Тройное правило. Пропорции

правило для решения арифметических задач, в которых величины связаны прямой или обратной пропорциональной зависимостью (см. Пропорциональность). К задачам на простое Т. п. относятся такие, в которых участвуют две величины x 1 и x 2 , причём два значения a 1 , a 2 одной из них и одно значение b 1 другой известны. Определению подлежит второе значение величины x 2 , то есть b 2 . Простое Т. п. основано на пропорциях a 1:b 1 = a 2:b 2 (для прямой пропорциональности) и a 1:b 1 = b 2:a 2 (для обратной пропорциональности), откуда соответственно получаются формулы:

Сложное Т. п. применяется при решении задач, в которых участвуют n (n > 2) величин x 1 , x 2 ,..., x n -1 , x n . В этом случае у n - 1 величин x 1 , x 2 ,..., x n -1 известны по два значения a 1 , a 2 , b 1 , b 2 ,..., l 1 , l 2 , а у x n известно только одно значение k 1 , другое - k 2 подлежит определению. Практически сложное Т. п. представляет собой последовательное применение простого Т. п.

  • - в объективном смысле - равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, еще не познанная как закономерно необходимая. В субъективном смысле - какое-либо предписание...

    Начала современного Естествознания

  • - Процесс восприятия опыта с первой, второй и третьей позиций. ...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • - - постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. В разработке, принятии, соблюдении, подтверждении самых различных правил проявляется деятельность воспитания...

    Педагогический терминологический словарь

  • - 1. Композиция из трех оконных проемов, разделенных узкими простенками. 2...

    Архитектурный словарь

  • - 1. Прямой, чисто остроганный брусок с отверстиями, служит для очерчивания бревен, брусков и досок по огиби. 2. Руль...

    Морской словарь

  • - см....

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - triple cross - .Cкрещивание гибридов 2 инбредных линий с третьей, хорошо генотипически сочетаемой с двумя предыдущими; такой селекционный прием используют для получения высокопродуктивных тройных гибридов...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - English: Rule Постановление, предписание, положение, устанавливающее какой-либо порядок...

    Строительный словарь

  • - разворотная фигура для понижательного тренда. является сигналом более слабым, чем перевернутые голова и плечи.По-английски: Triple bottomСм. также: Разворотные фигуры  ...

    Финансовый словарь

  • - см. Литейное производство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - правило для решения арифметических задач, в которых величины связаны прямой или обратной пропорциональной зависимостью...

    Большая Советская энциклопедия

  • - вводное выражение Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. У них маленькие больные, были в больших рубахах, а большие – в маленьких...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - Неизм. Употребляется с целью подчеркнуть обычность, регулярность чего-либо. Лекции известного ученого собирают, полную аудиторию слушателей. Легенды, возникают от нехватки информации...

    Учебный фразеологический словарь

  • - ПРА́ВИЛО, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - как пра́вило нареч. качеств.-обстоят. 1. Так, как обычно. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - нареч, кол-во синонимов: 10 большей частью в большинстве случаев как водится как всегда как принято обыкновенно обычно по большей части по обыкновению чаще всего...

    Словарь синонимов

"Тройное правило" в книгах

«Тройное удовольствие»

Из книги Самые вкусные рецепты. Сверхпростые кулинарные рецепты автора Кашин Сергей Павлович

Модель «Тройное донышко»

Из книги Краткосрочная торговля. Эффективные приемы и методы автора Солабуто Николай Вячеславович

Модель «Тройное донышко» Эта модель является зеркалом «Тройной вершины». Различия только в установке целевых уровней для фиксации прибыли (рис. 107).Trade:Есть два варианта реализации данной модели. Первый – когда видно, что модель «Два донышка» не реализуется и цена идет к

ГЛАВА 3 ТРОЙНОЕ СЛИЯНИЕ

Из книги Плоский мир: краткая история ХХI века автора Фридман Томас

Тройное поощрение

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Тройное поощрение Когда те, кто поддерживает ребенка, видят, как он демонстрирует осваиваемый навык, они могут хвалить его: «Ты быстро учишься», «Смотри-ка, как у тебя хорошо получается!», «Вот это да!», «Я тобой горжусь». Существует бесчисленное множество способов

Глава XXII. ТРОЙНОЕ ВРЕМЯ

Из книги Великая Триада автора Генон Рене

Тройное правило

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Тройное правило.

Из книги Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики [без таблиц] автора

ТРОЙНОЕ «М»

Из книги Международный терроризм и ЦРУ: Документы, свидетельства, факты автора Сырокомский Виталий

ТРОЙНОЕ «М» «Может быть, стоило напялить на голову Муссолини парик Джефферсона?» - как?то спрашивала американского журналиста Сульцбергера госпожа Клэр Бут Люс, супруга владельца журнала «Тайм» и в то время (50–е годы) посол США в Италии.«Госпожа Люс, - отмечал

Тройное правило.

Из книги Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики [с таблицей] автора Беллюстин Всеволод Константинович

Тройное правило. Н?тъ такого достаточно сильнаго выраженія, на которое поскупились бы составителя среднев?ковыхъ ари?метикъ, чтобы похвалить тройное правило. «Та строка тройная похвальная и лучшая строка изо вс?хъ иныхъ строкъ.» «Ее философы зовутъ золотою строкою». Въ

Тройное убийство

Из книги Бандиты семидесятых. 1970-1979 автора Раззаков Федор

Тройное убийство 13 апреля 1973 года в пригороде Челябинска произошло тройное убийство. Причем убийцей оказался 15-летний подросток, учащийся ПТУ Владимир Самгин (фамилия изменена). Местом этого бессмысленного по своей жестокости преступления стал поселок Челябинского

Андрей Фефелов ТРОЙНОЕ ДНО

Из книги Газета Завтра 410 (41 2001) автора Завтра Газета

5. Заключение: тройное благословение (3:16–18)

Из книги Послания к Фессалоникийцам автора Стотт Джон

5. Заключение: тройное благословение (3:16–18) Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! 17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Б. Тройное единство.

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Б. Тройное единство. В библейском описании двуединой сущности человека есть одно исключение. В посланиях апостола Павла обычно говорится о единстве тела и духа. Но он также упоминает и о тройном единстве. Вот что он пишет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и

Тройное сходство

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

Тройное сходство В стихе 25 Иаков говорил, что мы должны исполнять совершенный закон. В следующих стихах (26 и 27) автор Послания, в свойственной ему манере, предлагает нашему вниманию очередной поворот темы. Мы читаем о трех признаках истинного благочестия: об обуздании

Тройное сальто

Из книги Вокруг света на «Полонезе» автора Барановский Кшиштоф

Тройное сальто На морских яхтах балласт располагают низко, что не позволяет им сильно накрениваться и вообще опрокидываться. Однако бывает, что яхта все же летит кувырком, словно безбалластный иол, причем это происходит только здесь - в большом Южном океане. Мне известно

Задачи, решаемые с помощью пропорций, по традиции изучаются в курсе арифметики 5–6 классов. Считается, что именно в этом возрасте учащиеся должны научиться решать пропорции, ознакомиться с двумя практически важными зависимостями - прямой и обратной пропорциональностями, научиться их различать и решать соответствующие задачи. Изучение пропорций и указанных зависимостей мало связано с потребностями самого арифметического курса или с потребностями обучения решению задач в 6 классе - в учебниках нет задач на прямую и обратную пропорциональность, которые нельзя было бы решить без пропорций. Однако, использование пропорций имеет большое значение для последующего изучения математики. В учебниках 6 класса часто и задачи на проценты предлагается решать с помощью пропорций. Хотя, на наш взгляд, решение задач на проценты не нуждается в применении пропорций.

Рассмотрим прием решения задач на пропорции, который, видимо, принадлежит учителям химии, утомленным плохим знанием учащимися процентных расчетов. Он сводится к совету: в записи

400 г раствора - 100 %

20 г соли - x %

отделите двумя чертами числовые данные в двух строках, сблизьте две черточки до получения знака
« = » и решите полученную пропорцию:

400 / 20 = 100 / х .

Иногда в процессе решения пропорция не фиксируется в явном виде. Например, в пособии для учащихся «500 задач по химии» (Просвещение, 1981) дана краткая запись решения:

б) 32 г серы соединяются с 32 г кислорода, а

х г » 8 г »

x = 32·8 / 32 = 8 (г).

в) 32 г серы соединяются с 48 г кислорода, а

х г » 8 г »

x = 32·8 / 48 = 5,33(г).

Как видим, здесь пропорции остались «за кадром», учащиеся могут умножать и делить числа «крест-накрест». Ничего предосудительного в таком способе оформления решения нет, им вполне можно пользоваться при решении большого числа однотипных задач на уроках химии. Правда, мы бы не стали применять громоздкий общий прием в очевидном случае «б» и использовать знак « = » вместо « ≈ » в случае «в». Но мы уверены, что если учащийся не разбирается в пропорциях и не может объяснить смысл своих действий, то решение задач по образцу дает мало пользы его для развития.

Химикам хорошо! Они имеют дело с прямой пропорциональностью. А учащиеся 6 класса (особенно пропустившие объяснение учителя) иногда приносят из дома такой способ решения первой задачи без пропорции: «перемножим числа крест-накрест: 20 умножим на 100, x – на 400, приравняем полученные результаты и найдем x ». Таких учащихся трудно учить применению пропорций, так как они считают более простым свой способ, но эта трудность легко снимается после попыток решать способом «крест-накрест» задачи на обратную пропорциональность.

Отметим, что правило «умножай и дели крест-накрест» сродни правилам, которые применяли в старину при решении арифметических задач. Воспользуемся этим обстоятельством и вернемся еще раз к истории вопроса. Но сначала уточним терминологию.

В давние времена для решения многих типов задач существовали специальные правила их решения. Знакомые нам задачи на прямую и обратную пропорциональность, в которых по трем значениям двух величин нужно найти четвертое, назывались задачами на тройное правило (простое тройное правило). Если же для трех величин были даны пять значений и требовалось найти шестое, то правило называлось пятерным. Аналогично для четырех величин существовало «семиричное» правило. Эти правила назывались еще задачами на сложное тройное правило.

Во вводной статье к первому параграфу нашей книги мы привели фрагмент из книги И. Бёшенштейна (1514 г.), в котором отражено почти мистическое отношение обучающих к тройному правилу, а само изложение материала имеет ярко выраженный рецептурный характер. Обучение по правилам было широко распространено и в России. Желая описать методику обучения решению задач времен Л.Ф. Магницкого, сошлемся на С.И. Шохор-Троцкого, который в своей «Методике арифметики для учителей средних учебных заведений» писал: «Насколько преизобиловали правилами книги по арифметике встарину – можно судить по весьма почтенному для своего времени труду Леонтия Магницкого… В книге первой… кроме множества правил о целых и дробных числах, изложены правила, называемые автором «подобными» (ныне называемые тройными)… автор различает: правило тройное в целых, правило тройное в долях, правило тройное сократительное, правило «возвратительное» (обратно-пропорциональное), правило пятерное, правило «семиричное»…, а затем, в виде применения этих правил, предлагает ряд «статей»: статью тройную торговую («в целых» и «в долях»), тройную торговую о куплях и продажах, тройную торговую в товарных овощах и «с вывескою» (то есть о вычислении тары товара), о «прикупах» и о «накладах», «вопросную» о тройном правиле, «вопросную же со времены», «деловую в тройном правиле», торговую «меновную в тройном правиле»…

Далее С.И. Шохор-Троцкий приводит фрагмент из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого, из которого хорошо видно, что рецептурный стиль изложения материала, характерный для более ранних европейских источников, в первом российском учебнике арифметики еще не был преодолен. В этом фрагменте, посвященном применению пятерного правила, сначала дается определение правила и пример на его применение (текст задачи здесь выделен курсивом), потом рецепт для получения ответа; в других случаях рекомендуется поступать так же.

«Пятерное правило есть, егда случаются таковые сметы творити, яже не могут иным чином или правилом уразуметися, токмо через сие пятерное или пятиперечневое, глаголется же и тройно-сугубое… понеже пять перечней [чисел] в правиле поставляется, а шестый изобретается…: некто име сто рублев в купечестве един год, и приобрете ими токмо 7 рублей, и паки отдал в купечество 1000 рублев на 5 годов, колико ими приобрящет, и ты твори сице, поставив почину тройнаго правила:

год год

100 –––––– 1 –––––– 7 –––––– 1000 –––––– 5

И умножай два перечня иже от левыя руки между собою, также прочыя три иже к правой руке, такожде между собою порядком умножай, и произведение их раздели тем произведением еже от дву первых произведеся: яко же зде». [там же]

О возможности использования задач такого рода в процессе обучения мы еще поговорим, а пока, следуя правилу, получим верный ответ:

(7·1000·5):(100·1) = 350 (р .).

Во времена С.И. Шохор-Троцкого еще сохранилась традиция решения задач по правилам. Наиболее известным учебником арифметики того времени был учебник А.П. Киселева (первое издание в 1884 г.). Чтобы читатель получил представление о методике изложения материала, связанного с задачами на тройное правило, в этом учебнике, смог представить себе практику обучения школьников решению задач на прямую и обратную пропорциональность в то время, приведем несколько выдержек из 9-го издания этого учебника (1896 г.). Наши комментарии в тексте выделены курсивом.

Простое тройное правило.

Задачи на это правило решаются способом пропорций или приведением к единице.

Задача. 8 аршин сукна стоят 30 руб.; сколько стоят 15 аршин этого сукна?

С п о с о б п р о п о р ц и й. Обозначим буквою x стоимость
15-ти арш. сукна и расположим числа так:

Количество аршин. Стоимость их.

8 арш. . . . . . . . 30 руб.

15 » . . . . . . . x »

Так как стоимость сукна пропорциональна количеству аршин, то

x : 30 = 15: 8.

Откуда: x = 30·15 / 8 = 56 1 / 4 руб.

П р и в е д е н и е к е д и н и ц е. Чтобы решить задачу этим способом, узнаем сначала, сколько рублей стоит 1 аршин (от этого самый способ наз. приведением к единице). Ход решения для ясности расположим строчками:

8 арш. стоят 30 руб.

1 арш. стоит 30 / 8 руб.

8 арш. стоят 30 / 8 · 15 = 56 1 / 4 руб.

Заметим, что изложить материал в учебнике можно было бы проще. Ведь второй способ решения задачи является всего лишь другой записью решения по действиям:

1) 30: 8 = 30 / 8 (руб.); 2) 30 / 8 15 = 56 (руб.)

Таким способом, но с выражением стоимости сукна в копейках, учащиеся должны были уметь решать задачу еще до изучения действий с дробями. Способ приведения к единице с намеренным сохранением сократимых дробей был необходим для изложения решения задачи на сложное тройное правило, для «окончательной формулы», для обучения школьников последовательному изменению сначала одной величины (как здесь), а потом и нескольких величин (как при решении задач на сложное тройное правило).

Также двумя способами (сначала с помощью пропорции, потом приведением к единице) решена и задача на обратную пропорциональность.

Способ решать такие задачи, в которых дано по одному соответствующему значению двух величин, прямо или обратно пропорциональных, а требуется найти , какое значение примет одна из них, если другая получит новое данное значение, наз. простым тройным правилом.

Далее приведена задача на сложное тройное правило, сложность которой превышает потребности первоначального обучения – здесь было бы достаточно взять три величины, а не четыре (то есть взять задачу на пятерное правило, как у Л.Ф. Магницкого, а не на «семиричное»).

Сложное тройное правило.

Задача. Для освещения 18 комнат в 48 дней издержано 120 фун. керосина, причем в каждой комнате горело по 4 лампы. На сколько дней достанет 125 фунт. керосина, если освещать 20 комнат и в каждой комнате будет гореть по 3 лампы?

С п о с о б п р о п о р ц и й. Расположим данные этой задачи в две строки:

20 » – х » – 125 » – 3 »

Если оставить без изменения число фунтов и ламп (эти величины взяты в скобки), то можно найти x 1 – число дней, соответствующих 20 комнатам, решив задачу на простое тройное правило.

18 комн. – 48 дн. – 120 фун. – 4 лампы

20 » – х 1 » – 120 » – 4 »

х 1 = 48·18 / 20 = 216 / 5 (дней).

20 комн. – 216 / 5 дня – 120 фун. – 4 лампы

20 » – х 2 » – 125 » – 4 »

х 2 = 216·125 / 5·120 = 45 (дней).

Теперь заменим 4 лампы на 3 лампы:

20 комн. – 45 дн. – 125 фун. – 4 лампы

20 » – х » – 125 » – 3 »

х = 45·4 / 3 = 60 (дней).

Способ решать такие задачи, когда данных величин более двух, наз. сложным тройным правилом.

П р и в е д е н и е к е д и н и ц е. … Расположим, для удобства, данные и искомое числа так, чтобы x стояло в последнем справа столбце:

20 » 125 » 3 » x »

Теперь узнаем, какое окажется число дней, если будет освещаться 1 комната, керосина будет 1 фунт и в каждой комнате будет 1 лампа. Это мы узнаем, приводя к 1 постепенно одно условие за другим.

18 комн. 120 фун. 4 лампы 48 дн.

1 » 120 » 4 » 48·18 »

1 » 1 » 4 » 48·18 / 120 »

1 » 1 » 1 » 48·18·4 / 120 »

Теперь будем постепенно заменять единицы числами, заданными в вопросе задачи:

1 комн. 1 фун. 1 лам. 48·18·4 / 120 дней.

20 » 1 » 1 » 48·18·4 / 120·20 »

20 » 125 » 1 » 48·18·4·125 / 120·20 »

20 » 125 » 3 » 48·18·4·125 / 120·20·3 »

Остается полученную формулу сократить и вычислить.

О к о н ч а т е л ь н а я ф о р м у л а. При достаточном навыке в решении задач на сложное тройное правило можно сразу писать окончательную формулу для x . Покажем, как это делается. Возьмем решенную выше задачу:

18 комн. – 48 дн. – 120 фун. – 4 лампы

20 » – х » – 125 » – 3 »

Число дней было бы 48, если бы освещалось 18 комнат; если бы освещалась только одна комната, то дней было бы 48· 18, а при освещении 20 комнат дней должно быть 48·18 / 20 (при одинаковых прочих условиях). Такое число дней было бы при условии 120 фунтов керосина; если бы керосина был 1 фунт, то число дней было бы 48·18 / 20·120 , а при 125 фунтах керосина оно должно быть 48·18·125 / 20·120 . Такое число дней было бы при условии 4-х ламп; при 1 лампе оно было 48·18·125·4 / 20·120 , а при 3 лампах оно должно быть:

x = 48·18·125·4 / 120·20·3 , или x = 48· 18 / 20 · 125 / 120 · 4 / 3 .

Правило. Чтобы получить искомое число, достаточно данное значение той же величины умножить последовательно на отношения данных значений остальных величин, беря отношение нового значения к прежнему, если величина прямо пропорциональна той, значение которой отыскивается, и прежнего значения к новому, когда величина обратно пропорциональна той, значение которой отыскивается.

Запоминать и безошибочно применять это правило было, видимо, не так уж просто. Обратим внимание на то, что к окончательной формуле предполагалось переходить «при достаточном навыке в решении задач на сложное тройное правило» двумя первыми способами. Стоит ли удивляться, что такое обучение было сложным и малополезным для учащихся, вызывало возражения у учителей и методистов. Так, например, в программе для I и II ступени семилетней школы единой трудовой школы 1921 года достаточно определенно записано: «Все же остальные «правила» представляют собою пережитки прошлого и чепуху даже не натуральную, а искусственную». И дальше: «Сложное тройное правило охватывает коллекцию искусственных задач, которые давно следует выбросить из школьного обихода вследствие их бессмысленности».

Столь резкая категоричность авторов программы, видимо, была связана не столько с самими задачами (их условия вполне можно было приблизить к опыту ребенка), сколько с малополезной методикой обучения школьников решению задач «по правилам». Приведенные выше фрагменты текста из учебника А.П. Киселева дают представление о методике изложения интересующего нас материала в дореволюционных учебниках. Заметим, что в переработанном в 1938 г. варианте учебника задачи на сложное тройное правило все же сохранились и разбору одной такой задачи – сразу на «семеричное» правило – посвящено чуть больше страницы учебника. Однако здесь рассматривается только «окончательная формула» и правило не формулируется. Очевидно, что это изменение не решило проблему использования задач рассматриваемого типа.

Лишь упростив методику использования такого рода задач, можно с пользой для дела сохранить в практике школы целый класс традиционных задач. Как мы увидим позже, многие из них могут иметь достаточно близкое к практике содержание, а проведение подготовительной работы при обучении решению задач на простое тройное правило и построение цепочки задач от простого к сложному повысят доступность задач этого типа. Правда, остается нерешенным вопрос: нужно ли обучать всех учащихся решению таких задач? Ответ на него зависит от того, в чем мы видим практическую ценность обучения решению текстовых задач – только в обучении решению встречающихся в практике задач или, кроме того, в развитии мышления школьников в процессе решения самых разнообразных, в том числе и искусственных, задач. Достижению второй цели вполне может способствовать использование в учебном процессе задач на сложное тройное правило. Разумеется, требование уметь решать такие задачи не может быть обязательным для всех учащихся, но участие в разборе их решение, тренировка в различении прямой и обратной пропорциональностей будут полезны каждому из них.

Что же касается использования задач на прямую и обратную пропорциональность в современных учебниках, то в учебнике Н.Я. Виленкина и др. прямой и обратной пропорциональным зависимостям отведен пункт 22. В нем содержится 18 задач. Причем, начиная с образцов в учебном тексте, соответствующие значения величин выражаются десятичными дробями или натуральными числами, отношения которых не выражаются целыми числами. Это затрудняет обучение. Кроме того треть задач – это задачи на проценты. При первоначальном обучении применению пропорций лучше разделить трудности: изучать пропорции отдельно от десятичных дробей и процентов. В следующих пунктах учебника время от времени встречаются задачи «на пропорцию», но их немного и большинство из них также легко решить без пропорций.

Таким образом, сами пропорции ненамного обогащают арсенал способов решения задач, используемых школьниками в процессе изучения всего курса математики 5–6 классов, а без нарастания сложности задачи на прямую и обратную пропорциональность не оказывают желаемого влияния на развитие школьников. На небольшом числе несложных однотипных задач не всегда удается достичь еще одной важной цели – научить школьников хорошо различать прямую и обратную пропорциональности.

Мы не утверждаем, что в былые времена задачи на прямую и обратную пропорциональность использовались намного эффективнее. Но все же более разнообразные задачи, включая задачи «на сложное тройное правило», оставляли учителю возможность для развития наиболее сильных учащихся. Вот почему мы рекомендуем учителям использовать в своей работе со всеми учащимися, особенно с наиболее подготовленными из них, эти теперь уже практически забытые задачи. Разумеется, мы упростим их включение в учебный процесс и внесем необходимые коррективы в методику обучения их решению. Мы вовсе не предлагаем учить всех школьников решению таких задач, как задача про керосиновые лампы, и именно таким способом, который был показан выше. Быть может, эту задачу надо сделать последней в цепочке задач, решая которые ученик сможет не только понимать решения, предлагаемые учителем, но и самостоятельно продвигаться вперед от простого к сложному. Такая работа была бы полезнее топтания на месте при решении однотипных задач одинаковой сложности, она позволила бы дать учащимся хорошую тренировку в различении прямой и обратной пропорциональности. С чего же надо начинать?

Во-первых, надо научить школьников решать пропорции. Основной способ их решения должен опираться на основное свойство пропорций. Когда эта цель будет достигнута, то можно показать использование свойств пропорций для упрощения их решения. Например, для решения пропорции
х / 5 = 1 / 10 можно правую и левую части равенства умножить на 5 или поменять местами средние члены пропорции.

Во-вторых, нужно научить школьников выделять в условиях задач две величины, устанавливать вид зависимости между ними.

В-третьих, нужно научить их по условию задачи составлять пропорцию.

Тем самым учащиеся освоят минимальный круг умений, предусмотренный действующей программой по математике. Только после этого для подготовки к решению более сложных задач на пропорциональные величины (сложное тройное правило) нужно показать учащимся способ решения изученных задач вообще без пропорций. Пусть требуется решить задачу:

– Со скоростью 80 км/ч товарный поезд прошел 720 км. Какое расстояние пройдет за то же время пассажирский поезд, скорость которого 60 км/ч?

Путь пропорционален скорости при постоянном времени движения, значит, с уменьшением скорости в 80 / 60 раза путь уменьшится в 80 / 60 раза.

720: 80 / 60 = 540 (км ).

Таким же приемом решается задача, если скорость не уменьшилась, а увеличилась, если величины не прямо, а обратно пропорциональны. Разумеется, первому применению этого приема должны предшествовать вопросы, задаваемые при решении предыдущих задач: во сколько раз увеличилась (уменьшилась) эта величина? Первые ответы на них должны выражаться целыми числами, а потом дробями, всегда получаемыми делением большего значения величины на меньшее. Только после того как учащиеся научатся определять, как изменится значение второй величины при соответствующем изменении первой, можно переходить к решению задач сначала с двумя величинами (тройное правило), потом с тремя и четырьмя величинами (сложное тройное правило).

Нѣтъ такого достаточно сильнаго выраженія, на которое поскупились бы составителя средневѣковыхъ ариѳметикъ, чтобы похвалить тройное правило. «Та строка тройная похвальная и лучшая строка изо всѣхъ иныхъ строкъ.» «Ее философы зовутъ золотою строкою». Въ нѣмецкихъ учебникахъ объ немъ отзывались, какъ о такомъ, которое «выше всѣхъ похвалъ», оно-«ключъ купцовъ». Такъ же и у французовъ оно слыло подъ именемъ règle dorée-золотого правила. Оно противополагалось цѣлой наукѣ-алгебрѣ.

За что же воздаются такія неумѣренныя похвалы отдѣлу, который въ наше время привыкъ занимать уже болѣе скромное мѣсто? Выяснить это очень интересно, и мы позволяемъ себѣ вернутъся немного назадъ и дать краткую характеристику цѣлей, которыя преслѣдовала ариѳметика съ древнихъ временъ.

Всякая наука въ первоначальной стадіи своего развитія вызывается практическими потребностями и стремится, въ свою очередь, имъ удовлетворить. Затѣмъ, въ зависимости отъ условій, при которыхъ она развивается, наука иногда довольно скоро, иногда болѣе медленно принимаетъ теоретическую окраску и на изучающихъ ее дѣйствуетъ образовательно, т.-е. совершенствуетъ ихъ душевыыя способности: умъ, чувство и волю: при медленномъ же ростѣ наука долго остается руководительницей мастерства, сообщаетъ одно только умѣнье, даетъ человѣку механическіе навыки и придаетъ ему черты машинальности. И то и другое направленіе испытала ариѳметика. Съ одной стороны греческіе ученые видѣли въ ариѳметикѣ болѣе всего образовательный элементъ; они постоянно ставили вопросы «почему?» и «зачѣмъ?», всегда искали основанія и вывода; ученики греческихъ школъ углублялись въ суть науки, думали надъ ней, и потому изученіе дѣйствовало на нихъ образовательно-развивающимъ образомъ. Съ другой стороны, индусы смотрѣли на ариѳыетику скорѣе со стороны искусства, они не любили вопроса «почему?», но у нихъ основнымъ вопросомъ всегда былъ: «какъ это сдѣлать?» Направленіе индусовъ перешло къ арабамъ, а оттуда въ средневѣковую Европу. Въ ней оно встрѣтило чрезвычайно радушный пріемъ, и почва для него оказалась вполнѣ благодарной: послѣ великаго переселенія народовъ и при безпрерывно продолжающихся войнахъ нечего было и думать о развитіи точной, частой, отвлеченной науки, а въ пору было ограничиться ея прикладной частью, достаточно было только учить «какъ дѣлать», а не «почему такъ дѣлать». И вотъ практическая окраска осталась за ариѳметикой на долгое время, почти до нашихъ дней, в вмѣстѣ съ тѣмъ изученіе ея было узко-механическимъ: безъ выводовъ, разъясненій, безъ углубленія въ основанія; повсюду въ учебникахъ встрѣчалось «такъ дѣлай», «дѣлать надо такъ», и ученику оставалосъ только затверживать и примѣнять къ дѣлу; у нашего Магницкаго тоже встрѣчается рядъ характерныхъ выраженій «зри сице», «зри изобрѣтенія»; положимъ, среди этихъ выраженій у него есть «умствуй и придетъ», но какъ именно умствовать, на то дается очень мало намековъ. Сообразно практическому значенію ариѳметики, въ ней особенно выдѣлялось и цѣнилось все, что можетъ принести непосредственную выгоду, доставить заработокъ.

«Хто сію мудроеть знаетъ», говорится въ русской ариѳметикѣ XVII вѣка, «можетъ быть у государя въ великой чти и въ жалованьи; по сей мудрости гости по государствамъ торгуютъ и во всякихъ товарѣхъ и торгѣхъ силу знаютъ и во всякихъ вѣсѣхъ и мѣрахъ и въ земномъ верстаніи и въ морскомъ теченiи зѣло искусни, и счетъ изъ всякаго числа перечню знаютъ».

Но какая же часть ариѳметики можетъ болѣе дать практическихъ, непосредствеено приложимыхъ навыковъ, какъ не рѣшеніе задачъ? Поэтому всѣ старанія средневѣковыхъ авторовъ направлялись къ тому, чтобы собрать какъ можно больше задачъ и при томъ самаго разнообразнаго житейскаго содержанія. Тутъ были задачи а о продажѣ, и о покупкѣ, о векселяхъ и о процентахъ, о смѣшеніи, объ обмѣнѣ; пестрота была ужасная и разобраться во всей массѣ задачъ не представлялось нікакой возможности. Чтобы хоть нѣсколько сгруппировать и ввести нѣкоторую систему и порядокъ, пытались распредѣлить всѣ задачи по отдѣламъ или типамъ. Это мысль, конечно, хорошая, но выполнялась она, обыкновенно, очень неудачно, а задачи распредѣлялись не по способамъ ихъ рѣшенія, какъ бы слѣдовало, а по ихъ содержанію, т. е. по внѣшнему виду; напр., былъ особый видъ задачъ о собакахъ, догоняющихъ зайца, о деревьяхъ, о дѣвицахъ и т. п.

Рѣшеніе задачъ съ раздѣленіемъ по ихъ содержанію не пріносило почти никакой пользы, потому что нисколько не помогало тому, чтобы лучше понимать рѣшеніе. Да и понимать-то, по мнѣнію старинныхъ авторовъ, едва-ли нужно было.

«Это ничего», утѣшаетъ бывало наставникъ своихъ питомцевъ: «что ты ничего не понимаешь, ты и впереди также многаго не будешь понимать».

Вмѣсто пониманія рекомендовалось не заноситься, а выучивать наизусть все, что задаютъ, и потомъ стараться примѣнять это къ дѣлу, т. е. къ примѣрамъ, а вся сила пониманія сосредоточивалась не на томъ, чтобы уяснить выводъ правила, а на болѣе скромномъ-на томъ, какъ примѣнить общее правило къ примѣрамъ.

И вотъ тройное правило являлось выдающимся и заслуживающимъ особеннаго вниманія во многихъ отношеніяхъ. Во-первыхъ, кругъ его задачъ довольно обширенъ, во-вторыхъ, самое правило выражается довольно просто и ясно, и въ третьихъ, примѣнить это правило было сравнительно нетрудно. За всѣ эти достоинства ему и дали названіе «золотог», «ключа купцовъ» и т. п.

Тройное правило получило начало у индусовъ, тамъ его задачи рѣшались большею частію приведеніемъ къ единицѣ. Арабскій ученый Альхваризми (IX в. по Р. X.) относилъ его къ алгебрѣ. Леонардо Фибонначи, итальянецъ XIII в. по Р. X., посвящаетъ тройному правилу особый отдѣлъ подъ названіемь: ad majorem guisam, гдѣ даются задачи на вычисленіе стоимости товаровъ. Примѣръ: 100 rotuli (пизанскій вѣсъ) стоятъ 40 лиръ, что стоятъ 5 rotuli? Уcловіе записывалось такъ:

Правило предписывало рѣшать эту задачу слѣдующимъ порядкомъ: произведеніе 40 на 5 дѣлить на 100.

Особенное вниманіе, стали удѣлять тройному правилу съ ХVІ-го вѣка, т. е. съ тѣхъ поръ, какъ европейская торговля и промышленность сразу двинулись впередъ, благодаря важнымъ изобрѣтеніямъ и открытію новыхъ странъ. Но это не мѣшало разрабатывать эту главу совершенно неудовлетворительно, по крайней мѣрѣ, съ нашей точки зрѣнія. Прежде всего опредѣлялось правило чисто внѣшнимъ сбразомъ « задача состоитъ изъ трехъ чиселъ и даетъ собою четвертое число подобно тому, какъ если поставить три угла дома, то этимъ самымъ ужъ опредѣлится 4-й уголъ; второе число надо умножить на 3-е, и что получится, то раздѣлить на 1-е число». Такое опредѣленіе не могло не вести къ сбивчивости, и прежде всего являлся вопросъ: что считать первымъ числомъ, и всякія ли задачи съ тремя данными числами можно рѣшать тройнымъ правиломъ? Разъяснять это недоразумѣніе учебники не считали нужнымъ. Кромѣ того, рѣшались задачи не только съ цѣлыми числами, но и съ дробями, и въ иныхъ ариѳметикахъ онѣ располагались такъ непослѣдовательно, что задачи съ дробными числами на тройное правило помѣщались раньше главы о дробяхъ, потому что и все тройное правило шло раньше ариѳметики дробныхъ чиселъ.

Послѣ тройного правила съ цѣлыми числами и дробями излагалось особое правило «сократительное», въ которомъ разъяснялось, какъ можно сокращать нѣкоторыя данныя числа, а потомъ уже шло правило «возвратительное»; это былъ очень сбивчивый отдѣлъ, къ которому принадлежали вопросы съ обратной пропорціональностью, и авторамъ учебниковъ никакъ не удавалось разграничить, какія задачи относятся къ этой группѣ; ученикамъ приходилось полагаться на свою собственную догадку и довольствоваться смекалкой. Въ XV и ХXII вв. объясненіе давалось въ родѣ слѣдующаго: «Если мѣра зерна стоитъ 1½ марки, то на 1 марку даютъ два пуда хлѣба; сколько пудовъ хлѣба дадутъ на марку, если мѣра зерна стоитъ 1¾ марки; рѣшаемъ тройнымъ правиломъ, получится

но понятливый смекнетъ, что когда зерно вздорожаетъ, то хлѣба будутъ давать меньше, а не больше, поэтому вопросъ надо перевернуть, будетъ

Въ подобномъ духѣ трактуетъ и Магницкiй (1703 г.)

«Правило возвратительное есть, егда потреба бываетъ въ заданіи третій перечень поставляти вмѣсто перваго: потребно же сіе въ гражданскихъ частыхъ случаяхъ, якоже рещи на прикладъ: нѣкій господинъ призвалъ плотника и велѣлъ дворъ строити, давъ ему двадцать человѣкъ работниковъ: и спросилъ, въ коливо дней построитъ тои его дворъ, онъ-же отвѣща, въ тридцать дней; а господину надобно въ 5 дней построити весь, и ради того спросилъ паки плотника, коликихъ человѣкъ достоитъ имѣти, дабы съ ними ты построилъ дворъ въ 5 дней, и той плотникъ недоумѣяся вопрошаетъ тя ариѳметиче: колико человѣкъ ему достоитъ имѣти, чтобъ построить ему той дворъ въ 5 дней, и аще ты начнеши творити по чину тройного правила просто; то во-истинну погрѣшиши; но подобаетъ ти не тако: 30-20-5, но сице превративъ: 5-20-30; 30 X 20=600; 600: 5=120».

За тройнымъ правиломъ шло пятерное, за нимъ семерное. Легко догадаться, что это частные случаи сложнаго тройного правила, именно когда по 5 или 7 даннымъ, находящимся между собою въ пропорціональной зависимости, отыскивается 6-е или 8-е, имъ соотвѣтствующее число, иначе сказать: пятерное правило требуетъ 2-хъ пропорцій, а семерное трехъ. Пятерное правило объяснялось въ ХVІІІ вѣкѣ такъ:

имъ производятся такія вычисленія, которыхъ нельзя произвести по другому правилу; въ немъ дается 5 чиселъ, и по нимъ отыскивается шестое искомое число; напр., нѣкто пустилъ въ оборотъ сто рублей, и они принесли ему прибыли 7 р., спрашивается, сколько прибыли онъ получилъ бы съ 100 р. на 5 лѣтъ;
рѣшается такъ: 100-1-7-1000-5, перемножь два лѣвыхъ числа, а также перемножь 3 правыхъ числа и послѣднее произведеніе раздѣли на первое, будетъ въ отвѣтѣ 350, столько рублей прибыли дастъ 1000 р. въ теченіе 5 лѣтъ.

Простое и сложное тройное правило распредѣлялись обыкновенно въ XVI-XVIII вв. на массу мелкихъ отдѣловъ, которые носили очень замысловатыя названія, въ зависимости отъ содержанія задачъ. Вотъ эти названія по Магницкому: a «тройное торговое правило», т. е. вычисленіе стоимости купленнаго товара; b «тройное торговое о купляхъ и продажахъ»,-то же, что и предыдущее, но только посложнѣе; c «тройное торговое въ товарныхъ овощахъ и съ вывѣскою», когда приходится дѣлать вычетъ за посуду и вообще оболочку; d «о прибыли и убыткѣ»; e «статья вопросная въ тройномъ правилѣ», въ ней задачи очень разнообразнаго содержанія, по большей части съ обратной пропорціональностью; f «статья вопросная со временемъ», гдѣ спрашивается высчитать продолжительность работы, пути и т. п.

Въ началѣ ХІХ-го вѣка было предложено Базедовымъ еще измѣненіе въ тройномъ правилѣ и опять въ ту-же самую сторону машинальнаго, безсознательнаго навыка. Этотъ нѣмецкій педагогъ задался цѣлью еще болѣе упростить рѣшеніе задачъ на тройное правило тѣмъ, что еще сильнѣе уменьшить разсужденіе при ихъ рѣшеніи и замѣнить его письмомъ готовой формулы. Онъ совѣтуетъ располагать данныя числа 2 столбцами: въ лѣвомъ пишется неизвѣстное количество и всѣ тѣ числа, которыя должны войти въ числители формулы, а въ правомъ-всѣ множители, составляющіе знаменателя. Примѣръ: для продовольствія 1200 человѣкъ въ теченіе 4 мѣсяцевъ требуется 2400 центнеровъ муки; на сколько человѣкъ 4000 центнеровъ выйдетъ въ 3 мѣсяца? Пишемъ 2 столбца:

и получаемъ формулу отвѣта

Почему числа 1200, 4000 и 4 вошли въ числителя, а 2400 и 3-въ знаменателя? На это можно отвѣтить такимъ правиломъ: въ числителя входитъ число, однородное съ искомымъ, т. е. въ нашемъ случаѣ число 1200; кромѣ того въ него же входятъ всѣ тѣ числа второго условія {4000 · 4), которыя прямо пропорціональны искомому; если же они обратно пропорціональны, какъ въ нашемъ примѣрѣ 3, то они замѣняются соотвѣтствующнми числами 1-го условія (4-мя).

Вотъ все, что мы можемъ сообщить объ историческомъ развитіи тройного правила. Изъ всего сказаннаго можно сдѣлать заключенiе, которое годится для нашего времени. Средневѣковая ариѳметика, съ ея стремленіемъ давать только правила и пропускать выводы, съ ея механическимъ рѣшеніемъ вопросовъ, имѣла слишкомъ большое вліяніе на всю послѣдующую школьную жизнь, и настолько большое, что слѣды его проявляются на каждомъ шагу и въ наше время. Какъ бы мы ни старались отряхнутьоя отъ традиціи, освободиться отъ привычки, но онѣ слишкомъ тѣсно насъ охватили и слишкомъ крѣпко къ намъ привлеились, чтобы ихъ можно было отбросить безъ остатка. Наша школа все еще повинна въ механическомъ заучиваніи ариѳметики, безъ достаточнаго участія сознательности. Тройное правило служитъ хорошимъ доказательствомъ этого. Нерѣдко забываетъ наша средняя и низшая школа, что она призвана давать общее образованіе, а не готовить бухгалтеровъ, конторщиковъ, счетчиковъ и т. п. Между тѣмъ ремесленные пріемы итальянцевъ и нѣмцевъ, стремившихся не развить человѣка, а сдѣлать изъ него счетную машину, примѣняются нерѣдко и теперь. Къ чему всѣ эти правила: тройное, смѣшенія и т. д.? Какой цѣли они должны удовлетворять? Они должны являться выводомъ изъ рѣшенныхъ задачъ, а не предшествовать рѣшенію задачъ; вредно рѣшать задачи по предварительно усвоенному правилу, но надо стараться доходить до отвѣта свободнымъ личнымъ соображеніемъ. Однимъ словомъ, правило не надо понимать въ видѣ рецепта, который достаточно запомнить, чтобы по нему приготовлять разныя мудреныя рѣшенія; но имъ слѣдуетъ дорожить только какъ выводомъ, къ которому приходитъ ученикъ: если ученикъ не можетъ сдѣлать этого вывода, то это значитъ, что задачъ взято мало, или онѣ расположены не систематично, и эту ошибку надо поправить болѣе систематическимъ расположенiемъ задачъ; если ученикъ дѣлаетъ не такой полный и обстоятельный выводъ, какой хотѣлось бы учителю, то лучше удовольствоваться имъ, чѣмъ заставлять разучивать правило, навязанное учебникомъ: оно скоро забудется и не окажетъ развивающаго дѣйствія, такъ какъ необходимымъ качествомъ математическаго вывода должна быть самостоятельность, а необходимьмъ условіемъ сознательности должно быть тѣсное связываніе всѣхъ частей курса, почему и не можетъ имѣть мѣста механическое вкладываніе въ голову отдѣльныхъ кусковъ, усвояемыхъ памятью.

Часть третья

ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ПОМОЩИ ПРОПОРЦИЙ и
СПОСОБОМ ПРИВЕДЕНИЯ К ЕДИНИЦЕ.

ОТДЕЛ VIII..

§ 50. Сложное тройное правило.

2661. 45-ти каменщикам за шестидневную работу заплачено 216 рублей; сколько следует заилатить 30-ти каменщикам, работавшим 8 дней?

2662. 5 насосов в течение 3 часов выкачали 1800 ведер воды. Сколько воды выкачают 4 таких же насоса в продолжение 4 часов?

2663. 25 работников вырыли в 12 дней канал, длиною в 36 сажен. Какой длины канал могли бы вырыть 15 таких же работников в 10 дней?

2664. Капитал в 100 рублей в 12 месяцев приносит 6 рублей прибыли. Сколько прибыли принесет капитал в 8600 рублей в 4 месяца?

2665. С прямоугольного поля, длиною 40 сажен и шириною 30 сажен, собрано 6 четвертей 2 четверика овса. Сколько овса собрано с другого поля, длина которого равна 96 саженям и ширина 50 саженям, если условия посева и урожая для обоих полей были одинаковы?

2666. На 15 пар платья пошло 45 аршин сукна шириною в 1 арш. 14 вершков. Какой ширины было другое сукно, если его пошло 60 аршин на 10 таких же пар платья?

2667 .18 работников, занимаясь в день по 7 часов, окончили некоторую работу в 30 дней и получили за это 201 руб. 60 коп. 14 работникав, занимаясь ежедневно по 4 часа, за исполнение другой работы получили 67,2 рубля. Предполагая, что плата рабочему той и другой партии за час была одинакова, определить, сколько дней работала вторая партия рабочих.

2668. За провоз 420 пудов товара по железной дороге на расстояние 24 верст заплачено 2 руб. 52 копейки. Согласно этому расчету, за провоз 50 пудов товара по Николаевской железной дороге, от Петербурга до Москвы, следовало бы заплатмть 7 руб. 61 1 / 4 коп. Найти длину этой дороги.

2669. 155 пассажирских билетов второго класеа, взятые на проезд по железной дороге от Парижа до Руана, стоят 1488 франков. Зная, что цена 10 билетов второго класса, взятых на проезд 4 километров, равна 3 франкам, и что 16 километров составляют 15 верст,-выразить в верстах длину железной дороги между Парижем и Руаном.

2670. Если колесо машины, приготовляющей железную проволоку, будет делать 60 оборотов в минуту, то эта машина изготовит 240 арш. проволоки в течение 3 часов 20 минут. Во сколько времени она изготовит 33 1 / 8 сажени проволоки, если колесо будет делать 41 2 / 3 оборота в минуту?

2671. С прямоугольного поля, которого длина 125 сажен и ширина 0,08 версты, собрано 12 1 / 2 четвертей пшеницы; таким образом, расчет показал урожай сам-шесть. С другого прямоугольного поля, которого длина равна 0,3(9) версты, было собрано 8 1 / 3 четверти пшеницы, что составило урожай сам-пять. Предполагая, что условия посева того и другого поля были одинаковы определнть ширину второго поля.

2672. Каменная плита, длиною 5,(3) фута, шириною 0,8(3) фута и толщиною 2 5 / 8 дюйма, весит 4,2 пуда. Другая плита из того же камня, как и первая, весит 7 пудов 35 фунтов и занимает в ширину 15 дюймов и в толщину 2 вершка. Какой длины вторая плита?

2673 . Железная полоса, длиною в 2 аршина, шириною в 1 1 / 2 дюйма и толщиною в 2 / 3 дюйма, весит 0,4375 пуда. Сколько будет весить железная полоса, длина которой равна 2 футам, ширина 1 3 / 7 вершка и толщина 0,16666.... фута?

2674. 36 работников, занимаясь ежедневно по 12 часов 30 минут, построили деревянный дом в 30 дней. По скольку часов в день должны заниматься 27 работииков, чтобы построить такой же дом в 50 дней?

2675. Длина коридора 6 саж. 2 арш. 9 1 / 7 вершка, ширина 1,4(9) саж. и высота 5,(3) ярда (уаrd-английская мера длины). Атмосферный воздух, содержащийся в коридоре, весит 17 пуд. 34 фунт. Воздух, наполняющий комнату, смежную с коридором, весит 11,9 пуда. Зная, что 0,58(3) ярда = 0,75 арш., и что высота комнаты равна 5 5 / 7 арш., и ширина ее составляет 0,945 высоты,-вычислить длину этой комнаты.

2676. За освещение лестницы дома 6-ью газовыми рожками, горевшими в течение 40 вечеров, по 6 часов 12 минут каждый вечер, заплачено в газовое общество 22 руб. 32 копейки. На другой лестнице горело 5 таких же рожков в течение 60 вечеров, за что и было заплачено 27 рублей. По скольку часов каждый вечер горел газ на второй лестнице?

2677 . На 4 лампы, которые зажигались каждый вечер на 7 1 / 2 часов, в течение 30 вечеров израсходовано 2,25 пуда керосину. Во сколько вечеров будет израсходовано 1,8 пуда керосину, если каждый вечер будут зажигаться 5 таких же ламп на 4 часа 30 минут?

2678 . 32 каменщика, работая ежедневно по 8 1 / 2 часов, в 42 дня сложили кирпичную стену длиною в 10 сажен, толщиною в 7 1 / 2 вершков и высотою в 1 сажень 3,5 фута. Во сколько дней 40 каменщиков, одинаковой силы с первыми, работая ежедневно по 6,8 часа, сложат кирпичную стену длиною в 15 сажен, толщиною в 0,9375 аршина и высотою в 2 1 / 2 аршина?

2679. Длина почтовой дороги между Витебском и Орлом равна 483 верстам; один путешественник проехал это расстояние в 7 дней, находясь в городе по 10 часов каждый день и проезжая по одному и тому же числу верст в час. Другой путешественник выехал из Витебска в Могилев и, находясь в дороге ежедневно по 12 часов, совершил свой путь в 4 дня. Сколько верст от Витсбска до Могилева, если известно, что второй путешественник проезжал 10 верст в то же самое время, в какое первый проезжал 23 версты?

2680. Кирпич (клинкер), длиною 0,375 аршина, шириною 3 вершка и толщиною 1 1 / 2 вершка, весит 10 фунтов 38,4 золотника. Сколько будет весить прямоугольной формы кусок мрамора, которого длина равна 8,75 дюйма, ширина 2 1 / 4 вершка и толщина 2 вершкам, при чем известно, что мрамор в 1 1 / 2 раза тяжелее кирпича?

2681. 25 ткачей, занимаясь в день по 8 1 / 3 часа, соткали в 32 дня 120 аршин полотна, шириною в 1 арш. 5 1 / 3 вершка. Во сколько дней 40 ткачей, занимаясь ежедневно по 4 часа 10 минут, соткут 320 аршин полотна шириною 0,75 аршина?

2682. Капитал 1200 рублей в 8 месяцев принес 40 рублей прибыли; во сколько времени 100 руб. принесут 5 руб. прибыли?

2683. Капитал 30000 рублей через 7 1 / 2 месяцев принес 1125 рублей прибыли. Сколько прибыли приносят каждые 100 рублей этого капитала в течение 1 года?

2684. Капитал в 24400 рублей в течение 10 месяцев принес 1525 рублей прибыли. Какой надо иметь капитал, чтобы он, находясь в обороте при одинаковых условиях с первымсоставил в течение 2 1 / 2 месяцев 1250 рублей прибыли?

2685. 54 землекопа, работая в день по 10 часов, сделали в 33 дня насыпь, длиною в 124 сажени, шириною в 1 сажень 2 1 / 2 аршина и высотою в 6 3 / 4 фута. Сколько надо нанять землекопов, чтобы онн, занимаясь ежедневно по 7 1 / 2 часов, сделали в 30 дней насыпь, длнною в 0,31 версты, шприною в 7 1 / 3 арш. и высотою в 3 6 / 7 аршина?

2686. 48 землекопов, работая ежедневно по 9 часов 20 минут, сделали в 55 дней земляной вал, длиною в 40 1 / 3 сажени, шириною в 4 1 / 2 аршина и высотою 7 аршин. Какой высоты сделают вал 40 землекопов в 64 дня, работая ежедневно по 6 часов 45 минут, если длина вала будет равна 44 саженям и ширина 1 сажени?

2687 . На отопление квартпры 6-ю печами в течение 2 месяцев 10 дней израсходовано 14 сажен сосновых дров. На сколько времени достанет 10-ти сажен березовых дров для отопления квартиры 8-мью печами, если количество тепла, издаваемое каждою печкою, должно быть то же самое, как и для первой квартиры, и если 9 сажен сосновых дров дают столько же тепла сколько и 7 1 / 2 сажен березовых?

2688. С прямоугольного поля, имеющего в длину 2 версты и в ширину 1 1 / 2 версты, при урожае сам-27, было собрано столько сахарной свекловицы, что из нее было добыто на заводе 937 1 / 2 пудов сахару. С другого поля, имевшего в ширину 400 сажен, при урожае сам-18, бьгла собрана свекловица, из которой добыто 250 пудов сахару. Предполагая, что условия посева и качество свекловицы для обоих полей были одинаковы, найти длину второго поля.

2689. 4 писца, занимаясь ежедневно по 7 1 / 2 часов, в 15 дней переписали 225 листов, при чем на каждой странице средним числом было по 32 строки. Сколько писцов нужно нанять, чтобы они, занимаясь ежедневно по 5 часов 20 минут, могли в 9 дней переписать 64 листа, помещая средним числом по 36 строк на каждой странице?

2690. 3 трубы в продолжение 4 1 / 2 часов наполнили водоем, длиною в 1 саж. 2 арш., шириною в 1,5 аршина и глубиною в 3 2 / 3 фута. До какой глубины наполнят другой водоем 4 трубы в течение 5,4 часа, если длина этого водоема равна 1 саж. 2 5 / 8 фута, ширина 1,2 арш., и если каждая из первых труб вливает 16 ведер воды в то же время, в какое каждая из последних вливает 9 ведер?

2691 . 22 ткача, занимаясь в день по 10 часов, в 30 дней приготовили 120 кусков полотна. Сколько нужно нанять таких ткачей для того, чтобы они, занимаясь в день по 7 1 / 2 часов, в 40 дней могли приготовить 300 кусков полотна, при чем длина каждого из этих кусков должна быть в 1 1 / 10 раза более длины первых, а ширина должна составлять 0,8(3) ширины первых?

2692. Для продовольствия некоторого числа солдат достанет запаса хлеба на 60 дней, если каждому солдату ежедневно будет выдаваться по 2 1 / 2 фунта. На сколько дней достанет 3 / 4 этого запаса, если число солдат будет уменьшено на 3 / 8 прежнего числа, а ежедневная порция каждого будет увеличена на 1,25 фунта.?

2693. Пятнадцать работников и 12 работниц, занимаясь ежедневно по 10 часов 30 минут, сняли с поля хлеб в 12 дней. Во сколько дней 21 работник и 8 работниц, занимаясь в день по 8,4 часа, уберут хлеб с поля, длина которого относится к длине первого, как 0,3: 1 / 5 , и которого ширина относится к ширине первого, как 0,51: 0,5(6),-если при том известно, что сила мужчииы относится к силе женщины, как 0,2(6) : 0,1(9)?

2694. Для выкачнвания воды из бассейна были поставлены 3 больших и 5 малых насосов, которые, действуя вместе, могли бы вылить всю воду в 6 часов. По прошествии 2 1 / 2 часов их совместного действия, два больших насоса испортились и были тотчас же заменепы 5-ью малыми. Зная, что сила каждого малого насоса относится к силе каждого большого, как 2 1 / 2: 4 1 / 6 определить, сколько всего часов пошло на выкачивание воды из бассейна.

2695. На постройку стены дома употреблено 4215 кирпичей, из которых каждый был длиною 10 1 / 2 дюйм., шириною 5,25 дюйм. и толщиною 2 5 / 8 дюйма. Для того, чтобы построить другую стену, были употреблены кирпичи, из которых каждый был длиною 5 1 / 2 вершков, шириною 3 1 / 3 вершка и толщшюю 1 1 / 4 вершка. Сколько пойдет этих кирпичей на постройку второй стены, если ее длина равна 0,8(3) длины первой, толщина в 1,1 раза более толщины первой, и высота составляет 0,(5) высоты первой стены?

2696. Двадцать пять человек, занимаясь ежедневно по 5 часов, в 15 дней успели сделать 0,(27) некоторой работы. Сколько человек нужно еще нанять, чтобы они, занимаясь вместе с первыми по 8 1 / 3 часа в день, могли окончить остальную часть той же работы в 20 дней?

ШВЕЦОВ К.И., БЕВЗ Г.П.
СПРАВОЧНИК ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ
АРИФМЕТИКА, АЛГЕБРА, 1965


1. Простое тройное правило. Из задач на пропорциональные величины наиболее часто встречаются задачи на так называемое простое тройное правило. В этих задачах даны три числа и требуется определить четвертое, пропорциональное к ним.

Задача 1. 10 болтов весят 4 кг. Сколько весят 25 таких болтов? Такие задачи можно решать несколькими способами.

Решение I (способом приведения к единице).

1) Сколько весит один болт?

4 кг: 10 = 0,4 кг.

2) Сколько весят 25 болтов?

0,4 кг · 25 = 10 кг.

Решение II (способом пропорций). Так как вес болтов прямо пропорциональный их количеству, то отношение весов равно отношению штук (болтов). Обозначив искомый вес буквой х, получим пропорцию:

х : 4 = 25: 10,

(кг)

Можно рассуждать и так: 25 болтов больше 10 болтов в 2,5 раза. Следовательно, они тяжелее 4 кг тоже в 2,5 раза:

4 кг · 2,5 = 10 кг.

Ответ. 25 болтов весят 10 кг.

Задача 2. Первое зубчатое колесо делает 50 об/мин. Второе зубчатое колесо, сцепленное с первым, делает 75 об/мин. Найти число зубьев второго колеса, если число зубьев первого равно 30.

Решение (способом приведения к единице). Оба сцепленные зубчатые колеса передвинутся за минуту на одинаковое число зубьев, поэтому число оборотов колес обратно пропорционально числу их зубьев.

50 обор. - 30 зуб.

75 обор. - х зуб.

х : 30 = 50: 75; (зубьев).

Можно рассуждать и так: второе колесо делает оборотов в 1,5 раза больше первого (75: 50 = 1,5). Следовательно, оно имеет зубьев в 1,5 раза меньше первого:

30: 1,5 = 20 (зубьев).

Ответ. 20 зубьев.

2. Сложное тройное правило. Задачи, в которых по данному ряду соответствующих друг другу значений нескольких (более двух) пропорциональных величин требуется найти значение одной из них, соответствующее другому ряду данных значений остальных величин, называют задачами на сложное тройное правило.

Задача. 5 насосов в течение 3 ч выкачали 1800 ведер воды. Сколько воды выкачают 4 таких насоса в течение 4 ч?

5 нас. 3 ч - 1800 вед.

4 нас. 4 ч - х вед.

1) Сколько ведер воды выкачал 1 насос в течение 3 ч?

1800: 5 = 360 (ведер).

2) Сколько ведер воды выкачал 1 насос в течение 1 ч?

360: 3 = 120 (ведер).

3) Сколько воды выкачают 4 насоса за 1 ч?

120 · 4 = 480 (ведер).

4) Сколько воды выкачают 4 насоса за 4 ч?

480 · 4 = 1920 (ведер).

Ответ. 1920 ведер

Сокращенное решение по числовой формуле:

(ведер).

Задача. Разделить число 100 на две части прямо пропорционально числам 2 и 3,

Эту задачу следует понимать так: разделить 100 на две части, чтобы первая относилась ко второй, как 2 к 3. Если обозначить искомые числа буквами х 1 и х 2 то эту задачу можно сформулировать и так. Найти х 1 и х 2 такие, чтоб

х 1 + х 2 = 100,

х 1: х 2 = 2: 3.