Подземная железная дорога.

Подземная железная дорога (англ. The Underground Railroad ) - обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров -рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север . Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году .

Различные маршруты, которыми пробирались группы беглецов, начинались от границ штатов Теннесси , Кентукки , Виргинии , Джорджии , Мэриленда и вели в Северные штаты, а также в Канаду . «Подземная железная дорога» имела свою организацию - на ней были свои «кондукторы» (старшие-сопровождающие в группах), «станции» (жильё, предоставляемое сочувствующими для беглых в пути для отдыха и укрытия).

Наибольшее участие в организации «Подземной железной дороги» приняли активисты аболиционистского движения, свободные негры и мулаты , квакеры и баптисты . За период с 1830 по 1861 годы по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабов. Наиболее отличились Томас Гаррет, помогший бежать более чем 2 200 рабам, и негритянка Гарриет Табмен , совершившая 19 «путешествий по дороге» и освободившая примерно 300 рабов.

Литература

  • Фостер У. «Негритянский народ в истории Америки», М., 1955
  • Still W. «The Unterground Railroad», Phil., 1879
  • Siebert W.H. «The Unterground Railroad», N.Y. 1898
  • Preston E.D. «Genesis of the Unterground Railroad» (J. of Negro History, 1933, vol.18).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Подземная лодка (значения)

Смотреть что такое "Подземная железная дорога" в других словарях:

    ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - («Тайная железная дорога», точнее «Подпольная железная дорога», Underground Railroad) название тайной системы организации побегов негров рабов из южных рабовладельческих штатов США на Север, существовала до Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ… … Энциклопедический словарь

    ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - (Тайная железная дорога) название тайной системы организации побегов негров рабов из южных рабовладельческих штатов США на север. В 30 60 е гг. 19 в. с ее помощью было освобождено ок. 60 тыс. рабов … Большой Энциклопедический словарь

    Подземная железная дорога - (Underground Railroad), тайная орг ция в США для оказания помощи рабам, бежавшим с Юга, в годы, предшествовавшиеГражданской войне в США. Хотя П.ж.д. могла помочь лишь небольшому числу рабов (прибл. 1 тыс. в год после 1850 г.), она питала… … Всемирная история

    Подземная железная дорога - («Подземная железная дорога») Тайная железная дорога, название тайной системы организации побегов негров рабов из южных рабовладельческих штатов США; существовала до Гражданской войны 1861 65. «П. ж. д.» имела «станции» (дома граждан,… …

    «Подземная железная дорога» - («Тайная железная дорога»), название тайной системы организации побегов негров рабов из южных рабовладельческих штатов США на Север. В 30 60 е гг. XIX в. с её помощью было освобождено около 60 тыс. рабов … Энциклопедический словарь

    "ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА" - название, принятое для обозначения тайной системы орг ции побегов негров рабов из южных рабовладельч. штатов США; существовала до гражд. войны 1861 65. П. ж. д. имела станции (дома граждан, сочувствовавших беглецам, где они останавливались в… …

    Железная дорога или трамвай на канатной тяге - Железная дорога, или трамвай на канатной тяге, (устоявшегося русского термина не существует, название статьи выбрано по аналогии с английским cable car «канатный вагон») вид рельсового транспорта, близкий к фуникулёру … Википедия

    Тайная железная дорога - («Тайная железная дорога»,) встречающееся в литературе название тайной системы организации побегов негров рабов из южных рабовладельческих штатов; более распространено название «Подземная железная дорога» … Большая советская энциклопедия

    "ТАЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА" - см. Подземная железная дорога … Советская историческая энциклопедия

    Городская железная дорога - Запрос «Stadtbahn» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Черняков А.

Подземная или подпольная железная дорога – это тайная организация в США, которая занималась организацией побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Организация работала в 19 веке до начала Гражданской войны в США в 1861 году. Идеологами этой организации выступило движение аболиционистов, квакеры и свободные негры. Организация Подземная железная дорога называлась так не потому, что она использовала тоннели или поезда (ни то, ни другое не использовалось), а ввиду того, что его участники пользовались железнодорожной терминологией.

На этой дороге существовали определённые маршруты или «линии», по которым передвигались беглые рабы. Начинались эти пути от границ штатов Теннеси, Виргинии, Кентукки, Мэриленда, Джорджии и вели в северные штаты, и в Канаду.

Это общество имело довольно чёткую организацию: существовали т.н. «кондукторы» или «проводники» (старшие-сопровождающие в группах), «станции» (жильё, которое предоставлялось сочувствующими «начальниками станции» для беглых чёрных невольников в пути для отдыха и укрытия). Расстояние между «станциями» обычно составляло около дня пути. Также существовали «акционеры», которые предоставляли финансовую помощь. Рабов называли либо «товаром» либо «грузом». Сама железная дорога была известна, как «поезд свободы», который мчался в «рай» или в «обетованную землю» - Канаду. Для невольников была предусмотрена и новая одежда, и после того, как было освобождено более 300 рабов, был открыт специальный «магазин» одежды для беглых негров.

Хоть дорога и называлась «железной», но для перевозки использовались шлюпки, корабли, повозки, а зачастую просто пешком. Передвигались малыми группами. С группой всегда был «кондуктор», который знал дорогу и должен был доставить беглецов с одной «станции» на другую. Обычно по линиям двигались в тёмное время суток, проходя за ночь 10-20 миль (15-30 км). На утро беглецы приходили к очередной станции, где прятались весь день. И на следующую ночь всё повторялось до тех пор, пока рабы не попадали на свободную территорию. Это было очень опасным делом. В случае поимки и проводникам и рабам грозило суровое наказание или смерть.

Информация о «железной дороге», «маршрутах» и «станциях» держалась в секрете. Поэтому, был создан секретный язык общения. Например, фраза: «Я отправил на 2 часа 4 большие и 2 маленькие палки колбасы» означало, что в путь отправились 4 взрослых и 2 ребёнка из Харрисбурга в Филадельфию.

Южные газеты практически каждый день были заполнены объявлениями о новых побегах рабов, за поимку которых предлагалось большое вознаграждение. Был даже создан специальный отряд профессиональных охотников за беглецами, которые их вылавливали и возвращали обратно хозяину. Но если рабу удавалось добраться до Канадской границы, то преследование прекращалось.

Однако «переезд» на новые места жительства не всегда радовал бывших рабов: возникали трудности в поиске и устройстве на работу, в частности из-за массовой европейской иммиграции, процветал расизм.

За период с 1830-1861 гг. по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабам. По другим подсчётам около 100.000 человек были освобождены. Самая большая группа беглецов расположилась в Верхней Канаде, где были созданы общины «Африканских канадцев» . Ещё около 1.000 беженцев расположились в Торонто, а также появилось несколько деревень, в которых жили экс-невольники. Были у этого общества и свои герои. Наиболее отличились Томас Гаррет , помогший бежать более чем 2 200 рабам, и негритянка Гарриет Табмен , совершившая 19 «путешествий по дороге» и освободившая примерно 300 рабов, в том числе сестру, брата и родителей.

Она умела очень хорошо изменять свою внешность, переодеваясь то в безобидную старушку, то в душевнобольного старика. Ни один раб, которого проводила Табман, не был пойман. Афроамериканцы, стремившиеся на север, называли ее своим «Моисеем», а реку Огайо, отделявшую в некоторых частях страны рабовладельческие штаты от свободных – «рекой Иордан». За поимку Табман была назначена награда в 40.000 долларов.

Но компромисс 1850 года привёл к принятию более жесткого закона о беглых рабах. Закон ввёл новую должность специальных комиссаров, уполномоченных исполнять в федеральном суде иски рабовладельцев к беглым рабам. Закон предусматривал огромные штрафы за оказание помощи беглому рабу, а также в отношении федеральных чиновников, которые не соблюдали условий закона.

Хотя агентов, «начальников станций» и «проводников» было относительно мало, их усилиями были освобождены десятки тысяч рабов. Их смелость и храбрость в организации «Подземной железной дороги» способствовала росту настроений против рабства на Севере.

Во время войны во Вьетнаме «Подземная Железная дорога» была возрождена. Таким термином условно называли пути побега в Канаду для американцев, подлежавших призыву в армию США на период военных действий.

Американская литература сейчас переживает довольно сложный период. Даже так: американская литература сейчас переживает. Переживает из-за того, что вот уже несколько лет как обнаружила в себе постыдную недостачу голосов, отличных от голоса цисгендерного белого мужчины и цисгендерной белой домохозяйки, и, разумеется, ищет, чем бы эту недостачу восполнить. Книжная кампания #weneeddiversebooks существует всего третий год, но дело уже заметно сдвинулось с мертвой точки. Получил, например, National Book Critics Circle Award for Fiction за роман The Sellout чернокожий писатель Пол Бейти, который раньше не вылезал из крошечных тиражей независимых издательств, потому что его книги похожи на гибрид текстов Жванецкого и Агузаровой - смешно, но в основном жителям Альфа-Центавры. Эту же премию в этом году дали роскошной Луизе Элдрич, которая, вместе с Шерманом Алекси, держит хлипкую литературную оборону за всех коренных американцев (Алекси - за индейцев спокан, Элдрич - за оджибве). Получил Пулитцеровскую премию американский писатель вьетнамского происхождения Вьет Тан Уин, расковырявший вьетнамскую войну с той стороны, - такой, знаете, голос из-под пластыря.

В общем, потихонечку начали раздаваться другие голоса из книжных магазинов. Однако, поскольку все это еще только начинается, замешивается и зарождается, пока что у авторов BAME (Black, Asian and Ethnic Minority) лучше всего срабатывают книги в форме крика. Вот всякие там нюансы, тонкости и скрытый лиризм мы оставим тучным временам, а пока: "- А сколько у нас шпаг?! - А у нас ВИЛЫ!" - такое вот краткое содержание многих книг, которые сейчас становятся важными для американской литературы.

Так вот, роман Колсона Уайтхеда взял своего читателя не сложностью внутреннего романного устройства, а буквально на вилы. История очень простая, а если вы читали "Путешествия Гулливера", она вам покажется еще проще. Рабыня Кора бежит с плантации, где злобный хозяин поджаривал рабов и вешал их в клетках, чтобы другим неповадно было. Коре удается сбежать при помощи подземной железной дороги, которая в романе Уайтхеда становится настоящей подземной дорогой, с рельсами, вагонами и остановками. Кору и ее напарника по побегу, Цезаря, ждет много злоключений, от страшных до по-свифтовски абсурдных. На их примере Уайтхед расскажет о многих важных вехах в истории американского рабства и дальнейшей сегрегации, в том числе, например, и об эксперименте Таскиги - исследовании сифилиса, которое проводилось на бедном афроамериканском населении без его ведома.

Я, если честно, не отношусь к поклонникам этой книги, но нельзя не признать, что в "Подземной железной дороге", при всей ее прямолинейности и несложности, скрыто огромное, пылающее чувство ярости, которое локомотивом и вытащило роман к огромному количеству премий и наград, от Пулитцера до премии Артура Кларка за лучший фантастический роман. Книга может быть простой и местами картонной, может быть несложной и похожей на агитационный плакат, но если в ней есть хоть капля настоящего чувства, она будет жить и привлекать читателей. В романе Уайтхеда этого настоящего чувства - целое море, и если дожить с Корой до самого конца ее пути, то в финале это море буквально выплескивается тебе под ноги, и понимаешь, что это все было прочитано не зря, пусть даже ради всего лишь двух последних страниц.

1. Колсон Уайтхед «Подземная железная дорога»

· Пулитцеровская премия 2017 года.

Это роман о темнокожей рабыне Коре, которая бежит с хлопковой плантации в Джорджии на север через «Подземную железную дорогу» — так в Америке с конца XVIII века называлась система тайных троп и убежищ, устроенная для спасения рабов и вывоза их с Юга в свободные штаты или Канаду. В буквальном смысле она, конечно, не была ни подземной, ни железной — это была подпольная дорога, по которой путешественников переправляли со станции на станцию так называемые «кондукторы», каждый из которых отвечал только за свой участок пути.

Но Уайтхед не удержался от того, чтобы воплотить метафору в жизнь, и его Кора попадает на самую настоящую железную дорогу, с поездами и рельсами, по которой беглые рабы перемещаются, убегая от преследующих их головорезов. Книга писателя убийственно сочетает увлекательность (дорога свободы! поземные поезда! погони!) с натуралистичностью, а историческую правду с таким же безудержным вымыслом. Уайтхед не бывает скучен, но иногда слишком щекочет нервы; он ни в чем не врет, но и правда у него не в деталях, а в ситуациях, в угнетенном положении черных в Америке (а не в том, как с ним бороться). И мы с нетерпением ждем не только русского перевода книги, но и американской экранизации — Барри Дженкинс, режиссер «Лунного света» и сериала «Дорогие белые люди», обещал в скором времени превратить ее в сериал для Amazon.

Вьет Тан Нгуен «Сочувствующий»

· Пулитцеровская премия 2016 года.

· Выйдет в издательстве Corpus в 2018 году.

Самый обсуждаемый роман 2016 года, в победе которого странно было и сомневаться, мощнейший дебют американского профессора вьетнамского происхождения. Это попытка взглянуть на историю Вьетнамской войны не с официальной, американской, точки зрения, а совсем по‑новому — недаром роман сознательно выпустили к юбилейному сороковому году падения Сайгона. И вот его герои, вьетнамские генералы, бегут в Америку на последнем самолете и прохлаждаются в Лос-Анджелесе, а среди них сидит один коммунистический шпион и пытается понять, на чьей он cтороне. «Сочувствующий» — это роман о человеке «с двумя сознаниями», который уже не в Азии, но еще не в Европе, который тянется к благам западной цивилизации, но не забыл ужасы восточной войны, требующей отмщения. Это триллер, шпионский роман, исторический фикшн и не в последнюю очередь книга об эмиграции, как невозможности стать «своим» по обе стороны границы. Но нерв времени она зацепила не этим — в эпоху постправды, когда благодаря современным медиа читатель с ужасом обнаружил, что не может добраться до истины, это роман о том, что истина сложна и все-таки познаваема.

Мерилин Робинсон — «Галаад»

· Русский перевод Е. Филипповой вышел в 2016 году в издательстве АСТ.

· Пулитцеровская премия 2005 года.

В списке великих современных американских писателей, о которых широкая публика никогда ничего не слышала, Мерилин Робинсон занимает почетное первое место. Она — автор четырех романов, между первым из которых, «Домоводством» (Housekeeping), и вторым, «Галаадом», прошло 24 года. Темы ее, между тем, не изменились — она все так же пишет о глубинке, о тихой жизни, о спасительном свете религии, как будто на дворе все еще ХХ век, и публика не приучилась гоняться за интеллектуальной прозой, а готова смаковать детали повседневной жизни обычных людей. Вот эти вводные — жизнь коротка, обычные люди важны, маленькие города имеют значение, — они и делают прозу Робинсон такой наполненной. Это своего рода проповедь о достоинствах обыденного — тем более, что и выстроен «Галаад» как письмо и мемуар приходского священника, который в 1956-м году, умирая, пишет памятку-наставление сыну.

Ричард Руссо — «Падение империи» (Empire falls)

· Пулитцеровская премия 2002 года.

· Готовится к выходу в издательстве «Фантом-пресс» в переводе Елены Полецкой в 2018 году.

Роман, обошедший «Поправки» Джонатана Франзена, — уже за одно это, кажется, Руссо долгое время отказывались переводить на русский, а зря. Хотя Франзену он совсем не конкурент, эти романы оказываются слегка про одно и то же — про закат старой Америки, утрату американской мечты, развал семьи, прощание с иллюзиями и невозможность попрощаться с ними окончательно. Empire falls (пусть с каламбуром в названии мучается переводчик) — это название и городка, где происходит действие, и забегаловки, которой заправляет главный герой. Заведение принадлежит богатой хозяйке города, миссис Уайтинг, и хотя сам город почти разорен, а кафе давно не приносит дохода, герой верит, что однажды оно будет принадлежать ему. И не уезжает — а читателю предстоит понять, что его тут держит, да и вообще скрепляет этот разваливающийся мир воедино. В 2005 роман был экранизован HBO с совершенно сумасшедшим набором звездных актеров (Эд Харрис, Хеллен Хант, Филип Сеймур Хоффман, Робин Райт и Пол Ньюман) и заслуженно получил кучу наград, включая «Золотой глобус» за лучший сериал. Но у книжки есть и более свежая культурная отсылка: если вам тоже кажется, что «Гораций и Пит» Луи Си Кея — это великий и недооцененный сериал, то вот, почитайте, откуда у него ноги растут.

Ричард Форд — «День Независимости»

· Пулитцеровская премия 1996 года

· Вышел в издательстве Фантом-пресс в переводе Сергея Ильина.

Несколько дней из жизни обычного человека: бывшего спортивного журналиста, а теперь разведенного риелтора, который отправляется с сыном на бейсбольный матч. Форд скрупулезно, если не сказать «обсессивно», фиксирует жизнь своих героев, их мысли, заботы и убеждения, и в его романе именно они становятся главным двигателем действия. Это книга о кризисе среднего возраста, о разочаровании в идеалах 60-х, об утерянной любви и попытках найти себя. И хотя героем здесь становится обычный современный «человек растерянный», во всем этом нет никакой трагедии — только чувство радостного веселого узнавания и набор истин для последующего «записать и сохранить». Как всегда у Форда, жизнь, проживаемая с его героями, становится сама себе гимном — ее оправдывает и возвышает интенсивность переживания и глубина погружения. Грандиозный роман, великий и один из самых недооцененных переводов ушедшего от нас в 2017-м году Сергея Ильина.

Джейн Смайли — «Тысяча акров»

· Пулитцеровская премия 1992 года

Удивительно, конечно, что «Тысяча акров» никогда не переводилась на русский язык, да и вся Джейн Смайли тоже — зато при большом желании ее можно прочитать на украинском. Сегодня она как раз соответствует духу времени: это остроумная, современная проза, которая находит опору в классических сюжетах и мифах, ну и феминистская — куда же без этого. «Тысяча акров» — это буквально «Король Лир», перенесенный в современную Айову, где престарелый отец решает завещать ферму дочерям, но исключает третью из завещания, когда на вопрос, готова ли она вернуться и возделывать землю, та отвечает: «Не знаю». Но роман этот все-таки не об одиноком безумце, неправильных решениях, страшной буре, предательстве и истинной дочерней любви (хотя все это в нем есть), а о земле и ее истинной ценности — а еще немного о том, что в современных драмах вполне могут быть зарыты классические трагедии.

Энни Пру «Корабельные новости»

· Пулитцеровская премия 1994 года

· Русский перевод Н. Кузовлевой, издательство «Азбука»

Хозяйка «Горбатой горы» Энни Пру считается в Америке автором заслуженно великим, но мы все еще знаем ее больше по экранизациям. Ее второй роман «Корабельные новости», принесший ей одновременно и Национальную книжную, и Пулитцеровскую премию, был так чудесно экранизирован в нулевых с Кевином Спейси в главной роли, что его можно было вообще не читать. Но на самом деле нет: «Корабельные новости» — это как раз книга из обязательного списка терапевтического чтения. Она повествует о грандиозном неудачнике, который, потеряв родителей, жену и работу, решает вернуться в Ньюфаундленд на родину предков. История написана без всяких розовых соплей и сантиментов, и посыл у нее действительно терапевтический: как перестать беспокоиться и стать главным героем собственной жизни? Завязывать морские узлы, следить за руками, не отвлекаться на мелочи и вопреки всему выживать.

Джон Кеннеди Тул — «Сговор остолопов»

· Пулитцеровская премия 1981 года

· Вышла в издательстве «Эксмо» в переводе Максима Немцова

«Сговор остолопов» — редкий случай, когда Пулитцер был присужден посмертно, да еще как: Джон Кеннеди Тул покончил с собой в 1969-м году, и еще десять лет его мать и писатель Уокер Перси (которого ей удалось заразить своей одержимой уверенностью в гениальности сына) пытались опубликовать его последний роман. И, как оказалось, не зря — когда книга все-таки вышла, она сразу получила признание публики и критики, и до сих пор остается выдающимся бестселлером и ни на что не похожим образчиком американской литературы.

В «Сговоре остолопов» нет маленьких городков, поисков себя, рассуждений об американской мечте и американском прошлом — всех тем, из которых неизбежно скроен американский роман. Зато есть громадный, не влезающий ни в костюмы, ни в рамки герой Игнациус Райли, чьим единственным трудом является «сочинение продолжительного обвинения веку». Сидя в своей каморке на улице Константинопольской в Новом Орлеане 60-х годов, он запивает хот-доги доктором Пеппером и поливает всех окружающих изящно сформулированным презрением.

В непоэтической современности Игнациус кажется человеком из прошлого, монументальным во всех отношениях — Гаргантюа, скрещенный с Дон Кихотом, вечный инфант с острым умом французского мыслителя XVIII века. Как герой классического плутовского романа, он прекрасно понимает, что все вокруг — комедия. «Сговор остолопов» — это гомерически смешная книга, и одновременно с этим невероятно грустный роман, потому что трагическая, ни к чему в этом мире не подходящая фигура Игнациуса изначально обречена, — и хохоча над его замечаниями и похождениями, мы не можем ему не сочувствовать.

Джон Чивер — «Рассказы»

· Пулитцеровская премия 1979 года

· Издание на русском языке: сборник «Ангел на мосту», М.: Текст, перевод Татьяны Литвиновой

Про всякого великого писателя рассказов говорят, что он новый Чехов. Например, Элис Манро — это Чехов в юбке, а вот Джон Чивер — это Чехов американской глубинки. Во всяком случае, так его называли когда-то. Теперь же про каждого нового сочинителя хороших рассказов говорят, что он новый Чивер. Удивительно, как странно и отрывочно его переводили на русский — аккуратными дозами в советских сборниках рассказов. Ведь он весь про очень понятную нам драму маленького человека — иногда ужасно смешную, как бомбоубежище в саду, увенчанном гипсовыми утками и бородатыми садовыми гномами.

В таких деталях — абсурдных, иногда фантастических — весь Чивер: он подмечает и состояние мира в его мельчайших деталях, и возможность этого скучного реального мира стать вдруг причудливым и странным. Как в рассказе «Пловец», герой которого собирается переплыть округу вплавь — от чужого бассейна к бассейну. У Чивера беда почти никогда не приходит в ходе действия, она уже произошла, — и разгадывать, что именно произошло и что теперь с этим делать, приходится по косвенным признакам, буквально по тому, как человек смотрит вокруг себя.

Перл Бак «Земля»

· Первое издание на русском языке: в переводе Нины Дарузес в 1934 году

· Пулитцеровская премия 1932 года

Помимо Пулитцера, Перл Бак получила и Нобелевку в 1938 году, но при совокупности этих наград, сегодня ее, пожалуй, никто уже не читает. Выросшая в Китае дочь миссионеров, она переехала в Америку уже взрослой, чтобы поступить в колледж, и до конца жизни считала себя наполовину китаянкой. Да и в Китае ее часто считают своей. Ее «Земля» — история одной китайской семьи работящих крестьян, которые строят свое благополучие собственными руками, вопреки саранче, засухе и историческим переменам. С точностью традиционного романа Перл Бак описывает, как меняется и распадается этот привычный и понятный мир и почему мытарства героев закончатся в итоге ничем. Тем, кто без ума от Элены Ферранте, «Землю» надо прочитать обязательно — та же неторопливость сюжета, та же сага, растянутая на всю жизнь; герои, к которым проникаешься такой же симпатией, столь же не властны над своей собственной судьбой и историческими обстоятельствами.