Ереван гарегин нжде. Гарегин Нжде

Место смерти Шаблон:Место смерти Принадлежность
Первая Армянская Республика Звание спарапет (военачальник) Награды
border|40px|Георгиевский крест 2 степени

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны () и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 года был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод . С мая 1917 был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

15 декабря 1942 года Гарегин Нжде становится одним из семи членов созданного немцами Армянского национального совета и зам. редактора газеты Национального Совета «Свободная Армения». Сформированные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Дро и Гарегина Нжде прошли обучение инструкторов СС и принимали активное участие в операциях по оккупации Крымского полуострова и наступлениях на Кавказ. Нацисты планировали также использование армянского населения в качестве дестабилизирующего фактора в составе Турции и Советского Союза.

Нацист или национальный герой?
Недавно разгорелся скандальчик. Некоторые недружественные страны и вражески настроенные СМИ в России подняли шум, - Вах, вах как это так, в Армении нациста национальным героем считают, и преподносят ему почести на государственном уровне?

Мария Захарова в брифинге отвечала на их вопрос, подбирая слова с позиции «поговорили и забыли »,- «Мы все знаем о подвиге армянского народа во время Второй Мировой войны. Для нас основным индикатором официальной позиции Еревана по вопросу сохранения исторической правды является отношение к празднику 9 мая. Армения входит в число соавторов резолюции Генассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма. Хотела бы подчеркнуть, что принятие данной резолюции на 70-й сессии Генассамблеи ООН именно делегация Армении озвучила совместное заявление государств-членов ОДКБ в поддержку данной важной инициативы. Мы исходим из того, что это и есть официальная позиции Еревана. .».

Дело в том, что недавно в Ереване поставили памятник Гарегину Нжде.

Гарегин Нжде, армянский военный и государственный деятель, основоположник одной из армянской националистической идеологии. В 20-е годы воевал против турков, азербайджанцев, освобождал часть Армении и Нагорного Карабаха от них. Воевал и против революционных войск, зная, что советская власть решит отдавать Нагорный Карабах Азербайджану. После прихода коммунистов во власти Армении, уехал, жил в эмиграции в Иране, Болгарии. Сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны с надеждами на то, что после нападения на Турцию, как они планировали, армянские территории будут освобождены от турков.
1944 году в Софии Нжде осознанно сдался советским войскам. Сдался с надеждами, что СССР вскоре объявит войну Турции и он сможет принять в этой войне непосредственное участие. Не суждено было … Сталин оставил планы из- за того, что американцы сбросили атомные бомбы на Японию. Нжде арестовали, обвиняли в контрреволюционной деятельности, приговорили к 25 годам. В 1955 году умер в тюрьме
.

В Армении Гарегин Нжде воспринимают героем как раз за тот исторический эпизод, когда он воевал против турков, устраивающих , против азербайджанцев, освобождая от них армянские села, и против советских войск, помогающих азербайджанцам, передавая им .
В советские годы в Армении Нжде воспринимали, как национального героя, хотя и неофициального, противоречивого.

Когда бывшие СССР-ские республики разошлись по своим национальным домам, для каждой из них первостепенным вопросом стали интересы своей страны.

В наша время, когда обострились межнациональные отношения, и уже возникли конфликты, героизация своих национальных героев стало для этих стран необходимостью. Нжде для Армении в этом контексте очень кстати. И он заслуженно стал героем нации.

А то, что Нжде в какое-то время жизни находился с немцами, это уже не помнится или не хочется вспоминать. Его заслуги перед Родиной гораздо большие, чем его связь с нацистами с ошибочными надеждами.

Выводы: Попытки поднять шум, в связи с героизации Гарегина Нжде в Армении и обвинение по этому поводу бессмысленные.

Противоречивые герои, как армянский Нжде, встречаются в каждом уже независимом государстве. Перечислят не буду.
Не, буду. Только один пример.

Недавний разгорающийся скандаль с мостом Кадырова и мемориала Маннергейма в Петербурге.
Противоречивость не только в героях, но и в политике.

PS. Всегда найдутся страны и люди, которые на исторических и политических противоречиях будут "мутить воду" и добываться своих корыстных интересов.

Хорошо, что в данном случае им это не удается. Так как, есть такие умнейшие красавицы как Мария Захарова, которая ответит им, "поговорили и забыли", понимая что незачем испортить отношение между странами.
Так как Нжде для армян гордость и национальный герой.

Гарегин Нжде (Գարեգին Նժդեհ​) - армянский военный и государственный деятель, основоположник концепции новой националистической идеологии. В этой статье мы не стали рассказывать историю его героической жизни, а лишь собрали некоторые из его высказываний, призванных поднимать дух армянского народа.

«Родина живёт патриотизмом и умирает из-за его отсутствия. Наш народ без патриотизма, что тело без души».

«Род - это элита армянства, сливки, высшей целью которой является увековечение своего вида на Родине. Род несёт в себе армянство и передаёт его следующему поколению. Для Рода незаменима Родина, её независимость необходима как кислород. Род сражается и умирает, спасая честь армянства».

«Да, жизнь - это борьба. Борьба требует оружия. Но бесчеловечен тот, кто достает оружие из ада».


«Невежество, эгоизм, предательство - вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество».

«Я увидел свободного душой, находящегося в рабстве, и полюбил человека. Я увидел раба, находящегося на свободе, и возненавидел человека».

«Истинно счастлив только тот, кто не чувствует присутствие насилия. Истинно свободен тот, кто свободен от страха смерти».

«Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином».

«Мое имя - борьба, мой конец - победа».

«Высокие должности без духовного величия похожи на глиняную статую, воздвигнутую на золотой пьедестал».

«Не знаю, есть Бог или нет, но хотел бы, чтобы он был. И если он есть - я бессмертен».

«Я твой живой меч, родина, который должен принести тебе победу».

«Никуда без Сюника и Арцаха. Без этого сильного позвоночника географической Армении наша целостная родина не может существовать».

«Созидательно не уподобляйся. Уподобление – убийство личности. Люби возвышенное, красивое и героическое даже в своих врагах. Не завидуй, так как у мира нет ничего, что не имела бы твоя душа. Злость – слабость. Надменность – не сила, а слабость. Не смотри на людей свысока – это не добавляет авторитета. Слабый стремится угодить толпе, удостоиться внимания улицы. Будь рыцарем, в первую очередь, по отношению к своей личности».

«Душа, живущая в человеке стоит больше, чем весь мир».

«Деревня - боль и страдание мира, чьё вечное бремя - нужда, нищенство и горечь, а страдальческая жизнь её сыновей - нескончаемое сражение, у которой море боли и гора страданий».

«Смысл жизни состоит в духовном, а не в материальном строительстве».

«Нравственная сила помогает существовать маленьким народам, она помогает и армянам в их неравной борьбе. Она ведет к успеху, она ведет к победе слабых в борьбе против сильных противников».

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого».


«Народ намного сильнее, чем временные бедствия, нужда и насилие».


«Твое спасение - в твоих горах. Возле крестов своих храмов воздвигни утес и боготвори, поклоняйся, чтобы не ослабло спасительное поклонение к твоим горам».

«От слез бедняков и трусости слабых разрушается родина».

«Душа моя и мысли восстают против этого людоедского мира. Того мира, который на протяжении тысячелетий преследовал, мучил и четвертовал проповедников возвышенных идеалов любви, справедливости и независимости».

«Один народ – одна семья. Среди народа не может быть раскола и ты не имеешь права быть внутренне расколотым».

«Будь сильным, еще сильней и всегда сильным. Народы, в конце концов, становятся хозяевами не того, что им достается, а того, чего они достойны, что они могут обеспечить своими собственными силами».

«Наша беда не в том, что в мире существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне»


«Ничего не стоит народ, если он не владеет искусством самозащиты. Печальное доказательство сказанного – пассивная гибель части западного армянства. Безмолвно гибнущий народ жалок. Может быть, ему и будут сочувствовать, но в союзники не возьмут. У слабых союзников не бывает»

Нас уже не удивляют снос советских памятников в Польше, приравнивание бандеровцев на Украине к героям Второй мировой и парады ветеранов СС в Прибалтике. Пусть это нас и продолжает возмущать, но, наверное, в некоторой степени мы с этим «смирились». Но знаете ли вы, что героизация фашизма происходит не только там, а в соседней и, как мы продолжаем считать, союзной Армении?

В 2016 году на главной площади Еревана установили памятник новому национальному герою Республики — Гарегину Нжде. Почему новому? Потому что во времена еще Советской Армении Нжде считался коллаборационистом, одним из создателей Армянского Легиона СС. Впрочем, обо всем по порядку. Давайте разберемся, кто такой Гарегин Нжде и «что с ним не так»?

«Арийство, мужество — вот религия твоего поколения, юноша-армянин»
Гарегин Нжде

В 1930-е годы армянский военный, некогда состоявший на службе в царской армии, Гарегин Егишевич Тер-Арутюнян, взявший себе впоследствии короткий псевдоним Нжде, разработал учение цехакронизма — националистическую идеологию, согласно которой высшей ценностью для индивида является его нация, вне которой он не может полноценно существовать.
Вроде бы здравая это идея — любить родину, быть частью нации и сохранять свою оригинальную культуру. Вроде бы… если бы не сходство в мыслях с другим примечательным «автором», начинающим в это время свой путь в Германии. Так, в своем учении Нжде разделяет армян на три типа: Цехамард, Жоховурд и Таканк. Первые являются лучшей частью армянской нации, вторые — колеблющейся и неопределившейся толпой, далекой от вечных идеалов и целей. Третьи — «антиродовые шайтаны», внутренний враг рода в самом армянстве, часть внешнего врага. Это бесхребетные и омерзительные люди, не делающие ничего полезного для государства. Знакомая идея?
Очень уж это похоже на расистскую концепцию о менше и унтерменше — человеке и недочеловеке. Кстати, одно из «произведений» Гарегина Нжде озаглавлено как «Мое кредо»: даже в названии чувствуется аналогия с «Майн Кампф». Другой текст «героя» Армении называется «Народ, исповедующий мужество-арийство». Да, арийство! Еще в 30-е годы Гарегин Нжде искал сотрудничества с Гитлером, и, чтобы получить верного союзника на Кавказе, Третьему Рейху пришлось признать «арийское происхождение армян». Однако мы немного забегаем вперед.

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого»
Гарегин Нжде

В 1919 году, после того, как прекратила свое существование Российская Империя, Гарегин Нжде решает бороться за создание независимой Армении. В сентябре того же года он приезжает в Зангезур (Юго-Восток Армении) и начинает проводить насильственную «арменизацию» региона, изгоняя оттуда остатки азербайджанского населения и жестоко подавляя восстания в 32 местных азербайджанских селах.
Сам «герой» говорил, что «посвятил себя делу физической защиты подвергнутых опасности армян». Однако даже бывший секретарь правительства первой Республики Армении Оганес Деведжян позже признавал, что Гарегин Нжде использовался правительством «по очищению Зангезура от азербайджанцев, а затем по борьбе против Красной Армии».
Большевиков Гарегин Нжде, как и германские национал-социалисты, считал «органическими врагами», а потому, когда Красная Армия вошла в Армению, поднял восстание. Только в Зангезуре советские власти оставили убитыми 12 000 солдат. Но это было лишь начало войны, которую Нжде объявил Советскому Союзу.

«Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению»
Гарегин Нжде

В 1921 году Нжде бежит за границу. Сначала в Персию, затем — в Болгарию. Некоторое время живет в США, пока, наконец, не обосновывается в Германии, где начинает сотрудничество с высшими представителями Третьего Рейха.

Сейчас в среде армянской интеллигенции принято говорить о том, что, дескать, на самом деле Нжде был вынужден пойти на такое сотрудничество, чтобы защитить Армению от возможного нападения Турции и восстановить независимость Республики от Советского Союза. Однако документы, рассекреченные ЦРУ, в соответствии с законом о раскрытии нацистских преступлений, говорят о другом. 1 сентября 1945 года в выходящем в США армянском еженедельнике Armenian Mirror-Spectator был опубликован документ, согласно которому Национальный Совет Армении обратился к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу для превращения советской Армении в германскую колонию. Среди членов Совета был и Гарегин Нжде.

Впрочем, достаточно одного того факта, что Гарегин Нжде по собственной воле начал сотрудничать с нацистским режимом и стал одним из основателей Армянского Легиона СС. Бойцы этого формирования участвовали в оккупации Крыма и кавказских наступлениях.

В октябре 1945 года Гарегин Нжде был арестован СМЕРШем и отправлен в тюрьму на Лубянке. Умер в 1955 году во Владимирской тюрьме.

«Если хотите увидеть будущее нации, посмотрите на ее молодежь»
Гарегин Нжде

Спустя 25 лет после распада СССР о Нжде в Армении снова вспомнили. Но уже не как о коллаборационисте, а «национальном герое» и… философе. В стране стали называть в его честь улицы и площади, ставить монументы, снимать фильмы, выпускать книжки с его изречениями. Вот, к примеру, цитата из «Моего кредо»: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком». Ну вы поняли, да? Это вам не советские агитки «Бей фашистскую гадину!», не «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Здесь прямая ненависть к конкретной нации.

Разумеется, возрождение «культа» Нжде в Армении не осталось незамеченным. Реакция российского МИДа была относительно сдержанной, но прямолинейной: «Все прекрасно знают наше отношение к Великой Отечественной войне, а также к каким-либо формам возрождения, героизации и любым проявлениям нацизма, неонацизма, экстремизма. Эти отношения зафиксированы в международных документах. Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о бессмертном подвиге армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны», — заявила официальный представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова.
Что это за документы, о которых говорит дипломат? Например, резолюция 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 71/179 «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». О том, что «предпринимаемые целенаправленные усилия по переписыванию истории, искажению и пересмотру итогов Второй мировой войны, попытки героизации нацизма и воинствующего национализма» являются «прямым нарушением» вышеупомянутой резолюции, напомнили министры иностранных дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в своем совместном заявлении 17 июля 2017.

Через некоторое время после установки памятника на change.org появилась петиция с требованием убрать монумент. Подписавшиеся — в основном внуки тех, кто прошел войну и не согласен с мнением о том, что «Нжде — величайший гуманный философ и полководец всех времен и народов». Фашизм, на самом деле, не так далеко как кажется см. Жители Армавира просят убрать мемориальную табличку пособнику нацистов .

С этим утверждением можно поспорить, а вот со словами Нжде, вынесенными в эпиграф этого блока о будущем нации и молодежи, пожалуй, следует согласиться. Это одна из немногих цитат, которую стоит принять. Жаль только, новое армянское поколение может сделать это по-своему. Похоже, для него в Армении пишется своя альтернативная история. Хотя чему удивляться? Русские школы в Армении стали закрываться сразу после распада Союза, и к 2000 году они остались только на территории гарнизонов российских военнослужащих. То есть армянским правительством было сделано все для того, чтобы армянские дети не смогли учиться в русских школах.

Современную армянскую молодежь элиты государства активно пытаются убедить в том, что Гарегин Нжде — спаситель нации. И, отдавая должное тому времени, когда он боролся за независимость от советской власти, закрывают глаза на факты сотрудничества с нацистским режимом.
Справедливо ли это? Если да, то можно оправдать любое предательство и любое преступление против человечности. Хоть генерала Власова, хоть самого Гитлера — он ведь тоже хотел для своего народа лучшей доли. Чем все это закончилось, мы хорошо помним.

Это видео с открытия памятника. Один из высокопоставленных чиновников произносит: «Казалось, что качества армян исчезли, но поколение, которое родилось и выросло в годы независимости, проявило себя в апреле этого года. Нжде как явление, как армянский тип с точки зрения возвращения к корням, сегодня стал реальностью». Что же это за «армянский тип» и «возвращение к корням»?

(1955-12-21 ) (69 лет) Звание

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны () и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 года был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод. С мая 1917 был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами - антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры ).

Арест и тюремное заключение