Учимся умению слушать и слышать собеседника во время переговоров. Вы предсказуемый рассказчик? Вы энергетический вампир

Почему он мне не перезвонил? Почему она не смялась над моими шутками? Почему они больше не хотят встретиться и поболтать? Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы сделали что-то неправильно и тем самым саботировали разговор (или, что еще хуже, отношения)?

Если бы мы жили в идеальном мире, то могли бы оценить наши навыки общения с помощью специального оборудования и получить развернутый анализ. Мы могли бы подробно узнать обо всех наших сильных сторонах, а также слабостях, о хороших и плохих привычках, даже о стиле нашего разговора.

К счастью, у вас есть хороший друг, который всегда может подсказать, что не так с тем, как вы разговариваете. О, у вас нет такого? Не беспокойтесь, вы не одни. Если мы сделаем ошибки в разговоре, большинство из нас никогда об этом не узнает. Люди просто решат удержаться от общения с нами. И вы с этим ничего не сможете поделать.

Возможно, у вас нет друга или специального оборудования, которые указывают на ваши ошибки, но вы можете рассмотреть самые распространенные проблемы во время разговора. Проанализировав себя, вы сможете убедиться, что больше не будете разрушать ваши разговоры и отношения.

Давайте подробно рассмотрим четыре основных плохих привычки в разговоре.

1. Вы попугай?

Думаете ли вы, что вы постоянно перефразируете или повторяете то, что сказал вам ваш собеседник? Если он говорит «Классный фильм» вы говорите «Да, это был действительно классный фильм»? «Попугаи» делают вид, что они разговаривают, но, на самом деле, не прилагают для этого никаких усилий. Они больше похожи на эхо, когда повторяют за другими.

Если вы понимаете, что постоянно повторяете за кем-то, постарайтесь добавлять в свои реплики больше личного мнения и существенных замечаний.

2. Вы энергетический вампир?

Вы можете рассказывать увлекательные истории и высказывать свое мнение, но если вы не подкрепляете все это эмоциями, люди могут прийти к выводу, что вас очень тяжело слушать. Отсутствие эмоций и энергии во время разговора может разрушить эту беседу быстрее, чем любая другая вредная привычка. Хорошая беседа должна быть живой, а собеседники должны обмениваться энергией при этом. Если от вас не исходит энергия, то, скорее всего, вы только поглощаете ее.

Подумаете о том, что ваш голос - это американские горки для слушателей. Создаете ли вы плоскую и скучную езду? Попробуйте сделать ваши американские горки приятными для конкретной аудитории. Изменяйте скорость, добавляйте ударения, меняйте интонацию и подчеркивайте ключевые слова.

3. Вы предсказуемый рассказчик?

Предсказуемый рассказчик живет в серьезном и буквальном мире. Если такой человек собирается пойти на кухню, и вы спросите его, куда он собрался, он всегда ответит: «На кухню». Все, что говорят такие люди, является предсказуемым, они неспособны вас чем-то удивить. И, напротив, игривый рассказчик может ответить на вопрос непредсказуемо, и вы никогда не знаете, что от него ожидать. Таким и должен быть разговор: игривым и непредсказуемым.

Всегда тренируйте свой ум, чтобы быть в состоянии вовремя придумать неожиданный ответ. В следующий раз, когда кто-то задает вам вопрос или комментирует что-то, подумайте над ответом, чтобы он получился игривым и непредсказуемым (в пределах разумного). После этого используйте одно из придуманных вами замечаний и посмотрите, что произойдет. Вы будете удивлены.

4. Действительно вы самовлюбленный собеседник?

Самовлюбленные люди больше всего любят говорить о себе. Единственная причина того, почему они могут спросить другого человека, как тот провел выходные, это чтобы перевести разговор на себя. Они, скорее всего, скажут что-то вроде: «Это хорошо… но вы не поверите, что случилось со мной». Общение с таким человеком вряд ли принесет удовольствие. Нарциссы редко интересуются делами другого человека совершенно бескорыстно или же задают дополнительные вопросы. Главная цель нарцисса в любой беседе - это доказать всем вокруг, что он намного лучше остальных.

Это легко исправить, если искренне интересоваться делами другого человека. Если кто-то рассказывает вам о себе, сфокусируйте свое внимание на этом человеке, задавайте наводящие вопросы и делайте комментарии, которые покажут собеседнику, что вы его внимательно слушаете.

Как повернуть разговор в нужное русло.

Первое, что нужно, чтобы повернуть разговор в нужную для себя сторону, это интеллект, хотя бы не ниже среднего. А еще лучше, если вы будете во много раз превосходить собеседника, в умственном плане.

Для того, чтобы выработать красивую и правильную речь, нужно много читать художественной литературы. Не обязательно классику, можно и простенькие детективы. Я абсолютно уверен, что любая художественная литература, даже глупая беллетристика, развивает мозг лучше, чем фильмы, которые транслирует телевидение.

Но, это все, своего рода, подготовка к интересной и увлекательной поездке, маршрут которой прокладываете вы сами. Но, что делать на практике? Как искусно изменить ход разговора? Как перевести разговор в нужное русло так, чтобы собеседник об этом даже усом не повел?

Все очень просто и сложно одновременно. В этом деле нужна ювелирная точность. Нужно делать все тонко и плавно. Надо постепенно подводить собеседника к теме, которую хотите обсудить. Если вы неожиданно перебьете собеседника и начнете толковать свое, то он, как минимум, сочтет вас за невежу. А это вам думаю не нужно, особенно если дальнейший разговор должен течь, так сказать, по деликатному руслу.

Вот пример из моей жизни. Мне нужно было как-то раз узнать у одного человека информацию об одной девушке, которой, он, по-моему мнению, владел. Информация, которую мне нужно было раздобыть, была, если можно так выразиться, не для всех. Если бы я в лоб задал ему такой вопрос, то он, возможно, просто напросто послал бы меня. Поэтому, я зашел издалека. Я начал разговаривать о других девушках и кое что рассказывал о них, о их поведении. Сначала я посмотрел как он на это реагирует, а уже потом потихоньку подвел его к нужной мне теме. Я все узнал, что хотел, на задав ему об этом не единого вопроса.

Если хотите, чтобы разговор шел по вашему руслу, то сначала создайте еще одно русло, протекающее рядом с вашим и в какой-то момент эти два русла должны слиться воедино. Ну а если ваш собеседник разговаривает на неприятную вам тему, то вы просто можете так и сказать ему, что это для вас не приятно и вы не хотите это обсуждать.

В итоге, можно сказать, что для того, чтобы научиться переводить разговор в нужную вам сторону, нужно, прежде, научиться быстро мыслить. Нужно научиться рисовать в своей голове все пути по которым может пойти разговор при дальнейшем его развитии. Ну а чтобы всему этому научиться, нужно практиковаться - почаще разговаривать с людьми и пытаться переводить разговор в нужное для себя русло. Думаю, с опытом выработается своя схема и способ, с помощью которых вы с легкостью сможете манипулировать собеседником.

1. Внимательно следите за голосом своего собеседника.

Если внезапно он начинает разговаривать быстрее, медленнее, или тембр его голоса неожиданно повышается, переходя почти на крик - это означает, что вас пытаются ввести в заблуждение или попросту обмануть. Невнятное бормотание, речь с запинкой, заикание, тараторство тоже могут являться характерными признаками лгуна.

2. Обращайте внимание на количество подробных деталей в разговоре.

Когда речь человека изобилует мелкими подробностями (например: "Моя мама сейчас живет в Нижнем Новгороде. Там очень красиво. Мне очень нравится быть у нее в гостях. А какой там Кремль.") - знайте, что кто-то всеми силами желает, чтобы вы поверили в правдивость его слов.

3. Эмоции собеседника также окажут вам неоценимую помощь в распознавании его лжи.

Чувства и эмоции обманщика зачастую бывают слишком предсказуемы. Когда человек мгновенно отвечает на вопрос - он может сказать неправду, поскольку заранее ждал этого момента и много раз отрепетировал свою реакцию на него.

Еще один отличительный признак лжи - отсутствие в разговоре упоминаний важных событий и фактов. К примеру: "Я ушел на работу в 6 часов утра, а когда вернулся вечером, он был уже мертв." Обратите внимание, что здесь не говорится, чем занимался и где был этот человек в течение дня. Попытка скрыть правду налицо.

4. Анализируйте ответную реакцию вашего оппонента.

- Человек, говорящий правду, никогда не станет занимать оборонительную позицию и доказывать свою правоту. Ему это не нужно. Лжец, наоборот, будет отчаянно пытаться убедить вас в своих словах, уходить от ответа, отвечать оскорблениями и т.д.

Человек, говорящий правду, не реагирует на провокации, отвечает на обвинения логическими рассуждениями с изобилием комментариев. Лжец боится запутаться в своей же словах, поэтому ему ничего не остается делать, как упорно повторять уже сказанное и настаивать на своем.

Честный и правдивый ответ, как правило, следует после короткого раздумья. Чтобы сказать правду, не нужно углубляться в воспоминания - она уже висит на языке. Но, чем больше человек врет, тем сложнее для него следить за нитью своего рассуждениями, поскольку он больше всего не желает оказаться в ситуации, когда будет противоречить сам себе. Вот почему продолжительная пауза после вопроса является стопроцентным сигналом предстоящей ответной лжи. Это можно часто наблюдать на политических дебатах, не правда ли? Но будьте внимательны - взгляд в сторону или перевод их вниз скорее всего означают, что человек просто пытается вспомнить подробности.

5. Не упускайте из вида манеру речи собеседника. Он лжет, если:

- Повторяет одни и те же обороты речи при ответе на вопросы.

Уклоняется от ответа, отвечая вопросом на вопрос, или пытается всеми силами задержать свой ответ, прося повторить вопрос. Опять же, политики часто пользуются такими уловками, произнося заученные предложения в духе "мой ответ будет зависеть от того, что вы имели ввиду", "это хороший вопрос", "а что бы вы делали на моем месте?" и так далее.

Избегает утверждений и делает акцент на отрицательные частицы речи, такие как "не", "никогда", "ничей"... Это явственная попытка скрыть правду и заставить собеседника поверить в свою невиновность.

Отвечает бессвязными словами, не дающими никакой нужной информации, или незаконченными фразами.

Вместо прямого ответа пытается отшутиться или в тяжелом для него случае переходит на сарказм.

Злоупотребляет выражениями "как бы", "на самом деле", "буду краток", "честно говоря" и подобными. Не забывайте, что мгновенный ответ или точное повторение вопроса в ответе - очень характерные черты лжеца.

6. Повторение уже сказанных слов.

В случае, когда вы замечаете, что ваш собеседник начинает повторять одни и те же предложения, будьте уверены - вам пытаются соврать. Когда ложь придумана заранее, то лжец легко выдает ее заученными предложениями. Используйте следующий прием: в процессе разговора "случайно" задайте вопрос, который уже звучал из ваших уст, и будьте уверены - лжец ответит все теми же, заученными им словами.

7. Внезапный перевод темы разговора в иное русло.

Собеседник, говорящий неправду, всегда попытается перейти на другую тему. Оставайтесь начеку, когда услышите что-нибудь в духе: "Я хотел пойти домой, но тут на дороге... Эй, да у тебя новая прическа или нет? А тебе идет."

Как и всем людям, лгунам прекрасно известно, что все обожают комплименты. Когда вы почти раскусили лгунишку, не удивляйтесь, если вас начнут осыпать комплиментами. Все, что хочет сделать лгун - это усыпить вашу бдительность и перевести разговор на отвлеченную тему. Не поддавайтесь искушению, ведь человек редко хвалит кого-нибудь просто так, по доброте души.

Ошибки в разговорах: учимся правильно общаться

Не каждому даны ораторские способности, умение убеждать и талант быть интересным собеседником. Казалось бы, ничего страшного, если публичные выступления и постоянные переговоры не входят в круг ваших обязанностей на работе.

Но ведь общение – неотъемлемая часть нашей жизни. Не умея вести беседу, можно столкнуться с множеством проблем: отсутствие друзей, плохие отношения в коллективе, непонимание с родителями, супругами, детьми. Есть ряд распространённых ошибок, которые люди очень часто допускают в разговорах. Избавившись от привычек, описанных ниже, вы непременно улучшите свои навыки общения.

«А вот у меня…»

Знакома ситуация, когда вы делитесь с кем-то чем-то важным, а собеседник переводит разговор на себя. Или рассказывает о подобной ситуации, произошедшей в жизни кого-то еще.

На прошлой работе у меня был коллега Миша, с которым никто не хотел ходить в столовую и встречаться вне работы. Вот пара примеров разговоров с ним: «Я так плохо спала, нет сил работать». Ответ: «Ой, я тоже плохо сплю, постоянно!» Или «Я вернулась из отпуска, была в Испании, там так здорово!» Вместо того, чтобы послушать, Миша обязательно отвечал: «О, у меня брат там недавно был, он мне рассказывал…» Думаю, вам понятно, почему мы избегали разговоров с зацикленным на себе Михаилом. Зачем что-то рассказывать, если знаешь, что тебя не услышат?

Задумайтесь, может, вам тоже свойственно переводить тему разговора на себя? Если так, давайте сделаем работу над ошибками.

Слушайте собеседника. Дайте ему закончить фразу, не перебивайте на полуслове.

Задавайте уточняющие вопросы.

Старайтесь говорить не больше, чем остальные.

Не хвастайтесь – пытаясь возвести себя на пьедестал, вы лишь упадёте в чужих глазах.

Ошибки в разговорах: учимся правильно общаться

Сплетница

Этим грешны многие женщины – пообсуждать наряд прохожей, рассказать, с кем встречается сослуживец, перемыть кому-нибудь косточки – разве вы никогда так не делали? Хотя сплетни бывают увлекательными и дают почувствовать себя лучше других людей, у них есть ряд недочётов.

Всё-таки не каждый человек оценит вашу тягу к слухам. Собеседник может решить: сегодня она обсуждает свою подругу, а завтра так же обсудит меня… Разговоры о ком-то «за глаза» часто оставляют неприятный осадок, к тому же они просто не имеют никакого смысла.

Говорите о других либо хорошо, либо молчите.

Если кто-то начинает при вас обсуждать общего знакомого, поменяйте тему или прямо скажите, что не готовы говорить об этом в отсутствии этого самого знакомого.

Живите интересной жизнью! Может, у вас слишком скучные будни, раз тянет говорит обо всех, но не о себе?

Ошибки в разговорах: учимся правильно общаться

Ляпай, но ляпай уверенно

Помните фразу из фильма «Москва слезам не верит?» Мы часто боимся совершить ошибку. Мол, «скажу неправильно, что обо мне подумают». Это очень заметно, когда человек стесняется и старательно подбирает слова.

В университете преподаватели говорили: «Лучше задать глупый вопрос, чем не задать его и не узнать то, что хотели».

Если что-то не поняли, не бойтесь уточнить.

Высказывайте своё мнение.

Не пытайтесь произвести впечатление, играя какую-то роль. Будьте собой, и тогда вы будете интересны.

Ошибки в разговорах: учимся правильно общаться

Множество советов

Мы привыкли давать и получать советы. Но полезно ли это? Зачем мы просим собеседника решить нашу проблему, зачем спрашиваем, что бы он сделал на нашем месте? Чтобы разделить ответственность. Давая советы, мы также берем часть ответственности на себя. А это совершенно ни к чему.

Если у вас спрашивают совета, а вы не знаете, как поступить или считаете, что человек сам должен разобраться, скажите, что у вас нет совета. При этом можно пообещать просто быть рядом, поддерживать в трудной ситуации.

Даже если у вас на всё есть свое мнение, не пытайтесь высказать его при первом удобном случае. Всезнайки раздражают.

Море негатива

Встречаются люди, которым просто не хочется ничего рассказывать. Говоришь, что покупаешь машину, они тут же расскажут, как ужасно выплачивать кредит. Сказал, что нашел новую работу, они и здесь обязательно увидят массу минусов. В их лексиконе часто встречаются слова «плохо», «печально», «жаль», «нет». Если вы – один из таких людей, срочно занимайтесь лечением:

Учитесь видеть хорошее во всем. Пусть это станет упражнением. Узнаете новую информацию – тут же нашли в ней что-то положительное. Даже если вам сказали, что вас уволили или что нужно поработать в выходной! Через некоторое время позитивное мышление войдет в привычку.

Не жалуйтесь! Не рассказывайте о плохом. Когда вас спрашивают: «Как дела?», отвечайте: «Хорошо».

Не критикуйте!

Ошибки в разговорах: учимся правильно общаться

Избегайте ошибок в разговоре и общайтесь с удовольствием!

Всегда ли прерывание разговора неприемлемо? Вовсе нет. Слушатель может перебить вас, потому что слишком увлекся рассказом или хочет добавить что-то важное. Иногда нас прерывают из-за превышения лимита времени – слушатель показывает, что пора принимать решение.

Но есть люди, которые прерывают говорящих без особой причины. Им просто не терпится показать себя. Вот несколько стратегий поведения в таких случаях:

1. Отпустите ситуацию – пусть говорит . А вдруг собеседник скажет что-то важное? Даже если он или она говорит не по делу, не раздражайтесь. Спор с оппонентом отнимет время и не даст вам обоим достичь цели.

2. Сразу расставьте точки над i. Если вы проводите презентацию или рассказываете длинную историю, сориентируйте слушателей по времени: «Мое выступление займет примерно…», «После того как я закончу свой рассказ, мне интересно будет узнать ваше мнение». Это особенно важно, если вы знаете, что вас слушает хронический «прерыватель». Когда он попытается выступить, можно сказать: «Как я уже говорил, вопросы вы сможете задать мне после презентации».

3. Продолжайте говорить. Можно сказать перебивающему: «Минуту!» – и продолжить мысль. Или просто сделать вид, будто вы не замечаете, что вас перебивают. Такое поведение может показаться агрессивным, но другие слушатели будут вам благодарны.

4. Обратитесь к перебивающему напрямую: «Пожалуйста, позвольте мне продолжить». Не демонстрируйте агрессию, говорите уверенно и четко. Вежливо настаивайте на своем.

Следите за тоном и языком тела. Скажите с улыбкой: «Я рад, что вы горите желанием начать обсуждение, но я еще не закончил». Возможно, это самый эффективный способ сказать: «Замолчи и дай мне договорить».

Задайте нетерпеливому слушателю пару вопросов. Пустите в ход чувство юмора

5. Оцените то, что говорит перебивающий вас человек. Даже хроническим «прерывателям» есть что сказать. Многие из них умны, их мозг работает быстро, и они перебивают, потому что хотят, чтобы события развивались быстрее. Первый импульс – заставить его замолчать. Но из прерываний можно извлечь пользу. Задайте нетерпеливому слушателю пару вопросов. Пустите в ход чувство юмора. Такой диалог разрядит обстановку, вы успокоитесь и сфокусируетесь на теме выступления, а не на своих чувствах.

6. Вовлеките в беседу других. В ответ на вмешательство нетерпеливого слушателя начните общаться с другим человеком или организуйте групповое обсуждение.

7. Примите стиль общения группы. Общение на равных предполагает высокую вовлеченность всех участников и, как следствие, частые прерывания. Если вы новичок в группе, не настаивайте на том, чтобы вас слушали в тишине. Модель поведения в группе невозможно изменить быстро.

8. Подумайте, а не в вас ли проблема. Не слишком ли хаотично вы излагаете информацию? Не сложно ли слушателям воспринимать многочисленные примеры и подробности? Возможно, вас тяжело слушать, и именно поэтому вас часто прерывают. А может, вы сами часто прерываете говорящего, но при этом злитесь, если прерывают вас?

Как видите, реагировать на перебивания можно по-разному. Пробуйте разные варианты, тренируйте социальные навыки и почаще наблюдайте за собой, возможно, вам есть над чем поработать.