Архитектура моста Тиберия. Легенда о мосте Тиберия

В Римини находится один из величайших памятников архитектуры древнего Рима – мост Тиберия. Это редчайший случай, когда какое-то сооружение используется и по сегодняшний день по своему прямому назначению. Уже больше двух тысяч лет мост Тиберия стоит над рекой Мареккья. Ранее возле реки были основаны те поселения, которые когда-то дали начало выросшему на их месте итальянскому городу Римини. Мост возводился довольно долго, в течение семи лет и закончили строительство только в 21 году н.э. Таким образом через десять лет мост Тиберия будет праздновать двухтысячный юбилей. Поскольку строительство моста заканчивал император Тиберий, тот самый, по поводу смерти которого чернь кричала «Тиберия в Тибр», предшественник Калигулы, вероятно, убитый на смертном одре по его приказу, то мост и был назван в его честь.

На сегодняшний день при всех современных технологиях никто не в состоянии возвести такое сооружение, которое бы могло простоять без реставрации и поддержки две тысячи лет и Италия по праву гордится такой достопримечательность как мост Тиберия. Давно утрачена тайна, как возводить прочные мосты, древние римляне унесли её с собой в глубь веков. Сегодня мост по-прежнему является частью транспортных дорог, только по нему запрещено ездить тяжёлому грузовому транспорту. Даже недавний осмотр тех деревянных свай, на которых держатся арки, продемонстрировал, что мост Тиберия по-прежнему прочен.

Однако две тысячи лет для моста не прошли бесследно, ведь Римини не раз был атакован в ходе войн. В 6 веке н.э. готы разрушили северную арку каменного моста, и только в 17 веке её восстановили. Испанская армия в 1742 году в ходе войны за Австрийское наследство также повредила мост и его сразу восстановили.

Во Второй Мировой немцы попытались заложить под мост взрывчатку – их не остановило культурное наследие и архитектурный облик достопримечательности, все другие мосты города Римини были разрушены, но по неизвестным причинам взрывчатка не взорвалась под мостом Тиберия. Жители города решили, что это только подтверждение давней легенды, по которой мост также называется мостом Дьявола. Дело в том, что для Тиберия было очень важно закончить строительство этого моста, чтобы завершить дело предшественника Октавиана Августа. Но семилетнее строительство продолжалось по той причине, что мост начинал рушиться, едва только строители доходили до определенного этапа. Тогда отчаявшийся император заключил сделку с Сатаной, который дал обещание помочь в обмен на то, что первая живая душа, которая пройдет по мосту, окажется во власти дьявола. Однако Тиберий оказался не менее хитёр и сразу же после постройки пустил по мосту пса. Сатана в ярости пытался разрушить мост Тиберия, однако обещание было прочным, как и сам мост – дьявол остался ни с чем, а на камнях остались следы дьявола, два копыта, которые называют следами гнева Сатаны.

Впрочем, на самом деле итальянцы рассказывают подобные легенды обо всех мостах, которые сохранились со времени Древнего Рима, ведь иначе, чем вмешательством сверхъестественных сил объяснить невредимость сооружений они не могли.

Надписи изнутри парапетов подтверждают дату начала и завершения строительства и императоров, которые «строили» достопримечательность. Массивная конструкция, уникальный архитектурный дизайн привлекают внимание не только туристов и гостей города, но и специалистов: инженеров, архитекторов.

В самом сердце Римини есть одна достопримечательность, которая каждый раз меня удивляет, хотя я много раз видела ее, фотографировала, показывала гостям и даже ходила по ней. Это мост Тиберия, который наряду с Аркой Августа является одним из символов Римини. Ему 2000 лет, представляете? Лично мне осознать эту цифру трудно до сих пор.

Не смотря на такой преклонный возраст, мост вписан в транспортную схему города без всяких поблажек. По нему круглосуточно идут машины, в том числе и тяжелые грузовики. Вот как раньше строили, в буквальном смысле на века, точнее, на тысячелетия!

Мост Тиберия пережил страшные бомбежки американской авиации во вторую мировую войну, ведь в Римини стояли немцы. Они, уходя, сделали попытку взорвать мост. Какое счастье, что им это не удалось, и мы можем созерцать, любоваться и восхищаться этим строением, столько пережившем на своем веку!

Этот пятиарочный мост, перекинутый через реку Мареккья, соединяет историческую часть Римини и район, называемый Сан Джулиано или борго Римини. Мы с вами обязательно заглянем туда, ведь этот район связан с именем знаменитого режиссера Федерико Феллини.

История строительства моста Тиберия

Затеял его Октавиан Август, приемный отец Тиберия, еще в 21 году до н.э. Материалом для строительства послужил камень, называемый травертин.

Считается, что архитектором моста был известный инженер Ветрувий (90–20 годы до н.э.), автор трактата De Architectura, написанный во время правления Августа (и посвященный ему же). По его словам, основными в строительстве должны быть такие качества, как utilitas, firmitas и venustas или «полезность, твердость и радость», те самые, которыми обладает его детище – Мост Тиберия.

Необыкновенная прочность моста обусловлена отличной техникой исполнения и некоторыми хитростями, использованными строителями. Река Мареккия очень часто выходила из берегов, поэтому пилоны моста строились с наклоном. Они соединены между собой, что придает мосту особую прочность. Так же видны остатки двух каменных волноломов, сглаживающих напор воды. Не смотря на это, в 14 веке мост был сильно разрушен наводнением, и только в 1680 году он был восстановлен папой Иннокентием XI.

В 1742 году мост был поврежден испанскими войсками, но быстро отремонтирован, о чем свидетельствует надпись между первой и второй аркой «Восстановлен в 1782 году». С 1885 года мост считается государственным достоянием.

Как добраться до моста Тиберия

Мост Тиберия находится в исторической части города. Дойти до него можно только пешком, например, следуя от Арки Августа прямо по улице Corso Augusto до самого конца, что, по моему мнению, очень живописный вариант.

Дорога займет около 15 минут.

Надписи на мосту

Не знаю, как вам, а мне всегда очень интересно знать, что же там такое написано. И хоть я не изучала латынь, но возможности интернета сейчас позволяют найти запись в полном объеме и перевести ее.

На латыни она выглядит так:

IMP. CA(E)SAR DIVI F(ILIUS) AUGUSTUS, PONTIFEX MAXIM(US), CO(N)S(UL) XIII, IMP(ERATOR) XX, TRIBUNIC(IA), POTEST(ATE), XXXVII, P(ATER) P(ATRIE); TI (BERIUS) CAESAR DIVI AUGUSTI F(ILIUS),DIVI JULI N(EPOS), AUGUSST(US), PONTIF(EX) MAXIM(US), CO(N)S(UL) III, IMP(ERATOR) VIII, TRIB(UNUCIA) POTEST(ATE) XXII DEDERE.

В переводе: «Императором Августом Цезарем, сыном божественного Цезаря, понтификом, бывшего Консулом тринадцать раз, императором двадцать раз, трибуном тридцать семь раз, отцом своей страны; Тиберием Цезарем, сыном божественного Августа, внуком божественного Цезаря Августа, понтифика, трижды консула, императора в восьмой раз, трибуном двадцать два раза, подарена».

Молодец внучек, про своего знаменитого деда Гая Юлия Цезаря не забыл упомянуть. О нем я еще расскажу вам, когда мы пойдем гулять по площади Тре Мартири в центре Римини.



Район борго Римини или Сан Джулиано

А это и есть тот самый район, находящийся по другую сторону реки Мареккья, Сан Джулиано или борго Римини, связанный с именем Федерико Феллини. Очень уютный и милый уголок со славными, украшенными рисунками, двух-трех этажными домиками.

В 80-е годы художник Филиппи сделал несколько рисунков на домах для праздника, проходившего в борго. Жителям это понравилось, и они поддержали идею. Каждые два года в борго стали проводить праздник, посвященный какому-либо значимому событию или человеку. И когда в 1994 году праздник был посвящен Федерико Феллини, родившемуся и выросшему в Римини и умершему за год до этого, на стенах появились рисунки, изображающие фрагменты из его кинолент, самого режиссера и его жену, великую актрису Джульетту Мазину.

Перед самой смертью Феллини купил дом в борго, начал его реставрировать, но пожить не успел.

В этом доме живет его племянник, сын сестры Феллини, со своей семьей.



Легенда Римини

Мне очень нравится фотография моста Тиберия в ночной подсветке.

Он выглядит так таинственно.


В народе его называю «Чертовым мостом». Почему? Считается, что мост был построен в сговоре с самим дьяволом.

Строительство было начато в 21 году до н.э., но шло время, а завершить начатое никак не получалось. Мост разрушался. Его строили, а он снова разрушался. Взывали к богам, но толку не было. И так продолжалось 7 лет.

Тогда император Тиберий не выдержал и заключил сделку с темной силой, пообещавшей, что выстроит мост, который будет стоять вечно и никто не сможет его разрушить. Взамен дьявол потребовал душу того, кто первым перейдет его, в надежде, что это будет Тиберий.

Мост был возведен буквально за ночь. Но ушлый император и не думал отдавать свою душу нечистому, а пустил первой собаку. В ярости дьявол обрушил свой гнев на злосчастный мост, пытаясь его разрушить. Но не тут-то было. Мост стоял, ведь он был построен нерушимым. И лишь следы от дьявольских копыт остались на парапете.


Вот так и стоит 2000 лет: старый, сгорбившийся, усталый. Иногда мне кажется что я слышу, как скрипят его натруженные кости. Поэтому я хожу по нему исключительно пешком. Жалко беднягу.

Так что будете в Римини - навестите старика!

Мост Тиберия - Ponte di Tiberio, Pons Augustus. Этому древнеримскому сооружению более 2000 лет - что само по себе чудо... Сделанный из природного камня, он имеет пять полукруглых арок с различными по длине пролетами от 7.14 метров до 8.17 метров. Приблизительно он имеет 62 метра в длину и 8,6 метра в ширину, на проезжую часть приходится около 5 метров. По-прежнему открыт для пешеходов и транспорта, за исключением тяжелых грузовых автомобилей - и движение по нему весьма и весьма оживленное. Иногда его называют Мост Дьявола (Ponte del Diavolo) - за его поистине сатанинскую несокрушимость в ходе различных катаклизмов и войн. Сегодня это символ города. В музее Римини можно увидеть довольно внушительную модель моста.

Строительные работы начались в период правления Августа (Augustus) в 14 году нашей эры по ещё более старому проекту архитектора и инженера Витрувия, автора трактата "De Architectura", и были закончены при преемнике Августа - Тиберии (Tiberius) в 20 году нашей эры. Говорят, что во время возведения мост постоянно рушился. Тогда Тиберий обратился за помощью к дьяволу. Тот согласился на сделку, но выдвинул условие: он получит душу того, кто первым пройдет по мосту. Хитрый Тиберий пустил первой по мосту собаку. Сатана разозлился и захотел разрушить строение, но не смог, потому как сам сделал его "дьявольски прочным"...

Став частью городской транспортной системы, мост связал три консульские дороги, которые были построены еще в III–II веках до н.э.: Via Flaminia, via Emilia, via Popilia-Annia. Они соединяли северные территории Апеннинского полуострова с центром Римской республики.

Однако, в 552 году во время Византийско – готской войны была разрушена самая северная арка, восстановление которой затянулось более чем на тысячу лет. В 1680 году при папе Иннокентии XI по проекту феррарского архитектора Мантинелли (Mantinelli) мост был восстановлен в нынешнем виде. В 1742 году испано - неаполитанские войска, участвующие в войне за Австрийское наследство и оккупировавшие Римини, частично повредили Ponte Di Tiberio, но в том же году мост был восстановлен, о чем свидетельствует памятная табличка, установленная между двумя его арками. В 1797 году город оказался под оккупацией наполеоновских войск, что оставило свои отметины на внешнем облике моста Тиберия. С 1885 года является национальным памятником и находится под охраной государства. Его не сумели разрушать и бойцы отступающего Вермахта во время битвы за Римини - заложили взрывчатку, но взрывать не стали.

На краю тротуара (пешеходной дорожки шириной всего полметра) по всей длине моста с обоих сторон стоят каменные плиты (выполняющие функцию ограждения) с латинскими надписями. Надписи эти можно разобрать лишь частично. Зато практически на каждом камне (плите) ограждения моста имеется по два отпечатка (это такие круглые или полукруглые выемки), некоторые из них чрезвычайно похожих на следы… козла (с раздвоенными копытами). Что поддерживает легенду про Сатану и его инженерный вклад в строительство моста. На самом деле это, скорее всего - выемки для фиксации шкивов, использовавшихся при подъеме материала на мост при строительстве. Кроме того, в древние времена, когда река Мареккья была более полноводной, на опорах моста крепились специальные "волнорезы", замедлявшие течение вод. Теперь их нет.

Современное предание гласит, что если влюбленные пройдутся по этому мосту, держась за руки, они уже никогда не расстанутся! Можете сами проверить - только сперва хорошенько подумайте, надо оно вам или нет. Мост открыт для туристов с 12:00-14:00, а также с 19:00-23:00.

Возникает вопрос - через что же переброшен мост? На сегодняшний день, фактически - через канал, который к тому же драматически обрывается сразу вскоре после моста, со стороны, противоположной от моря, что начисто лишает его смысла! Но дело в том, что так было не всегда. И русло реки Мареккья когда-то проходило именно в этом месте - это уже потом его "спрямили" и пустили севернее, а тут сделали просто широкий канал (он не сообщается с рекой) для обслуживания порта. Так что мост всё-таки был когда-то переброшен именно через реку Мареккья (Marecchia)!

Сойдя с моста (если двигаться из центра) можно оказаться в живописном районе (который как раз и расположен между старым руслом Мареккьи (каналом) и современным. Это район Борго Сан Джулиано, где расположена церковь Святого Джулиана и один из домов Феллини . Стены некоторых домов расписаны рисунками и целыми картинами (муралес), а около дверей висят таблички с изображениями кораблей и именами. Под мостом - особенно в стороне устья реки - качаются на волнах флотилии маленьких лодок, на которых можно прокатиться, чтобы посмотреть на мост с воды.

Viale Tiberio 57
ponteditiberio.it
Пока нет...

Несмотря на то, что этому древнеримскому сооружению более 2 тыс. лет, оно органично вписывается в городское пространство. Мост Тиберия, являющийся одним из знаковых символов Римини, до сих пор является действующим мостом в городе – вот что значит строить на совесть!

История возникновения

Впрочем, иначе и быть не могло – ведь мост был построен по распоряжению императора Октавиана Августа , приемного отца будущего императора Тиберия.

Автором архитектурного проекта является римский инженер Витрувий . Расчеты были основаны на принципах строительства гидротехнических сооружений, о чем Витрувий написал в своем знаменитом трактате «Десять книг об архитектуре». Начало работ пришлось на 14 год нашей эры, а заканчивалось строительство уже в эпоху правления Тиберия (поэтому строение названо его именем), в 20-м году нашей эры.

Кстати, идея создания арочных пролетов из камня была заимствована у этрусков . До этого римляне строили обычные перекидные мосты из дерева и камня.

Ponte di Tiberio кроме своего прямого назначения – соединять берега реки – имел еще важное стратегическое значение.

Он соединял между собой две основные в ту пору дороги (их называли консульскими) – дорогу Эмилия и дорогу Поппия, которые являлись связующим звеном между северными территориями Апеннин и центральным Римом.

Описание достопримечательности

Ponte di Tiberio имеет пятиарочную конструкцию , сами арки имеют ширину от 7 до 8 метров, центральная арка имеет ширину 10,5 метров. Высота арок увеличивается по направлению к центру моста.

Длина сооружения составляет 62 метра, а в ширину – 8,6 м. (причем около 5 метров приходится на проезжую часть). По краям моста находятся камни, выполняющие роль бордюра, ограждения; на них можно с трудом различить полустертые латинские изречения.

Правда, сфотографировать их довольно сложно , так как людской поток в разрешенные часы весьма интенсивный.

В начале переправы через канал установлена табличка с краткой информацией по достопримечательности, исторической справкой и изображениями моста в древности.

Сложен мост из природного камня – травертина (форма камней – большие квадраты либо прямоугольники). Прочность ему придает раствор, похожий на бетон: это смесь вулканического пепла и извести. Застывая, смесь приобретает необычайную прочность.

Деревянные сваи тоже достаточно прочны и с честью выдержали испытания временем . В районе Римини река Мареккья часто выходила из берегов, и Римини при этом страдал от наводнений.

Но переправа оставалась нерушимой : пилоны конструкции были построены под небольшим уклоном, а перед мостом находились два каменных волнореза, что несколько сдерживало напор воды при наводнении. К тому же, пилоны соединены между собой, что придает сооружению дополнительную крепость.

Из украшений строения можно отметить разве что слепые прямоугольные ниши в опорах, да узорчатый мраморный парапет.

Ponte di Tiberio до сих пор является действующим , мало того – по нему ежедневно проезжает многочисленный городской транспорт! Дело в том, что строилась переправа по уникальным для того времени технологиям, и это обусловило прочность конструкции и крепость. Исключение составлено лишь для большегрузов, которые идут в обход Ponte di Tiberio (да и в обход всего исторического квартала) по другой дороге.

У многих туристов возникает вопрос – для чего строить мост, если канал, через который он перекинут, обрывается практически сразу после него? Дело в том, что когда-то канал (точнее – река Мареккья) был весьма полноводным, но позднее русло изменили и пустили немного севернее, оставив городу небольшой канал (с рекой он сообщения не имеет).

В городском музее Римини хранится точный макет этой достопримечательности. Само сооружение является символом Римини, а также частью изображения на гербе города.

Для туристов Ponte di Tiberio открывается с 12 до 14 часов , а также в вечернее время – с 19 до 23 часов.

Если у туристов есть желание осмотреть достопримечательность с воды, то возле устья, под мостом, находятся маленькие лодки. За относительно небольшую плату можно прокатиться на этих лодках и сделать замечательные фото. А если фотографировать в безветренную погоду, то отражение моста в воде даст отличную иллюзию круглых арок.

Легенды и приметы

Второе название достопримечательности – «Мост Дьявола» (Ponte del Diavolo). Относительно него, как и любой другой древней постройки, имеются свои приметы и легенды.

На одном из камней можно увидеть отпечаток раздвоенного копыта . В народе утверждают, что сей знак оставил дьявол, разозлившись на Тиберия.

Дело в том, что строительство продвигалось не так быстро, как того хотелось Тиберию, все время находились какие-то препятствия и обстоятельства, мешающие завершению проекта. Переправу никак не могли достроить – мешало то одно, то другое обстоятельство, и мост часто рушился.

Тиберий и его приближенные принялись активно молиться всем богам, чтобы они помогли в делах, но молитвы не были услышаны. Отчаявшись, Тиберий обратился к дьяволу и заключил с ним сделку: сделать переправу крепкой и нерушимой.

Дьявол пожелал в обмен на помощь получить душу того, кто первым пройдет по мосту . дьявол рассчитывал, что этим первым человеком станет сам Тиберий, но тот раскусил замысел Нечистого и схитрил – на мост первой пустили собаку.

«Разрушать всегда легче, чем строить» – это знаменитое утверждение с легкостью опровергает мост Тиберия, расположенный в итальянском Римини. Это единственное сооружение через реку Мареккья, которое не удалось уничтожить немцам во время Второй мировой войны. Впрочем, любоваться легендарной исторической постройкой приходят только туристы, местные жители вот уже более 2 тысяч лет предпочитают использовать мост по назначению. А дань этому культурному объекту горожане отдали, поместив его на муниципальный герб.

Август, Тиберий или сам Дьявол?

Одни называют этот мост по имени императора Тиберия, завершившего его строительство, другие же поминают родоначальника архитектурного сооружения – правителя Октавиана Августа. И то, и другое название имеют право на жизнь.

К работам по созданию переправы приступили в самом начале нашей эры – в 14 году первого века, а завершили их в 21 году. Зодчие пошли по пути возведения арочных конструкций. Эта технология была перенята римлянами у этрусков. В качестве строительных материалов использовали истрийский камень, который укрепляли смесью известкового раствора и вулканического пепла. Один из первых в истории строительства фактов использования цемента увенчался грандиозным успехом. Сооружение, состоящее из пяти арок, отличается прочностью, которую не смогли сломить ни нашествие готов, ни вторая мировая, ни аномальные природные явления и время. Мост до сих пор в идеальном состоянии и подходит не только для пешеходов, но и для легкового транспорта.

Прогуляться до моста стоит не только ценителям архитектуры и прочных конструкций, но и тем, кто любит впечатляющие виды. С переправы Августа, Тиберия и Дьявола открывается такая потрясающая панорама порта, какую не часто встретишь.


Впрочем, некоторые видят в этом не только профессионализм римских строителей, но и участие темных сил, отсюда и третье название — Мост Дьявола. За две тысячи лет переправа не раз находилась на волоске от разрушения.

  • В 6 веке на нее покушались племена готов. Однако полностью уничтожить мост им не удалось, а частичные разрушения были восстановлены спустя 11 веков.
  • В середине 18 века Римини подверглось нападению испанцев, которые тоже не смогли пройти мимо памятника архитектуры. Однако мост снова был приведен в первоначальное состояние.
  • Затем пришла очередь фашистских диверсантов, которые планировали взорвать творение начала века. Но по необъяснимым причинам бомба не сработала. Горожане тогда объяснили «живучесть» сооружения древней легендой, зародившейся еще во времена император Тиберия.

Согласно этой истории, чтобы завершить строительство, император заключил сделку с самим Дьяволом, пообещав тому душу первого, кто ступит на этот мост. А когда возведение было закончено, предприимчивый Тиберий пустил по переправе собаку. Властитель темных сил был в гневе и попытался разрушить мост, однако у него ничего не вышло. А что не получилось у Дьявола, разве выйдет у немцев? Кстати, на этом прекрасном образце романской архитектуры обязательно найдите отпечаток копыта. Согласно легенде, этот след оставил там сам Дьявол, когда топал ногами от злости!

Итальянцы как никто другой обожают «дьявольские» легенды. Потому мостов, которым приписывают это преданье, в стране порядка десяти.

Сегодня мост – важная часть транспортной системы Римини, однако в начале нашей эры он был важным связующим пунктом всей страны. На нем сходились три пути, таким образом, он соединял север Апеннин с центром Римской империи.

Местоположение на карте

Как добраться

Адрес: Италия, Римини, Viale Tiberio, 11
Вы не пропустите этот мост, если отправитесь на прогулку по историческому центру города по его главной улице – проспекту Августа. Начинайте свой путь от арки Августа в сторону площади Тре Мартири, вскоре после которой и увидите мост. Кстати, меньше чем в километре от него расположен Кафедральный собор.

Вконтакте