Задачки на нестандартное мышление. Может ли петух назвать себя птицей? Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт знает, что творческая личность живет в каждом. Чтобы раскрыть весь потенциал, нужны лишь настойчивость и свободное время.

Эти упражнения стоит выполнять письменно. На каждое постарайтесь выделить определенное время - минут 7, например.

  • Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящемся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.
  • Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.
  • Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть? Напишите об этом месте.
  • В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить.
  • Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в 3 часа ночи.
  • Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность... но я ее упустил».
  • Письмо в прошлое. Напишите письмо себе 10-летнему.
  • В 200 словах опишите свою первую игрушку.
  • Напишите о самом трудном решении, которое вы когда-либо принимали.
  • Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.
  • Напишите рассказ о пустом стакане.
  • Вспомните о самом скучном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же скучным.
  • Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил...»
  • Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно.
  • Напишите рассказ о синем предмете.
  • Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении.
  • Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем.
  • В 200 словах опишите жаркий день.
  • Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом рассказ в 250 слов.
  • Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага.
  • Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека.
  • Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий и привычки человека по имени, скажем, Анатолий Бубликов.
  • Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите.
  • Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.
  • Сочините рассказ, используя ключевые слова: «инструктор-собаковод», «закон», «пляж», «булочка».
  • Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.
  • Перечислите 15 причин выучить иностранный язык.
  • Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин.
  • Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.
  • Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них выражением «Растет как сорная трава».
  • Напишите короткий рассказ, используя слова: «проповедник», «монета», «расческа», «лестница», «колодец».
  • Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.
  • Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.
  • Напишите монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.
  • Перечислите 8 заслуживающих внимания причин, оправдывающих лжеца.
  • Напишите короткий рассказ, используя слова: «священник», «кольцо», «сад», «бинокль».
  • Предложите 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните ___, потому что (иначе, а то) ___».
  • Перечислите 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.
  • Сочините историю, используя слова: «дедушка», «фотоальбом», «почта», «спички».
  • Назовите 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.
  • Напишите монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.
  • Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислите 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь вашей квартиры распахнута.
  • Напишите инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.

19.12.2012 00:38

"Правильные" ответы
1. Про лампочки
Ответ: Возможно определить за одно открытие двери. Для этого необходимо выйти из комнаты и одновременно включить 2 выключателя, через некоторое время выключить один, а еще через какое-то время – второй. Затем зайти в комнату и пощупать поочередно все 3 лампочки: та, которую не включали, останется холодной; та, которую выключили первой, будет теплой; третья лампочка будет самой горячей, то есть она принадлежит последнему выключателю.

2. Про пилюли
Ответ: Разделить каждую таблетку пополам: одну половину положить в кучку для первого приема, а другую – для второго. Получим две кучки по 4 половины, и в каждой будет по 2 разного вида.

3. Про мертвого мужчину
Ответ: Мужчина летел в самолете с тремя попутчиками. Мотор заглох, самолет начал падать. Пассажиры обнаружили, что на четверых есть всего три парашюта и стали тянуть спички. Один из них вытянул короткую и вынужден был прыгать без парашюта.

4. Про люки
Ответ:
Вариант 1. Крышка квадратной формы может упасть в люк: например, проскочить углом, так как диагональ квадрата больше, чем его стороны. У круга же диаметр одинаков, как его не поворачивай.
Вариант 2 (немного легкомысленный, но тоже имеющий право на существование). Люки круглые, потому что отверстия круглые.

5. Про блендер
Ответ: 1. Использовать измерительные деления, чтобы выбраться. 2. Попробовать вывинтить стекло. 3. Рискнуть подняться на воздушной струе.

6. Про фальшивую монету
Ответ:
Вариант 1. 1-й шаг: берем 6 монет и кладем на весы (по 3 с каждой стороны). Если вес уравнивается, значит, легкая монета в тех двух, которые остались лежать. 2-й шаг: берем 2 монеты, кладем их на весы и находим более легкую.
Вариант 2. 1-й шаг: берем 6 монет и кладем на весы (по 3 с каждой стороны). Если вес не уравнивается, значит, легкая монета находится на весах, а не одна из двух, которые остались лежать. 2-й шаг: берем 3 монеты, которые с легкой стороны весов. Одну откладываем, а две монеты кладем на весы.

7. Про торт
Ответ:
Вариант 1. 2 раза поперек, крест на крест (как обычно режут торт). Получится 4 куска. 1 раз с ребра пополам (то есть поверхность ножа горизонтальна поверхности стола). Получится 8 кусков, т.к. каждый кусок разрежется еще на 2 части.
Вариант 2. Разрезать пополам. Сложить половинки одна на другую и разрезать второй раз. Затем опять сделать «бутерброд» из четвертинок и разрезать его пополам.

8. Про веревки
Ответ:
1. Зажигаем одновременно две веревки, причем одну – с одного конца, а вторую – с обоих.
2. Через полчаса сгорит полностью вторая веревка. В этот момент первой веревке осталось гореть ровно полчаса.
3. Зажигаем с двух концов то, что осталось от первой веревки (с одного конца она уже горит) – вот тут и начинается отсчет 15 минут.
4. Ровно через 15 минут ничего не останется и от первой веревки.

9. Про цепочку
Ответ: Необходимо распилить третье звено. Первый день он расплатится распиленным колечком, на следующий – отдаст два звена вместе, а сдачей будет отданное вчера распиленное колечко. В третий день заплатит куском из трех звеньев, а сдачей будет заплаченные им вчера два звена и т.д.

10. Про настройщиков рояля
Один из вариантов решения: сначала определить, сколько роялей в городе. Для этого надо посчитать количество школ и примерное число учеников в них (с поправкой на то, что не у каждого ученика есть дома рояль). Затем прикинуть период активного использования рояля, а также сколько примерно требуется настроек за период. Далее подумать, сколько минимально заказов нужно выполнять мастеру, чтобы можно было на этом зарабатывать или как минимум выживать. Соотнести все значения и определить количество настройщиков рояля в городе.

Логические задачи - пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления как у детей, так и у взрослых.

Решение задачи на логику предполагает сложный мыслительный процесс. Это последовательное совершение определённых логических действий, работа с понятиями, использование различных логических конструкций, построение цепочки точных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.

В отличие от большинства математических и других видов задач, при решении логических задач ключевым является не нахождение количественных характеристик объекта, а определение и анализ отношений между всеми объектами задачи.

Используйте комплексный подход

Среди всего многообразия логических задач часто дети выбирают себе пару любимых категорий и погружаются в их решение. Достаточно ли этого?

Наверняка большинство из нас хотя бы раз проходили тесты на уровень логики. Большинство их составлено из одних силлогизмов или вопросов с подвохом. Мы не предлагаем подобные тесты, потому что точно знаем, что определить уровень развития логического мышления с помощью десятка или двух вопросов, даже приблизительно, невозможно. Так же, как и развить нестандартное мышление, решая только отдельные типы логических задач.

Классические логические, комбинаторные и истинностные задачи, закономерности и математические ребусы, задачи про фигуры в пространстве и развертки, на перестановки и движение, на взвешивание и переливание; решаемые с конца, с помощью таблиц, отрезков, графов или кругов Эйлера – это далеко не все разнообразие логических задач, при решении которых активизируются всевозможные мыслительные операции и развивается творческое, нестандартное мышление.

Логика - это вкусняшка для ума

Именно так написали на доске ученики перед началом одного из занятий нашего кружка по логике. В чём же прелесть логических задач?

  • они будут одинаково интересны и увлечённым математикой детям, и «гуманитариям»;
  • многие из них не требуют знаний школьной программы;
  • их может решать даже дошкольник без навыков чтения (например, судоку, ребусы, головоломки со спичками, «шестерёнки» и другие задачи в картинках).

Дети любят решать логические задачи и загадки. Им это интересно! Когда я работала в школе, я видела, что ребята справляются с программой, механически запоминая способ решения тех или иных типовых задач.

А задачи со звёздочками сразу оживляли класс, в процесс обсуждения включались и сильные, и слабые ученики. Дома эту задачу дети уже могли и хотели сами объяснить родителям. Но даже эти задачи со звёздочками были расположены на страницах учебника случайным образом, не было выработано никакой системы.

Битно Галина Михайловна

завуч LogicLike, учитель высшей категории

Только системный и комплексный подход создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления. «Пища для ума» тоже должна быть сбалансированной и разнообразной. Попробуйте сами и предложите вашим детям решить именно такую подборку задач. Это поможет выявить те звенья в логике, над которыми стоит поработать усерднее.

Попробуйте сами

В онлайн-платформе Logiclike , созданной для развития логики и математических способностей у детей 5-12 лет, авторы постарались реализовать всё то, чего зачастую так не хватает и ученикам, и учителям в школьных программах. Системность, вовлечение, интерактивность, наглядность, мотивация… Но первым делом это - пища для ума, та самая «вкусняшка», которая заставляет ребенка думать, рассуждать, проверять свои силы, проявлять творческий подход и радоваться, когда удаётся найти правильное решение.

  • Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
  • Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
  • Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
  • Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
  • Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
  • Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.

Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!

Введите e-mail адрес:

В статье предлагаются десять задач, думая над решением которых, дети и подростки будут задействовать нестандартное мышление, т. е. стремиться к поиску новых подходов и необычных решений предложенных им ситуаций.

Задачи:

1. Человек живет на верхнем этаже очень высокого здания. Каждый день он спускается на лифте вниз на первый этаж, выходит из здания и идет на работу. Возвращаясь с работы, человек поднимается на лифте только до половины здания, а остальной путь проходит пешком. Хотя, когда идет дождь, человек поднимается на лифте на свой этаж. Почему он так поступает?

2. Человек и его сын попадают в автомобильную аварию. Отец умирает на месте, а ребенка доставляют в больницу. Когда его кладут на операционный стол, хирург говорит: «Я не могу оперировать этого мальчика, он мой сын!». Как такое может быть?

3. Человек одет во все черное: в черные туфли, носки, брюки, пальто, перчатки и лыжную маску. Он идет по глухой улице, на которой выключены все фонари. Черный автомобиль едет ему на встречу с выключенными фарами, но каким-то образом вовремя останавливается. Как водитель разглядел человека?

4. Однажды Полина праздновала свой день рождения. Через два дня ее старший брат-близнец, Иван, отмечал свой день рождения. Как такое могло произойти?

5. Почему круглые крышки канализационных люков лучше, чем квадратные?

6. Человек пошел на вечеринку и выпил пунш (коктейль, который подается в больших чашах). Затем он сразу покинул вечеринку. Все остальные участники вечеринки, которые пили пунш, впоследствии умерли от отравления. Почему не умер этот человек?

7. У женщины было двое сыновей, которые родились в один и тот же час, в один и тот же день одного года. Но они не были двойняшками. Как это могло быть?

8. Есть два пластиковых кувшина (фляги), наполненных водой. Как переместить воду в бочку без кувшинов или любых разделительных перегородок и определить, какая вода из какого кувшина?

9. Можете ли вы назвать три дня подряд, не используя слова «понедельник», «вторник», «среда», «четверг», «пятница», «суббота» и «воскресенье»? (И названия дней на любом языке).

10. Это необычный текст. Интересно, быстро ли вы можете выяснить, что в нем необычного. Он выглядит обычно, и можно решить, что с ним все в порядке. Но с текстом действительно все в порядке! Просто он необычный. Изучите его и выясните, что в нем может быть чудного. Если вы помыслите хорошо, то сможете прийти к ответу.

Ответы:

1. Этот человек очень, очень маленького роста и достает только до половины кнопок лифта. Но когда идет дождь, человек берет с собой зонтик и с его помощью нажимает в лифте кнопку своего этажа.

2. Хирургом была его мать.

3. Дело происходит днем.

4. Во время родов мама близнецов плыла на корабле. Старший близнец Иван родился первым в начале дня 1 марта. Затем корабль пересек часовой пояс, и Полина, младший близнец, родилась 28-го февраля. Таким образом, младший близнец празднует свой день рождения за два дня до своего старшего брата.

5. Квадратная крышка люка может перевернуться по диагонали. Круглая крышка не может перевернуться. Таким образом, для безопасности и практичности все крышки люков должны быть круглыми.

6. Яд попал в пунш из кубиков льда, которые плавали в нем. Когда человек пил пунш, лед был полностью замороженным. Постепенно он растаял, отравив пунш.

7. Они были двумя из тройни (или четверни и т. д.) Над этой головоломкой ломают головы многие люди. Они пытаются придумывать диковинные решения, используя младенцев из пробирки или суррогатных матерей. Почему мозг ищет сложные решения, когда существует гораздо более простое?..