Золотая пора очей очарованье. «…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Цели:

  • Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени.
  • Познакомиться с новыми литературными приёмами, позволяющие автору передать всю полноту чувств.

План урока

(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1 , Приложение 2 ).

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:

1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)

Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.

(Читает ученик.)

– Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? (Основная задача лирического произведения – передать чувства).
– Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).
– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)
– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)

– А теперь прочитаем вслух.

(Читают 2–3 ученика.)

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают про себя.)

– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)

– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное , автор получает совершенно другой образ.
– Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)


В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

Багрец –
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)
– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.)
– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.

Прощальная краса . Вот ещё одно словосочетание.

– Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)

Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.

Физкультминутка

(Исполняется под музыку.)

– А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой ).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.

(Чтение учащимися про себя)

– Давайте представим образный ряд, выраженный именами существительными. Назовите их. (Леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы).
– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы.

(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).

Физкультминутка

(Ещё один способ запомнить стихотворение, прочитать его при помощи мимики и жестов).

Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)
Приятна мне твоя прощальная краса(машем рукой – имитируем “прощай”)
Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)
В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох)
И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)
И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

– Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему (схема не мелькает, а находится на экране вся).

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на с.70;
  2. Вырезать осенний лист и на нём:

1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно стихотворение;
2-й вариант – написать самому стихотворение об осени.

Итог урока

– Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.

1. Какие произведения называются лирическими?

а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?

а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных предложений;
б) наличие большого количества глаголов;
в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

4. Что такое оксюморон?

а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;
б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

– Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.

____________________________________
____________________________________

– Передайте ваши ответы, они будут оценены, но чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим тест сейчас (проверка на слайдах).

Рефлексия

  • поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;
  • поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;
  • и лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.

– Спасибо за работу на уроке.

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

Державин.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Знаменитое стихотворение «Осень» (в иной редакции «Октябрь уж наступил...») знает каждый в нашей стране. Возможно, не наизусть, но пару строк обязательно. Или хотя бы некоторые фразы, в особенности те, что стали крылатыми. Да вот хотя бы эта: «Унылая пора! Очей очарованье!» Кто еще мог так сказать? Конечно же, Александр Сергеевич Пушкин! Осенняя пора - очей очарованье… Посмотрите, как тонко подмечено... Что могло воодушевить человека, даже если он очень одарен, написать такое трогательное произведение? Просто осень? Или нечто большее?

Родовое имение

Осенью 1833 года в Болдино, село, расположенное недалеко от Нижнего Новгорода, приезжает известный человек, автор знаменитейших по сей день произведений, русский гений, литературный реформатор - А. С. Пушкин. Осенняя пора, очей очарованье… Он любит это место, он боготворит сезон, дарующий ему не только вдохновение, но и физическую крепость. Имение, которое посетил знаменитый поэт, - родовое.

«Осень»

Произведение «Осень» считается неоконченным, состоящим из 11 полных восьмистиший и начатой двенадцатой. В стихах он описывает свое мировосприятие во время пребывания в Болдино. Тишина, возможность забыться, даже отречься от мира, для того чтоб дать волю мыслям и мечтам... Только работа - кипящая, самозабвенная, всепоглощающая...

Именно так чувствовал себя воодушевленный Осенняя пора - очей очарованье - захватывала автора, заставляя яркими красками слов прорисовывать каждый миг увядания окружающей природы. Поэт описывает быт и уклад уездных имений, собственное времяпрепровождение.

Рассказывает он и о своем отношении к временам года, подробно аргументируя ту или иную точку зрения. Восторженные слова автор относит не только к осени, но и к зиме с ее забавами и красотами. Своими ощущениями с читателями делится в простой форме Пушкин.

Осенняя пора, очей очарованье, столь нелюбимая многими, но покорившая его сердце, заставляет чувствовать необходимость оправдываться перед остальными, доказывая и объясняя свое восторженное отношение, столь разительно отличающееся от мнения большинства других людей.

Первый визит в Болдино

Первый раз в Нижегородскую область Пушкин попал в канун своей свадьбы. Автор застрял в Болдино на три месяца. Великолепная осенняя пора - очей очарованье, как писал Пушкин, - вдохновила его на плодотворный труд. В тот период из-под пера русского классика вышла целая серия знаменитейших по сей день произведений, в том числе и "Сказка о попе и его работнике Балде".

Второй визит

В следующий раз (осенью 1833 года) Пушкин едет в село намеренно, он уже воспринимает его не как родовое имение, а как кабинет для творчества. Он торопится туда, несмотря на то, что в Петербурге его ждет красавица-жена, и дома он не был уже очень давно. Пушкин задержался в Болдино всего на полтора месяца, но за это время он подарил миру несколько сказок и не один стих.

Осенняя пора! Очей очарованье!.. Знаете ли вы, как прекрасна Болдинская осень? Она не может не покорить своей красотой.

Все, кто хоть раз побывыли в тех местах, испытывают те же чувства, что и Пушкин, но выразить их столь красноречиво дано далеко не всем. Возможно, это и не нужно. Ведь у нас есть его «Осень».

P.S.

В тот же период Пушкин дал жизнь и столь известному сочинению, как «История Пугачева». В Болдино автор закончил работу над произведением, переписав его набело. Там же была начата работа над циклом «Песни западных славян». Должно быть, писатель не преувеличивал, когда писал, что именно осенью он ощущает прилив вдохновения:

"... И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне..."

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги автора

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской

1 ведущий.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… -
так когда-то выразил своё восхищение осенней природой Александр Сергеевич Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.
2 ведущий. А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
1 ведущий. Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
2 ведущий. А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.
1 ведущий. Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:
Октябрь уже наступил - уже роща отряхает
Последние листья с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний холод - дорога промерзает.
………………………………………………..
Но пруд уже застыл…
2 ведущий. За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень - прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице: холодно или тепло - родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная , льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в , пусть вашему веселью не будет конца!
Все ведущие. Мы открываем наш праздник «Осенний бал».
1 ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников «Осеннего бала».
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Веселиться от души!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Танцевать до упада!
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Смеяться и шутить!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
1 ведущий. Мы долго говорили, но совершенно позабыли, что на балу надо танцевать.
Нам хотят представить свои танцы …
2 ведущий. А теперь мы начинаем конкурсную .
1 конкурс - литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов.
a) Славная осень! Здоровый, ядреный воздух
Усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.А. Некрасов)

Б) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

В) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась… (А.С. Пушкин)

Г) Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.К. Толстой)
1 ведущий. А сейчас конкурсная программа прерывается. Давайте посмотрим …
2 ведущий. Уважаемые гости, прослушайте, пожалуйста, небольшое объявление. Параллельно с нашей конкурсной программой проходит конкурс на звание Короля и Королевы «Осеннего бала». У каждого из вас есть листочки с номерами. Каждый из присутствующих может подойти к корзинке и записать номер того, кого считает претендентом на это звание.
1 ведущий. От танцев отдохнуть пора. Для этого у нас есть игра.
2 ведущий. Все вы, наверное, любите яблоки. Надеюсь, наши участники тоже.
Игра «Кто быстрее съест яблоки».
Яблоки привязаны на веревке и задача участников - съесть яблоко без рук.
1 ведущий. А теперь приглашаем всех, посмотреть танец …
2 ведущий. А сейчас мы приглашаем по 2 представителя от группы. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится как садить его, так и убирать. Я предлагаю следующим участником игры собрать урожай. Игра называется «Собери картошку».
Условия конкурса: на пол разбрасывается много картошки, и участники игры с завязанными глазами должны быстро за одну минуту собрать урожай. Побеждает тот, кто больше всех соберет картошки в ведро.

1 ведущий. Напоминаем, что конкурс на звание Короля и Королевы продолжается.
Спешите сделать свой выбор Короля и Королевы. Так как конкурсная программа проходит к концу
2 ведущий. А сейчас последний конкурс нашего бала. Приглашаются две участницы от каждой группы. Конкурс «Венок из листьев».
1 ведущий. А пока участники трудятся над венками, мы предлагаем вам выступление …
2 ведущий. Говорят, что осень - это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
1 ведущий. Объявляется, кто стал Королем и Королевой бала. (На них одевают венки из листьев)
2 ведущий. Осень сегодня полностью вступила в свои права, и мы отметим ее приход. Мы благодарим эту осень за то, что она собрала нас всех на «Осенний бал». Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни праздника «Осенний бал». До новых встреч!