Хлодвиг главный правитель франкского государства характеристика личности. Война с Сиагрием

Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. И летописец Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке, в основном повторяют Григория Турского, не делая значительных отступлений от его текста. Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.

Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречатся с людьми помнившими ещё покойного короля. И уж точно, он был знаком с людьми знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа, удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина. Став епископом Тура и решив написать свой труд посвящённый франкским королям, позже получивший наименование «История франков», Григорий наверняка встречался с людьми, помнившими рассказы покойной королевы. Видимо, эти рассказы в основном и легли в основу его повествования о Хлодвиге.

В истории Хлодвига, рассказанной Григорием Турским, переплелись и сказочные мотивы, восходящие к устной народной традиции, и сведения церковного происхождения. Его «История» богата наставлениями, так как изначально этот текст имел своей целью поучение, а затем превратился в хвалебную биографию. Поэтому, к сожалению, данный источник плохо отвечает требованию точного изложения исторических фактов. Хронология правления Хлодвига часто неясна. Григорий считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами - за пять лет до его смерти. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная более-менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, - это дата смерти Хлодвига в 511 году. На основании того, что Григорий отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет, можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.

Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig ) состоит из двух частей - корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). То есть «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях» .

Вступление на престол. Обстановка в Галлии

Хлодвиг вступил на трон после смерти своего отца в возрасте 15 лет. На то время, франки не были единым народом, они делились на салических и рипуарских франков. Но даже и эти две большие ветви, в свою очередь, подразделялись на более мелкие «королевства» (лат. regna ), управляемые своими «королями» (лат. rex ), по своей сути являющимися лишь военными вождями. Таким образом, Хлодвиг унаследовал власть лишь над незначительной частью салических франков с центром в Турне.

Остальная Галлия, как отмечает Григорий Турский, была поделена следующим образом: «В этой же области, в южной её части, до самой реки Луары, жили римляне. По ту сторону Луары господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион.»

Дело в том, что часть римской территории с центрами в Суассоне и Париже из-за экспансии вестготов и бургундов, первоначально была отрезана от своей метрополии - Западно-римской империи, а после того как эта империя в 476 году прекратила своё существование, вообще осталась последним клочком римской земли. Этой территорией правил Сиагрий и по нему она получила наименование Государство Сиагрия. Григорий, говоря о Сиагрии, называет его «король римлян» (лат. rех Romanorum ), не зная его настоящего титула. Возможно, он назывался патрицием, как его называет Фредегар в своей «Хронике».

Война с Сиагрием

Хлодвиг быстро понял обреченность Государства Сиагрия и в 5-й год своего правления в 486 году пошёл на него войной, совместно со своим родственником, королём салических франков с центром в Камбре Рагнахаром. Ещё ранее, видимо, в 485 году Хлодвиг, пытаясь заручиться поддержкой и рипуарских франков, вероятно, заключил союз с их королём Сигибертом и даже, наверно, женился на его дочери, которая родила ему сына Теодориха. Христианские хронисты считали этот брак недействительным и поэтому называли её наложницей, а её сына признавали незаконорождённым.

В битве при Суассоне галло-римляне были разбиты. Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, прося у того убежища. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига. Отдельные группы войска Сиагрия кое-где ещё сопротивлялись и после сражения под Суассоном, но их сопротивление было сломлено. Так, например, согласно «Житию преподобной Геновефы Парижской», Хлодвиг осаждал Париж пять лет, прежде чем смог его взять. Интересно, что именно Святая Геновефа организовала доставку каравана из одиннадцати судов с продовольствием для голодающего населения Парижа. Хлодвиг сначала содержал Сиагрия под стражей, а после того, как захватил его владения, приказал тайно заколоть. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. Занимая её, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично всё ещё оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с владыками городов - христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания.

Случай с суассонской чашей

Хрестоматийный пример этому - рассказанный в хронике Григория Турского эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась удивительной красоты чаша из Реймского собора, которую архиепископ Ремигий попросил ему вернуть. Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать её ему сверх его доли. Но среди воинов нашёлся один убежденный защитник норм военной демократии, который разрубил чашу мечом со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через год ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!» Это подействовало, короля стали бояться. Духовенство же быстро оценило добрую волю молодого монарха, и Святой Ремигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.

Война с тюрингами

В 491 году, на 10-ом году своего правления Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королём рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Григорий Турский рассказывает, что рипуарские франки не хотели этой войны и стремились к миру с тюрингами, выдав даже им в обеспечение этого мира заложников. Однако тюринги перебили заложников и сами вероломно напали на франков, отняв у них всё имущество. Их набег сопровождался страшными жестокостями. Они вешали мальчиков на деревьях за срамные уды и погубили более двухсот девушек ужасной смертью: они привязали их за руки к шеям лошадей, которые под ударами палок с острым наконечником помчались в разные стороны и разорвали девиц на части; других же положили между колеями дорог, прибили их кольями к земле, прокатили по ним груженые телеги и, переломав им кости, выбросили их на съедение собакам и птицам.

Сигиберт запросил помощи у салических франков и Хлодвиг откликнулся на эту просьбу. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. Хотя, возможно, что это племя рейнских тюрингов было окончательно покорено лишь к концу правления Хлодвига.

Женитьба на Клотильде

В 493 - 494 годах политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих Великий, после победы над Одоакром, просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной, и даже имел от неё сына, будущего короля Теодориха I, в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. В Бургундии в то время правили четыре брата - Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар. Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, приказал бросить в воду с камнем на шее его жену, потом осудил на изгнание его двух дочерей старшую Крону (она ушла в монастырь) и младшую Клотильду. Между тем Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду. Заметив её красоту и ум, и узнав, что она королевской крови, они известили о том короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жены. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже перешла в ортодоксально-никейскую веру.

После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг, который, как уже отмечалось, в принципе относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили он также начал болеть и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещенный во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и в конце концов Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы».

Война с алеманнами

В 496, на 15-м году правления Хлодвига разразилась война между франками и аламаннами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков, между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке (совр. Цюльпих) франки победили. Король алеманнов пал в сражении и Хлодвиг захватил большую часть земель алеманнов, а именно территорию по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. Сигиберт в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого.

Крещение Хлодвига

События повлиявшие на принятие королём христианства

Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами. Якобы когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует сыном бога живого, к тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на тебя, со смирением взываю проявить славу могущества твоего. Если ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу твою, которую испытал, как он утверждает, освященный твоим именем народ, уверую в тебя и крещусь во имя твоё», - и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство.

Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам» . Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий» . Так было принято решение креститься.

Предполагаемая дата и место крещения

Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии правления Хлодвига. Ни Григорий Турский, ни повторяющие его Фредегар и анонимный автор «Книги истории франков» не приводят никаких дат. О крещении Хлодвига упоминают в своих письмах современники короля епископ Вьенна Авит и епископ Реймса Ремигий, но они также не приводят ни каких дат. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года, хотя Фредегар говорит, что оно прошло на Пасху. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Примеру Хлодвига последовало три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина (Фредегар говорит, что крестившихся было 6000), а также и его сестра Альбофледа, которая, впрочем, скоро умерла. Другая его сестра, Лантехильда, впавшая в арианскую ересь, также обратилась в ортодоксально-никейскую веру.

Последствия крещения

Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксально-никейского духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и др.) отдавали предпочтение арианству. Ортодоксальное, никейское вероисповедание воспринималось ими, как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасалась, что их народы «растворятся» в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владений была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Интересно, что галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме ортодоксально-никейской веры своей победой. Так, епископ Авит Вьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание - это наша победа».

Легенды связанные с крещением

Крещение Хлодвига так же окружено всевозможными необычными легендами. По одному из них, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с миррой (фр. sainte ampoule или «Святая Сткляница») для крещения Хлодвига. Позднее, почти все короли Франции были помазаны на царствование именно миррой из этого флакона. По преданию, Святая Сткляница была разбита во время Французской Революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил, судя по всему, архиепископ Реймса Гинкмар (фр. Hincmar , около 806-882 гг.).

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

Крещение Хлодвига в искусстве

Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.

Столкновения с вестготами

На западе, продвижение Хлодвига было надолго задержано яростным сопротивлением армориканцев, с которыми, видимо, пришлось заключить договор около 500 года. К середине 90-х годов V века франки постепенно начали продвигаться к югу от Луары, на территорию вестготов. Уже постыдный поступок с выдачей ветготским королём Аларихом Сиагрия, нашедшего у него убежеще, послам Хлодвига, говорит о том, что вестготы боялись франков. Хлодвиг смог предпринять ряд победоносных набегов, которые привели его сначала в 494 году в Сент, однако, в 496 году Сент вновь был возвращён вестготами. Затем в 498 году Хлодвиг проник в Бордо, где франки захватили в плен вестготского герцога Суатрия. Впоследствии, по всей видимости, образовался вестгото-бургундский союз против франков, так как король бургундов Гундобад отсылал франкских пленных в Тулузу. Около 502 года эти столкновения закончились. Поскольку Аларих II и Хлодвиг встретились на острове посреди Луары у деревни Амбуаз в области города Тура, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.

Вмешательство в дела Бургундии и новая война с алеманнами

Между тем, два короля бургундов, братья Гундобад и Годегизель начали борьбу друг с другом. Годегизель обратился за помощью против брата к Хлодвигу, обещая платить дань: «Если ты мне окажешь помощь в преследовании моего брата, чтобы я смог убить его в сражении или изгнать из страны, я буду ежегодно выплачивать тебе установленную тобой дань в любом размере» . В 500 году Хлодвиг и Годегизель нанесли поражение Гундобаду в сражении на берегу реки Уш, у крепости Дижон. Гундобад бежал в Авиньон. Годегизель обещал Хлодвигу часть королевства и удалился во Вьенн, а Хлодвиг преследовал Гундобада до Авиньона, но затем внезапно вернулся в своё государство, вероятно из-за того, что король вестготов Аларих II двинулся к его границам. Годегизелю Хлодвиг оставил в подмогу пять тысяч своих воинов. В 501 году Гундобад при поддержке вестготов вновь вторгся в Бургундию, осадил Годегизеля и вспомогательный отряд франков во Вьенне. Опасаясь нехватки продовольствия, Годегизель приказал изгнать из города простолюдинов. Один из них, мастер, на которого была возложена обязанность следить за городским водопроводом, показал Гундобаду проход, по которому в город поступала вода. Так с помощью измены, овладев городом, осаждающие изрубили гарнизон. Годегизель убежал в арианскую церковь, но был там убит вместе с еретическим епископом. Захваченных в плен франков Гундобад приказал отослать к королю вестготов Алариху в Тулузу. Овладев всей страной, Гундобад стал единственным королём Бургундии. В 503 году Хлодвиг и Гундобад встретились близ Оксера и заключили союзный договор.

В 506 году восстали алеманны, и Хлодвигу пришлось вновь заставить их признать его власть. Однако, часть алеманнов бежала и нашла защиту у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. Теодорих Великий дал им вместе с баварами статус «федерированных союзников», по римскому образцу, и поручил охрану альпийских горных проходов.

Война с вестготами

Причины войны

Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507 - 508 большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами. В этой войне Хлодвига поддерживали и рипуарские франки Сигиберта Хромого. Король остготов Теодорих Великий пытался в письмах и через послов, которых он направлял королям вестготов, бургундов, западных герулов, варнов и прирейнских тюрингов, а также самому Хлодвигу, сохранить мир и равновесие германских королевств в Западной Европе, но Хлодвиг не шёл ни на какие переговоры. Вероятно, его подстрекала к быстрому нападению на вестготов и византийская дипломатия, ибо успех Хлодвига означал одновременно ослабление политического положения Теодориха Великого.

Хлодвиг рассчитывал на то, что галло-римское население и ортодоксально-никейская церковь государства вестготов единодушно перейдут на сторону своих единоверцев франков. Однако эта надежда оправдалась не полностью. Жители Оверни, в том числе остатки галло-римской сенатской аристократии, во главе с Аполлинарием, сыном Сидония Аполлинария, поддержали вестготского короля Алариха II. Сам Хлодвиг обосновывал свою войну с вестготами стремлением освободить ортодоксально-никейскую церковь в государстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Он использовал это, как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер «крестового похода». Григорий Турский вкладывает ему в уста такие речи: «Мне больно видеть, что часть Галлии находится в руках этих ариан; пойдем на них войной, одолеем их с Божьей помощью и завладеем их страной.»

Выступление франков в поход

Весной 507 года Хлодвиг, совместно со своим сыном Теодорихом и сыном Сигиберта Хромого Хлодерихом двинулся в поход по направлению Тура. Затем соединился с отрядом бургундских войск, ведомых Сигизмундом сыном Гундобада. Поход сопровождался чудесными знамениями; по словам современников, бог благоволил новообращённому королю. Пытаясь добится расположения галло-римского населения Хлодвиг строго-настрого запретил своему войску грабежи местных жителей. По словам Григория Турского, смертной казни подвергся даже солдат взявший без спроса охапку сена.

Сражение при Вуйе

Поздним летом 507 года состоялось решительное сражение между франками и вестготами на равнине Вуйе, приблизительно в 15 км северо-западнее Пуатье. Дата сражения при Вуйе известна из Сарагосской хроники. После ожесточенной битвы франки победили, причём сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Множество овернцев и знатнейших сенаторов, пришедших с Аполлинарием, погибло в этом сражении. Это поражение полностью деморализовало вестготов. Сарагосская хроника совершенно верно передает последствия битвы, когда говорит, что «Тулузское королевство было разрушено франками» . В том, что одно военное поражение привело к развалу вестготского государства, не последнюю роль сыграла смерть Алариха и отсутствие объявленного взрослого наследника; в первые недели после поражения, по всей видимости, не оказалось никого, кто смог бы объединить силы вестготов. К тому же сказалось военное превосходство франков. Видимо, ориентированные на ближний бой франки могли быть чрезвычайно опасны для привычных лишь к конному бою на расстоянии вестготов. Как бы там не было, но дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений.

Захват франками Аквитании

Хлодвиг получил свободу для овладения Аквитанией, как раз в тот момент, когда византийский флот, высадивший войска в Таренте, связал силы Теодориха Великого и остготы не смогли прийти на помощь вестготам. Хлодвиг с частью войска двинулся на Бордо, где он провёл зиму, а его сын Теодорих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии, захватив города Альби, Родез и Клермон и земли до границы владений бургундов.

Взятие Тулузы

Весной 508 года франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов Тулузу. В руки франков попала часть королевской сокровищницы. Ошибочно говорить о том, что вся королевская сокровищница была обнаружена франками в Тулузе. Из сообщения Прокопия Кесарийского выясняется, что, по меньшей мере, значительная часть сокровищницы была перевезена для безопасности в Каркассон. Хлодвиг занял город Ангулем, изгнав оттуда готов. Григорий Турский сообщает, что Господь наделил Хлодвига такой силой, что стены города обрушились от одного его взгляда; в действительности, видимо, имел место подкоп, обваливший стену. Достигнув максимума осуществимого, Хлодвиг с победой возвратился в Тур, принеся много даров святой базилике блаженного Мартина. Теодорих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургундский король Гундобад захватил Нарбонну, и осадил Арль, мечтая получить выход к Средиземному морю.

Вмешательство в войну остготов

Примерно летом 508 года король остготов Теодорих Великий оказался в состоянии отправить в Галлию войско, чтобы предотвратить полный развал Вестготского государства. Бургунды были вынуждены снять осаду Арля; потеряли они и Нарбонну. Также остготскому войску удалось снять осаду франков c Каркассона, где, по-видимому, укрывался малолетний сын Алариха II Амаларих, являвшийся также внуком Теодориха Великого. Война продолжалась ещё до 512 или 514 года, однако подробности о ходе отдельных сражений нам неизвестны. Благодаря вмешательству остготов, вестготы сохранили часть южной и юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании, с городами: Ним, Магалона, Лодев, Агд, Безье, Нарбонна, Каркассон. Прованс к югу от реки Дюрансы был присоединён к государству остготов. Хотя в результате войны с готами франки значительно расширили свою территорию в Галлии, и теперь владели землями от Гаронны до Рейна и от границ Арморики до Роны, выход к Средиземному морю был для них ещё закрыт.

Византийский император оценивает заслуги Хлодвига

В 508 году к Хлодвигу в Туре прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий I возвёл его в достоинство почётного консула. Анастасий прислал ему также, в знак формального признания, королевские инсигнии - хламиду, пурпурную тунику и диадему. Этим актом Византия выразила своё одобрение антиготской политике Хлодвига и его переходу в христианство ортодоксально-никейского толка. Для христианского населения Галлии это означало дополнительное подтверждение легитимности франкской власти. Однако нужно отметить, что Хлодвигу вовсе не был присвоен титул консула, на него только надели консульские знаки отличия, часто раздаваемые императорским двором при Византии. Настоящее консульство всегда вписывалось в так называемые Консульские Фасты и служило обозначением года. Имя Хлодвига в Фастах не упоминается.

После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж, который сделал своей резиденцией (508).

Расправа Хлодвига со своими родичами

Почему Хлодвиг не стал Святым

Заслуги Хлодвига перед церковью были велики, как крестителя своей страны. Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому, очевидно, был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу, и уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.

Присоединение земель рипуарских франков

На правившего в Кёльне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигиберта, заявив о своей полной непричастности ко всему происшедшему (509).

Захват земель Харариха

В других случаях он прибегал к военной силе. Так Хлодвиг выступил против одного из вождей салических франков, владеющего частью территорий в низовьях Рейна, некого Харариха. Прежде Хлодвиг просил у того помощи во время войны против Сиагрия, но Харарих предпочёл занять выжидательную позицию, следя за тем, кто из противников победит. Хлодвиг захватил в плен Харарика с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его сын лишались права королевского наследования. Далее Григорий повествует, что когда Харарих сетовал на то, что его унизили, и плакал, его сын сказал: «Эти ветви срезаны на зеленом дереве, но ветви вовсе не засохли и быстро могут вновь отрасти. Если бы также быстро погиб тот, кто это сделал!» Эти слова достигли ушей Хлодвига и он приказал их обезглавить.

Убийство Рагнахара и его братьев Рихара и Ригномера

Затем Хлодвиг замыслил захватить и земли своего союзника и родственника Рагнахара из Камбре. Он подкупил дружинников Рагнахара, послав им золотые запястья и перевязи; однако, как отмечает Григорий Турский, все эти вещи были только похожи на золотые, а на самом деле они были искусно позолочены. После чего Хлодвиг выступил против Рагнахара, сразу же после начала сражения воины Рагнахара изменили ему, захватили и Рагнахара и его брата Рихара и выдали их связанными Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». И, подняв секиру, рассек ему голову, затем, обратившись к его брату, сказал «Если бы ты помог своему брату, его бы не связали» , и убил его таким же образом, поразив секирой. После смерти обоих их предатели узнали что золото, которое они получили от короля Хлодвига, поддельное. Говорят, что когда они об этом сказали королю, он им ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предает своего господина смерти. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив таким образом за предательство своих господ» . Брат Рагнахара Ригномер по приказу Хлодвига также был убит в городе Ле-Мане. Таким образом земли салических франков с центром в Камбре также были присоеденены к владениям Хлодвига.

Некоторые историки относят завоевание Хлодвигом территории салических франков не к концу правления Хлодвига, как об этом повествует Григорий Турский, а к первому периоду его завоеваний, а именно ко времени победы Хлодвига над Сиагрием.

Расправа с другими родственниками

Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским. «Собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: «Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!». Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего».

Последние годы правления и смерть короля

В последние годы своего правления Хлодвиг захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов. Тем самым, на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий помимо государства Хлодвига. При Хлодвиге была записана «Салическая правда» - первый сборник законов франков, а также был созван первый церковный собор в Орлеане в июле 511, в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»). Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, Сыном Святой Церкви ».

Умер Хлодвиг на 46-ом году жизни 27 ноября 511 года, по-видимому, в Париже. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам построил (В ней же погребена и святая Генувейфа; теперь это церковь Св. Женевьевы). Царствовал Хлодвиг 30 лет.

Жёны и дети

  • Имя первой жены (видимо, с 485 года) неизвестно. Хотя Григорий Турский и другие летописцы называют её наложницей, более вероятно, что она была дочерью кого-либо из франкских королей, наиболее вероятно, короля рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигиберта Хромого. В глазах христианских священников и монахов, которые в те времена писали свои хроники, брак, не освящённый Церковью, был недействителен и поэтому они называют её наложницей, а её сына Теодориха признают незаконорождённым. Однако, судя по тому, что Теодорих, как старший сын, получил долю в отцовском наследстве чуть ли не большую по сравнению с другими своими сводными братьями, говорит о том, что в глазах франков он был вполне законным сыном. Судя по тому, что именно Теодориху достались земли рипуарских франков, его мать должна была относиться к правящему дому королей именно этих рейнских франков.
    • Теодорих I (486 - 534), король Реймса
  • С 493 года - Клотильда Бургундская (Хродехильда) (474 - 544)
    • Хлотарь I (около 497 - 561), король Суассона
    • Хлодомир (495 - 524), король Орлеана
    • Клотильда (Хлодехильда), впоследствии жена короля вестготов Амалариха
    • Хильдеберт I (около 496 - 558), король Парижа
    • Ингомер («Блистающий, как Ингваз» , 494), умер во младенчестве
    • Тихильда

После смерти Хлодвига королевство было поделено между его 4-мя оставшимися в живых сыновьями - Теодорихом I, Хлодомиром, Хильдебертом I и Хлотарём I. По смерти своего мужа, королева Клотильда Бургундская удалилась в Тур, и там, укрывшись в базилике святого Мартина, провела остаток дней в добродетели и милосердии, редко посещая Париж. Умерла она 544 году в Type. Её доставил в Париж, там она была погребена своими сыновьями, королями Хильдебертом и Хлотарём, в церкви святого Петра, рядом с королём Хлодвигом.

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов , сын Хильдериха I и Базины . Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге - к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра, король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х. нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: "Так ты поступил в Суассоне с кружкой ". Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции .На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее ». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина? ». Больше войско ничего не брало в этой области.

Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки - мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства . Король поселился во дворце на острове Сите .

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности ». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

Г. Когда он, пятнадцатилетним юношей, стал королем части салических франков ( г.), римское население тех областей Галлии , который не были еще завоеваны варварами, не признавало власти Одоакра и управлялось римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков , на юге - к землям готов и бургундов . Между готами и численно превосходившим их галло-римским населением лежала пропасть, вследствие арианства завоевателей.

И вот наступил праздник Рождества Христова. На улицах Реймса развесили многоцветные полотнища, почистили дороги, украсили здания. Пышно убранный собор блистал светом бесчисленных свечей и был наполнен таким благоуханием, что присутствующим казалось, будто они обоняют запахи рая. Когда при торжественном пении гимнов Хлодвиг вошел в церковь, его охватил страх, и, обращаясь к Ремигию , державшему его за руку, король спросил: "Неужели это и есть Царство Небесное, которое мне обещано ?" "Нет , - отвечал епископ, - но это начало пути туда ". Во время совершения Таинства святой Ремигий произнес знаменитые слова: "Смиренно нагни твою голову, Сикамбр, поклонись тому, что ты жег; сожги то, чему поклонялся ".

В последние годы своего правления Хлодвиг постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией . Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников: Харариха, отказавшего Хлодвигу в поддержке против Сиагрия; сына Харариха - только потому, что это был его сын; Рагнахара, хотя он и оказывал помощь в борьбе с Сиагрием; своих братьев Рихара и Ригномера - под разными предлогами. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков, своими союзниками: Сигибертом, которого погубил, действуя через его сына - Хлодерика; и Хлодериком - за то, что он убил своего отца! Рассказывают, что, собрав однажды своих людей, Хлодвиг сказал о своих родственниках, которых сам же умертвил, следующее: "Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!" Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.Константин Великий

Франки и их король Хлодвиг

Варвары, которые умели бриться

В страшной битве на Каталаунских полях против полчищ Аттилы сражалось и племя франков. Франки славились своим воинским мастерством. Особенно боялись враги боевых топориков (или секир) франков, которые они с невероятной силой и меткостью бросали в цель. Жили франки сначала вдоль нижнего течения Рейна на границе с римской Галлией. Может, из-за столь близкого соседства с галло-римлянами франки даже внешне заметно отличались от многих других германцев. Все франки носили одежду из ткани, а не из звериных шкур, как было принято, например, у готов или лангобардов. Кроме того, что уж совсем необычно, франки стриглись и брили бороды. Только члены королевской семьи имели право носить длинные волосы.


Перстень-печать короля Хильдерика отца Хлодвига

Рождение франкского королевства

В конце V в. все франкские племена объединил под своей властью Хлодвиг из рода Меровея. Действуя где хитростью, где жестокостью, он устранил всех других франкских вождей и стал править один. Особое уважение соплеменников снискал Хлодвиг своей удачливостью в сражениях - ему удалось разбить в 486 г. римского наместника, правившего Галлией, и создать на месте этой провинции Римской империи свое королевство.

Королевская династия, основанная Хлодвигом, называется династией Меровйнгов в честь легендарного предка первого короля. Меровинги правили во Франкском королевстве до середины VIII в.

Путь от вождя варварского племени до короля большой страны не прост, не легок. Хлодвигу пришлось преодолевать сопротивление собственных соплеменников, многие из которых видели в его возвышении нарушение вековых обычаев и прав свободных франков. «Не слишком ли много власти забрал себе наш вождь?» - ворчали они.

Вождю сравнительно немногочисленных завоевателей-франков надо было также налаживать отношения с местным населением - галло-римлянами. И Хлодвиг нашел прекрасное решение.

Крещение Хлодвига

Поняв, что римская церковь может стать для него незаменимым союзником, Хлодвиг в 498 г. первым из всех варварских вождей принял христианство не в арианском варианте, а по римскому образцу. Он оставил язычество и крестился вместе со своей дружиной, а затем постепенно за ними последовали и остальные франки.

«Склони свою гордую выю,- сказал Хлодвигу крестивший его Ремигий, архиепископ Реймский, - сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал!» Многие франки не одобряли решения Хлодвига переменить веру, но боялись своего короля. Зато римляне были очень довольны. «Ваша вера, - писал один из них Хлодвигу,- это наша победа!»

Вряд ли Хлодвиг разбирался в христианском учении, и уж тем более не был он образцовым христианином. Но поступок его оказался очень мудрым. С этих пор франки и римляне стали постепенно сливаться в один народ - их не разделяла вера, а кроме того, знакомство с христианством означало для франков приобщение ко многим сторонам римской культуры.


Сцена крещения. Миниатюра (IX в.)

Самому же Хлодвигу принятие христианства принесло поддержку влиятельного галльского епископата. Но Хлодвиг, возможно, догадывался еще об одном преимуществе новой религии. Христианство учит, что «всякая власть от Бога», а значит, это касается и самого Хлодвига, и его наследников. Подобного не было в верованиях древних германцев. Принятие христианской религии тем самым усилило короля, как бы еще более возвысив его над всеми прочими соплеменниками.


Держава Меровингов

Обычное право

Либо Хлодвиг, либо один из его ближайших потомков приказал записать древние законы франков. Точнее говоря, это были не законы, а обычаи. Законы пишут знатоки-юристы для монарха или парламента, а они потом провозглашают их от своего имени. В раннем средневековье дело было иначе. Никому не разрешалось «придумывать» новые законы. Можно лишь следовать давнему обычаю. Тогда люди считали, что только очень старые нормы бывают правильными. Любые новшества могут лишь нанести вред. На судебном заседании при разбирательстве какого-нибудь дела особые, заслуживающие доверия люди должны были «вспоминать», чего требует обычай в данном случае. Свои знания они передавали детям, а те внукам. Времена менялись, старые нормы не всегда соответствовали новым условиям. Тогда люди как бы помимо своей воли, сами этого не замечая, немного поправляли древний обычай. Но сами они при этом были совершенно убеждены, что следуют тем же правилам, что прадеды и прапрадеды.

Когда отношения между людьми строятся на основе устного обычая, а не письменного закона, говорят, что действует обычное право. Обычное право было раньше очень распространено, особенно в раннем средневековье. Короли той поры, желая издать новый закон, но боясь всеобщего недовольства «новшеством», часто объявляли, что им якобы удалось найти или вспомнить очень древний обычай, который теперь почти всеми, к несчастью, забыт...

«Салическая правда»

Сделанная по приказу Хлодвига запись старых обычаев франков стала одним из самых знаменитых памятников обычного права в Европе. Она называется «Салический закон», или «Салическая правда». Название происходит от того, что в сборник вошли законы только одного из франкских племен - салических франков.

Записать обычаи король велел вовсе не из досужего любопытства. Прежде всего, он сам хотел быть главным судьей. Пускай теперь все франки судятся между собой только по «Салической правде» - по нормам, одобренным королем. Если что-то в этих правилах неясно, то франкам надо теперь обращаться за разъяснением к королю. А он мог объяснить закон так, чтобы ему было это выгодно. Кроме того, король отбирал, какие обычаи стоит записывать в «Салическую правду», а какие - нет. Все, что его не устраивало в древних обычаях, было им как бы забыто, а все, что было выгодно, - в сборнике изложено подробно.

«Салическая правда» показывает, как усиливалась власть германского короля. Он уже не просто военный вождь. Он стремится быть настоящим государем.

В «Салической правде» есть множество сведений о жизни франков, об их обрядах, хозяйстве, верованиях. Некоторые из этих обычаев могут показаться нам очень странными. Так, франки не составляли документов о какой-либо сделке - скажем, о том, что земля переходит от одного хозяина к другому. В этих случаях франки выполняли при свидетелях определенный ритуал, или обряд. Например, передавали зеленый стебель из полы «продавца» в полу «покупателя». И уже никому и в голову не приходило, что оформленную так сделку можно нарушить. И дети, и внуки знали, что данный участок перешел к другому хозяину на «законном основании».

Хлодвиг I (около 466 — 27 ноября 511) — король франков, правил в 481/482 — 511 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.
Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. И летописец Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке, в основном повторяют Григория Турского, не делая значительных отступлений от его текста. Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.
Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля. И уж точно он был знаком с людьми, знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина. Став епископом Тура и решив написать свой труд, посвящённый франкским королям, позже получивший наименование «История франков», Григорий наверняка встречался с людьми, помнившими рассказы покойной королевы. Видимо, эти рассказы в основном и легли в основу его повествования о Хлодвиге.
В истории Хлодвига, рассказанной Григорием Турским, переплелись и сказочные мотивы, восходящие к устной народной традиции, и сведения церковного происхождения. Его «История» богата наставлениями, так как изначально этот текст имел своей целью поучение, а затем превратился в хвалебную биографию. Поэтому данный источник плохо отвечает требованию точного изложения исторических фактов. Хронология правления Хлодвига часто неясна. Григорий считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов — через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами — за пять лет до его смерти. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная более-менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, — это дата смерти Хлодвига в 511 году. На основании того, что Григорий отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет, можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.
Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig) состоит из двух частей — корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). То есть «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях».
Вступление на престол. Обстановка в Галлии
Предположительное распределение земель в Галлии на 481 год
Хлодвиг вступил на трон в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. На то время франки не были единым народом, они делились на салических и рипуарских франков. Но даже и эти две большие ветви, в свою очередь, подразделялись на более мелкие «королевства» (лат. regna), управляемые своими «королями» (лат. rex), по своей сути являющимися лишь военными вождями. Таким образом, Хлодвиг унаследовал власть лишь над незначительной частью салических франков с центром в Турне.
Остальная Галлия, как отмечает Григорий Турский, была поделена следующим образом: «В этой же области, в южной её части, до самой реки Луары, жили римляне. По ту сторону Луары господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион».
Дело в том, что часть римской территории с центрами в Суассоне и Париже из-за экспансии вестготов и бургундов первоначально была отрезана от своей метрополии — Западно-римской империи, а после того как эта империя в 476 году прекратила своё существование, вообще осталась последним клочком римской земли. Этой территорией правил Сиагрий, и по нему она получила наименование Государство Сиагрия. Григорий, говоря о Сиагрии, называет его «король римлян» (лат. rех Romanorum), не зная его настоящего титула. Возможно, он величался патрицием, как его называет Фредегар в своей «Хронике».
Война с Сиагрием
Хлодвиг быстро понял обречённость Государства Сиагрия и на 5-м году своего правления (в 486 году) пошёл на него войной, совместно со своим родственником, королём салических франков с центром в Камбре Рагнахаром. Ещё ранее, видимо, в 485 году Хлодвиг, пытаясь заручиться поддержкой и рипуарских франков, вероятно, заключил союз с их королём Сигибертом и даже, наверно, женился на его дочери, которая родила ему сына Теодориха. Христианские хронисты считали этот брак недействительным и поэтому называли её наложницей, а её сына признавали незаконорождённым.
В битве при Суассоне галло-римляне были разбиты. Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, прося у того убежища. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига. Отдельные группы войска Сиагрия кое-где ещё сопротивлялись и после сражения под Суассоном, но их сопротивление было сломлено. Так, например, согласно «Житию преподобной Геновефы Парижской», Хлодвиг осаждал Париж пять лет, прежде чем смог его взять. Интересно, что именно Святая Геновефа организовала доставку каравана из одиннадцати судов с продовольствием для голодающего населения Парижа. Хлодвиг сначала содержал Сиагрия под стражей, а после того как захватил его владения, приказал тайно заколоть. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. Занимая её, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично всё ещё оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с владыками городов — христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания.
Случай с суассонской чашей
Хрестоматийный пример этому — рассказанный в хронике Григория Турского эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась удивительной красоты чаша из какой-то церкви, которую епископ той церкви попросил ему вернуть. (Фредегар утверждает, что этим епископом был Ремигий, архиепископ Реймсского собора.) Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать её ему сверх его доли. Но среди воинов нашёлся один убеждённый защитник норм военной демократии, который разрубил чашу мечом со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через год ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!» Это подействовало, короля стали бояться. Духовенство же быстро оценило добрую волю молодого монарха, и Святой Ремигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции. «До нас дошла великая новость, что вы счастливым образом получили в свои руки управление военными делами. Но не ново то, что ты начинаешь быть тем, кем были твои отцы. … почитай епископов и всегда прибегай к их советам. Если ты сохранишь согласие с ними, то всё пройдёт хорошо в твоей провинции» — писал тот Хлодвигу.
Война с тюрингами
В 491 году, на 10-ом году своего правления Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королём рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Григорий Турский рассказывает, что рипуарские франки не хотели этой войны и стремились к миру с тюрингами, выдав даже им в обеспечение этого мира заложников. Однако тюринги перебили заложников и сами вероломно напали на франков, отняв у них всё имущество. Их набег сопровождался страшными жестокостями. Они «вешали мальчиков на деревьях за срамные уды и погубили более двухсот девушек ужасной смертью: они привязали их за руки к шеям лошадей, которые под ударами палок с острым наконечником помчались в разные стороны и разорвали девиц на части; других же положили между колеями дорог, прибили их кольями к земле, прокатили по ним гружёные телеги и, переломав им кости, выбросили их на съедение собакам и птицам».
Сигиберт запросил помощи у салических франков, и Хлодвиг откликнулся на эту просьбу. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. Хотя, возможно, что это племя рейнских тюрингов было окончательно покорено лишь к концу правления Хлодвига.
Женитьба на Клотильде
В 493—494 годах политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной и даже имел от неё сына, будущего короля Теодориха I, в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. В Бургундии в то время правили четыре брата — Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар I. Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, приказал бросить в воду с камнем на шее его жену, потом осудил на изгнание его двух дочерей: старшую Крону (она ушла в монастырь) и младшую Клотильду. Между тем Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду. Заметив её красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жёны. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже перешла в ортодоксально-никейскую веру.
Скульптура Хлодвига I в соборе Сен-Дени под Парижем. Фрагмент надгробия.
После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг, который, как уже отмечалось, в принципе относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и в конце концов Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы».
Война с алеманнами
В 496, на 15-м году правления Хлодвига разразилась война между франками и алеманнами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке (совр. Цюльпих) франки победили. Король алеманнов пал в сражении, и Хлодвиг захватил большую часть земель алеманнов, а именно территорию по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. Сигиберт в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого.
События, повлиявшие на принятие королём христианства
Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами. Якобы когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует Сыном Бога живого, к Тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на Тебя, со смирением взываю проявить славу могущества Твоего. Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё», — и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство.
Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчинённый мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Так было принято решение креститься.
Предполагаемая дата и место крещения
Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии его правления. Ни Григорий Турский, ни повторяющие его Фредегар и анонимный автор «Книги истории франков» не приводят никаких дат. О крещении Хлодвига упоминают в своих письмах современники короля епископ Вьенна Авит и епископ Реймса Ремигий, но они также не приводят никаких дат. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года, хотя Фредегар говорит, что оно прошло на Пасху. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Примеру Хлодвига последовало три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина (Фредегар говорит, что крестившихся было 6000), а также и его сестра Альбофледа, которая, впрочем, скоро умерла. Другая его сестра, Лантехильда, впавшая в арианскую ересь, также обратилась в ортодоксально-никейскую веру.
Последствия крещения
Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксально-никейского духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и др.) отдавали предпочтение арианству. Ортодоксальное, никейское вероисповедание воспринималось ими как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасались, что их народы «растворятся» в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владений была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Интересно, что галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме ортодоксально-никейской веры своей победой. Так, епископ Авит Вьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа».
Легенды, связанные с крещением
Крещение Хлодвига окружено всевозможными необычными легендами. По одной из них, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с миррой (фр. sainte ampoule или «Святая Стеклянница») для крещения Хлодвига. Позднее, почти все короли Франции были помазаны на царствование именно миррой из этого флакона. По преданию, Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил, судя по всему, архиепископ Реймса Гинкмар.
Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.
Столкновения с бретонцами и вестготами
На западе продвижение Хлодвига было надолго задержано яростным сопротивлением армориканцев, с которыми, видимо, пришлось заключить договор около 500 года. Видимо, всё же какую-то власть, пусть даже номинальную, над Бретанью Хлодвиг получил. В своём повествовании о Хлодвиге Григорий Турский не словом не обмолвливается о войне этого короля с бретонцами, однако далее по тексту, рассказывая о сыновьях Хлодвига, он употребляет такое высказывание: «Бретоны после смерти короля Хлодвига всегда находились под властью франков, и у них были графы, а не короли». Однако, многие историки замечают, что это утверждение о зависимости Бретани от Франкского государства было необоснованным и, что с середины VI века бретонцы были достаточно сильными, чтобы не бояться мощи франков.
К середине 90-х годов V века франки постепенно начали продвигаться к югу от Луары, на территорию вестготов. Уже постыдный поступок с выдачей вестготским королём Аларихом Сиагрия, нашедшего у него убежище, послам Хлодвига, говорит о том, что вестготы боялись франков. Хлодвиг смог предпринять ряд победоносных набегов, которые привели его сначала в 494 году в Сент, однако, в 496 году Сент вновь был возвращён вестготами. Затем в 498 году Хлодвиг проник в Бордо, где франки захватили в плен вестготского герцога Суатрия. Впоследствии, по всей видимости, образовался вестгото-бургундский союз против франков, так как король бургундов Гундобад отсылал франкских пленных в Тулузу. Около 502 года эти столкновения закончились. Поскольку Аларих II и Хлодвиг встретились на острове посреди Луары у деревни Амбуаз в области города Тура, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.
Вмешательство в дела Бургундии и новая война с алеманнами
Между тем, два короля бургундов, братья Гундобад и Годегизель начали борьбу друг с другом. Годегизель обратился за помощью против брата к Хлодвигу, обещая платить дань: «Если ты мне окажешь помощь в преследовании моего брата, чтобы я смог убить его в сражении или изгнать из страны, я буду ежегодно выплачивать тебе установленную тобой дань в любом размере». В 500 году Хлодвиг и Годегизель нанесли поражение Гундобаду в сражении на берегу реки Уш, у крепости Дижон. Гундобад бежал в Авиньон. Годегизель обещал Хлодвигу часть королевства и удалился во Вьенн, а Хлодвиг преследовал Гундобада до Авиньона, но затем внезапно вернулся в своё государство, вероятно, из-за того, что король вестготов Аларих II двинулся к его границам, а Гундобад согласится платить ему ежегодную дань. Годегизелю Хлодвиг оставил в подмогу пять тысяч своих воинов.
В 501 году Гундобад при поддержке вестготов вновь вторгся в Бургундию, осадил Годегизеля и вспомогательный отряд франков во Вьенне. Опасаясь нехватки продовольствия, Годегизель приказал изгнать из города простолюдинов. Один из них, мастер, на которого была возложена обязанность следить за городским водопроводом, показал Гундобаду проход, по которому в город поступала вода. Так с помощью измены, овладев городом, осаждающие изрубили гарнизон. Годегизель убежал в арианскую церковь, но был там убит вместе с еретическим епископом. Захваченных в плен франков Гундобад приказал отослать к королю вестготов Алариху в Тулузу. Овладев всей страной, Гундобад стал единственным королём Бургундии. В 503 году Хлодвиг и Гундобад встретились близ Оксера и заключили союзный договор.
В 506 году восстали алеманны, и Хлодвигу пришлось вновь заставить их признать его власть. Однако часть алеманнов бежала и нашла защиту у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. Теодорих Великий дал им вместе с баварами статус «федерированных союзников», по римскому образцу, и поручил охрану альпийских горных проходов.
Война с вестготами
Причины войны
Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507—508 большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами. В этой войне Хлодвига поддерживали и рипуарские франки Сигиберта Хромого. Король остготов Теодорих Великий пытался в письмах и через послов, которых он направлял королям вестготов, бургундов, западных герулов, варнов и прирейнских тюрингов, а также самому Хлодвигу, сохранить мир и равновесие германских королевств в Западной Европе, но Хлодвиг не шёл ни на какие переговоры. Вероятно, его подстрекала к быстрому нападению на вестготов и византийская дипломатия, ибо успех Хлодвига означал одновременно ослабление политического положения Теодориха Великого.
Хлодвиг рассчитывал на то, что галло-римское население и ортодоксально-никейская церковь государства вестготов единодушно перейдут на сторону своих единоверцев франков. Однако эта надежда оправдалась не полностью. Жители Оверни, в том числе остатки галло-римской сенатской аристократии, во главе с Аполлинарием, сыном Сидония Аполлинария, поддержали вестготского короля Алариха II. Сам Хлодвиг обосновывал свою войну с вестготами стремлением освободить ортодоксально-никейскую церковь в государстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Он использовал это как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер «крестового похода». Григорий Турский вкладывает ему в уста такие речи: «Мне больно видеть, что часть Галлии находится в руках этих ариан; пойдём на них войной, одолеем их с Божьей помощью и завладеем их страной».
Выступление франков в поход
Весной 507 года Хлодвиг, совместно со своим сыном Теодорихом и сыном Сигиберта Хромого Хлодерихом двинулся в поход по направлению Тура. Затем соединился с отрядом бургундских войск, ведомых Сигизмундом, сыном Гундобада. Поход сопровождался чудесными знамениями; по словам современников, бог благоволил новообращённому королю. Пытаясь добиться расположения галло-римского населения, Хлодвиг строго-настрого запретил своему войску грабежи местных жителей. По словам Григория Турского, смертной казни подвергся даже солдат, взявший без спроса охапку сена.
Сражение при Вуйе
Поздним летом 507 года состоялось решительное сражение между франками и вестготами на равнине Вуйе, приблизительно в 15 км северо-западнее Пуатье. После ожесточённой битвы франки победили, причём сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Множество овернцев и знатнейших сенаторов, пришедших с Аполлинарием, погибло в этом сражении. Это поражение полностью деморализовало вестготов. Сарагосская хроника совершенно верно передаёт последствия битвы, когда говорит, что «Тулузское королевство было разрушено франками». В том, что одно военное поражение привело к развалу вестготского государства, не последнюю роль сыграла смерть Алариха и отсутствие объявленного взрослого наследника; в первые недели после поражения, по всей видимости, не оказалось никого, кто смог бы объединить силы вестготов. К тому же сказалось военное превосходство франков. Видимо, ориентированные на ближний бой франки могли быть чрезвычайно опасны для привычных лишь к конному бою на расстоянии вестготов. Как бы там ни было, но дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений.
Захват франками Аквитании
Хлодвиг получил свободу для овладения Аквитанией, как раз в тот момент, когда византийский флот, высадивший войска в Таренте, связал силы Теодориха Великого и остготы не смогли прийти на помощь вестготам. Хлодвиг с частью войска двинулся на Бордо, где он провёл зиму, а его сын Теодорих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии, захватив города Альби, Родез и Клермон и земли до границы владений бургундов.
Взятие Тулузы
Весной 508 года франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов Тулузу. В руки франков попала часть королевской сокровищницы. Ошибочно говорить о том, что вся королевская сокровищница была обнаружена франками в Тулузе. Из сообщения Прокопия Кесарийского выясняется, что, по меньшей мере, значительная часть сокровищницы была перевезена для безопасности в Каркассон. Хлодвиг занял город Ангулем, изгнав оттуда готов. Григорий Турский сообщает, что Господь наделил Хлодвига такой силой, что стены города обрушились от одного его взгляда; в действительности, видимо, имел место подкоп, обваливший стену. Достигнув максимума осуществимого, Хлодвиг с победой возвратился в Тур, принеся много даров святой базилике блаженного Мартина. Считая, что заступничество Мартина помогло ему одолеть вестготов и подчинить Аквитанию, Хлодвиг навечно отменил взимание налогов с жителей Турской епархии.
Теодорих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургундский король Гундобад захватил Нарбонну и осадил Арль, мечтая получить выход к Средиземному морю.
Вмешательство в войну остготов
Примерно летом 508 года король остготов Теодорих Великий оказался в состоянии отправить в Галлию войско, чтобы предотвратить полный развал Вестготского государства. Бургунды были вынуждены снять осаду Арля; потеряли они и Нарбонну. Также остготскому войску удалось снять осаду франков c Каркассона, где, по-видимому, укрывался малолетний сын Алариха II Амаларих, являвшийся также внуком Теодориха Великого. Война продолжалась ещё до 512 или 514 года, однако подробности о ходе отдельных сражений нам неизвестны. Благодаря вмешательству остготов, вестготы сохранили часть южной и юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании, с городами: Ним, Магалона, Лодев, Агд, Безье, Нарбонна, Каркассон. Прованс к югу от реки Дюрансы был присоединён к государству остготов. Хотя в результате войны с готами франки значительно расширили свою территорию в Галлии и теперь владели землями от Гаронны до Рейна и от границ Арморики до Роны, выход к Средиземному морю был для них ещё закрыт.
Оценка императором Византии заслуг Хлодвига
В 508 году к Хлодвигу в Туре прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий I возвёл его в достоинство почётного консула. Анастасий прислал ему также, в знак формального признания, королевские инсигнии — хламиду, пурпурную тунику и диадему. Этим актом Византия выразила своё одобрение антиготской политике Хлодвига и его переходу в христианство ортодоксально-никейского толка. Для христианского населения Галлии это означало дополнительное подтверждение легитимности франкской власти. Однако нужно отметить, что Хлодвигу вовсе не был присвоен титул консула, на него только надели консульские знаки отличия, часто раздаваемые императорским двором при Византии. Настоящее консульство всегда вписывалось в так называемые Консульские Фасты и служило обозначением года. Имя Хлодвига в Фастах не упоминается.
После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж, который сделал своей резиденцией (508).
Расправа Хлодвига со своими родичами
Почему Хлодвиг не был канонизирован
Заслуги Хлодвига перед церковью были велики, как крестителя своей страны. Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому, очевидно[источник не указан 191 день], был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.
Присоединение земель рипуарских франков
На правившего в Кёльне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигиберта, заявив о своей полной непричастности ко всему происшедшему (509).
Захват земель Харариха
В других случаях он прибегал к военной силе. Так, Хлодвиг выступил против одного из вождей салических франков, владеющего частью территорий в низовьях Рейна, некого Харариха. Прежде Хлодвиг просил у того помощи во время войны против Сиагрия, но Харарих предпочёл занять выжидательную позицию, следя за тем, кто из противников победит. Хлодвиг захватил в плен Харариха с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его сын лишались права королевского наследования. Далее Григорий повествует, что, когда Харарих сетовал на то, что его унизили, и плакал, его сын сказал: «Эти ветви срезаны на зелёном дереве, но ветви вовсе не засохли и быстро могут вновь отрасти. Если бы также быстро погиб тот, кто это сделал!» Эти слова достигли ушей Хлодвига, и он приказал их обезглавить.
Убийство Рагнахара и его братьев Рихара и Ригномера
Затем Хлодвиг замыслил захватить и земли своего союзника и родственника Рагнахара из Камбре. Он подкупил дружинников Рагнахара, послав им золотые запястья и перевязи; однако, как отмечает Григорий Турский, все эти вещи были только похожи на золотые, а на самом деле они были искусно позолочены. После чего Хлодвиг выступил против Рагнахара; сразу же после начала сражения воины Рагнахара изменили ему, захватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали их связанными Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». И, подняв секиру, рассёк ему голову, затем, обратившись к его брату, сказал: «Если бы ты помог своему брату, его бы не связали» — и убил его таким же образом, поразив секирой. После смерти обоих предатели узнали, что золото, которое они получили от короля Хлодвига, поддельное. Говорят, что, когда они об этом сказали королю, он им ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив таким образом за предательство своих господ». Брат Рагнахара Ригномер по приказу Хлодвига также был убит в городе Ле-Мане. Таким образом земли салических франков с центром в Камбре также были присоединены к владениям Хлодвига.
Некоторые историки относят завоевание Хлодвигом территории салических франков не к концу правления Хлодвига, как об этом повествует Григорий Турский, а к первому периоду его завоеваний, а именно ко времени победы Хлодвига над Сиагрием.
Расправа с другими родственниками
Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским: «Собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: „Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!". Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего».
Последние годы правления и смерть короля
В последние годы своего правления Хлодвиг захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов. Тем самым, на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий помимо государства Хлодвига. При Хлодвиге была записана «Салическая правда» — первый сборник законов франков, а также был созван первый церковный собор в Орлеане в июле 511, в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»). Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, Сыном Святой Церкви».
Умер Хлодвиг на 46-ом году жизни 27 ноября 511 года в Париже. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам построил. В XVIII веке на месте этой церкви, позднее переосвящённой в честь похороненной рядом с Хлодвигом св. Женевьевы, был воздвигнут Пантеон. Царствовал Хлодвиг 30 лет.