Как относится к своему прошлому. Краткая информация о методике

06.03.2007, 16:12

Предлагаю вопросы для обсуждения


Можно ли учиться на собственных ошибках?
Можно ли заботиться о своем прошлом?
Стоит ли вспоминать прошлое?
Как избавиться от психологических травм детства?
Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?
Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?
Влияние прошлой жизни на настоящее.
Польза и вред прошлого опыта
Преодоление прошлого
Возвращение к истокам
Прошлое как творец настоящего и будущего
Прошлое как тормоз в саморазвитии

06.03.2007, 16:30

Как относится с любовью к своему прошлому?
Так же, как относиться с любовью ну... скажем... к своей коленке. Она у тебя просто есть и все тут.

Смотря что понимать под учебой. Какая то учеба в любом случае будет. Например, умение пугаться собак.

Если под этим подразумевать поддержание памяти в рабочем состоянии - то да.
Стоит ли вспоминать прошлое?
Зависит от ситуации.

Есть много вариантов. Гештальт-терапия, НЛП, психоанализ, трепанация черепа наконец!

Неотъемлемая часть

Это опыт, это жизнь

Абсолютное
Польза и вред прошлого опыта
Польза и вред коленки.
Преодоление прошлого
Проработка, понимание
Возвращение к истокам

Слишком много вопросов для одной темы.
:)

Губернатор

06.03.2007, 16:43

Если изобразить человека в пространственно-временном континууме, то он будет представлять из себя что-то похожее на змея. Маленький хвостик тянется из роддома (или где он там родился), пронизывая несчетное количество раз родной дом, ясли, школу, вуз, различные работы и места отдыха, постоянно утолщаясь и приближаясь к голове, которая представляет собой его нынешний облик и находится в его нынешнем местоположении и времени.

Так вот, весь этот змей, за исключением крохотной головы, находится в прошлом. Все, что каждый из нас представляет из себя - это его прошлое. И я искренне не понимаю тех, кто говорит что у него нет прошлого (привет СиФо и Крюкову). Змей наш ползет, поглощая все новые пространства и видоизменяясь во времени. Он пересекается с тысячами других змеев и с самим собой. Отнять у него прошлое - значит отрубить ему голову. Т.е. прикончить его.

* Как относится с любовью к своему прошлому?

Относиться с любовью к себе, своему окружению, к жизни и людям - это значит и относится с любовью к своему и их прошлому. Ведь все мы пространственно-временные змеи. Любить не только свою голову, но и тело и хвост, как это делает каждый реальный змей.

* Можно ли учиться на собственных ошибках?

Не "мона", а "нуна" (как в анекдоте). Только очень мудрые люди умеют учиться (еще и) на чужих.

* Можно ли заботиться о своем прошлом?

Заботяь о настоящем, вы заботитесь о прошлом вашего будущего.

* Стоит ли вспоминать прошлое?

Обязательно. Человеческая память устроена так, что запоминаются наиболее яркие и светлые моменты. Тем, у кого это не так крупно не повезло в жизни. Тот, кто помнит зло, находится в его власти.

* Как избавиться от психологических травм детства?

Вопрос большой и сложный, лежит в компетенции гипнологов, психотерапевтов, психиатров. Иеро, наверное, расскажет подробно.

* Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?

Твое прошлое - это ты.

* Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?

Жизнь. Умирание, смерть никогда не лежит в прошлом у живого человека. А мы ведь все живы?

* Влияние прошлой жизни на настоящее.

Твой змей определил то место и время, где ты сейчас, а также твой облик, содержимое твоей памяти и души. Может ли что-то влиять больше, чем это?

* Польза и вред прошлого опыта

Польза в том, что это богатейший материал для анализа и синтеза новых решений, моделей поведения, исправления ошибок. Вред может быть в том, что человек слишком завышает значение прошлого опыта. Например, удрученный постоянными неудачами, отказывается от новых попыток.

* Преодоление прошлого

Прошлое нельзя преодолеть. Но его можно делать. Прямо сейчас.

* Возвращение к истокам

Это тоже отдельная и большая тема. Если в двух словах, то - необходимо каждому.

* Прошлое как творец настоящего и будущего

См. про пространственно-временного змея.

* Прошлое как тормоз в саморазвитии

Да, бывает и такое. Змей увяз в болотах и чащах и не может двигаться дальше. Но он ведь не простой змей - волшебный. Он растет. В любой момент времени растет и вовсе необязательно вытаскивать увязшее тело из болот, можно свободно прокладывать новый путь растущему телу. Есть множество примеров, как люди, находившиеся на грани отчаяния и катастрофы, вытягивали себя за волосы, как Мюнгхаузен и начинали новую успешную жизнь. Было бы желание, а механизмы и методы отработаны веками...

06.03.2007, 17:09

Прошлое - это то, что определяет оценку настоящего и что создаёт будущее.Вернее, не само прошлое, а память о нём. И чем дальше в память о прошлом, тем сильнее его влияние. Можно сказать, что все жизненные коллизии, события и свершения, суть - недоигранные детские игры, недопережитые детские страхи, несбывшиеся детские мечтания...
Но, как говорят некоторые НЛП-еры,

Никогда не поздно иметь счастливое детство.И полюбить своё собственное прошлое. Ибо,

Вы живёте сегодня имменно так, как вы сами относитесь к своему прошлому.

Слепое пятно

06.03.2007, 22:46

Как относится с любовью к своему прошлому?
- Зачем?

Можно ли учиться на собственных ошибках?
- Да. Обычно хватает одного раза.

Можно ли заботиться о своем прошлом?
- Да, сочинять легенды, украшать.

Стоит ли вспоминать прошлое?
- Индивидуально. В кругу друзей и совместное, приятно.

Как избавиться от психологических травм детства?
- Энелперы знают.

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?
- Моя память через призму моего текущего восприятия и опыта.

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?
- Ни то, ни другое.

Влияние прошлой жизни на настоящее.
- Однозначно есть.

Польза и вред прошлого опыта
- Почему есть название негативным и мешающим убеждениям - тараканы - и нет аналога для позитивных? Вред в тараканах, польза в антониме (условно, пчелах).

Преодоление прошлого
- Как и всякое преодоление себя, архиресурснозатратно. Есть другие варианты.

Возвращение к истокам
- Традиционно пользительно.

Прошлое как творец настоящего и будущего
- Почему как?

Прошлое как тормоз в саморазвитии
- Оно же и его каркас. Вопрос баланса жестких и гибких конструкций.

06.03.2007, 22:50

Была такая история. Был период, когда у меня появилось достаточно много свободного времени, была возможность посвятить его пересмотру собственной жизни, и я стала вспоминать прошлое, в том числе и многочисленные ошибки, котрые имели в нем место. Постепенно поняла, что могу себе их простить, что приобретенный опыт - это очень мило. Все оказалось даже очень мило, за короткое время я восстановила свою самооценку до достаточно высокого уровня. (До этого она была довольно сильно занижена в силу не слишком приятных обстоятельств). Проделав всю эту работу, я была уверена, что теперь мне жить будет очень легко и просто, но ошибалась. Не знала, что предаваясь воспоминаниям, увязла в такой жуткой трясине, что это даже трудно описать. Вобщем когда я снова попала в водоворот событий, я поняла, что ориентируюсь в жизни не лучше, а хуже, чем до того. Разобралась с прошлым, но практически лишилась настоящего.
И теперь вот думаю - а фиг с ним, с этим прошлым, чем меньше к нему возвращаться, тем лучше. Жизненный опыт -всегда разный, прошлый опыт ничего не дает для настоящего.

Точка Сборки

06.03.2007, 22:59

Как относится с любовью к своему прошлому?

Осознанно. Понять и оценить драгоценный опыт пройденного. Отпустить негатив, и научиться использовать позитивные моменты...:)

Можно ли учиться на собственных ошибках?

Необходимо.Мы их и совершаем, чтобы учиться:)

Можно ли заботиться о своем прошлом?

Не очень понимаю вопрос. ..Пожалуй-да. Как о сокровенных, приятных моментах, кои нам либо дают новую творческую силу, либо о тех показательных моментах, которые нас учат, помогают вновь и вновь что-то переосознавать, понимать ещё глубже...

]Стоит ли вспоминать прошлое?

Стоит, по мере необходимости.

Как избавиться от психологических травм детства?

Установив причины и прорабатывая их постепенно...

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?

Неотъемлемая часть...ровно настолько, насколько мне нужно:)

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?

Это-моя история...:)

Влияние прошлой жизни на настоящее.

Постоянно. То, что я есть сейчас, результат прошлого.

Польза и вред прошлого опыта

Присутствуют оба варианта... Но в итоге должна оставаться польза... даже через вред:)

Преодоление прошлого

Время помогает. Оно учит и лечит.

Возвращение к истокам

"Назад, в Будущее?" :) Своё возвращение к Истокам я ищу в Будущем:)

Прошлое как творец настоящего и будущего

Частично. Но больше-просто имеющийся опыт, приложение к "моей личности", живущей и развивающейся здесь и сейчас...

Прошлое как тормоз в саморазвитии

Бывает. Какие-то "заблокированные", не решённые адекватно ситуации... ступор в итоге, фобии и внутренние конфликты.
Из-за них, их скрытого влияния в настоящем, и приходится порой отправляться в прошлое-в поисках новых решений и пересмотров головоломки...
В случае решения-толчок к дальнейшему развитию...

07.03.2007, 15:38

Как относится с любовью к своему прошлому?Любить себя

Можно ли учиться на собственных ошибках?Можно, и как правило так и бывает....

Можно ли заботиться о своем прошлом?Да. Не вспоминать его худым словом. Думать только о светлом...

Стоит ли вспоминать прошлое?Конечно!. Это как рассматривать антиквариат!

Как избавиться от психологических травм детства?Понять прежде всего, что люди наносили эти травмы не со зла, а по незнанию... И потом самим стараться не допускать такого!

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?Это моя жизнь. Моя прошлая жизнь...

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?Жизнь! Светлая грусть...

Влияние прошлой жизни на настоящее.Весьма значительное. Прошлые радости, прошлые обиды, ассоци запахов, музыки... Если мне первый раз когда я попарла в ресторан было там очень некомфортно, так я до сих пор терпеть не могу ходить в рестораны...

Польза и вред прошлого опытаПольза.....Мы учились, мы научились, мы узнали.
Вред.... остались привязки, которые нам не дают что-то делать, страхи, негативные воспоминания....

Преодоление прошлогоЗачем его преодолевать? Его нужно чтить и использовать....

Возвращение к истокамВ смысле? Жить только воспоминаниями? Или возвращаться всегда в прошлое, к прошым любовникам, на прошлые места рботы?

Прошлое как творец настоящего и будущегоОпределяется влияние опыта на жизнь....

Прошлое как тормоз в саморазвитиДа?

08.03.2007, 02:08

Как относится с любовью к своему прошлому?Медитировать..,вспоминать лишь хорошее,пить за хорошее..

Можно ли учиться на собственных ошибках?"Мои года-мое богатство"

Можно ли заботиться о своем прошлом? нет

Стоит ли вспоминать прошлое?"Жизнь моя-иль ты приснилась мне?"

Как избавиться от психологических травм детства?а.Не вспоминать плохое..
б.Обратиться к психологу
в.чаще принимать холодные ванны.

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?неотъемлимая часть жизни

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?это альбом со старыми фотографиями

Влияние прошлой жизни на настоящее.это мои старые зажимы и комплексы,это мой характер и мои победы и поражения

Польза и вред прошлого опытане знаю..,есть польза-есть вред,чего больше-затрудняюсь сказать

Преодоление прошлогоиногда надо преодалевать себя

Возвращение к истокамопять сначала??нет,увольте!

Прошлое как творец настоящего и будущегоВесь учебный,психологический и опытный материал-заложен в прошлом.Отсюда-закладываются ростки настоящего и будущего

Однако не все понимают и знают откуда ревность берется. Предлагаю статью (найдено на просторах интернета. Автор неизвестен) и обсудить тему. Уверен она касалась каждой пары. В той или иной степени

Как правило, причинами ревности к прошлому называют чувство собственника, неуверенность в себе, заниженную самооценку. Почему человек испытывает это разрушающее отношения чувство? Есть ли рациональное объяснение причин возникновения ревности к прошлому?

Чувство собственника и заниженная самооценка кажутся правдоподобными причинами, но это поверхностное объяснение. Причина оказывается гораздо глубже и гораздо серьезнее. Никто не сомневается в том, что ревность чувство естественное, свойственное в разной степени всем нам. Почему же нам неприятно знать о прошлых половых партнерах нашей второй половинки? Ведь всё уже в прошлом, твой избранник полностью с тобой!

Оказывается, что не полностью! Любой прошлый опыт оставляет отпечаток в душе и влияет на будущие отношения. Это касается в равной степени и мужчин и женщин. Но, последствия для женщин и мужчин оказываются различны, ввиду того, что мужская и женская психика и модели поведения отличаются. Рассмотрим разницу в моделях поведения мужчин и женщин.

Мужчина, он мужчина не потому, что у него есть внешне заметный половой признак. Мужчина, прежде всего, является таковым из-за своей психологической модели поведения. Тоже касается и женщины. Есть, конечно, женоподобные, слабые характером мужчины, есть сильные, жесткие женщины, но, это не правило, это исключения. И о них мы здесь говорить не будем. Будем рассматривать классические психологические модели. Нормальных мужчин и женщин. Со свойственными им чертами характера.

Итак, с точки зрения природы, продолжения рода, мужчина должен распространить свой генетический материал как можно шире. Попросту оплодотворить как можно больше самок (что предполагает большое количество сексуальных контактов). При этом, чем мужчина успешнее (во всех смыслах) тем больше у него будет потомков. Здесь работает теория естественного отбора. Мужчина добивается сексуального контакта вовсе не потому, что решил разделить всю оставшуюся жизнь со своей текущей избранницей, а потому, что природой заложено получение удовольствие от каждого сексуального контакта (что и приводит к наибольшему охвату кандидаток. Женщины напротив, крайне редко испытывают полное удовольствие от первого контакта). Поэтому нормальный мужчина может не испытывать глубокой психологической привязанности к своей сексуальной партнёрше. Мужчина для совместной жизни ищет такую партнершу, которая покажется ему наилучшей по сравнению с другими.

Тут вступают гормоны! Любовь, возникает глубокая психологическая привязанность. При этом его предыдущий сексуальный опыт остается на втором, на заднем плане. Не имеет большого значения и не влияет на отношения к избраннице в силу того, что предыдущий секс не нёс психологической нагрузки.

Исходя из вышеизложенного, ревность к прошлым сексуальным партнершам мужчины беспочвенна. Чего нельзя сказать о ревности к мужчинам, имевшим до вас серьезные отношения.

Теперь о женщинах. В женской модели поведения природа заложила выбор самого лучшего самца из всех! И это не просто слова. Ваши дети должны получить лучшие гены. Унаследовать успешность их родителей. Логично, что лучший (самый успешный) мужчина выберет себе лучшую из всех. И их дети соберут в себе все наилучшие качества обоих.

Женщина не может себе позволить спать с кем попало (повторюсь, мы говорим о психически нормальных женщинах. Об отклонениях, которые, безусловно, есть, мы здесь не говорим). Таким образом, каждый сексуальный партнер женщины является для неё лучшим в тот момент, когда это происходит. Каждый её партнёр в момент перед близостью, превосходит всех остальных и естественно оставляет глубокий психологический след в её душе. Это коренное отличие женщин и мужчин!

Теперь переходим к главному.

Почему природа заложила в нас, казалось бы, разрушительное чувство - ревность к прошлому?

Ответ прост. Именно из-за разрушительности этого чувства!

Природа позаботилась о разрушении союза пары, где прошлые истории могут повлиять на развитие потомства. Это очень рационально с точки зрения природы! Сильный, успешный самец не должен воспитывать потомство, которое возможно не имеет к нему отношения и самка не может рассчитывать на полную отдачу от самца, у которого уже была сильная связь! Но, все же мы не животные и есть вторая причина ревности на уровне сознательного восприятия.

Вторая причина ревности к прошлым партнерам женщины очень сильна. Как мы уже рассмотрели выше, каждый сексуальный партнер нормальной женщины, в какой-то момент был для неё Лучшим! Если таких, лучших, было несколько, то каждый из них, скорее всего, был лучшим по своему. Например, Пётр был очень умным, Фёдор богатым, Анатолий был невероятно силен в сексе, Григорий весёлый и т. д. Чем больше их было, тем труднее "втиснуться" в эту команду чемпионов. И давайте не обманывать себя, лучше, чем предыдущие, никто из последующих уже не будет! Останется довольствоваться выделяться в этом почетном ряду, каким то своим хорошим качеством. Нужно признаться себе, что Вы никогда не станете для своей избранницы единственным и неповторимым.

Вот мы и разобрали природу появления ревности к прошлому. В принципе она одинакова и для женщин и для мужчин. Только с оговоркой, что для мужчин имеют значение не случайный секс, а только глубокая психологическая привязанность к предыдущей партнерше. А для женщин любой сексуальный партнер является таковой.

И что же с этим делать?

В общем, смысл всех советов сводится к "понять и простить". А от себя могу посоветовать вот что: пройдут годы, и однажды вы поймете, что жизнь на самом деле слишком коротка, чтобы мучить себя этой ревностью . Изменить прошлое никто не в силах. Так зачем портить себе настроение и волноваться из-за того, на что вы не можете повлиять? Подумайте, любите ли вы вашего избранника? Любовь – это в некотором смысле самопожертвование. Вы жертвуете свое время, здоровье, иногда даже жизнь в пользу объекта любви. Желаете ли вы лучшего для него? Вы должны понимать, что хорошо для любимого не значит хорошо для Вас! Если вы с этим согласны, то будете стараться сделать всё, чтобы ваш любимый (любимая) был счастлив.

Если же вы никак не можете смириться с пониманием того, что вы не самый лучший и единственный для вашего избранника, то это значит, что себя вы любите больше! И такой союз обречен на разрыв. Чем раньше он произойдет, тем для вас лучше.

1) Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)
Проблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-ого века. Например, А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”. Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе “Один день Ивана Денисовича”
2) Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним .
Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево. Забота о памятниках старины отличает и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль.
Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.
3) Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
“Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт - человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери - одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества - предупреждает писатель.
Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге...
Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя?”
4) Проблема ложной цели в жизни.
“Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, - писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
5) Смысл человеческой жизни. Поиск жизненного пути.
Образ Обломова (И.А.Гончаров) - это образ человека, который много хотел добиться в жизни. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества», он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.
Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.
6) Самопожертвование. Любовь к ближнему. Сострадание и милосердие. Чуткость.
В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, начался пожар. В числе 62 заживо сгоревших и 53-летняя медсестра Лидия Пачинцева, дежурившая в ту ночь. Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла - не успела.
У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
7) Проблема равнодушия. Чёрствое и бездушное отношение к человеку.
“Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, “люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском “как бы чего не вышло” мы видим только равнодушное отношение к проблемам других людей. Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя “хозяевами жизни”.
8) Проблема дружбы, товарищеского долга.
Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя “Тарас Бульба” один из героев восклицает: “Нет уз светлее товарищеских!”. Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонов “Живые и мёртвые” капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.
9) Проблема научного прогресса.
В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бес-смертие?
10) Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой
деревенской жизни.

В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом. Н.А. Некрасов в стихотворении и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины. О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова “Тихий Дон”. В повести Распутина “Прощание с Матёрой” древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.
11) Проблема труда. Наслаждение от осмысленной деятельности.
Тема труда многократно разрабатывалась в русской классической и современной литературе. В качестве примера достаточно вспомнить роман И.А.Гончарова “Обломов”. Герой этого произведения Андрей Штольц видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. Подобный пример видим в рассказе Солженицына “Матрёнин двор”. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.
12) Проблема влияния лени на человека.
В очерке Чехова “Моя “она” перечисляются все ужасные последствия влияния лени на людей.
13) Проблема будущего России.
Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.
14) Проблема влияния искусства на человека.
Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.
15) Проблема антикультуры.
Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема “обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.
16) Проблема современного телевидения.
В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.
Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героями. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.
17) Проблема засорения русского языка.
Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение».
Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.
18) Проблема уничтожения природных богатств.
Если о грозящей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние десять-пятнадцать лет, то Ч. Айтматов ещё в 70-е годы в своей повести "После сказки" ("Белый пароход") заговорил об этой проблеме. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок"), "Плаха", "Тавро Кассандры".
Особенно сильное ощущение производит роман "Плаха". На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и "человечными", чем "венец творения". Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?
19) Навязывание своего мнения другим.
Владимир Владимирович Набоков. “Озеро, облако, башня…” Главный герой – Василий Иванович – скромный служащий, выигравший увеселительную поездку на природу.
20) Тема войны в литературе.
Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.
Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир”. Партизанская война, Бородинское сражение - все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой повествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война - это работа, которую они должны добросовестно выполнить. Но война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смиряясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Толстой в своих “Севастопольских рассказах”. Здесь особенно достоверно описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель - рассказать своему читателю только правду - и ничего, кроме правды. Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: “Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками... занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа”. Война для Толстого - это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: “...увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...” Геройская оборона Севастополя в 1854-1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) не дает врагу захватить родную землю.
В 1941-1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это будет уже другая Великая Отечественная война - 1941 - 1945 годов. В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов, К. Симонов, Б. Васильев и многие другие писатели посвятили свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева “А зори здесь тихие...”. Пять девчат и их боевой командир Ф. Басков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?! Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны... Но они не сломались и отдали для победы самое дорогое, что у них было, - жизнь. Они отдали жизнь за Родину.
Но на земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец - сына, сын - отца. Все перемешивается в огне злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. М. Цветаева пишет: Братья, вот она Ставка крайняя! Третий год уже Авель с Каином бьется...
Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные - навсегда чужими. Об этом тяжелом времени повествуют И. Бабель, А. Фадеев и многие другие.
И. Бабель служил в рядах Первой Конной армии Буденного. Там он вел свой дневник, который впоследствии превратился в знаменитое сейчас произведение “Конармия”. В рассказах “Конармии” говорится о человеке, который оказался в огне Гражданской войны. Главный герой Л ютов повествует нам об отдельных эпизодах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась своими победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. Мы видим жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. Они без малейшего колебания могут убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все это? Ответ на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим читателем право размышлять.
Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была.
Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война - это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!
Перелом в Великой Отечественной войне произошёл в период Сталинградской битвы, когда “русский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашиста” (А.Платонов). Сплочённость народа в “годину горя”, его стойкость, мужество, ежедневный героизм - вот истинная причина победы. В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял - не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. “Что могу, что могу…” - горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?
Проблема нравственной силы простого солдата
Носителем народной морали на войне является, например, Валега, ординарец лейтенанта Керженцева из повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Он едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившуюся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами. Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А дойдёт до дела - покажет этим немцам, где раки зимуют.
Выражение “народный характер” более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём, штопать носки. Может наловить рыбу, собрать ягоды, грибы. И всё делает молча, тихо. Простой крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно.
Проблема героической повседневности войны
Героические будни войны - метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь - смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо...
Но и на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.
21) Тема Родины в литературе.
Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит, что любит родной край, но не может объяснить за что и почему.
Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” - это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины - это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.
В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.
22) Тема природа и человек в русской литературе.
Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.
В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.
Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.
Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.
Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.
Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопливая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.
В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.
Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.
23) Человек и государство.
Замятин “Мы” люди – нумера. Имели всего 2 свободных часа.
Проблема художника и власти
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Творчество - единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.
Проблема эмиграции
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.
Проблема интеллигенции
По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.
24) Проблема отцов и детей.
Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А.Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.
25) Проблема ссор. Вражда людей.
У Пушкина в повести “Дубровский” вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей. У Шекспира в “Ромео и Джульетте” вражда семейств закончилась смертью главных героев.
“Слово о полку Игореве” Святослав произносит “золотое слово”, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли.
26) Забота о красоте родного края.
В романе Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” скро

Наталья Капцова

Время на чтение: 8 минут

А А

Не каждая женщина способна мудро относиться к прошлому своего партнера – то есть, принимать его прошлое как прошедший этап жизни, и не более того. Зачастую происходит совсем наоборот – прошлое любимого человека (особенно, любовь в его прошлом) становится причиной ревности, подозрений и, в итоге, краха любовной лодки.

Как же научиться жить настоящим и справиться с «зеленым» чувством?

Ревность к бывшей пассии партнера

Ревность, как чувство всепоглощающее и полностью блокирующее способность трезво мыслить , накрывает с головой, едва только информация о «бывшей» случайно всплывет в разговоре с партнером.

Даже брошенная вскользь фраза — «В это кафе не хочу, мы там с Катькой все время ужинали» может стать началом целого детектива – с перекапыванием соцсетей на предмет его общения с бывшей, просмотром его почты и сообщений, назойливыми мыслями о том, что бывшую он тоже обнимал, любил, водил по ресторанам и знакомил с родственниками.

Принять тот факт, что другая женщина когда-то занимала столько же места в его жизни , как сейчас ты – практически невозможно.

Как справиться с такой ревностью?

  • Прошлое вашего партнера не имеет к вам никакого отношения .
  • Начиная «расследование», вы влезаете в чужую личную зону и разжигаете тот огонь конфликта между вами, который потом не сможете погасить.
  • Если вы знаете о своем обостренном чувстве ревности (собственности), игнорируйте все подробности прошлого своего партнера. «Раскопки» в чужих отношениях не добавят вам уверенности в отношениях.
  • Прекратите бороться с «химерами» . Живите настоящим.
  • Признайтесь себе в своей ревности и научитесь ее контролировать.
  • Если партнер остановил выбор именно на вас, значит, он счастлив с вами , и бывшая любовь – всего лишь одна из перевернутых страниц его жизни.
  • Ревность – сигнал того, что вы не доверяете своему партнеру . Если вы в нем уверены, то незачем бояться теней прошлого (да и настоящего тоже). А если не доверяете, то есть смысл задуматься – так ли крепки ваши отношения? Читайте также:

Ревность ко всем женщинам в прошлом партнера

Для некоторых женщин даже мысль о том, что руки партнера касались кого-то другого , невыносима. И, вроде, мужчина – далеко не «ботаник» 18-ти лет, и женское внимание к нему – вполне нормальное явление, женщину выводит из себя факт, что он мог быть любим кем-то еще.

Как бороться с таким всепоглощающим чувством?

  • Если ваш партнер – состоявшийся взрослый привлекательный мужчина, осознайте, что в его жизни до вашего появления были женщины . Было бы странно, если бы ваш партнер сидел всю жизнь в высокой башне и ждал вашего появления. Он – мужчина, и его холостяцкая жизнь подразумевает встречи, отношения, поиск партнерши.
  • Случайное (и даже намеренное) упоминание о бывших женщинах – не повод взрываться и искать тайный смысл в словах и поступках. Ревность всегда вносит разлад в отношения, а патологическая ревность – и тем паче.
  • Опасаетесь, что связь партнера с прошлым слишком крепкая? Проанализируйте ситуацию . Имеются ли у вас реальные основания для ревности? Если кроме ваших фантазий ничего нет – стоит успокоиться и переключиться на укрепление ваших отношений (а не на разрушение). Если же реальные «звоночки» из прошлого выводят вас из равновесия – пора поговорить с любимым. Иначе лавина недоверия и нерешенных вопросов из прошлого однажды похоронит ваши отношения.
  • Помните: вы не имеете права ставить в вину партнеру его старые романы . Да и у вас, наверняка, тоже были встречи и отношения до него.
  • Ваши отношения – это жизнь с чистого листа , которая автоматически оставляет прошлое там, где ему и место. А искренняя любовь не знает ревности.

Ревность к детям партнера

Довольно распространенный вид ревности, который, как правило, имеет два «лица» .

  • Первое: ревность к самим детям . Точнее, злость от того, что детям «перепадает» то внимание, которое бесцельно должно принадлежать вам.
  • Второе: ревность к матери его детей . Каждая его поездка к бывшей жене с целью увидеться с детьми воспринимается в штыки – «А вдруг он ее еще любит?», «А если она попытается его вернуть?», «А может дети – это просто предлог, чтобы с ней увидеться?».

Как бороться с таким двухголовым «змием»?

  • Во-первых, уяснить, что муж и жена навсегда связаны меду собой детьми . Даже если они давно расстались, они и участвуют в их жизни на равноценных правах (и обязанностях).
  • Любовь к своим детям и любовь к женщине – это разной природы понятия . Желание мужчины общаться со своими детьми, несмотря на развод с их матерью, говорит о его порядочности, надежности и любви к детям. Был бы повод задуматься и насторожиться, если бы все происходило наоборот. Вряд ли мужчина, который вычеркивает детей из своей жизни после развода, достоин уважения. Разводятся с женами — не с детьми!
  • Бесполезно бороться за внимание мужчины с его детьми. И тем более нельзя запрещать ему с ними встречаться, или пытаться повлиять на его отношение к ним. Дети – это часть мужчины. Поэтому данное соперничество – изначально бессмысленное.

Ревность к вещам (подаркам) из прошлой жизни

Подарки от «бывшей», которые хранятся у мужчины – частый повод для конфликтов в новых отношениях. Галстук, свитер, ежедневник, открытки и особенно фотографии – любая вещь из его прошлого вызывает злость и ревность. Основная мысль – «раз хранит, значит, дорого».

Что делать с ревностью к прошлому в этом случае?

  • Если вещь ему «дорога» — это совершенно не говорит о том, что партнер до сих пор имеет чувства к бывшей возлюбленной. Это может быть дань памяти тем отношениям, просто нежелание избавляться от подарков и пр.
  • Ваши отношения – новая ступень его жизни . Отношения с бывшей – в прошлом. И никакие подарки (хранимые, носимые и пр.) не могут изменить того, что вы вместе. А вот ваша ревность может.
  • Никогда не требуйте от партнера избавиться от подарков и не вздумайте делать этого самостоятельно. Ссора (а то и разрыв) вам будет обеспечена.
  • Его вещи (неважно – с какого этапа жизни) – это его личное пространство . Ваша совместная жизнь не дает вам права устраивать ревизию в его вещах.

Ревность к прошлому образу жизни партнера

Когда любимый человек ненавязчиво рассказывает о том, как здорово было когда-то колесить по миру, ни о чем не заботясь, срываться посреди недели на рыбалку (в поход, в горы) с друзьями, «зажигать» в клубах и вообще ни от кого не зависеть, нервная система женщины дает сбой. С одной стороны – от ревности к насыщенному и счастливому прошлому партнера , с другой – от ощущения своей бесполезности – «Тогда он был счастливее, чем со мной».

Фантазия делает свое черное дело: мысленно дорисованная картинка его со всех сторон приятного прошлого без тебя и не такого уж удачного будущего с тобой запускает механизм неадекватной оценки отношений .

Как изменить ситуацию?

  • Для начала следует понять, что у каждого человека есть в молодости период абсолютной свободы и возможности брать от жизни все. Естественно, этот этап оставляет массу впечатлений и воспоминаний, которые иногда хочется достать с антресолей памяти и улыбнуться своей прошлой бесшабашности. Но это не значит, что человек живет прошлым или прячется в нем от унылого настоящего.
  • Если появляются мысли – «Со мной он совсем другой, в прошлом он был счастливее» или «Раз он возвращается к тем воспоминаниям, значит, в них ему лучше, чем со мной», то пора задуматься – все ли хорошо в «датском королевстве». Скорее всего, его воспоминания – лишь повод улыбнуться. Но если они ставятся вам в упрек или имеют иную негативную окраску – пора поговорить. Или посмотреть на себя со стороны. Возможно, вы чересчур давите на своего партнера, ограничиваете его во всех аспектах жизни или приводите в состояние уныния своими поступками (или бездействием). Присмотритесь: может, вашему партнеру чего-либо не хватает в ваших отношениях? И он автоматически сравнивает вашу совместную жизнь со своим прошлым.
  • Не лепите из мухи слона . Одна из женских черт – из ничего и на ровном месте создать салатик, новую прическу и трагедию. Как правило, в процессе задушевного разговора с любимым выясняется, что Она снова «сгустила краски», а Он более чем счастлив в отношениях, и Его все устраивает.

Ревность – это медленный яд для отношений . Все, что есть в них хорошего, умирает от подозрений, ненужных вопросов и ссор. А ревность к прошлому – это еще и абсурдный упрек своей половине за то, к чему вы даже отношения не имели.

Единственный путь к гармонии в отношениях – ликвидация ревности в самом ее зачатке . Примите прошлое партнера таким, каково оно есть, живите настоящим и стройте отношения на доверии друг к другу.

Прошлое – это обширное засеянное нами поле, которое дает не только ожидаемые нами и усиленно культивируемые всходы и приятные с них плоды, но и сорняки или бесполезные культуры, которые оказываются неожиданными или упорно забываемыми нами.
Область прошлого для христианина всегда накапливается. Так же является и дополнительным фронтом приятной или неприятной, трудоемкой работы. Это опыт ошибок, грехов, побед, приятных событий и ощущений, встреч с людьми или даже Богом. Работать с осмыслением прошлого нам помогает Господь, святые, Ангелы, но так же и бесы.
Наибольшая брань на уровне мыслей совершается на материале из впечатлений и знаний прошлого. Здесь и повод к тщеславию, и сладкие удовольствия от грехов, и смрад от осознания их мерзости, и память о первых познаниях мира, людей, радость от встречи с Господом, озарения новыми идеями, религиозные переживания, тяжелые или запутанные чувства от столкновения с интересами окружающих, образы видимые, слышанные и так далее.
Нам же, уточним, интересно, что же христианину делать со своими грехами, оставленными в прошлом?

Греховные страсти(привычки) делятся на: плотские: чревоугодие и блуд; душевные: сребролюбие, гнев, печаль и уныние; и духовные: тщеславие и гордыня (Прп. Иоанн Кассиан: классификация страстей, из книги «Страсти – болезни души» серии о страстях, автор: С.М.Масленников).
Смертные грехи, за которые человек тут же достоин быть отправлен в муку вечную, или тяжкие грехи, как утверждают святые отцы(Свт. Игнатий Брянчанинов, Прп. Ефрем Сирин, Прп. Иоанн Лествичник и др.), нуждаются в пожизненной памяти о них и сокрушении души. Но память эта должна крепнуть в уповании на помилование Божие. При искреннем исповедании этих грехов и прощении со стороны Господа, или, даже, ближних, христианин, однако же, должен всю свою жизнь нести на себе тяжесть содеянного в своем сердце, совершая добродетели, противоположные греху. Если грех блудный или хульный(по отношению к Богу или святыне), то подробности греха опасны для воспоминания, так как влекут за собой искры былого пламени и превращают его снова в действительный пожар. Поэтому подробное исповедание подобных грехов может быть даже вредным – здесь ограничиваются сухим наименованием греха как в книгах.
После отвращения от греха с его исповеданием и переменой жизни, следует врачеваться длительное время, а порой и всю жизнь. Память проступков помогает человеку быть осторожным и внимательным к своим чувствам и желаниям, воспитать смирение перед Вечно Святым Богом, укрепляться в любви и надежде на Него.

Но есть и то, что помнить прямо нам навязывают бесы, прибавляя тяжесть к совершенным нами грехам, еще и выдуманными сквернами и фантазиями.

Ясно, что память о содеянных ошибках не должна увести человека в отчаяние, что бывает, когда он не имеет крепкой веры, надежды на Бога и достаточной любви к Нему и людям.
Вот в такое отчаяние нас ввергают демоны, не только отнимая у нас упование на Милость Спасителя, запутывая нас своими убеждениями и уверениями в беспощадности Творца, но и навязывая нам не принадлежащие нам согрешения.

Грех зреет в человеке поэтапно. Отцы выделяют четыре или пять ступеней. (Прп. Никодим Святоорец: «Невидимая брань», о возникновении греха).
1)Помысл – когда к нам прилетает мысль извне
2)Собеседование – когда мы реагируем вниманием на эту мысль и рассуждаем над ней
3)Приражение, пленение – попадание во власть мысли, симпатия к ней, присваивание ее себе
4)Действие – намерение реализовать мысль в жизни, планы по ее исполнению
5) Практическое действие
Грехом собственным и нашим мысль становится на этапе 3. Но начинающему воину Христову не полагается задерживаться на этапе 2. Собеседования, а отвергать мысль на этапе 1.
Опытные подвижники духа могли мысль разоблачить в момент собеседования с ней, чтобы обезоружить беса, предлагающего ее.

Существует ряд моментов, в которых христианин оказывается как бы в ловушке или в сети бесовской, без свободной на то воли, и рискует впасть в смущение или тоску из-за неясности своей вины.
Атака продолжительное время одним и тем же помыслом, не принимаемым нами, не расценивается как грех, но может быть остановлена признанием в этой борьбе на Исповеди.
Молитва и пост изгоняют, по словам Спасителя, демонов из нашего сердца. Помыслы могут забрасываться в неожиданное для нас время, когда мы более к этому не готовы.

Ночные искушения и мечтания, где не участвует наша воля – во сне – так же могут серьезно пошатнуть твердость христианина, веру, внимательность к себе. Враг создает ситуации во сне, где мы как бы поступаем греховно, хотя, когда просыпаемся, понимаем, что ситуация нереальная, а ощущение греха уже поразило сердце, вина и огорчение остались с нами. В таком случае мы должны всерьез спросить себя: что может эта ситуация сказать обо мне, почему Бог попустил мне впасть в это искушение. Часто – такое происшествие указывает на неизжитый грех, не вырванный корень его, или гордость, — чтобы укорить наше превозношение, Бог дает нам ощутить нашу низость. Такие сны мы не обязаны запоминать и исповедовать как совершённый грех, скорее всего, нам стоит всерьез изучить причины такого ночного смущения и покаяться в них.

Небылицы, которые нам навязывают бесы, мы не обязаны считать своими. Подозрения на других, слухи, сны, видения, помыслы будут всегда сопутствовать борьбе христианина против себя, мира и бесов. Надо категорично отвергать их как «ложные подарки» врагов.
То же относится и к ситуациям жизни, когда, без объективных причин, мы оказываемся в напасти или беде. Надо принять это с благодарностью к Богу, учитывая, что воин не станет искусным, не участвуя в боях. Бесы желают погубить нас, но Господь снаряжает нас всем необходимым для войны и всегда находится с нами.
В итоге, скажем, что помыслы еще не являются грехами, но добровольное увлечение ими душу «женит» на грехе.