Очерк истории гуннов. Кто такие гунны? Каким был Аттила

Племена хунну, или гунны, известны китайцам еще до н.э. Их воинственный кочевой союз сложился где-то на северных рубежах Китая еще в V - III вв. до н.э. В ту пору население нынешней Западной Монголии и Северо-Западного Китая говорило в основном на индоевропейских языках (иранских, тохарских и др.). Индоевропейцы обитали на западе в пределах нынешнего Казахстана. На севере от них обитали угорские народы, от которых в наши дни уцелели лишь венгры и небольшие западно-сибирские этносы - ханты и манси. Прежде их сородичи обитали и на Южном Урале, и в Южной Сибири.

Хунну, или гунны, долгое время вели борьбу с китайцами с переменным успехом. Последний нередко сопутствовал кочевникам благодаря тому, что практически все мужское население у них являлось потенциальными воинами, а легкая конница позволяла маневрировать и одерживать верх над китайской пехотой. В то же время длительные контакты с китайцами не сводились только к войнам, но между кочевниками и оседлым населением существовал взаимовыгодный обмен товарами и навыками, в том числе и военными. В силу этого гунны издавна многому научились у китайцев, которые в ту пору были одним из самых цивилизованных народов земли.

Вопрос об этнической принадлежности гуннов до сих пор не ясен. Скорее всего, среди них были и прототюрки, точнее, общие для той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена.

Во II в. до н.э. гунны потерпели серьезные поражения в столкновениях с китайцами и под их напором устремились на запад, воюя и побеждая соседние народы, среди которых главными были так называемые юэджи - родственные сакам-скифам. Юэджи, в свою очередь, должны были отходить на запад, в пределы Средней Азии и нынешнего Казахстана. В ходе такой борьбы гунны где-то ко II в. н.э. вышли к Волге, где их и фиксируют для той поры некоторые античные авторы. На большом пути от Монголии до Волги гунны увлекли с собой массу иных племен, прежде всего угорских и иранских. Так что пришедшие к порогу Европы кочевники уже не являли однородной этнической массы.

На берегах Волги гунны вынуждены были, задержаться почти на два века, поскольку встретили мощное сопротивление со стороны алан, обитавших тогда между Волгой и Доном. Аланский племенной союз был сильным политическим объединением. Аланы, как и гуны, были кочевники, и не случайно авторы IV в., описывая гуннов и алан как совершенно разные по расовому типу племена, подчеркивают их почти одинаковый кочевой быт. И у тех, и у других основной силой была конница, причем у алан часть ее была тяжеловооруженной, где даже кони имели броню. Аланы бросались в сражение с криком "марга" (смерть) и стали достойными противниками для выпестованных в столетних сражениях с китайцами восточных кочевников.

Однако в 70-х годах IV в. исход двухвекового соперничества был решен в пользу гуннов: они разгромили алан и, перейдя Волгу, а затем Дон, устремились на поселение " ". Письменные источники пишут о поражении готов в войне с гуннами, отмечая, что уже сам необычный европейцам вид гуннов приводил готов и их союзников в ужас.

Большую роль в победе играло превосходство гуннской конницы, которая после разгрома алан обрушилась на мирные поселения "черняховцев", где политически господствовали готы. Перед этим страна алан подверглась ужасному погрому. Часть алан была оттеснена в районы Предкавказья, другая должна была подчиниться завоевателям и затем вместе с ними двинуться в поход на запад. Наконец, немалая часть побежденных вместе с поверженными готами также устремилась на запад. В V - VI вв. мы встречаем алан и в Испании, и в Северной Африке. Сходная судьба постигла и готов. Так называемые визиготы ушли сначала на Балканы, в пределы Римской империи, а затем и дальше на запад (сначала в Галлию, а затем в Испанию). Другая их часть, так называемые остготы, первоначально подчинилась гуннам и вместе с ними воевала в Европе, в том числе и против своих соплеменников. Наконец небольшая часть готов осталась в горном Крыму и на Тамани, где их потомки кое-как еще известны до XVI в.

Археологические данные показывают картины страшного разгрома страны "черняховцев". Была уничтожена весьма перспективная ранняя цивилизация, носители которой вынуждены были скрываться в лесостепной полосе, оставив степь в распоряжение пришлых кочевников. Гунны не остались в наших южных степях, и пошли дальше на запад, сделав центральной областью своей "империи" Паннонию (нынешняя Венгрия). Эта историческая область издавна была прибежищем для многих племен и народов. В IV - V вв. там жили славяне, часть потомков сарматов, вероятно, кельты, германцы и другие племена. Гунны составляли там только господствующую прослойку. Ученые полагают, что этнический тип гуннов и их язык изменились за период их перекочевий из Монголии в Европу. Сами гунны попали под цивилизационные влияний местного оседлого населения. Знаменитый Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Доказано, что имя Аттила переводится с готского языка и означает "батюшка". Когда Аттила двинулся в поход против Римской империи, в составе его орде были и готы, и аланы, и многие другие племена. Попытка Аттилы завоевать Западную Европу завершилась сражением на Каталуанских полях (северной Франции, Шампань) в 451 г., где столь же многонациональные римские армии под предводительством Аэция преградил путь ордам Аттилы. Вернулись в Паннонию, гуннский владыка Аттила умер (453 г.).

Наследники Аттилы перессорились друг с другом. Покоренные народы использовали их распри и заставляли основную часть гуннов уйти на восток в причерноморские степи.

Только на центральном Кавказе сохранялся мощный массив аланского (иранского) этноса, который отправился после гунского погрома и воссоздал свое политическое объединение - Аланский союз.

В западном Предкавказье в VI в. господствующее положение заняли булгары. После распада Тюркского каганата именно Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а слабость обитания булгар получила наименование Великая Булгария. Она занимала приблизительно территорию нынешнего Краснодарского края, севернее реки Кубань. Возможно, булгарам подчинялась и часть адыгов, обитавших на левом берегу этой реки.

Булгары соперничали с западными тюрками, хотя это соперничество и было относительно скромным. Скорее всего, булгары стремились утвердить свое господство на запад, в степях нынешней Украины до Дуная, что им в первой половине VII в. удалось после гибели Антского союза. В то же время на протяжении VI - начала VII в. через эти степи периодически шли на запад различные орды смешанного происхождения, чаще всего именуемые аварами (обрами по славянским источникам).

Этническая принадлежность авар также не ясна. Скорее всего, это была какая-то угорская орда, прорывавшаяся на запад через враждебную тюркскую среду, господствующую в Тюркском каганате. На западе, в Паннонии возник Аварский каганат, правители которого стали вместе с булгарами союзниками Ирана и ирано-византийских войнах первой трети VII в. В 626 г. имела место знаменитая осада Константинополя аварами, в которой в качестве союзников последних участвовали и славяне.

UPD (10/09/2018) На фото экспонаты выставки «Кочевники Аркаимских степей» из фондов Музея археологии и этнографии Челябинского государственного университета (сайт "Реальное Время" https://realnoevremya.ru/galleries/941)

Оценка статьи:

Постраничная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе.

Глава IX.

От Валамира до Аттилы.

С укреплением и развитием высшего типа варварских отношений у гуннов начинается второй, мировой по своей значимости и известности период их истории.

Первое событие, которое отмечается источниками в связи с возвышением гуннов, - разгром аланов 1 около 370 г. связан с именем Валамира. Как сообщают древние авторы, в частности Аммиан Марцеллин, аланы были кочевниками. Во многом они были похожи на гуннов 2 . Для характеристики их социального строя достаточно указания Аммиана Марцеллина: «они (аланы) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения; в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами» 3 . Отличие их от гуннов Аммиан Марцеллин видит в том, что они «с более мягким и более культурным образом жизни» 4 . Кроме того, некоторые авторы отмечают и антропо-

Происхождение восточноевропейского гуннского племенного союза в научной литературе ещё не выяснено. Несомненно, что в состав западного гуннского объединения входили древние птолемеевские «хунн» и «хоны» Кавказа. Имела место бесспорная связь между гуннским образованием и предшествующим скифо-сарматским. В образовании большого объединения гуннского типа несомненную роль сыграли, вступившие в гуннский союз, охотничьи и пастушеские племена Поволжья и даже Приуралья. Повторяем, что кочевые образования юго-восточной Европы, вошедшие в гуннский племенной союз, сформировались как его часть, вероятно, задолго до конца IV в. в связи с восточными кочевниками гуннами. В каких формах осуществлялась эта связь, сейчас можно установить только в общих чертах. Однако, как покажем далее, для поздних гуннов, и особенно для аваров, эта связь документируется археологическим материалом и прежде всего волжскими памятниками. Отмечают монголоидный тип гуннов, в противовес европеоидному аланов, и древние авторы (например Аммиан Марцеллин).

В Восточной Европе до гуннского завоевания имели место два крупных племенных союза - аланский и готский. Объединяя большинство племен Восточной Европы, они не включали в свой состав племена Поволжья и Приуралья, где складывалась экономика племен, ведущих, в частности, скотоводческое хозяйство. Эти скотоводы выделялись из массы охотничьих племен, например, Приуралья. Свидетельством этому являются археологические находки Приуралья и Прикамья, связывающиеся с культурами юга 4 . Вероятно, из этой среды и составилась значительная часть «автохтонов» восточноевропейских

гуннов, которые в совокупности с более южными племенами (напоминаю, что готский и аланский союз не включали всего населения юга Восточной Европы), с остатками того же разбитого аланского союза, а также вместе с азиатскими гуннами (в свою очередь смешавшимися с среднеазиатскими племенами и не представляющими чистых «монгольских» гуннов), составили западногуннский племенной союз.

Надо оговориться, что каждое из приведённых выше сообщений о гуннах у античных авторов не обладает оригинальностью и зачастую является новой редакцией старого сюжета. Эту некритическую преемственность античных авторов, особенно в отношении народов восточного происхождения показал Ю. Юнге 1 .

На основе этих сообщений возникли по существу две версии: одна, - указывающая на местное происхождение гуннов, - с нашей точки зрения более древняя, когда гунны просачивались ещё в небольшом количестве в южнорусские степи, ассимилировались местной средой, а посему, не составляя обособленного этнического целого, были восприняты как местные племена, и другая - более поздняя, - отражающая уже массовое проникновение восточных гуннов в IV в. Попытку примирить эти две версии видим мы у Иордана.

Связь с Востоком, с азиатскими гуннами, выражалась в том, что часть гуннов после распада гуннского племенного объединения на Востоке двинулась на Запад, отношения с которым через яньцай или аланья (аланов) поддерживались с сравнительно древних времён. Особый интерес в этой связи представляют племена юебань, жившие в середине V в. на территории Семиречья, в долине Или и, возможно, на Тяньшане. О них история Северных дворов сообщает: «Владение юебань лежит от Усуня на северо-запад, от Дай в 10 930 ли. Это есть аймак, прежде принадлежавший Северному хуннскому шаньюю, прогнанному китайским полководцем Дэусянь (93 г. н.э. - А.Б. ). Северный шаньюй, перешед через хребет Гиньвэйшань, ушёл на запад, в Кангюй, а малосильные, которые не в состоянии были следовать за ним, остались по северную сторону Кучи. Они занимают несколько тысяч ли пространства, и по числу составляют до 200 000 душ. Жители области Лянчжоу владетеля ещё называют шаньюй - государь. Обычаи и язык одинаковы с гаогюйскими, но более опрятности» 2 .

Этот отрывок представляет исключительный интерес. Прежде всего он указывает, что значительная часть гуннских племён была на территории Советского Союза и, повидимому, ближайшим образом связана, как было указано в главе VI, с этногенезом племён, из которых позднее образовались среднеазиатские народы. Сходство по языку с гаогюйцами свидетельствует об их тюркоязычности и этническом родстве с уйгурами 1 . Этот отрывок представляет также интерес и потому, что это совершенно достоверный факт движения гуннов на запад, подтверждающий, в какой-то мере, передвижения части гуннов с Востока на Запад. Движение их, как мы выше отметили, происходило, видимо, севернее Сыр-дарьи, через страну кангюй.

Марксистско-ленинская наука не отрицает такого типа переселений 2 . Известны многочисленные указания К. Маркса и Ф. Энгельса о характере и причинах переселений, например: «То же давление избытка населения на производительные силы заставило варваров с плоскогорий Азии вторгаться в древние культурные государства. Здесь под другою внешнею формою действовала та же причина. Только оставаясь в небольшом числе, они могли продолжать быть варварами. То были пастушеские племена, охотники и воины; их способ производства требовал обширного пространства земли для каждого отдельного индивидуума, как то имеет место ещё поныне у индейских племён Северной Америки. Когда они увеличивались в числе, то сокращали друг другу площадь производства. Поэтому избыточное население было вынуждено пускаться в те великие сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе» 3 .

В этом объяснении даётся разгадка причин передвижения какой-то части азиатских племён в эпоху гуннов. Но совершенно ясно, что не они были «праотцами» европейских народов, и не это доказывают К. Маркс и Ф. Энгельс. И суть заключается не в личных духовных качествах такого варвара-завоевателя, и не в самом акте завоевания. «Феодализм, -

говорят К. Маркс и Ф. Энгельс, - вовсе не был перенесён в готовом виде из Германии; его происхождение коренится в военной организации варварских войск во время самого завоевания, которая лишь после завоевания, благодаря воздействию найденных в завоеванных странах производительных сил, развилась в настоящий феодализм» 1 .

Из всех высказываний по данному вопросу явствует одно - ни Ф. Энгельс, ни К. Маркс не отрицали таких передвижений и, судя по их словам, относили их к сравнительно далеким временам, во всяком случае включая и время гуннов.

Принимая историческую возможность такого передвижения, мы, однако, основное внимание уделяем вопросу участия в гуннском племенном союзе автохтонных племён. Каковы бы ни были размеры движения из Азии, не оно определило возникновение гуннского образования на Западе. Корни этого образования в значительной мере надо искать в истории местных, восточноевропейских племён. На антропологическом и лингвистическом материалах исследователи стремятся доказать автохтонное происхождение гуннов. Они отмечают, что антропологический тип не является показателем для утверждения о миграции кочевников из Азии, так как, например, антропологические данные тюркской «расы» настолько разнородны, что говорить о каком-либо расовом единстве западных и восточных тюрок не приходится 2 .

Более осёдлые скотоводы и в антропологическом типе отличаются от номадов. Мы отмечали ранее кочевников двух типов - «гуннского» и «аланского». Это деление крайне условно и показывает лишь, что вопрос о степени влияния разных условий кочевого быта на различие в антропологических типах ещё не решён. Если эта проблема будет разрешена, то тогда, возможно, объяснится и наличие на юге России двух антропологических типов, «гуннского» и «аланского», в Азии гуннского и динлинского. Мы предполагаем, что различия между гуннами и аланами вызваны принадлежностью тех и других не только к разным этническим группам племён, но и к разным социально-экономическим образованиям. Гунны происходили из районов степей, в прошлом были охотниками и скотоводами; аланы были скотоводами пастушеского типа (т.е. знали земледелие). Может быть, в этих условиях происхождения и формирования гуннских и аланских племён и кроются объяснения различия их антропологического типа.

Самыми ярыми миграционистами - Ам. Тьерри и Ю. Клапротом высказывалась мысль, что в Восточной Европе гунны приобрели финские антропологические черты в результате смешения их с уральскими, угрофинскими народами. Бесспорно, что в гуннском племенном союзе Запада надо учитывать новые племенные образования охотников-скотоводов лесостепной полосы. Для Ю. Клапрота - это угрофинские народы. Для нас это - совокупность этнически разнообразных племён, по социальному строю сравнительно сходных с аналогичными племенами Центральной Азии в эпоху сложения там гуннского племенного союза. Как мы покажем далее, многие предметы материального производства западноевропейских гуннов могут быть объяснены на основании данных раскопок, например, Пермского края. Многие памятники гуннской культуры в Западной Европе корнями своими уходят в эпоху существования культуры обществ Ананьинского и Пьяноборского типов. Объяснение вещей Петроссы, например, мы ищем здесь, а не на далёком от Венгрии Алтае. Доступный науке материал по культуре гуннов скорее позволяет установить связь между европейскими гуннами и предшествовавшими образованиями, чем всецело увязывать происхождение западных гуннов с восточными. Только сравнительно небольшая часть явлений найдёт себе объяснение в восточном происхождении. Судя по тому, что аланы были такими же, как и гунны, кочевниками, можно предполагать, что часть из них включилась в гуннскую орду, другая часть передвинулась к югу, на Северный Кавказ, где следы их сохранились вероятно в сабирах, а до наших дней среди племени осетин, возможно, в дигорах «тохарах» 1 . Несомненно, что смешение гуннов с аланами происходило ещё в приаральских степях, на восточных границах расселения аланов. С другой стороны, и Приаралье с древнейших времён, как показал С. Толстов,

было связано с Приуральем. Возможно, тогда складываются те этнокультурные близости, в которых всё больше и больше утрачивались восточные элементы гуннов. Напомним, что уже среднеазиатские гунны являлись носителями местной, т.е. среднеазиатской, культуры.

Гунны двинулись к южным степям Восточной Европы, представлявшим собою удобные пастбища и потребную для форм хозяйства гуннов территорию. Естественной границей этой территории на западе был Днепр. Здесь и произошло столкновение гуннов с готами в 371 г.

В первую очередь гунны столкнулись с остготами. У греческих и латинских авторов, говорящих о варварских обществах юга Восточной Европы, имеются неоднократные упоминания о разгроме готов.

Готы в то время (время Германариха) были обществом, стоявшим на ступени формирования классовых отношений варварского «полугосударства» (К. Маркс). Успех пропаганды Ульфилы и распространение христианства служат этому подтверждением. Некоторые данные о внутреннем строе готов дают возможность предполагать, что у них процесс разложения родового строя основывался на широко развитом рабстве. Труд рабов использовался, главным образом, в развитом у готов земледелии. О социально-экономических отношениях готов к моменту гуннского завоевания имеются яркие свидетельства древних авторов.

Готы, называемые многими источниками скифами, во времена Германариха господствовали над многими племенами, в частности над племенами, жившими по Борисфену, т.е. Днепру.

Имеется любопытный рассказ Иордана о готах: «В то время, когда Германарих, хотя он, как я выше сказал, вышел победителем из борьбы со многими народами, однако же начал думать о появлении гуннов, вероломные россомоны (роксолане, - А.Б. ), бывшие у него в рабстве, нашли случай погубить его» 1 . Апологет готов, Иордан объясняет победу гуннов смертью Германариха. Источники скупы на факты о внутреннем устройстве готов, но, хотя и немногочисленные, приведённые данные отчётливо говорят о сильной степени разложения родового строя у готов и об их известной слабости по сравнению с сохраняющими ещё свою варварскую силу гуннами. Вскоре после разгрома остготов гунны столкнулись с вестготами 2 .

Подобно тому как аланы включались в состав гуннской орды, так и часть вестготов под начальством Гунимуда, сына Германариха, вошла в состав гуннского племенного союза, другая часть направилась на запад, к римским границам.

Вторым местом борьбы гуннов с готами, вернее с вестготами, были берега Днестра (Истра). Здесь был нанесён вестготам сокрушительный удар, они были разбиты на две части, одна из них во главе с Атанарихом была отброшена на Карпаты 1 , другая под начальством Фритигерна искала защиты у Рима 2 .

По этому поводу источники сообщают: 3 «Побеждённые скифы (готы, - А.Б. ) были истреблены уннами, и большинство их погибло; они их ловили и избивали вместе с жёнами и детьми, причем не было предела жестокости при избиении; другие, собравшись вместе и обратившись в бегство, числом немного меньше 200 000...» 4 . Иордан сообщает, что вестготы «общим приговором решили отправить в римскую землю посла к императору Валенту, брату старшего Валентиниана, прося дать им часть Фракии или Мизии для поселения, на основании римских законов, с повиновением его воле» 5 . В 376 г. император Валент принял готов, а в 378 г. произошло большое восстание вестготов 6 .

Собственно первоначальное движение гуннов заканчивается на Днестре. Проспер Аквитанский (середина V в.) отмечает, что «племя гуннов опустошает землю готов, которые, будучи приняты римлянами без сложения оружия, поднимают восстание» 7 .

Филосторгий, описывая движение гуннов вслед за готами, указывает, что, «перейдя через замёрзшую реку (Истр, - А.Б. ),

одни из гуннов вторглись своими полчищами в Римскую землю и, пройдя по всей Фракии, разграбили всю Европу» 1 . О занятии Фракии гуннами говорит и Зосим 2 . Известно успешное выступление гуннов против готов под предводительством Ульда и битвы Ульда с Гаином 3 . Созомен, описывая поход гуннов под предводительством Ульда во Фракии, указывает, что Ульд, взяв путём измены мизийский город Кастра Мартис «совершал оттуда набеги на остальную Фракию и по своей самонадеянности не хотел и слышать о договоре с римлянами» 4 .

Во времена Ульда происходит распад кочевой гуннской орды 5 . Огромная территория и большое число покорённых племён, а также рост классовых отношений, - всё это, вместе взятое, препятствовало закреплению достигнутых успехов. Столь грандиозные завоевания привели гуннское общество к усилению классообразующих процессов. Гуннская орда ослабевает, чем воспользовалась Восточноримская империя. Феодосию, разбившему готов, удалось разбить и гуннов, находившихся в пределах его империи. Зосим сообщает, что «множество уннов заняло обитаемые ими (скифами, т.е. готами, тайфалами и другими племенами, - А.Б. ) области; император Феодосий стал готовиться со всем войском к войне» 6 . Непосредственно военной операцией ведал Модар, «происходивший из скифского рода, но незадолго перед тем перебежавший к римлянам и за высказанную верность получивший начальническую должность в войске» 7 . Успешные военные операции привели к тому, что «Фракия, которой грозила самая печальная участь, на время успокоилась после столь неожиданной гибели пребывавших в ней варваров» 8 . Ульд спасся бегством за Истр, а основная масса войска, состоявшего из ряда племён (Созомен особо выделяет скифов 9 ),

попала в рабство. Одних продали по дешёвой цене, других даром роздали в рабство 1 , или они попали в «вассальные» отношения: «значительное число их, оставшихся непроданными, получило приказание жить в разных местах» 2 . Победа Восточноримской империи над варварами-гуннами и обращение захваченных в плен гуннов в рабство - временно затормозили развитие классовой дифференциации в гуннском обществе и нанесли удар всему объединению. Гуннское образование распадается. События, связанные с первым распадом гуннского варварского объединения, показывают, что завоевания, если они не сопровождались у племён-завоевателей быстрым формированием государства, оказывались непрочными. Гуннский племенной союз был слишком велик, чтобы его можно было сохранить средствами патриархально-родового строя. Захват варваров в рабство Восточноримской империей, удар, нанесённый гуннам Феодосием, только временно приостановили рост могущества гуннов, создали все предпосылки для их возрождения. Гунны имели в качестве своего союзника сельское население Восточноримской империи, варваризировавшееся во время Валента и Феодосия. Надо помнить, что в составе этого населения было немало задунайских варваров, жаждущих освобождения.

Подъём гуннской орды и третий, самый значительный, этап истории западных гуннов (V в.) связаны с именем их вождя Руя или Ругилы 3 . Распадение гуннской орды было недолговременным. Однако нам не известны вожди гуннов этого периода. Гунны не совершали походов, и поэтому источники, в частности византийские, почти не знают имён их вождей. Возможно, что варварское общество в короткий период упадка вообще не имело вождей типа Валамира.

Приск Панийский сообщает, что Руя (Руа) «решился вести войну против амилзуров, итимаров, тоносуров, войсков и других народов, поселившихся на Истре и прибегавших к союзу с римлянами» 4 . Племена, с которыми Ругила вёл борьбу, вероятно, жили ранее по северному побережью Чёрного моря и входили в состав гуннской орды во время первого этапа их истории. Ругила пытался ещё раньше устано-

вить прерванный во времена Ульда мир с римлянами и вторично послал в Константинополь некоего Ислу. Несогласия между Ругилой и Римской империей объясняются задержкой и невыдачей гуннам их перебежчиков. Ругиле удалось снова объединить племена, и он даже перешёл Дунай и занял Паннонию 1 . В результате этого усиления он и потребовал «возвращения всех перебежчиков, свободной и равноправной торговли на границе и увеличения ежегодной дани до 700 фунтов золота» 2 .

При Ругиле гунны обменялись с Империей посольствами. К римлянам был послан Исла, который вернулся обратно с Сангилахохм, но гунны и римляне не пришли к окончательному соглашению. Рутила объединял племена, главным образом, в восточной части степей. Продолжение дел Ругилы выпало на долю его племянника - Аттилы, который вошёл в историю, как один из самых крупных представителей варварских образований. Не случайно А. Тьерри пишет, что «имя Аттилы завоевало себе место в истории человеческих гениев рядом с именем Александра и Цезаря» 3 .

Собственно, после смерти Ругилы, последовавшей в 433 г., наследниками его являлись два племянника, Бледа и Аттила, сыновья его брата Мундзука. История первых 8 лет их царствования неясна. С 445 г., после смерти Бледы, Аттила становится единственным вождём гуннского объединения.

1 См.: Ю. Кулаковский. Аланы по сведениям классических и византийских авторов. Чтения общества Нестора Летописца, XIII. Спорную точку зрения об археологических памятниках аланов высказывает Ю. Готье: Кто были обитатели Верховного Салтова? ИГАИМК, V, стр. 65-84. См.: ИС, ч. 3-4, гл. I.

2 См.: Амвросий. CK, II, вып. 2, стр. 350, - Орозий, CK, II, вып. 2, стр. 406. Дегинь предполагает, что аланы были разбиты северными гуннами, которые под предводительством Чжичжи удалились в Европу; в начале нашей эры, по его заключению, гунны с берегов Яика завоевали соседей на западе, называемых «яньцай», упоминаемых ещё Птолемеем и являющихся известными аланами (см.: Dеguines. Histoire générale des Huns, I, ч. 2, 1756, стр. 278-279). Упомянутые яньцай были известны Китаю, на основании чего Ф. Хирт предполагает, что Китай познакомился с ними через своих купцов, бывавших у гуннов и аланов. На этом же основании, в интересах торговли, как предполагает Ф. Хирт, и произошло передвижение гуннов с Востока на Запад; см.: F. Hirt. Über Volga-Hunnen und Hiung-nu, стр. 250 сл. Ср. также его: Mr. Kingsmill and the Hiung-nu. Leipzig, 1910, отд. отт. из AOS, XXX, 1909.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Революционная эмиграция в Лондоне. Эмиграция из Англии, Соч., т. IX. стр. 278-279.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. 1935, стр. 63.

2 Т. Трофимова. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. М., 1949.

1 Павел Орозий сообщает, что «два клана готов (остготы и вестготы, - А.Б. ), затем аланы и гунны грабили друг друга, производя разные убийства» (CK, II, вып. 2, стр. 406). Это место свидетельствует о характерных для такой стадии общественных отношений раздорах внутри варварских объединений. См. также о совместном упоминании гуннов и аланов: Аврелий Виктор, CK, II, вып. 2, стр. 318. - Латиний Пакт, Дрепания. CK, II, вып. 2, стр. 346. - Амвросий, CK, II, вып. 2, стр. 353. Несомненно, что восточноиранские элементы в аланской этнической группе, тесно связанные прежде всего с Хорезмом, отражают древнее состояние аланских племён. «Иранизация» верхушки этих племён - древнее гуннского вторжения. Последнее имело значение только для расселения народов Северного Кавказа и, быть может, некоторой тюркизации равнинных племён. Устойчивая самобытность культуры племён Кавказа удержалась и при гуннском нашествии. Ср. точку зрения В.И. Абаева, считающего аланов догуннского периода иранскими племенами (см. его: Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949).

1 Иордан, ук. соч., стр. 240; см.: Am. Thierry, Histoire D’Attila, I, стр. 16.

2 О разгроме готов и смерти Германариха см. П. Шафарик. Славянские древности, I, кн. 2, стр. 248-250, - ИС. ч. 3-4, стр. 29 сл.

1 См.: Аммиан Марцеллин, CK, II, вып. 2, стр. 343; см.: Сократ, CK, I, вып. 3, стр. 751.

2 См.: Созомен, CK, I, вып. 3, стр. 763.

3 Оросий, CK, II, вып. 2, стр. 404; см.: Созомен, CK, I, вып. 3, стр. 762 сл.

4 Евнапий, CK, I, вып. 3, стр. 727.

5 Иордан, ук. соч., стр. 240; см.: Эвнапий Сардиец. Византийские историки, СПб., 1861, стр. 125. - Амм. Марцеллин, CK, II, вып. 2, стр. 342-344.

6 На истории готов в Восточноримской империи мы здесь специально не останавливаемся. Необходимо отметить лишь, что в Восточноримской империи готы поднимают восстание (восстание 378 г. и бой у Андрианополя). По указаниям Зосима, готы предпочли «предаться уннам, чем погибнуть в страшных мучениях, которые обыкновенно бывают следствием голода» (Зосим, CK, I, вып. 3, стр. 803) или «произошло такое избиение скифов (готов, - А.Б. 6 CK, I, вып. 3, стр. 804.

«Земля основа государства, как можно отдать ее?» — шаньюа Модэ

Второй этап Великого переселения народов начался с активного перемещения кочевников, тюрко-монгольских хуннов, надвигавшихся на Европу с востока.

Хунны не пожелали войти в государство Сяньби. В 155 г. сяньбийский вождь Тяньшихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви: из которых одна слилась с победоносными сяньбийцами; другая - убежала в Китай, третья попряталась в горных лесах и ущельях Тарбагатая и бассейна Черного Иртыша; четвёртая с боями отступила на запад и к 158 г., в ходе миграции объединилась с угорскими и самарскими племенами, достигла Приуралья, а затем Поволжья и нижнего Дона.

Через 200 лет они стали известны как гунны, эти кочевники инициировали (начали) Великое переселение народов, изменившее политическую карту Европы.

Первый натиск гуннов испытали южноуральские племена и позднесарматское население Нижнего Поволжья. Подошедшие к Каспийскому морю, а вскоре и к Нижней Волге, гунны в значительной степени восприняли местную сарматскую культуру. В 370-х гг. они двинулись двумя потоками: с одной стороны по северному побережью Черного моря и восточно-европейских степей, с другой - через Кавказ, Грузию и Армению в Сирию, покоряя и тесня всех на своем пути.

Гунны переходят Волгу и обрушиваются на Предкавказье. Во второй половине IV в., продвигаясь на запад, гунны разгромили в бассейне Дона племя ираноязычных аланов, включив его в свой племенной союз. Было разгромлено государство причерноморских готов, в подчинении у которого находились многие соседние племена, так же, впрочем, как и вестготов (с Атанарихом во главе). Часть остготов вошла в состав гуннского объединения, другая же передвинулась на запад. Преследуя их, гунны разрушили несколько пограничных римских городов. Далее захватили Крым, потом эллинские города бывшего Боспорского царства, в том числе Пантикапей (ныне – Керчь). Боспорское царство, столетиями существовавшее на Керченском полуострове, особенно не пострадало. Скорее всего, правители Боспора сразу признали верх пришельцев и вынесли им дань добровольно. Ко второй половине IV в. гунны представляли уже смешанные преимущественно тюрко-угорские и ираноязычные племена. Сарматы, аланы и готы, вынуждены были признать сюзеренитет гуннского хана или переселиться в отдаленные и более безопасные районы. Затрудненные в своем движении огромной добычей захваченной при разгроме остготского царства, гунны не пошли дальше Днестра и вернулись в Предкавказские степи через Дербентский проход.

Под ударами кочевников земледельческие народы покидали обжитые места, вступали в борьбу с соседями. Натиск тюрко-монгольских кочевников гуннов сдвинул с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы. Этот процесс получил название Великого переселения народов и стал причиной вытеснения германцев из Восточной Европы, а также падения Западной Римской империи.

Разрушая и уничтожая на своем пути все не мастерством, не особым военным искусством, а упорством, дикарским бесстрашием и, главное, своей ужасающей численностью, гунны сокрушали какую угодно оборону и побеждали! Вихрем налетали они на стройные, подготовленные для привычного боя отряды противника, стреляли из луков, метали копья, набрасывали арканы... и вдруг рассыпались по степи, волоча за собою пленных. Потом снова нападали, разом со всех сторон - и опять разбегались поодиночке.

Гунны применяли давнишнюю тактику номадов: они гнали только что покорившихся на передовую линию против следующих врагов, а сами оставались позади, подстегивая своих подчиненных и помогая им в самые решительные моменты. Это предохраняло их от значительных потерь в людях. Таким образом, нарастая, как снежный ком, появились они и в Средней Европе, захватили в своем движении на запад и среднеевропейские славянские племена, которые стали служить им буфером против их врагов на западе.

С гуннами Рим столкнулся еще в 379 г., когда те, идя по пятам вестготов, вторглись в Мезию. С тех пор они неоднократно нападали на балканские провинции Восточной Римской империи, иногда терпели поражение, но чаще уходили лишь по получении откупного. Так константинопольское правительство превратилось в их данника. В 395-397 гг. они вторглись в Сирию, Каппадокию и Месопотамию, затем во Фракию и Иллирию.

Гунны стремительно проходят путь от Танаиса на Балканы. Разгромив остготов, около 400 г. гунны появились на Дунае. Сплошным потоком двигались уходившие от гуннов германские племена: алеманны, бургунды, свевы; племя вандалов было унесено этим потоком на другой берег моря — в Африку. Над Европой почти безраздельно царили гунны. Оставаясь в основной своей массе кочевниками, гунны нуждались главным образом в пастбищах для скота и военной добыче и поэтому продолжали свои завоевания. При этом они беспощадно уничтожали целые деревни и города, взимали дань с покоренного населения.

Вызванное движением гуннов переселение народов привело к разделению Римской империи в 395 году. Восточную часть империи стали называть Византией, по имени города Византия, на месте которого в 30-х годах Ⅳ века император Константин построил свою новую столицу - Константинополь.

Распаду и падению Западной Римской империи в немалой степени способствовало восстание багаудов. Багауды — («возмущенные», «мятежные») — название галльских повстанцев. Гнетущие налоги, злоупотребления властей, насилия завоевателей — все эти факторы рождали народные волнения. Волнения были особенно сильными в тех северных и западных провинциях, где сохранились свободные крестьянские общины. Арморика (Бретань), запад и юго-запад Галлии оказались охваченными в IV-V вв. настоящими восстаниями.

Переселение основной массы придунайских готов в Империю произошло именно после ее раздела. Армия Западной Римской империи состояла к этому времени по большей части из варваров, во главе ее стоял вандал Стилихон и его войска состояли по большей части из германцев. Стилихон понимал, что силы империи истощены и стремился по возможности откупиться от варваров. В 397 году, после разгрома готов римским полководцем Стилихоном, они получили права федератов и были поселены в Македонии. В 408 г., обвиненный в потворстве своим соплеменникам, разорявшим тем временем Галлию, и вообще в чрезмерной уступчивости варварам, он был смещен и вскоре казнен. После этого германцы отказались защищать Италию.

Гуннский этап Великого переселения народов – апогей германских миграций. Везеготам досталась одна из самых богатых провинций Галлии – Вторая Аквитания. С 412 г. вестготы воюют в Галлии и Испании с врагами империи, иногда и против нее, пока в конце концов не оседают формально на правах федератов - в Юго-Западной Галлии, в районе Тулузы. Районы северного побережья Галлии стали занимать саксы. В районе рейнской границы вновь начали передвижения салические франки. Они жили в Токсандрии на положении федератов и контролировали укрепленную линию римских дорог вдоль городов Кёльн-Тонгерен-Бавэ-Булонь, а также сдерживали натиск аламаннов и бургундов на южной границе Германии. В то же время рипуарские франки со Среднего Рейна заселяют районы между Маасом и Рейном. В 436 г. они заняли область вокруг Майнца, а к середине V в. окончательно заняли Кёльн. Таким образом, франки постепенно заселили земли обеих Бельгийских провинций диоцеза Галлии. Ближе к Рейну стали подтягиваться и племена бургундов. Возглавляемые конунгом Гундахаром, в 407 г. они заняли Майнц и прилегающую к нему долину Рейна. Это был второй миграционный импульс в переселении бургундов к югу. Уже в 413 г. они стали федератами Западной империи и заняли область на левом берегу Рейна. В 20–30 гг. V в. не менее напряженная и опасная ситуация сложилась в другом диоцезе Галльской префектуры – Испании. После ухода в Африку вандалов и аланов в Испании активизировались племена свевов.

В центральной Европе поселились многочисленные кочевые племена из Приволжских и Прикаспийских степей. Племена гуннов стали новыми хозяевами этих стратегически важных районов. Последнее обстоятельство неизбежно заставляло, частично осевших в приграничных районах Римской империи и в значительной степени уже ставших частью военно-политической имперской системы варваров, в основном германцев, по возможности искать выход в переселении на более отдаленные и соответственно более безопасные территории.

О сновной поток Великого переселения народов принял западное направление. Около четверти века прошло с тех пор, как придунайские готы переселились в Империю. Со времени избрания Алариха конунгом они представляли собой компактную этническую массу не только близкородственных, но и отличающихся друг от друга племенных групп. Это была уже более консолидированная этносоциальная общность, которая, выполняя федератские функции, могла не только поддержать власть императора «чужого народа» и государства, но и продемонстрировала Империи готовность и желание служить своему конунгу. Массовое переселение германцев в Империю, воспринималось ими как осознание непреложного неизменного факта своего включения в огромную державу.

Первый этап переселения готов Алариха в Италию проходил в 400–402 гг. Усиливались территориальные споры из-за Иллирика, сенат откупился от Алариха, просьбы не были удовлетворены.

В августе 408 г. готский конунг Аларих вновь предпринял попытку переселить свой народ в Италию. Он проявлял незаурядную настойчивость, требуя от императора Гонория деньги за службу, обещая увести свой народ в Паннонию. Но даже эти предложения Алариха были отвергнуты. Уязвленное самолюбие лишенного звания магистра армии молодого конунга Алариха подтолкнуло его к походу на Рим. Перейдя Юлийские Альпы, Аларих беспрепятственно двинулся по Ломбардской низменности,пересек реку По у Кремоны и направился к Риму.

В октябре 408 г. они уже стояли у стен Рима, начав осаду города. Аларих требовал для себя звания римского полководца, а для своего «народа» ежегодной выдачи денег и зерна и получить для постоя одну провинцию Норик. Однако из Равенны последовал отказ, и в конце 409 г.

Аларих начал наступление на г. Милан (резиденция Гонория). В 410 г. Аларих блокировал порт Остье, перекрыл доступ продовольствия в Рим: хлеб с острова Сицилия. 24 августа 410 года войска Алариха, почти без сопротивления захватили Рим. Подступив к Риму, Аларих потребовал все золото, все серебро и все драгоценности — все, что было в городе. «Что же ты оставишь жителям?» — спросили послы римлян, и Аларих коротко ответил: «Жизнь!» Готы три дня грабили захваченный город, его роскошные дворцы, храмы и церкви — а затем внезапно оставили Рим, сгрузили награбленное в огромные телеги и двинулись на юг.

Вестготы уходят из столицы империи. В их планы не входило подчинить ее политически. Цель была - добиться справедливости, получить недовыплаченное чиновниками, а также заодно - новые, еще лучшие земли на законном основании, а не путем захвата. Аларих хотел переправить свое племя в Африку, подальше от гуннов — но не смог; в конце концов, готы ушли из Италии и основали свое княжество в южной Галлии, на берегах Гаронны.

24 августа 410-го Великий Рим впервые со времен становления государства переживает высшее унижение - он взят врагами впервые за свою тысячелетнюю историю.

Падение Вечного города многие восприняли как крушение всей империи. Однако, получив военную помощь с Востока, правительство Западной Римской империи сумело в короткий срок взять ситуацию под контроль.

В середине 40-х годов V в. во главе гуннов стал энергичный предводитель Аттила, (правил в 434-453 годах), объединивший под своей властью варварские племена от Рейна до Северного Причерноморья. Это был энергичный и умный правитель, обладавший, к тому же, большим полководческим талантом. Э. Гиббон подчеркивает, что «Аттила, вне всяких сомнений, самый прославленный из всех гуннских владык, чьи имена сохранила История», из всех завоевателей «древних и новых времен он один соединял под своею властью обширные страны Германии и Скифии». Годы его правления стали в истории настоящим триумфом гуннов и временем их наивысшего могущества.

Восточная империя вплоть до середины V века предпочитала покупать мир с гуннами, одновременно занимаясь укреплением своей обороноспособности. Только благодаря мудрой политике Феодосия и Стилихона, которые последовательно развивали дружественные отношения с гуннами, аланами и готами, империя была в состоянии пережить тревожные десятилетия конца четвертого и начала пятого веков.

Однако эти мероприятия, как и частые мирные соглашения, не останавливали гуннов. Они нападали на области и города по Дунаю, достигая окрестностей Константинополя и нарушая все договоры. В 436 г. гунны, возглавляемые Аттилой, разгроми¬ли королевство бургундов; это событие легло в основу сюжета «Песни о Нибелунгах». В результате часть бургундов влилась в состав гуннского союза, другая была переселена римлянами к Женевскому озеру. Вторжения были настолько опустошительными и опасными, что Восточная империя вынуждена была выплачивать гуннам дань. Император Феодосии II состоял их данником. Византия была вынуждена пойти на это и, как минимум, на 7 лет обеспечила спокойствие своих границ. Для защиты в 413 году были построены новые крепостные стены вокруг Константинополя - «Феодосиевы стены», укреплялась дунайская граница. Восстанавливались крепости на Дунае. Дунайская флотилия пополнялась кораблями и личным составом.

Отношения гуннов с Западной Римской империей поначалу строились на другой основе. Главная императорская резиденция заключала договоры с гуннами и использовала их для борьбы с поднимавшими мятеж франками и бургундами, обосновавшимися на Рейне. А также с багаудами - крестьянами северо-западной Галлии, пытавшимися отделиться от Рима и жить никому не подвластными самоуправляющимися общинами. Гуннские наемники составляли заметную часть западноримской армии, особенно с 20-х годов V века.

Получая огромные взносы золотом, гунны при Аттиле (445–453) все же обратили свой взор на запад, дорога куда им открылась в 433 г. после расселения в Паннонии, они облюбовали для поселения благодатную Венгерскую равнину и каждый год опустошали набегами земли от Рейна до Балкан.

Возможно, гунны намеревались получать дань и от Западной империи. Не исключено, что эти замыслы могли осуществиться. К этому времени Западная империя уже потеряла Паннонию, Британию, большие части Испании и Африки. Галлия, целиком еще ей принадлежавшая, была занята франкскими и везеготскими федератами, которые всегда готовы были выступить против Империи. Северо-западная часть Галлии, Арморика, была охвачена восстаниями багаудов. В 441 г. эти области переживали и переселение бриттов, которые под натиском саксов и скоттов оставили Британию. Италия к тому же не имела сколько-либо боеспособной армии.

Гуннами в 441-442 гг. была захвачена обширная территория в районе современной Сербии на пять дней пути к югу от Дуная. Аттила потребовал от Византии оговорённую дань и выдачу перебежчиков. Император Феодосий Младший отказался выполнить унизительные требования гуннов. Тогда Аттила захватил Ратиарию, откуда в начале 447 года атаковал балканские владения Византии. В сражении на реке Утаме он громит наголову византийское войско, захватывает и уничтожает города в Иллирии, потом во Фракии. Марцеллин Комит в своей хронике под 447 годом оставил такую запись: «Аттила почти всю Европу стер в пыль».

В мае 447 города Аттила подошел к стенам Константинополя, но брать город не стал. Перебросив войска на Херсонес Фракийский Аттила разгромил второе и последнее византийское ополчение. А вот после этого заключил с императором тяжелейший для византийцев мир, проявив большой политический ум и стратегический расчет. Вождь гуннов не уничтожил Византию, чтобы не усилить Западную Римскую Империю, но обескровил ее настолько, что несколько лет мог не беспокоится за свои тылы.

Гунны беспрепятственно прошли далее на восток по равнине между Дунаем и Балканским хребтом до Маркианополя, захватили этот город и повернули на юг, захватив Филиппополь и Аркадиополь. Опасность почувствовали даже в Константинополе, который был частично разрушен сильнейшим землетрясением 27 января 447 года. Несторий в агиографической работе «Bazaar of Heracleides» рассказывает о чудесном спасении города с помощью воздвижения крестов, увидев которые, гунны в беспорядке отступили.

Отряды гуннов вышли к Мраморному морю и подходили к Греции, отметившись под Фермопилами. На полуострове Херсонесе Фракийском произошло ещё одно сражение с гуннами, после которого был заключён тяжёлый для Византии мир. Византия выплатила тяжёлую дань, и в 448 году у Аттилы остались только следующие требования к побеждённой империи - выдача беглецов с гуннских земель и прекращение сельскохозяйственной деятельности на завоёванных им территориях, которые простирались от Дуная до Наисса и Сердики (современная София).

Во время Великого переселения народов визиготы, вандалы, огузы, огуру, шара, скифы, тюрки, булгары, хазары, аланы, гепиды, герулы, славянские и другие племена — пали под натиском гуннов и вошли в обширный гуннский военно-племенной союз. Они присоединялись к союзу, образовав со временем огромную контролируемую территорию, которую принято называть «империей гуннов».

Она простиралась от Сибири до территории Паннонии (нынешней Венгрии). Поволжье, Северный Кавказ и Причерноморье оставались под властью гуннов и в период западной экспансии. Восточная граница контролируемых земель доходила до Урала и Аральского моря, а северная до Камы. Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар, уже входили остготы, герулы, гепиды, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле., Степень зависимости этих племен от гуннов определить сложно. Возможно они, находясь под управлением своих предводителей, сопровождали гуннов в качестве военного подкрепления, выделяя в случае необходимости военные отряды. Как часть этого союза и под его именем многие из упомянутых выше племен уже с конца IV в. в качестве вспомогательных войск оказывали услуги как Западной, так и Восточной империи. Другая, большая часть племен, также вступала в более тесные контакты с Западной и Восточной империей, спасаясь от возможности быть поглощенной гуннским союзом.

В состав империи Аттилы входили самые разнообразные народы, в т. ч. и оседлые. Все они, будучи подчинены гуннам, находились в постоянной связи. Чтобы управлять судьбами Европы, притом в течение стольких лет, нужна была организация. Государство гуннов не было беспорядочной ордой номадов. (Номады — кочевники, кочевой народ, бродячий со своим скотом и переносным жильем, без оседлости).

Двор Аттилы был средоточием европейской дипломатии и развлекались там не только выходками шутов, но и беседами «философов»; образованная гуннская верхушка использовала письменность — неизвестно, свою или заимствованную, Трудно представить, чтобы они обходились без собственной монеты или какого-то эквивалента. Сами кочевники с годами во многом изменили своим привычкам и обычаям, приобщаясь к нравам и культуре других жителей Причерноморья и Крыма. А еще через какое-то время их быт мало чем отличался от быта сарматов и аланов. При осаде городов гунны с успехом использовали сложные военно-инженерные сооружения и стенобитные машины. Главным социально-экономическим благом в гуннской империи было отсутствие налогов: грабежи и контрибуции с лихвой покрывали издержки и нужды двора Аттилы. Гунны создали одну из мощнейших империй в истории человечества, сплотив разные народы.

Империя гуннов под предводительством одного из самых знаменитых воинов в истории, Аттиллы, пришла на смену Римской и именно эту империю можно назвать империей великого переселения народов. Римская и Гуннская империи в списке десяти империй, самых выдающихся империй в истории человечества, само существование которых вызывает восхищение даже сегодня.

Наибольшего размаха гуннское влияние достигло во второй четверти V в. К этому времени гуннские орды захватили Подунавье. Ставка вождя гуннов из Северного Причерноморья переместилась на берега Тиссы.

После ряда успешных походов в восточные пределы Римской империи, Аттила стал вмешиваться во внутренние дела Западной Римской империи и претендовать на часть ее территории. Объединив разрозненные уже было к тому времени племена соплеменников-гуннов, отправляется с ними в поход на Европу. В 451 г. гунны вторглись в Галлию, вместе с ними шли гепиды, герулы, остготы, ругии, скиры, другие германские племена, 7 апреля 451 года гуннами захвачен и разрушен Мец, пали также города Трир, Кёльн, Реймс, Тонгер, Труа. Аттила подошёл к Орлеану. Под руководством Рима была сформирована коалиция из франков, вестготов, аланов, бургундов, саксов и других варваров. Король вестготов Теодорих и вождь аланов Санегибан забыли на время все претензии друг к другу и к римлянам и собрались отразить нашествие Аттилы. Все прекрасно понимали, что если гуннов не остановить, любой порядок в Европе будет разрушен навсегда.

В решающем сражении на Каталаунских полях (близ Труа в Шампани) римский полководец Аэций, бывший когда-то заложником у гуннов, разбил войско Аттилы. Это сражение по праву считается одним из важнейших в мировой истории, поскольку на Каталаунских поляx решалась судьба не только римского владычества в Галлии, но и всей западной цивилизации. Произошло сражение, результаты которого готский историк Иордан описал так: «Битва лютая, переменная, зверская, упорная […] Если верить старикам, то ручей на упомянутом поле, протекавший в низких берегах, сильно разлился от крови из ран убитых». Победу одержал Аэций, гунны отступили, но не были разбиты. Иордан считает, что полководец римлян сознательно спас остатки гуннской армии, опасаясь чрезмерного усиления везеготов. Но, может быть, на то были и другие причины - более личные. Кто знает? Но как бы то ни было, решение Аэция не добивать побежденных сохранило жизнь гуннскому царю... С поля битвы беспрепятственно удалился Аттила, никем не преследуемый.

Полторы тысячи лет назад решилась судьба Европы. Если бы Рим тогда потерпел поражение, то мир сегодня выглядел бы совершенно иначе. Аэций был предательски убит во время приема у императора, позавидовавшего славе и могуществу собственного полководца. По этому поводу римляне говорили, что император левой рукой отрубил себе правую.

Атилла вывел уцелевшие войска за Дунай, откуда в следующем 452 году напал теперь уже на север Италии со стороны Паннонии, через широкий равнинный проход в Альпах. Гунны Аттилы вторглись в провинцию Венетию. В то время она состояла из 50 городов, первым из которых был прибрежный город Аквилея, крупнейший в то время город на Адриатическом побережье. Во время штурма с использованием метательных и осадных машин город пал. При приближении орды к долине реки По все жители бежали на острова находящиеся в лагуне. Пока воинственные племена варваров разоряли города материка, жители Венеции научились жить на воде и строить дома на сваях. Так было основана Венеция, город на воде, а позже, через пять – семь веков, могущественная торговая республика на Адриатике.

Гунны не щадили никого, видимо, мстя Риму за позор недавнего поражения на Каталунских полях. Итальянские города скоро опустели. Все бежали куда глаза глядят. Страшным опустошениям подверглись Ломбардия, Пьемонт, Лигурия, десятки городов. Лишенная поддержки германских союзников римская армия оказалась не в состоянии ему противостоять, Рим ожидал неизбежного конца. Император готов был на любые уступки Аттиле. В качестве посла к нему решили послать папу Льва I, семидесятилетнего тосканца. Его направили к Аттиле, надеясь не столько на его ум, сколь на чудо.

Лев, в сопровождении двух сенаторов, знатных римлян Авиена и Тригетия, явился в лагерь к Атилле, и при «помощи Божией» пленил его своим красноречием. Проспер Аквитанский писал: «Папа положился на помощь Господа, который не оставляет тех, кто служит справедливому делу, и его вера принесла успех». Лев обратился к Аттиле со своей знаменитой фразой: «Приветствую тебя, бич Божий». «Ты победил почти всю Вселенную, — говорил Лев Атилле, — теперь просим тебя, победи самого себя — милостию к другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия; теперь не остается тебе ничего, как уподобиться Богу, который милует смиренных и покорных».

Император Западной Римской империи обещал в пять лет выплатить разумную дань, а Аттила, в свою очередь, отказался от попыток вторгнуться в Галлию и Италию. Аттила заявил папе, что для него большая честь принимать у себя самого мудрого человека в мире. При этом он пожелал ему долгих лет жизни. Они обнялись. Подлинная причина ухода Аттилы до сих пор вызывает споры. Но всё говорит в пользу того, что причиной казалось бы столь неожиданного поступка был трезвый расчет, Понеся огромные потери, гунны вновь отступили в Паннонию.

«Когда Левъ говорил со мною, я видел, два светлые мужа держали предо мною обнаженные мечи, грозя мне смертию, если я не послушаю архиерея Божия», — говорил Аттила, когда удивлялись тому, что он пощадил Рим.

Великий Рафаэль (1483-1520) в конце средних веков в Ватиканском дворце (Станца д’Элидоро) изобразил в 1511–14 гг. «Изгнание Атиллы из Рима Львом I»

Лев Великий здесь слева. Есть и группа всадников, к которым обращается папа. Лица вероятного Аттилы здесь не разобрать. Голыми нередко атаковали противника раннесредневековые славяне.

Гуннская держава распалась со смертью своего предводителя Аттилы два года спустя после битвы в Шамании, хотя врагов у римлян от этого не стало меньше. Подобно взорвавшемуся вулкану, она выбросила в римский мир огромные куски прежней гуннской коалиции.

После смерти Аттилы возникшими среди гуннов распрями воспользовались покорённые ими гепиды в союзе с готами, скирами, ругиями, герулами, свевами возглавившие восстание германских племён против гуннов в «битве племен» на реке Недао. В 455 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году потерпели неудачу.

Непрочное политическое объединение стало стремительно распадаться, племена, входившие в него, частью влились в объединения, которые возникли вокруг готов, ушедших в конце V в. в Италию, и вокруг лангобардов, переселившихся туда во второй половине VI в., частью остались в Паннонии и на левом берегу Дуная, по Тиссе. По сообщению Иордана, в результате возникших усобиц часть племен Гуннского союза, возглавляемая кем-то из сыновей Аттилы, вынуждена была вернуться «в те области Скифии, по которым протекают воды реки Данапра». С этого времени волны этнических миграций, уже значительно более тихие, пошли в обратном направлении. Возвращались в основном участники Гуннского союза, не нашедшие места среди федератов империи, — уже новые этнополитические объединения и этносы, воспринявшие элементы различных культурных традиций. Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.

Гуннская держава держалась благодаря воле и уму Аттилы. Подобные государственные образования, основанные на грабеже и разбое, не имеют прочных экономических связей, поэтому мгновенно превращаются в прах после уничтожения всего лишь одного связующего звена. Недолгое существование гуннской державы не позволило создать религиозную, культурную и государственную основу для создания более крепкой государственности, в рамках которой по подобию римской истории смог бы зародится новый этнос, впитавший в себя всё генетическое разнообразие завоёванных гуннами народов.

Э. А. Томпсон, напротив, настаивал на деструктивном характере этого тюркского союза племен. Гунны, по его мнению, отошли от производительного труда и выродились в объединение мародеров.

Гунны причастны к крушению Рима. Народы и племена, приведенные в движение гуннами, продолжали крушить остатки Империи. Не только территориальная экспансия франков, бургундов, везеготов и саксов, ускорила агонию Западной империи. Общим фоном, на котором проходило крушение Империи, во-первых, была борьба с вандалами. В 455 г. их огромный флот подошел к берегам Италии, король вандалов Гензерих захватил Рим и отдал его на разграбление своему воинству. Вандалы четырнадцать дней грабили его, а потом сожгли то, что осталось от «Вечного города». Это была катастрофа, поразившая весь римский мир, заставившая содрогнуться людей во всех областях Средиземноморья. Миллионы людей стояли на коленях и в слезах молились Господу Богу. «Сердце горит во мне, голос мой пропадает и рыдания прерывают слова, — писал святой Иероним. — Факел мира потух, и в одном сраженном городе погибает весь мир человеческий».

После ухода вандалов в Италии хозяйничали командиры варварских наемников, возводившие на престол и свергавшие императоров; в западных провинциях господствовали германцы, а в Константинополе правили свои императоры, которых не заботила судьба Рима. В 476 году вождь наемных дружин Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула и отправил его корону в Константинополь.

Грозный вождь Аттила умер более 1500 лет назад, но имя его до сих пор хорошо известно в Европе. Средневековый сюжет о борьбе итальянцев с варварами, призывы взяться за оружие и уничтожить тиранию, готовность отдать жизнь за свободу родины вызывали бурный отклик в раздробленной, угнетаемой чужеземцами Италии. Будучи очень увлеченным этим сюжетом, Верди писал оперу «Атилла». Фраза Аэция в дуэте с Аттилой «Возьми себе вселенную, оставь Италию мне» сопровождалась возгласами зала: «Нам, нам Италию».

Опера «Аттила» — историческая драма Джузеппе Верди

Мариинский театр впервые представитл на своей сцене премьеру оперы Верди «Аттила» 21 июля, 2010 года. .

Между Адрианопольским сражением и падением Западной империи основная масса германских племен пережила наиболее яркий период своего участия в истории Великого переселения народов. С одной стороны, именно германские племена выступили в качестве того динамита, который в конечном итоге взорвал Западную империю. Но с другой стороны, оставляя ведущие приоритеты за германцами, нельзя не учитывать и то, что последний век Западной империи был как бы обрамлен гуннским присутствием. Оно активизировало германское миграционное пространство как в начале массового переселения в Империю в 376 г., так и незадолго до окончательного крушения Западноримского государства в 476 году.

Переселение народов, сочетавшееся с крупными восстаниями и народными движениями во многих странах Европы, не прекращалось на протяжении длительного периода средневековья в 5-9 вв.

Этот этап будет представлен в следующей части.

Этот период европейской истории открывается мощнейшей волной вторжения на широкие пространства Юго-Восточной Европы азиатских кочевников. Миграция огромных полчищ кочевников из Средней Азии вошла в историю как гуннское нашествие. Первые упоминания о гуннах у европейских авторов относятся к середине II в. н.э., когда отдельные группа их проникают в Прикаспийские и Нижневолжские степи и оседают там. Во второй половине IV в. уже огромные массы гуннского населения, объединенные в большой племенной союз, ринулись в Юго-Восточную Европу. По пути из Средней Азии в Приуралье и Прикаспий к азиатским воинственным племенам присоединились ранее осевшие здесь гунны, а также местные аланы и угорские племена.

Форсировав около 370 года Волгу, гунны устремляются в Предкавказье и Подонье. Алано-сарматы, проживавшие в донских землях, на первых порах пытались оказать сопротивление гуннским ордам, но внезапность нашествия и огромное численное превосходство привели к победе гуннов. Приазовское ираноязычное население было частично истреблено, частью рассеяно, а какие-то группы его присоединились к гуннам и участвовали в их дальнейшем продвижении в западном направлении (рис. 104).

Одновременно другая большая группа гуннов направилась к Таманскому полуострову и, перейдя по льду Керченский пролив, вторглась в Крым. Богатые города Боспора подверглись опустошительным погромам, население - массовой резне. Пантикапей из крупного города, каким он был в середине IV в., превратился в небольшой поселок. Многие античные города окончательно погибли в огне пожарищ.

В 375 г. гунны «внезапным натиском» вторглись в пределы владений готского короля Германариха. Они встретили сначала упорное сопротивление. Однако боевая мощь Германариха основывалась на военных отрядах различных севернопричерноморских племен, и при первых мощных ударах со стороны гуннов из готского войска отошли росомоны. В результате остроготское государственное образование было разгромлено, а Германарих вынужден был покончить жизнь самоубийством. Часть остроготов была покорена гуннами, а остальные во главе с Витимиром отошли на запад. К ним присоединилась и часть аланского населения. Преследуя остроготов, гунны вышли к Днестру, пересекли его и вынудили отступавших отойти к отрогам Карпат. В 376 г. значительная часть везиготов, по-видимому, также в связи с нападениями гуннов, с разрешения имперетора Валента переселилась в Мезию в пределы Римской империи.

Вопрос о сущности и пределах государства Германариха дискуссируется в исторической литературе. Каких-либо оснований для отождествления этого политического объединения с черняховской культурой, о чем неоднократно высказывались догадки, в распоряжении науки просто нет. Черняховская культура была образованием, обусловленным прежде всего развитием провинциальноримской ремесленной деятельности. Государственное объединение Германариха, по-видимому, было аморфным недолговечным военно-политическим формированием. О нем ничего не знают современные историки, и рассказывает только Иордан, который явно приукрашивает историю готов. Не подлежит сомнению, что Готский союз обосновался где-то в пределах черняховского ареала, скорее всего, в северо-западной части Причерноморья и на Нижнем Днепре.

Гуннское нашествие затронуло весь черняховский ареал. Погром гуннами севернопричерноморских земель опустошил эту территорию, большая часть черняховских поселений прекратила существование, ремесленные центры, снабжавшие своей продукцией широкую округу, оказались полностью разрушенными, поступление импортных вещей прервалось. Разрушение гуннскими ордами жизни и культуры населения Северного Причерноморья стало концом черняховской культуры. «Побежденные скифы были истреблены гуннами, - писал современник гуннского нашествия Евнапий, - и большинство их погибло: одних ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении; другие, собравшись вместе и обратившись в бегство, числом не менее 200000 самых способных к войне…» переселились в другие земли, главным образом за Дунай. Условия жизни в лесостепных регионах Днестровско-Днепровского междуречья коренным образом изменились. Ситуация усугублялась и враждой оставшихся на нижнем Днепре и покорившихся гуннам готов с антами. Об одном из эпизодов, когда анты были разгромлены готским королем Винитарием, говорилось выше. Попытки этой части готов (к ним присоединились и некоторые аланские племена) освободиться от гуннской зависимости оказались безуспешными - в последнем сражении на реке Эрак готы были разбиты гуннским вождем Баламбером и готский король Витимир погиб в бою. Севернопричерноморские степи оказываются в полной власти кочевников. Из гуннских племен, обосновавшихся в степях Юго-Восточной Европы, наиболее значительным были акациры, локализуемые Приском Панийским весьма неопределенно в Припонтийской Скифии.

Основные орды гуннов продолжили движение на запад (рис. 104). Разгромив вестготов где-то на нижнем Днестре, гунны достигли Дуная и вторглись в пределы Римской империи, разорив несколько пограничных крепостей. Пройдя огнем и мечом по Фракии, гунны осели в степных просторах Нижнего Подунавья, а после того, как аланы, составлявшие авангардную группу гуннского воинства, в 406 г. оставили Паннонию, переместившись вместе с вандалами в Галлию, гуннские орды освоили и степные просторы Среднего Подунавья. Вскоре гуннское могущество возрастает, гунны подчиняют себе окрестные народы расширяют свою территорию. В 434 г. они осаждали Константинополь. Результатом деятельности известного вождя гуннов Аттилы (445-454 гг.) стало создание мощной Гуннской державы. Организовав несколько походов в Центральную Европу, этот гуннский повелитель значительно расширил подвластную территорию. Он свергал королей и включал в свою державу побежденные народы - франков, бургундов, тюрингов и, очевидно, часть славян, проживавших в верхних течениях Вислы и Одера. Обосновавшиеся в Средней Европе гунны удерживали в своей власти и северопричерноморские племена. Повелителем акациров и других причерноморских народов Аттила поставил своего старшего сына Эллака. Иордан отмечает, что гунны держали во власти весь варварский мир.