Тверское восстание 1327 года причины. Смотреть что такое «Тверское восстание» в других словарях

Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. Оно было очень жёстко подавлено Золотой Ордой, однако привело к фактическому перераспределению сил на сторону Москвы, проведя черту под четвертью века соперничества Твери и Москвы за верховенство в землях Северо-Восточной Руси. Самое подробное описание данных событий мы можем найти Рогожском и Тверском сборнике летописей.

Осенью 1236 года Александр Михайлович (тверской князь) получает от монгольского хана Узбека ярлык на княжение во Владимире. Примерно спустя год в Тверь приезжает Шевкал (Щелкан), являющийся двоюродным братом Узбека. Он селится в княжеском дворце, выгоняя оттуда Александра и начинает гонения, грабежи и избиения христианского народа. Также в городе ходит слух о том, что Щелкан имеет план перебить всех князей и править Тверью лично, обратив русских жителей города в ислам, что должно было произойти на Успение. Как рассказывает нам летопись, собравшиеся жители пришли к Александру с просьбой расправы над монголами, однако тот уговаривал их терпеть.

Но пятнадцатого августа внезапно вспыхивает восстание, которое началось с того, что татары из свиты Щелкана пытались отнять кобылу дьякона Дудко. Возмущённые жители вступились за дьякона, после чего начали бить татар по всему городу. Чолхана вместе со свитой сожгли во дворце. Народ перебил всех татар, которые были в Твери, включая так называемых «бессермен», являющихся ордынскими купцами. Некоторые из летописей выставляют в качестве зачинщика данного восстания, но историки опровергают это. Однако князь и не препятствовал волнениям.

Иван Калита (московский князь) – давний соперник Тверского княжества за великокняжеский престол быстро воспользовался восстанием в Твери для утверждения собственного главенства в Русской земле. Он отправляется в Орду и вызывается помочь монголам полностью восстановить над Русью власть. При этом, в случае успеха хан обязуется сделать Калиту великим князем и дать ему пятьдесят тысяч воинов возглавляемых пятью темниками. К такому ордыно-московскому войску присоединились силы Александра Суздальского, а в народе данный поход принято было называть «Федорчуковой Ратью».

Князь Твери сбежал в Новгород, а потом Псков. Новгород смог откупиться от Калиты.

Вскоре после того, как Александр Михайлович получил ярлык на великое княжение, ханом Узбеком был послан в Тверь его двоюродный брат - баскак Чол-хан (Шевкал, Щелкан Дюдентевич) с татарским отрядом. Отправляя его, ордынский хан хотел поставить великого князя под свой контроль. Укрепление татаро-монгольского властвования на Руси было ответом на антитатарские восстания в русских землях 20-х годов XIV в. Он поселился в княжеством дворце, выгнав оттуда Александра. "Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание". Пошёл даже слух (сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения), будто Чол-хан собирался перебить князей и самому сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Притеснения, которым подвергал тверское население Чол-хан, вызвали массовое возмущение, вылившееся в крупное народное движение. Терпение тверичей было на пределе. Желая избежать осложнений, великий князь Александр приказал им не оказывать сопротивления. Но народ не смог дольше выносить притеснения Чол-хана и выжидал лишь удобное время для того, чтобы поднять восстание.

15 августа 1327 года, "ранним утром, когда собирается торг, некий дьякон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: "Люди тверские, не выдавайте!". И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают…". Чол-хан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце - и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая "бесермен" - ордынских купцов. И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана.

Некоторые летописи (за пределами Твери) выставляют Александра инициатором восстания; но, по мнению современных историков, Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы.

Узнав об этом, московский князь Иван Калита понял, что настал его час, и устремился в Орду - чужой рукой уничтожить мятежную Тверь. Оттуда уже накатывалась грозная волна карательной экспедиции во главе с пятью темниками, а воевода у них Федорчук. К ней присоединились и московские силы. "Федорчукова рать" была самой страшной за несколько десятилетий. Войско московского князя, в которое входило до 50 тысяч татар, заняло Тверь и Кашин. Города были разорены, а население подверглось массовым казням. Восстание в Твери было буквально потоплено в крови.

"Федорчукова рать" подавляет восстание в Твери

Наученный горьким опытом своего отца и брата, князь Александр не захотел являться в Орду на расправу и, "чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел в Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове". На место тверского князя с согласия хана сел его брат Константин Михайлович. Но горек хлеб изгнанника. Вдоволь отведав его и полагая, что гнев Узбека уже утих, в 1337 г. Александр послал в Орду своего сына Фёдора, а вскоре и сам приехал туда. Он честно и открыто сказал Узбеку: "Я сделал много зла тебе, но теперь пришёл принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на всё, что Бог возвестит тебе". Такие слова понравились хану, и он сказал своему окружению: "Князь Александр смиренной мудростью избавил себя от смерти". Александр получил ярлык на тверское княжение. Но тут вмешался Иван Калита, который появился в Орде. В результате его происков Узбек вновь сменил милость на гнев и вызвал к себе Александра Михайловича. Александр долго не ехал в Сарай, а когда явился, у хана уже окончательно созрело решение казнить ослушника. В октябре 1339 г. князь Александр и его сын Фёдор были преданы мучительной казни: "разымаша их по суставом". Москва торжествовала. Чтобы усугубить унижение своих противников, Иван Калита приказал снять в Спасо-Преображенском тверском соборе главный колокол и перевезти в Москву.

После Щелкановщины золотоордынские ханы отказались от сбора дани с помощью откупщиков и баскаков. Обязанность получения дани и доставки ее в Орду перешла к Ивану Калите. Тот не упустил шанс обогатить московскую казну, что, в свою очередь, способствовало не только экономическому укреплению московского княжества, но и значительному росту политического влияния самого великого князя.

И Рогожском летописце .

Щелкановщина

Федорчукова рать

После смерти Александра Васильевича в или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими .

Федорчукова рать - последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных ордынско-московских действий по подавлению антиордынского мятежа политика московско-татарского союза привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского (1360-63 гг.) его будущим тестем Дмитрием Константиновичем Суздальским .

В литературе

Битвы монгольского нашествия и золотоордынских походов на Русь
Калка (1223) - Воронеж (1237) - Рязань (1237) - Коломна (1238) - Москва (1238) - Владимир (1238) - Сить (1238) - Козельск (1238) - Чернигов (1239) - Киев (1240) - Неврюева рать (1252) - Куремсина рать (1252-55) - Туговая гора (1257) - Дюденева рать (1293) - Бортенево (1317) - Тверь (1327) - Синие Воды (1362) - Шишевский лес (1365) - Пьяна (1367) - Булгария (1376) - Пьяна (1377) - Вожа (1378) - Куликово поле (1380) - Москва (1382) - Ворскла (1399) - Москва (1408) - Киев (1416) - Белёв (1437) - Суздаль (1445) - Битюг (1450) - Москва (1451) - Алексин (1472) - Угра (1480)
  • Сохранилась древнерусская народная песнь о Щелкане Дудентьевиче , довольно точно передающая события тех лет.
  • Дмитрий Балашов описывает Тверское восстание в романе «Великий стол».

См. также

  • Смоленское восстание (1340) - ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами.

Напишите отзыв о статье "Тверское восстание"

Примечания

Литература

  • Карамзин Н. М. История государства Российского . - СПб. : Тип. Н. Греча , 1816-1829.

Отрывок, характеризующий Тверское восстание

В то время у нас жил папин любимец, красивый серый кот – Гришка. Я застала его сладко спящим на тёплой печке и решила, что это как раз очень хороший момент попробовать на нём своё новое «искусство». Я подумала, что было бы лучше, если бы он сидел на окне. Ничего не произошло. Тогда я сосредоточилась и подумала сильнее... Бедный Гришка с диким воплем слетел с печи и грохнулся головой о подоконник… Мне стало так его жалко и так стыдно, что я, вся кругом виноватая, кинулась его поднимать. Но у несчастного кота вся шерсть почему-то вдруг встала дыбом и он, громко мяукая, помчался от меня, будто ошпаренный кипятком.
Для меня это был шок. Я не поняла, что же произошло и почему Гришка вдруг меня невзлюбил, хотя до этого мы были очень хорошими друзьями. Я гонялась за ним почти весь день, но, к сожалению, так и не смогла выпросить себе прощения… Его странное поведение продолжалось четыре дня, а потом наше приключение, вероятнее всего, забылось и опять всё было хорошо. Но меня это заставило задуматься, так как я поняла, что, сама того не желая, теми же самыми своими необычными «способностями» иногда могу нанести кому-то и вред.
После этого случая я стала намного серьёзнее относиться ко всему, что неожиданно во мне проявлялось и «экспериментировала» уже намного осторожнее. Все последующие дни я, естественно же, просто заболела манией «двигания». Я мысленно пробовала сдвинуть всё, что только попадалось мне на глаза... и в некоторых случаях, опять же, получала весьма плачевные результаты...
Так, например, я в ужасе наблюдала, как полки аккуратно сложенных, очень дорогих, папиных книг «организованно» повалились на пол и я трясущимися руками пыталась как можно быстрее собрать всё на место, так как книги были «священным» объектом в нашем доме и перед тем, как их брать – надо было их заслужить. Но, к моему счастью, папы в тот момент дома не оказалось и, как говорится, на этот раз «пронесло»…
Другой весьма смешной и в то же время грустный случай произошёл с папиным аквариумом. Отец, сколько я его помню, всегда очень любил рыбок и мечтал в один прекрасный день соорудить дома большой аквариум (что он позднее и осуществил). Но в тот момент, за не имением лучшего, у нас просто стоял маленький круглый аквариум, который вмещал всего несколько разноцветных рыбок. И так как даже такой маленький «живой уголок» доставлял папе душевную радость, то за ним с удовольствием присматривали в доме все, включая меня.
И вот, в один «злосчастный» день, когда я просто проходила мимо, вся занятая своими «двигающими» мыслями, я нечаянно посмотрела на рыбок и пожалела, что у них, бедненьких, так мало места чтобы вольно жить… Аквариум вдруг задрожал и, к моему великому ужасу, лопнул, разливая воду по комнате. Бедные рыбки не успели опомниться, как были, с большим аппетитом, съедены нашим любимым котом, которому вдруг, прямо с неба, привалило такое неожиданное удовольствие... Мне стало по-настоящему грустно, так как я ни в коем случае не хотела огорчать папу, а уж, тем более, прерывать чью-то, даже очень маленькую, жизнь.
В тот вечер я ждала папу в совершенно разбитом состоянии – было очень обидно и стыдно так глупо оплошать. И хотя я знала, что никто не будет меня за это наказывать, на душе почему-то было очень скверно и, как говорится, в ней очень громко «скребли кошки». Я всё больше и больше понимала, что некоторые из моих «талантов» в определённых обстоятельствах могут быть весьма и весьма небезопасны. Но, к сожалению, я не знала, как можно этим управлять и поэтому мне всё больше и больше становилось тревожно за непредсказуемость некоторых моих действий и за возможные их последствия с совершенно не желаемыми мною результатами...
Но я всё ещё была лишь любопытной девятилетней девочкой и не могла долго переживать из-за трагически погибших, правда полностью по моей вине, рыбок. Я по-прежнему усердно пробовала двигать все попадающееся мне предметы и несказанно радовалась любому необычному проявлению в моей «исследовательской» практике. Так, в одно прекрасное утро во время завтрака моя молочная чашка неожиданно повисла в воздухе прямо передо мной и продолжала себе висеть, а я ни малейшего понятия не имела, как её опустить... Бабушка в тот момент находилась на кухне и я лихорадочно пыталась что-то «сообразить», чтобы не пришлось опять краснеть и объясняться, ожидая услышать полное неодобрение с её стороны. Но несчастная чашка упорно не хотела возвращаться назад. Наоборот, она вдруг плавно двинулась и, как бы дразнясь, начала описывать над столом широкие круги… И что самое смешное – мне никак не удавалось её схватить.
Бабушка вернулась в комнату и буквально застыла на пороге со своей чашкой в руке. Я конечно тут же кинулась объяснять, что «это она просто так летает… и, ведь правда же, это очень красиво?»… Короче говоря, пыталась найти любой выход из положения, только бы не показаться беспомощной. И тут мне вдруг стало очень стыдно… Я видела, что бабушка знает, что я просто-напросто не могу найти ответ на возникшую проблему и пытаюсь «замаскировать» своё незнание какими-то ненужными красивыми словами. Тогда я, возмутившись на саму себя, собрала свою «побитую» гордость в кулак и быстро выпалила:
– Ну, не знаю я, почему она летает! И не знаю, как её опустить!
Бабушка серьёзно на меня посмотрела и вдруг очень весело произнесла:
– Так пробуй! Для того тебе и дан твой ум.
У меня словно гора свалилась с плеч! Я очень не любила казаться неумёхой и уж особенно, когда это касалось моих «странных» способностей. И вот я пробовала... С утра до вечера. Пока не валилась с ног и не начинало казаться, что уже вообще не соображаю, что творю. Какой-то мудрец сказал, что к высшему разуму ведут три пути: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый лёгкий и путь опыта на своей шее – самый тяжёлый. Вот я видимо и выбирала всегда почему-то самый тяжёлый путь, так как моя бедная шея по-настоящему сильно страдала от моих, никогда не прекращающихся, бесконечных экспериментов…
Но иногда «игра стоила свеч» и мои упорные труды венчались успехом, как это наконец-то и случилось с тем же самым «двиганием»… Спустя какое-то время, любые желаемые предметы у меня двигались, летали, падали и поднимались, когда я этого желала и уже совершенно не казалось сложным этим управлять… кроме одного весьма обидно упущенного случая, который, к моему великому сожалению, произошёл в школе, чего я всегда честно пыталась избегать. Мне совершенно не нужны были лишние толки о моих «странностях» и уж особенно среди моих школьных товарищей!

В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». В ответ на насилия и грабежи приезжих ордынцев в Твери поднялось восстание, бой на улицах продолжался до захода солнца, «и побели Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь... и ту сгоре Щелкан и с прочими... И гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всея изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша»

ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В тот же год князю Александру Михайловичу дано великое княжение. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними». Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.

И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте!» И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших коней на поле, которые схватили лучших жеребцов и ускакали в Москву, а затем в Орду, и там рассказали о кончине Шевкала

ПОВЕСТИ О ШЕВКАЛЕ

Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. тверской летописный текст; судя по дате окончания этого сходного текста, он восходил, очевидно, к тверскому своду посл. четв. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 (1326) г.; под следующим годом рассказывается о карательном татарском походе на Тверь и бегстве тверского князя Александра в Псков.

Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю (хану Узбеку) «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар (спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании). Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи.

ПОВЕСТЬ О ШЕВКАЛЕ

В год 6834 (1326). <...> В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»

И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала <...>

Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.

ПЕСНЯ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ

И в те поры млад Щелкан,
Он судьею насел
В Тверь-ту старую,
В Тверь-ту богатую.
А немного он судьею сидел:
И вдовы-та безчестити,
Красны девицы позорити,
Надо всеми наругатися,
Над домами насмехатися.

Н.М. КАРАМЗИН О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В конце лета явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.

ШЕВКАЛОВО ДЕЛО

Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

ВОССТАНИЕ 1327 ГОДА И БОРЬБА МОСКВЫ И ТВЕРИ

Александр Михайлович вернулся на Русь, а вскоре произошло событие, резко изменившее соотношение сил в пользу Москвы. 15 ав-густа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, сыном Тудана-Дюденя, двоюрод-ным братом Узбека); татарский отряд был перебит. Это событие отражено в нескольких разнящихся между собой летописных рассказах (так называемые «Повести о Шевкале»), и в фольклорном произве-дении - «Песни о Щелкане». Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Это касается, во-первых, представления об экстраординарности миссии Чолхана, якобы имевшего целью погубить «князя великаго Алек-сандра» и «всехъ князей Рускихъ», «разорить христианство» (тверская версия), самому сесть в Твери на княжении, посадить в других русских городах татарских князей, а население обратить в мусульманскую веру (вторая версия, восходящая к своду - протографу Новгородской IV и Софийской I летописей); во-вторых, изображение восстания как регулярного сражения с татарами войска, возглавляемого князем Александром (вторая версия). Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника.

Прибытие на Русь отряда Чолхана не представляло ничего необыч-ного. Сопоставление даты восстания (15 августа 1327 г.) со временем появления на Руси Александра Михайловича в качестве великого князя (не ранее зимы 1326-1327 гг., так как Дмитрий был казнен 15 сентября 1326 г.) заставляет предполагать, что Чолхан был либо тем послом, который пришел вместе с Александром для утверждения нового великого князя на столе, либо прибыл несколько позже для взимания поборов в счет уплаты за великокняжеский ярлык Александра. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя. Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в., когда Александр сел в Пскове в качестве вассала великого князя литовского Гедимина, и Псков, таким образом, вышел из-под влияния Новгорода (признававшего своим сюзереном тогдашнего великого князя владимирского Ивана Калиту, а, следо-вательно, и ордынского хана). Но не исключено, что данное известие отображает тот факт, что Александр в условиях вспыхнувшего восста-ния, поняв необратимость случившегося (и так же, как и его поддан-ные, будучи оскорблен поведением ордынцев), поддержал тверичей.

Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Узбек по-слал на Тверь зимой 1327-1328 гг. крупное войско; московский князь шел вместе с ним. Тверское княжество подверглось сильному разоре-нию. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков. По вопросу о великом княжении Узбек принял неординарное решение: оно было по-делено между двумя князьями. Ивану Калите достались Новгород и Кострома, а суздальскому князю Александру Васильевичу - Владимир и Поволжье. Очевидно, имевшие место акты неповиновения великих князей владимирских (Юрия Даниловича и Александра Михайловича) привели хана к мысли о нежелательности того резкого усиления од-ного князя, которое неизбежно происходило при получении всего великого княжения.

В 1329 г. Иван Калита двинулся походом на Псков против Алек-сандра Михайловича. Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина. Здесь он княжил 6 лет.

После смерти в 1331 г. Александра Васильевича Иван Калита вновь отправился в Орду. Здесь путем щедрых даров и обещания больших выплат ему удалось получить все великое княжение и вдобавок половину Ростова. В следующем году Иван для выполнения взятых обязательств запросил крупную сумму у Новгорода (что при-вело к конфликту с новгородцами).

Тем временем у Ивана Даниловича появилась новая забота - на политическую сцену Северо-Восточной Руси вернулся Александр Михайлович Тверской. Еще в 1335 г. он посылал из Пскова в Орду своего сына Федора (а Иван Калита в том же году думал идти походом на Псков, но не смог заручиться согласием новгородцев). На следующий год Александр сам наведался в Тверь и забрал в Псков вернувшегося от Узбека сына. Наконец, в 1337 г. Александр из Пскова приехал в Орду и повинился перед ханом: «Господине царю, аще много зло сътворих ти, во се есмь предъ тобою, готовъ семь на смерть. И отъвеща ему царь, аще тако еси сотворилъ, то имаши животъ полоучити, много бо послы слахъ, не приведоша тя. И приать пожало-вание отъ царя, въсприимъ отчину свою». Таким образом, Узбек вернул Александру тверской стол.

Под следующим, 6846 г. в Рогожском летописце и Музейском фрагменте упоминается вторая поездка Александра в Орду: «Князь Александръ Михаилович Тферьскыи поиде во Орду. На ту же зимоу прииде князь великий Александръ изъ Орды во Тферь, а съ нимъ послы силны Киндякъ и Авдулъ, бъяше въ годину осеннюю и много сътворишеться тягости християномъ». Между тем Троицкая и Симео-новская летописи говорят только об одной поездке, датируемой как раз 6846 г.: «князь Александр Михаиловичь Тферьскыи поиде въ Орду, а не укончавъ съ князем съ великимъ с Ываном съ Даниловичемъ. На ту же зиму выиде изъ Орды в Тферь князь Александръ, пожалованъ жи-вотом отъ царя, а с нимъ прииде посолъ, именемъ Киндыкъ, а другыи Авдуля». Поскольку «пожалование живота» в Рогожском летописце упоминается в известии о поездке 6845 г., следует предположить, что под 6845 и 6846 г. в этом источнике перед нами два сообщения об од-ном и том же визите…

Явно в связи с возвращением Александра из Орды, зимой 1338-1339 гг., туда отправляется Иван Калита с двумя старшими сыновьями Семеном и Иваном; третьего сына, Андрея, он направил в Новгород. В том же году «приде изъ Орды князь великий Иванъ, а въ свою отчину, пожалованъ Богомъ и царемъ». Можно полагать, что «пожалование» заключалось в подтверждении более высокого статуса Ивана по отношению к Александру.

После визита Ивана последовало резкое изменение отношения Узбека к тверскому князю: он был вызван в Орду, одновременно туда по требованию хана отправились князья Василий Давыдович Ярос-лавский и Роман Михайлович Белозерский (оба, кстати, женатые на дочерях Калиты). Первый из них, видимо, был союзником Александра Михайловича - Калита попытался (безуспешно) «переимать» его по дороге в Орду.

Вслед за ними Иван Данилович послал в Орду всех трех своих сыновей, очевидно, чтобы еще раз подчеркнуть в критической ситуа-ции свою лояльность хану. Согласно сохранившемуся в тверском летописании пространному рассказу о гибели тверских князей, судьба Александра Михайловича во время пребывания в Орде долгое время была неясна: одни татары говорили, что «княжение ти великое даетъ царь», а другие, что «оубиту ти быти». Вероятно, здесь отразилась реальная закулисная борьба группировок ордынской знати, поддержи-вавших тверского и московского князей. «Промосковская» партия пересилила, и 28 октября 1339 г. Александр Михайлович и его сын Федор были казнены. Калитовичи же были отпущены «и приидоша изъ Орды на Русь пожалованы Богомъ и царемъ». Видимо, и здесь упоминание «пожалования» - не штамп: могло иметься в виду пожало-вание Семену Нижнего Новгорода (через пять месяцев, в момент смерти Калиты, Семен находился там) или обещание передать ему великое княжение владимирское после смерти отца.

Горский А.А. Москва и Орда

В 1224 году Великий хан Монголии Чингиз выделил в управление двум старшим сыновьям Джучи и Чагадаю западные провинции своей империи. Джучи, как старший сын, получил огромную территорию: Кипчакскую степь от верховья реки Сыр-Дарья, Хорезм, Кавказ, Поволжье, Русь и Крым. Русь, Крым и Поволжье ещё предстояло завоевать. Но Джучи погиб в 1227 году немногим раньше отца, не успев завоевать эти территории. Это сделал его сын Бату.

«Золотая орда»

С самого начала территория, управляемая потомками Джучи, называлась Джучиевым улусом . Именовать же этот большой улус «Золотой ордой» стали уже после его окончательного распада. Впервые было употреблено это название в историческом письменном труде «Казанская история» в 1566 году.

Хан Бату (в русских первоисточниках его называют Батый) после завершения военной кампании устроил свою ставку в Нижнем Поволжье и занялся устройством своей страны. Вплотную в управление русских земель он не вмешивался, ограничивался лишь назначением князей и получением ежегодной дани. Князья русских земель должны были лично предстать перед правителем Джучиева улуса для получения ханского ярлыка на княжение.

Русь и «орда»

Первым получил ярлык Владимиро-Суздальский князь Ярослав Всеволодович в 1243 году. С этого времени город Владимир стал центром всех русских земель. Некоторые князья вместе с ярлыком получали и право собирать налоги. Часть доходов от податей выделяли хану улуса Джучи. Для их сбора приезжал баскак. В случае задержки платы из «орды» приезжал чиновник с военным отрядом, который взымал подати уже сам. Когда был необходим чрезвычайный сбор, то приезжал специальный посол.

Ещё одной обязанностью князей было участвовать в походах хана со своим войском. Таким образом, ханы напрямую не управляли Русью . Князья являлись только вассалами хана и должны были беспрекословно выполнять его волю.

Неповиновение жестоко каралось. Так, например, великий князь Андрей Ярославович в 1252 году отказался подчиняться «Золотой орде». Для усмирения хан отправил Неврюя, одного из царевичей, с десятитысячным войском. Войска князя были разбиты. «Неврюева рать» разрушительной волной прокатилась по Руси. Сам Андрей Ярославович сбежал в Швецию.

Причины восстания тверичей

Московский князь Юрий Даниилович с первых же дней княжения начал бороться с Тверским князем Михаилом Ярославовичем за великокняжеский ярлык. Михаил этот ярлык получил ещё в 1304 году. Эта борьба продолжалась до самой кончины Михаила Ярославовича. И в 1326 году его сын Александр получает ярлык на великое Владимирское княжение от великого ордынского хана Узбека. Вместе с этим он получает второй ярлык на великое княжение в Твери. Тверь становится главным городом Руси. Это не устраивало ни набиравшую силу Москву, ни стремившихся возродить былое величие Владимиро-Суздальских князей.

В середине лета 1327 года «золотоордынский» хан Узбек отправил в Тверь своего двоюродного брата Чолхана специальным послом для взыскания чрезвычайной дани. Шелкан (так прозвали Чолхана в Твери) применил для сбора дани весьма жёсткие меры. Сильное принуждение и карательные акции вызвали недовольство среди жителей Твери. Дрова в “костёр недовольства” подбрасывал и сам великий князь Александр. Близкие ему люди распускали слухи о том, что Шелкан хочет сместить великого князя и сам сесть на трон. И вспыхнуло восстание.

Согласно летописи всё началось из-за кобылы, которую хотел забрать у некоего дьякона воин из свиты Шелкана. Тверяне возмутились, заступились за дьякона, ударили в набат. Поднявшие восстание люди начали убивать воинов Шелкана по всей Твери.

Великий историк Карамзин Н.М. пишет, что князь Александр Михайлович сам организовал антиордынское восстание в Твери. В ночь с 14 на 15 августа 1327 года он вооружил тверской люд и на рассвете повёл их к дворцу, где остановился посол. «Ордынские» воины успели собраться и достойно встретили нападавших. До самого вечера длилось сражение. Но силы были не равны. Вечером Шелкан с остатками своей дружины закрылся во дворце. Тогда Александр приказал сжечь дворец. К утру в Твери «ордынцев» не осталось. Были убиты и купцы из Джучиева улуса.

Удалось спастись только пастухам, которые пасли коней за городом. Спасаясь, они ускакали в Москву, где в то время княжил . А сам же князь Александр обратился к соседям с просьбой поддержать его в борьбе против Орды. Но никто не откликнулся. Тогда, понимая неминуемость мести со стороны Узбека, князь начал подготовку к бегству из тверской земли.

Разорение Тверского княжества

Иван Калита увидел в Тверском восстании выгоду. Москва давно соперничала с Тверью за главенство на Руси. Он быстро собрал войско. Его поддержал великий князь Суздальский Александр. Узбек прислал Калите 50 тысяч воинов.

Москвичи, суздальцы и ордынцы жестоко подавили тверское восстание. Разорили почти все поселения. Восстание навсегда лишило Тверь главенства на Руси. Узбек-хан дал ярлыки на великое княжение Александру Суздальскому и Ивану Калите.

Иван получил:

  • Великий Новгород;
  • Кострому.

Александру достались:

Великий князь тверской Александр Михайлович бежал в Великий Новгород . Калита пришёл туда и Александр вынужден был бежать дальше в Псков, а потом в Литву. Феогност, московский митрополит, отлучил Александра Михайловича от церкви.

В Литве Александр прожил полтора года. За это время великий князь Литвы Гедимин подчинил себе свободный город Псков и посадил на трон Александра Михайловича. Прошло примерно десять лет. Великий хан Узбек смилостивился и в 1338 году разрешил Александру вернуться в Тверь и снова занять трон тверского князя. Кто знает, может князь Александр был чем-то привлекателен Узбеку, что он сначала посадил его на великий княжеский престол, потом, после предательства, простив ему это деяние, снова сделал великим князем Твери, правда уже довольно ослабленной и экономически, и в военной силе.

Князь Иван Калита увидел в этом угрозу для Москвы. После череды интриг, устроенных им, Узбек в 1339 году в Орде казнил Александра Михайловича вместе с Фёдором, его старшим сыном. Тела их были привезены в Тверь. И что странно, отпевал их тот же митрополит Феогност, который в своё время отлучил Александра от церкви.

Итоги восстания

Итогом восстания в полной мере воспользовался Иван Калита. Он распространил влияние Москвы на соседние области. Москва становилась главным городом на Руси. Сын Калиты Симеон Гордый поднял эту планку ещё выше.

Вторую попытку антиордынского восстания предпринял Московский князь Дмитрий. Только, по сути, это было не восстание против Орды, а банальный передел власти. На Куликовом поле и с одной, и с другой стороны бились и русские князья и ордынские нойоны. Битву выиграл Дмитрий, за что его прозвали Донским.

Но в войне победил ордынский хан Тохтамыш. Через два года после Куликовского сражения он сидел в Москве. Прошло ещё 118 лет и Московский великий князь Иван третий Васильевич взял под свою руку все русские княжества. Тогда в Европе Русь стали называть Московией .