Зачем нас пугают войной.

Что стоит за милитаристской кампанией кремлевской пропаганды

Кампанию по драматизации военной угрозы приписывают пиарщикам Сергея Шойгу

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

В последние недели информационный фон в России стал более тревожным. Практически каждый день идут сообщения о все новых учениях по гражданской обороне. В Санкт-Петербурге жителям определили пайку в 300 граммов хлеба в случае военного времени. В Свердловской области проверяют сирены оповещения на случай чрезвычайных ситуаций. В Москве инспектируют готовность бомбоубежищ, а в одной из столичных школ учительница начала пугать детей угрозой войны со стороны США (после скандала учительницу уволили). Гибель ополченца Арсена Павлова с позывным «Моторола» в ДНР стала центральной темой гостелеканалов и прокремлевских СМИ на несколько дней, а Госдума в первый же месяц своей работы под аплодисменты депутатов приняла постановление о приостановке соглашения с США по утилизации плутония.

И это при том, что аналитики говорят: общество устало от перманентной мобилизации, начавшейся весной 2014 года с присоединения Крыма и продолжившейся войной на Донбассе. Низкая явка на выборы в Госдуму показала снижающийся интерес людей к политике, а бывший глава Минобороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) в интервью «Коммерсантъ-Власть» недавно признался, что «мода» на помощь Донбассу прошла: пожертвований и гуманитарной помощи стало меньше по сравнению с прошлым годом примерно в десять раз.

Создается ощущение диссонанса между, казалось бы, всесильной властной пропагандой и общественными настроениями. Опрошенные Znak.com эксперты говорят о том, что «перегрев есть», но существует несколько выгодоприобретателей от риторики нагнетания военной угрозы.

«Нагнетание психоза идет не только в России»

Глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что российская информационная картина дня — отражение мировой повестки: многие страны сейчас пытаются предельно обострить полемику и поднять ставки в большой геополитической игре.

«Говорить о том, что нагнетание психоза и усиление фобий идет только в России, мне кажется неверным. Нагнетание идет ежедневно в тех же Штатах, Великобритании, Германии, Польше, Литве, Латвии, на Украине. Все стороны постоянно повышают ставки, и таким образом идет информационная раскрутка опасных тем по спирали. Психологическая война стала важной частью и даже смыслом войны информационной. Можно провести аналогию с ситуацией перед Карибским кризисом, когда стороны тоже занялись повышением ставок, и всё чуть не закончилось катастрофой мирового масштаба. Сейчас многие упустили шанс избежать эскалации, и со всех сторон идет жесткое давление. Сказывается и психологический настрой элит, и механизм самоубеждения. Но, повторюсь, что нельзя говорить об одностороннем информационном нагнетании со стороны России. Например, военные США на днях акцентировали тему военных подразделений в странах Балтии. Зачем они это делают? Они же понимают, что отсутствие зеркального ответа на такие их сигналы - тоже сигнал. Сигнал слабости», — рассуждает Чеснаков.

Кто бы ни стал президентом США, он (или она) должен понимать: Путин - крутой парень

О том, что адресат российской риторики во многом внешний, говорит и профессор МГИМО, руководитель кафедры по связям с общественностью Валерий Соловей. Внешняя цель — продемонстрировать миру «крутость» российского руководства, его готовность ко всему, чтобы тем самым вынудить Запад пойти навстречу, считает профессор Соловей. Что касается внутренних целей такой пропаганды, то она помогает власти управлять обществом, поддерживая его в «подогретом состоянии» и заодно отвлекая от внутренних проблем, продолжает он. При этом «перегрев» уже есть.

«У пропаганды просто нет другой выигрышной повестки. Точно так же в своё время страну "перекормили" Украиной. К этому можно добавить заметное исчерпание пропагандистских эффектов вообще. Холодильник атакует телевизор», — говорит Соловей.

«Пропаганда работает в инерционном режиме»

Это его наблюдение совпадает с позицией собеседника Znak.com, неоднократно имевшего отношение к формированию информационной политики страны. По словам собеседника издания, сейчас у кремлевской повестки наблюдается своеобразный кризис жанра: старые темы муссируются в инерционном режиме, новых тем и указаний нет — поэтому, к примеру, такое освещение получила гибель ополченца Моторолы.

Администрация президента сейчас замерла в ожидании реформирования, произошла смена руководства, поэтому частично утрачен тотальный контроль над медиа — создается ощущение, что инициативу перехватили «ястребы» из Совбеза, считает глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Пристальное внимание, которое государственные СМИ уделили гибели ополченца Моторолы, - тоже часть милитаризации информпространства

Сергей Аверин/РИА Новости

Павловский считает, что нынешний бесконечный сериал про подготовку к войне не мог получиться у медиа случайно и что «продюсеры» сериала, с одной стороны, поддерживают перед будущим американским президентом образ «безумного парня», с другой стороны, — создают в обществе эффект «отпугивающей мобилизации». Он нужен, чтобы у людей не было даже соблазна «подсмотреть, что происходит во власти».

«За забором раздаются громкие взрывы, вспышки петард, рычание, железный грохот. А на самом деле там идет бюрократическая перестановка, поиск дополнительных источников для бюджета и тому подобное. Если это вывести на экран, это будет производить депрессивное впечатление. При этом есть ощущение половинчатости ведения всей этой агрессивной кампании — она слишком назойлива, но недостаточно убедительна, поэтому возникает впечатление раздвоения на самом верхнем уровне. Может статься, что инициатива сейчас у совбезовской команды, которая всегда рада продемонстрировать военную риторику, при этом с гражданскими людьми они по поводу кампании даже не советуются и не заботятся о политических последствиях. Ощущение, что прямого указания президента Владимира Путина на такую кампанию нет», — считает Павловский.

Бюджеты, Минобороны, МЧС

Собеседник Znak.com, близкий к администрации президента, считает, что демонстративные учения МЧС — это пиар самого ведомства. По его словам, стоит учитывать летний слух о присоединении этой структуры к министерству обороны и не лучшие показатели по борьбе с лесными пожарами в этому году.

Политолог Глеб Кузнецов также склонен придерживаться пиар-объяснения происходящего, однако, по его оценкам, за нынешней информационной кампанией мобилизации может стоять министерство обороны.

«Министр обороны Сергей Шойгу — большой руководитель, при этом внимательно относящийся к пиару. Сейчас идет бюджетный процесс, и у его ведомства есть в этом свой интерес. Если посмотреть, кто разгоняет информационную войну, обнаружится, что за этим часто стоят информповоды, которые относятся к рядовым действия МЧС и Минобороны — те же учения. На этом фоне подаются новости про пайку хлеба и так далее, и создается кампания, подчеркивающая значимость министерства обороны. Проблема в том, что кампания в итоге производит не лучшее впечатление. Одно дело, когда, к примеру, Минздрав проводит кампанию по повышению информированности населения о СПИДе. А вот когда по тем же лекалам проводится кампания Минобороны по повышению обеспокоенности населения угрозой Третьей мировой войны, это совсем другое. Есть ощущение, что чувство меры и вкуса пиарщикам ведомства изменило, потому что идет череда избыточных сообщений. Это все вызывает совсем не тот эффект, на который изначально было рассчитано», — считает Кузнецов.

«Все-таки хочется верить, что чем больше они говорят о войне, тем больше они сами ее боятся — это похоже (с поправкой на нашу интеллигентность, конечно) на Ким Чен Ына, который грозит ядерной бомбой просто потому, что в Северной Корее так принято, а не потому, что хочет воевать. Есть представление, что военная риторика удобна для внутренней мобилизации и оправдания текущих трудностей, но так ли это, никто не знает — российская власть сама экспериментирует и смотрит, что у нее получается. Пока нет оснований делать выводы, что милитаризм себя оправдывает», — считает журналист.

Россия и США, с одной стороны, воюя в Сирии против террористов, с другой стороны, отстаивая свои интересы на Ближнем Востоке, вдруг как-то незаметно встали на пороге войны друг с другом… Самое страшное, что о реальности третьей мировой войны говорят не тихонько, в кулуарах, цитируя редкие высказывания политиков и экспертов, а трубят на всю, как бы готовя россиян к неизбежности этой войны. «МОЁ! Online» решило разобраться, для чего это делается, и к каким страшным последствиям может привести эта пропаганда.

1. Почему все говорят, что Россия готовится к войне?

В последнее время в федеральных СМИ в буквальном смысле развернулась милитаристская пропаганда. Причём государство нет-нет, да и подбрасывает очередной повод поговорить о войне. Вот лишь несколько таких «тонких намёков на толстые обстоятельства».

В сентябре по всей стране прошли масштабные военные учения с привлечением чиновников. Даже губернатор Алексей Гордеев оделся в военную форму и взялся за автомат. В Москве провели инвентаризацию всех бомбоубежищ, с радостью отрапортовав, что их хватит на всех. В начале октября СМИ бурно обсуждали беспрецедентное увеличение секретных расходов федерального бюджета на оборонку. Тем временем в Питере власти на полном серьёзе утвердили суточную норму хлеба на случай войны. Прибалты и поляки с ужасом восприняли новость, что Россия разместила комплексы «Искандер-М» с ядерными боеголовками в Калининградской области, поближе к границам с Европой.

Губернатор Алексей Гордеев на учениях на полигоне Погоново 20 сентября. Фото с сайта облправительства

Дополняется вся эта картина периодически звучащими комментариями из уст первых лиц России и США, от которых волосы встают дыбом. К примеру, начальник штаба сухопутных войск США Марк Милли заявил, что «военный конфликт между США и Россией практически гарантирован». А член Общественной палаты РФ, доверенное лицо президента РФ Сергей Марков в одном из интервью заявил: «Война может начаться даже до ноябрьских выборов в США. Лично я планирую запастись 200 банками свиной тушёнки, чтобы быть готовым к потенциальному военному кризису, и всем советую сделать то же самое».

2. Чем опасна милитаристская пропаганда для непуганого войной поколения?

А ведь всё началось два года назад, когда в разгар обострения отношений России и Запада на фоне ситуации на Украине, телеведущий программы «Вести недели» Дмитрий Киселёв заявил в эфире федерального канала, что «Россия — единственная страна в мире, способная превратить США в радиоактивный пепел». Тогда эти слова многих резанули по ушам. Спустя два года про ядерную войну говорят уже спокойно.

Вообще слово «война» в современном обиходе многих россиян почему-то потеряло свой сакральный изначальный смысл чего-то страшного и мерзкого. Даже в советское время, в разгар холодной войны, гонку ядерных вооружений было принято называть «ядерным безумием». Сегодня российские ракетные комплексы стали предметом какого-то нездорового популистского интереса масс. Установки С-300 ласково называют «трёхсоточки»; ролики на «Ютубе» о том, как работает самая мощная ядерная ракета в мире «Сатана», собирают миллионы просмотров и сотни восхищённых комментариев; а недавно одна из мебельных фабрик начала выпускать детские кроватки в виде зенитно-ракетных комплексов «Бук»…

К войне стали относиться с какой-то диковатой бравурностью и лёгкостью. Налепить на машину наклейку с надписью «1941 — 1945 — можем повторить» стало едва ли не высшим проявлением патриотизма. А ведь, если задуматься, что повторить? Страшнейшую войну в истории нашей страны? Голод и разруху? 27 млн жертв советского народа?!

Как справедливо указывает «Газета.Ru» , «проблема в том, что поколение невоевавших россиян (последний опыт по-настоящему серьёзной войны был у родившихся в 1950-х — начале 1960-х участников афганской кампании), да ещё и по уши увязшее в официальной милитаристской пропаганде, может свалиться в войну случайно, помимо собственной воли».

3. Кому выгодна тема войны?

Наиболее реальная версия — игры Кремля мускулами перед Западом в борьбе за сферы мирового влияния. Известно, что к 2020 году в США будет создана глобальная система ПРО, что сильно подорвёт российский потенциал «массированного ядерного возмездия». Поэтому для Кремля желательно результативно разрешить противостояние с США в течение ближайших нескольких лет. Оптимальный вариант — договориться о новых условиях сосуществования. Худший вариант, как пишет политолог Георгий БОВТ, «укладывается в «философию питерской улицы»: если чувствуешь, что драка неизбежна, бей первым».

Лидер партии «Яблоко», оппозиционер Григорий ЯВЛИНСКИЙ считает, что истерия грядущей войны нужна властям, чтобы поддерживать напряжение в обществе: мол, «в трудное время живём, вот-вот может случиться война, а потому скажите спасибо, что хоть так живём».

4. Есть ли Воронеж в списке ядерных целей США?

Список целей для ядерных бомбардировок США в Центральной России, 1956 год

Мы не хотим лишний раз нагнетать обстановку. Но чтобы никому не повадно было рассуждать в духе «Можем повторить» или наслаждаться роликами с запуском баллистических ракет, мы попытались порассуждать, что же будет с нами в случае третьей мировой войны, и насколько смертоносной окажется эта война.

В списке ядерных целей Америки от 1956 года, который недавно рассекретил Архив национальной безопасности США, на Воронежскую область должны были сбросить 5 ядерных бомб — три из них на сам Воронеж, ещё по одной — на Борисоглебск и Россошь.

Последние открытые данные о стратегических целях США в случае ядерной войны относятся к 2001 году. В список целей входят 207 объектов на территории России. Это части ПВО и стратегических ядерных сил, хранилища Росрезерва, хранилища и центры изготовления ядерного оружия, аэродромы стратегической авиации, базы флотов, ракетные базы, телекоммуникационные центры и ретрансляторы. Согласно расчётам от такого ядерного удара погибли бы 8 — 12 млн человек. Попали в американский список целей и три объекта в Воронежской области: аэродром «Балтимор», части ПВО, дислоцирующиеся в регионе, и база хранения ракетно-ядерного вооружения под Борисоглебском.

5. Что произойдёт с городом при ядерном взрыве?

По данным Пентагона, на сегодняшний день у России количество стратегических ядерных боеголовок, готовых к запуску, составляет 1 796, что на 429 штук больше, чем у США (1 367). Но даже если бы у обеих стран было всего по 300 ядерных боеголовок, этого уже было бы достаточно для взаимного уничтожения обоих государств.

Существующая система ПРО (противоракетной обороны) при массированном ядерном ударе — всё равно что хлипкая сеть против косяка крупных рыб. Пара рыбёшек в ней запутаются, но основной косяк прорвёт её. А мощность многих современных водородных бомб в сотни раз больше, чем мощность двух ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Так что 3 бомбы по списку целей США от 1956 года — это даже излишне. Для превращения такого города, как Воронеж, в «радиоактивный пепел» (цитируя Дмитрия Киселёва), достаточно будет одной.

По аналогии с брошюрой МЧС «Мероприятия по ситуации «Атомная тревога». Штабы Гражданской обороны Москвы» мы решили смоделировать, что же будет с Воронежем, если бомба (не дай Бог!) упадёт, скажем, в районе площади Ленина?

*В эпицентре взрыва возникает световая вспышка, по яркости многократно превосходящая наблюдаемый солнечный свет. В течение 0,03 - 0,04 сек. вспышка оформляется в ослепительную светящуюся сферу 1,5 — 2 км в диаметре, с температурой 10 - 20 млн градусов С. Она покрывает центр города, куда входит ж/д вокзал, район площади Заставы, цирк и Адмиралтейская площадь, причем всё входящее в это пространство, мгновенно перестает существовать, переходя в плазменное состояние.

*В радиусе 3 - 4 км (Северный мост, Ленинский проспект, Московский проспект (до ул. 45-й Стрелковой дивизии) и ул. 9 Января до пивзавода) мгновенно испаряются и испепеляются все объекты органического происхождения, непосредственно открытые прямому тепловому излучению взрыва (неукрытые люди, животные, растения, деревянные части строений, обращённые в сторону взрыва). Плавятся, испаряются, мгновенно сгорают асфальтовые дорожные покрытия, металлические ограды, кровли и части конструкций зданий, бетонные и кирпичные стены.

*В радиусе 20 - 25 км (аэропорт, Семилуки, Новая Усмань, Масловка, Шилово, Гремячье и т. д.) вспыхивают все обращённые в сторону взрыва и доступные прямому тепловому излучению деревянные, пластиковые, окрашенные поверхности, растения. Прогорают металлические крыши, оплавляются бетон, кирпич, стекло, металл, камень. Сгорают оконные рамы, плавятся провода, загорается асфальт. Зона активного пожара мгновенно охватывает весь город и ближайшие пригороды. Водохранилище попросту испаряется. Ударная волна спровоцирует аварию на Нововоронежской АЭС, расположенной в 42 км от площади Ленина, что приводит к не менее разрушительным последствиям.

Как видите, шансы пережить такой взрыв у жителей города практически равны нулю, только если кто-то в момент взрыва не будет находиться в надёжном подземном укрытии. Но даже в этом случае выживших, скорее всего, ждёт медленная мучительная смерть от последствий взрыва и радиации.

Вот меня удивляет, зачем меня постоянно пугают? и ведь не только меня? Неужели кому-то легче жить, зная, что теперь кто-то сидит и боится?
Наша жизнь и так полна страхов. С рождением детей я вообще приобрела кучу страхов. Боюсь машин, трамваев, в каждом встречном вижу маньяка и т. д. и т. п. Думаю мамочки меня поймут.
Но кто-то решил что и этого мне мало. Идем мы по улице. Подходит какая-нибудь старушка, которая приметила нас еще из далека и скакала через лужи и газоны. И начинается. "Вот вам буклетик. почитайте. Скоро будет конец света и все погибнут. В библии вот написано..." и понеслась. Я спросила раз, а что делать чтоб этого избежать? Ответа не оказалось. только снова пальцем в слова про то, что все погибнут.. Уже как вижу бабульку, с фанатичным взглядом прыгающую через лужу - готовлю ответ. "Я знаю, скоро конец света". И мне вот интересно, им что, действительно хочется, чтоб я закопалась в какой-нибудь бункер и сидела там в ожидании этого самого конца света? лично я в него не верю. вернее толкую иначе.. да и при учете, что такие бабульки лезут исключительно к мамочкам с маленькими детьми.. чего они добиваются?
Потом мы заходим домой. Открываю интернет. Страницы пестрят сообщениями и статьями о пожарах, автокатастрофах, маньяках, пьяных драках. и ни одной статьи о чем-то хорошем. А чего мне, как маме двоих детей, стоят статьи о ЮЮ и реформе образования? А уж комментарии к ним, большей частью надуманные и раздутые до невероятных размеров... Девочки, поверьте, никому ваши дети не нужны. Брошенных деток и так девать не куда. Если ваш ребенок одет, обут, накормлен, не забитый и не забытый - то вам бояться нечего. максимум, чего можно бояться - периодических проверок. а чего их бояться - если у вас все в порядке? а о реформах - конечно, они пугают. но я сама пытаюсь разобраться, и понимаю, что бояться всего не стоит. в худшем случае - я могу обучить своих детей сама.
Включаю телевизор. Новости - это вообще что-то с чем-то. После просмотра новостей, как мировых, так и местных, я понимаю, что спасение есть только на другой планете. Разбиваются машины одна за другой, мир полон неадекватных людей, которые так или иначе вредят людям, эпидемии, природные бедствия, пожары, катастрофы, страшные редкие болезни, террористы.. я согласна, это есть, но ведь все не так плохо? а где праздники? где счастливые моменты излечения от старшных болезней? почему не показывают ничего хорошего?
у меня крестная во франции живет. она раз специально весь день смотрела новости. по ее словам самая страшная новость - дикие кабанчики потоптали часть урожая. все. и они не живут в неведении. знают пр все страшные ужасные катастрофы. но все же больше места карнавалам, обзорам положительных событий и жизни хороших людей.

А нас постоянно запугивают. сложно жить в постоянном страхе. тем более когда его круглосуточно подпитывают.
Радуйтесь жизни. Она лучше, чем нам ее показывают!

Последние недели СМИ трубили о том, что 12 октября может случиться конец света. Якобы рядом с Землей пролетит гигантский астероид, который может уничтожить планету.

Пока человечество еще живо, мы решили побеседовать с заведующий отделом исследований Солнечной системы Института астрономии РАН Валерием Шематовичем о том, зачем нас постоянно пугают концом света и есть ли такой астероид, который действительно грозит уничтожить Землю.

Валерий Шематович

Валерий Иванович, вы же точно слышали про этот опасный гигантский астероид, который должен 12 октября вызвать конец света - есть ли в этом хоть щепотка правда?

Астероид действительно пролетел мимо Земли, около 7 часов утра по московскому времени. Пролетел он относительно близко к Земле, но близко - это 50 тысяч километров. Размеры его порядка 13 метров, этот астероид открыли еще в 2014 году, он пролетал мимо нас и раньше, ученые за ним наблюдают и знают его орбиту. По большому счету это самое обычное событие, мимо Земли пролетает много разных малых тел.

Тогда почему СМИ выделили именно это событие? Ведь об этом астероиде начали говорить чуть ли не за год до сегодняшнего дня.

По-видимому общественность после летнего сезона возбудилась и ждет сенсаций. Я почитал в интернете, там было много сообщений о том, что он якобы упадет на Землю. Как видите, не упал - пролетел мимо без каких-либо последствий.

Кто врет про конец света

Как вы считаете, кто запускает эти слухи о конце света? Средства массовой информации или может сами астрономы, желая прославиться?

В прессе часто звучат сообщения о том, что на Землю упадет тот или иной огромный астероид, который вызовет масштабные разрушения, конец света и тому подобное, но это все испорченный телефон. Не думаю, что это идет от астрономов - они профессионалы и не станут рисковать репутацией. Обычно это идет от прессы, которая берет информацию астрономов, передергивает цифры и сгущает краски. Есть специальная программа астероидно-каметной опасности, которая следит за околоземным пространством и всеми объектами, пролетающими мимо Земли. В случае если такой объект очень сильно сблизится с Землей, ученые первым делом предупреждают МЧС и жителей, а не пишут в СМИ. Но обычно вероятность столкновения с Землей очень мала.


Фото: Pixabay.com

- А бывали случаи, когда реальная опасность действительно возникала?

Конечно, Челябинский метеорит, например. Его падение астрономы, правда, не смогли предсказать. Проблема в том, что он прилетел со стороны Солнца, а оно светит так ярко, что наблюдать небо в направлении Солнца довольно сложно. Но астрономы сейчас как раз заняты разработкой таких систем, которые предупреждали бы о приближении таких объектов со стороны Солнца. Сегодняшний астероид шел не со стороны Солнца, поэтому мы хорошо знали его орбиту.

Когда будет конец света на самом деле

- Существуют ли такие астероиды, которые в ближайшие месяцы или годы могут упасть на Землю?

Да они падают довольно часто, но это в основном маленькие объекты, которые либо полностью, либо почти полностью сгорают в атмосфере. Вот эти красивые «падающие звезды» - это как раз следствие их входа в атмосферу. А вот объекты размером больше 10 метров не успевают сгореть и производят шикарное зрелище - на Алтае недавно упал метеорит, в Канаде. Но последствия таких взрывов мизерны.

- А такие, которые могут нести реальную опасность для Земли?

Существует целый каталог объектов, о которых мы знаем. В ближайшие лет 10 из этих известных нам объектов ничто не будет нам угрожать. Но мы знаем не все - в космосе много объектов, которые еще не зафиксированы. Поэтому по-настоящему опасный новый объект может появиться совершенно неожиданно.

- Может ли вообще столкновение с астероидом привести к концу света или это из области фантастики?

Нет, это вовсе не фантастика. Есть такие объекты, которые могут быть очень опасны. Ученые о них думают. Есть такой астероид Апофис, и шли разговоры в научном сообществе, что в 2022 году он может очень близко от Земли пролететь, и если упадет, то последствия будут фатальные. Но ученые уточнили его орбиту и угроза его столкновения с Землей стала исчезающе мала. Он может когда-то еще лет через 50 оказаться на более опасной орбите, но пока мы можем спать спокойно.

Ну хорошо, а если все же астрономы обнаружат гигантский астероид, который скоро рухнет на Землю, то что делать дальше? Как к этому подготовиться?

Вопрос в том, за сколько времени астрономы смогут узнать о столкновении и предупредить всех. Что-то сделать с астероидом, приближающимся к Земле, мы не можем, зато мы сможем рассчитать примерно тот регион, куда он может упасть, и объявить массовую эвакуацию. На данный момент мы можем предупредить людей о том, куда именно упадет космический объект, не менее чем за 4-5 часов, а то и за сутки до падения. Этого времени вполне достаточно, чтобы вывезти людей.

В последние недели информационный фон в России стал более тревожным. Практически каждый день идут сообщения о все новых учениях по гражданской обороне. В Санкт-Петербурге жителям определили пайку в 300 граммов хлеба в случае военного времени. В Свердловской области проверяют сирены оповещения на случай чрезвычайных ситуаций. В Москве инспектируют готовность бомбоубежищ, а в одной из столичных школ учительница начала пугать детей угрозой войны со стороны США (после скандала учительницу уволили). Гибель ополченца Арсена Павлова с позывным «Моторола» в ДНР стала центральной темой гостелеканалов и прокремлевских СМИ на несколько дней, а Госдума в первый же месяц своей работы под аплодисменты депутатов приняла постановление о приостановке соглашения с США по утилизации плутония.

И это при том, что аналитики говорят: общество устало от перманентной мобилизации, начавшейся весной 2014 года с присоединения Крыма и продолжившейся войной на Донбассе. Низкая явка на выборы в Госдуму показала снижающийся интерес людей к политике, а бывший глава Минобороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) в интервью «Коммерсантъ-Власть» недавно признался, что «мода» на помощь Донбассу прошла: пожертвований и гуманитарной помощи стало меньше по сравнению с прошлым годом примерно в десять раз.

Создается ощущение диссонанса между, казалось бы, всесильной властной пропагандой и общественными настроениями. Опрошенные Znak.com эксперты говорят о том, что «перегрев есть», но существует несколько выгодоприобретателей от риторики нагнетания военной угрозы.

«Нагнетание психоза идет не только в России»

Глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что российская информационная картина дня — отражение мировой повестки: многие страны сейчас пытаются предельно обострить полемику и поднять ставки в большой геополитической игре.

«Говорить о том, что нагнетание психоза и усиление фобий идет только в России, мне кажется неверным. Нагнетание идет ежедневно в тех же Штатах, Великобритании, Германии, Польше, Литве, Латвии, на Украине. Все стороны постоянно повышают ставки, и таким образом идет информационная раскрутка опасных тем по спирали. Психологическая война стала важной частью и даже смыслом войны информационной. Можно провести аналогию с ситуацией перед Карибским кризисом, когда стороны тоже занялись повышением ставок, и всё чуть не закончилось катастрофой мирового масштаба. Сейчас многие упустили шанс избежать эскалации, и со всех сторон идет жесткое давление. Сказывается и психологический настрой элит, и механизм самоубеждения. Но, повторюсь, что нельзя говорить об одностороннем информационном нагнетании со стороны России. Например, военные США на днях акцентировали тему военных подразделений в странах Балтии. Зачем они это делают? Они же понимают, что отсутствие зеркального ответа на такие их сигналы - тоже сигнал. Сигнал слабости», — рассуждает Чеснаков.

О том, что адресат российской риторики во многом внешний, говорит и профессор МГИМО, руководитель кафедры по связям с общественностью Валерий Соловей. Внешняя цель — продемонстрировать миру «крутость» российского руководства, его готовность ко всему, чтобы тем самым вынудить Запад пойти навстречу, считает профессор Соловей. Что касается внутренних целей такой пропаганды, то она помогает власти управлять обществом, поддерживая его в «подогретом состоянии» и заодно отвлекая от внутренних проблем, продолжает он. При этом «перегрев» уже есть.

«У пропаганды просто нет другой выигрышной повестки. Точно так же в своё время страну "перекормили" Украиной. К этому можно добавить заметное исчерпание пропагандистских эффектов вообще. Холодильник атакует телевизор», — говорит Соловей.

«Пропаганда работает в инерционном режиме»

Это его наблюдение совпадает с позицией собеседника Znak.com, неоднократно имевшего отношение к формированию информационной политики страны. По словам собеседника издания, сейчас у кремлевской повестки наблюдается своеобразный кризис жанра: старые темы муссируются в инерционном режиме, новых тем и указаний нет — поэтому, к примеру, такое освещение получила гибель ополченца Моторолы.

Администрация президента сейчас замерла в ожидании реформирования, произошла смена руководства, поэтому частично утрачен тотальный контроль над медиа — создается ощущение, что инициативу перехватили «ястребы» из Совбеза, считает глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Павловский считает, что нынешний бесконечный сериал про подготовку к войне не мог получиться у медиа случайно и что «продюсеры» сериала, с одной стороны, поддерживают перед будущим американским президентом образ «безумного парня», с другой стороны, — создают в обществе эффект «отпугивающей мобилизации». Он нужен, чтобы у людей не было даже соблазна «подсмотреть, что происходит во власти».

«За забором раздаются громкие взрывы, вспышки петард, рычание, железный грохот. А на самом деле там идет бюрократическая перестановка, поиск дополнительных источников для бюджета и тому подобное. Если это вывести на экран, это будет производить депрессивное впечатление. При этом есть ощущение половинчатости ведения всей этой агрессивной кампании — она слишком назойлива, но недостаточно убедительна, поэтому возникает впечатление раздвоения на самом верхнем уровне. Может статься, что инициатива сейчас у совбезовской команды, которая всегда рада продемонстрировать военную риторику, при этом с гражданскими людьми они по поводу кампании даже не советуются и не заботятся о политических последствиях. Ощущение, что прямого указания президента Владимира Путина на такую кампанию нет», — считает Павловский.

Бюджеты, Минобороны, МЧС

Собеседник Znak.com, близкий к администрации президента, считает, что демонстративные учения МЧС — это пиар самого ведомства. По его словам, стоит учитывать летний слух о присоединении этой структуры к министерству обороны и не лучшие показатели по борьбе с лесными пожарами в этому году.

Политолог Глеб Кузнецов также склонен придерживаться пиар-объяснения происходящего, однако, по его оценкам, за нынешней информационной кампанией мобилизации может стоять министерство обороны.

«Министр обороны Сергей Шойгу — большой руководитель, при этом внимательно относящийся к пиару. Сейчас идет бюджетный процесс, и у его ведомства есть в этом свой интерес. Если посмотреть, кто разгоняет информационную войну, обнаружится, что за этим часто стоят информповоды, которые относятся к рядовым действия МЧС и Минобороны — те же учения. На этом фоне подаются новости про пайку хлеба и так далее, и создается кампания, подчеркивающая значимость министерства обороны. Проблема в том, что кампания в итоге производит не лучшее впечатление. Одно дело, когда, к примеру, Минздрав проводит кампанию по повышению информированности населения о СПИДе. А вот когда по тем же лекалам проводится кампания Минобороны по повышению обеспокоенности населения угрозой Третьей мировой войны, это совсем другое. Есть ощущение, что чувство меры и вкуса пиарщикам ведомства изменило, потому что идет череда избыточных сообщений. Это все вызывает совсем не тот эффект, на который изначально было рассчитано», — считает Кузнецов.

Война как состояние души

Политолог Станислав Белковский говорит, что нынешняя агрессивная риторика имеет объяснение не в сфере политики, а в сфере психоанализа.

«Путин находится сейчас в состоянии, когда война оправдывает его существование. Ему все наскучило, наскучил российский народ, готовый верить во что угодно и голосовать за него, что бы он ни делал. Поэтому состояние конфликта для него стало необходимым. При этом он идет на информационное обострение в преддверии выборов в Америке, зная, что, в отличие от него, американские политики зависимы от избирателей. Это — логика дуэли», — говорит Белковский.

Журналист Олег Кашин также склонен к психологическому объяснению мотивов нынешней информационной кампании.

«Все-таки хочется верить, что чем больше они говорят о войне, тем больше они сами ее боятся — это похоже (с поправкой на нашу интеллигентность, конечно) на Ким Чен Ына, который грозит ядерной бомбой просто потому, что в Северной Корее так принято, а не потому, что хочет воевать. Есть представление, что военная риторика удобна для внутренней мобилизации и оправдания текущих трудностей, но так ли это, никто не знает — российская власть сама экспериментирует и смотрит, что у нее получается. Пока нет оснований делать выводы, что милитаризм себя оправдывает», — считает журналист.