Заболотский гроза анализ. Лингвистический анализ произведения Н.А.Заболоцкого "Гроза"

Главной темой этого стихотворения является тема грозы. По одному только описанию мы можем почувствовать все состояние природы: содрогающаяся от мук зарница; трава, смешавшаяся с тенью от тучи. Все в мире чего-то ждёт, все находится в явном напряжении. Но чего именно? Мы, как и природа, в нашем случае – главная героиня, знаем, что будет гроза. Но для нас это явление, которое чаще всего сравнимо с бедствием.А для природы – это часть её сущность. Мы можем не понять насколько это важно и необходимо, что это часть жизни и так будет всегда.

Желание автора показать важность этого явления – стало главной идеей стихотворения. Грозу он сравнивает с рождением слов и, в конце концов, соединяет их в единое целое: мысли наши расходятся молниями, а слова звучат громом. Всё содрогается, трепещет, всё ждет и, наконец, ликует, ведь«слова на родном языке» есть ничто иное как отражение души.

Для создания особого эффекта слышимости и прикосновения к этому тайному миру, Заболоцкий использует парные согласные д-т, г-к, б-п. Их звучание даёт реальное ощущение присутствия грома, кажется, что вся эта картина происходит вокруг тебя. Звук «о» растягивает время, замедляет ход событий, это даёт возможность подумать, влиться в происходящее еще при чтении, чтобы тебя накрыло волной и унесло в тот необыкновенный, созданный автором мир. Время идёт медленно еще и потому, что зарождение чего-либо, в данном случае слов, всегда происходит не сразу, а постепенно. Длинные строки также дают этот эффект.

Важную роль в этом стихотворении играет олицетворение природы:

«…Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке…»

«…И стекает по телу, замирая в восторге, вода,

Травы падают в обморок…».

У нас не остается сомнения в том, что природа имеет душу. В миг, когда гремят первые раскаты грома, вся природа пробуждается. Неземная чистая красота и непосредственность соединились в облике светлоокой девы, появившейся в этот чудесный миг. Вся природа трепещет, раскрывает свои объятья навстречу новому рождению и светлому будущему. После темных туч собравшихся над землей, после долгого напряжения наступает просветление.

«…И, играя громами, в белом облаке катиться слово,

И сияющий дождь на счастливые рвется цветы».

«Сияющий дождь» смывает все невзгоды и прославляет рождение нового слова.

Роль пейзажа здесь очень важна. С помощью его Заболоцкий показывает связь одного события (рождения слова) с явлением природы (грозой). Также с помощью него мы можем наблюдать отношение самого автора к происходящему. Он подчеркивает «дивный блеск» наготы девы, счастливые цветы, замирающую в восторге воду, и сам готов радоваться вместе с ними.

Ключевыми фразами и словами являются: вещий холод, светлоокая дева, восторг, дивный блеск наготы, белое облако и слово.

«Вещий холод на темной руке…»- темная рука – это спящая природа, еще не рожденное слово, а вещий холод – предсказывающий пробуждение или рождение.

Светлоокая дева – новорожденная, чистая, с дивным блеском своей наготы (новое слово).

Белое облако – светлое непорочное.

Это стихотворение о рождении нового и чистого. О вечном соединении с природой. Здесь раскрывается душа природы, которая способна чувствовать и сопереживать, как и человек. Все травы и цветы трепещут перед чудом, а их шорох сравним с человеческим шептанием.

В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.

Читателю с первых строк становится понятно, что в произведение идёт речь, о таком природном явление, как гроза. Вначале поэт часто повторяет слово «движется», поэтому при чтении, кажется, что всё это происходит в настоящем времени. Природа описана очень естественно и натурально. Чувствуется скорое приближение грозы и это вызывает чувство тревоги и опасности. В первой строке очень выразительно представлен образ тучки. Писатель ассоциирует её с живым существом. Тучка как будто, как живая ходит по не объятому небу с фонариком. Жизнь природы писатель сравнивает с человеческой судьбой.

Олицетворения:

  • Туча - « Она меня ловила», « Молниями била»
  • Молнии - «Сжигали огнём»
  • Кедр сравнивается с человеком - «не умер у крыльца»
  • « сквозь живое сердце древесины» у дерева кедр
  • «пролегает рана от огня» - как дорожка через сердце дерева

Самый главный образ (дерево кедр) в элегии описан в четвёртом четверостишии. Кедр, грозой раненый и расколотый на несколько частей, сумел устоять и не поддаться бушующей стихии. Его огромная неживая корона стала невидимой опорой для небосвода. Образ кедра напоминает нам, сильное духом и бесстрашное живое существо. Ему не видан страх. Дерево не сломалось под натиском стихии и выдержало все испытания. Показав этим, что ему нестрашна ни какая непогода. Небо после всего этого, осыпает его звёздами в знак благодарности.

Метафоры стихотворения:

  • «Движется туча с фонарём»
  • «Мёртвая корона»
  • «Осыпают звёздами меня»
  • В начале произведения – это слово «движется»
  • В середине - это словосочетание «сколько раз»
  • В последних строках – это словосочетание «я, как ты»

В элегии «Гроза идёт», чтобы выразить свой восторг и одновременно чувство тревоги, и боязни перед стихией, писатель использует восклицательные предложения. Это произведение напоминает нам судьбу самого писателя. Который, так же как «Кедр», преодолел все трудности и испытания судьбы. Сумел пронести через всю свою жизнь желание творить. В конце стихотворения поэт, не даёт, ни каких ответов, давая читателю возможность самому отыскать их.

Анализ стихотворения Гроза идет по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского

    Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности

  • Анализ стихотворения Вечер Гумилева

    Вечер в данном стихотворении выступает скорее состоянием души, нежели временем суток. Настроение поэта такое же темное, он не может смириться с очередным отказом.

  • Анализ стихотворения Демону Некрасова

    Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

  • Анализ стихотворения Одиночество Бродского

    Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

    Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.

«Гроза» Николай Заболоцкий

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится. Низко стелется птица, пролетев над моей головой. Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов - первых слов на родном языке. Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево Увидавшие небо стада. А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы. И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»

В 1944 году Заболоцкий вышел из лагерей, где провел порядка пяти лет. Осудили его по ложному обвинению в антисоветской пропаганде. В заключении поэт серьезно подорвал здоровье – особенно пострадало сердце. Значительную часть срока ему пришлось отбывать в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, расположенном неподалеку от Комсомольска-на-Амуре – города, по климатическим условиям приравненного к Крайнему Северу. Естественно, пережитый кошмар наложил серьезный отпечаток и на психику Николая Алексеевича. После освобождения ему было достаточно сложно вновь вернуться к занятиям творчеством. Незадолго до своей смерти в 1958 году Заболоцкий составил рукописное итоговое собрание сочинений. В него включены восемь стихотворений, помеченных 1946 годом. С некоторой долей условности их можно объединить в цикл. Среди этих произведений – «Гроза», посвященное по большей части теме назначения поэта и поэзии. При этом начинается оно с прекрасного описания пейзажа: пробежала над миром зарница, легла на землю тень от тучи, низко пролетела птица.

В стихотворении природа тесно связана с человеком. Чтобы продемонстрировать это, Заболоцкий использует множество интереснейших средств художественной изобразительности. В их числе – «молния мысли», падающие в обморок травы, «сумрак восторга». Лирический герой текста показан не сторонним наблюдателем. Он предстает человеком, находящимся в центре мироздания, всецело захваченным великолепным зрелищем, которое разворачивается перед его внимательным взором. Как неожиданно приходит гроза, так же внезапно посещает вдохновение настоящего поэта. Сначала мелькает молния мысли, за ней медленно идут первые слова. В третьей строфе фигурирует образ яркий и загадочный – светлоокая дева, появившаяся из темной воды. Возможно, Заболоцкий отсылает читателей к мифу о древнегреческой Афродите – богине любви, красоты, вечной весны и жизни, возникшей из воздушной морской раковины и вышедшей на берег вблизи Кипра. Дева из стихотворения – одновременно порождение грозы и человеческого воображения. При этом ей подвластны и слова, и природные явления. Можно ее рассматривать и как воплощение Музы.

Гроза в рассматриваемом тексте – еще и символ очищения, начала нового этапа. Для Заболоцкого, прошедшего лагерный ад, важно вернуться к творчеству, к нормальной жизни. В данном случае без вдохновения сделать это не представляется возможным.

Н. Заболоцкий "Гроза"

Главной темой этого стихотворения является тема грозы. По одному только описанию мы можем почувствовать все состояние природы: содрогающаяся от мук зарница; трава, смешавшаяся с тенью от тучи. Все в мире чего-то ждёт, все находится в явном напряжении. Но чего именно? Мы, как и природа, в нашем случае – главная героиня, знаем, что будет гроза. Но для нас это явление, которое чаще всего сравнимо с бедствием. А для природы – это часть её сущность. Мы можем не понять насколько это важно и необходимо, что это часть жизни и так будет всегда.

Желание автора показать важность этого явления – стало главной идеей стихотворения. Грозу он сравнивает с рождением слов и, в конце концов, соединяет их в единое целое: мысли наши расходятся молниями, а слова звучат громом. Всё содрогается, трепещет, всё ждет и, наконец, ликует, ведь «слова на родном языке» есть ничто иное как отражение души.

Для создания особого эффекта слышимости и прикосновения к этому тайному миру, Заболоцкий использует парные согласные д-т, г-к, б-п. Их звучание даёт реальное ощущение присутствия грома, кажется, что вся эта картина происходит вокруг тебя. Звук «о» растягивает время, замедляет ход событий, это даёт возможность подумать, влиться в происходящее еще при чтении, чтобы тебя накрыло волной и унесло в тот необыкновенный, созданный автором мир. Время идёт медленно еще и потому, что зарождение чего-либо, в данном случае слов, всегда происходит не сразу, а постепенно. Длинные строки также дают этот эффект.

У нас не остается сомнения в том, что природа имеет душу. В миг, когда гремят первые раскаты грома, вся природа пробуждается. Неземная чистая красота и непосредственность соединились в облике светлоокой девы, появившейся в этот чудесный миг. Вся природа трепещет, раскрывает свои объятья навстречу новому рождению и светлому будущему. После темных туч собравшихся над землей, после долгого напряжения наступает просветление.

Это стихотворение о рождении нового и чистого. О вечном соединении с природой. Здесь раскрывается душа природы, которая способна чувствовать и сопереживать, как и человек. Все травы и цветы трепещут перед чудом, а их шорох сравним с человеческим шептанием.