«История моей прабабушки. Волшебные истории наших бабушек: любовь, похожая на кино

Мне 60 лет, я уже сама бабушка, но часто вспоминаю свою бабушку Катю. Когда я была маленькой, я любила слушать истории из жизни бабушки. Она была неграмотной, но очень верующей женщиной. У нее было 12 детей, и 10 из них погибли во время войны, защищая свою Родину. Я хочу рассказать несколько историй, которые слушала из уст бабушки Кати. Истории необычные, поверить в них тяжело, но бабушка говорила, что это сущая правда.
У них в деревне жила женщина, все ее звали ведьмой, дом ее обходили стороной. Глаз у нее был тяжелый, если она посмотрит на корову, то в этот день молока у коровы не будет. Одним взглядом она могла навести порчу на любого жителя деревни. Многие говорили, что по ночам она превращается в черную кошку. Но как доказать это – люди не знали. Однажды собрались все мужики деревни и решили подкараулить ночью ведьму. Долго ждать им не пришлось, из дома ведьмы выскочила черная кошка. У самой ведьмы никакой кошки не было, все сразу догадались, что это и есть сама ведьма. Мужики бросились за кошкой с топорами, и один мужик отрубил ей лапу. Все заметили, как кошка неожиданно исчезла. Наутро все снова пришли к ведьме. И что они увидели, ведьма лежала на кровати с перевязанной рукой. Никакого сомнения не было, что это она ночью превращалась в черную кошку. Мужики приказали ведьме, чтобы она покинула их деревню и больше сюда не возвращалась. Ведьма уехала, но мужик, который отрубил кошке лапу, сам стал инвалидом, он отрубил себе руку, когда рубил на зиму дрова. Все говорили, что здесь не обошлось без проклятия ведьмы. После того как в деревне не стало ведьмы, коровы стали давать больше молока, люди стали жить дружнее.
Другая история, которую мне рассказала бабушка, произошла с ней, когда она была молодой. Плыли они с подругой по озеру, а навстречу к ним подплыла незнакомая женщина и сказала, что они на острове найдут клад. Девушки развернули лодку и поплыли к указанному острову. А в Карелии было много озер и много неизвестных островов. Когда бабушка с подругой вышли на остров, то они ничего там не обнаружили, кроме большого множества рыбьей шелухи. Она была неестественно крупных размеров. Они взяли по горсточке шелухи и небрежно бросили ее в карман. Когда они вернулись домой, то стали рассказывать о случившемся своим родным. А братья их спросили, а где же рыбья шелуха. И девушки быстро побежали к своим карманам. И что же они там обнаружили: в карманах вместо рыбьей шелухи лежали золотые монеты. Братья быстро рванули на этот остров, но он был пуст, ни одной рыбьей шелухи. С пустыми руками они вернулись и долго еще упрекали подруг, что они мало набрали рыбьей шелухи, которая превращалась в золотые монеты.
Я любила слушать истории своей бабушки, и была хорошим, внимательным слушателем. Бабушка рассказывала, что во время войны немцы не могли к ним добраться, потому что их деревня была окружена болотами и немцы не решались пробираться по опасным трясинам. Но вражеские самолеты постоянно летали над деревней. И за всю войну была убита одна корова и ранен один школьник. Они с ребятами шли на лыжах в лесу, а летчик с высоты принял их за партизан. И вот однажды немецкий самолет упал недалеко от деревни. Все люди кинулись его спасать, даже не подозревая, как это опасно. Ведь немец был вооружен, а у местных жителей не было оружия. И бабушка рассказала, что самолет упал в трясину и стал быстро идти ко дну болота. Немец, что-то кричал на своем языке, но никто его не понимал. Люди уже решили, что надо спасти человека, хоть он и враг. И тут произошло неожиданное, появился маленький старичок, одежда его была из веток. Старые люди стали говорить, что это леший, он всегда появлялся в лесу, чтобы помочь людям. Все думали, что он сейчас будет помогать немцу-пилоту, но он бегал по болоту вокруг тонущего самолета. Леший был просто невесомый, казалось, что он не бегает, а летает. Немец кричал, протягивал ему руки, но леший не реагировал на его вопли, а старался подальше отогнать любопытных людей. И тут произошло необъяснимое. Самолет уже полностью засосала трясина. Немец стал во весь рост, схватил автомат, и приготовился расстрелять безоружных людей. Но леший быстро подскочил к нему, вырвал автомат и бросил его людям. Голова немца уже погружалась в трясину. Леший неожиданно исчез. А автомат немца-пилота так и остался в деревне до конца войны и напоминал людям о лешем-спасителе. Если бы не он, неизвестно, чем бы закончилась эта история.
Еще мне бабушка рассказывала о своем муже, деде Михаиле. Во время финской войны он попал в плен. А сидел он в глубокой яме под открытым небом. Было очень холодно и голодно. Бабушка каждый день молилась о своем муже, просила Господа Бога, чтобы он вернулся с войны живой. Когда дед вернулся, он стал рассказывать бабушке, что ему в плену помогала какая-то неведомая сила. Он сидел в яме под открытым небом и думал, что все кончено, здесь его и зароют. Один раз рано утром к его яме подошла лошадь. Она долго смотрела на дедушку. А потом она исчезла, к обеду она появилась вновь и в зубах она держала большой куст с ягодами морошки. Эти ягоды желтоватого цвета и похожи на малину, только побольше. Бросив этот куст с ягодами деду, лошадь ушла. На следующий день кто-то ему в яму бросил бутылку самогона. Дед пил его небольшими глотками и согревался. На следующий день в обед он опять увидел морду лошади, в зубах она держала ватное одеяло. Дедушка не понимал, что происходит. Поздно ночью что-то на деда упало, это было бревно. С его помощью он выбрался из ямы. И что он увидел: перед ним стояла уже знакомая лошадь. Дед забрался на лошадь, сил у него совсем не было. Его тело висело на ее спине. Дедушка терял сознание, но осознавал, что лошадь его куда-то везет. На следующий день дед оказался у своих. Со своей спасительницей он уже не расставался. После войны дед приехал домой со своей лошадью. И рассказывал соседям и бабушке о своей спасительнице. После войны дед подорвал свое здоровье, стал часто выпивать. Но его спасительница не один раз спасала его в мирной жизни. Лошадь всегда привозила пьяного деда домой, не давала ему замерзнуть в суровые зимы. Когда лошади не стало, то и дед недолго жил на этом свете. Его замерзшее тело нашли в снежном сугробе. Так бабушка стала вдовой и дожила до 96 лет.

Страшное время, удивительные судьбы..... Памяти наших бабушек и прабабушек посвящается!

Корову подоила в пять. В самом начале шестого выгнала в стадо, которое тут же растворилось в молочном тумане, закрывшем берег реки. За туманом раскатывались волнами взрывы. Она тревожно смотрела на мужа, который точил косу; ничего не спрашивала. Она всегда молчала, казалось даже, что не было у нее ни мыслей своих, ни слов, настолько привыкла слушать самого. Ее так и звали в деревне - не по отчеству, ни по фамилии - Аришка Штычкова. Штычок было деревенское прозвище мужа, бойкого и острого на язык. Он и хозяйство вел огромное, и бондарничал отменно, и корзины плел… Еще на первой мировой выучился ее Иван Васильевич парикмахерскому умению, и вечерами к нему приходили стричься деревенские мужики, с которыми он, неугомонный, проводил «политинформации». Штычка уважали и побаивались - за словом в карман не лазил, обиды хоть и не помнил долго, но говорил все всегда в глаза.


Разрывы за рекой слились в сплошной гул. Обтерев косу травой, муж вздохнул и сказал с горькой тоскою: «Канонада совсем близко, а ведь месяца еще нет, как немец границу перешел. Вот прет, видно, к Вязьме уже подошел». Она поливала водой из ковша ему на плечи, на голову, а сама все смотрела за реку, и чувствовала, что внутри ее рождается ноющая боль, и тревога заполняет душу. Взяв приготовленный ею узелок с едой, муж отправился на станцию, где работал путевым обходчиком. Она никогда не провожала его. А тут все не могла уйти в хату - смотрела на дорогу, пока не скрылся он за поворотом. Много годков этой дороге… По ней и в храм ходили с Иваном венчаться, и на ярмарку ездили, и на базар. Сколько ж людей по ней прошло изо всех деревень, что как бусы на нитку на эту старинную дорогу нанизаны?

Очнулась. Не вошла в дом, а вбежала - упала на колени перед иконою Николая чудотворца: «Господи, помоги, помоги, спаси, сохрани». Долго молилась за мужа, которого не должны бы были забрать на войну по возрасту, молилась за трех своих девочек. Потом тяжело поднялась; внутри вроде утихло, разбудила старшую, которой было тринадцать, наказала, чтобы покормила младших, встретила и подоила корову в обед, чтобы вечером загнали скотину… Туман ушел, засветлело прозрачное утро. В колхозе начинался покос. Уходила на весь день.

О том, что мужа забрали, узнала вечером от соседа, работавшего там же на станции. А утром был обыск в их избе. Молодой военный в новенькой форме, кривясь, записал в протоколе, что в доме нет ни одной книги и ни одной газеты, а потом зачитал постановление об аресте: «Абрамов Иван Васильевич, обвиняется по статье 58-й «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти»: находясь на работе он восхвалял немецкие военные силы, рассказывал о том, как быстро и умело немецкие войска продвигаются по территории нашей страны …»

В глазах у Аришки потемнело, она поняла, что их утренний разговор муж продолжил на работе. Закричала, упала на пол, поползла к военному, ей казалось, что сможет все объяснить…

Долго она не могла спать ночами, прислушивалась к ноющей боли в груди, вглядывалась в темное перекрестье рам на фоне серых окон, все ждала от мужа весточку. Ей хотелось выплакаться у кого-то на плече, рассказать о своем страшном горе, выплеснуть свою боль. Но из родни был у нее только старший брат Василий, который жил в соседней деревне. Мать их умерла, когда Иринке было три года. Сколько себя помнит - жила в работницах, там хозяйка называла ее Аришкой. У брата своя семья и четверо детей, поэтому пришел Василий за лето два раза; помог дров на зиму наготовить, рассказал, что пятьдесят восьмая - статья расстрельная. После разговора с братом отчаяние ее сменилось глухой тоской, которая заменила ей все чувства и ощущения.

Подошел август. В колхозе шла жатва. Работали в поле до ночи. В сентябре убирали картошку. После сентября работы стало меньше, и собрали в колхозе собрание. В центре деревни стоял вынесенный из сельсовета стол, накрытый кумачом. Сидящие за ним активисты вынесли требование: Аришку Штычкову всех трудодней лишить и из колхоза изгнать, как жену врага народа, выслать ее в Сибирь вместе с детьми. Потом дали ей слово. Встала Аришка на колени перед деревней, заплакала, ничего не смогла сказать, только просила пожалеть детей. Приняли решение: в деревне оставить с условием, что работать будет без трудодней. На благо фронта.

В октябре немцы уже заняли Калугу. Потом и в их деревню въехала колонна мотоциклистов. Все в касках, в рубашках с закатанными рукавами и автоматами на груди.

Слушая рассказы о том, что немцы забирают все до нитки, ночью она закопала на огороде довоенный подарок мужа - швейную машинку, два отреза ткани и икону.

Первым к ней в хату пришел немец, толстый, некрасивый, он подыскивал жилье для офицера. С ним был переводчик, русский. Спросили, где воюет муж. Аришка показала четыре скрещенных пальца. «Политический?» - уточнил переводчик. Она закивала. Офицер заселился, часто рассказывал, что в Германии у него остались трое детей; однако Аришкиных дочек не жалел: старшая с ней вместе стирала, а маленькие чистили ему сапоги. С началом морозов переводчик отобрал у нее валенки. Немцы любили повторять: «Москау капут». Аришка же говорила про себя: «Вам Москвы не видать, как своих ушей».

У соседей разместили более десяти солдат, соседка хвасталась, что готовит им и кормится сама. Аришкиных же детей спасала корова. Немцы забирали молоко, но разрешали выпить девочкам по стакану.

Однажды вечером пришел дед от соседей, рассказал, что упало стоявшее у стены ружье одного из солдат, и выстрелом убита его дочь…Аришка поняла, что трехмесячный Толик остался сиротой. Молча, оделась, пошла и забрала мальчика.

Под Новый год немцы стали спешно уходить. По улице ехала грузовая машина и останавливалась возле каждого двора. Из кабины выпрыгивал офицер - ее постоялец, а из кузова - солдаты с канистрами бензина. Офицер показывал, куда лить, солдаты поджигали и ехали дальше. Хаты у всех были под соломой, горели как свечки. Аришка смогла вывести корову.

Во время боя за деревню спасались в погребе, где их было шестеро: Аришка, девочки, Толик и сосед. Толик постоянно кричал. Несколько раз она приподнимала крышку погреба, и тут же в доски впивались пули. Аришка просила: «Дедушка, вы же старый, выберетесь, принесите воды. Мне нельзя выходить, меня убьют - кому эти четверо нужны?» Дед молчал, отворачивался, вжимался в стену погреба, или плакал, причитывая: «Я не хочу умирать».

Ночью к погребу пришла корова, кричала. Аришка вылезла и ползком добралась до пепелища, нашла крынку, завела корову в кусты, подоила. Потом, обдирая в кровь руки, ломала сосновые ветки, чтобы накормить ее. Кормила и уговаривала: «Уходи в лес, может, не убьют».

К рассвету снова начали стрелять. В погребе было невыносимо душно. Дети поочередно плакали, дед кашлял и стонал. Приподняв крышку, она нагребала ладонями снег, ссыпала его в бутылочку и держала ее под мышкой или на животе. Этой водичкой поила всех.

Вечером в крышку погреба постучали. Омертвев, Аришка приподняла створку, ожидая, что там немец, и сейчас он бросит гранату. На снегу в белом масхалате лежал русский солдат. «Деревню вашу мы почти отбили, немного у леса еще фрицев осталось», - доложил он бодро, почти весело. Дед, прямо по Аришкиной спине выскочил из погреба, стал кричать, что у него убили дочь, что он рад возвращению советских войск… Звука выстрела Аришка не слышала, просто дед вдруг охнул, взмахнул руками и упал рядом с лыжником в белом. «Эх, отец, куда ж тебя вынесло», - успел только сказать тот… Потом резко ткнулся лицом в снег и застонал. Поняв, что солдата ранило, Аришка схватила его за плечи и стала втаскивать в погреб. Дрожали руки, ноги сделались ватными и подкашивались, сил не хватало. Он вдруг резко отдернулся, сел, освободился от лыж, потом сам начал спускаться в погреб. Она обрадовалась, подумала, что ошиблась, что он не ранен. Когда же солдат сел на пол и разогнулся, увидела, что белый маскировочный халат на животе пропитан кровью. Закричал Толик, заплакали девочки, Он поморщился, попросил воды, выпил глоток, закрыл глаза. Лицо его серело, приобретая неприятный землянистый оттенок.

Аришка взяла Толика на руки, распахнула телогрейку, прижала к груди, стала баюкать; забылась в тревожной полудреме. Тоска, которая не отпускала ее ни днем, ни ночью, сейчас окончательно скрутила, выворачивала наизнанку, подбрасывала навязчивые мысли. Раненый попросил: «Наши ребята в лесу, сообщи им». Она не ответила. Передала Толика старшей дочери, поцеловала детей, поднялась.

Осторожно выглянула из - под крышки. Темнота, хоть глаз выколи. Колючий, морозный воздух коснулся ее разгорячённого лица; взглянула на лежащего деда - стало жутко, аж мурашки по коже. Вставать во весь рост она боялась, поэтому к лесу поползла.

На краю леса днем, где днем был бой, лежали мертвые: немцы или наши, она не видела. Ползла, не сворачивая, чтобы быстрее укрыться за заснеженными кустами. Пронзительный скрип лыж отозвался в ее сердце звуком радости. Наши! Там! За деревьями! Вдруг услышала немецкую речь, обмерла, прижалась к покойнику… Потом раздалась автоматная очередь, крики, снова выстрелы, шум… Вжавшись в снег, и, сдвигаясь с места буквально на несколько сантиметров, она подалась вперед, подняла голову. Перед ней стоял лыжник. Крик ужаса вырвался из ее груди! «Не ори, дуреха!» - прошептал он и протянул ей руку. Аришка схватилась за нее, громко и безутешно заплакала.

Проваливаясь в снег, она бежала, падала, вставала, снова пыталась бежать, показывая рукой на чернеющее вдали пятно. Лыжники дошли до погреба быстрее; когда она добралась, они уже двинулись навстречу, неся раненого. Он дотронулся до нее, прошептал: «Как зовут тебя, спасительница?». Она ответила: «Ирина». Кто - то из парней крепко обнял Аришку, прижал к себе: «Спасибо тебе, сестра, за нашего командира».

Над деревней уже поднимался поздний зимний рассвет.

Погорельцы до конца войны ютились у тех, кто уцелел. Толика забрала сестра его погибшей матери. Все страшно бедовали.

Про Аришку, словно, забыли. Она выстроила землянку. Слепила печку. Дрова сгорели вместе с домом, поэтому приходилась ломать прутья и кусты по берегу реки, собирать сучья в лесу. Младшие дочки все время просили есть, плакали. Даже не плакали, а тихонько скулили. Из горелой картошки и черных зерен Аришка толкла «тесто», на железном листе пекла детям сомнительно съедобные лепешки. Ночью ходила рубить мясо убитых мертвых лошадей, варила, кормила детей, а сама есть не могла. Крадучись, по пепелищам, собирала солому, чтобы накормить корову. С коровой она часто разговаривала, благодарила ее, обнимала, вдыхая молочный запах, напоминавший о том, что когда - то войны не было. Воспоминания о довоенном времени почти разрывали сердце.

Она не считала чисел и месяцев, война для нее была страшным бесконечным днем, начавшимся, когда забрали мужа. «Господи,- шептала она, крестясь, - не оставь Ваню, не оставь моих девочек. Вся жизнь моя в них, Господи. Убереги!..»

Потом про нее вспомнили - выписали наряд на труд в колхозе. Фронт прошел зимой, поэтому весна началась со страшной и непривычной работы в поле - закапывали трупы.

Аришка была в поле с утра до вечера: пахала на коровах, сеяла руками, боронила граблями, таскала сено, впрягаясь в воз. На сон уходило два часа в сутки, а все остальное время шло на работу. Девочки ее пололи огороды у всех в деревне, а вырванную траву уносили с собой, чтобы сушить на зиму корове. Есть было нечего. Собирали кислицу, щавель, в каске варили суп из лебеды. Иногда удавалось корзинкой наловить мальков в речке.

С началом войны исчезло мыло, дети покрылись коростой, свирепствовали вши. Среднюю девочку свезли в больницу с тифом. Там детям «врага народа» не был положен даже суп из отрубей. Спасла ее санитарка, отдавая свой паек; старшая дочь ходила «побиралась» по людям… Бессонные ночи тянули жизненные соки. С каждым днем работать становилось все тяжелее. Аришка уже и плакать не могла. Только искусанные в кровь губы выдавали её душевное состояние.

Колхоз осенью за работу дал ей сапоги и фуфайку. Она была рада, потому что уже в начале 1943 года заработала школа, куда ее девочки стали ходить по очереди - в тех самых сапогах.

Наши, наконец, погнали немца. Из репродуктора гремела по утрам песня: «Вставай страна огромная», от которой у Аришки, казалось, шевелились волосы, холодело сердце, потом вспыхивало, и ей хотелось сделать что - то, и, если нужно - умереть за свою деревню. Она не обижалась на власть, говоря себе, что ее с девочками простят, что время сейчас неспокойное. Только вот соседа своего обходила. Сосед, работавший с Иваном на станции, тоже притих, жил с оглядкой. Теперь уже все в деревне знали, что донос написал он.

Страшные сводки Совинформбюро сменились на более спокойные. Положение на фронте стало улучшаться, но похоронки все шли и шли. Душераздирающие крики доносились то из одного, то из другого дома.

В мае 44 года дождь лил не переставая. Тучи опустились низко над землей, и крупные дождевые капли, щедро поливали кусты, низко опустившие свои ветви к самой земле, пригорки с пожухлой травой на вершинках, пыльную дорогу, в один миг ставшую грязной и непроходимой. Весна наступала. Деревню облетела весть, что Аришке своей Штычок прислал письмо из лагеря с содового завода в Кулундинской степи. Пока до нее письмо дошло, вся деревня его прочитала. Аришка плакала все время, пока девочки писали ответ. Ночью молилась о возвращении мужа, о победе над немцами, о том времени, когда все смогут досыта поесть. А до Победы был еще целый год…

Трое детей, бесконечный изнуряющий труд, тревожное ожидание вестей… С этим ожиданием Аришка пережила войну.

Майским утром, как обычно, привязала корову у берега. Над заречным лесом только - только обозначалась розовая полоска утренней зорьки, негустой туман стоял над водой… Проснулась природа. Шла в рост трава, деревья гнали сок, не смокали стосковавшиеся по Родине птицы.

Все верило, радовалось и хотело жить…

Муж вернулся в 1947 году. Был полностью реабилитирован. Он изменился: постарел лицом, но окреп духом. Она знала, что вместе они все выдержат.

В 1952 году Абрамовой Ирине Ефимовне была вручена Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Автор рассказа Резник М.А.

О любви наших бабушек мы часто знаем не от них – из фильмов. Из грустных, где женщина ждёт с фронта пропавшего без вести. Из романтичных и весёлых, где девушка с парнем влюбляются друг в друга на стройке, на лекциях, на целине. Потому что очень часто те бабушки, что могли бы рассказать другое, предпочли молчать. Пусть как будто было только как в кино…

Жестокий двадцатый век написал немало жизненных историй, которыми делиться не захочешь.. Вычёркивать их из памяти – всё равно, что вычёркивать память об этих женщинах.

Сарафан – на ленточки

Мою прабабку выдали замуж фактически за первого встречного, потому что нашли хорошего жениха для младшей ее сестры, а “через сноп не жнут” – то есть, младшую сестру прежде старшей нельзя выдавать. Прабабка прожила в семье мужа около года, во избежание исполнения супружеского долга все время спала на печке с его бабушкой.

Когда пришла советская власть, она первая кинулась в соседнее село разводиться. Муж, так и не вступивший в свои права, караулил ее за селом, “разорвал сарафан на ленточки”, но она убежала и не далась. А через несколько лет встретила моего прадеда, на 6 лет ее моложе, полюбила, вышла замуж, родила 4 детей.

Сжалился

Наши прошлые соседи – дед с бабулей – поженились на войне. Она была медсестрой, спала, а он ее спящую изнасиловал. В процессе понял, что она была девственницей, побоялся ареста и предложил вступить брак: “все равно на тебе никто уже не женится”. Она испугалась, согласилась. Так он ей потом всю жизнь напоминал: “вот если бы я над тобой не сжалился, никто бы тебя не взял”.

Гармонист

Сестра моей прабабки на собственной свадьбе влюбилась в гармониста и сбежала с ним. Родила от него троих. Он гулял, пропивал все деньги. Бил, конечно. Она с детьми ходила обедать к моей прабабке. Прабабке надоело кормить сестру, и она запретила ей приходить и приводить детей. Сестра пошла и повесилась.

Батрачка

Прапрабабушка моя служила батрачкой в доме сельского попа. Потом хозяин женил на ней своего сына. Они всю жизнь вместе прожили. По семейным рассказам, прапрадед как напивался на праздник, так и начинал жене говорить: ты, мол, батрачка, знай давай свое место.

Изъян

Одна из моих бабушек после войны замуж выходила, когда мужчины возвращались с фронта. У нее был любимый, но он на войне потерял пару пальцев. И бабушка решила – без пальцев не прокормит. Вышла за деда, который спился. А тот, что без пальцев был, стал потом бухгалтером. И зарабатывал, и не пил…

Активистка

Одну мою прабабку насильно выдали лет в шестнадцать замуж за чекиста. Она родила троих сыновей… А потом мужа расстреляли. Она сдала сыновей от ненавистного мужа в детдом и уехала в Сибирь! Безумная активистка и партийная деятельница была, говорят.

Турчаночка

Моя прапрабабка – военный трофей времен русско-турецкой войны. Прапрадедушка привез ее из Турции, предварительно изнасиловав, а после сделал одолжение и женился. Само собой, ее заставили насильно принять христианство. Она умерла то ли от пятых, то ли от шестых родов, очень рано, ей и тридцати не было.

Надо

Муж моей прабабки не вернулся с фронта. Она “потеряла” паспорт, сделала новый без штампа, дочь отправила в деревню и вышла замуж еще раз. Умолчав о предыдущем браке, потому что кому нужна вдова с ребенком.

Обман раскрылся лет через восемь, и тогда прадед начал прабабку избивать. Бил почти каждый день. Она терпела, потом переломала ему ребра. Пока он лежал и сращивал ребра обратно, она его выхаживала, извинялась и утешала. После этого родился мой дед.

Прадед продолжил прабабку побивать, но так, осторожно. Вполсилы. Страшно потому что было. Но что делать! Надо.

Дьяк

Мой дед долго держал обиду на родителей за то, что его любимую сестру насильно выдали замуж за дьяка, известного в селе злобным нравом. Вскоре после свадьбы она плохо привязала козу, та отвязалась и что-то там погрызла в огороде. Муж избил жену так, что она долго пролежала пластом и на всю жизнь осталась хромой.

Дед, услышав про такое дело, выдрал кол из забора и пошел разбираться. Дьяк, получив свое, на какое-то время стал потише, но кончилось дело все равно плохо. Метали стога, мужу чем-то не понравилось, как жена подала ему навильник, он ударил ее черенком вил по голове, и она ослепла.

Не перебирай!

Мой прадед, которому тогда было около 35 лет, посватался к моей 15-летней прабабке. Она не хотела выходить за такого старого. Тогда мой прапрадед избил её вожжами в конюшне, чтобы не перебирала богатыми женихами. Вышла замуж как миленькая… Родила шестерых дочерей. Потом началась война, и всех шестерых пришлось поднимать одной. Но после войны к мужу не захотела возвращаться, так и растила дочек одна.

Неравный брак

Мне посчастливилось пообщаться еще со своей прабабушкой 1900 года рождения. Она жила в селе на юге Украины. Выдали ее замуж в 16 лет, за вдовца с тремя детьми. Вдовцу было за 30, он прихрамывал и вообще был малость кривоват. Но зато погасил многочисленные долги родителей моей прабабки. В общем, с таким условием ее замуж и выдали. Фактически продали.

Лётчик

Моя бабушка в войну работала в тылу, на заводе. Молоденькая девчонка совсем была, 15 лет. Однажды с голодухи упала в обморок по пути на работу. Пока нашли, пока откачали и добились кто такая, заводское начальство чуть не упекло ее в тюрьму – за дезертирство и непоявление на рабочем месте.

Чтобы исправить ситуацию, ее тетка уходит на фронт – дело закрывают. Уже после войны бабуля уехала жить в Грузию. Встретила там военного летчика; любовь с первого взгляда! Через 9 месяцев родилась мама. Когда речь зашла о свадьбе, выяснилось, что у нее “криминальное” прошлое. Летчика тут же отозвали с части и… все. Мама хоть и пыталась искать отца всю жизнь, не нашла. Говорят, я на него дюже похожа…

По разные стороны

Родной дед, из дворян, бросил мою бабку одну с двумя дочерьми в эмиграции. Когда в Латвию пришли немцы, сестру матери отправили в лагерь. Мать отправилась воевать за Россию, которую никогда не видела.

Дед нашел одну из дочерей в лагере и, узнав, что вторая в Красной армии, пообещал ее лично повесить. Русский офицер с полным Георгиевским бантом, он был в немецкой форме. Его поймали в Югославии партизаны Тито и расстреляли. У матери всю жизнь было другое отчество. А я даже его карточки не видел никогда.

Передумал

Один из моих двоюродных дедов встречался с женщиной, любил. Однажды она с компанией поехала на пляж купаться, а там в воде ее изнасиловали. Вот так просто – окружили купающуюся женщину и изнасиловали. Он жениться передумал.

Побег в замужество

После окончания института моя будущая бабушка была распределена на работу в глухую узбекскую деревню. Настолько глухую, что все приехавшие думали о том, как удрать из этой “тюрьмы”, а деревенские власти – соответственно, о том, как их силой удержать. Не давали отпуска, не выдавали документы, не разрешали поездки в соседний город и вообще отлучаться из деревни никуда…

Через два года этого ада бабушка улучила момент, когда глава колхоза уехал, и совершила побег. Умудрилась выбить легальные документы на отпуск и покатила на телеге вон, причем за ней была погоня: стукнули уехавшему директору, и он развернулся и велел догонять… Не догнали. Бабушка приехала к родственникам провести отпуск, но встал вопрос – а как не возвращаться, когда отпуск закончится?

Решение нашли банальное для нашей семьи. По закону, жену нельзя разлучать с мужем. Поэтому за месяц отпуска бабушке нашли порядочного жениха, который имел прописку и работу в столице, и выдали замуж. Колхозники, кстати, отомстили. Когда бабушка запросила у них свою трудовую книжку и прочие документы, они заявили, что всё потеряли. А бабушка прожила с дедушкой до самой его смерти, и это были полвека брака без любви.

Хозяин

Моя бабушка, первая певунья и плясунья на деревне, вышла замуж за дедушку – сурового, мужественного, настоящего мужчину. Дедушка умел работать и зарабатывать, умел делать по дому всё – от шитья и готовки до ремонта часов и мебели, умел в самые трудные годы добыть дефицитные товары для семьи и выколотить из государства всевозможные льготы и пособия. Потом дед вернулся с войны и окончательно стал воплощенной мечтой – “каменной стеной”, добытчиком, героем.

Но у “каменной стены” оказалась и обратная сторона. Дедушка был настоящий тиран. Все должно было быть только по его. Кроме того, он был потрясающе скуп. Бабушке не полагалось платьев сверх одного на выход, косметики, нового постельного белья, не разрешалось пользоваться тем, что дарили родственники и друзья. Не позволялось посещать кино или театр, потому что пустая трата денег…

Я долго думала, что они так живут от бедности, пока не обнаружила, что дедушка держит кучу денег в ящике шкафа. Гостей, кстати, в доме не любили. Они прожили вместе больше пятидесяти лет. Дед отлично понимал, что превращает жизнь жены в ад. В глубокой старости, после череды инсультов, когда реальность начала смешиваться с воображаемым, ему часто виделся один и тот же кошмар. Что она отомстит…

Кулацкая дочь

Моя бабушка была дочкой кулака, её семья была сослана в Сибирь. Там на неё глаз положил красный командир. Сватался с наганом, угрожал всю семью извести… А через сколько-то лет нашёл себе другую жену, молодую. И детей, и хозяйство в результате бабушка тянула на себе. А “молодая” жена деда потом бросила.

Комод

Моя прабабушка умерла в 36 лет, сделав около 40 абортов. Сама она была медсестрой, ее муж был сильно старше ее. Замуж ее взял силой. Приехал в ее деревню с продразверсткой, увидел юную прабабку и выставил ультиматум: замуж или твоих родителей раскулачу.

Потом родилась моя бабка, которую отец назвал в честь своей первой жены еврейским именем; первая жена тоже была пламенной революционеркой, умерла от туберкулеза. Прадед по несколько раз в год водил мою бабушку к ней на могилу. Бабушка свою родную маму не любила, и мама ее, видимо, тоже.

До бабушки у прадеда и прабабки был мальчик, который умер младенцем. Похоронили его в ящике от комода. Этот комод без одного ящика стоял в их квартире до самой их эвакуации из Ленинграда.

Статью подготовила: Лилит Мазикина

Волшебные истории наших бабушек: любовь, похожая на кино">

Любви все возрасты покорны. И ещё – все поколения. Но настоящая, прекрасная любовь встречается, наверное, раз на тысячу или десять тысяч пар.

Мы попросили наших читательниц вспомнить, нет ли у них в семье прекрасной легенды о любви бабушек и дедушек.

Чугунное сердце

Бабуля – восемнадцатый ребенок в еврейской семье, попавшей в Сибирь по этапу. Прадед – белорусский мещанин, отличился тем, что дал пощечину губернатору. Так что вся семья загремела в Сибирь, прабабка ехала за этапом на возу, время от времени пересчитывала “сверточки” – детишек (так вовремя заметила пропажу бабушкиной сестры, кстати – нашли!) Бабуля родилась уже в Сибири, выросла, закончил томский университет.

Дед – из крестьян-переселенцев. Пришли из Архангельской (или Вологодской – где-то на границе жили) губернии, в Сибирь, к новой жизни. В семье было три брата. Один воевал за красных, второй – за Колчака. А мой дед плюнул на политику и пошел на рабфак в Томский политех.

Они встретились на строительстве Кузнецкого металлургического комбината (того самого, про который писал Маяковский свой “Город-сад”). Бабуля была переводчицей у американских специалистов. Стояла она как-то на открытии второй домны. Началась плавка, пошел чугун. И капелька раскаленного металла упала к ее туфелькам, застыв в форме сердечка. Как будто знак. Это сердце, размером с небольшую женскую ладонь, до сих пор хранится дома.

Дед был на этом заводе местным инженером-энергетиком. До сих пор помню, как бабушка рассказывала: “Я захожу в контору, а он там сидит. Красивый такой”. Оба были невероятно красивыми. Прожили в гражданском браке всю очень долгую жизнь. У обоих было много поклонников и поклонниц, но даже вариантов не возникало.

Есенин

Мой дед, красавец, актёр-режиссёр влюбился в мою бабушку, когда она работала учительницей – такая была то-о-оненькая, ма-а-аленькая филологиня. И дед был красавец. Она пришла слушать, как он в клубе читает со сцены Есенина – самый любимый поэт был в Красноярске, и когда он читал, простите, “Сукина сына” (про собаку, которая к девушке записки носила) и дошёл до строчек “Да, мне нравилась девушка в белом\А теперь я люблю – в голубом!” он вместо “голубом” прочитал “зелёном” и указал на бабушку, сидящую как раз в зелёном платье. Она смутилась, зал зааплодировал.

Это было в пятидесятых. Они женились и прожили вместе счастливую жизнь.

Дождалась из армии

В те далёкие времена, когда в российской армии служили по 25 лет, призвали одного моего предка в армию. Перед отбытием на службу, зашёл он к другу попрощаться. Друг был женатый, и даже новорождённый ребёнок уже имелся – в колыбельке.

Мой предок, который, конечно, не знал, вернётся ли он вообще, взял на руки младенца из колыбели, и грустно пошутил, что вернётся и на ней женится. Младенец был женского пола. Никто не принял шутку всерьёз, похихикали – да и забыли.

Предок попал в гренадёрский полк, обзавёлся фамилией – тогда крестьяне без фамилий обходились. И как-то благополучно прошли эти годы службы, вернулся солдат домой живой и невредимый.

И что интересно, младенчик тоже выросла и… за всё это время не вышла замуж, хоть и не было изъяна ни во внешности, ни в ум, ни в здоровье. Если учесть, что еще в мои времена девушки в 25 лет официально считались старыми девами, то тогда, наверно, вообще девке не очень весело жилось незамужем.

Когда солдат вернулся, тут-то все и вспомнили старую шутку и их сосватали. Мой отслуживший предок, хоть и был не первой молодости, но жених был завидный – как бывший солдат, он получал пенсию серебром и в армии научился грамоте. Подзабыл родной язык в армии, всё норовил говорить на русском с роднёй – но быстро всё вспомнил. Первый полиглот в нашем роду, остальные тогда только на двух языках умели говорить – чувашском и татарском (вокруг жили татары). А этот ещё и по-русски говорил.

И поженились они, и стали они жить-поживать и добра наживать.

Девушка без адреса

Мою двоюродную бабушку по жизни звали Таней, а по паспорту она была Кира. И фамилию она носила не отчима, а отца, но в курсе этого были не все. Жених её Лёва не знал, например, когда его призвали на фронт. Вернулся потом, стал её искать – а то ли её семья уехала куда-то, то ли вообще дома того нет, никто ничего не знает. Обратился в милицию – Татьяны такой-то, говорят, тут и не было НИ-КОГ-ДА. Ситуация казалась безвыходной, но Лёва не сдавался и продолжал всех спрашивать. И наткнулся на бывшую Танину соседку, которая знала, куда уехала семья. Так что у меня теперь гены обоих.

Яблочки

Моя бабушка в тридцатых на фабрике работала и дружила с одной женщиной, лет на пять старше неё. Женщине всё время приносил обед единственный сын. И с какого-то момента обязательно брал ещё яблочко, угостить мамину подружку. Угощал так года три, а потом ему исполнилось шестнадцать (именно так рассказывают). Он мою бабушку в сторону отвёл, стал, как в старом кино, на коленях руки целовать и уговаривать выйти за него замуж. То ли потому, что ей уже за двадцать пять перевалило, то ли ещё почему, но она согласилась. А потом… не пришла на роспись в ЗАГСе, которая должна была тайком пройти, застыдилась. Парнишка уговорил даму в ЗАГСе обязательно расписать его сегодня позже вне очереди, вскочил на велосипед и рванул в общежитие, где моя бабушка жила. Не знаю, как её уговаривал, но через два часа он вышла и как была, в домашнем каком-то платье, на велосипеде с ним доехала до ЗАГСа.

Свекровь их, конечно, домой не пустила. Поначалу бабушка так и ночевала в общежитии, а её молодой муж – ночью в парке в беседке. Потом сняли угол (это значит – часть комнаты, отделённую занавеской и шифоньеркой) и стали там жить. Когда родилась у них первая дочка, тогда только свекровь простила невестку. А до того момента они бок о бок стояли на фабрике за станком и не разговаривали.

Дедушка в войну был на фронте и вернулся почти целым, со шрамами от осколков. И продолжал бабушку чуть не на руках носить до самой смерти. Когда ещё жили в коммуналке, с утра раньше всех вставал и шёл стирать бельё в ванную. Раньше всех – чтобы соседи не увидели и не осудили. Когда у них появилась отдельная квартира при Хрущёве, пылесосил и стирал всегда дедушка, чтобы бабушка не уставала. Говорил: “Неправильно говорят, что стирка – женская работа. Кто хоть раз обстирал семью, знает, как это тяжело. Это мужская должна быть работа, как рубка дров”.

Пережил бабушку только на два месяца.

Статью подготовила Лилит Мазикина

«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно».
А.С.Пушкин.


Интерес к прошлому, к истории своей семьи и своих предков заложен в каждом человеке. С малых лет человеку приходится слышать и понимать, что до него то же было время, были люди и события.

Каждая семья проходит свой путь, имеет свои победы и радости, разочарования и беды. Удивительными и невероятными могут быть биографии людей. Исторические явления не проходят бесследно для человека. Таким ярким примером может быть жизнь и судьба моей прабабушки Батраковой Люции Дмитриевны.

7 февраля 1939 года в деревне Курбаты, Уинского района, появилась на свет девочка. Родилась она в обычной семье работников колхоза: мама работала на ферме, а отец до войны - в полеводческой бригаде, в поле на тракторе.

Отец новорожденной Дмитрий, ярый сторонник новой власти решил, что дочь назовет в честь свершившегося 1917 году события, а именно - Революция. Но хоть и отвергало Советское правительство церковь, а все-таки народ, особенно в деревнях, верил в бога, но в церковных книгах не оказалось такого замудренного имени, а вот имя – Люция нашлось. Тогда родители приняли решение назвать девочку Люцией.

22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война. Была объявлена мобилизация военнообязанных, введено военное положение. Не могли остаться в стороне и жители деревни Курбаты. Все мужское население ушло бороться за свободу своей Родины. Люсе было 2 года, когда и её папа ушел на фронт. Жить было трудно.В 1944 году вернулся с фронта отец. «До войны я папку даже не помню, - вспоминает прабабушка, - а вот как вернулся, хорошо запомнила. Вернулся он в конце 1944 года, так как был ранен, лежал в госпитале и его комиссовали. Он посадил меня на колени и долго показывал пульки, которые у него достали после ранения во время операции». Маленькая девочка даже подумать не могла в свои пять лет, что вот эти «игрушки» могли лишить её папу жизни.

В хозяйстве у семьи Курбатовых находился скот: корова, овцы, курицы. Несмотря на это, семье жилось тяжело, ведь все облагалось налогом. Прабабушка вспоминает: «Даже если курицы не неслись, заставляли покупать яйца у кого-то другого и все равно сдавать, если нет молока у коровы или его мало, тоже нужно было покупать, но сдача налога по норме была обязательна. Сено коровам косили, где придется. Мама все ямы с крапивой возле дома окашивала. Из колхоза давали коровам солому, так мама перемешивала её со своим сеном и этим кормила». Пришло время и маленькой Люсе помогать семье. Начиная с 6 лет, мама брала девочку с собой на работу. Вместе перевозили копны сена с поля на склады на лошадях, косили рожь литовками и вязали в снопы, а затем ставили в заслоны. «Мама специально мне сделала маленькую литовку, - улыбается прабабушка, - и я с ней ходила на поля». Люся чувствовала ответственность и старалась не отставать от мамы. Да и одна она осталась у родителей, ведь старшие дети в это время уехали учиться в город, получать образование для дальнейшей профессиональной деятельности.

Когда Люсе исполнилось 12 лет, она выполняла в колхозе уже более сложную и ответственную работу. Она вспоминает: «Когда я стала постарше, уже сама на лошадях возила для удобрения навоз на поля вместе с другими девчонками и парнями. Никогда не ждала, что мне кто-то его разгрузит. Сама подворачивала телегу и сгружала. Шустрая очень была да и запрягала лошадь всегда сама. Однажды помню, был один случай. Попросили меня какого-то начальника свезти в район. А конь мне попался с норовом, его нужно было всегда держать в узде. Когда оставалось несколько километров до района, меня этот мужчина и спрашивает: «Девочка, а ты не боишься на такой лошади ездить?» «Нет, - говорю, - не боюсь». Высадила я его и поехала обратно в Курбаты». В деревне Курбаты в школе обучали детей только до 4 класса, а чтобы продолжить обучение, нужно было ходить в соседнее село Суда в девятилетнюю школу. «Уходили из дома на целую неделю, - вспоминает прабабушка, - жили на квартире. Мама собирала нам узелок с едой, картошки маленько, туесок молока, хлеба, да один рубль денег. Все это мы растягивали на целую неделю. В конце недели уже ничего не оставалось, так хозяйка, тетя Маша, у которой мы с младшим братом жили, давала нам кусок хлеба да луковицу, на этом и держались. А мало мама давала еды, потому что большие налоги были в то время. Себе-то почти ничего не оставалось». Окончила Люся 9 классов в 1952 году, мечтала дальше идти в 10 класс, повышать уровень своего образования. Но осуществиться этим мечтам не удалось, пришла беда: умер отец. Прабабушка вспоминает этот эпизод из жизни до сих пор со слезами на глазах: «Мама смерть отца восприняла очень тяжело. Мне сказала, что учить меня она без отца не в состоянии и отправила меня в деревню Грызаны к моей сестре Тасе, которая в это время уже вышла замуж и воспитывала детей. Мама сказала, что Тасе нужно работать, а я должна буду сидеть с её детьми. Мне ничего не оставалось делать, как ехать в Грызаны. Мама потом до конца жизни корила себя в том, что меня единственную не выучила, не дала полное образование». Ослушаться Люция не могла. Приехав к сестре, Люся какое-то время нянчилась со своими племянниками, но затем решила: «…зачем я буду сидеть на шее у сестры, пойду и устроюсь работать в колхоз». В это время в колхозе набирали бригады для рубки леса, и она отправилась на лесозаготовки. Начались трудовые будни. Работа была сезонной. Что только Люция Дмитриевна не делала: со своей подругой Машей в паре сами валили лес ручной пилой, сами его распиливали и складывали в кучу, стояли на площадке комбайна, собирали зерно в мешки и сами складывали в телеги. Хоть и уставали девушки на работе, а вечером все равно шли на танцы, которые проходили под гармонь. Прабабушка вспоминает это время с чувством ностальгии в голосе: «Клуб закрывали рано, в 12 часов, так мы потом шли в гости к кому-нибудь из ребят, была даже составлена очередь, к кому идти следующему на час-полтора, играли в различные игры. Потом проходили танцы уже под патефон. Умели устроить свой досуг. А утром опять на работу. Очень интересно проходил праздник Масленицы. Катались на лошадях разряженных. Интересно, весело проходило время». В 1958 году Люция Дмитриевна вышла замуж за местного парня Михаила Степановича (моего прадедушку)и поменяла свою девичью фамилию Курбатова на фамилию мужа и стала Батракова. Будущий муж был тоже из простых. Отец у него ушел на фронт, когда Мише исполнилось три года. Обратно он не вернулся. Его боевые друзья рассказывали, что в землянку, где отец находился, попал снаряд, и он погиб. Михаил Степанович со своим братом узнали, что отец был захоронен в Брянской области возле деревни Копылово, но съездить туда так и не удалось. Свадьбу молодые не делали, просто списались, так как «мамаша» (свекровь) сказала: «…денег нет на свадьбу, сами заработаете, потом и отпразднуем…», тем более за месяц до этих событий семья будущего мужа пережила пожар, и почти все имущество сгорело.

Но праздновать свадьбу так и не пришлось. Через год родился первый сын – Коля. А ещё через год родилась дочь Таня. Начиная с 1959 года прабабушка начала работать на местном ФАПе, вместе со своей старшей сестрой и проработала там 20 лет. «Заработная плата, – вспоминает Люция Дмитриевна, – была небольшая, всего 20 рублей, но зато работа была полегче». Машин в то время ещё не было, поэтому на вызов по деревням, за медикаментами в район и на совещания ездили всегда на лошадях. Всю себя Люция Дмитриевна отдавала работе.Когда исполнилось прабабушке 55 лет, она вышла на пенсию, но со своей неуёмной энергией не смогла усидеть дома, еще подрабатывала, сначала в школе техничкой, а потом в детском саду няней.

Сейчас прабабушке 72 года, она проживает в селе Грызаны, Ординского района со своим мужем, моим прадедом - Михаилом Степановичем и занимается воспитанием внуков и правнуков, у неё их много, каждому она отдает частичку своего душевной теплоты.

Мне хотелось бы быть похожей на прабабушку, обладать её человеческими качествами: добротой, терпением, отзывчивостью, бескорыстьем, готовностью прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Прожив такую нелегкую жизнь, она не утратила душевные качества. До сих пор идут к ней люди за советом, за добрым словом. Я горжусь своей прабабушкой – Батраковой Люцией Дмитриевной.