А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Перед Вами сочинение-рассуждение на тему философская лирика А.С. Пушкина.

Текст сочинения.

За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных произведений. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее. Свое назначение он также связывает с этим:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему «поэта и поэзии» , задумываясь о назначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни в одном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему «поэт и поэзия» не скрыта какая-либо философская тема. Например, стихотворение «Пророк» (1826 г.) с одной стороны, открывает тему о назначении поэта и его творчества: «…и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей» , с другой — это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия. В этих стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения.

Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения. Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения,истинного видения жизни.

Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении «Монах» (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый.

Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении «Демон» (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу:

…Он вдохновенье презирал,

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел.

Поэту явился «злобный гений», и теперь жизнь не представляет дня него ничего важного. Он уже не верует в мир и сомневается во всех высших ценностях. Можно сказать, что здесь наступает разочарование в жизни, но в 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Ангел», которое является ответом на ранее написанное стихотворение «Демон». В нем видно, что Демон у Пушкина противоречивый герой,олицетворяющий борьбу добра и зла. Лишь стоит Демону увидеть светлого ангела, как:

Прости, — он рек, — тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал.

Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение «Бесы”. Когда читаешь его, создается впечатление, что бесы вокруг тебя, они не дают тебе покоя. Можно сказать, что они олицетворяют собой все существующие в мире пороки.

Бесы в нашем понимании всегда что-то темное, страшное и таинственное, их следует бояться. Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себе силы бороться с пороками, вернее, искушения уже не привлекают его, и, потому поэт с какой-то жалостью и грустью относится к бесам:

…Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине;

Визгом жалостным и воем

Надрывая сердце мне…

Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828 году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему — «Предчувствие»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? — горестно восклицает поэт.

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

В этом стихотворении Пушкин говорит, что смысл жизни уже потерян; смерть его не страшит, она даже представляется для него единственным выходом:

Бурной жизнью утомленный,

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный

Снова пристань я найду…

В 1835 году в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…», в котором признает, что все в жизни невечно и он стареет. Но существует молодое поколение, которое продолжит дело отцов. Это и есть то светлое, к чему так страстно тянулась его душа. Поэт снова задумывается о смерти, но теперь он воспринимает ее уже как должное, это не способ ухода от действительности, смерть — это естественный этап жизни.

Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречия в его душе усмиряются. И, подводя итог своему творчеству, он пишет стихотворение «Памятник», где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его душа, отношение к окружающему миру; его думы и переживания.
Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место человека в нем, на “проклятые вопросы” жизни и смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии.
Уже с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного движения, смены поколений, бессмысленность попыток идти наперекор естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и одновременно утверждение вечной жизни природы, прославление человеческой жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами.
Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.
Однако мысли о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием.
Величие человека - в его “самостоянье”, то есть в уникальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние - не извне, животворящая сила - сам человек, творящий себя.
Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто способен восставать против враждебных ему условий. “Ты понял жизни цель: счастливый человек”, - писал он в стихотворении “К вельможам” в 1830 году, восхищаясь способностью адресата этого стихотворения воспринимать жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и презирать в ней грязное и пустое.
Человек состоит из двух миров: внешнего - телесного и внутреннего, скрытого - духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться желанию тела - замарать свою душу.
Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь.
А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души:
Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!
Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возможность падения чистоты и для падения - путь возрождения:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь,
И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Эти сомнения, страсти, охватывающие отчаяние, и развивают чувства, мысли, делают человека человеком.

На протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.

Своим своеобразием всех поражает философская носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл. По стихотворениям можно узнать, чем в разные годы жил Пушкин.

Философская лирика того периода, когда поэт был еще лицеистом, проникнута духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, наслаждаться дружескими пирушками и ни о чем не заботиться. О его юношеских мыслях можно узнать из стихотворения «Гроб Анакреона», написанном в 1815 году, стихотворения «Стансы Толстому» (1819 года). Поэт проповедует наслаждения и развлечения.

Философские мотивы в лирике Пушкина кардинально изменились в 20-х годах. Как и всех молодых людей того периода, Александра Сергеевича потянуло на романтизм. Поэт преклонялся перед Байроном и Наполеоном, цель жизни уже заключалась не в бессмысленном прожигании времени на дружеских пирушках, а в совершении подвига. Героические порывы души не могли не отразиться на философской лирике автора. Самыми яркими произведениями того периода считаются элегия «Погасло дневное светило», написанная в 1820 году, и стихотворение «К морю» 1824 года.

В середине 20-х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться. В произведении «Телега жизни» Александр Сергеевич сравнивает жизнь с обычной телегой, она едет, не останавливаясь, дни и ночи напролет, начало поездки кажется радостным и светлым, а вот конец - печальным и темным. Боевой дух поэта надломился после поражения декабристов, Пушкин чувствовал вину перед своими друзьями, потому что не смог принять участие в восстании против царского режима.

К концу 20-х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях «Дар напрасный, дар случайный», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле. Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.

Александр Сергеевич Пушкин - один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия - в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина - 1820-е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения -океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие - поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.

Поэзия для Пушкина - не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.