕ ЕГО ПРОЧЬ!». (6)Такое могло вдохновить, и плакатов было назойливо много, но ведь не плакат же выпустил на волю бред и придал ему дьявольскую силу, и не от плаката загорелась синагога в пятницу вечером?

- (7)Так мало ли что – пожар. (8)Свечу, може, уронил кто, а оно и занялось, - ошеломленно бормотал Максимыч, - кто знает.

- (9)Свечу!.. (10)Они стенки керосином облили, обложили паклей и подожгли, а когда люди начали детей из окон выбрасывать, так в них гранатами швыряли!

- (11)Немцы?

- (12)Нет, свои. (13)С плакатов, - непонятно добавил зять, - немцам и трудиться не пришлось…

(14)Появился мерзкий плакат в клинике, где Федор Федорович работал. (15)Чья-то заботливая рука не только налепила его на входную дверь, но и не обошла прохладный темноватый вестибюль, а через старинные витражи лилось июльское солнце: гоните его, доколе?! (16)Одни старались пройти как можно скорее: работа, мол, ждет, другие непринужденно задерживались группками и заводили близкий к теме разговор – немного громче, пожалуй, чем следовало, но, возможно, были виноваты старинные своды, сообщавшие ненужный резонанс. (17)Третьи прошмыгивали мимо, но с доброжелательным интересом на лицах: как, пожалуйста? (19)Гнать прочь? (19)И на лицах появлялось сочувствие, которое могло читаться по-разному….

(20)Интересно, а не будь эта яркая гадина расклеена по всему городу, мог бы этот бред осуществиться, думал он, сидя на берегу реки рядом с примолкшим тестем. (21)И ведь никто не сорвал, ничья рука не поднялась, но это уже была совсем инертная мысль, без возмущения: и ты ведь не сорвал. (22)Он внимательно, но без обычного интереса смотрел на неподвижный поплавок. (23)Хорошо ловится, хотя почти октябрь.

(Е.Катишонок «Жили-были старик со старухой»)

Елена Катишонок – русский писатель, поэт, автор четырёх романов («Жили-были старик со старухой», «Против часовой стрелки», «Когда уходит человек», «Свет в окне») и трех сборников стихов, финалист литературной премии «Русский букер», лауреат премии «Ясная Поляна»

. 1.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)В субботу вечером загорелась синагога.

2)Пожар произошел от того, что кто-то уронил свечку.

3)Плакаты спровоцировали гибель людей.

4)Федор Федорович не разделял мнение, отображенное на плакате, но не смог сорвать его.

5)В гибели людей в синагоге виноваты фашисты.

2.Какие из перечисленных утверждений верны? Укажите номера ответов.

1)В предложениях 2-3 содержится описательный фрагмент.

2)В предложении 6 представлено рассуждение.

3)Предложение 10 содержит описание.

4)Предложения 14-15 содержат рассуждение.

5)В предложениях 22-23 содержится повествовательный фрагмент.

3.Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.

4.Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения.

5. «Особую эмоциональность отрывку придают такие синтаксические средства, как ___ в предложениях 7-12, а также ____ в предложениях 6, 19. Автор использует такие художественные средства, как ____ (предложения 2, 5) и ___ («источник зла» в предложении 3, «выпустил на волю бред» в предложении 6)».

Список терминов

1)вопросно-ответная форма изложения

2)эпитеты

3)метафоры

4)сравнения

5)фразеологизм

6)парцелляция

7)ряд однородных членов предложения

8)риторический вопрос

6.Какие проблемы затрагивает автор в данном отрывке?

Напишите сочинение по прочитанному тексту, формулируя и комментируя одну из проблем, поставленных автором текста.

Ответы:

Проблема:

Список использованной литературы:

1.Демонстрациооный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку // fipi .ru

2.Громова Н.А. «Ключ. Последняя Москва». – М.: «АСТ», 2013. – С. 134-136.

3.Катишонок Е.А. «Жили-были старик со старухой». – М.: «Время», 2012. – С. 140-141.

Дельные советы:

Выполняя задание 25, не нужно:

  • оригинальничать, самовыражаться любой ценой;
  • стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта;
  • вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями;
  • оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности;
  • пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения;
  • демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность;
  • писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем.

Всё это можно делать в декабрьском сочинении, введённом в 2014—2015 учебном году.

Задание 25 не предусматривает экспромтности, порыва эмоций и полёта фантазии. Поверь, их никто не оценит, точнее, и оценивать не станет. Рассматриваться будет лишь соответствие написанного тобой текста установленному набору требований. К1-К12 - «Критерии оценивания сочинения» . Отсюда следствие: хочешь высокий балл за сочинение, пиши так, как это требуется.

1. Начни с внимательного прочтения текста и обдумывания компонентов будущей работы. Необходимые формулировки фиксируй в черновике. Сделать этот шаг — значит определиться, что писать, продумать содержание работы:

  • внимательно, вдумчиво, если это необходимо, несколько раз прочитай предложенный текст;
  • определи главную (основную, основополагающую) идею, кратко сформулируй её, запиши свою формулировку;
  • продумай комментарий к проблеме;
  • определи позицию автора, сформулируй его отношение к проблеме;
  • продумай свою позицию, сформулируй своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (полное согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение);
  • подбери и сформулируй не менее двух ссылок на примеры из художественной литературы, публицистики, общественно-культурной жизни общества, истории и т.п., которые имеют прямое, непосредственное отношение к рассматриваемой автором проблеме и иллюстрируют, объясняют, помогают понять твоё отношение к ней.

2. Определив основные компоненты содержания, предусмотренные К1—К12, продумай, как будет построена твоя работа. Этот шаг нужен для того, чтобы понять, как писать, как целесообразнее изложить содержание.

В твою задачу не входит поразить экспертов оригинальностью композиции. Ведь сейчас ты пишешь вовсе не детективный роман, в котором чем всё запутаннее, тем лучше. Работа должна быть чёткой, ясной, последовательной, логичной. Желательно, чтобы членение на абзацы соответствовало частям работы, а части легко соотносились с "критериями оценивания" К1—К4.
Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац.
Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.

Помни: эксперты читают большое количество работ каждый день. Позаботься о том, чтобы твоя работа хорошо читалась. Пиши разборчиво, чётко. Графическое оформление работы должно помогать восприятию её содержания. Работая на экзаменатора, ты работаешь на себя.

3. Заруби на носу: самые неудачные работы те, в которых не чувствуется смысловой целостности, недостаёт логики и нет соразмерности и логической связанности частей. Многие пишут как бог на душу положит: то долго топчутся на одном месте, то вдруг уводят читателя в сторону от основной темы, то скачут с пятого на десятое. Изложение должно быть последовательным и связным. За это тебе могут добавить два балла. И, напротив, в соответствии с К5, баллы не начисляются, если в работе не просматривается коммуникативный замысел, допущена хотя бы одна логическая ошибка или имеется хотя бы одно нарушение абзацного членения текста. Запомни: экзаменатор не должен додумывать за тебя то, что осталось не выражено, недоформулировано, недообъяснено.

4. Особое внимание обрати на объём своей работы. Сочинения, содержащие менее 150 слов, не могут быть оценены высшим баллом. Но не стоит писать и очень длинный текст. У тебя не так много времени, чтобы написать объёмную работу надлежащего качества. Оптимальным является объём в 230—250 слов. Если твоя школьная отметка за сочинения — пятёрка, если ты пишешь с лёгкостью и абсолютно уверен(-а) в себе, можешь позволить себе и бо´ льший объём. Учти, считаются все слова, включая "маленькие": предлоги, союзы, частицы.

Дома при подготовке к сочинению обязательно подсчитывай количество слов. Необходимо выработать чувство времени и объёма. Постоянно контролировать, каким временем ты располагаешь для завершения работы и какой объём текста тебе ещё предстоит написать.

5. Научись работать с черновиком. Черновик не для того, чтобы, проверив ошибки, ты всё в точности перенёс в чистовой вариант работы. Это было бы непозволительной роскошью. Черновик нужен как исходный вариант для последующего улучшения текста. Научись безжалостно редактировать черновик. Читая готовую работу, обращай пристальное внимание на то, насколько точно выражены мысли, чётко ли они сформулированы. Избегай повторов: в пределах одного абзаца они сразу бросаются в глаза читателю.

Проверь, грамотно ли написан черновик. В случае, если написание слов или пунктуация вызывают сомнение, лучше поискать альтернативные варианты оформления мысли.

6. Тщательно проверяй ошибки в готовой работе. Для этого используй старинный приём: читай текст несколько раз в разной последовательности. В первый раз — от начала до конца, следя за пунктуацией. Объясни постановку каждого знака. Встретив запятую, проверь, не нужна ли вторая запятая, например, при обособлениях, вводных словах и др. необходимых случаях. Цель следующего прочтения — проверка орфографии. Каждый знает, что главное при этом не позволять взгляду бегло скользить вдоль строки, а вниманию — переключаться на анализ содержания. Чтобы этого не случилось, читай текст по-другому: с конца, предложение за предложением, медленно, побуквенно, фиксируя взглядом каждую орфограмму.

Как понимает каждый, существенную часть работы по подготовке к сочинению можно провести заранее. Центр тяжести нужно перенести с момента экзамена на предэкзаменационную пору. В чём полезно потренироваться?

1. Писать вступления и заключения. Обязательно напиши их штук по 10—15, а если ощущение лёгкости задачи не появится, то ещё больше: по 20—25. Существует масса приёмов, позволяющих эффектно начать и закончить работу. Главное, чтобы вступление и заключение были связаны с основной частью работы, а не уводили в сторону от её доминирующей идеи. Второе, на что нужно обратить внимание, это объём. И вступление, и заключение должны быть достаточно краткими, лаконичными. Только тогда они будут работать на тебя, а не против тебя.

Знаю, кто-то скажет: «За вступление и заключение баллы не ставят». Да, отдельно эти части работы не оцениваются, но... 2 балла можно получить за К5, то есть за целостность работы, связность и логичность изложения, за то, как в сочинении прослеживается коммуникативный замысел. Без вступления и заключения работа будет неполной. Это не страшно для тех, кто мечтает о тройке или надеется на четвёрку. Но для претендентов на высокий тестовый балл важна каждая мелочь.

Мое мнение: если без вступления еще как-то можно обойтись, то без заключения — никак. Сочинения без концовки выглядят незаконченными, прерванными на полуслове.

2. Стоит потренироваться в формулировании проблемы исходного текста. Образцы таких формулировок есть в достаточном количестве в пособиях ФИПИ (начиная с 2011 года). Эти формулировки не нужно заучивать. Их не стоит повторять. Они не идеал. См. об этом чуть ниже. Но нечто подобное нужно научиться создавать самим. В учебных целях очень полезно составить список, содержащий перечень формулировок различных проблем. Это отличная тренировка. Занявшись этой работой, вы скоро увидите, что список не бесконечен, поскольку проблемы начнут повторяться. Иногда с незначительными вариациями. Текстов гораздо больше, чем проблем. Прочитав, к примеру, сто разных текстов, вы обнаружите, что 20—25 из них посвящены военной теме и объединены не только ею, но и схожими проблемами. Посмотри, кстати, как формулируют подобные проблемы специалисты ФИПИ:

Проблема трагизма и величия судьбы защитника Отечества,
-проблема мужества и стойкости человека на войне,
-проблема исторической памяти народа и др. подобные.

ФИПИ: ЕГЭ —2011 "Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов
(под. ред. И.П.Цыбулько, М. "Национальное образование, 2010);
"Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011.
(Русский язык. И.П.Цыбулько и др. М., "АСТ, 2010")

Обрати внимание:

Вторая и третья формулировки достаточно корректны, т.к. содержат проблемный компонент содержания:

  • мужество и стойкость могут быть, а могут не быть,
  • историческая память тоже.
    А первая формулировка никуда не годится: в ней не заложено проблемного содержания: Да, судьба защитника Отечества в ВОВ полна трагизма и величия. И что? В чём проблема? Проблемы нет. Потому что это не проблема, а тема. Тема есть у любого текста, а проблема только у проблемного. Пойми это. Тему и проблему не путай. Формулируй проблемы.

Потратив незначительное время на составление подобного списка, вы окажетесь во всеоружии: определить тему исходного текста для вас уже не составит никакого труда. Кстати, подобный список, включающий примеры из пособий ФИПИ, может служить отличным доказательством правоты выпускника в случае, если эксперты не будут удовлетворены формулировкой проблемы. Для этого нужно только пометить страницы и выходные данные пособий, из которых вы отбирали образцы формулировок, и принести его с собой на апелляцию. См. статьи в рубрике, посвящённой подаче апелляций. Самооборона. Если нужна апелляция .

3. Более всего в домашних заготовках нуждается та часть вашего будущего сочинения, в которой вы будете обращаться к произведениям литературы и публицистики, истории и современной жизни общества, своему жизненному опыту за примерами, подтверждающими вашу точку зрения на проблему. К4 называет это "аргументацией экзаменуемым собственного мнения по проблеме". В статье Сочинение. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и "критерии оценивания" я объяснила, что не стоит обманываться: лучше чётко осознавать, что никаким аргументом примеры, приводимые ребятами в сочинениях, не являются и являться не могут, что лучше понять: вы просто-напросто должны дать ссылку, демонстрирующую, что вы способны соотносить проблему текста с более широким общественно-историческим и культурным контектстом. Однако и эта, уже более корректно поставленная задача, может оказаться непростой для выпускников. Понятно, что материал для подобных ссылок нужно подготовить заранее. Как это сделать?

Очень просто. У вас есть список проблем. К каждому его пункту вы можете добавить информационную справку, содержащую необходимый вам материал.

Пример:

Проблема: Охрана памятников архитектуры.

Справочная информация:

1) Петр Барановский (не путать с Гавриилом Барановским, построившим Елесеевский магазин в Петербурге в XIX в.). Архитектор, реставратор, подвижник, посвятивший жизнь охране памятников древнерусской архитектуры. Благодаря ему были спасены храм Василия Блаженного, храмы в Коломенском, в Андронниковом монастыре, Крутицкое подворье, многие памятники архитектуры Русского Севера. Основатель музея в Коломенском, его бессменный руководитель, основатель музея имени Андрея Рублёва в Андронниковом монастыре. Провёл колоссальную по трудоёмкости и важности работу по обмерам памятников архитектуры. Уже после его смерти по его обмерам и чертежам в Москве на Красной площади была восстановлена церковь Казанской Божией Матери. В годы сталинских репрессий был осуждён, провёл три года в лагерях. Вся жизнь этого человека была подвигом.

2) Владимир Солоухин. "Письма из Русского музея" — небольшая книжка, пронизанная болью за судьбы русского искусства.

3) Дмитрий Лихачёв. Выступления в прессе, интервью, книги, например, "Письма о добром и прекрасном".

4) В наше время в центре Москвы были сломаны многие памятники архитектуры и простые здания XIX в., создававшие историко-архитектурную среду города. Кажется, не осталось ни одной улицы, ни одного уголка в центре города, не понёсшего утраты. Деятельность московского правительства противоречила федеральному закону об охране памятников архитектуры. Ни выступления специалистов, ни протесты общественности не принесли положительных результатов.

Поверь, имея под рукой справочные материалы подобного рода, составляя их самостоятельно, ты окажешь себе неоценимую услугу. Слишком специальная и детализированная информация не нужна. Но факты должны быть точными, а примеры — годными для того, чтобы подтвердить выражаемую в сочинении точку зрения. Почему такие материалы стоит поискать и подготовить самим? Потому что:

— при поиске ты наткнёшься на массу полезной и интересной информации, которую сможешь использовать в сочинениях с другой проблематикой,
— ты избежишь несуразностей, ошибок, недоразумений, возможных при использовании чужих материалов, которые могут оказаться некачественными,
— ты будешь активно владеть материалом, и тебе не понадобится время на специальное его заучивание.

Последний и самый бесспорный совет : к заданию 25 готовиться нужно, причём всем. Это можно делать по-разному, но в любом случае — отдавая себе отчёт в том, что и с какой целью ты делаешь.

Желаю тебе удачи! Да-да, хорошего тебе исходного текста!

И не забудь: для тебя создан наш курс интенсивной подготовки к ЕГЭ:

  • К1-К12 - «Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом»
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и «Критерии оценивания»?

Вконтакте

ЕГЭ по русскому языку Задание 25

Как писать сочинение по данному тексту

Иванченкова О. Б., учитель русского языка

и литературы ГБОУ ИТШ имени П. Р. Поповича

г. Москвы


План сочинения

  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е

ШАГ 1.

  • Внимательно читаем текст.
  • Определяем стиль текста:

публицистический;

художественный


ШАГ 2. Формулируем проблему

  • Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.
  • Типы проблем:

философские;

социальные;

политические;

нравственные;

экологические;

эстетические


Типовые конструкции

  • Проблема (какая?) сложная, важная, серьезная, актуальная, острая, нерешенная и т.д.
  • Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, смысла жизни, отцов и детей, влияния человека на природу, формирования личности и т.д.

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…
  • Автор затрагивает проблему…
  • В центре внимания автора проблема…
  • Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
  • Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора

  • Назвать в начале своей работы имя, отчество
  • В дальнейшем использовать синонимы: писатель – журналист – публицист – автор текста

ШАГ 3. Комментируем проблему

  • Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
  • Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
  • На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

Типовые конструкции

  • Автор (что делает?) подробно рассматривает на примере…, отмечает, описывает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, опирается на мнение, рассматривает, сопоставляет, доказывает, одобряет поступки героев, искренне восхищается, огорчается и т.д.

Не забудьте!

  • Подтвердить свои мысли цитатами

(не больше 2-3) из текста.

  • Правильно оформить цитаты

  • Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор текста, отвечая на вопрос (проблема).
  • Обычно позиция содержится в заключительной части текста.
  • Формулировку выделяйте в отдельный абзац.
  • Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами

Типовые конструкции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Позиция автора такова…
  • Автор призывает нас (к чему)…
  • Отношения автора к поставленной проблеме неоднозначно…
  • Позицию автора можно сформулировать следующим образом…

ШАГ 5. Формулируем собственную позицию

1) В сочинении необходимо выразить свое мнение по сформулированной проблеме:

2) Затем привести 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Аргументы – это основания, доводы (примеры), подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль


Виды аргументов

Аргументы

  • Реальные факты
  • Статистика
  • Законы природы
  • Официальные документы
  • Примеры из жизни
  • Примеры из художественной или научной литературы
  • Мнения выдающихся людей
  • Цитаты из авторитетных источников
  • Мнение очевидцев
  • Общественное мнение

ШАГ 6. Формулируем заключение

Заключение (вывод) – важный композиционный элемент работы.

НЕ ЗАБУДЬ!

Заключение должно:

  • логично завершать размышления;
  • быть органично связано с основным текстом и проблемой, сформулированной в начале работы

Типовые конструкции

  • Таким образом, …
  • Следовательно, …
  • Итак, …
  • В заключение хочу подчеркнуть…
  • В заключение важно отметить…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Информационные источники

Сенина Н. А. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2011

Источник задания: Решение 2860. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»

(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, - теперь пронзительно дорого нам.

(10)Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(12)3емля оттич и дёдич - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной - землёй оттич и дедич.

(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.

(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.

(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.

(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

(По А. Н. Толстому)

Задание 25 . «Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)___ („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б)___ („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство - (В)___ („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём - (Г)___ (предложения 22, 23)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) диалектизм

4) книжные слова

5) фразеологизм

6) цитирование

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) анафора

Решение.

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А – троп.

Б – троп.

В – лексическое средство.

Г – синтаксическое средство.

2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Тропы: 1, 2.

Синтаксические средства: 6, 7, 9.

Лексические средства: 3, 4, 8.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 3 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

А – «поток людей» – метафора, 1.

Б – «как стрелы» – сравнение 2.

В – «возобладала», «воспел» – книжная лексика 4.

Г – слово «она» в начале двух предложений – анафора 9.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.

«Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А) метафора („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б) сравнение („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство - (В) книжные слова („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём - (Г) анафора (предложения 22, 23)».

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.