Психомоторика. 4 класс.
для учащихся СКОШ VIII вида
Тема: Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Учитель олигофренопедагог
ГБОУ «ЛШ№14»
Моисеенко О.В.
Тема: Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Цель занятия:
Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра.
Формирование способности анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия.
Воспитание усидчивости и самоконтроля.
Наглядность: набор цветных геометрических фигур, образец снеговика, картины.
Оборудование: компьютер, мозаичный комплект.
План:
Вводная часть.
Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «М» (мирный, мудрый, мечтательный, милый, мамочка).
Выполняем упражнения мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение).
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко, разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите упражнение, держа плечо другой рукой.
Основная часть.
Задание 1. «Цветная сказка».
Материал к заданию. Набор цветных геометрических фигур
белого, зелёного, красного, жёлтого, оранжевого, синего цветов.
Учитель читает сказку, а ученики составляют её цветовую картинку.
« Наступила зима. Всю землю покрыл снег(какой?) белый
Деревья в лесу стоят голые, только ёлочка (какая?) зелёная .
Пришли дети в лес украсить ёлочку к празднику. Повесили на ёлочку апельсин (какой?) оранжевый (), яблочко (какое?)красное (), грушу (какую?) жёлтую () , сливы (какие?) синие () .
Какие цвета выбрали? (Белый, зелёный, оранжевый, красный, жёлтый, синий).
Как одним словом можно назвать то, что лежит на столе? (Геометрические фигуры).
Назовите эти фигуры. (Квадрат, круг, треугольник).
Покажите мне квадраты. Что общего у этих фигур? (Форма).
Чем отличаются? (размером).
Какие признаки предметов мы отметили? (Цвет, размер, форма).
Работа в тетради.
1.Нарядите ёлочку.
Перед вами геометрические фигуры.
Из них нужно сложить ёлочку. Какие фигуры мы возьмём?
Ёлочку сложили, но скучно ей стоять одной.
Слепим ей снеговика?
Из каких геометрических фигур сложим снеговика?
Одинакового размера эти круги?
Дорисуйте снеговика. (Устная оценка работ).
Какие фигуры использовали?
Какой признак объединяет эти фигуры в каждой группе? (форма, цвет)
По какому признаку они различаются?
Какая фигура лишняя?
По какому признаку эта фигура войдёт в группу?
По цвету:
Задание 2.
«Собери предметы по признакам». (Компьютерная игра).
Материал к заданию. Компьютерная игра «Учимся пользоваться клавиатурой и мышкой», часть 1/2
Подведение итогов.
По каким признакам можно собрать предметы? (По размеру, по цвету, форме).
Назовите мне цвета? (Красный, жёлтый, синий, белый, зелёный, чёрный).
Назовите мне форму геометрических фигур? (□ ○∆).
Назовите мне размер предметов? (Большой, маленький).
Задание 3.
«Собери мозаику».
Материал к заданию. Геометрические фигуры разных цветов и размеров. Доски для выкладывания мозаики.
Дети выкладывают мозаику, называют составленные предметы и их назначение.
Заключительная часть.
Сегодня на занятии мы повторили признаки предметов. Какие?
(Форма, цвет, размер).
Ребята, если уметь различать предметы по форме, цвету и размеру- можно составить не только отдельные предметы, а настоящие картины. Как это сделала наша ученица Иванова Аня из 9-го класса.
Конспект занятия по математике во второй младшей группе.
Конспект занятия по ФЭМП во 2 мл. группе.
Тема: Сравнение по величине.
Цель: Формирование навыков учебной деятельности.
Программное содержание: Формировать умение сравнивать два предмета по длине путем приложения. Закрепить понятия «один», «много». Развивать моторику рук, мышление, внимание, умение рассуждать. Закрепить цвет предметов. Воспитывать желание помогать окружающим.
Оборудование: демонстрационный материал: кубики красного и синего цвета, две полоски разного размера, указка, два плоскостных домика, две игрушки - мишки, два ведра, шишки, ребристая доска, карточка с овощами.
Раздаточный материал: две полоски разного размера, карандаши цветные.
Ход занятия.
1. Мотивационно-побудительный этап.
Ребята, сегодня я предлагаю нам отправиться в путешествие на поезде.
Дети становятся друг за другом, подают сигнал и приезжают в страну игрушек.
2. Организационно-поисковый этап.
Посмотрите, как много здесь игрушек. Что лежит на этом столе? (кубики)
Сколько их? (много)
Детям предлагается взять по одному кубику синего цвета.
Сколько кубиков взял Вова (один). Сколько кубиков у Тани? (один). Сколько осталось на столе? (ни одного).
Затем дети кладут обратно, по одному кубику и называют действия (я положил один кубик)
У нас в группе тоже есть предметы, которых много, давайте их назовем (цветы, игрушки, столы, окна и т. д.)
Устали, давайте сядем, отдохнем.
На доске две полоски разного цвета и размера.
Посмотрите на эти дорожки и скажите они одинаковые или разные? Как узнать? Что нужно сделать? (сравнить)
Посмотрите, я приложу одну дорожку к другой, слева подравняю их концы. Видите, один конец выступает, значит, красная полоска - длиннее, а зеленая - короче.
Воспитатель проводит рукой по дорожкам. Затем вызывает нескольких детей показать длинную и короткую дорожки. Дети также показывают руками длину дорожек.
Физкультминутка.
А теперь все по порядку дружно делаем зарядку:
Руки в стороны, согнули, верх подняли, помахали,
Спрятали за спину их,
Повернулись через левое плечо, через правое плечо.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись, опустили руки вниз.
Самостоятельная деятельность.
У вас на столах лежат дорожки, разной длинны, сравните их, и длинную дорожку закрасьте красным цветом, короткую - зеленым.
Каким цветом вы закрасили короткую дорожку?
А теперь продолжим наше путешествие дальше. Мы отправляемся с вами в лес. Чтобы быстрее прийти в лес, по какой дорожке мы пойдем? (по короткой)
Дети встают, идут по досочке-дорожке и попадают в лес. Встречают в лесу двух медвежат, которые плачут, потому что заблудились. А один медвежонок рассыпал шишки.
Давайте поможем ему собрать шишки в ведерко.
Дидактическая игра «собери шишки»
Ребята, а теперь давайте покажем мишкам дорогу домой.
Дети снова идут по досочке-дорожке и останавливаются перед двумя домиками разного размера.
Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные параметры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.
Методика обучения
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).
Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).
Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.
Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формулируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.
Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.
Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне.
Для сравнения высоты предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.
«Ателье»;
«Мастерская»;
«Найди пару»;
«Магазин»;
«Соберем домик» и др.
Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал : на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
Ил и: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.
Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание : аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
Что выше у нас на участке забор или беседка?
Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.
Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)
Предварительная работа
После формирования навыков сравнения размеров предметов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала
Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера.
Аналогично:
Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.
Методика обучения
Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд.
4. Положить последнюю полоску.
Замечание: при выборе обсуждаем относительность величины:
Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.
Сравни соседние полоски.
Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С).
Показываем транзитивность отношений «больше - меньше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»:
Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).
Усложнения
1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).
2. Уменьшаем контрастность величины.
3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»
4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.
5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).
6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.
7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).
Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);
«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;
«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).
Методика обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения (задача 3)
Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные параметры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.
Методика обучения
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).
Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).
Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.
Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формулируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.
Правило:
Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) (рис. 21) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.
Рис.20 Рис. 21
Замечание:
правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне (рис. 22).
Рис. 22
Для сравнения высоты предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим (рис. 23).
Дидактические игры
«Ателье»;
«Мастерская»;
«Найди пару»;
«Магазин»;
«Соберем домик» и др.
^
Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
^ Или: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок. Ход:
Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание:
аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
Что выше у нас на участке забор или беседка?
Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.
^
Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)
Предварительная работа
После формирования навыков сравнения размеров предмета на глаз и способами приложения и наложения тренируем в накладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала
Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать г предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные (рис. 24).
Рис. 24
Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера.
Аналогично:
Набор полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см), разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные (рис. 25).
Рис 25
Набор предметов (10 штук) одинаковых по всем параметрам рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные (рис. 26).
Рис. 26
Методика обучения
Последовательность работы:
величина -> длина -> ширина -> высота -> -> толщина -> величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации.
Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
^
Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить.
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд.
4. Положить последнюю полоску.
Замечание:
при выборе обсуждаем относительность
величины:
Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.
Сравни соседние полоски.
Красная длиннее желтой, но короче синей {А но А> С).
Показываем транзитивность отношений «больше - меньше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»:
Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (Аи В=> =>А
Усложнения
Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), ином даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).
Уменьшаем контрастность величины.
Вводим разный цвет, форму или другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине» (рис. 27).
Предлагаем упражнения, в которых надо восстановить (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов:
убрать лишний;
переставить в нужном порядке.
Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине) (рис.28).
Рис. 28
Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра (рис.29).
Рис. 29
Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).
Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);
«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;
«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).
^
Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов (задача 6)
Предварительная работа
Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, нарисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложением и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон.
Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, пни псе одинаковой длины (рис. 30).
У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одинаковой длины (рис. 31).
Рис. 31
Замечание: необходимо различать термины:
«Померить» - сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета (непосредственно приложением или наложением - с детьми II младшей группы, или с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, - В: старшей группе).
«Измерить» -
дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить числом - в подготовительной группе).
Методика обучения
Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник - третий предмет - условная мерка.
Примеры:
Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой.
При постройке моста необходимо учитывать высоту шин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.
Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой - длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.
Дидактические игры
«Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета); «Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы); «Ателье» и др.
^
Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки (задача 7)
Предварительная работа
Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями:
выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;
считать;
пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров, и др.
Методика обучения
Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, но возможности, предавать деятельности практическую направ-пепность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и г. п.).
Этапы обучения:
Правила измерения протяженности
Выбрать целесообразную мерку.
Определить точку отсчета и направление измерения.
Приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку.
Приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протяженности.
Сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок.
Сказать, что и чем измерено, и каков результат.
Замечание:
в начале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек к числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.
Фрагмент:
Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой.)
Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (Измерить длину и ширину стола.)
Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой, ...)
Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину - треугольниками.
Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы.)
Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе с детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.
Что мы измерили? (Длину и ширину стола.)
Чем мы измеряли? (Полоской.)
Какой результат получили? (Длина - 5 мерок, ширина - 3 мерки.)
Как проверить, правильно ли мы померили и отрезали клеенку? (Положить клеенку на стол.)
Усложнения
Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок».)
Измерение с остатком. («Длина стола - 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько».)
Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.)
Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками.)
Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».
33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал.
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ для сравнения достаточно взять два предмета , предлагая детям определить как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче).
Основное требование к дидактическому материалу в этой группе - сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.
На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы , постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные - короткие, длиннее - короче ; разной ширины - широкие - узкие, шире - уже и т.д.
Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину , поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы .
На каждом занятии следует предоставлять детям возможность действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком .
Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно .
Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения.
Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 занятиях.
Исходным в работе с малышами является обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Положительный эффект дает применение таких приемов обследования , как показ длины, ширины и т.д.:
проведение пальцем по указанной протяженности,
«измерение» разведенными пальцами или руками,
сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.
Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности , что имеет существенное значение для их различия.
Дети узнают, что
при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета,
показывая ширину, рука движется поперек предмета,
высота показывается снизу вверх или сверху вниз,
толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета,
толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.
Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.
Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом , необходимо называть обследуемые признаки величины . Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина .
Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения : приложению и наложению . При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.
Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания :
из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;
детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;
нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;
найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.
Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали.
В процессе этих упражнений у детей
развивается глазомер,
накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний;
обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов, постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т.п.
Необходимо учить детей называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу : «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.
Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям . Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную - много, на короткую - одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие - узкие, высокие - низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная - короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».
Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ учат сравнивать три - пять предметов, менее контрастных по размеру .
При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений.
Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см .
Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом , а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).
Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его , воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим.
Анализ образца - эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.
Правило выбора - выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую - также служит средством построения упорядоченного ряда . Оно определяет
последовательность действий - практическое или зрительное сопоставление элементов
выбор нужного действия.
Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.
Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду , так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер .
Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации : «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.
В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.).
Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.).
Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема . В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.