Гомер - гомеровские гимны.

"ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ"

Это название носит сохранившееся под именем Гомера собрание 33 гекзаметрических произведений разной длины, адресованных богам. Их складывали рапсоды в качестве так называемых проэмий (вступлений), которыми они предваряли чтение песен Гомера на поэтических агонах во время культовых празднеств в различных религиозных центрах Греции. Это были воззвания к чествуемому божеству. Короткие, иногда всего в несколько стихов, гимпы перечисляли лишь прозвища бога и просили о покровительстве, затем излагалась (часто с большим мастерством рассказчика) священная легенда или любое другое повествование об этом боге. Однако не все гимны носили культовый характер. Они создавались, по-видимому, в VII-V вв. до н.э., авторы их неизвестны. В сборнике имеется 5 длинных гимнов, представляющих законченное художественное целое и не являющихся проэмиями. Это К Аполлону Дельфийскому (I, Eis Apollona Delphion} - гимн в 178 стихов, легенда о рождении бога на острове Делос; К Аполлону Пифийскому (II, Eis Apollona Pythion) в 368 стихах повествование о создании дельфийского оракула. Два этих гимна выступают в рукописях как одно произведение. Гимн К Гермесу (III, Eis Hermen) в 580 стихах - полная юмора и обаяния повесть о проделках новорожденного Гермеса. Гимн К Афродите (IV, Eis Aphroditen) в 293 стихах - повествование о союзе Афродиты с Анхизом. Гимн К Деметре (V, Eis Demetra) в 495 стихах представляет собой аттическую легенду о прибытии богини в Элевсин и учреждении мистерий.

Античный гимн

Гомеровские гимны

Гомеру приписывается 34 гимна, обращенных к богам. По эпическому стилю так называемые гомеровские гимны близки «Илиаде» и «Одиссее». Некоторые из них очень раннего происхождения (VII в. до н. э.), другие более поздние (IV в. до н. э.).

Гимны представляют собой поэтические переложения древних мифов. Исполнялись они на праздниках, устраиваемых в честь божества, которое прославлялось. Гимны предпосылались исполнению таких героических поэм о богах и героях, как «Илиада» и «Одиссея», служили своеобразным запевом к ним.

Из гимнов наиболее значительны и интересны первые пять. Это прежде всего два гимна в честь Аполлона -- Делоеского и Пифийского. В первом рассказывается о рождении Артемиды и Аполлона, детей Латоны, на острове Делосе и об основании там культа и праздника в честь них; во втором -- о приходе Аполлона к подножию горы Парнаса, о победе его над чудовищным змеем Пифоном (отсюда место называется «Пифо», а жрица -- «пифией»), о явлении Аполлона в виде дельфина (отсюда его прозвище «Дельфиний»), об устройстве здесь храма с оракулом и об основании города Дельф. В гимне Афродите (IV) говорится о любви ее к троянцу Анхису.

По объему самыми большими являются гимны в честь Гермеса (III) в 580 стихов и в честь Деметры, богини земного плодородия (V) в 495 стихов. О Гермесе рассказывается, как он, едва родившись, украл у Аполлона чудесных коров и как из черепахи сделал лиру. В гимне в честь Деметры рассказывается о похищении ее дочери Персефоны и об установлении Элевсинских мистерий. Персефона гуляла с подругами, собирая цветы на лугу, как вдруг разверзлась земля и появился на колеснице бог подземного мира Плутон-Гадес и увез ее в свой дом. Деметра по всей земле разыскивала пропавшую дочь, пока наконец бог солнца Гелий не открыл ей похитителя. Оскорбленная Деметра решила удалиться от сонма богов и под видом простой старушки пришла в Аттику, в местечко Элевсин, где была принята в качестве няни в дом царя Келея. Она полюбила своего питомца, царевича Демофонта, и, желая сделать его бессмертным, стала обжигать его в огне, но царица Метанира по неразумию помешала этому. Тогда Деметра открылась людям, повелела воздвигнуть храм и установила великие таинства. Между тем земля, оставшаяся без попечения Деметры, высохла и перестала приносить плоды. Боги, не получая от людей обычных жертв, согласились, чтобы Персефона одну треть года проводила с супругом в подземном царстве, а две трети оставалась при матери.

Остальные гимны, прославляющие других богов, меньше по объему и уступают вышеуказанным по художественному значению. Интересен гимн в честь Диониса (VII), рассказывающий, как бога в виде прекрасного юноши захватили морские разбойники, надеясь получить богатый выкуп. Но Дионис показал им свою божественную силу: повесив на реях корабля гроздья винограда и пролив вино, он обернулся львом и наслал на них медведицу, так что они с испугу побросалисьивимореииипревратилисьивидельфинов.

Большинство этих гимнов заканчивается стихом:

Ныне тебя помянув, я к песне другой приступаю.

Это дает основание предполагать, что каждый «гимн» является только «вступлением», прелюдией перед совершением обряда в честь бога; в нем сообщались молящимся сведения о празднике, и таким образом он имел целью подготовить и молящихся к совершению и культа.

По времени создания эти гимны весьма различны: первые пять близки к гомеровской поэзии, другие, несомненно, относятся к более позднему времени -- может быть, к VII-VI вв. Гимн Пану (XIX) не старше начала V в., а некоторые относятся, может быть, даже к периоду эллинизма. Они создавались в различных местах и были связаны с местными культами.

По времени создания эти гимны весьма различны: первые пять близки к гомеровской поэзии, другие, несомненно, относятся к более позднему времени -- может быть, к VII-VI вв. Гимн Пану (XIX) не старше начала V в., а некоторые относятся, может быть, даже к периоду эллинизма. Они создавались в различных местах и были связаны с местными культами. Таким образом, совершенно ясно, что они не могли быть созданием Гомера.

Гомеровские гимны
Ομηρικοί Ύμνοι
Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык оригинала:
Дата написания:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата первой публикации:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Издательство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Цикл:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Предыдущее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Следующее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

«Гомеровские гимны» (также «Гомеровы гимны» ) - устойчивое (самое позднейшее) название сборника древнегреческой поэзии - тридцати трёх гимнов, исполнявшихся в честь отдельных богов. Авторы стихов неизвестны. Гимны являются «гомеровыми» в том смысле, что они используют тот же эпический размер - дактилический гекзаметр - как Илиада и Одиссея , применяют многие аналогичные стилистические приёмы и выдержаны в одном диалекте. Гимны приписывались Гомеру ещё в античности; самая ранняя гомеровская атрибуция находится в «Истории» Фукидида (III, 104).

История и описание

Древнейшие из гимнов были созданы в VII столетии до нашей эры, несколько позже, чем произведения Гесиода и гомеровский эпос (в традиционно принятой датировке). Этот факт помещает некоторые «гомеровы гимны» среди самых ранних памятников древнегреческой литературы. Большая часть гимнов написана в VII и VI веках, меньшая - в эпоху эллинизма . Гимн «К Аресу», вероятно, является последним по времени произведением (когда заметили, что гимна Аресу недостаёт). Немецкий филолог Вальтер Буркерт предположил, что гимн «К Аполлону», приписываемый древним источником аэду Кинефу Хиосскому (члену рода Гомеридов), был составлен в 522 г. до н. э. для исполнения на необычном двойном празднике, который состоялся в честь Аполлона на Делосе (при Поликрате Самосском) и в Дельфах .

«Гомеровские гимны», как остатки некогда более широко представленного жанра, различаются по длине, причём некоторые из них совсем короткие, в три или четыре строчки, в то время как другие имеют более пятисот строк. Длинные гимны содержат просьбу, похвалу и повествование, иногда достаточно пространное. В самых коротких элемент рассказа отсутствует. Длинные гимны по всем признакам показывают, что они были составлены из ранее существовавших разнородных материалов в цельные и самостоятельные художественные произведения-повествования. Всего таковых гимнов пять: «К Аполлону Дельфийскому» - о рождении бога; «К Аполлону Пифийскому» - о создании богом дельфийского оракула ; «К Гермесу» - о проделках новорожденного Гермеса; «К Афродите» - о союзе Афродиты с Анхизом; «К Деметре» - о прибытии богини в Элевсин и учреждении там мистерий .

Большинство сохранившихся византийских рукописей начинаются с третьего гимна. Благодаря случайно найденной в Москве в 1777 году немецким филологом и палеографом Христианом Фридрихом Маттеи рукописи XIV столетия (т. н. Лейденский манускрипт), удалось частично восстановить два гимна, которые открывают подборку: фрагментарный «К Дионису» и «К Деметре».

Эти тридцать три гимна прославляют многих главных богов греческой мифологии, более короткие гимны, возможно, служили прологами (проэмиями) к декламации эпических стихов на фестивалях профессиональных рапсодов (на поэтических агонах) как переход между песнями. Тридцать четвёртая песнь («К Гестии»), сопровождающая «гомеровы гимны», собственно гимном не являлась, а служила одновременно молитвой и напоминанием хозяевам о том, что гостеприимство является священным долгом, предписанным богами, это было немаловажно для путешествующего профессионального рапсода.

Боги, которым посвящены гомеровы гимны: Аполлон (и Музы), Арес , Артемида , Асклепий , Афина , Афродита , Гелиос , Гера , Геракл , Гермес , Гестия , Гефест , Гея , Деметра , Дионис , Диоскуры (Кастор и Полидевк), Зевс , Кибела (Матерь богов), Пан , Посейдон , Селена .

Напишите отзыв о статье "Гомеровские гимны"

Примечания

Ссылки

  • гекзаметром на русском языке (в переводе В. В. Вересаева)
  • (англ.) Thomas W. Allen, William R. Halliday, and Edward E. Sikes, . Oxford: 1936.