Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII – начала XX века

Часто ли мы задумываемся о том, что думают о нас окружающие? Друзья, подруги – да, нас интересует их мнение, мы к нему прислушиваемся. А что думают о нас те, с кем мы проводим в детстве так много времени, одушевляем, «очеловечиваем» их – наши игрушки?

«Записки куклы» русской писательницы XIX века Варвары Андреевской написаны от лица такой игрушки – куклы Милочки, у которой судьба складывается так же, как у людей – то несчастно, то счастливо.

Героиня повести попадает в руки к самым разным хозяйкам – богатым и бедным, хорошим и не очень, а мы можем не только следить за приключениями Милочки, но и узнать много интересного о жизни и быте девочек того времени. А ещё, переживая за куклу, будем учиться сопереживать людям.

Представляем фрагмент для ознакомления.

Глава 2. Лотерея

…в одно прекрасное утро сидели мы с Натой в столовой. Веры Ивановны дома не было.

Вдруг в прихожей раздался звонок, горничная пошла открывать дверь. Ната взяла меня на руки и бросилась вслед за ней, думая, что это вернулась её мама, а может быть, и просто из любопытства: она любила выскакивать на каждый звонок, несмотря на то, что за это ей порой доставалось.

Горничная отворила дверь и, увидев совершенно незнакомую бедно одетую женщину, спросила, что ей надобно.

Женщина была ещё не стара, но чрезвычайно бледна; она держала на руках ребёнка, закутанного в старое ватное одеяльце. Рядом с ней стояли двое старших детей ― мальчик и девочка, оба плохо одетые и с такими печальными лицами, что, глядя на них, я готова была расплакаться, ― если только куклы могли бы плакать.

― Вера Ивановна дома? ― спросила слабым голосом женщина.

― Нет, ― ответила горничная.

― А скоро вернётся?

― Не знаю… А на что она вам? Скажите, я передам.

― Я жена столяра Ивана, который постоянно на них работает. Может быть, знаете?

― Как его не знать! Он сюда часто приходил, а теперь вот что-то давно не показывается.

― В больнице лежит. А вчера прислал сказать, что ему стало хуже. Просит, чтобы я к нему пришла и детей привела ― повидать хочет, проститься… Думает, что не выживет… Вот я и решилась зайти к Вере Ивановне, попросить, не поможет ли чем. Деткам, главным образом. Их покормить надо, сама-то кое-как перебьюсь… ― проговорила бедная женщина и закашлялась.

― Да и вы не крепки, ― с состраданием покачала головой горничная.

На глаза бедной женщины навернулись слёзы:

― И правда, сама еле хожу… Так вы передадите мою просьбу Вере Ивановне?

― Непременно, ― заверила её горничная. ― Наша барыня очень добрая, она не откажет.

Пока Надя ― так звали горничную ― разговаривала с бедной женщиной, я всё смотрела на несчастных детей. Сравнивая свой капотик с теми лохмотьями, которые были на них, я благодарила судьбу за то, что она закинула меня к такой доброй девочке, как Ната, которая постоянно обо мне заботилась и никогда не забрасывала, как часто делают другие дети со своими куклами. Если бы было можно, я сейчас же открыла бы свой комодик, достала оттуда бельё и платья и поделилась ими с несчастными малютками. Но ведь я кукла, и не могу сама ни двигаться, ни шевелиться, а делаю только то, что меня заставят…

Ната, должно быть, тоже что-то в эту минуту обдумывала, потому что её весёлое, улыбающееся личико вдруг стало серьёзным.

Положив меня на диван, она в ожидании мамы подошла к окну. Вера Ивановна очень скоро вернулась.

― Мамочка, милая, дорогая, ― кинулась к ней Ната, ― что я тебе скажу! ― и начала рассказывать о бедной женщине. ― Я очень хочу помочь ей! Мне так жаль и её, и её детей… Если бы ты видела, какие они бледненькие!

Вера Ивановна ласково взглянула на неё, притянула к себе и крепко поцеловала: ей приятно было видеть, что у Наты такое доброе и отзывчивое сердечко.

Я стала с любопытством прислушиваться к их разговору.

― Если бы я была большая и у меня были бы деньги, я бы их отдала им, ― говорила Ната, обнимая Веру Ивановну. ― Но зато, мама, у меня есть игрушки… Как ты думаешь, если их продать, денег будет много?

― Нет, Наточка, продать игрушки трудно. Их никто не купит, или дадут слишком мало. Лучше устроим лотерею, это будет и легче, и гораздо выгоднее.

Слово «лотерея» было мне немножко знакомо. Лёжа в коробке в магазине, я однажды слышала разговор двух приказчиков: они собирались разыгрывать в лотерею какие-то вещи.

«Неужели Ната поместит и меня в число выигрышей?» ― с ужасом подумала я и взглянула на мою маленькую хозяйку. Но она даже и головы не повернула и продолжала толковать с Верой Ивановной, как всё это устроить.

― Мы напишем билеты с номерами и назначим небольшую цену, ну, хотя бы по двадцать копеек, ― советовала Вера Ивановна. ― Значит, кое-что наберётся. Да мы с папой рублей по десять прибавим.

― Значит, когда она сегодня вечером придёт за ответом, Надя может обещать ей это?

― Может. Если ты до тех пор не передумаешь относительно лотереи.

― О нет, мама, не передумаю!

Вера Ивановна улыбнулась, встала с места и пошла в другую комнату, а Ната, заложив ручки за спину, молча стала ходить взад и вперёд по комнате, причём личико её приняло такое серьёзное выражение, какого я у неё ещё никогда не видела.

Кругом было тихо, только лёгкие шаги девочки раздавались по паркету. Однако вскоре тишина была нарушена, в комнату вошла кузина Наты ― Леночка Жданова, с которой моя хозяйка всегда дружила.

Ната поздоровалась с ней и тотчас принялась рассказывать о предполагаемой лотерее.

Девочки долго говорили, не смолкая. Я их слушала с большим удовольствием, пока они не заговорили обо мне… Милочку тоже поместим в числе выигрышей, ― настаивала Леночка, ― иначе никто не возьмёт ни одного билета. Я первая не то что двадцать копеек, но и пятака не дам, если ты не выставишь Милочку!

«Как! ― подумала я, задрожав всем телом. ― Меня тоже будут разыгрывать? Значит, я не останусь больше жить с Натой, а попаду к другой, незнакомой девочке, может быть, злой, гадкой, которая не захочет беречь меня, не захочет любить и баловать так, как любила и баловала Ната… Это ужасно!»

Я хотела вскочить с места, чтобы подбежать к Леночке и заставить её замолчать, но, увы, оставалась неподвижна. Кукла вынуждена молчать, когда хочется говорить, и улыбаться, когда хочется плакать…

Андреевская, В. Записки куклы / В. Андреевская; худож. И. Колтушина. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 112 с.: ил. – (Заветная полка).

Очень хорошая и интересная, познавательная книга^_^)

Евгения 0

Достоинства: Оригинальный текст издания 1898 года сохранили, а вот иллюстрации, к сожалению, нет. А зря...Иллюстрации из данной книги слишком "топорны". Недостатки: Отношение "голубой крови" к простому сословию изображено слишком идеалистически. В реальности все обстояло несколько иначе. Комментарий: Похождения куклы изложенные от первого лица. Неплохие истории, но не в данном исполнении.

Марго 0, москва

Достоинства: Отличная книга для маленьких девочек, написанная с учетом детской психологии. Учит правильным вещам. Подарил племяннице на Новый Год, девочке 8 лет. Прочитала за два дня. Очень понравилась. Книга в твердом ярком переплете, большие буквы, хорошие картинки. Недостатки: Не заметил. Комментарий: Спасибо команде "Озон" за своевременную доставку перед НГ.

Глухан Владимир0, г. Симферополь

Достоинства: Замечательная книжка для девочек, по вечерам очень хорошо читать в семейном кругу. Познавательная и учить красиво разговаривать, и доброму отношению. Такие книжки очень нужны девочкам в детстве.

дрогалева ольга, 43

Купила книгу дочке, 9 лет. Она прочитала ее "залпом". Безумно интересная книга. Всем советую.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Варвара Андреевская Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу популярной детской писательницы Варвары Андреевской – «Записки куклы». Книга прочитана популярной артисткой, радиоведущей, актрисой дубляжа – Аллой Човжик… - МедиаКнига, (формат: 170x240мм, 304 стр.) аудиокнига можно скачать
    94 аудиокнига
    Варвара Андреевская Повесть русской писательницы Варвары Андреевской написана от лица куклы по имени Милочка. Главная героиня повести попадет в руки к самым разным хозяйкам - богатыми бедным, хорошим и не очень, а… - Энас-книга, (формат: 70x90/16, 112 стр.) Заветная полка 2013
    204 бумажная книга
    Костюхина М. "Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века" Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII … - Новое литературное обозрение, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) 2017
    590 бумажная книга
    Костюхина Марина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем - шитье и… - Новое литературное обозрение, (формат: 60x100/16, 422 стр.) 2017
    888 бумажная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем - шитье и… - Новое литературное обозрение (НЛО), (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) 2017
    388 бумажная книга
    Марина Костюхина электронная книга
    329 электронная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII – начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем – шитье и… - НЛО, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) Библиотека журнала «Теория моды» 2017
    бумажная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание - (формат: 170x240мм, 304 стр.) Библиотека журнала"Теория моды" 2016
    517 бумажная книга
    Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди - (формат: 170x240мм, 304 стр.)
    560 бумажная книга
    Н. Я. Симонович-Ефимова Художница Нина Яковлевна Симонович-Ефимова оставила большое творческое наследие. Это не только живописные полотна, листы акварелей, офортов, автолитографий, альбомы с рисунками, театральные эскизы… - Советский художник, (формат: 60x100/16, 422 стр.) 1982
    240 бумажная книга

    Кукольные истории в лицах и эпохах

    Картинка вместо эпиграфа

    Игры дворянских девочек с различными типами кукол (литография П. Вдовичева, 1830–1840-е)


    Старинная литография изображает детскую комнату в русском дворянском доме. Сделал рисунок и вырезал на камне Петр Вдовичев, гравер и владелец мастерской, существовавшей в Петербурге в 1830–1840-е годы. Вдовичев занимался изготовлением литографических картин и картонажных игр, среди которых были разрезные картины (пазлы). Для их изготовления печатались литографии, наклеивавшиеся на картон и разрезавшиеся на замысловатые фигуры. Возможно, литография с видом детской комнаты и играющих детей была выполнена Вдовичевым для настольной игры.

    Куклы и аксессуары для кукольной игры воспроизведены литографом с точностью и в деталях – именно такие игрушки продавались в игрушечных лавках обеих столиц и привозились русскими дворянами из зарубежных вояжей. У кукол, которые сидят в коляске или лежат в кроватке, восковые головки с нарисованными лицами и тряпичное тело, обшитое лайкой. Части кукольного тела соединены тканью или кожей, что делает их удобными для игры в дочки-матери. Куклы со съемной одеждой подходят для уроков по шитью и рукоделию, обязательных для каждой девочки. Иное предназначение у кукол, закрепленных на подставке: они радуют глаз модным французским платьем или живописным крестьянским нарядом. Такие игрушки украшают домашнюю половину дома подобно картинам, вазам и скульптурам.

    Пространство картинки, изображающей девичью игру с куклами, замкнуто стенами детской. За ее пределами располагается мир взрослых. Замкнутость пространства нарушает вошедшая дама (мать или гувернантка): она пришла, чтобы позвать к себе старшую из девочек (книги в руках у обеих напоминают о взрослых обязанностях). Девочке не хочется отрываться от игры, да и наставница словно медлит в дверях: створка двери на взрослую половину не распахнута, а только приоткрыта.

    Такой предстает игра в куклы на литографии старого петербургского мастера. Так ли было на самом деле? Мемуары и исторические документы свидетельствуют: социальные практики, воспитательные методы и семейные обстоятельства в русских семьях были разными. В 1820–1840-х годах у девочек из семей петербургских аристократов, а именно такая семья изображена на картинке, имелись дорогие куклы и аксессуары для кукольной игры. В семьях провинциального дворянства подобные игрушки были редкостью. Но и там, где они встречались, куклы не часто попадали в детские руки, ведь восковые или фарфоровые головки легко бьются, ручки-ножки быстро ломаются. На литографии, изображающей детскую, воцарился рай – девочки могут вдоволь наслаждаться игрушками и кукольной игрой.

    Выражение «девочка и кукла» стало формулой, закрепившей предметно-символическую связь между игрушкой и ее обладательницей. В этнографических, психологических и социальных науках существует множество трактовок этой связи. При всей разности подходов между ними есть принципиально общее. Связь «девочки и куклы» основана на экзистенциальной, возрастной, социальной «незавершенности» участниц игры: кукла больше, чем предмет, а девочка меньше, чем женщина. В игре осуществляется потенциальная завершенность: кукла как бы оживает, а девочка как бы становится взрослой женщиной. В этом «как бы» – отражение магических представлений о кукле как предмете для ритуальных действий и обрядовых практик. Участницы игры в куклы растворяются в придуманных ролях и воображаемых образах.

    Описание девочки с куклой – устойчивый мотив в культуре. Коннотации данного мотива разведены по разным эмоциональным и семантическим полюсам – от невинного любования до сексуального желания, от сладкой грезы до приземленной реальности, от эстетического наслаждения до потребления. Этот диапазон сужается в текстах для детского чтения: набор мотивов ограничен, а толкования не выходят за пределы общепринятых истин. Ограничения и упрощения образа искупаются богатством житейских и психологических деталей. Статус события в текстах для детей получают бесценные «мелочи жизни», будь то именины куклы или шитье кукольной одежды. Простота историй для детского чтения осложняется взрослой рефлексией над принципами воспитания.

    Судьба куклы-персонажа тесно связана с историей куклы как предмета для детской игры, украшения интерьера и демонстрации моды. Длительный период создания и производства кукол дает для этого обширный материал, в отношении отечественных кукол мало исследованный. Кукла представляет собой уменьшенную копию человека, и все развитие кукольного производства было направлено на то, чтобы сделать эту копию достоверной. Тело, лицо и одежда мануфактурных, а после фабричных кукол несли информацию о материально-предметном и социальном мире. Носителями информации служили многочисленные аксессуары для кукольной игры (мебель, посуда, белье), копировавшие предметы домашнего обихода. Кукла являлась частью предметно-бытового мира, а кукольное хозяйство – его зеркальным повторением. О «зеркальной» функции игрушек писал знаток и собиратель игрушки Н. Бартрам: «Игрушка всегда была „зеркалом жизни“, и старинные игрушки, отражая на себе свое время, быт, их окружавший, – дают возможность подойти с совершенно еще новой, незатронутой стороны, к интимной жизни прошлого, образно характеризуя его и в общем, и в мелочах» .


    Дамы в гостиной занимаются рукоделием и воспитанием детей. Заботы о грудном ребенке доверены кормилице (литография П. Вдовичева, 1830–1840-е)


    Детская в дворянском доме объединяет детей разного пола и возраста (литография П. Вдовичева, 1830–1840-е)


    Первые книжные издания, посвященные куклам, увидели свет в середине XVIII века одновременно с распространением кукол в европейском досуге. Тогда же появились первые выпуски картонажных кукол с наборами сменных нарядов . Куклы предметные и печатные были в равной степени дорогим и малодоступным удовольствием. Поэтому героинями первых кукольных историй стали юные аристократки и дочери крупных негоциантов – настоящие обладательницы кукольного богатства.

    Расширение мануфактурного, а затем фабричного производства во второй половине XIX века привело к распространению кукол в играх детей из разных социальных слоев. В обиходе ребенка женского пола из состоятельной семьи было до двух-трех десятков кукол различного типа и размера. Общепринятой практикой стала традиция дарить девочкам кукол на именины и Рождество, такой подарок считался приличным в буржуазной среде. Из забавы аристократов кукла превратилась в игрушку для детей среднего класса. Но и в этом качестве она продолжала сохранять вид респектабельной игрушки, что льстило ее обладателям. Значительно доступнее стали издания детских книг и бумажных кукол, адресованные детям «образованных» сословий. Соответственно, изменились героини кукольных историй – ими стали девочки из буржуазных семей среднего достатка. Кукла этого времени органично вписалась в домашний мир немецкого бидермайера и французской Второй империи, и именно этот период считается золотым веком куклы. Вторая половина XIX века стала временем распространения кукольного шаблона (в производстве кукол и их изображении в литературе), рассчитанного на вкусы широкой публики.


    Вручение ребенку фарфоровой куклы обставлялось взрослыми с торжественностью (Андреевская В.П. Записки куклы. Рассказ для маленьких девочек. СПб.: Ф.А. Битепаж, 1898)


    Одновременно с демократизацией кукол в конце XIX века продолжалось производство дорогих и очень дорогих игрушек: появились модели кукол, которые могли «говорить» и «ходить», совершать движения частями тела. «Оживление» кукол оказалось возможно благодаря использованию новых технологий и материалов. В создании кукол начали принимать участие модные дизайнеры и профессиональные художники. Некоторые из изделий поражали сходством с живым ребенком, другие впечатляли художественным изяществом. Куколки аристократов XVIII века казались пустячными поделками рядом с игрушками детей финансовых магнатов и крупных фабрикантов начала XX века. Элитарность, всегда отличавшая эту игрушку, стала еще заметнее в эпоху кукол для всех.

    Элитарность куклы остро ощущалась в русском быту, поскольку привезенные из Европы изделия были дороги и малодоступны, а собственного производства фарфоровых кукол в России не было. Название «парижская» или «французская» кукла стало типовым названием дорогой игрушки (оно сохранялось и русскими производителями). О дороговизне «настоящей» куклы свидетельствует факт из воспоминаний Анны Керн, семья которой принадлежала к среднепоместному дворянству. Бабушка предложила внучке выбрать в качестве подарка куклу из французского магазина или деревню (события происходили в 1800-е годы). Выбор девочки был предрешен: вместо «обычной» деревни она выбрала необыкновенную куклу. Три-четыре десятилетия спустя ситуация изменилась: у девочек из состоятельных семей появилось много разнообразных по типу и стоимости кукол. По свидетельству одной из жительниц Петербурга середины XIX века, в детской дворянской девочки находилось около двух десятков кукол. Но игрушек из дорогих магазинов в этом наборе было мало. В ситуации малой доступности презентация куклы в книжных изданиях для детей была особенно значима. Литературные истории о «настоящих» куклах приоткрывали для русского читателя заманчивый мир дорогих игрушек и богатых детей.

    Образ куклы в литературе для детей создавался с непрерывной оглядкой на предметные реалии. Прототипы стояли на полках игрушечных лавок и в витринах модных магазинов, их привозили из заграничных вояжей. Это были куклы мануфактурного, а позднее фабричного производства, разнообразные по материалам и типажам, одетые и неодетые (с предметами для шитья). Вместе с куклами на прилавках магазинов выставлялась кукольная продукция: мебель, посуда, одежда, аксессуары. Вот пример описания кукольного раздела из каталога столичного магазина игрушек последней трети XIX века:

    1. Куклы: неодетые, деревянные, резиновые, фарфоровые, ватные – одетые в костюмы разных профессий и национальностей.

    2. Обстановка кукол: гостиная, спальня, кухня, ванная, прачечная, купальня, дом, ферма, магазин, станция.

    3. Обиход куклы: посуда чайная, столовая, кухонная, принадлежности туалета, кабинета, ванной и т. д.

    Образцы кукол (Каталог изданий и изделий магазина «Детское воспитание»; нач. XX в.)


    Купить все это богатство можно было в магазинах игрушек обеих столиц. Магазинная торговля куклами стала налаживаться в России во второй половине XIX века. В Петербурге «парижскими» куклами торговали в Гостином дворе. Самый крупный гостинодворский магазин принадлежал С.И. Дойникову, предлагая большой выбор кукол разного производства. Кустарными игрушками торговали в лавках Апраксина двора. В последней трети XIX века в Петербурге появилось много магазинчиков, владельцы которых (часто дамы) содержали мастериц, занимавшихся обшиванием заграничных кукол и изготовлением для них приданого. Известно, что куклы с приданым продавались в петербургских лавках В.Р. Жуковской, Е.Ф. Николаевой, Н.А. Вороновой и др. Предлагаемые изделия отличались изяществом и были отмечены дипломами на Выставках игрушек . Дешевых кукол выставляли перед входом в игрушечную лавку, привлекая внимание гуляющих детей. Дорогие куклы демонстрировались в красочно оформленных витринах. По праздникам витрины крупных магазинов представляли собой сцены из кукольной жизни с большим количеством персонажей и аксессуаров. Магазинные куклы продавались в нарядных коробках с отделениями для кукольного приданого или в украшенных бантами и кружевом подарочных корзинах. Указание магазина и адреса, где приобретена кукла, служило верной характеристикой типа игрушки и ее стоимости. Фраза «кукла с Невского проспекта» говорила современникам о многом.

    Выбор игрушечной продукции был намного скромнее в провинции: барышни наравне с дворовыми девочками играли самодельными или кустарными игрушками, купленными на ярмарках. Особой популярностью пользовались куклы-талии, одетые на манер модниц в платье и шляпки . Фигурка такой куклы выточена из дерева, а лицо выполнено из мастики. Куколки под названием скелетки, представлявшие собой деревянные фигурки, закрепленные на дощечке, продавались без одежды – девочки сами придумывали им разнообразные наряды. Большое количество кустарных кукол продавалось на базарах во время Вербной недели, куда приходили за игрушками дети разных сословий.

    В дворянских усадьбах предметы для кукольной игры изготавливали домашние мастера, и некоторые из этих изделий можно назвать настоящими произведениями искусства (кукольная мебель, кухни, наряды и т. д.). Но в литературе упоминаний об этих замечательных предметах нет. Издатели предпочитали описывать кукольную продукцию столичных магазинов – продававшиеся там модные куклы соответствовали литературным типажам и сами служили образцами для них.

    С модных кукол срисовывались фасоны нарядов, модными моделями определялись стандарты кукольной красоты, формы игрушечного тела и стиль прически. Натурализм в описаниях игрушки авторы детской литературы объясняли стремлением быть «правдивыми». Часто такое объяснение служило оправданием литературной неумелости, но причина появления «натуралистических описаний» не только в этом. Авторам и издателям приходилось учитывать интерес детей к куклам, их пристальное внимание к мелочам и деталям в образе игрушки. Книга использовалась как приложение к игрушке и детской игре. Этому же способствовали производители игрушек: они выпускали брошюры с рассказами про кукол своей торговой марки . Печатались также книжечки для «чтения» куклам, журналы для кукол, кукольные альманахи и т. д.


    У каждой девочки в детстве была любимая кукла. Кукла, которую помнишь даже став взрослой девочкой. У вас есть такая кукла? Сохранилась она? Или живет только в ваших воспоминаниях?

    Ах, куклы! Для девочек они словно живые. Настоящие подружки! Если бы кукла умела говорить, она могла бы многое нам рассказать. То, что порой скрыто от наших глаз. Ведь в игре девочки проигрывают свои эмоции и чувства, отношения в семье, боль и радость.

    Главный герой книги кукла Милочка. От её лица ведется повествование. С её слов мы узнаем о характерах хозяек, о чувствах куклы и её сложной судьбе.

    Начинается история с магазина. С тесной и темной коробки. Куклу купили в подарок девочке Нате. Сначала Ната очень расстроилась, и даже плакала: кукла была не одета. Но прекрасна. Мама убедила девочку, что они вместе много красивой одежды. Так и случилось. Кукла получила имя Милочка и прекрасные наряды, сшитые мамой и дочкой.

    Ната заботилась о Милочке. Рассказывала ей сказки, целовала в обе щечки, наряжала. Брала с собой в гости и учила писать. Милочка была счастлива! Все было прекрасно, до тех пор, пока в дом к Нате не постучалась бедная женщина, жена плотника.

    Она пришла к Вере Андреевне, к маме Наташы за помощью. Она нуждалась в деньгах, так как её муж попал в больницу. И Ната, с её отзывчивым и добрым сердечком тоже захотела помочь. Но как? У неё нет денег, только игрушки… И Ната решила устроить лотерею. Подружки убедили Нату поместить Милочку в число выигрышей, иначе никто участвовать не будет. Нате было грустно расставаться с любимицей, но и помочь хотелось. И она решилась. Ната очень надеялась, что Милочку выиграет кто-то из её близких, и кукла останется с ней. Но этого не случилось. И Милочка переехала жить к Мане.

    Что чувствовала Милочка? Страх, горечь и гордость Нату. Как ей будет житься у новой хозяйки? Будет Маня также её любить?

    Так начались приключения куклы Милочки. Маня не станет последней хозяйкой куклы. Мила побывает у Параши, у Сони, у Луизы, снова вернется к Соне, потом поживет у Ниночки, окажется на волоске от смерти, но все закончится хорошо!

    У каждой девочки – разный характер, и разное социальное положение. Вместе с Милой мы

    учимся отличать добро от зла. Понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

    В книге «Записки куклы» затронуто так много насущных проблем!

    Это и любовь к людям, сострадание, человечность.

    Это бедность-богатство.

    Жестокость! Да, не все хозяйки Милочки оказались нежными и добрыми, как Ната.

    Воровство, мучения совести и раскаяние в содеянном.

    Милосердие и сострадание, на примере Наташи.

    Шантаж! Мы можем поговорить с ребенком об этом после прочтения книги, и научить его распознавать такие вещи и не поддаваться им.

    Зависть. Отношение к людям и к вещам тоже.