Сколько лет колизею рим италия. Кто и когда построил Колизей? Краткая история Колизея после строительства

Подробное описание с фото. Интересные факты о Колизее и расположение на карте.

Колизей - амфитеатр Флавиев

Колизей - грандиозный амфитеатр в Риме, одно из самых знаменитых сооружений Античности. Это подлинный символ Вечного города и одна из его главных достопримечательностей . Колизей правильно называть амфитеатром Флавиев - по имени династии императоров, при которой построили эту громаду.

История

Построили Колизей всего за 8 лет. Началось строительство в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а закончилось в 80 году н.э. при императоре Тите.

Став императором после деспота Нерона, Веспасиан решил упрочить свою власть. Для этого он придумал интересный ход - снести дворец Нерона (Золотой Дом), который вместе с парком занимал 120 га центра Рима и построить имперские учреждения, а пруд при дворце засыпать и соорудить грандиозный амфитеатр для развлечений народа.

Амфитеатр строили рабы, которые были доставлены в Рим после военных побед Веспасиана в Иудее. По оценкам ученых в строительстве Колизея был задействован труд 100 тыс. рабов. Рабы использовались для самых тяжелых работ - для добычи и доставки травертина из Тиволи до Рима (порядка 25 км), подъеме тяжестей и т.п. Также над оформлением Колизея трудилась большая группа скульптуров, художников и инженеров.

Открытие Колизея было ознаменование грандиозными играми. Амфитеатр был центром жестоких увеселительных зрелищ Древнего Рима почти на протяжении трех с половиной веков - гладиаторские бои, звериные травли. Здесь гибли люди и животные на потеху толпе и патрициям. Пока в начале 5 века император Римской Империи не запретил гладиаторские бои. Именно тогда христианство стало главной религией великой Империи. А ее одно из самых колоссальных сооружений познает самые печальные свои времена.

Средние века и Новое время оставили на амфитеатре сильные шрамы: сначала нашествие варваров привело амфитеатр в запустение, потом он был крепостью для знатных родов, в середине 14 века сильное землетрясение обрушилось южную стену амфитеатра. Великое сооружение превратилось в источник строительного материала - его ломали и разбирали для строительства новых зданий и церковных соборов и дворцов.

Так продолжалось до середины 18 века, пока Колизей не попал под защиту римского папы Бенедикта XIV.

В настоящее время Колизей находится под государственной защитой. Обломки, по возможности, были вставлены на место. Да, амфитеатр лишился былой внутренней и внешней привлекательности, но даже такой он просто потрясает. Несмотря на защиту Колизей все равно страдает - городская среда, выхлопные газы и вибрации не идут на пользу гиганту.


Описание

Колизей выполнен в форме гигантского эллипса. Это самый большой амфитеатр античности, поражающий своими размерами - наружная ось в длину 524 метра, размеры площадки 85 х 53 метра, а высота от 48 до 50 метров.

Стены Колизея построены из больших кусков травертина. Амфитеатр имел множество входов и выходов. Нижние ряды были предназначены для богатых. Люди попроще занимали верхние ряды. Для защиты от палящего римского солнца были предусмотрены мачты, на которые натягивали гигантский тент.


  1. Изначально амфитеатр носил имя Флавиев - династии императоров построивших его. Название Колизей закрепилось только в 8 веке и произошло от латинского слова колоссальный.
  2. Фундамент сооружения имеет толщину 13 метров.
  3. Благодаря инженерным и конструктивным решениям зрители могли заполнить амфитеатр за 15 мин, а покинуть за 5 мин. Некоторые решения, которые были задействованы при его возведении, до сих пор применяются при строительстве крупных спортивных сооружений.
  4. Амфитеатр имел 80 входов и 76 лестниц.
  5. Колизей вмещал 50 000 человек (по некоторым данным 70 000 человек). Больше, чем некоторые современные стадионы!

Режим работы и стоимость билетов

Режим работы:

  • 08.30 - 16.30: ноябрь-февраль
  • 08.30 - 19.15: март-август
  • 08.30 - 19.00: сентябрь
  • 08.30 - 18.30: октябрь

Стоимость билетов

  • Взрослые - 12 евро.
  • Граждане ЕС от 18 до 25 лет - 7,5 евро
  • Дети (до 18 лет) - бесплатно

Билеты действуют 2 дня с даты первого использования. По данным билетам можно посетить также Римский Форум и наоборот. Есть маленькая хитрость: обычно в кассах Колизея большие очереди, поэтому билеты можно купить в кассах Форума.

Онлайн-камера с видом на Колизей - http://www.skylinewebcams.com/en/webcam/italia/lazio/roma/colosseo.html

Видео про Колизей

Происхождение названия

Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название «Колизей» достопримечательность получила только в VIII веке от латинского слова «colosseus», что в переводе означает «громадный, колоссальный». Распространённое мнение, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.

Предыстория постройки Колизея

Чтобы понять причины постройки Колизея необходимо разобраться в ситуации, сложившейся в течении десятилетия, которое предшествовало началу строительства. Римский Великий пожар 64 года нашей эры расчистил в городе обширные территории, в том числе и долину трёх холмов (Целий, Палатин и Эсквилин), где и расположен амфитеатр. Император Нерон, воспользовавшись пожаром, захватил огромную часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор остаются рекордными для всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. По разным данным, дворцовый комплекс Нерона располагался на площади от 40 до 120 гектаров и так поражал своим великолепием, что впоследствии получил название «Золотой дом Нерона». Для его строительства император сильно увеличил налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько важно заполучить поддержку римской толпы. Рецепт был прост - нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна. Выбор пал на проект постройки нового грандиозного амфитеатра. Особенно важно реализовать задуманную идею было в связи с желанием Веспасиана стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века.

Финансирование постройки

Расточительный Нерон разорил казну, поэтому Веспасиан должен был как можно быстрее найти финансовые средства для строительства. В это самое время, к огромному несчастью для себя, иудеи подняли восстание против римского господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить бунт, а заодно и разграбить Иерусалим. Особенно богатой добычей стал религиозный комплекс города под названием «Храмовая гора», главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее тяжёлых работ по добыче камня в карьере и его транспортировке к месту строительства Колизея. Получается, что предыстория Колизея такая же кровавая и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене.

Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение «Деньги не пахнут». Именно так ответил Веспасиан своему сыну Титу, когда тот поставил под сомнение моральный аспект нового налога.

Строительство и архитектура Колизея

Колизей - самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

  • длина наружного эллипса - 524 метров;
  • большая ось - 187 метров;
  • малая ось - 155 метров;
  • длина арены (также эллиптической формы) - 85 метров;
  • ширина арены - 53 метров;
  • высота стен - 48 метров;
  • толщина фундамента - 13 метров.

Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году . В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.


Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса - ионического, третьего - коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.


Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

Строительные материалы

Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Входы в Колизей

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день - множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 - для всадников, 52 - для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

Места для зрителей


Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус - для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

Арена и гипогей

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба - гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.


Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

Веларий (навес)

В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.


История функционирования Колизея

Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

  • в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
  • в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
  • в 399 были закрыты все гладиаторские школы.

Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио - Дворца Канцелярии, а Павел III - Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.


Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».


Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое - что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем - отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

- вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Бои гладиаторов

Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.


Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.


В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

Травля диких зверей


Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.

Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества. Со временем, травли привели к ужасным последствиям - некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).


За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

Навмахии (морские сражения)

Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже - гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.


Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

Колизей сегодня

Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

Фотогалерея















Покупка билетов в Колизей

В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета - 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета - 12 евро.

2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

график работы

с 02.01 до 15.02 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30
с 16.02 до 15.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:00
с 16.03 до 31.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:30
с 01.04 до 31.08 - Колизей открыт с 8:30 до 19:15
с 01.09 до 30.09 - Колизей открыт с 8:30 до 19:00
с 01.10 до 31.10 - Колизей открыт с 8:30 до 18:30
с 01.11 до 31.12 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30

Древний театр называют “Гербом Рима” вполне заслужено - несмотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник, он по-прежнему производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть Колизей. Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи. Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. Правда, память об императоре-поджигателе оказалось не так просто вытравить: официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, однако в истории она осталась как Колизей - название, судя по всему, отсылающее не к ее собственным габаритам, а к колоссальной (35 м в высоту) статуе Нерона в виде бога Солнца.

«…Он стоял, словно древний Бог, озаренный лучами восходящего солнца, его поза выражала готовность к любому исходу битвы: юноша без колебаний мог пронзить врага насквозь или сам пасть от смертельной раны. Напряженное молчание длилось несколько секунд, а потом арена взорвалась улюлюканьем и криками. Зрители жаждали крови - 50000 зевак собрались этим утром, чтобы увидеть гладиаторские бои - жестокие бескомпромиссные сражения. Колизей сегодня снова станет алтарем для варварских жертвоприношений… И так будет всегда…»

Колизей - выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.



Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.


Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера.

В 248 году император Филипп ещё праздновал в Колизее с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - дворца канцелярии, Павел III - паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.


Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.


Нынешний вид амфитеатра - почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров. Но надо понимать, что лаконичность - результат нескольких варварских нашествий, парочки землетрясений и многих веков узаконенного грабежа: до 1750 года, когда папа Бенедикт XIV повелел наконец прекратить безобразие, Колизей замещал римлянам каменоломню; из его мраморных плит и травертиновых блоков построена добрая часть городских шедевров. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом. Механизм этот был чрезвычайно сложен - для управления им нанимали отдельную команду моряков. Зато ни солнечный зной, ни дождь не становились помехой для увеселений.


Игры начинались рано утром парадом гладиаторов. Император с семейством смотрел на происходящее с первого ряда; рядом устраивались сенаторы, весталки, консулы и жрецы. Чуть подальше сидели аристократы и прочие важные граждане. Следующие ряды занимал средний класс; затем мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными сиденьями. Самая верхняя предназначалась для плебса и женщин, следующая - для рабов и иностранцев.


Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен -это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века - эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе - тосканского, в среднем - ионического и в верхнем - коринфского стиля. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.


Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины - состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Бои бывали невероятно жестокие, но вот христиан, по последним данным, на арене Колизея никогда не терзали. Запрещать игры додумались только через 100 лет после официального признания христианства, а битвы диких зверей продолжались до VI века.


Дюжину веков спустя то, что от Колизея осталось, превратилось в любимую тему для меланхоличных раздумий и идиллических пейзажей. Залезть сюда ночью, при свете луны, почитал своим долгом каждый добросовестный путешественник. До недавнего времени можно было повторить опыт - но к 2000 году все дыры в ограде старательно заделали, и теперь внутрь пускают исключительно в установленные часы.


Желающие могут полазить по обломкам галерей и попытаться представить себе, как в коридорах, скрывавшихся под ареной, метались звери и готовились к бою гладиаторы.

За Колизеем располагается еще одно хрестоматийное сооружение арка Константина, последняя (и самая крупная) триумфальная арка в римской истории - через два года после ее возведения Константин окончательно переберется в Византию. Слава, правда, у нее не совсем заслуженная: большая часть барельефов в буквальном смысле содрана у предыдущих триумфаторов.


Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура. Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление.


Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где однажды сражались гладиаторы. Газета «Репубблика» в 1991 году ссылалась на запланированную инвестицию в 40 миллиардов лир и называет это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства».


Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1,5 миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима.


Все туристы, приезжая в Рим, обязательно посещают одну древнюю достопримечательность – Колизей. Это сооружение поистине поражает своим величием и древней историей своего существования. Действительно, чего здесь только не происходило – жестокие бои гладиаторов, казни первых христиан и многое другое.

Немного истории

О предназначении Колизея знают все – это огромный древнеримский амфитеатр, построенный для развлечения как императоров, так и простого народа. Изначально на его месте находился шикарный замок императора Нерона с искусственным морем и удивительным садом. В 98 г. до н. э., после смерти владельца, замок был разрушен следующим повелителем Древнего Рима – Веспасианом. По его указанию и был построен прекрасный амфитеатр, по некоторым данным, вмещавший около 60 тыс. зрителей. Возводили Колизей (в то время его называли Амфитеатром Флавиев) более 100 тыс. рабов, привезенных из Иудеи. Веспасиан не дожил до открытия Колизея, поэтому заканчивал строительство и устраивал торжество другой император – Тит. На сайте http://staslandia.ru/rim можно посмотреть информацию о других достопримечательностях Рима.

Для многих современных туристов Колизей – всего лишь древние развалины. Мало кто знает, какие тайны и секреты скрывают эти полуразрушенные стены. Тем более, не все знают, что:

  1. Немалая часть строительных материалов амфитеатра были использованы при строительстве других сооружений Рима, например, базилики Святого Петра. Еще часть мрамора и камней растащили местные жители уже после того, как Колизей стал разрушаться.
  2. В XVI веке в нем хотели устроить шерстяную фабрику.
  3. Единственным, кто удостоился чести выступить на сцене Колизея, был легендарный Пол Маккартни.
  4. В амфитеатре существует 80 выходов, из которых 4 – исключительно для знати. Это было сделано на случай пожара или других опасных ситуаций, ведь для представлений использовали огромное количество диких зверей.
  5. Помимо традиционных боев гладиаторов, в Колизее проводили военно-морские сражения.
  6. В гладиаторских выступлениях участвовали не только рабы, но и свободные римляне. Для них наградой была не свобода, а деньги. Это вдохновляло на риск и женщин.
  7. Все 4 яруса амфитеатра были строго разделены в соответствии с социальным положением зрителей – первый ярус предназначался для знати, второй – для свободных граждан и т. д.
  8. Вход в Колизей был бесплатным, так как римские императоры всегда старались задобрить свой народ.

Экскурсии

Увидеть Колизей бесплатно можно разве что снаружи. Чтобы попасть внутрь амфитеатра, необходимо приехать в составе экскурсионной группы или купить билет и исследовать руины самостоятельно. Вход в Колизей обойдется приблизительно в 12€ (лучше уточнить цену на сайте). Кроме этого, есть возможность заказать прогулку с местным гидом, который, скорее всего, окажется историком или археологом и сможет рассказать об этом месте уйму интересного. Также амфитеатр можно увидеть, купив единый билет на всю археологическую зону Рима. Он действителен целых 2 дня, а стоит всего 12–13€.

Колизей (от латинского colosseus — громадный), или амфитеатр Флавиев, является одним из самых символических архитектурных сооружений человечества. Это своего рода прототип современной западной индустрии развлечений: гигантские стадионы, построенные в духе новейших инженерных технологий, в своей основе все еще имеют нестареющую конструкцию Колизея. Миллионы упоминаний, цитат и аллюзий в массовой культуре, кинематографе и литературе, подтверждают мощь и непреходящее значение этого грандиозного памятника. Сейчас Колизей - символ Рима и самый посещаемый туристический объект культуры античной древности.

История Колизея

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72-м году. Для возведения этого колоссального сооружения был высушен пруд, относящийся к роскошному дворцовому комплексу предшественника Веспасиана, деспотичного правителя Рима, императора Нерона.

Пожар 64-го года, случившийся в Риме при загадочных обстоятельствах во время правления Нерона, уничтожил множество увеселительных сооружений и амфитеатров. Традиционно в Римской империи именно театр, публичные бои и зрелища были мощным способом контроля населения и укрепления авторитета действующей власти. Нерон же распорядился отстроить в центре пострадавшего города огромный дворец для самого себя.

Веспасиан, вернувшись в Рим после успешного подавления иудеев, для упрочения своего культа повелел возвести в центре города грандиозный амфитеатр для развлечения народа. Это было разумное решение с политической точки зрения: земли, взятые Нероном для строительства непомерно роскошной резиденции, отходили народу, - таким образом, память о деспоте меркла перед славой нового императора.

В 80-м году строительство было завершено. В день открытия зрителям было представлено масштабное морское сражение - навмахия. Миллионы литров воды были поданы в недавно построенный Колизей при помощи сложной и масштабной гидравлической системы.

Долгое время амфитеатр служил главным местом развлечения римлян, здесь проходили гладиаторские бои, звериные травли, морские бои. Большой популярностью пользовались сцены охоты на диких животных. Лишь здесь римляне могли увидеть экзотичных зверей, привозимых с окрестностей империи и других стран.

После установления христианства в качестве государственной религии, большинство привычных римлянам увеселений попали под запрет, однако на практике они исчезли со сцен амфитеатра далеко не сразу.

В Колизее делалось все, чтобы зрители ушли после зрелища предельно удовлетворенными. Например, во время представлений зрительские ряды опрыскивались освежающими благовонными составами. Специальное приспособление, конструкция которого была восстановлена учеными лишь недавно, распыляло благовония на большую территорию.

Нашествия варваров положили начало систематическому разрушению Колизея. А в середине XIV столетия мощное землетрясение стало причиной обрушения главного римского амфитеатра. С этих пор здание стало рассматриваться в качестве источника строительного материала: камни амфитеатра подбирались и откалывались нарочно, после чего использовались в постройке новых сооружений.

Отношение к памятнику изменилось лишь в Новое время. В середине XVIII столетия Колизей был взят под защиту католической церковью. Папа Бенедикт XIV объявил его местом, где свершилась мученическая смерть многих христианских святых и сделал его напоминанием о страданиях Христа.

Архитектура и достопримечательности

Колизей в плане представляет собой эллипс. Овальная форма была традиционна для римских амфитеатров, она хорошо вписывалась в любую территорию и была удобна для динамичных представлений.

В овальном строении амфитеатра заключена и социальная идея. Круг - это демократичная форма: все находятся на равном расстоянии от центра. Овал позволял распределить зрителей в соответствии с их социальным статусом: ближе к сцене рассаживались более знатные персоны. Император и его свита при этом также были хорошо видны посетителям со всех рядов.

Всем своим видом амфитеатр восславлял величие Рима. В арочных проемах располагались не сохранившиеся до наших дней 160 позолоченных статуй божеств античной мифологии. На стене верхнего этажа располагались огромные щиты, подчеркивающие военное превосходство Рима. Даже колонны, используемые в системе арок, ассоциировались с храмами, терявшими в это время свою популярность.

Логистическое решение, использованное при строительстве Колизея, оказалось настолько эффективным, что используется в создании крупных стадионов по сей день. 80 входов распределены равномерно по всему периметру сооружения. Это позволяет заполнить огромный амфитеатр вместимостью несколько тысяч человек за 8 минут и полностью освободить за 5 минут.

Каждый зритель получал жетон с маршрутом, на котором было указано, в какие двери ему заходить, по какому проходу подниматься, и какое место он должен занять. Маршруты пролегали по кратчайшему пути. Эта система позволяла также разделить зрителей по сословиям. Нижний ряд театра был предназначен для знати, а каждый следующий ярус предоставлялся для людей более низкого статуса.

К ложе императора вел тайный тоннель. Изнутри он был весьма богато украшен цветными фресками. Этот тоннель полностью не раскопан археологами, поэтому до сих пор неизвестно, где начинался этот подземный ход.

Продолжать раскопки мешает то, что коридор проходит под оживленной автомобильной магистралью современного Рима.

Под ареной располагались помещения и клетки, в которых содержались рабы и дикие животные. Во время представления они поднимались наверх при помощи сложного технического приспособления. Эти механизмы, применяемые в столь жестоких развлечениях, поражают своей инженерной точностью и совершенством. Приводились в действия они при помощи физической силы рабов.

Еще одним интересным фактом является то, что под землей Колизея располагались даже захоронения тел убитых гладиаторов.
Для наглядности построен фрагмент арены, на том уровне по высоте, на котором она исторически располагалась.

Музей

Внутри Колизея расположен музей. Его ежедневно посещают тысячи туристов, чтобы сделать фото редких экспонатов. Небольшая экспозиция содержит сохранившиеся барельефы и мозаики, которые украшали амфитеатр. Также здесь хранятся макеты здания и механизмов, используемых в представлениях. В музее представлена коллекция находок: предметы, которые оставляли римляне, а также останки боевых животных.

Среди предметов, забытых зрителями, больше всего посуды и одноразовых столовых приборов. Точно так же, как в современных кинотеатрах посетители покупают перед сеансом поп-корн, древние поклонники представлений любили перекусить во время зрелищ.

Колизей в наше время

В настоящее время Колизей охраняется и изучается мировым научным сообществом. Находятся новые исторические артефакты, проливающие свет на историю строительства амфитеатра.

Каждый камень этого грандиозного памятника является объектом ЮНЕСКО и тщательно охраняется 24 часа в сутки.

Предпринимаются меры по реставрации здания, страдающего от загрязнений и интенсивного движения. Вибрации, создаваемые оживленным движением на автомобильной дороге, разрушительно сказываются на состоянии памятника.

Правительство Рима хорошо осознает символическую и знаковую роль Колизея в массовом сознании человечества. Веками ассоциирующийся с жестокостью и смертью, Колизей силами римских властей постепенно меняет свой имидж. Так, с 2000 года принято менять цвет ночной подсветки амфитеатра каждый раз, когда в мире отменяется смертная казнь или какой-либо смертный приговор не приводится в действие.

Колизей по-прежнему считается памятником истории христианства, каждую Страстную пятницу здесь проходит крестный ход, объединяющий сотни тысяч верующих христиан.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza del Colosseo, 1. 00184 Roma, Италия.
Официальный сайт: www.the-colosseum.net

Колизей открыт с 8:30 утра до захода солнца . Время посещения следует уточнять на официальном сайте, в зависимости от времени года оно меняется.

Стоимость билета - 12 евро . По нему же можно попасть на Римский форум и Палатинский холм. Срок действия билета - 2 дня. Для граждан, моложе 18-ти лет, вход бесплатный. Бесплатный вход доступен в день города.

Стоимость экскурсии по амфитеатру, продолжительностью 45 минут - 5 евро . Дополнительно можно приобрести билет на экскурсию по подземным ходам, он стоит 9 евро , продолжительность экскурсии - 1 час 20 минут.

Если Вы планируете посетить большое количество музеев в короткий срок, выгоднее всего приобрести общую карту Roma Pass. Она позволяет посетить 2 музея бесплатно, а на посещение остальных предоставляет скидку. Срок действия карты - 3 дня.

Как добраться?

Легче всего попасть в Колизей на метро , доехав до станции Colosseo.

Вконтакте