Обзор BioShock от пользователя DannyX. BioShock - обзор игры

Главный претендент на звание игры года определен. Несколько лет кропотливой работы, талантливый коллектив исполнителей и баснословный бюджет сделали свое дело. [b]Irrational Games (нынешняя 2K Australia) сотворила очередной шедевр, пускай и чуточку не дотягивающий до уровня [b]System Shock 2.

Под пристальным взглядом через гигантскую лупу [b]BioShock представляет собой классический шутер, коих игровая индустрия плодит по пачке в день. Изюминка проекта скрыта в блестящей мишуре, с ног до головы обволакивающей подводный город Rapture. Если попробовать объясниться более простым языком, то это – внимание к мельчайшим деталям, лихо закрученный сюжет, колоритные персонажи и чудеснейшая графика, формирующая лучший на сегодняшний день видеоряд с [b]Unreal Engine 3 в качестве пламенного мотора.
Творение австралийских девелоперов следует принимать небольшими порциями, один раз за день. В противном случае - при остром желании проскочить игру за сутки, что вполне реально – вы рискуете испытать боль разочарования от просачивающегося под конец принципа copy/paste, хоть и замаскированного с особой тщательностью.

Только чудо спасает главного героя от гибели в авиакатастрофе. Недалеко от места крушения бедолага обнаруживает заброшенный маяк, помимо своей основной функции служащий входом в техногенную Атлантиду.

Основатель мегаполиса – Эндрю Райан – стремился объединить в одном месте все мировые светила науки, дабы оградить их от остального «бездарного» населения планеты. И на какое-то время ему это удалось. Но хрупкий баланс в мире-утопии сохранялся недолго. Первоначальные идеи о свободе, равенстве, братстве отошли на второй план, уступив место алчности, стремлению к наживе и классовой неприязни. Окончательное становление хаоса случилось с открытием уникального морского моллюска. Это существо являлось носителем вещества «адам», позволяющего творить удивительные вещи с организмом человека. Омоложение клеток, лечение любых болезней и другие сверхвозможности стали доступны каждому жителю Rapture. Казалось, вот она – вершина эволюции человека.

Впрочем, судьба распорядилась иначе. Массовая добыча «адама» привела к значительному уменьшению его запасов и… кровопролитной войне за последние остатки препарата. Большая часть население города мутировала в страшных существ – сплайсеров – готовых на все ради получения еще одной дозы «наркотика». Непрекращающиеся бои и стычки привели к многочисленным разрушениям в оболочке ограждающего от воды корпуса. Шедевр научной мысли начал сантиметр за сантиметром отдавать свою территорию морской пучине.

Утопающий Rapture – чудесное и, в то же время, угнетающее зрелище. Чувства безысходности и восторга от возможностей землян сменяются в случайном порядке. Здесь стоит сказать спасибо визуальной составляющей игры. Невероятная игра свето-тени, высококачественные текстуры и лучшая на сегодняшний день вода (разумеется, в связке с десятой редакцией DirectX) производят неизгладимое впечатление.

Экскурсионной прогулки по окрестностям ждать не приходится. Как ни крути, а главный элемент в геймплее Bioshock – это истребление врагов. На первых порах для расчистки пути от надоедливых мутантов сгодится и классический арсенал оружия, представляющий собой образцы огнестрела 50-60-хх годов прошлого столетия: дробовик, автомат, пистолет, арбалет, гаечный ключ, гранатомет и химический разбрызгиватель. В дальнейших битвах скудным боекомплектом уже не обойдешься. Здесь на помощь главгерою приходят «плазмиды». Вещество, на лету меняющее генетический код человека, открывает в протагонисте новые умения. «Магические» штучки позволяют замораживать супостатов, подбадривать их щедрой порцией электрического заряда, поджаривать на огне и вытворять разнообразные изощренные действия.

Запас «маны», разумеется, не бесконечен. Его восполнение происходит за счет того самого «адама». В большинстве случаев вещество приходится, что говорится, кровью и потом зарабатывать в сражении с Big Daddy – киборгами в огромных водолазных костюмах. Каждый Папочка охраняет юную девочку, цель которой – добыча «адама» из тел убитых. Битвы с телохранителями отнюдь не легки. Тяжеловооруженные противники обладают солидным запасом здоровья и смертоносными пушками. Несколько уравновешивает баланс система респаунов. Испустивший дух персонаж моментально возрождается у ближайшего чекпоинта, а уровень агрессии супостатов сбрасывается до нейтральной отметки. Победителю «дэдди» предоставляется возможность решить судьбу юной добытчицы «адама». Убить ребенка и получить здоровенный запас препарата или «излечить» бедняжку, распрощавшись с доброй половиной жизненно необходимого вещества? Решать вам. Ведь именно от этого выбора зависит концовка игры.

К звуку не получится придраться при всем желании. Хиты 50-60-хх, натуральный оркестровый саундтрек, отличный кастинг выложившихся на двести процентов актеров – все выполнено на высшем уровне.

Bioshock не постиг бич современных «блокбастеров». Игру можно и нужно запускать без установки дополнительных заплаток, ибо багов здесь – кот наплакал. Немного, правда, подкачало управление, но для проекта такого уровня это не повод кидаться камнями.

Заканчивать обзор вступительным предложением – не самый лучший вариант, но нам все-таки придется повториться. Главный претендент на звание игры года определен. И конкурентов у будущей "Game of the Year" пока не наблюдается.

[b]Плюсы: увлекательный сюжет; оригинальный сеттинг; умный AI; великолепная картинка; качественный звук; добротный геймплей.
[b]Минусы: не совсем приятная раскладка клавиатуры; местами «карикатурная» физика.

Вернулся. Под иным именем, от другого издателя, завернутый в ар-деко, агитпроп 1950-х и потрясающие спецэффекты воды. А под ними — то, за что глянцевые журналы и крупные сайты до сих пор называют детище Irrational Games «недооцененным шедевром». Разве что SHODAN не хватает для полного счастья.

Утонувшая утопия

Системные требования

Pentium 4/Athlon 64 2.5 ГГц

1 Гб памяти

3D-ускоритель со 128 Мб памяти и SM 3.0

7.5 Гб на винчестере

Windows XP SP2 или Vista

Интернет-соединение

Рекомендуемые требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 3 ГГц

2 Гб памяти

3D-ускоритель с 512 Мб памяти и SM 3.0

7.5 Гб на винчестере

Windows Vista

Моллюск решил все

Глиняный колосс Rapture споткнулся и рухнул из-за… слизняка. Этот морской моллюск состоит из клеток, схожих по строению со стволовыми клетками homo sapiens, и является источником вещества «ADAM». Оно омолаживает тело и позволяет переписывать генетический код «на лету». Иммунитет к болезням, кардинальная смена внешности, удивительные таланты, от метания молний из пальцев до телепортации — попав в руки ученых, не ведавших угрызений совести, «ADAM» открыл, казалось бы, путь к дальнейшей эволюции расы.

Но судьба распорядилась иначе. Фрэнк Фонтейн, искусный мошенник и делец, сколотивший капитал на контрабанде товаров «извне» и спекуляции «адамом», выступил против Райана, положив начало гражданской войне. Гонка генетических вооружений истощила запасы чудесного препарата. Хуже того — частые вторжения в ДНК привели к вырождению жителей Rapture в сплайсеров — сумасшедших монстров, готовых на все, дабы получить инъекцию.

Райан убил двух зайцев одним ударом, подчинив умы сплайсеров с помощью феромонов и разработав метод добычи «ADAM» из трупов. Программа «Маленькие сестры» обеспечила выпуск живых фабрик по переработке мертвых тканей. Исходным материалом служили… совсем юные девочки. Им имплантировали слизняка, «промывали» сознание набором инструкций, выдавали гигантские шприцы и отправляли на улицы. Вживленный моллюск оберегал ребенка, мгновенно излечивая раны, однако для пущей надежности «сестричку» сопровождал «Большой Папочка» — человек, чьи мозг и внутренние органы пересажены в огромный водолазный костюм.

В декабре 1958-го рабочий класс, подстрекаемый неким Атласом, восстал, и утопия окончательно захлебнулась в крови. Город-сказка, сотрясаемый десятками взрывов, превратился в город-призрак, постепенно поглощаемый океаном. Таким его видит Джек — главный герой BioShock , потерпевший авиакатастрофу над маяком, откуда в Rapture ведет лифт-батисфера. Лужи, водопады из разломов, тела, запустение, алые разводы на полу и стенах — здесь бывшая элита и чернь рвут друг другу глотки за каплю «адама» под неусыпным взором камер и автономных пушек. Лишь дневники с личными аудиозаписями, подобно архивам электронной почты из System Shock 2 и Doom 3 , помогают склеить мозаику и понять, что произошло.

Из рации звучит то голос Атласа, умоляющего вызволить жену и сына, то философские тирады Райана, исполненные презрения к незваному гостю. Знакомая ситуация, ведь борьба хаоса и порядка — один из столпов в шутерах Кена Левайна (директора Irrational Games, а ныне — 2K Boston). Нигилисты против идеалистов (BioShock ), органический хаос против четкой машинной логики (System Shock 2 ), фундаменталисты против язычников (Thief: The Dark Project )… Его герои балансируют меж полюсов, стремясь нащупать дорогу к спасению.

Наука и смерть

А для Джека она пролегает через изменение ДНК. Каким бы ни был экшен — «мясным», «интеллектуальным» или «Shooter 2.0» (так западные критики уже окрестили BioShock ), суть процесса та же — истребление сотен врагов. Арсенал из семи дежурных орудий убийства — гаечный ключ, револьвер, дробовик, автомат Томпсона , гранатомет, арбалет и распылитель жидкостей, — каждое из которых поддерживает по три вида снарядов (например, напалм, жидкий азот и электрический гель), выручает не всегда. Аналогично System Shock 2 , дизайнеры жестко ограничили боезапас, вынуждая подходить к умерщвлению недругов с фантазией и регулярно… снимать негодяев на пленку. Чем чаще мы щелкаем затвором, тем лучше знаем уязвимые точки «моделей», нанося им удвоенный урон. Самым упорным фотографам авторы подкидывают ценные бонусы.

В их числе — плазмиды. Думайте о них как о заклинаниях, благо, здесь они тоже потребляют синюю «ману» (EVE). Быстро лавируя между «пушками» и «магией», вы найдете немало мощных приемов. Скажем, парализовать злодея током и, пока тот трясется в конвульсиях, выпустить очередь из «Томми-гана». Или заморозить, а затем, ловко орудуя ключом, обратить в груду льда. Неплох в бою и телекинез, обычно применяемый для вытягивания аптечек, купюр и иного добра из медвежьих углов (к слову, «физических» головоломок нет) и обезвреживания мин-растяжек. Есть трюки и пооригинальнее, вроде напольной ловушки, швыряющей жертву вверх, и феромона, чей запах сбивает с толку Большого Папочку, заставляя его поверить, что вы — одна из «сестричек».

Едва игрок освоил «магию», оплакал прокрустово ложе шести доступных ячеек и привык к художественному уничтожению фриков, разработчики вводят новый элемент — тоники, то бишь пассивные навыки. Физические тоники улучшают параметры персонажа, инженерные влияют на сложность взлома охранных систем, боевые усиливают и без того убойные эффекты плазмидов. Разновидностей — десятки. Драгоценных слотов — с гулькин нос, но не всякий «напиток» хорош. Так, я ни разу не включал невидимость, требующую от меня стоять смирно и не шевелиться, хотя кто-то, наоборот, придет от нее в восторг: прозрачного Джека не отыщут боты, поднятые по тревоге камерой наблюдения. Я же предпочитал перепрограммировать объективы, турели и их летающих прихвостней, раскалывая задачки в надоедающей мини-аркаде а-ля Pipe Dream .

ADAM и EVE

Хакерская жилка не раз и не два спасет Джека. Кодовые замки, сейфы с дорогими вещами, стационарные пулеметы, автоматы по продаже патронов, медицинские станции и агрегаты «U-Invent» для изготовления редких боеприпасов из запчастей — ничто не устоит перед любителем низких цен! Иногда удается обойтись и без складывания труб на время, потратив «Autohack tool» или уплатив N долларов в незримую кассу. Ну а настенную «лечилку» и вовсе можно расстрелять — на прощание разбитое устройство выплюнет аптечку. Впрочем, веселее взломать механизм и подложить свинью сплайсерам — когда раненый гад снова побежит поправлять здоровье, его окатит струя ядовитого газа. Да и послушные камеры куда полезнее отключенных.

Опции «Hack» нет разве что у секретных киосков «Power to the People», где мы совершенствуем «стволы», и «Gatherer"s Garden», торгующих модификациями ДНК. Первым деньги не нужны — они дарят апгрейды нахаляву. Вторым подавай кое-что покруче, чем доллары, — ADAM.

Чтобы подступиться к «сестричке», надо сперва прикончить ее «родителя». Поначалу тет-а-тет с Папочкой — головная боль. Всего один выстрел, и толстокожий, вооруженный до зубов «водолаз», секунду назад не замечавший Джека, взрывается яростью. Страж, как и прочие обитатели Rapture, неглуп: он прекрасно помнит рельеф местности и не впадает в ступор на лестницах. Правда, удовольствие от расправы над смышлеными оппонентами отравляют вита-капсулы, работающие везде, кроме финальной локации. Когда вас воскрешают со стопроцентной гарантией, да еще сбрасывая врагов в «нейтральное» настроение, азарт испаряется. Предельно вежливый интерфейс и контекстные подсказки для новичков — замечательная штука; узаконенный чит, при котором «quicksave» стал банальной защитой от шуток «Горсвета», — слишком великая блажь. С ним и «респаун» — не столько помеха, сколько повод набить карманы за чужой счет.

Победитель Папочки получает приз — право решить участь очередной из 21 девочек, населяющих BioShock . Нажмите «H» (Harvest), и Джек вырвет моллюска из ее тела, прервав нелепую жизнь в обмен на солидный запас «ADAM». Пара таких «операций» — и уже неважно, что за благие деяния вы совершите потом. Концовка вашего путешествия будет плохой (в буквальном и переносном смысле).

Если не казнить — значит, помиловать. Клавиша «L» навеки избавит малышку от слизняка, сделав ее нормальным ребенком. Великодушный поступок дает меньше «адама», чем «сбор урожая», но лишь на первый взгляд. Освобождая «сестер», вы заработаете щедрые подарки от благодарной фройлен Тенненбаум. Ей-богу, неуклюжая дилемма.

В двух шагах от идеала

Эпитета «неуклюжий» достойна не только странная моральная «вилка». Сплайсеры заросли слоями маслянистого «бампа», текстуры нет-нет да режут глаз размытостью, «рэгдолл» от Havok бодрит припадками бездыханных кадавров. Не поймите меня превратно — BioShock красива. Ее яркие антуражи объединены общим стилем и в то же время разнообразны. Водная гладь, особенно в связке с Vista и DirectX 10, неподражаема. Сочетание света, теней, тумана, искр, сочной палитры и мелодий 1950-х производит сильное впечатление.

Да, «уши» Unreal Engine 2.x, вернее, Vengeance Engine, на котором Irrational ваяла проекты до партнерства с Take-Two, порой нагло прут в кадр. Плюс, для игры, чьи события разворачиваются в городе колоссальных размеров, BioShock чересчур тесна; не до абсурда, как Doom 3 , но в миллиметре от фола. Печалит и последняя четверть действа. Придумав гениальное в своей простоте объяснение линейного геймплея, мастерски вписав его в сюжетную канву, сценаристы наступают песне на горло и скатываются в затертые штампы. Тут сходство с System Shock 2 вредит идейному отпрыску: внимательные зрители, не забывшие мясорубку на борту звездолета «Фон Браун», тотчас раскусят фокус.

Но портят ли занозы радость от двадцати часов неспешных (и, не считая проблем с углом обзора на широкоформатных дисплеях, почти «безглючных») прогулок по руинам империи Эндрю Райана, педантичного осмотра тайников и прослушивания отлично озвученных дневников? Ни в коем разе.

Join Rapture, and evolve today!

В одном из интервью Левайн рассказывал о том, как обивал пороги ведущих издательств, предлагая им BioShock . «Типичный шутер для РС, он разойдется тиражом в 250 тысяч копий», — говорили ему важные боссы и указывали на дверь. Кусайте локти, недальновидные господа, — вы проворонили кандидата на «Game of the Year».

Would you kindly go buy and play BioShock ?

Название игры:

Жанр : Научно-фантастический шутер с элементами RPG

Сюжет игры

В 1960 году самолёт терпит крушение в Атлантическом океане и выживает лишь один человек по имени Джек. Выплыв к маяку он находит батисферу, которая опускает его в подводный город Восторг построенным тайно финансовым магнатом Эндрю Райном.

Попав в город, Джек понимает, что он населён мутировавшими жителями этого города, которые готовы убивать всех кто попадётся им на глаза. С нашим героем связывается некий Атлас и помогает ему, объясняя ситуацию в Восторге.

Город Восторг возникновение и причина краха.

1946 году очень богатый промышленный магнат Эндрю Райн решает построить город Восторг. Он создал этот город для того чтобы люди с помощью своего ума и способностей могли совершать великие дела и возвышаться над другими. Город, где никто, ни государство, ни людское ханжество, ни что либо другое не мешало человеку «создавать».

Вскоре учёная Тененбаум обнаружила моллюска, который обладал уникальными способностями, он регенерировал человеческие клетки восстанавливая их. Обнаружила она это случайно у одного моряка, который потерял конечность, но вскоре она отросла у него снова.

Изучая этого моллюска Тененбаум обнаружила что моллюск выделяет вещество, которое назвали АДАМ , которое может дать человеку и другие уникальные способности кроме как регенерации клеток. Вскоре были изобретены генные модификаторы плазмиды которые человек вводил в себя и получал различные способности, такие, как телекинез, заморозка, гипноз, сожжение, улучшение внешности и так далее. Но при использовании АДАМа человек терял рассудок, изменялся внешне - мутировал.

Сами моллюски вырабатывали мало АДАМа, но при симбиозе человека и молюска это вещество вырабатывалось в разы больше. И-за чего были созданы маленькие сестрички.

Маленьких сестричек делали из девочек сирот, которым внедряли в живот моллюска и они ходили и собирали АДАМ. Для защиты к ним приставляли большого папочку - провинившиеся люди которые подвергались промывке мозгов и другим воздействия, после которых единственной целью была защита сестричек. Их одевали в водолазный костюм и вооружали.

Вскоре в городе произошла революция, люди стали мутировать, сходить с ума и зависеть от АДАМа. В городе настал полный Хаус и разруха. Лишь немногие остались в полном рассудке и живы.

Атлас объясняет Джеку, как выжить в городе, что для этого он должен использовать плазмиды. Эндрю Райн решает, что Джек шпион, прибывший сверху, и всё время пытается его остановить. Также наш герой встретит Тененбаум, которая раскаивается в том, что наделала. И поэтому она предлагает спасать сестричек превращая их обратно в нормальных, Атлас же в отличии от неё предложит убивать их так как наш герой будет получать с этого больше всего АДАМа и это поможет ему выжить. Именно это действие в сюжетной линии игры, которое вы выберете, и повлияет на концовку игры.

В процессе прохождения игры, выяснится, что Атлас это на самом деле злодей по имени Фонтейн, главный контрабандист Восторга из-за которого началась революция в городе. И что Джек на самом деле сын Эндрю Райна. Которого запрограммировали специально, чтобы он выполнял всё что нужно по команде «Будь любезен» . Джек остановит Райна чтобы тот не взорвал город. С Фонтейном сразится в финальном сражении, в котором ему помогут сестрички.

Альтернативные, различные концовки BioShock

По тому какую линию игры вы выберете такой финал игры BioShock и получите. В игре есть 3 концовки игры

  • Хорошая концовка. Если вы спасаете всех сестричек, то показывают как Джек вместе с девочками выплывают на поверхность, девочки живут, женятся, показывают старого Джека и девочек. И говорится о том, что он приобрёл семью
  • Плохая концовка. Если вы убиваете всех сестричек. забирая у них АДАМ, то показывают как вы забираете ключ от города приобретая власть над ним. Далее показывают подлодку и людей на ней. Из воды выплывают батисферы, оттуда выпрыгивают мутанты, которые нападают на всех. В конце показывают Баллистическую боеголовку (всего скорее направленную на Восторг)
  • Средняя концовка. Это если вы убиваете первую сестричку. остальных не трогаете. Происходят те же действия что и во второй, только Тененбаум сочувствует герою.

2 различные концовки BioShock

Обзор игры BioShock

Игра BioShock названа лучшей игрой 2007 г. Но почему именно так? Первая причина это потому, что графика для того года была просто превосходная. это можно понять сразу же по первым минутам прохождения игры BioShock. Да именно, когда вы плывёте среди горящих обломков самолета, то просто посмотрев хотя бы на воду первое что можно сказать: «Как красиво!»

Вторая причина это безумно интересный сюжет самой игры. Да эта игра жанра шутер, да приходится мочить много врагов, но игра завораживает именно своей сюжетной линией, В самом начале мы совершенно не понимает кто наш герой, где мы и что происходит. С каждой новой главой игры мы узнаём что-то новое, но это самое новое вносит новую интригу в игру. Уверяю вас, когда вы будете играть в BioShock, вы будете хотеть идти дальше чтобы узнать, что же будет дальше.

В этой игре в отличии от многих шутеров нет, простых заданий, типа, «убейте 10 врагов» или «Прорвитесь через врагов чтобы из точки А прибыть в точку В». Нет, такого здесь не будет! Здесь происходит всё элегантно с теми же самыми убийствами.

Третья причина это атмосфера игры. Это та самая игра, где играет старая раритетная музыка и вся атмосфера выдержана в стиле 20 века. Необычайные красоты подводного города Восторг, которые и заставляют вас лазить по различным закуткам, чтобы найти различные вкусняшки.

Именно атмосфера и сюжет BioShock позволил стать лучшей игрой года.

Четвёртая причина это то что вместе с использованием различных пушек гаечного ключа для уничтожения врага мы можем использовать наши спецвозможности и каждый раз из улучшать. Что делает забавной игру, когда мы замороженного противника долбим чтобы он разлетелся на мелкие кусочки.

Пятая причина, харизматичные персонажи игры. Каждый второстепенный персонаж, которого мы встретим в игре, обладает своей неповторимой харизмой. Возьмём того же художника Коэна. Человек, который попросил нашего героя, чтобы он убил всех его бывших помощников, сфотографировал, а после разместил их в специальной рамке. После он назвал это «Шедевр Коэна». Ну чем не псих!?

Те, кому интересны игры с интересным сюжетом и атмосферой, а не простые стрелялки во врага, рекомендую пройти эту игру и насладиться ею. Гарантирую вам, вы не пожалеете!

Разработчик: Irrational Games (2K Boston) и 2K Australia
Издатель: 2K Games
Жанр: FPS с элементами RPG
Похожие игры: System Shock 2,
Платформы: PC, Xbox 360
Количество дисков: 2 DVD
Минимальные требования: процессор Pentium 4/Athlon 64 2 ГГц, 1 Gb RAM, 128 Mb VRAM, 6 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые требования: процессор Core 2 Duo/Athlon 64 X2 3 ГГц, 1,5 Gb RAM, 256 Mb VRAM, 6 Гб на жестком диске.

После анонса вокруг него поднялась нешуточная шумиха, постепенно усиливавшаяся с приближением релиза. Для нее, разумеется, были веские причины: игра предлагала небывалую оригинальность, заключавшуюся в специфичном и очень любопытном сеттинге, неуютный, одинаково притягивающий и отталкивающий мир, инновационный игровой процесс и, возможно, добротную историю.

Создателям проекта оставалось не споткнуться в наиболее важный момент, иначе падать пришлось бы не на мягкую постель, а на жесткий, раскрошивший немало издательско-девелоперских черепков асфальт. Появлению "Биошока" сопутствовали проблемы, но было уже все равно, ибо количество проданных копий достигло рекордной черты, а сумасшедший ливень из восторженных отзывов и высших оценок затопил офис 2K Games и Irrational Games, переименованной с некоторых пор в 2K Boston и 2K Australia.

Недурное давление, скажу вам, оказывается на тех, кого не накрыло массовым психозом. Тем не менее, благоразумно закроюсь саркофагом от зараженных и постараюсь трезво и со всей объективностью взглянуть на причину всеобщего помешательства.

"Rapture of the Deep"
альбом Deep Purple

При всем желании выделить в "Биошоке" черное и белое не так просто. Он обладает рядом больших и важных достоинств, но и не избежал надоедливо жужжащего роя мелких недостатков, что, собравшись вместе, постепенно портят общее весьма позитивное впечатление.

На приличной глубине в несколько миль, под гигантским давлением океанской воды стоит мрачный город, отдельный мирок для гениев и продвинутых трудоголиков, скрывающихся от жестоких реалий XX-ого века. Он кажется совершенным творением, настоящим Раем, Небом под водой. Вскоре его великие ученые умы достигли небывалых высот в генной инженерии, но, как говорится, что бы люди ни изобрели - в конечном счете, получится оружие... Чудом (или нет?) выжив в авиакатастрофе, нас угораздило наведаться сюда в гости после местного коллапса, а не до. Мы бы насладились тутошними завораживающими видами, поразились бы техническому развитию, прониклись всеобщей идиллией, а вечерком посмотрели бы кино или сходили в театр. Увы, неожиданное происшествие в канун прихода нового 1959 года, когда жители Рапчура нарядились к празднику, одели маски, закупились вином, стало причиной тому, что культурно отдохнуть не получилось. Ни им в ту ночь, ни нам - позже.

Совсем в другом свете открывается мир "Биошока" для тех немногочисленных (у нас на постсоветском пространстве, т.к. там, за бугром, известно многим) знакомых с Эйн Рэнд, эмигранткой из России, имевшей некогда большое влияние на американское общество, и с ее творчеством. Имена ключевых героев явно намекают на ее литературные произведения - Atlas Shrugged и The Fountainhead. В каждой из сотни аудиозаписей, из которых мы и узнаем о падении "идеального" общества Эндрю Райана (Эйн Рэнд?), видится попытка переосмысления этих значительных скорее для философии, чем для литературы произведений и самих ее идей. В частности, рэндовского объективизма.

Попытка... Но разработчики, тщательно продумав концепцию, проработав предысторию, заключили ее в дневники - и сим ограничились. На коротеньких записях воспоминаний жителей об упадке, на заключенных в звуковую дорожку личных трагедиях все и заканчивается. Хочется верить, авторы решили не рисковать многомиллионным вложениями своего блокбастера - нельзя такому ожидаемому развлечению быть слишком серьезным, могут и не понять. Все ли читали Ницше? Нет, далеко не все. Тогда что говорить о Рэнд?

И пока МакГи с ухмылочкой выглаживал "Гриммов" , поглядывая на обессмерченную , в Irrational Games изобретали велосипед, сочиняя для игрока банальный голливудский сценарий, свойственный боевикам второго потока. Назвать сценарий совершенно предсказуемым мешают пара острых, поистине неожиданных сюжетных поворотов (происходящих в одной сцене), обескураживающих до упавшей челюсти и глаз размера с апельсин. Вдвойне усиливается впечатление под чудесную музыку и мастерскую озвучку. Монолог Райана достоин аплодисментов, после этого шедеврального эпизода появляется надежда - вдруг концовка еще более сильна, закручена и сногсшибательна?

Получилось, к сожалению, наоборот: финал безжалостно убивает все чаяния, сливая в унитаз лучшие сюжетные моменты. Остается удивляться, как на очень богатом материале можно было сочинить почти бездушный рассказик.

"Я подумал: может, пойти поплавать?"
"Страх и ненависть в Лас-Вегасе"

Оригинальный до визга сеттинг - это крупный козырь в руках. С кем проект ни сравни, он всегда уйдет с поля боя хоть потрепанным, но не побежденным. Подводный призрачный город, населенный бывшей элитой человечества, безвозвратно сошедшей с ума, постепенно разрушаемый ею и непримиримым океаном - попробуйте найти нечто подобное в играх. Тщетно.

Оригинальный до визга сеттинг - это испытание на прочность нервов, таланта и мастерства. Мало написать гигантский дизайн-документ, надо воплотить идею в жизнь максимально точно и качественно. Что, понятно, получается у весьма малого числа людей.

Декорации "Биошока" впечатляют постоянным разнообразием и глубиной проработки, легкоузнаваемым стилем и большим количеством деталей на метр квадратный. Локации своеобразны, и даже в похожих, на первый взгляд, находятся серьезные отличия. С другой стороны, чем-то напоминающие "думовские" заводские помещения могли бы заметно диссонировать, например, с напыщенным и пропахшем театральностью "Фортом", но их гармонично связывают общие стилистические находки художников. Порой натыкаешься и на знакомую "алисовскую" шизоидальность, выпирающую из-под ярко выраженного арт-деко с вмонтированными в него элементами паропанка. Напоминает произведения непревзойденного фантазера Жюля Верна.

Сильные тени соседствуют с броскими вывесками магазинчиков и питейных заведений, лучи света буквально разрезают полумрак. Нас стараются не напугать, а почувствовать себя не в своей тарелке, несмотря на теплоту и уютность окружения. Наверное, потому обошлось без "черных" комнат и без фонаря. Вообще.

И мокро - повсюду вода. Она живописно стекает по прогнивающим стенам, заливает мраморный пол, давит на стеклянные переходы угрюмого Рапчура, подталкивая нас двигаться вперед поскорее, ведь не дай бог стекло не выдержит, треснет - и смертоносные потоки воды утянут тебя в пучину морскую (чисто теоретически). Нетленный Half-Life 2 бесцеремонно лишился титула "Лучшее изображение воды", справедливо перешедшего в лапищи "Биошока" . Под рябящийся произвольный водопад тянет встать, как под душ, в залитых залах - кинуть дырявить противников и пойти побултыхаться.

Дизайнеры отрабатывают зарплату с пылом ярых комсомольцев, прорисовывая все уголки уровней, наделяя каждый тупичок, спрятанный под лестницей, или комнату за углом индивидуальной камерной трагедией. Подробности узнаем из аудиодневников, но драматичность некогда произошедших тут событий нутром почувствуешь просто оглянувшись. Подобных тупиков, закоулков и помещений, вовсе не обязательных для посещения (сюжетом-то игнорируются) наплодили разработчики прилично. Эта необязательность только улучшает атмосферность, которую ближе к финалу решительно уничтожит дикий "респавн", но о нем чуть позже.

Некогда перепрыгнувшая с Unreal Engine 2,5 на третью версию, игра цепляет восхитительным тщательным дизайном, игрой теней и объемными текстурами, отвлекая от кучки свиней, подложенных ее мультиплатформенностью.

Я это вслух сказал? Пардон, но раз начал...
Как и все проекты, удостоившиеся чести выйти не только на ПК, но и на "ящике Билли", страдает серьезным геморроем при включении HDR. Если в GRAW2 замыленность лишь мешала сосредоточиться, раздражая глаза, то здесь она еще создает стойкое чувство нереальности происходящего. В какой-то момент ты ловишь себя на мысли: я сплю? Одновременно у игры проявляется болезнь ранней версии HL2 , когда лучи света или блики чуть ли не слепили, превращаясь в миниатюрные модели солнца. В "Биошоке" , визуально построенном на контрасте темного и светлого, блумовые кляксы смотрятся нелепо и даже безобразно. Впрочем, проблема решается простым и безболезненным отключением опции.

Зато в кои-то веки ПК-геймерам не придется ждать пару годиков до выхода достаточно мощных комплектующих, чтобы увидеть красочность игры в абсолюте. Весьма грабительские системные требования, объявленные до релиза, после оного упали в несколько раз благодаря примерной (где вы были, когда портировался ?) оптимизации. В отличие от других проектов на UE3, в ультимативном порядке требующих двуядерных процессоров и иже с ними.

В то время как творения дизайнеров выставляются, словно на витрину торты, его разрушаемость и интерактивность носит характер дополнения. Для прохождения не понадобятся знания физики, ни глубокие, ни элементарные. Но ее присутствие считается обязательным, пускай разработчики не кичатся тем, что учили в школе законы Ньютона и Ко. Предметы мебели при хотении подвинешь, перевернешь или разломаешь на кусочки. Попав в воду, какой- нибудь ящик или труп поднимается к поверхности и скромно дрейфует, вместо того, чтобы пойти ко дну.

Но жмурики - это отдельная история. В особо жаркие игровые минуты тела подкошенных пулями мутантов начинают собираться в милые холмы. Каким было мое удивления, когда трупы, лежащие сверху, не проваливались! Настоящая гора трупов. Однако сюрпризы от мертвецов на сим не закончились. После смерти у всех наблюдаются конвульсии: дрыгаются ноги и руки. Повздрагивают - и успокоятся, а толкнешь ногой их в бок - продолжат изображать покидание душ.


Симулятор бомжа, или Ярмарка способностей
А трупами локации усеять раз плюнуть. Хватило бы патронов и EVE, аналога маны. Боеприпасы собираются по патрону с тел убитых, добываются лазанием в столы и ящики, при наличии крупной суммы денег их закупаешь в специальных автоматах. EVE же приходится искать. К счастью, шприцы с ней найти не составит особого труда - просто поискать в закоулках, под кустами или в мусорках. Люди на помойку иногда такие полезные вещички выкидывают...

А как часто мы будем взламывать сейфы ради горсти патронов! Hack применяется к турелям и к камерам слежения, позволяя без лишнего шума и потери крови проходить мимо, создавая при этом неприятности врагам. Правда, от самого процесса взлома сильно пахнет казуальностью, как от общественных туалетов - ясно чем. Собирать паззлы легко и увлекательно (на первых порах), но частота, с которой приходится составлять "трубу", выше, чем организм способен выдержать, отчего хакинг спустя несколько часолокаций начинает надоедать и слегка раздражать.

Коль в кармане пусто - отправляйся на охоту. На каждом уровне всегда находится от одной до трех Маленьких Сестер с приставленными к ним Большими Папочками. Чья миссия - сохранить девочек живыми от шастающих по городу безумцев. Папочки изначально нейтральны ко всем, они выполняют свою работу и к происходящему вокруг - даже развернись рядом Ледовое побоище - равнодушны. В нашем праве пройти мимо, не трогая парочку, но как можно отказаться от нового тоника, навыка или чего поинтересней?! Придется разрушить их теплые отношения убийством последнего.

"No gods or kings. Only Man"

На один гаечный ключ (напомнивший сразу долгострой-разочарование ) надеяться наивно: население подводного города хоть и съехало с катушек, однако не до конца перевелось. Основная масса - мутировавшие в так называемых сплайсеров простые граждане, потерявшие рассудок и деградировавшие до уровня животных. Чем сильные мира Rapture и пользуются.

"Адам" развил в них различные способности, некоторые из которых в течение игры испробуем и мы. С ростом сложности увеличивается разнообразие умений противников, знающих не только правила пользования автоматом, но и кидающихся файерболлами, электрическими разрядами, исчезающих перед тобой и появляющихся за, чтобы подло ударить в спину, и так далее. Для каждого придется найти ахиллесову пяту, если не желаешь впустую тратить постоянно заканчивающиеся боезапасы. Вон того - поджарить на медленном огне, потому что огнестрельное оружие его берет слабо, а вон того - исключительно бронебойными, не то придется долго помаяться.

Тем не менее, разновидности сплайсеров можно пересчитать по пальцам одной руки. Шаг в сторону однообразия сделан. Разработчики расширить зоопарк поленились, дескать, "зато у нас вариантов убийства выше крыши".

Да, предоставив небольшой стандартный арсенал оружия и почти типичную для ролевых игр коллекцию "заклятий", авторы подталкивают к вариативному и разноплановому душегубству неприятеля. Отпустив в лоб n-ного мутанта последний патрон, бьешь "молнией" в воду, поджаривая стоящих в них по колено сплайсеров. Замораживаешь сильных противников и уничтожаешь их, беспомощных. Берешься за могучий арбалет - и расставляешь на бегу ловушки. Да хоть Папочек натравливаешь друг на друга (любимая, кстати, забава коллеги barney). Это то, что вспомнилось первым, на деле возможностей открывается побольше - только мозгами пошевелить потребуется. Желательно не тормозить во время перестрелок и добивать негодяев. В противном случае недобиток доползет до ближайшей аптечки, полностью восстановит здоровье и понесется мстить.

Неотъемлемой частью геймплея стало возмутительное создание Vita-chamber, обеспечивающее, в принципе, легальное бессмертие. Жар боев она притупляет очень эффективно. Убитые, мы возрождаемся в ближайшей "комнате жизни", целыми и невредимыми. Девелоперы махом избавились от чекпоинтов, а старые добрые quicksave, очевидно, добавили из чистой формальности.

Снова понарошку?
- Нет, это анти-респаун.

Едва сюжет выйдет на финишную прямую, начнется яростная, отчаянная борьба с легионами сплайсеров, плодящихся со скоростью хомяков из тертого, сырого (сам не знаю, но догадываюсь) рапчурского воздуха. Оказывается, под обещанием держать игрока в постоянном напряжении скрывалось стабильное возрождение надоевших, практически однотипных обитателей города.

Забит под завязку противниками, ведущими себя как подобает кровожадным маньякам, но достаточно образованными, чтобы побежать к аптечке после сильного ранения и, тем более, не лететь слепо под пулеметную очередь. Полным-полно способностей, ухищрений для ликвидации психов, мешающих пройти дальше по сотни раз проверенным и вылизанным сюжетным рельсам.
Там, на глубине, нет демонов, поднявшихся из Ада, нет кораблей инопланетных захватчиков, задумавших перетрансформацию планеты. Там только люди. Люди - и никого иного.

Радости:
Продуманный мир.
Своеобразный и хорошо проработанный дизайн; графические эффекты, в том числе реалистичное изображение воды.
Аутентичная ретро-музыка и трогательные симфонические темы, качественный эмбиент и озвучка.
Пара сильных сюжетных моментов.
Реалистичная анимация.
Образцовая оптимизация.
Относительно адекватный ИИ.

Гадости:
Чересчур сильный High Detail Post Processing.
"Никакая" сюжетная концовка.
Надоедающий к финалу "респавн".
Немного завуалированная, но линейность.

Оценка: 8.5

Вывод:

Американская мечта в действии. Грамотно пропиаренная и не менее грамотно разработанная игра, продолжившая традиции (и хорошие, и плохие) System Shock 2 . Жаль, трудяги из 2K Boston провалилась в тот же открытый люк, что немного ранее украинская GCS. Они сотворили живой, отличный ото всех и запоминающий мир с крепкой, насыщенной предысторией, но так и не создали на его основе нечто поистине шедевральное. Хотя могли.

Жанр: FPS(First-Person Shooter)
Издатель: 2k Games/1С
Разработчик: 2k Boston/2k Australia
Похожесть:
Мультиплеер:
Системные требования: процессор 3GHz dual core, оперативная память 2 Гб, видеокарта с поддержкой Pixel Shader 3.0 и 512 Мб памяти (Nvidia Geforce7900 GT и лучше)

До сих пор медаль с надписью «самая лучшая игра современности» не нашла своего героя, и мы еще увидим немало попыток ее заполучить. S.T.A.L.K.E.R., HALF-LIFE 2, DOOM 3, QUAKE 4 - все эти проекты, безусловно, красивые и интересные, но «нашим всем» они не стали… Свою попытку представить свету идеальную игру не упустили и разработчики из 2k Games, которые разработали ожидаемую нами игру BIOSHOCK. О ней говорили, ее обсуждали, ее ждали с нетерпением. Но стала ли она новым словом в жанре, или пополнила ряды проектов-однодневок? В этом мы и разберемся…

Город-сказка.

Игра с самого начала готовит тебя к чему-то тревожному. Чего стоит одна завязка, которая передает нам в руки жизнь нашего героя, единственного, кто выжил в авиакатастрофе. Не успеешь прийти в себя, и ты уже переступаешь порог подводного города, который построил великий ученый Эндрю Райан. «Нет богов и королей, только человек» - именно такой девиз царил в Rapture во время его рассвета. Желая создать идеальное общество, гений сотворил город, в котором не было места бездарностям и лентяям, и выбрал в качестве фундамента для будущего рая науку. Город рос и расцветал, все новые и новые ученые заселяли Rapture. Проводились научные исследования, и, казалось, труды писателей-утопистов вскоре станут реальностью. Но было совершено роковое открытие для жизни города и людей, населявших его. Ученые нашли подводного моллюска, железа которого содержала стволовые клетки в чистом виде. Вскоре было создано генетическое вещество с символичным названием АДАМ. Оно давало человеку почву для внедрения плазмид. Плазмиды же являли собой измененные гены. Таким образом, человек мог приобрести способности к телекинезу, пирокинезу, созданию мощных электрических разрядов. И это далеко не полный список генетических модификаций. Дальше события развивались стремительно: моллюск был полностью уничтожен, вызывающий наркотическую зависимость АДАМ был собран в руках правительства города. Как следствие - разразилась жестокая и кровавая гражданская война, которая превратила город в руины, а его жители сошли с ума. Спустя несколько лет после ее окончания, в городе и появляется наш герой.
Историю города и его жителей игрок узнает через найденные аудиодневники, которые также помогают в прохождении игры. Сюжет игры контрастен: в начале его почти не замечаешь, так как он попросту меркнет перед красотой локаций, в которых путешествует персонаж игры. Но в конце он резко выделяется, и просто красивое путешествие приобретает еще и смысловую нагрузку.


Техника выживания в Утопии

2k угодили как любителям вдумчивой игры, так и тем, кто любит взять в руки оружие и просто пострелять в виртуальных оппонентов. Никто не запрещает тебе быстро пронестись по всем уровням, оставляя за собой лишь убитых тобой врагов. Но можно и постепенно продвигаться к победе, находить упомянутые выше аудиодневники, добывать АДАМ и внедрять в свой генетический код все новые и новые плазмиды и тоники, тем самым прокачивать своего героя и добавлять в его арсенал телекинез, пирокинез, умение стравливать врагов друг против друга. Из всех противников (в игре они именуются Сплайсерами) выделяется Большой Папочка, который охраняет маленькую девочку(так же именуемую «сестренкой), собирающую АДАМ с трупов. Гигант, одетый в водолазный костюм, символизирует все могущество и величие подводного города.

В игре он является своеобразным боссом, убив которого можно забрать у девочки столь нужное вещество. На каждом уровне дуэт «Большой Папочка и сестренка» присутствует в определенном количестве(не больше 3-х пар). Девочку можно убить (harvest), а можно и спасти (rescue), тем самым, освободив и превратив в нормального ребенка. Если держаться первого варианта – то можно получить много АДАМА и плохую концовку. Если же второго - то покровительство со стороны местного профессора и хороший финал. Выбор, как говориться, за вами. Еще одной интересной находкой является мини-игра, выиграв которую можно взламывать автоматы, продающие боеприпасы и аптечки, и как следствие - здорово снизить цены на товары, а также камеры, пулеметные турели, летающих ботов-охранников, тем самым делая их дружественными к игроку.

Мир прекрасен!

Дизайнеры из команды 2k постарались на славу. Мир Bioshock очень красив и интерактивен, именно поэтому после прохождения игры в памяти остается каждая локация, в которой ты побывал. Нижние уровни города мрачные, зато поднявшись на верхние этажи, мы увидим красиво оформленные в стиле арт-деко (популярное в 1960-е годы направление дизайна) комнаты, неоновые вывески, Город выглядит так, как и подобает мегаполису 60-х. Развлекательный и культурный центр Rapture пестрит рекламами, анонсами мюзиклов и театральных постановок. Ботанический сад красив и необычен хотя бы потому, что удивляешься, как на дне океана удалось раскинуться зеленой сени дубов. Графический движок Unreal Engine 3 выдает красивую и современную картинку, поэтому иногда хочется просто полюбоваться окружающим тебя миром. За физику в игре отвечает знаменитый движок Havok, поэтому игровой мир полностью интерактивен. Стоит отметить, что игра поддерживает DirectX 10, использование которого возможно только в Windows Vista. Благодаря Shader Model 4.0, вода (все же одна из главных составляющих подводного мира) выглядит реалистичнее, а тени прорисовываются еще более четко. Звуковое оформление гармонично дополняет атмосферу игры. Всхлипы, стоны, скрежеты - все это заставляет нас еще сильнее бояться и крепче сжимать оружие в руках.

По плохому обычаю нашлось место и для ложки дегтя. Ошибка разработчиков заключается в том, что в игре смерть персонажа нисколько не усложняет игровой процесс. Все это потому, что погибнув, игрок появляется в специальной точке сохранения, причем здоровье врагов остается потрепанным, да и вообще, им нет до героя никакого дела. Фактически, это читерство, узаконенное самим игровым процессом. Схватки с врагами не зрелищны и однообразны. Тактика «электрошок+огнестрельное оружие» срабатывает почти всегда. В многочисленном наборе плазмид, нужных для прохождения, всего три. Остальные - просто чтобы были, поэтому пользы в себе не несут. Как следствие - необходимость добывать АДАМ для покупки плазмид исчезает. Из-за всех этих недочетов последние уровни игры проходятся без всякого желания.


Гибель Атлантиды

Bioshock - красивая и самобытная игра, которая не лишена оригинальных решений и свежих идей, но «героем нашего времени» она не стала. Мечты об этом звании развалились подобно мечтам создателя Rapture, Эндрю Райана. Вывод - в эту игру можно и нужно играть, но возносить до небес ее не стоит. Играть и надеяться, что какой-то из грядущих проектов все-таки станет «игрой нашей мечты»

Плюсы:
+ Оригинальная концепция и сюжет
+ Красивое оформление
+ Интересный геймплей

Минусы:
- Излишняя облегченность игрового процесса
- Обилие ненужных навыков

Вердикт:
Интересный, самобытный проект. Bioshock - один из лучших шутеров этого года!

Обсуждаем статью в .