Роман н толстого петр первый. Школьная энциклопедия

Этот роман Алексея Николаевича Толстого - исторический, но простая хронология событий не может выразить его даже самое краткое содержание. «Петр 1» Толстого наполнен событиями из жизни не только реальных исторических деятелей - царя Петра, Меньшикова, Лефорта, Карла XII и др.

На его страницах - персонажи, наделенные писателем типическими чертами представителей самых разных слоёв населения огромной страны. Они живут и умирают, они говорят языком, выразительность которого можно оценить, только прочитав книгу страница за страницей.

Общая структура

Роман состоит из трёх томов или книг. В центре повествования - тот самодержец из рода Романовых, кто первым стал именоваться императором всероссийским - Петр 1. Краткое содержание романа - начальный период его бурного правления, от времени совместного венчания на царство со сводным братом Иваном до первых побед в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю.

События первой книги занимают время с 1682 по 1698 год. Краткое содержание «Петр 1» Алексей Толстой, книга первая: Молодой царь Петр Алексеевич понимает необходимость реформ по европейскому типу, одерживает победу в борьбе за власть с сестрой Софьей, которая опирается на стрелецкие полки.

«Петр 1»: краткое содержание по главам

Книга I. В первом томе - 7 глав.

А.Н. Толстой, «Петр 1», краткое содержание по главам первой книги:

Глава 1, части 1-5: Ивашка Бровкин - хитрый и крепкий мужик, по приказу барина - Василия Волкова - отправляет своего сына Алешку с обозом в Москву. Там Алешку грабят, он теряется в столичных слободах.

Часть 6. Царь умирает от цинги. На царство претендует его сестра Софья - одна из дочерей первой жены царя Алексея Михайловича - Марии Милославской. Ближние бояре выбирают на царство здорового и бойкого Петра, сына второй жены Алексея Михайловича - Натальи Нарышкиной.

Части 7-18. Алешка Бровкин знакомится со сверстником - предприимчивым и сообразительным не по годам Алексашкой Меньшиковым, сбежавшим из дома от побоев отца. Они нанимаются к купцу продавать пироги, а потом становятся свидетелями вооруженного выступления стрельцов, подстрекаемых сторонниками Софьи, которые кричали, что Нарышкины убили наследников царя. Патриарх Иоаким показывает живых Петра и Ивана, но требования толпы выполняются: совместное венчание на престол Ивана и Петра, выше их - Софья.

Книга I. Глава 2. Краткое содержание «Петр 1» Толстого А.Н.:

Части 1-3. Раскольники пробуют поднять стрельцов на бунт «за старую веру», Софья собирает дворян и гасит смуту. Алексашка знакомится с мальчиком Петром, а убегая от случайно встреченного отца, попадает на Немецкую слободу - Кукуй, где его берет на службу На Кукуе появляется и скрывшийся от скучных нянек Петр. Лефорт показывает любопытному царю много нового и интересного.

Части 4-6. Василий Васильевич Голицын - человек прогрессивных взглядов, не может противостоять требованиям своей любовницы - Софьи - идти «воевать татар». Для войны нет возможностей.

Части 7-11. Петр с помощью иностранцев занимается обучением «потешного войска». Кукуйцам импонирует энергия и любознательность молодого русского монарха.

Петру нравится отношение обитателей немецкой слободы к работе и к веселью. Ему кружит голову молодая красавица Алексашка смог стать нужным Петру и его назначают царским постельничим.

Книга I. «Петр 1», краткое содержание. Глава 3:

Части 1-2. Бесславный поход на юг Василия Голицына. Страдавшее от бескормицы и сильной жары русское войско окончательно останавливает степной пожар. В поджоге обвиняют украинского гетмана Самойловича. Автор этого доноса - Мазепа - сам становится правителем Украины.

Части 3-5. В Преображенском, где обитает Петр с матерью, усиливается боеспособность потешных полков - Преображенского и Семеновского, что вызывает тревогу у Софьи. Алексашка пользуется у Петра растущим доверием и рекомендует ему нового барабанщика - Алешу Бровкина. Поведение молодого царя осуждает мать Наталья Кирилловна и её боярское окружение. Царица хочет женить Петра на Двоюродный брат Василия поддерживает начинания Петра словом и деньгами.

Часть 6. Василий Голицын предлагает взаимовыгодное сотрудничество с французскими купцами для покрытия нужд войска, и получает чванливый отказ.

Части 7-8. Умирает отец Анны Монс. Петр соглашается на женитьбу.

1689 год. Женитьба

Книга I. А.Н. Толстой «Петр первый», краткое содержание. Глава 4.

Части 1-5. Алеша Бровкин с помощью Меньшикова спасается от побоев своего отца, привезшего продуктовый оброк своему барину - Волкову. Иван сначала не узнает сына, затем притворством выпрашивает у него огромную сумму - более трех с половиной рублей.

Свадьба Петра и Евдокии играется по древнему обряду, но накануне молодой царь сбегает на ночь к Анне Монс, а через месяц - уезжает на верфи в Переславль. Второй Голицына завершается большими потерями с обеих сторон.

Части 6-10. На деньги сына Иван Бровкин поднял хозяйство и стал богатеть. После войны с татарами усиливаются нищета, разбой и грабежи. Все желают, чтобы дело скорее решилось в чью-нибудь пользу: Софьи или Петра. Стрелецкие начальники по указанию правительницы организуют заговор с целью убить Петра и его матерь. К Петру приезжает дядя - Лев Кириллович Нарышкин, рассказывает о заговоре Софьи, пробуждая в нем детские страхи и провоцируя судорожный припадок.

Части 11-15. Во время церковной службы Петр вступает в открытый конфликт с Софьей, которая во время крестного хода взялась нести икону, что следовало делать только царской особе мужского пола. Окружение Голицына побуждает его к решительным действиям в отношении обитателей Преображенского, но он колеблется. Царский стольник Василий Волков, посланный Петром на разведку, был схвачен стрельцами и приведен на допрос к Софье. Выполняя приказ царя молчать, он вызвал гнев Софьи, приказавшей отрубить ему голову. Но среди стрельцов не нашлось добровольца-палача, и Волкова тайно отпустили. Стрелецкие начальники назначают на полночь выступление, а группа караульных стрельцов, не веря в успех, решают послать двух гонцов к Петру чтобы предупредить об опасности.

Часть 16. Петр и его окружение понимают, что если поднимется все стрелецкое войско, сил Преображенского и Семеновского полков не хватит. Было решено уходить в Троицкую лавру под защиту монастырских стен и патриарха. Нервы Петра на пределе. Как только входят стрельцы с предупреждением о грядущем набате, он в панике неодетый скачет в Троицу.

Части 17-19. Софье не удается ударить в набат. Почти все её сторонники переходят на сторону Петра, а её саму в Троицу не допускают. Следуя наставлениям Лефорта, Петр ведет себя в соответствии с желаниями матери, вызывая одобрение Натальи Кирилловны и её окружения.

Части 20-23. Софья терпит полное поражение. Её перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь, самый ярых её сторонников казнят и пытают. Василия Голицына, которого спас от казни его брат Борис, отправили в ссылку на север. Сподвижники Петра жалованы деньгами и землями. Все ждут казней, но молодой самодержец голов не рубил.

Начало единоличного правления

Книга I. А.Н. Толстой «Петр первый», краткое содержание по главам. Глава 5.

Части 1-5. Лефорт становится настоящим другом и главным советником Петра. В Петр слышит от иностранцев о неумении русских вести дела, о дикости их обычаев.

Части 6-7. Патриарх Иоаким требует от Петра защитить православную веру от иностранных еретиков и выгнать немцев с русской земли. Царь удивляет его своей твердостью и просит не вмешиваться в его планы. Евдокия упрекает мужа связью с Анной Монс, они ссорятся.

Части 8-12. Беглый холоп Цыган и кузнец Кузьма Жемов попросились «в артель» к таким же бездомным страдальцам - Овдокиму и Иуде, чтобы добывать пропитание правым или неправым делом. Подобно им много народу уходило в леса разбойничать или прятались от властей, держась, как раскольники, за старую веру.

Части 13-16. Петр не только предается разгулу, но продолжает строить новую страну. В Архангельске, где издавна были поселения заморских купцов, воочию видит разницу в уровне жизни иностранцев и русских, и заводит серьезный разговор с Лефортом о главных целях на будущее. Он слышит от него о выходе за Азовское и Черное море, о войне со Швецией за выход к Балтике. В повседневных делах: жалобы на разбой, мздоимство и первый русский «комерциенрат» - организация купцов для международной торговли.

Часть 17. Умирает Наталья Кирилловна, мать Петра. Рассорившись с женой, он ищет утешения у Анны Монс.

Части 18-21. Артель Овдокима, поразбойничав на тульских дорогах, распалась, а Цыган и Жемов попали на каторгу на оружейный завод. Становится неизбежной война на юге - к ней подталкивали иностранные союзники и внутренние силы. Дума призвала собирать ополчение.

Часть 22. Жизнь Ивана Бровкина изменилась кардинально: бывшие родственники и односельчане попадали к нему в зависимость, ему был отдан подряд на овес и сено для армии, дочь Саньку приезжал сватать за бывшего барина - Василия Волкова - сам царь Петр.

Книга I. Краткое содержание, «Петр 1» Толстого А.Н.: Глава 6.

В феврале 1695 года начался поход к низовьям Днепра и к крепости Азов. Во главе стоял воевода Борис Петрович Шереметьев, а царь шел с войском как бомбардир Петр Алексеев. В столице остался править князь-кесарь Федор Ромодановский, которого боялись. Войско спустилось к низовьям Волги, где должно было пополнить запасы. Из-за воровства подрядчиков это было делом затруднительным - только Бровкин выполнил обязательства как нужно. Азов не удалось взять с наскока, русские понесли большие потери. Началась долгая осада с подкопами. Турки получали поддержку с моря, где они хозяйничали - подвозились войска и припасы, поэтому осада не удалась. Был отбит и открытый штурм. Лефорт и другие военные советники считали нужным перенести военную компанию на будущий год. Но Петр настаивал на повторном штурме с суши и с моря. Лишь когда и он был отбит и потерял две третьих войска, было решено отступать - так бесславно окончился первый Азовский поход.

1696 год. Взятие крепости Азов

Книга I. Краткое содержание, «Петр 1», А. Толстой: Глава 7.

Часть 1. Через два года изменилось многое в стране, но главное - возмужал её царь. После «азовского невзятия» он сразу уехал под Воронеж, где началось строительство новых кораблей. Огромной ценой флот был построен. В мае Азов был осажден и через два месяца взят. После триумфального возвращения Петра в столицу боярской Думе оставалось лишь безропотно утверждать новые царские указы о строительстве флота, о рытье канала Волга-Дон, об обучении дворянских детей за рубежом и т. д.

Часть 2. Петр решает уехать в Европу за поддержкой своей политики и за новыми знаниями. Он едет в составе многочисленного посольства под именем Петра Михайлова. Отъезд задержан разгромом казачьего заговора во главе с бывшим союзником Софьи - полковником Цыклером.

1697—1698 года. Великое посольство

Части 3-7. В составе посольства Петр посещает Кенигсберг, где заключает союз с бранденбургским курфюрстом, осматривает железные заводы и мастерские, получает аттестат об обучении артиллерийскому мастерству. Его поражает разумный и опрятный образ жизни, он мечтает ввести подобный благополучный уклад в России.

Часть 8. Петр и его спутники производят сильное впечатление на приёме, организованном супругой курфюрста и его дочерью. Они поражают немок своей энергией, любопытством и грубыми манерами.

Части 9-11. В Голландии Петр работает на судоверфи в городке Саардам, живет у плотника, которого знал по Воронежу, ведет самый простой образ жизни, хотя недолго остается инкогнито. Он интересуется всем, бывает везде - и в трактире, и в анатомическом театре. В Англии он изучает математику, учится чертить корабельные планы, нанимает специалистов морского дела. Много денег тратиться на оружие, инструменты и разные диковины. Тем временем в Москве появляются слухи о смерти царя за границей и подмене его. В стрелецких полках, стоящих на северных и южных границах, появляются письма Софьи с требованием идти на столицу для водворения её на царство.

Части 12-13. Петр осознает двуличность европейской политики, а в Москве Иван Бровкин привозит князю-кесарю Ромодановскому весть о подходящих к столице стрелецких полках.

Части 14-17. Стрельцы, не имея единства в планах, были расстреляны из пушек верными царю батальонами. Петр, прервав вояж, возвращается в столицу.

1698 год. Стрелецкий бунт

Части 18-21. После возвращения Петр устраивает демонстративное бритье боярских бород, не встречаясь с женой, едет в Немецкую слободу к Анне Монс. Долго длятся страшные пытки и казни участников стрелецкой смуты. Кончалась византийская Русь.

В 1698 - 1703 годах происходит действие второй книги «Петр Первый». Краткое содержание второго тома.

С помощью многочисленных сторонников из людей простого происхождения Петр строит новую промышленность, новый флот, новую торговлю. Война за выход к Балтике начинается с жестоких поражений.

Книга II. «Петр первый», краткое содержание по главам: Глава 1.

Части 1-2. Мрачно в Москве, не идет торговля, раскольники пророчат беды, зовут уходить на север в скиты или на Дон, готовить новую смуту.

Части 3-4. Князь Буйносов из тех кому не нравятся новые обычаи, новая одежда, новая знать - без роду и племени.

Санька Бровкина - Александра Ивановна Волкова - учит его дочерей политесу, а те ей завидуют.

1699 год. Смерть Лефорта

Части 5-7. Петр потерял верного друга: умер Франц Лефорт. На пышных похоронах одни печалятся, другие злорадствуют.

Части 8-9. Петр учит купцов, как поставить торговое дело по-новому, раскольники желают жить по-старому.

Части 10-12. На воронежских верфях заканчивают строительство большого флота. Петр работает и кузнечным подмастерьем, и плотником. Крепнет мысль о необходимости мира с турками и неизбежность войны на Балтике. Заключению мира с султаном помогает неожиданное для турок появление на Черном море русского флота, прошедшего через мелководье Азова.

А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по томам: Книга II. Глава 2.

Часть 1. Поручик Алексей Бровкин с отрядом собирает по беломорским монастырям людей на государеву службу.

Часть 2. На светском приеме у Анны Монс Петру рассказывают о молодом шведском короле Карле. Его уверяют в легкой победе.

Часть 3. Дом Ивана Бровкина устроен на иноземный манер. Собравшиеся гости обсуждают светские новости и слухи о будущей войне со шведами.

Часть 4. Шведские послы не дождались от Петра подтверждения мирного договора. Русский царь же посылает к польскому королю тайное предложение о военном союзе против Карла.

Часть 5. Молодой Карл посылает свою любовницу Аталию шпионить за польским королем Августом.

Часть 6. Петр сватает младшего Бровкина за княжну Буйносову из древнего знатного рода. Он удивляется образованности Артамона. Александра Волкова с мужем едет в Европу, переживая по дороге нападение разбойников.

Часть 7. В Москве из набранных крестьян иностранные офицеры готовят регулярное войско.

Часть 8. Алексей Бровкин собирает по северным скитам рекрутов. Старцы-раскольники готовы сжигать людей, лишь бы они не служили царю-антихристу.

Ввод юлианского календаря

Часть 9. По указу Петра вводится новое летоисчисление, празднуется начало нового 1700 года.

А.Н. Толстой, «Петр 1», краткое содержание по частям и главам: Книга II. Глава 3.

Часть 1. Весь двор и знатные люди едут в Воронеж на торжественный спуск нового огромного корабля «Предестинация» и целой флотилии. В разгар праздника пришло известие о начале польско-шведской войны.

Часть 2. Волковы на пути в Париж задерживаются в гостях сначала у польских панов, потом у короля Августа. Александра имеет большой успех. Польский король начинает войну и просит Волкова передать просьбу Петру о военной помощи. Волков едет к царю. Александра остается ждать при польском дворе.

Часть 3. Аталия сообщает Карлу о трудном положении польского короля и призывает его к военным подвигам. Карл с воодушевлением начинает войну: при поддержке англо-голландского флота атакует Копенгаген.

Часть 4. Петр читает челобитные о повсеместном мздоимстве и воровстве государственных чиновников. За некачественное сукно для мундиров избивает Меньшикова. Отдает Демидову уральские заводы, требуя взамен качественного и недорогого оружия.

Северная война со Швецией

Книга II. А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по частям. Глава 4.

Части 1-2. Мир с турками подписан с потерей некоторых азовских завоеваний, а в Москве объявлен царский указ о войне со Швецией.

Часть 3. Война началась с осады Нарвы. Во время похода стала видна плохая подготовка. Только солдаты роты Алексея Бровкина неплохо относились к командиру. Иностранные командиры и солдаты ненавидели друг друга. Долгий обстрел крепости успеха не приносил. Скоро подошла большая армия во главе с Карлом. Петр оставляет вместо себя командира и едет в Новгород готовить тылы. Шведы одерживают победу.

Часть 4. Петр узнает о конфузии, требует у купцов средств на новые пушки и оснащение войска, у монастырей и приходов - людей для обороны Новгорода, жестоко карает нерадивых и взяточников.

Часть 5. Царь хочет взять у монастырей колокола на пушки и деньги на войну. Князь-кесарь Федор Ромодановский вместо этого открывает ему тайное хранилище с сокровищами, которые собирал отец Петра - Алексей Михайлович. Они хранились на случай военной надобности. «Но колокола всё равно возьму...»

Книга II. А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по частям и главам. Глава 5.

Часть 1. У Карла закружилась голова от успехов, его армия стала одной из лучших в Европе. Он разгромил войска Августа. На русской границе оставил корпус Шлиппенбаха. Петр укреплял крепости, вооружал и обучал войско всю зиму. Новая крепость в Архангельске летом дала отпор шведскому флоту, был захвачен корабль. Шереметьев во главе новой армии разбил Шлиппенбаха на зимних квартирах под Дерптом, а через полгода - у Гуммельсгофа, и охранять шведские приморские города стало некому.

Часть 2. После взятия крепости Мариенбург генерал-фельдмаршал Шереметьев выкупил у урядника захваченную тем девушку Катерину, и сделал своей экономкой.

Части 3-4. В народе разброд - одни прятались от повинностей и войскового набора по скитам и в лесах, а другие раскольники сами предлагали Петру наладить добычу руды и производство железа. Строятся каналы, соединяющие реки и моря для прохода кораблей. После жестокого боя русские войска захватили крепость у истоков Невы - Нотебург-Орешек. Случайно погиб Кенигсек - любовник Анны Монс, и Петр нашел у него доказательства измены.

Часть 5. Иван Бровкин радуется успехам детей. В Москве очередной пожар. Петр задумывает строить новую столицу на берегах Невы. Он окончательно порывает с Монс. Меньшиков рассказывает ему о Катерине, которую он выкупил у Шереметьева.

1703 год. Основание Санкт-Петербурга

Части 6-7. Развиваются заводы, работа на которых - тяжкая кабала. Начинается строительство новой столицы. Петр знакомится с Катериной.

События заключительной книги романа охватывают период с 1703 по 1704 год. Краткое содержание Толстого, «Петр 1», книга третья.

Молодой российский самодержец проявляет неординарный полководческий талант и одерживает ряд побед над лучшей армией того времени - войском Карла XII.

Книга III. «Петр 1» краткое содержание по главам. Глава 1.

Части 1-5. Любимая сестра Петра - Наталья Алексеевна - всеми силами поддерживает брата. Она занимается образованием его фаворитки Катерины, хочет сделать царский двор по-настоящему европейским. Другие сестры царя - Машка и Катька - позорят брата глупостью и беспутством. Князь-кесарь Ромодановский нашел их связь с главным врагом Петра - Софьей.

Книга III. Краткое содержание. Толстого «Петр 1». Глава 2.

Части 1-4. У Алексея Бровкина в Петербурге собрались все три брата Бровкина. Они командуют на строительстве новой столицы и нового флота. Братья говорят о разном. Гаврила рассказывает о встрече с царской сестрой Натальей. О том, что Карл, пользуясь европейской междоусобицей, разоряет Польшу и грозит России. Приехал Меньшиков, пригласил в свой губернаторский дворец, куда вскоре приехал Петр. За столом, где собрались сподвижники, царь говорит о необходимости нового штурма Нарвы.

Части 5-6. Петр выходит к рабочим, видит, как трудно они живут, как плохо питаются. Один из них - Андрей Голиков - показывает свою работу - сделанное углем изображение морской битвы. Царь решает заказать ему портрет Катерины и послать потом учиться за границу.

Книга III. А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по главам. Глава 3.

Части 1-3. Русское войско во главе с царем выступает к Нарве. Король Карл гоняется по всей Польше за королем Августом, выслушивает комплименты о своей непобедимости и узнает о наступлении русских от посланницы польского короля, который ведет странную войну между пирами и любовными утехами, имея целью стравить Карла и Петра.

Книга III. Краткое содержание «Петр 1», Алексей Толстой. Глава 4.

Части 1-3. Комендант Нарвы Горн не собирается сдаваться, надеясь на подходящий на помощь отряд Шлиппенбаха и шведский флот. Но корабли шведов разметал сильный шторм и снабжение крепости прекратилось. Меньшиков хитростью выманил из крепости и уничтожил около трети войска.

Части 4-6. Король Август, используя усиление русским войском, идет на Варшаву против Станислава - нового короля, назначенного сеймом. Карл пускается в погоню. Главное для обоих королей - завладеть казной.

Книга III. А.Н.Толстой, «Петр первый», краткое содержание. Глава 5.

Части 1-6. Гаврила Бровкин скачет в Москву с письмом Петра к князю-кесарю и с художником Андреем Голиковым. В доме Бровкина они видят портрет Александры Волковой в виде Венеры. Князь Ромодановский, ища заговор, пытает бывшего попа, знавшегося с беспутными царскими сестрами Катькой и Машкой. Наталья Алексеевна расспрашивает Катерину о её жизни. Они встречаются с Гаврилой и устраивают веселый пир с ряжеными. После пира Наталья и Гаврила остаются наедине.

Книга III. Краткое содержание «Петр 1» Толстого. Глава 6.

Части 1-7. Одержана еще одна победа - взят Юрьев. Штурм был трудным, командовавшим им Шереметьев вдруг потерял энергичность, и вновь ожил, когда прибыл сам царь. Петр вызывает к себе Катерину. Меньшиков разбивает отряд Шлиппенбаха, шедший на помощь Нарве.

1704 год. Взятие Нарвы

Коменданта Горна и семья, и оголодавшие жители Нарвы призывают сдаться, но он желает воевать. Диспозиция по захвату крепости написана фельдмаршалом Огилви, который в разговоре с царем называет русского солдата неотесанным мужиком с ружьем. Петр не возражает, но говорит, что русский мужик и сноровист, и умен. Он вносит в план битвы свои поправки, которые приводят к быстрой победе. Петр упрекает сдавшегося коменданта за глупое упрямство и лишние жертвы.

Неоконченная эпопея

Около 15 лет работал Алексей Николаевич Толстой над книгой «Петр Первый». Краткое содержание его рабочих материалов говорило о грандиозных планах по созданию еще более масштабной хроники той эпохи. Но и то, что успел сделать мастер, стало настоящей классикой отечественной литературы.

Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Подробности Категория: Историческая проза Опубликовано 27.11.2017 17:57 Просмотров: 1204

Исторический роман Алексея Николаевича Толстого «Петр Первый» посвящен первому российскому императору, одному из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившему направление развития России в XVIII в.

В этой эпопее изображён один из самых ярких и сложных периодов истории нашей страны, когда «Россия молодая мужала гением Петра». Пётр Первый был не только первым императором России, но и военачальником, строителем и флотоводцем.

Историческая основа романа

П. Деларош. Портрет Петра I (1838)
В период подготовительной работы над романом Алексей Толстой использовал ряд исторических источников: академическую «Историю царствования Петра Великого» Н. Устрялова; тома 13-15 «Истории России с древнейших времен» С. Соловьева; «Деяния Петра Великого» И. Голикова; дневники и записки Патрика Гордона, И. Желябужского, Иоганна Корба, Д. Перри, Б. Куракина, Юста Юля, И. Неплюева, П. Толстого, Ф. Берхгольца и др.; пыточные записи конца XVII в., собранные профессором Н. Я. Новомбергским.
Автор изображает в романе некоторые исторические события: Азовские походы Петра, Стрелецкий бунт, а также ряд исторических персонажей: царевну Софью и её возлюбленного Василия Голицына, Лефорта, Меншикова, Карла XII, Анну Монс и др.
Александр Данилович Меншиков – соратник царя, сын придворного конюха, впоследствии светлейший князь.

Неизвестный художник. Портрет А. Д. Меншикова (1716-1720)
Франц Я́ковлевич Лефо́рт – русский государственный и военный деятель швейцарского происхождения, ближайший помощник и советник царя Петра I.

Портрет Ф. Я. Лефорта (конец XVII в.)
Анна Монс – фаворитка Петра. Д.Л. Мордо́вцев, русский писатель, автор популярных в своё время исторических романов на темы из казацкой истории XVII-XVIII вв., так охарактеризовал эту даму и последствия её фаворитства: «Анна Монс – иноземка, дочь виноторговца – девушка, из любви к которой Пётр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остаётся немножко кривошейкою» («Идеалисты и реалисты», 1878).

Предполагаемый портрет Анны Монс
Софья Алексеевна – царевна, сестра Петра. В 1682-1689 гг. она была регентом при младших братьях Петре и Иване. Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына.
30 мая 1689 г. Петру I исполнилось 17 лет. Он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны, но она продолжала удерживать власть в своих руках. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.

Софья Алексеевна

Василий Васильевич Голицын – глава правительства Софьи
Артамо́н Серге́евич Матве́ев – русский государственный деятель, «великого государя ближний боярин», руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича, один из первых «западников».

Патриарх Иоаким

Наталья Кирилловна Нарышкина – царица, мать Петра I
Кроме того, среди действующих лиц романа – Федор Юрьевич Ромодановский (князь-кесарь), боярин Андрей Голиков (богомаз из Палеха), старец Нектарий (глава раскольничьего скита), Карл XII (король шведский), Август (курфюст саксонский, король польский) и др.
Наряду с крупными историческими деятелями в романе изображены простые люди из народа. Действие романа постоянно переносится из дворца – в курную избу; из боярской усадьбы – в дымный кабак; из Успенского собора – в царский розыск и т.д.

После смерти государя Федора Алексеевича (конец XVII в.) в России начинается борьба за власть. Подстрекаемые царевной Софьей, бунтуют стрельцы. Стало в Москве два царя (малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич), а выше их – правительница Софья. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки – нищета, холопство, бездолье».
В это же время живёт крестьянская семья Бровкиных. Однажды Ивашка Бровкин взял с собой в Москву сына Алешку, который сбегает и знакомится со своим ровесником Алексашкой Меншиковым. У Алёшки начинается самостоятельная жизнь. А у Алексашки Меншикова произошла мимолётная встреча с мальчиком Петром, будущим царём. Скоро они встретятся вновь и не расстанутся уже до смерти Петра.
Подрастающий Пётр и его мать Наталья Кирилловна тихо и скучно живут в Преображенском. Чтобы убить скуку, Пётр посещает Немецкую слободу и там знакомится с Францем Лефортом (в услужении у Лефорта находится Алексашка Меншиков), влюбляется в Анхен Монс. Мать Наталья Кирилловна женит Петра на Евдокии Лопухиной.

«Потешные» войска
Пётр в Преображенском занимается «потешным» войском, прообразом будущей российской армии. Алексашку царь забирает к себе постельничим, и он становится посредником между царём и иноземцами. Алешу Бровкина Алексашка устраивает в «потешное» войско барабанщиком. Алеша помогает своему отцу деньгами, и с этого малого капитала у Ивана Бровкина дела сразу начинают налаживаться: он выкупается из крепостной зависимости, становится купцом. Саньку Бровкину Пётр выдаёт за Василия Волкова, бывшего господина Бровкиных. «Отныне знатность по годности считать» – будущий девиз царя Петра.
Начинается новый стрелецкий бунт в пользу Софьи, который терпит поражение, стрелецких главарей страшно пытают и казнят. Василия Голицына отправляют с семьёй в вечную ссылку в Каргополь, Софью запирают в Новодевичьем монастыре.
У Петра рождается наследник – Алексей Петрович, умирает мать Наталья Кирилловна.
Пётр начинает свои реформы. В новый XVIII век надо идти с новыми достижениями. Лефорт играет большую роль в преобразованиях Петра.
Но реформы ложатся тяжёлым бременем на народ, который от непомерных тягот начинает разбойничать или уходит в леса к раскольникам, но и там их настигают государевы слуги. «Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие... Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены, ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого... Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто заворожённо тянулся к Европе... эти говорили, что в молодом царе не ошиблись».
В связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи к концу XVII в. возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота, причём только на средства государства и с помощью отечественных специалистов. Пётр начинает строить в Воронеже корабли, и с помощью флота Азов все-таки взят, но это приводит к столкновению с могущественной Турецкой империей. Пётр понимает, что союзников надо искать в Европе. Под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова он едет с посольством в Кенигсберг, в Берлин, в Голландию, в Англию. Там он живёт как простой мастеровой, овладевая необходимыми ремёслами.

М. Добужинский «Пётр Великий в Голландии»
Но во время его отсутствия поползли слухи о том, что царь умер, и его подменили иностранцы. Софья вновь подстрекает стрельцов к мятежу, но этот бунт подавлен, а по возвращении Петра в Москву начинаются пытки и казни. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь».
Царицу Евдокию Федоровну отправляют в Суздаль, в монастырь, а её место занимает Анна Монс. Умирает Франц Лефорт. В Воронеже закладываются все новые корабли, и вот уже целая флотилия плывёт в Крым, потом на Босфор, и турки ничего не могут поделать с новой, неизвестно откуда взявшейся морской силой России.
Богач Иван Артемьич Бровкин занимается поставками в армию, у него большой дом, многие именитые купцы у него в приказчиках, сын Яков – на флоте, сын Гаврила – в Голландии, младший Артамон живёт с отцом. Александра Бровкина стала знатной дамой. А Алексей Бровкин влюбляется в царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра, она к нему тоже неравнодушна.
В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска, занимает Лифляндию и Польшу, хочет броситься за Петром в глубь Московии, но генералы его отговаривают. А Петр мечется между Москвой, Новгородом и Воронежем, заново воссоздавая армию; строятся корабли, отливаются из монастырских колоколов новые пушки. Дворянская армия ненадёжна, теперь на её место набирают всех желающих, а от кабалы и мужицкой неволи желающих много. Под командованием Бориса Петровича Шереметева русские войска овладевают крепостью Мариенбург; среди пленных и солдат генерал-фельдмаршал замечает хорошенькую девушку с соломой в волосах и берет её экономкой, но влиятельный Александр Меншиков забирает красавицу Катерину себе. Когда Петр узнает об измене Анны Монс, Меншиков подсовывает ему Катерину, которая приходится царю по сердцу. Впоследствии она становится царицей Екатериной I.

Екатерина I
«Конфузия под Нарвой пошла нам на великую пользу, – говорит Пётр. – От битья железо крепнет, человек мужает». Он начинает осаду Нарвы, её защитник генерал Горн не желает сдавать город, что приводит к бессмысленным страданиям его жителей. Нарва взята яростным штурмом, в гуще боя виден бесстрашный Меншиков со шпагой. Генерал Горн сдаётся. «Не будет тебе чести от меня, – говорит Пётр. – Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих...»
Над романом А. Толстой работал с 1929 г. и до самой смерти. Две первые книги были опубликованы в 1934 г. Незадолго до своей смерти в 1943 г. писатель начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 г.

Образ Петра в романе

Пётр I в детстве
В первом томе мы читаем о детстве Петра. Впервые автор показывает его еще испуганным ребенком в съехавшей набок мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев выносят мальчика на крыльцо к народу. А. Толстой описывает и другие эпизоды реальной биографии Петра.
Постепенно образ героя меняется. Сначала это 12-летний подросток, «мальчик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит хитрости. Потом это Пётр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор императорским притязаниям своей старшей сестры. Во время торжественного крестного хода в Успенском соборе герой нарушает благолепный церковный ритуал, в присутствии бояр вступает в пререкания с Софьей. Затем это нескладный долговязый юноша...
Юность и молодость Петра были полны острых драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Будущий царь обладает беспокойным, но деятельным характером, он постоянно проявляет себя в деле: сначала это «потешные» полки, в отношении к которым в полной мере проявился горячий, необузданный нрав царя. Этому способствовали безграничная власть и вседозволенность, покорность окружающих. Постепенно «потешные» войска превращаются в Преображенский и Семеновский, становятся силой, опорой Петра в борьбе со старым укладом жизни, хранительницей которого является царевна Софья. Ее поддерживают бояре и стрельцы.
В то время решался вопрос о том, каким путём пойдёт далее Россия. Поэтому без преувеличения можно сказать, что роль Петра в судьбе нашей страны исключительно велика.
Но его личность считают демонической. Его взгляд «темный, пристальный, нечеловеческий». Его резкость, несдержанность, жестокость по отношению к врагам, мнительность, подозрительность крайне обострены. Характер Петра, хорошо известный по документальным источникам, приобретает в романе художественную достоверность.
Несмотря на то, что роман остался незавершённым, характер первого русского императора обрисован достаточно полно. В его образе слились и черты народного вождя, знающего дорогу к новой лучшей жизни и готового ради неё пожертвовать своей и чужой судьбой, и его противоречия. В образе Петра I показаны лучшие черты национального характера, он поистине «народный царь-труженик», но он и вершитель мировой истории.

В. Серов. «Пётр I» (1907)
Не только А. Толстой, но и другие авторы в разное время пытались осмыслить роль этой незаурядной личности. Его характер и дела оцениваются неоднозначно почти всеми: одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие – сильным, но жестоким самодержцем, нарушившим плавный ход истории.

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый»

Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома. Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) -- преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой.

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных -- хороших, хотя ничем не выдающихся -- людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.

В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман -- «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

Выступая как политизированный писатель, Толстой, который был непосредственным, органическим художником, мастером изображения, а не философизации и пропаганды, проявил себя гораздо хуже. Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком П. Е. Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами и густо уснастил сюжет авантюрностью, включая мотивы переодевания и «подстроенных» автором встреч (что не могло не ослабить роман).

В 1930-е гг. по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине -- повесть «Хлеб (Оборона Царицына)» (вышла в 1937), целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», где Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений советской литературы.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 в. Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.

Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых. «Русские писатели. Библиографический словарь» Ч 2. / Сост. Б.Ф. Егоров, П.А. Николаев и др., - М.: Просвещение, 1990.-с.136

Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.А.Блок, Д.С.Мережковский и другие. Оценка Петра Первого, его преобразований неоднозначна как в оценке историков, так и в художественной литературе.

Если Ломоносов и Пушкин воспринимали петровские деяния как подвиг (хотя Пушкин видел и недостатки царя-преобразователя), то Л.Н.Толстой отнесся к нему отрицательно. Задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Подобная оценка дана Петру и в романе Д.С.Мережковского «Петр и Алексей» (1905).Без преувеличения можно сказать, что едва ли не на протяжении всей жизни, начиная с 1917 года, словно магнит притягивала к себе эпоха Петра и А.Н.Толстого.

«На Петра я нацеливался давно,- писал Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Непосредственными, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917), «День Петра» (1917), пьеса «На дыбе» (1928), ставшие как бы увертюрой к роману о Петре. Они показывают, что отношение Толстого к личности Петра менялось.

Рассказ «День Петра» (1917) глубоко пессимистичен. Показывая деятельность Петра, направленную на преобразование государства, писатель показывает всем ходам повествования бесплодность этих мероприятий Петра. Царь показан в рассказе жестоким гордецом, одиноким и страшным: «… сидя на пустошах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивая землю».В трагедии «На дыбе», в отличие от рассказа, дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Но он опять одинок в своей огромной стране, ради которой «живота не жалел», и народ против преобразователя, и стихия. Обреченность дела Петра звучит в его же словах: «Двадцать лет стену прошибаю. Для кого сие? Миллионы народу я перевел… Много крови пролил. Умру - и они как стервятники кинутся на государство». А. Тархов «Исторический триптих А.К. Толстого» - М.: Худож. лит.,1982.-с.110

Завершив пьесу, Толстой собирался написать повесть о Петре и после серьезной подготовки взялся за нее в феврале 1929 года. Первая книга «Петра» была закончена 12 мая 1930 года, и последняя, седьмая глава, завершается казнью стрельцов. Остальные пункты плана составили содержание второй книги, которую Толстой писал с декабря 1932 года по 22 апреля 1934 года. Над третьей книгой эпопеи писатель начал работать 31 декабря 1934 года и успел довести ее до шестой главы. Но смерть помешала писателю довести монументальный труд до конца.

Приступая к работе над романом, Толстой определяет главные проблемы. Во-первых, это «прежде всего книга о русском характере, его ведущих чертах». Во-вторых, изображение исторической личности, ее становление. В-третьих, изображение народа как движущей силы истории. Решению этих проблем подчинена и композиция произведения. В композиции романа нашел отражение правильно понятый писателем ход русской истории на рубеже XVII и XVIII столетий. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.126

Три книги романа воссоздают три важнейших периода развития петровской России.

В первой книге изображена отставшая Московская Русь, юность Петра, борьба с Софьей за власть, первые петровские реформы, стрелецкий бунт и казнь восставших. В первых главах, которые являются экспозицией романа, Петра еще нет. Автор через авторские отступления, через изображение жизни всех сословий допетровской России, через показ классовых противоречий помогает ощутить историческую необходимость преобразований. «Мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю»; от нестерпимых даней и поборов посадские люди «выли на холодном дворе»; разорялся, «худел» мелкопоместный дворянин, «стонало» мелкое купечество; «кряхтели» даже бояре и именитые купцы. «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» Первая книга заканчивается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни… Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Сам Толстой указывал, что вторая книга более монументальна. Она рассказывает о том, как «сдвинулась с места Русь». Здесь меньше исторических событий, но все они очень важные, показывающие строительство новой России: подготовка к Северной войне, «нарвская конфузия», строительство заводов, основание Петербурга… во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа.

Третья книга романа создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. Главное в ней - изображение творческого труда русского народа, великих подвигов русского солдата. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.102

«Третья книга, - писал А.Толстой, - самая главная часть романа о Петре…»Это книга о блестяще одержанных победах русских над войсками Карла XII. Особенно ярко показан в ней образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность, обилие действующих лиц, географическая широта изображаемого - позволили автору показать Русь в бурном потоке исторических событий. Однако сам Толстой признавался: «В моем романе центром является фигура Петра Первого». Он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Варламов.А.Н. Алексей Толстой. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008.-с.87

А.Н.Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Поэтому необходимо проследить, как складывался характер Петра, какие обстоятельства влияли на его формирование, какую роль в становлении личности Петра сыграла окружающая среда.

Толстой показывает, как события формируют Петра - преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам. В Преображенском дворце царствует та старина, которую Петр ненавидит всю жизнь. Скука, невежество, однообразие. Дни так похожи один на другой, что трудно вспомнить, полдничали или уже обедали домочадцы. На медленный темп жизни указывают и удачно найденные Толстым слова, подчеркивающие полнейший застой, господствовавший во дворце: « Царица лениво поднялась и пошла в опочивальню. Там… на покрытых сундуках сидели злющие старухи приживалки… Из-за кровати выползла карлица с гноящимися глазами… прикорнула у государыних ножек… - Сны, что ли, рассказывайте, дуры бабы, - сказала Наталья Кирилловна. - Единорога никто не видел? Оканчивался день, медленно ударил колокол…»

Заслуга Толстого в том, что он сумел показать постепенное формирование Петра, как выдающейся исторической личности, а не сразу нарисовал его вполне сложившимся национальным деятелем и полководцем, каким он предстает в третьей книге романа. Мудрым учителем Петра была сама жизнь. Еще в Архангельске Петр понял, что для широкого развития торговли нужны моря, что страна не может без них существовать. Однако самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь

бегства в Троицу. Поведение Петра на первом заседании боярской думы ясно показывает, что юноше-царю не хватает твердости, решительности: «…жутко было и смолоду пуган. Выжидал, щурил глаза». Иным возвратился он из азовских походов. Борьба за Азов - первое серьезное дело в жизни и деятельности Петра. В боях под Азовом он учится воевать по-настоящему, учится оценивать силы противника, здесь закаляется его воля, крепнет настойчивость в достижении целей. Военные неудачи сначала «изумили» Петра, но не заставили бросить оружия и отступить. Наоборот, любой ценой он решает взять Азов, чего бы это ни стоило ему, генералам, солдатам. Настойчивость, непреклонность его впервые с большой силой проявляются здесь, под Азовом. «Воля Петра будто окаменела. Стал суров, резок. Похудел до того, что зеленый кафтан болтался на нем, как на жерди. Шутки бросил». Он сам решает вести осаду и разрабатывает ее план, заставляет всех людей работать с большим напряжением и проводит вместе с солдатами все дни на земляных работах, с ними и ест простую солдатскую пищу. Толстой показывает, как в этой тяжелой борьбе теперь уже не за себя (как в борьбе с Софьей в юношеские годы), а за страну свою, за Азовское море мужает Петр, вместе с ним мужают и солдаты. Если раньше при взрыве бомб «побледневшие войны только крестились», то при последней осаде Азова солдаты, не обращая внимания на свист пуль, лезли по лестницам на стены крепости. Даже вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнули веры Петра в возможность взять Азов, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опускаются руки, наоборот, «неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек: зол, упрям, деловит». Еще в Архангельске Петр почувствовал, что враг, который мешает расстаться России с ее нищетой и убожеством, «невидим, не охватим, враг - повсюду, враг - в нем самом». Этот «враг - в нем самом» - равнодушие к государственному делу, к судьбе страны, беспечность, наконец, его невежество. Пребывание в Архангельске, участие в азовском походе повернули Петра лицом к государству, к его нуждам. Присущие ему энергия, сила воли, организаторские способности и, главное, настойчивость в исполнении поставленной цели сделали свое дело: воронежский флот ценой жизни многих сотен русских рабочих был построен.

Самовластным государем, твердо уверенным в полезности и нужности проводимых им мероприятий и не считающимся теперь с мнением бояр, показывает Толстой Петра на втором заседании боярской думы. Теперь Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга - Дон. С трона он уже не говорит, а « жестоко лает»; бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется и без думы. Еще отчетливее становятся для Петра задачи, стоящие перед государством: «В два года должны флот построить, из дураков стать умными».

Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну. «Черт привел родиться царем в такой стране!» - с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумается Петр над причинами такого обнищания России, такой невежественности. «… отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие…» Выход из этого положения Петр видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря. Стремление Петра ликвидировать экономическую отсталость страны проявляется, прежде всего, в строительстве фабрик, заводов, мастерских. Для укрепления мощи России нужен был свой, русский чугун, свое железо, чтобы не покупать втридорога за границей. Он хочет, чтобы русские занялись разработкой железных руд, строительством лесопильных заводов, а не иноземцы. «Почему свои не могут?» - говорит Петр, обращаясь к купечеству. И потому с радостью, не задумываясь, Петр дает деньги для развития рудного дела предприимчивому тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал». Так по инициативе и при поддержке Петра строятся и растут отечественные заводы, дающие для армии чугун и железо. Он приветствует почин братьев Бажениных, Осипа и Федора, построивших водяную пильную мельницу самостоятельно, без помощи заморских мастеров, их желание строить корабли и яхты и на них вывозить доски и другие русские товары за море. Видя «счастье страны» в успехах морской торговли, Петр всеми силами поощряет ее развитие. Первому «навигатору» Ивану Жигулину Петр отдает в полное распоряжение три корабля, чтобы тот вез за море ворвань, тюленьи кожи, семгу и жемчуг. Но Петр прекрасно понимает, что широкое развитие торговли возможно лишь в том случае, если русские будут иметь выход в Балтийское море. Но не только экономическая отсталость страны беспокоит Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, за развитие культуры, науки, искусства. Как «растолкать людей, продрать им глаза», приобщить их к культуре, вселить любовь к учению? «От богословия нас вши заели… Навигационные, математические науки. Рудное дело, медицина. Это нам нужно…», - говорит Петр в Преображенском генералам Паткулю и Карловичу.

При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей «подлого» звания (что очень важно) учились литью, математике, фортификации, истории. России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. «Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра, бьется он, чтобы «дворянские балды - сажень ростом» учились грамоте. «С чего приходится начинать: аз, буки, веди…», - с возмущением говорит он. Зато, какой радостью блестят глаза Петра, когда он встречает грамотного, образованного русского человека. Когда Артамон Бровкин на заданный Петром вопрос, знает ли грамоте, отвечает по-немецки, по-французски, по-голландски, Петр приходит в восторг: «Петр Алексеевич стал его целовать, хлопал ладонью и тащил на себя, тряс. - Ну, скажите! Ах, молодчина…»

Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать». Не род, а знания прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку. С восхищением и удивлением смотрит Петр на искусный рисунок Андрея Голикова. Не голландский, а свой, русский, иконописец изПалехи на простой стене, не красками, а тонким углем нарисовал взятие русскими на абордаж двух шведских кораблей. «Петр Алексеевич присел на корточки.

Ну и ну! - проговорил… - Эдак я тебя, пожалуй, в Голландию пошлю учиться».

Необходимо отметить дальновидность Петра, его государственную мудрость, настойчивость в достижении поставленных целей, наконец, его простоту, проявляющуюся как в обращениях с людьми, так и в привычках, манерах, вкусах.

Государственная мудрость Петра проявляется в его умении правильно оценить создавшуюся политическую обстановку и выбрать наиболее подходящие стратегические моменты для начала войны со шведами. Если Карл видит в войне игру, развлечение и «с упоением» слушает звуки боя, то Петр, как пишет Толстой, считает войну «делом тяжелым и трудным, будничной страдой кровавой, нуждой государственной». Сам Петр не раз подчеркивает, что эта война со шведами не имеет в виду захвата чужих земель, - это война за бывшее отечество свое. «Отечества отдать нам не мочно», - говорит он солдатам. Азовские походы многому его научили. Время, когда Петр не учитывал силы противника и не понимал причин поражения русских (не хватало пороха, ядер, пушек, продовольствия), не учитывал настроения своих солдат, давно миновало. Так, под Нарвой он сразу понимает, что русские, несмотря на двухгодичную подготовку к войне, воевать еще не научились: «Чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить». Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.144

Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в Преображенском кафтане, или в «холщевой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.

В третьей книге романа Толстой рисует тридцатилетнего Петра. Именно в этой книге раскрывается его полководческий талант, мудрость государственного деятеля и преобразователя. С годами все более крепнет вера Петра в силы и способности русских людей, в мужество, героизм и выносливость русских солдат, для которых «все проходимо».

Петр изменился сам, научился сдерживать порывы гнева. В Петре чувствуется государственный человек, отвечающий за судьбу страны, он поглощен делами государства, часто погружен в размышления, его уже не привлекают былые «шумства». Петр в романе Толстого не только сын своего века, но и человек, воплотивший лучшие черты русского национального характера. Однако, отметив прогрессивный характер реформ Петра и их историческую закономерность, Толстой показывает их классовую ограниченность, ибо преобразовательская деятельность Петра покоилась на укреплении крепостнического строя. Базанова А.Е., Рыжкова Н.В. Русская литература XIX и XX веков - М.: Юристъ - 1997.-с.212

Уже первые главы романа дают нам почувствовать, что это повествование не только о Петре, но и обо всей стране, о жизни и судьбе народа в одну из переломных эпох русской истории. Целая галерея людей из народа нарисована Толстым в романе, среди них - участники разинского восстания: смелый, решительный пегобородый Иван и Овдоким, «пытанный, мученный много», но не утративший веры в возвращение разинского времени, «костяной от злобы» Федька Умойся Грязью, талантливый изобретатель- самоучка Кузьма Жемов, русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, палехский живописец Андрей Голиков, смелый бомбардир Иван Курочкин и другие. И хотя каждый из этих героев участвует в двух-трех эпизодах, мы постоянно ощущаем присутствие народа на страницах романа. Площади и улицы старой Москвы, шумный кабак, военный лагерь под Нарвой - вот где развертывается действие массовых сцен. Каждая массовая сцена имеет большое значение в романе еще и потому, что в ней устами народа дается оценка того или иного события, положения в стране. «Мучение народное» чувствуется и в отдельных репликах людей из толпы, и в авторской речи, выражающей голос народа. Жестокая эксплуатация крестьян, бесчисленные налоги, нищета и голод не маскируются Толстым: он показывает крепостническую действительность Петровского времени глубоко и всесторонне. Но ограничиться изображением людей, задавленных крепостным правом, терпеливо выносящих кабалу, Толстой не мог - это значило бы исказить действительность. Исторические документы и исследования показали Толстому, что далеко не весь народ безответно и покорно нес на себе ярмо. Одни выражали свой протест бегством от помещиков на Дон, на Урал, в Сибирь, другие готовились к открытой борьбе.

Но не только свободолюбие русского народа изображает Толстой. Русский народ талантлив, трудолюбив. Эти качества писатель раскрывает в образах Кузьмы Жемова, Андрея Голикова… Кузьма Жемов, талантливый изобретатель - самоучка, с творческим отношением к труду, «дерзким умом»,чувством собственного достоинства, настойчивостью в достижении целей. Судьба Кузьмы Жемова типична для русского талантливого изобретателя из народа в условиях царской крепостнической России. Образом искусного кузнеца Жемова Толстой утверждает необычайную одаренность простого русского человека, его духовное богатство. Жемов - хороший кузнец, его работу знают за пределами Москвы, о чем говорит он сам: «Кузнец Жемов! Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала…» Кузьма твердо уверен в том, что даже здесь, в этих каторжных условиях, созданных для русских рабочих, отметят его мастерскую работу. «Узнают они Кузьму Жемова…», - говорит он. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.97

Еще один интересный образ человека из народа - образ палехского иконописца Андрея Голикова - привлекает нас одаренностью, любовью к искусству, к красоте, умением понимать и чувствовать природу, стремлением вырваться из мрака жизни. «Казалось бы, - пишет автор, - животному не вынести того, что за короткую жизнь вытерпел Андрюшка, - уничтожали, били, мучили, казнили его голодной и студеной смертью», и тем не менее он сохранил глубокую веру в то, что где-то есть «светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь».

Народ в романе, особенно в третьей книге, показан как творец истории, и, хотя он не осознал своей исторической роли, он осознал свою силу.

толстой роман народ творческий