Завоевание Индией независимости. Развитие Индии

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945-1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.
Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели.

Образовались два государства: Индия и Пакистан. Завоевание независимости было омрачено грандиозными столкновениями мусульман с индусами и сикхами, происшедшими при разделе страны, переселением миллионов беженцев. Тяжелыми оказались и экономические последствия раздела. Все это в наибольшей степени ощущалось на востоке и северо-западе Северной Индии. Положение осложнялось вооруженным конфликтом 1947-1949 гг. между Индией и Пакистаном из-за княжества Кашмир, вошедшего в Индию в качестве отдельного штата. В 1947 г. национальный лидер М. К. Ганди был убит религиозным фанатиком-экстремистом.

В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствии раздела страны в 1947 г., индианизацин аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.

Достижение главной цели освободительного движения - политической независимости - привело к новой широкой перегруппировке политических сил. На первый план выступили обострившиеся социально-классовые противоречия. На фоне продолжавшихся массовых выступлений рабочих и крестьян произошел раскол во всех организациях трудящихся, особенно в профсоюзах, где были организованы три основных профцентра: под эгидой ИНК - Индийский национальный конгресс профсоюзов, КПИ-ВИКП и Объединенный конгресс профсоюзов под эгидой вышедших из ИНК конгресс-социалистов, оформившихся в Народно-социалистическую партию. Наибольшим влиянием левые профсоюзы в Северной Индии пользовались в Бенгалии, в отдельных промышленных центрах, таких, как Канпур и Дели.

Коммунисты сохранили свое влияние в «Кисан сабха», который руководил мощными крестьянскими выступлениями в 40-х - начале 50-х годов в Бенгалии, Бихаре, Соединенных провинциях и Пенджабе. Крестьяне требовали отмены системы заминдари, снижения арендной платы и налогов, наделения арендаторов владельческими правами. В 1948 г. ИНК объявил о намерении провести аграрную реформу. В самой партии развернулась острая борьба по вопросу о стратегии и тактике экономического и социально-политического развития страны. В 1951 г. левоцентристское крыло во главе с Дж. Неру одержало победу, в результате которой стал проводиться курс на буржуазно

ИНДИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Объявление Индии воюющей стороной

3 сентября 1939 г. Индия без согласия ее политических партий, представленных в Центральном законодательном собрании, была объявлена британским правительством воюющей стороной. Сразу же после этого в стране был введен закон «Об обороне Индии», которым предусматривалось создание специальных трибуналов по рассмотрению дел, связанных с «преступлениями против обороны страны». Закон давал право властям запрещать митинги, распускать любые организации и арестовывать людей, если их деятельность признавалась опасной для обороны Индии.

Вовлечение Индии в мировую войну вызвало протест индийской общественности в форме антивоенных, антиимпериалистических демонстраций и забастовок. 14 сентября руководство Конгресса выступило с заявлением, в котором подчеркивалась принципиальная позиция партии по вопросам войны и мира. Если война ведется во имя защиты статус-кво, империалистических владений, колоний, интересов отдельных групп и привилегий, говорилось в заявлении, индийский народ не может позволить, чтобы ресурсы страны использовались для таких целей. Если же в ней решается судьба демократии и мирового порядка, основанного на демократии, то Индия глубоко заинтересована в этом. Если Великобритания борется за сохранение и расширение демократии, она должна непременно покончить с империализмом в ее собственных владениях, установить полную демократию в Индии. Ее народ должен иметь право на самоопределение. Свободная демократическая Индия готова объединиться с другими свободными странами ради совместной обороны от агрессии и в целях экономического сотрудничества.

Руководство Конгресса также заявило, что начавшаяся война – это кризис всего человечества, который изменит облик мира в политическом, социальном и экономическом отношении. Индия с ее огромными ресурсами может сыграть важную роль в реорганизации мира, но лишь в качестве свободной нации. Конгресс призвал британское правительство заявить о его целях в войне в отношении демократии, империализма и предполагаемого нового порядка, о том, как эти цели будут осуществлены в Индии. «Случится величайшая трагедия, если даже эта ужасная война будет вестись в духе империализма и в целях сохранения нынешнего строя, который сам по себе стал причиной войны и человеческого вырождения».

По мнению Неру, метрополии было бы несложно опубликовать декларацию о свободе Индии и увязать ее с нуждами войны. Если бы у Великобритании было желание и воля признать свободу Индии, то все противоречия можно было бы примирить с общего согласия заинтересованных сторон. Поскольку в провинциях уже действовали местные правительства, сформированные после выборов 1935 г., в центре на период войны можно было бы создать национальный аппарат власти. Он организовал бы военные усилия на национальной основе, обеспечил сотрудничество с армией и стал бы связующим звеном между народом и правительствами провинций, с одной стороны, и британским правительством с другой. И далее: все прочие конституционные проблемы можно было бы отложить до окончания войны, после чего выборные индийские представители разработали бы постоянную конституцию и заключили с Великобританией договор, обеспечивающий взаимные интересы.

17 октября 1939 г. колониальная администрация опубликовала «Белую книгу», в которой подтвердила данные ранее обещания: по окончании войны разработать новую конституцию при участии представителей разных общин, политических партий Индии, а также индийских князей. Конгресс же настаивал на том, чтобы конституция Индии вырабатывалась не путем совещаний с лидерами партий и общин, а Учредительным собранием, которое будет избрано индийским народом на основе всеобщего избирательного права. Как писал Неру, колониальные власти «ответили отказом на все наши просьбы. Нам стало ясно, что они желают видеть в нас не своих друзей и коллег, а только рабов, которые исполняли бы их приказания». Конгресс заявил, что отказ Великобритании удовлетворить его требования свидетельствовал об империалистическом характере войны. Поэтому он предложил своим министрам в восьми провинциях в знак протеста подать в отставку, что и было сделано. В ответ на это колониальная администрация ввела в этих провинциях губернаторское правление и создало правительства из назначенных ею чиновников.

Мусульманская лига также отказалась поддержать Великобританию в войне. В то же время по случаю прекращения деятельности конгрессистских правительств Джинна объявил 22 декабря 1939 г. «днем избавления и благодарения». Он подчеркнул, что именно «высшее командование Конгресса несет главную ответственность за то зло, которое было причинено мусульманам и другим меньшинствам». Хотя было очевидно, что конгрессистские правительства в провинциях не обладали всей полнотой власти, а, наоборот, были серьезно ограничены всей системой колониального управления, частью которого был закон 1935 г.

Против участия Индии в войне выступала и Коммунистическая партия Индии, которая находилась на нелегальном положении. В принятой руководством партии в ноябре 1939 г. резолюции о войне германский фашизм был назван главным поджигателем войны, а британский империализм рассматривался как сила, поощряющая фашистскую агрессию с целью направить ее против СССР. КПИ считала необходимым использовать военный кризис для достижения независимости Индии. По этому вопросу коммунисты сотрудничали с Конгресс-социалистической партией и массовыми организациями Конгресса – профсоюзами и крестьянскими союзами.

Нарастание антивоенных настроений в стране вынудило британские власти выступить 10 января 1940 г. с новым заявлением о политике Великобритании в Индии. В нем указывалось, что метрополия готова предоставить Индии права доминиона после войны в «возможно короткий срок». При этом Великобритания будет отвечать за оборону Индии в течение 30 лет после того, как Индия станет доминионом. Руководство Конгресса отклонило это предложение. 26 января 1940 г., когда был проведен «День независимости», Конгресс призвал народ к борьбе за свободу страны.

Заметную, хотя и неоднозначную, роль в формировании общественного мнения Индии в отношении Великобритании и других участников Второй мировой войны сыграл Субхас Чандра Бос. Еще до начала войны он уделял большое внимание анализу ситуации в Европе и Азии. На сессии Конгресса в Трипури в марте 1939 г. он заявил, что важнейшим событием минувшего года был Мюнхенский договор, который стал «прямой сдачей» Великобританией и Францией своих позиций нацистской Германии. В результате Франция перестала быть доминирующей державой в Европе. Гегемония перешла к Германии без единого выстрела. Несколько раньше поражение республиканского правительства в Испании усилило позиции фашистской Италии и нацистской Германии. «Так называемые демократические державы – Франция и Великобритания – присоединились к Италии и Германии в сговоре с целью устранить Советскую Россию из европейской политики, по крайней мере, на время, – писал Бос. – Но как долго это окажется возможным? Нет сомнения, что в результате последних международных событий в Европе, а также в Азии, британский и французский империализм понесут значительный урон».

По мнению Боса, который неоднократно посещал Европу в 1930-е годы, нацистская Германия никогда не посмела бы аннексировать Австрию и захватить Чехословакию, если бы Великобритания и Франция выступили против этого. Он считал, что британские политики были либо обмануты Гитлером, либо «намеренно помогли» Германии установить гегемонию на европейском континенте. «Британия сдалась Гитлеру, и это означало фактическое создание англо-германского альянса вместо англо-французского союза». Бос также считал, что Франция могла спасти Чехословакию и предотвратить последующую войну. «…Если бы французы решительно сказали Британии и Германии, что они поддерживают Чехословакию, тогда свою роль сыграла бы и Россия».

Бос исходил из того, что Россия упорно и настойчиво стремилась заключить соглашение с Великобританией и Францией. «И только после того как она убедилась в полной безнадежности добиться этого, она решила подписать с Германией Пакт о ненападении». Бос откликнулся на это событие статьей в своей газете «Forward Bloc» 26 августа 1939 г.: «…если разразится война между Германией и Польшей, симпатии индийского народа будут на стороне поляков». А применительно к Индии он писал: «Если русские и немцы, которые еще вчера были заклятыми врагами, смогут закопать топор войны в случае всемирного кризиса, то не следует ли Конгрессу покончить с внутренними разногласиями и объединить усилия, чтобы повести страну к достижению полной независимости?» И далее: «Настало время сказать Британии в самой понятной форме, что Индия не позволит использовать ее людские, финансовые и материальные ресурсы для империалистической войны …Если война не начнется в течение нескольких дней и если нынешняя буря рассеется, мы не должны быть настолько глупыми, чтобы считать, что кризис окончательно разрешен… Если господин Гитлер хочет войны, он никогда не будет испытывать проблем в поисках удобного предлога. Поэтому мы в Индии должны осознавать, что нынешняя международная напряженность будет иметь продолжение, и мы должны соответствующим образом подготовиться».

Дальнейший ход событий заставил индийцев переосмыслить ситуацию с учетом изменившейся обстановки. «Когда немецкие орды захватили Париж (14 июня 1940 г.), – писал Бос на следующий день после этого в своей газете, – кто бы мог подумать, что они сумеют достичь своих целей так быстро?» Трудно предсказать, как начнут развиваться события, «если будет захвачена и Великобритания. Соединенные Штаты Америки не могут пойти дальше определенных пределов в своей помощи союзникам, если только Япония не создаст каких-либо проблем на Дальнем Востоке...». В чем же должна состоять позиция Индии при таком политическом раскладе? – задавался вопросом Бос.

Такой ход мыслей Боса был связан прежде всего с событиями в Европе, где для Англии складывалась крайне неблагоприятная ситуация. Вполне возможно, что именно тогда у него созрел план собственных действий по освобождению Индии. 17 января 1941 г. Бос бежал из-под домашнего ареста в Калькутте сначала в Пешавар, затем в Кабул. Там он через посольства Германии и Италии получил транзитную визу для поездки через Москву в Берлин. 31 марта Бос встретился в Москве с послом Германии в СССР Шуленбургом и поездом выехал в Берлин. По имеющимся данным, у него не было встреч в Москве с советскими политическими руководителями.

Реакция индийских политических партий на события в мире

В начале войны для индийцев особое значение имели заявления и действия английских руководителей и военные планы Гитлера. Оккупация Германией Бельгии и капитуляция Франции в июне 1940 г. вызвали в Индии огромную озабоченность. В те дни Гитлер заявил (в присутствии начальника генерального штаба германской армии Гальдера): «Мы ищем точки соприкосновения с Англией на основе раздела мира». А вскоре после этого в узком кругу близких сотрудников он сказал: «Армия – становой хребет Англии и ее империи. Если мы разобьем ее экспедиционный корпус (в Европе), империя погибнет. Поскольку мы не хотим и не можем стать ее наследниками, мы должны оставить ей шанс».

Позже Гитлер подтвердил эту мысль в беседе с заместителем государственного секретаря США С. Уэллесом, который в качестве личного представителя Рузвельта посетил в феврале – марте 1940 г. Рим, Берлин, Париж и Лондон. В беседе с ним Гитлер говорил о желании жить в мире с Англией. Он подчеркнул, что немцы не хотят уничтожения Британской империи. Эту же идею высказал Уэллесу и Г. Геринг, заявив о готовности гарантировать целостность Британской империи. Попытки примирения Германии и Англии продолжались и позже. Одним из главных условий было сохранение целостности Британской империи.

Дальнейшие события в Европе – оккупация Германией Бельгии, Франции, Норвегии, Дании, Нидерландов, воздушные налеты германской авиации на Англию – привели к укреплению позиций тех индийцев, которые выступали в поддержку военных усилий Великобритании.

В этих условиях Мусульманская лига на своей сессии в Лахоре 24 марта 1940 г. приняла резолюцию, в которой содержалось требование к английским властям создать на Северо-Западе и Востоке страны, где мусульмане составляли большинство населения, независимые государства, в которых образующие их конституционные единицы должны быть автономными и суверенными. В резолюции указывалось, что это следовало предусмотреть при разработке будущей конституции Индии. Резолюцию внес на рассмотрение Лиги главный министр Бенгалии А.К. Фазлул Хак. Не исключено, отмечает В.Я. Белокреницкий, что именно по этой причине она предусматривала создание не одного, а двух мусульманских государств. Джинна поддержал резолюцию, но высказался за одно государство мусульман.

В своем выступлении на сессии Джинна подчеркнул: «Мы знаем, что история последних 1200 лет… показала, что Индия всегда была разделена на индусскую Индию и мусульманскую Индию… Нынешнее искусственное единство Индии восходит только к британскому завоеванию и поддерживается британскими штыками. Но и прекращение британского режима… провозгласит полный развал с худшими бедствиями, которые когда-либо имели место в течение последней тысячи лет при господстве мусульман.

Джинна особо отметил, что «мусульмане являются нацией… и они должны иметь свое отечество, свою территорию и свое государство». По мнению О.В. Плешова, теория двух наций нужна была Джинне не столько как идеология государственного строительства, а как средство достижения политических целей. Важнейшей из них был раздел Индии и создание на ее территории отдельных, независимых друг от друга государств индусов и мусульман.

Конгресс на своей ежегодной сессии в апреле 1940 г. в Рамгархе принял решение начать подготовку к кампании гражданского неповиновения в знак протеста против участия Индии в войне. Однако конкретных шагов в этом направлении не было сделано. Затем в июле 1940 г. руководство Конгресса предприняло новую попытку достичь соглашения с британским правительством. Оно заявило, что готово принять участие в военных действиях Великобритании, если в Индии будет создано временное ответственное национальное правительство и британские власти заявят о предоставлении Индии независимости после войны. Конгресс предлагал, чтобы национальное правительство было сформировано вице-королем в рамках действующей конституции.

В этот критический для Великобритании период войны премьер-министр Черчилль откровенно заговорил о важности колониальных владений для сохранения его собственной страны. Внимание индийцев особенно привлекло выступление Черчилля в палате общин 13 мая 1940 г., в котором он сказал: «Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет все то, ради чего она существовала, погибнет то, что веками отстаивало человечество, к чему веками стремилось оно и к чему будет стремиться». В другой своей речи в парламенте 4 июня 1940 г. Черчилль заявил: «… мы никогда не сдадимся; но даже если, чего я ни на миг не допускаю, этот остров или б?льшая его часть будет захвачена … тогда наша Империя за океанами, вооруженная и охраняемая британским флотом, продолжит борьбу до тех пор, пока в благословенный Богом час Новый мир не выдвинется вперед всей своей силой и мощью, чтобы спасти и освободить Старый мир». Когда Черчилль говорил о «нашей Империи», он прежде всего имел в виду, конечно, Индию.

В это время в мире широко обсуждался вопрос о вторжении гитлеровской армии на Британские острова. Об этом свидетельствует и то, что за месяц до падения Парижа Черчилль вынужден был пойти на крайний и даже унизительный шаг – обратиться к Муссолини с посланием с целью удержать Италию в стороне от конфликта. Ответ Муссолини, по словам Черчилля, «был холодным». А 10 июня 1940 г. Италия объявила войну Франции и Англии. В те дни 1940 г. Черчилль писал: «…мы были в полном одиночестве. Ни один английский доминион, ни Индия, ни колонии не могли оказать нам решающей помощи или вовремя прислать то, что сами имели».

16 июня 1940 г. Черчилль направил послание премьер-министрам британских доминионов (Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки) с целью показать им свою решимость продолжать борьбу. Посылать что-либо подобное в Индию он не считал нужным, так как она находилась под непосредственным управлением Великобритании. Он писал: «Я лично верю, что …если мы даже будем разбиты вследствие превосходящей численности неприятельской авиации, всегда останется возможным… послать наши флоты за океан, где они будут защищать империю и дадут ей возможность продолжать войну и блокаду, надеюсь, совместно с Соединенными Штатами, пока гитлеровский режим не рухнет от напряжения».

То есть в самый критический час Черчилль видел спасение Великобритании именно в империи, главной частью которой была Индия. Англия использовала Индию не только как источник огромных ресурсов, но и для обучения и подготовки там войск, перебазировавшихся из ее доминионов и колоний (Сингапура, Австралии, Новой Зеландии и т.д.) для военных действий на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В июне 1940 г. он писал послу Великобритании в США Лотиану: «Вы должны рассеять… беззаботное предположение США, что они сумеют в результате проводимой ими политики подобрать обломки Британской империи. Наоборот, они подвергаются страшному риску, что их могущество на море будет полностью сломлено».

Правительство Великобритании было серьезно озабочено развитием событий в Европе и в этих условиях отказывалось пересмотреть свою прежнюю позицию в отношении Индии. Его ответ на требования индийцев о предоставлении независимости, получивший название «августовского предложения», проигнорировал мнение большинства индийских политических партий и их лидеров. Неру отмечал, что этот отказ был сформулирован в самых надменных выражениях и сопровождался прославлением английского господства и английской политики. За всем этим скрывалось «твердое намерение до последней возможности цепляться за Индию как за владение и собственность империи; империализм не желал разжимать своих когтей, которые он глубоко запустил в живое тело Индии».

29 августа 1940 г. близкая к Конгрессу газета «The National Herald» опубликовала статью, в которой подчеркивалось, что освобождение Индии оказало бы сильное воздействие на мировое общественное мнение, включая англичан. Там же прямо указывалось: «Мы уверены, что если война будет долгой, Англия не сможет победить без сотрудничества с Америкой, Индией и Россией». «Индия предложила Великобритании сотрудничество на условиях, почетных для обеих сторон. Целый год переговоров, консультаций, речей и дебатов закончился полным отказом Британии предоставить свободу Индии».

Ганди, Неру и другие лидеры Конгресса считали, что освобождение Индии было не только ее делом. Индия, по их мнению, была символом всех колониальных и эксплуатируемых народов, пробным камнем, на котором проверялась мировая политика. Если бы сотни миллионов людей в колониях знали и верили, что война ведется за их освобождение, это стало бы моральным фактором огромного значения даже с военной точки зрения. Но политика колониального правительства препятствовала этому. Во время войны все попытки Конгресса хотя бы временно разрешить «индийскую проблему» терпели неудачу, и его требования отвергались.

Третья кампания гражданского неповиновения 1940 г.

В сентябре 1940 г. Конгресс принял резолюцию о проведении кампании гражданского неповиновения британским властям. Чтобы не допустить широких народных волнений, под руководством Ганди была избрана форма индивидуального гражданского неповиновения, которое носило характер нравственного протеста. Назначенные для этой цели члены Конгресса, в основном из числа руководителей партии в центре, провинциях и на местах, выступали с антивоенными призывами и тем самым нарушали введенные колониальной администрацией законы и порядки.

В соответствии с разработанным Конгрессом планом, участники этой кампании должны были формально заявить властям о своем намерении нарушить закон, указать дату, время и место своего действия. Их задачей было объяснять собравшимся суть следующих призывов: «Не вносить деньги в военный фонд; не посылать индийцев на войну; не давать материалов на военные цели». В случае ареста и последующего освобождения из тюрьмы участники кампании должны были снова и снова продолжать свои выступления.

К кампании гражданского неповиновения присоединились видные деятели Конгресса, в том числе Неру. 31 октября 1940 г. он был арестован и приговорен судом к четырем годам тюремного заключения. Изложение его речи на суде было дано в ряде газет, несмотря на преследования со стороны властей и цензуру. Газете «The National Herald» в Лакхнау удалось опубликовать 5 ноября даже ее полный текст под заголовком «Британская империя перед всемирным судом… Свобода в опасности. Защитим ее всеми нашими силами». Власти тут же вынесли предупреждение газете и запретили публиковать речь Неру в других печатных изданиях.

На суде Неру заявил, что он не был врагом народа Великобритании, а выступал против ее империализма, против отказа колониального правительства предоставить свободу индийскому народу. В войне Британии против нацизма и фашизма Конгресс предложил британскому правительству сотрудничество на почетных условиях. Это сотрудничество было отвергнуто. Поэтому Конгресс был вынужден прибегнуть к гражданскому неповиновению, чтобы дать индийскому народу возможность выразить свое мнение и решить, что он должен и не должен делать в этой британской войне».

К этому же времени можно отнести последнее выступление Рабиндраната Тагора 14 апреля 1941 г. «Настанет день, когда по воле судьбы англичанам придется покинуть Индию, – сказал Тагор. – Но какую ужасающую бедность оставят они после себя, какое опустошение! Когда, наконец, поток их двухвекового правления иссохнет, сколько грязи и мерзости останется на дне!.. Когда я оглядываюсь вокруг себя, я вижу разрушающиеся руины гордой цивилизации, разбросанные как большая куча мусора. И тем не менее я не совершу страшного греха – утраты веры в Человека. Я верю, что после бури в небе, очистившемся от туч, засияет новый свет: свет самоотверженного служения Человеку».

Но тогда события развивались в другом русле. К февралю 1941 г. было арестовано около 25 тыс. лидеров и активистов Конгресса – участников кампании гражданского неповиновения, и сама она не вызвала широкого отклика в обществе. С точки зрения колониальных властей кампания гражданского неповиновения не представляла угрозы для Британской империи. Вербовка в армию продолжалась прежними темпами, военная промышленность наращивала производство, выросло число рабочих мест. Колониальные власти обвиняли лично Ганди и Конгресс в том, что они препятствуют победе союзных войск над Германией. При этом полная информация о деятельности Конгресса, его позиции по вопросу о войне и независимости Индии тщательно цензурировались.

Только к концу 1941 г. большинство участников кампании гражданского неповиновения было освобождено из тюрем. А это означало, что в течение целого года руководство Конгресса было выключено из борьбы за отстаивание своих позиций. Этим воспользовалась Мусульманская лига, которая развернула движение за образование независимого Пакистана, привлекла на свою сторону большие массы мусульман. В противовес этому Хинду махасабха стала пропагандировать лозунг единой неделимой Индии (Акханд Хиндустан), но ее влияние в массах не было столь заметным.

После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. в определенной части индийского общества произошел поворот в отношении к войне. В то время авторитет СССР в Индии был весьма значительным. Руководство КПИ объявило, что характер мировой войны изменился, и она стала «народной войной». Компартия призвала к поддержке военных усилий Англии и сотрудничеству в борьбе против Германии и Японии.

24 декабря 1941 г. Ганди написал открытое письмо Гитлеру, в котором выразил протест против вторжения фашистской Германии в страны Европы Он обвинял фюрера в развязывании войны: «…ваши публикации и заявления ваших друзей и почитателей не оставляют никаких сомнений, что многие из ваших действий чудовищны и противоречат человеческому достоинству…» Об Индии Ганди писал: «Мы находимся в уникальном положении. Мы выступаем как против британского империализма, так и против нацизма. Если и есть какое-то различие между ними, то оно только в степени. Одна пятая человечества оказалась под британской пятой, и это было достигнуто средствами, не выдерживающими серьезной критики... Мы знаем, что означает британская власть для нас и неевропейских рас во всем мире. Но мы никогда не хотели бы покончить с британским правлением с помощью Германии». И далее Ганди прямо осуждал Гитлера: «Вы не оставите своему народу наследие, которым он мог бы гордиться. Он не сможет испытывать гордость перечнем жестоких деяний, как бы искусно они не планировались. Поэтому я обращаюсь к Вам – во имя человечества остановите войну». Однако цензор не позволил опубликовать письмо Ганди.

В январе 1942 г. Конгресс принял резолюцию, в которой выразил сочувствие советскому народу в его борьбе против фашизма. Советский Союз, говорилось в ней, защищает определенные человеческие, социальные и культурные ценности, которые имеют огромное значение для прогресса человечества, и было бы трагедией, если бы катаклизмы войны привели к разрушению этих устремлений и достижений. Конгресс высказал восхищение поразительным самопожертвованием и героической борьбой советского народа за свободу своей страны.

Вклад Индии в борьбу против держав оси

Стратегическое значение Индии для Британской империи сыграло важную роль в войне. В определенном смысле подтвердились слова бывшего министра иностранных дел Англии Джорджа Керзона, который говорил о центральном положении Индии, ее огромных ресурсах, растущем населении, ее армии, которая может быть переброшена в любой пункт Азии или Африки. Керзон считал, что «Индия – это центр защиты Британской империи».

События в Европе (Мюнхен, аншлюс Германией Австрии, захват ею Чехословакии, оккупация Польши, Франции и т.д.) сопровождались подготовкой Великобритании к войне. В Индии проводились организационно-мобилизационные мероприятия в промышленности, транспорте, производстве материалов военного назначения. В 1939– 1940 гг. было расширено производство на металлургических заводах. Было открыто восемь заводов по производству вооружений и боеприпасов, в том числе полевых орудий, танков, броневиков, пулеметов, автоматов, авиабомб, снарядов, начато строительство патрульных катеров и минных тральщиков, первого авиационного завода на оборудовании, закупленном из США. Велись работы по созданию предприятий химической промышленности, продукция которых могла быть использована для военных целей.

В первые же дни войны промышленность Индии получила значительные военные заказы на поставку для Англии, других стран Британской империи боеприпасов, стали и угля, железной руды, марганца, слюды, изделий из джута, хлопчатобумажных тканей «хаки», шерстяных изделий (одеяла, шинели и пр.). За девять месяцев с начала войны производство военных предприятий в Индии выросло в шесть-семь раз по сравнению с предыдущим годом. В связи с войной британская администрация ввела льготы для торговли Индии с США.

В целом за годы войны наибольший рост наблюдался в отраслях промышленности военного назначения и обслуживающих нужды армии (хлопчатобумажной и пищевой). Во время войны Индия снабжала продовольствием англо-индийскую армию, находившуюся в самой стране, а также размещенные в Индии и Бирме южноафриканские, американские и китайские войска. Кроме того, Индия обеспечивала продовольствием индийские и английские войска, действовавшие в Северной Африке, а также на Ближнем и Среднем Востоке. И это притом, что до войны она импортировала зерновые (1,5–2 млн. тонн в год) из Бирмы, Таиланда, стран Индокитая.

В ноябре 1939 г. правительство Великобритании заключило с колониальной администрацией Индии (то есть со своим же агентом) соглашение о распределении между метрополией и колонией расходов по содержанию англо-индийской армии и проведению ряда военных акций. Метрополия брала на себя обязательство содержать англо-индийские войска, дислоцированные вне Индии, и собственно индийские войска, размещенные в Индии. Однако на деле б?льшая часть этих расходов была переложена на Индию. По официальным данным, военные расходы в бюджете Индии за годы войны составили 1275 млн. фунтов стерлингов. А в целом стоимость материальных ресурсов, изъятых Великобританией из Индии за этот же период, обошлась Индии не менее чем в 2800 млн. фунтов стерлингов.

В 1940 г. Франк Нойс, советник английского правительства по торговле с Индией, следующим образом охарактеризовал значение Индии во время войны: «Ее важнейшей экономической функцией является выполнение роли центра снабжения стран, начиная от Египта, где уже находится часть ее войск, до Малайи. Она будет… делать все, чтобы снабдить сырьем и готовыми товарами все побережье Индийского океана и Красного моря, освобождая, таким образом, ресурсы и, главное, флот Англии для использования в более важных целях». Именно это и произошло во время войны. Через Индию также была реализована часть американских поставок по ленд-лизу, которая составила с марта 1941 г. по сентябрь 1945 г. более 2,1 млрд. долларов.

Предельное напряжение во время войны ресурсов Индии, особенно продовольствия, при обычном его дефиците и отсутствии государственных запасов зерна привело к голоду. В 1943 г. голодало около трети населения страны. Больше всего людей погибло в Бенгалии и ее крупнейшем городе Калькутте: по официальным данным – от 1,5 до 2 млн. человек, по другим подсчетам – от 3,5 до 4,5 млн. человек. При этом, как пишет В.Л. Пандит, находившаяся в то время в Калькутте, «голод сосуществовал рядом с изобилием. В Калькутте богатые – иностранцы и индийцы – продолжали жить в условиях изобилия, окруженные всевозможной роскошью, в то время как люди за их воротами умирали от голода и отчаяния. Коррупция была такой огромной, что в этот период наживались целые состояния, и каждая смерть означала огромные прибыли для спекулянтов продовольствием и подобным им».

Голод в Бенгалии в 1943 г. продемонстрировал неспособность и нежелание метрополии решать проблемы, возникавшие в Индии, в том числе по вине Великобритании. В течение Второй мировой войны Англия вывозила зерно из Индии, усугубляя ее и без того трудное продовольственное положение. Осенью 1942 г. циклон и последовавшие за ним приливные волны затопили огромные посевные площади в Бенгалии. Как отмечалось в отчете Комиссии по расследованию голода в Бенгалии (1944 г.), значительная часть урожая погибла. В 1943 г. около 6 млн. человек были охвачены голодом.

Вице-король Уэйвелл направил премьер-министру Уинстону Черчиллю целый ряд телеграмм, в которых сообщал, что несколько миллионов человек умирают от голода и нужна продовольственная помощь. В ответ Черчилль прислал вице-королю телеграмму, в которой ехидно спрашивал: «Почему до сих пор не умер Ганди?».

Министр по делам Индии Леопольд Эмери писал Черчиллю в связи с голодом в Бенгалии: «Как только станет известно, что поставки продовольствия из внешних источников не поступают в Индию, правительство Индии не сможет помешать повсеместному сокрытию продовольствия, и голод с разрушительной скоростью распространится по всей Индии… Результат может быть абсолютно фатальным для нашего участия во Второй мировой войне, и не только с точки зрения Индии как базы для наших дальнейших операций. Я не думаю, что у Вас есть достаточное представление о том, насколько глубоко общественное мнение уже настроено против правительства по вопросу о голоде в Бенгалии, и какой ущерб это причинило нам в глазах американцев. Это является самым тяжким ударом, который уже нанесен по нашему имени как Империи за всю нашу жизнь. Мы просто не можем позволить, чтобы это повторилось, и к тому же в еще больших масштабах… После этого ничто не сможет удержать Индию в составе Империи».

Несмотря на огромное давление со стороны вице-короля и министра по делам Индии, пишет английский историк Алекс фон Тунзелманн, Черчилль и бенгальское правительство настаивали на проведении политики, результатом которой стал «некий геноцид, проводимый капитализмом». Правительство Индии в панике лгало и обманывало, говоря, что продовольствие уже находится в пути. Позже в официальном докладе правительства утверждалось, что голода можно было избежать и что все действия в этой связи были катастрофическими.

Англо-индийские вооруженные силы в годы войны

Англо-индийская армия по составу делилась на две части. Первая – расположенные в Индии регулярные части британской армии, комплектуемые в метрополии. Вторая – так называемая индийская армия, комплектуемая в Индии. К началу войны англо-индийская армия по численности занимала второе место в империи после собственно английской армии, а в конце войны даже превосходила ее. Индийская армия комплектовалась как наемная. Никакого закона о воинской повинности в Индии не было. Большинство солдат вербовалось из мусульман, сикхов, индусских «воинских» и земледельческих каст. В годы войны стали вербовать представителей и других каст, включая неприкасаемых.

Конгресс выступал против направления индийских войск за пределы страны. Так было в июле 1939 г., когда британское правительство послало часть этих войск в Малайю, Ирак и Египет. Усмотрев в этом подготовку к началу военных действий, Конгресс призвал своих членов – депутатов Центрального законодательного собрания, составлявших в нем большинство, бойкотировать его заседания. Партии, поддерживавшие колониальное правительство в этом вопросе – Мусульманская лига, Хинду махасабха и либералы, наоборот, продолжили участие в работе собрания.

В англо-индийской армии строго соблюдался принцип – англичанин не может подчиняться индийцу. Существовала огромная дискриминация в зарплате: английский офицер получал в 4–5 раз больше, чем индийский. Индийские солдаты и офицеры присягали королю-императору Англии, воспитывались в духе защиты безопасности и целостности Британской империи.

Накануне войны в англо-индийских вооруженных силах насчитывалось около 350 тыс. человек. Основная группа вооруженных формирований (206 тыс.) – регулярная армия – состояла из наемных индийских войск, комплектуемых в Индии и Непале (159 тыс.), и английских частей (47 тыс.), присылаемых на определенный срок из Великобритании. В составе индийских дивизий на каждые три индийских полка полагался один английский.

Исключительно английскими были все авиационные и бронетанковые части, а также почти вся артиллерия. Кроме того, все ответственные командные должности в индийских частях занимали английские офицеры. К началу войны в армии было всего лишь около 500 индийцев в чине младших офицеров. К 1944 г. численность англо-индийских войск составила более двух миллионов человек. Индийская армия по-прежнему оставалась наемной. За годы войны заметно выросло число офицеров-индийцев, которых в 1945 г. насчитывалось 8 тыс. человек (примерно 20% к общему числу офицеров всех вооруженных сил). Среди них было два бригадных генерала, но в основном индийцы были лишь младшими офицерами, многие из которых состояли в нестроевых частях, административной, санитарной, транспортной службах.

За время войны в армию было набрано около 2,5 млн. индийцев, которые принимали участие в боевых действиях в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Европе, в обеспечении охраны транспортировки грузов из Индии и других частей империи через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Во Второй мировой войне участвовало вдвое больше индийских солдат, чем в Первой мировой войне. Таким образом, вклад Индии в военные усилия союзников был весьма значительным.

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Глава 12 От Второй мировой войны к холодной войне, 1941–1961 годы На самом деле Соединенные Штаты никогда не придерживались всецело «изоляционистской» позиции в международных делах. Нация последовательно и активно проводила собственную международную политику, бдительно

Из книги История самолётов, 1919–1945 автора Соболев Дмитрий Алексеевич

ГЛАВА 4. САМОЛЕТЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Развитие авиации в мирное время продолжалось только два десятилетия. В сентябре 1939 г. правительство Германии вновь развязало мировую воину, самую кровопролитную и страшную в истории человечества. И вновь, как и четверть века

Из книги Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму 1941-1944 гг. автора Романько Олег Валентинович

ГЛАВА 2 проблема военно-политического коллаборационизма советских граждан в годы Второй мировой войны Важной составляющей немецкой оккупационной и национальной политики являлось привлечение населения оккупированных советских территорий к сотрудничеству. Поэтому

Из книги Польша – «цепной пес» Запада автора Жуков Дмитрий Александрович

Глава одиннадцатая Поляки в годы Второй мировой войны 27 сентября 1939 года маршал Эдвард Рыдз-Смиглы, находящийся в тот момент в Бухаресте, создал военную конспиративную организацию «Служба победе Польши», которую возглавил бригадный генерал Михал Карашевич-Токажевский

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

ГЛАВА V ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМАНСКОГО ВОПРОСА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РАСКОЛ ГЕРМАНИИ (1939-1949 гг.) Десятилетие 1939-1949 гг. - одно из самых драматических десятилетий XX в. - для Германии имело особое значение. После начала Второй мировой войны нацистский режим и его политика

Из книги Легион «Идель-Урал» автора Гилязов Искандер Аязович

Глава 1 КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Вопрос об оценках явления советского военного и политического коллаборационизма в годы Второй мировой войны, несмотря на его остроту, в отечественной историографии по-настоящему только начинает

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 12. КОРЕЯ В ГОДЫ ЯПОНО-КИТАЙСКОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Используя марионеточное маньчжурское государство в качестве военного плацдарма, 7 июля 1937 г. Япония начала войну против Китая. С этого времени у Японии стали ухудшаться экономические отношения со странами

Из книги География, История и Культура Англии автора Кертман Лев Ефимович

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 6 ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕ НЕЕ Объявление Англией войны с Германией в августе 1914 г. оказало большое воздействие на развитие событий в Индии. Она автоматически была вовлечена в войну на стороне метрополии и ее союзников. Вместе с тем руководство

Из книги Русский Белград автора Танин Сергей Юрьевич

Глава седьмая Русская эмиграция в годы Второй мировой войны Отношение русских эмигрантов к признанию Югославией СССР Обычно, когда пишут об участии русских эмигрантов во Второй мировой войне, говорят в основном либо о русских, участвовавших в движении Сопротивления во

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

ГЛАВА ПЯТАЯ АНТИСЕМИТИЗМ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Влияние советско-германского пакта К началу 2-й мировой войны почва для широкого распространения антисемитизма в Советском Союзе была подготовлена. Заключенное в это время советско-германское соглашение чрезвычайно

Из книги Стоунхендж Третьего рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава 5. Экстернштайн в годы Второй мировой войны Начало Второй мировой войны отнюдь не положило конец многочисленным противоречиям, которые касались не только Экстернштайна. Напротив, оккупация Германией части европейских территорий привела к тому, что между

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава XI ФИЛИППИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Захват Филиппин был одним из звеньев военно-стратегических планов японских милитаристов в Юго-Восточной Азии. С оккупацией Филиппин Япония приобретала плацдарм для овладения Индонезией и Малайей, привлекавших особое

Из книги Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях автора Яжборовская Инесса Сергеевна

Глава 2. Сталинская политика и судьбы Польши и поляков в годы Второй мировой

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

Глава 7 СССР в годы Второй мировой войны. 1939–1945 гг. При рассмотрении данного раздела в исторической литературе и публицистике существует немало различных точек зрения. Они касаются прежде всего следующих проблем: причины возникновенияВторой мировой войны и главные ее

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Глава 16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945

Изменение настроений в Индии после прихода к власти лейбористов

Лейбористское правительство Англии, одержав убедительную победу на парламентских выборах, было преисполнено решимости разрешить все проблемы в Индии скорейшим образом. Стратегия Англии изла­галась в декларации правительства от 19 сентября 1945 г.

Глава правительства К. Эттли направил в Индию трех членов свое­го кабинета с целью добиться соглашения между Конгрессом и Му­сульманской лигой, прежде чем предоставить стране независимость. Но за годы войны отношения между этими организациями заметно ухудшились, причем лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна по­лагал, что Англия более расположена к Конгрессу. Поэтому попытки англичан добиться соглашения между ИНК и Лигой закончились не­удачей.

15 марта 1946 г. Индии был предоставлен статус доминиона, а в ап­реле состоялись выборы в провинциальные Законодательные собра­ния. В мае 1946 г. вице-король опубликовал план: предлагалось созда­ние федерации из трех зон с очень широкими полномочиями (Северо-Западная, Восточная и Центральная). Но план снова был от­вергнут и Мусульманской лигой, и ИНК.

В июле 1946 г. прошли выборы в Учредительное собрание (депута­ты назначались от Законодательных собраний провинций), и вице-король предложил Д. Неру сформировать правительство. Мусульман­ская лига отказалась войти в новое правительство, и 10 августа 1946 г. М. Али Джинна призвал мусульман начать открытую борьбу за провоз­ глашение Пакистана.

В Бенгалии и в Синде, где у власти находились правительства Му­сульманской лиги, был объявлен всеобщий хартал. Но когда активис­ты Лиги стали принуждать индусов закрывать лавки, магазины и мас­терские, начались столкновения, переросшие 16 августа в кровавую резню в Калькутте, - было убито около 20 тыс. человек. В тот же день волнения перекинулись на Бенарес, Аллахабад, Дакку и Дели. Повсю­ду происходили резня и поджоги, за 4 дня, по официальным данным, было убито свыше 6 тыс. человек. С большим трудом М.К. Ганди, ис­пользуя свой личный авторитет, удалось подавить столкновения в Калькутте, но тем не менее резня возобновлялась постоянно то в од­ном, то в другом месте.

2 сентября 1946 г. Д. Неру наконец сформировал правительство с участием индусов, парсов и христиан. 15 октября 1946 г. в правитель­ство формально вступила и Мусульманская лига, но она продолжала бойкотировать его работу. Резня не прекращалась, потоки беженцев устремились в разные концы страны. Ганди безуспешно грозил голо­довкой, стремясь прекратить беспорядки. Эти события навели страх на людей, многие бросали родные места и искали спасения в районах проживания единоверцев.

Положение в Индии после окончания Второй мировой войны

Сразу после окончания войны, помимо острых разногласий между ре­лигиозными общинами, Индия столкнулась с рядом других проблем.

Первая связана с офицерами бывшей Индийской национальной ар­ мии (ИНА). Сам С.Ч. Бос незадолго до окончания войны погиб в авиа­катастрофе, но сотни офицеров оказались в плену и против них в но­ябре 1945 г. были начаты судебные процессы. В Индии многие считали их патриотами, к ним относились с сочувствием. В защиту офицеров ИНА прошли массовые выступления, так, в ноябре 1945 г. состоялась всеобщая стачка в Калькутте, затем подобные акции неод­нократно повторялись.

Вторая проблема связана с использованием после войны индийских войск в Индонезии и во Французском Индокитае. С осени 1945 г. в Ин­дии развернулось движение протеста против использования индийских войск для подавления национального движения в других странах. Про­тестующие требовали возвращения индийских войск на родину и ско­рейшей их демобилизации. Пик движения пришелся на февраль 1946 г.

В это время объявили забастовку военные летчики, требуя демоби­лизации и протестуя против расовой дискриминации индийцев; в Бомбее началась стачка военных моряков, требующих немедленно­го вывода войск из Индонезии. Выступления моряков в Бомбее были поддержаны всеобщей забастовкой, объявленной 22 февраля 1946 г. Только Валлабхаи Пателю удалось уговорить бастующих вернуться к работе - конфликт был разрешен.

Третья проблема - крестьянское движение, которое началось в княжествах в самом конце войны. Наиболее массовыми были вы­ступления в самом крупном княжестве - Хайдарабад (в Телингане), где крестьяне выступили против того, чтобы у арендаторов отбирали землю. В 1946 г. это движение было поддержано и в колонии, особен­но в Центральных провинциях. Волнения проходили и в другом кня­жестве - Кашмире. Там протесты были направлены против деспотии князя, сатьяграха принимала даже форму отказа от уплаты налогов. Лидеры ИНК и лично М.К. Ганди неоднократно вмешивались в дела Кашмира, требуя от князя освободить арестованных активистов На­циональной конференции - организации, пользовавшейся большим авторитетом в Кашмире.

Четвертая проблема связана с разразившимся в Индии после оконча­ния войны продовольственным кризисом, переросшим в настоящий го­лод (по некоторым данным, им была охвачена третья часть населения).

Таким образом, Индию раздирали глубокие противоречия, многие из которых грозили стать неуправляемыми в обозримом будущем, что, безусловно, усиливало стремление Англии как можно скорее по­кинуть этот регион.

Завершение переговоров о предоставлении независимости

9 декабря 1946 г. открылось наконец Учредительное собрание. Его председателем был избран Раджендра Прасад. Но ситуация в стране была сложной: волнения на религиозной почве продолжались и зи­мой 1946/47 г.

В начале 1947 г. вице-король Уэйвелл пришел к заключению, что невозможно сформировать единую центральную власть в Индии. Он рекомендовал английскому правительству либо сохранить контроль над Индией по крайней мере еще на 10 лет, либо предоставлять неза­висимость постепенно, провинции за провинцией. Английское прави­тельство такой вариант явно не устраивал, и 22 марта 1947 г. оно назна­чило новым вице-королем лорда Маунтбеттена, человека, который всю войну провел в Индии в качестве командующего войсками. Было объ­явлено, что Великобритания уйдет из Индии не позднее июня 1948 г.

Маунтбеттен очень активно взялся за дело. Он считал, что даже этот срок (июнь 1948 г.) - слишком поздняя дата, к этому моменту на­силие станет неконтролируемым. Английское правительство согласи­лось с таким выводом. 3 июля 1947 г. Маунтбеттен представил план раздела Индии. К тому времени стало очевидно, что сохранить единство вряд ли удастся, и даже такие ярые противники раздела, как М.К. Ганди, были с этим согласны.

Предлагалось одновременно предоставить права доминионов, раз­делив Индию на два государства: Индию и Пакистан. Пакистан состо­ял из двух частей - западной и восточной. В западный Пакистан должны были войти Синд, Белуджистан, Северо-Западная погранич­ная провинция и Западная часть Пенджаба (примерно 1 / 4 всей про­винции). К восточной части Пакистана отходили Восточная Бенгалия (примерно 2 / 3 территории) и Силхетский округ Ассама, где был про­веден референдум.

Пакистан даже не представлял единого целого: западная его часть была отделена от восточной полосой индийской территории в 1600 км. Само по себе это было нелепым государственным образованием, в ко­тором объединялись самые разные народы с общей религией.

Другая часть плана Маунтбеттена была посвящена индийским кня­ жествам. Их было около 600, и формально они не входили в состав ан­глийской колонии. По плану Маунтбеттена все княжества должны быть включены или в состав Индии, или в состав Пакистана - решать это должны были сами правители. Но княжества не могли объявлять себя независимыми государствами.

Пока наверху занимались лишь передачей власти, времени на тща­тельное проведение демаркации границы в Пенджабе и Бенгалии не оставалось. Это было поручено специальной комиссии по демарка­ции под председательством Сирила Рэдклиффа. Комиссия работала в течение двух месяцев, но невозможно было в принципе провести границы, устраивающие всех. Миллионы людей стали покидать райо­ны, отходившие к соседнему государству.

В ходе этого массового исхода погибло много людей. Дороги за­полнялись сотнями тысяч беженцев, которые двигались в противо­положных направлениях и время от времени пытались сводить сче­ты друг с другом. Сикхи нападали на мусульман, мусульмане - на индуистов. Жестокость порождала жестокость, вражда охватила ог­ромные территории. Все же на территории Индии осталось свыше 45 млн. мусульман, что составляло 12% населения; индуистское меньшинство сохранилось и в Пакистане - в Восточной Бенгалии проживало около 30 млн. индуистов.

Много недоразумений происходило при разделе финансов, дело­производства, административных функций, вооруженных сил. На территории Индии оказалось 90% полезных ископаемых и промыш­ленного потенциала, а Пакистан сосредоточил на своей территории производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Население Индии составило 320 млн. человек, Пакистана - 71 млн. че­ловек.

И все же 15 августа 1947 г. была провозглашена независимость двух государств - Индии и Пакистана. Премьер-министром Индии стал Д. Неру, генерал-губернатором - Ч. Раджагопалачария, правительст­во Пакистана возглавил Лиикат Алихан, а М. Али Джинна стал гене­рал-губернатором.

Предоставление независимости Индии и Пакистану оказало ог­ромное влияние и на соседние английские колонии. 4 февраля 1948 г. была провозглашена независимость Цейлона (Шри Ланки). Тогда же обрели государственный суверенитет Непал и Бирма. Завершался дли­тельный этап колониальной зависимости от Англии.

Выводы

/. Начавшаяся в 1939 г. война прервала процесс постепенного ухода англичан из Индии. В разразившемся конфликте с колониальными властями ИНК попы­тался оказать давление на Англию, используя неблагоприятные для нее об­стоятельства. Лидеры национального движения в Индии были убеждены, что главное - добиться ухода англичан, а все остальные проблемы разре­ шатся сами собой.

    Мусульманская лига, приняв в 1940 г. Лахорскую резолюцию о Пакистане, не присоединилась к бойкоту английских властей. Заполнив вакуум после ухода в отставку правительств, сформированных ИНК, она занялась пропагандой идеи раздела страны, в чем немало преуспела.

    Индия внесла существенный вклад в победу антифашистской коалиции, став для Англии главным поставщиком продовольствия, сырья и промышленных товаров. За время войны изменилась к лучшему ситуация в национальной эко­ номике, ускорился процесс вытеснения из нее английского капитала, окрепли финансовая система Индии и позиции местных предпринимателей.

    После 1945 г. непрерывно ухудшающаяся ситуация в Индии вынудила англичан ускорить процесс предоставления стране независимости. Резня 1946-1947гг. окончательно убедила общество, что обретение независимости страной воз­ можно только в случае ее раздела на два государства: Индию и Пакистан.

Провозглашение независимостиВ
июне
1947
была
достигнута
окончательная
договоренность,
позволившая
британскому
парламенту
принять Закон о независимости Ин-дии,
который вступил в силу 15 ав-густа 1947. В
этом документе изла-гались принципы
раздела, согласно ко-торым ряду областей
предоставля-лась
возможность
определиться – вступать в Индийский Союз
или Па-кистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на само-управление
с правом выхода из Содру-жества.
Прекращался
также
сюзе-ренитет
английской монархии над индийскими
княжествами,
а
также
действие
заключенных с ними догово-ров. Население
Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба
сделало выбор в пользу Пакистана, а
жители Запад-ной Бенгалии и Восточного
Пенджаба высказались за вхождение в
состав Индийского Союза.
Провозглашение
независимости
Индия после обретения независимости

Последствия раздела

Сразу после обретения незави-симости в
Индии
было
сформи-ровано
правительство во главе с премьерминистром Дж. Неру. В стране произошли
беспрецедент-ные столкновения между
индусами, мусульманами и сикхами.
Происхо-дило
массовое
переселение
мусуль-ман в Пакистан, а индусов в
Индию. К межобщинной неприязни и
столк-новениям добавились экономические
и
политические
трудности,
вызванные
разделом.
Железные
и
автомобильные дороги и системы
оросительных каналов были пере-резаны
государственными
грани-цами,
промышленные предприятия оторваны
от
источников
сырья,
разобщены
гражданские службы, полиция и армия,
необходимые
для
обеспечения
нормального управле-ния страной и
безопасности граж-дан. 30 января 1948,
когда нару-шения общественного порядка
пош-ли на спад, индусом-фанатиком был
убит Ганди.
Последствия
раздела
Джавахарлал Неру

Последствия раздела

Правители 555 княжеств должны были
решить, вступать им в сос-тав Индии
или Пакистана. Мирная интеграция
подавляющего боль-шинства малых
княжеств не вызва-ла осложнений. Но
мусульманинни-зам, стоявший во главе
самого бо-гатого и многонаселенного
княже-ства Хайдарабад, где численно
пре-обладали индусы, заявил о своем
желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в
Хайдарабад были введены индий-ские
войска, и под давлением цент-рального
индийского правитель-ства низам
подписал соглашение о вступлении в
состав Индийского Союза.
Княжество Хайдарабад

Последствия раздела

Серьезная ситуация возникла и на севере,
где правителем Джамму и Кашмира,
территории
с
преиму-щественно
мусульманским
населени-ем,
был
магараджа-индус.
Пакистан
оказывал
экономическое давление на княжество,
чтобы добиться его при-соединения. В
октябре 1947 около 5000 вооруженных
мусульман всту-пили в пределы Кашмира.
Остро нуж-давшийся в помощи магараджа
под-писал документ о включении княжества в состав Индии. Индия обви-нила
пакистанскую сторону в агрес-сии и
передала вопрос о Кашмире на обсуждение в
Совет безопасности ООН. В ООН было
решено
признать
в
качестве
демаркационного рубежа фактическую
линию прекращения ог-ня по ее состоянию
на 1 января 1949. 17 ноября 1956
Учредительным соб-ранием Кашмира была
принята Кон-ституция, в соответствии с
кото-рой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии.
Последствия раздела
Спорная территория Кашмир

Последствия раздела

Отношения с Пакистаном стали главным
вопросом внешней политики Индии.
Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал
Индии занять роль лидера в Движении
неприсоединения. Когда премьер-министр
Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с
США в деле борьбы с советской экспан-сией,
американцы заключили военный союз с
Пакистаном. Это заставило индийское
руководство расширить контакты с
Китаем и СССР. Индий-ско-советские связи
заметно
окрепли
после
заключения
крупного торгово-го договора 1953 и
обмена визитами руководителей двух
государств.
СССР
приветствовал
индийскую политику неприсоединения,
которая совпадала с его стратегической
линией на огра-ничение влияния США в
Афро-Азиат-ском регионе.
Последствия раздела
1954 г. Встреча Дж. Неру.
Слева И. М. Харченко.

Развитие и реформы

26 января 1950 Индия была провоз-глашена
республикой. В конституции 1950 отражена
осторожная
позиция
руководства
и
закреплены достигну-тые успехи за время
независимого
раз-вития
страны.
Относительно
прос-тая
процедура
внесения поправок в конституцию на основе
решений боль-шинства в парламенте
расширяла
возможности
дальнейшего
осущест-вления реформ. При Дж. Неру,
кото-рый был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана. Промышленная поли-тика
ориентировалось на создание смешанной
экономики и открывало перспективы для
сотрудничества с частным капиталом,
хотя в ведущих
отраслях допускалась
только госу-дарственная собственность.
Это правило коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машинострое-ния,
добычи полезных ископаемых и др.
Развитие и
реформы
Флаг Индии
Эмблема Индии

Развитие и реформы

Курс
на
стимулирование
развития
промышленности сочеталась с поли-тикой
осторожных реформ в аграр-ном секторе.
Плановая
комиссия
нас-тоятельно
рекомендовала штатам законодательно
гарантировать
за-щиту
прав
землепользователей,
в
частности
ограничить ставки аренд-ной платы,
установить
«потолок»
для
площади
индивидуальных
земле-владений
и
реорганизовать на коопе-ративной основе
кредитно-сбытовую систему, а в более
отдаленном
буду-щем,
возможно,
и
агропроизводство.
С
1953
началась
реализация програм-мы общинного развития,
ставившей, в частности, задачу организации
се-ти учреждений по распространению в
деревне передового сельскохозяйст-венного
опыта, а также создание на селе
кооперативных объединений и панчаятов.
Развитие и
реформы
Крестьяне

10. Границы умеренного курса

Правительство откладывало дости-жение
компромисса в вопросе о ре-организации
территориально-адми-нистративного
деления на лингвис-тической основе, а
когда в 1956 на базе доминирующих языков
были об-разованы 14 штатов, проявилось
не-довольство других этнических общин. В
1960 серьезные волнения в штате Бомбей
заставили центральные влас-ти пойти
навстречу требованиям о его разделении
на два новых штата – Гуджарат и
Махараштру. Сикхам уда-лось добиться
успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен
на штат Пен-джаб, в котором сикхи
составили большинство, и штат Харьяна с
пре-имущественно индусским населением.
Еще резче встала этническая проб-лема в
северо-восточной пограничной полосе, где
некоторые местные пле-мена требовали
независимости и поднимали с этой целью
вооруженные восстания.
Границы умеренного
курса
Новые административнотерриториальные деления

11. Границы умеренного курса

Компромисс с ведущими кастами серь-езно
ограничил возможности прави-тельства в
проведении социальных преобразований в
деревне. Законы об аграрной реформе,
получившие одоб-рение в штатах, содержали
значи-тельные пробелы, позволявшие, с од-ной
стороны, вгонять арендаторов с земли, а с
другой – обходить положе-ние о верхнем
пределе площади земле-владений. Медленное
развертывание преобразований обусловило
хрониче-скую нехватку аграрной продукции,
по-вышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале
1960-х годов углубился финан-совый кризис.
Экономический застой, в свою очередь,
ограничил возможности маневрирования для
ИНК.
Классическая модель кастовой
иерархии

12. Границы умеренного курса

Авторитет Неру в октябре 1962 был
существенно подорван после втор-жения
китайских войск на терри-торию СевероВосточного погранич-ного агентства и в
пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь
обеспе-чить связи между Синьцзян-Уйгурским
и
Тибетским
автономными
районами, Китай пытался заста-вить
Индию
отказаться
от
прав
на
стратегически важную равнину Аксайчин
на востоке Ладакха в Каш-мире.
Вооруженные силы КНР нанесли несколько
ударов индийской армии и оккупировали
территорию площа-дью 37,5 тыс. кв. км.
К тому времени, когда Китай объявил об
отводе войск из всех занятых районов,
кроме Аксайчина, Неру вынужден был
обра-титься за военной помощью к США.
Границы умеренного
курса
Ладакх
Ладакх на карте Индии

13. Преемники Неру

Пришедший на смену Неру в качестве
премьер-министра Шастри был выд-винут
на этот пост группой партий-ных лидеров
под названием «синди-кат», которую
поддерживали крупные землевладельцы и
предприниматели.
В
1965
эксперты
Всемирного
банка
обусловили
предоставление
финан-совой
помощи
проведением
комплекса
экономических
реформ. За полтора го-да пребывания на
посту премьер-ми-нистра Шастри принял
решения о переориентации главного потока
госу-дарственных инвестиций с тяжелой
индустрии на сельское хозяйство; ак-цент
на интенсивное земледелие и мелиорацию;
стимулирование с по-мощью системы цен и
выделения
суб-сидий
деревенским
хозяйствам, спо-собным модернизировать
производ-ство; повышение роли частных и
иностранных инвестиций в промышленности. Экономика стала особенно
зависимой от финансовых поступ-лений изза рубежа, когда на страну легло
дополнительное бремя военных расходов во
время второй войны с Па-кистаном в 1965.
Преемники Неру
Лал Бахадур Шастри

14. Преемники Неру

Потери, понесенные ИНК на парла-ментских
выборах в 1967, не лишили его победы с
небольшим перевесом на общенациональном
уровне, но приве-ли к поражению в 8
штатах. В шта-тах Керала и Западная
Бенгалия ИНК был отстранен от власти
коалицией во главе с Коммунистической
партией Индии. В обоих штатах левые
прави-тельства ограничили деятельность
полиции, и там развернулись выступ-ления
арендаторов
и
сельскохозяйст-венного
пролетариата против поме-щиков и
фабричных рабочих – против руководства
предприятий. Револю-ционно настроенные
коммунисты поддерживали вооруженные
кресть-янские бунты в нескольких штатах,
где действовала КПИ. В конце 1960-х годов
они организовали выступления малых
народов в штате Андхра-Пра-деша и членов
зарегистрированных племен и каст в
Западной
Бенгалии,
которые
были
подавлены армией.
Преемники Неру
Здание парламента в Индии

15. Индира Ганди

Следующий премьер-министр страны Индира
Ганди не могла более пола-гаться на старых
партийных лидеров и объединилась с
малочисленной
моло-дежной
группой
социалистов и бывших коммунистов.
Решительные
действия
премьера
по
национализации крупней-ших коммерческих
банков связали ее имя с новой политикой,
ориентирован-ной на помощь бедным слоям
населе-ния. Популярность премьер-министра
достигла апогея в 1971 в результате победы
в третьей индо-пакистанской войне. С
возникновением Бангладеш Индия оказалась
на доминирующих по-зициях в Южноазиатском регионе. Более того, в мае 1974
она
провела
ядерные
испытания,
продемонстри-ровавшие возросшую военную
мощь страны.
Индира Ганди
Индира Ганди

16. Политический кризис

В 1971 правительство восстановило право
парламента
вносить
изменения
в
Конституцию,
отмененное
в
1967
постановлением
Верховного
суда.
В
принятой 26-й поправке указывалось, что
любой закон должен соответ-ствовать
основополагающим стать-ям Конституции,
исходящим из прин-ципов социальной и
экономической справедливости. Когда в
апреле 1973 поправка была отвергнута
Верховным судом, правительство сместило
трех самых старых судей, голосовавших
против нее, и назначило председате-лем
суда одного из его членов, кото-рый
высказался за принятие поправки. Лидеры
всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели
в этом акте угрозу установления
авторитарного
режи-ма.
Лидером
оппозиции стал Дж. Нара-ян, старейший
последователь Махат-мы Ганди. Нараян
развернул агита-ционную кампанию в
Гуджарате, кото-рая привела в январе 1974
к отставке министров и роспуску
законодатель-ного собрания штата. Столь
же энер-гичная кампания была проведена в
Би-харе.
Политический
кризис
Махатма Ганди

17. Политический кризис

Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в
«коррупционной
практике»
дало
ее
противникам возможность организовать
движение за смещение премьер-министра.
В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное
положе-ние, вылившееся в массовые аресты
политических оппонентов и широкую
цензуру. На парламентских выборах в
марте 1977 новая партия Джаната,
представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу
и отменила закон о чрезвы-чайном
положении. Однако вскоре пра-вительство
Джанаты стало жертвой внутренних
интриг. Его глава М. Де-саи подал в
отставку в июне 1979, и на состоявшихся в
январе 1980 парла-ментских выборах Ганди
вновь пришла к власти.
Политический
кризис
Морарджи Десаи

18. Политический кризис

Участие электората в выборах 1980
сократилось примерно до 55% при увеличении числа конфликтов во время
избирательной
кампании.
В
Западной
Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала
КПИ.
Центральное
прави-тельство
столкнулось
с
возрожде-нием
сепаратистских движений на северо-востоке,
с рядом религиозно-общинных волнений в
Уттар-Прадеше. Во всех случаях для
наведения порядка пришлось прибегать к
военной силе. В июне 1984, после вспышки
сикхского терроризма в Пенджабе, армейские
части штурмом захватили святыню сикхов –
Золотой храм в Амритсаре, что привело к
гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен
его привер-женцев, укрывшихся в храме.
Реши-тельная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Ин-дии, но
восстановила против премье-ра сикхов. 31
октября 1984 И. Ганди была убита двумя
своими охранника-ми-сикхами. На посту
главы прави-тельства и в качестве лидера
ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который
назначил парламентские выборы на конец
1984 и одержал на них убеди-тельную победу.
Политический
кризис
Раждив Ганди

19. Политический кризис

На выборах 1989 партии, высту-пившие
против ИНК (И), объединились вокруг
бывшего министра финансов В.П.Сингха,
который затем возглавил правительство
меньшинства. Прави-тельство Сингха
опиралось на создан-ную в 1988 партию
Джаната дал и поддерживалось индусской
национа-листической Бхаратия джаната
пар-ти (БДП) и двумя коммунистическими
партиями. Коалиция распалась в нояб-ре
1990, когда из нее вышла БДП. Сле-дующее
правительство Чандра Секха-ра ушло в
отставку четырьмя месяца-ми позже,
поскольку ИНК (И) не одоб-рил проект
государственного бюдже-та.
Политический
кризис
Герб БДП

20. Политический кризис

Раджив Ганди погиб от бомбы, бро-шенной
ланкийским террористом-тамилом в мае
1991. Это был акт мести за ввод
индийских войск на се-вер Шри-Ланки в
1987 для проти-водействия тамильским
сепаратис-там. Новый премьер-министр
Нара-симха
Рао
провел
в
1992
решительные экономические реформы,
призванные
модернизировать
производственную и научно-техническую
базу страны. Ме-нее успешной была
деятельность пра-вительства Рао по
предотвращению
межобщинных
столкновений,
возник-ших
после
разрушения ортодоксальны-ми индусами
мечети в Уттар-Праде-ше в декабре 1992.
Политический
кризис
Нарасимха Рао

21. Политический кризис

Выборы в апреле-мае 1996 привели к
распределению мест в парламенте
между тремя главными фракциями: ИНК
(136 депутатских мандатов), БДП (160) и
коалицией
левой
ориентации,
получившей название Объединенный
фронт (111 мандатов). После того как
БДП отказалась войти в правитель-ство
большинства, новый премьер-ми-нистр
Х.Д.Деве Говда привлек к учас-тию в нем
ИНК. Основу правитель-ства составили
представители регио-нальных и левых
партий.
Соня Ганди, лидер ИНК

22. Политический кризис

В апреле 1997 ИНК отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Гов-дой, и
премьер-министр был вынужден подать в
отставку. Его место занял назначенный
президентом
и
утверж-денный
парламентом Индер Кумар Гуджрал,
который
продолжил
курс
своего
предшественника
на
либерали-зацию
экономики
и
рост
экономиче-ских
показателей, но отказался от дальнейшего
сокращения расходов на социальную сферу.
Активизировался
внешнеполитический
диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход
в отстав-ку правительства Гуджрала
привел к досрочным парламентским
выборам в марте 1998. К власти пришла
коали-ция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП.
Политический
кризис
Трехсторонняя встреча глав МИД
Китая, Индии и России

23. Политический кризис

Главной задачей нового премьер-министра
Атал Бихари Ваджпаи было сохранение
коалиционного правитель-ства во главе с
БДП.
В
апреле
1999
произошел
правительственный
кри-зис,
и
правительство было вынуждено уйти в
отставку. Была распущена нижняя палата
парламента. Новые парламентские выборы
состоялись в октябре 1999. Несмотря на
активное участие в предвыборной борьбе
Ин-дийского
национального
конгресса,
большинство
в
парламенте
получил
Национальный демократический аль-янс,
возглавляемый БДП. Премьер-ми-нистром
вновь стал Ваджпаи. Прове-денные Индией
ядерные
испытания
ос-ложнили
ее
отношения с большин-ством государств
мира.
В
современ-ной
неустойчивой
обстановке
факто-ром
стабильности
остается фигура президента, которым в
1997 впервые в истории страны был избран
пред-ставитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан, ра-нее
занимавший пост вице-прези-дента при
Ш.Д.Шарме, который при-надлежал к касте
брахманов.
Политический
кризис
Атал Бихари Ваджпаи

24. Вывод

После обретения независимости перед Индией
возникло множество путей национального развития. Эффективному развитию государства
мешал ряд внутренних проблем: сильная со-циальная
дифференциация, наличие каст и догм, проблема
национальных меньшинств, борьба индуистов и
мусульман. Но несмотря на труд-ности и преграды в
развитии, Индия сумела ре-формировать и усилить
социальную, экономи-ческую и другие сферы
общества. Сейчас Индия является современным,
динамично развивающ-имся государством, активно
участвующим в ре-шении международных проблем.