Арктические станции. Станции в антарктиде

как живут полярники на станции “Беллинсгаузен”

Антарктида - самый холодный и непригодный для жизни континент на нашей планете, постоянно там проживают лишь пингвины и тюлени. На континенте запрещена добыча полезных ископаемых, заморожены все территориальные притязания, а ученые ведут важнейшие климатические и космические исследования. О том, как живут полярники с российской станции “Беллинсгаузен” читайте в репортаже корреспондента ТАСС Марии Дорохиной, которая посетила берега Антарктиды в составе экспедиции предпринимателей из “Клуба лидеров”.

Остров Кинг-Джордж охраняет вход в Антарктиду и первым встречает нас после двухдневного прохождения на судне ледового класса через пролив Дрейка. Этот пролив отделяет Огненную землю от Антарктиды и считается одним из самых опасных в мире из-за сильных штормов. Качка прекратилась, морская болезнь отступила, впереди - долгожданная высадка на землю. Причем встречи с нетерпением ждали не только участники экспедиции, но и полярники, поскольку наше судно прибыло первым в эти края после длинной антарктической зимы.

Российские полярники живут на острове не одни, а в окружении соседей с других станций - Китай, Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Перу, Южная Корея и Польша. Причем разные языки, политика и предрассудки не влияют на отношения: здесь все стараются дружить и помогать друг другу, иначе на краю света не выживешь.

“Когда мы ходим в гости, то говорим: я поехал в Китай, я пошел в Уругвай, сейчас сгоняю в Корею. Помогаем друг другу в бытовых вопросах, чинить поломки или с едой, если кому-то внезапно завезли свежих фруктов, - говорит начальник станции “Беллинсгаузен” Сергей Никитин. - Но, конечно, мы здесь не просто дружим, а представляем свою страну”.

Дом в миниатюре

С борта судна российская станция показалась большой - скопление убегающих вверх от воды домов-вагончиков, похожих на строительные бытовки, ангары, цистерны с топливом, антенны. Однако на берегу выяснилось, что на долю “Беллинсгаузена” приходится лишь треть из всего увиденного. Остальное - это чилийская станция “Фрей”, которая вплотную прилегает к нашей и похожа на село с населением около 100 человек.

Чилийцы живут на станции семьями, поэтому здесь есть детский сад и школа, большой спортивный зал, почта. Также на станции работает взлетно-посадочная полоса длиной 1300 метров. Она обслуживает все станции на острове, а также служит перевалочной базой для туристов, которые предпочитают добираться до Антарктиды по воздуху, а не морем.

Наша станция на этом фоне выглядит скромнее, но все необходимое для жизни имеется - столовая, больница (на консультацию к нашему врачу приходят даже полярники с иностранных станций), библиотека, баня, помещения для общих чаепитий, церковь. На станции также есть интернет, но его едва хватает для просмотра почты - сериал или фильм не скачаешь. Поэтому наши полярники покупают чилийские сим-карты с мобильным интернетом.

Живут на станции одни мужчины, а так и не скажешь - в домиках очень чисто и уютно. Внутри жилые помещения напомнили мне бабушкину дачу: обшитые вагонкой стены, немного потрепанные кресла словно из 80-х, обилие фотографий и книг, на столе - пряники и конфеты, чай. Удивительно, как можно улететь на край света, преодолеть 15 тыс. километров и оказаться дома, в России.

“Антарктида - это зеркало, все, что у нас дома, то и здесь, - соглашается со мной начальник станции Сергей Никитин. - Понимаете, здесь нотка патриотическая, она выше, чем дома”.

В этом году зимовать на станции осталось 14 человек - ученые, механики, врач, радист, повар, системный администратор и двое священников, которые выполняют бытовые работы наравне со всеми. В ноябре, когда в Антарктике началось лето, на станцию приехали двое немецких орнитологов - наблюдать за пингвинами на соседнем острове. Всего зимовочный состав пяти российских станций в Антарктиде в этом году составил порядка 90 человек.

Некоторые в шутку называют остров Кинг-Джордж курортом для полярников. Мол, и морозов 80-градусных здесь не бывает, и до соседних дружественных станций рукой подать. А еще летом на побережье частично сходит снег, обнажая робкую зелень - мхи и лишайники. Но когда говоришь об этом полярникам, они хмурятся.

“Какой такой курорт? Я понимаю на “Прогрессе” (материковая антарктическая станция РФ - прим. ТАСС) в это время светит сумасшедшее солнце, ходишь в очках, загораешь. А у нас такой туманище, сырость”, - говорит механик Герман.

Действительно, если основная часть Антарктиды - это ледяная пустыня с сухим воздухом и редкими осадками, то здесь все наоборот. Из-за большой влажности и ветра местные минус 20 зимой ощущаются как все 40, часто идет снег и небо серое.

Но главная беда - это сильная коррозия из-за соли и сырости. Здесь очень быстро приходит в негодность все металлическое - лестницы, сваи домов, ангары, емкости для хранения топлива, техника. А замена или материалы для лечения проржавевших предметов приходят не так оперативно, как хотелось бы. Да и в целом техническое оснащение станции отстает от конкурентов.

“У соседей даже в бытовом плане все более технологичное. Вон, пошли пацаны в гостях у корейцев в уборную и не знали, на какие кнопки нажимать - их там 40!”, - смеется один из полярников, а глаза при этом грустные.

Россия в последнее время оптимизирует объем научных исследований в Антарктиде, сетуют ученые. Выделяемого финансирования по сути хватает лишь на поддержание станций в рабочем состоянии. А ведь на станциях проводятся важные исследования, возможные лишь в уникальных условиях Антарктиды. Например, на “Беллинсгаузене” круглый год ведутся метеорологические, геофизические и океанографические наблюдения, изучаются аспекты возможного глобального потепления. Кроме того, станция осуществляет прием спутниковой информации для Роскосмоса.

Подарки с Большой земли

Прибытие большого судна к берегам Антарктиды - это всегда огромное событие для полярников, которые истосковались по новым лицам. Но главное - это возможность пополнить запасы продовольствия, которое завозится на станцию раз в год.

“Первое, что мы попросили - это свежие овощи. Не потому, что мы бедные какие-то. У меня овощи восьмой месяц лежат на складе. Попробуйте из такой капусты сварить суп, например”, - разводит руками начальник станции Никитин.

Предприниматели из “Клуба лидеров” приехали в Антарктиду с проектами по улучшению условий на станции. Среди основных - создание российского вездехода на гусеничном ходу на замену западным машинам, прибор для восполнение дефицита солнечного света в условиях полярной ночи, генераторы альтернативной энергии.

От некоторых идей после осмотра станции пришлось отказаться. Так, один из предпринимателей предлагал собрать частные средства и приобрести полярникам самолет для доставки грузов. Однако выяснилось, что самолет на станции не нужен, поскольку нет ресурсов для его обслуживания, а вот мелкая техника - квадроциклы и вездеходы - очень нужна.

В целом полярники неохотно говорят о своих проблемах. Но в личных беседах, а не на общих встречах, они признаются, что в первую очередь на станции необходимо менять ангары. “Они стоят с советских времен, уже прогнили”, - сказал один из сотрудников станции. Также “Беллинсгаузену” нужны новые морозильные камеры - в старых не поддерживается необходимая температура, в результате замороженные продукты оттаивают, портятся и их приходится выбрасывать. Например, однажды пришлось выкинуть 30 кг печенки.

По итогам бесед с полярниками предприниматели пообещали помочь им с решением озвученных бытовых проблем.

Китайская стена

На следующий день начальник “Беллинсгаузена” предложил журналистам съездить на китайскую станцию “Чанчэн” (“Великая стена”). Она находится всего в 2,5 километрах от нашей станции, однако путь туда через снежные завалы занимает более 20 минут. Взяв с собой в качестве сувенира бутылку водки, мы загрузились в машину на гусеничном ходу - ратрак.

Дорог на острове нет: полярники при помощи снегоуборочной техники прокладывают сквозь сугробы колею. Машину в пути сильно трясет и периодически она опасно наклоняется вбок. Видимость плохая: кругом туман, идет мокрый снег, завывает сильный ветер. Несколько раз нам встречались равнины, на которых дремали сотни тюленей, некоторые лежали прямо на дороге и не хотели пропускать машину.

Ближе к “Великой стене” начинают появляться валуны с красными китайскими иероглифами. А на въезде на территорию станции стоит здание в виде огромного футбольного мяча. Говорят, в нем находятся приборы связи. На станции нас встречает поклонами китайский доктор по прозвищу Рич (богатый).

“Мы дали ему такую кличку, потому что у него есть элитная недвижимость в Шанхае”, - сквозь смех поясняет начальник “Беллинсгаузена” Сергей Никитин. По его словам, в Китае полярники очень уважаемые люди, и зимовка на станции является хорошим трамплином для карьеры. Поэтому на одно место в полярной экспедиции одновременно могут претендовать до 18 человек.

Из развлечений на станции есть большой баскетбольный зал, караоке, музей, комната отдыха и безлимитный доступ к закускам - орешки, конфеты, соевое молоко, чай. Внутри помещения декорированы красными китайскими фонариками, масками, иероглифами. Снаружи станция мало чем отличается от соседних, разве что у домиков вид не такой уставший, как на “Беллинсгаузене”.

Экскурсию нам проводит начальник китайской станции, и Сергей все время просит меня побольше фотографировать, поскольку таким образом гость демонстрирует уважение к хозяевам. Если ничего не фотографировать, значит, тебе не интересно, поясняет он. После экскурсии полярники начинают вспоминать свои семьи, считать, сколько месяцев осталось до окончания зимовки. Сергей показал доктору Ричу фотографию, на которой изображены его дети и внуки.

“И после этого ты называешь меня богатым? Это ты Рич, потому что у тебя есть большая семья!”, - говорит китаец и улыбается.

Когда мы покидали “Великую стену”, Сергей попросил меня обратить внимание, выйдет ли начальник китайской станции провожать нас на порог. По его словам, это проявление глубочайшего уважения к гостям. Сев в машину, я оглянулась: и начальник станции, и доктор Рич стояли на пороге и кланялись нам вслед.

Легендарная российская полярная станция «Восток» в Антарктиде была создана в 1957 году. Она находится в центре континента, среди льдов и снегов. Как и 59 лет назад, она и сегодня является неким символом полюса недоступности.

Расстояние от станции до Южного полюса меньше, чем до морского побережья, а население станции не превышает 25 человек. Низкие температуры, высота более трех километров над уровнем моря, полная оторванность от мира в зимнее время превращают ее в одно из самых неудобных для пребывания человека мест на Земле. Несмотря на сложнейшие условия, жизнь на «Востоке» не останавливается даже при -80 °С. Ученые занимаются исследованием уникального подлёдного озера, которое находится на глубине более четырех километров.

Расположение

Научная станция «Восток» (Антарктида) расположена в 1253 км от Южного полюса и в 1260 км от побережья моря. Ледниковый покров здесь достигает толщины 3700 м. Зимой до станции добраться невозможно, поэтому полярникам приходится рассчитывать только на собственные силы. Летом самолетами сюда доставляются грузы. Для этой же цели используется и санно-гусеничный поезд от станции «Прогресс». Раньше такие поезда приходили и со станции «Мирный», но сегодня, в связи с увеличением торосов на пути следования поезда, это стало невозможным.

Станция полярная «Восток» расположена рядом с Южным геомагнитным полюсом нашей планеты. Это позволяет заниматься исследованиями изменений магнитного поля Земли. В летнее время на станции находятся около сорока человек — инженеров и учёных.

Станция «Восток»: история, климат

Эта уникальный научный центр был построен в 1957 году, для исследований и наблюдений экосистемы Антарктиды. С момента основания российская станция «Восток» в Антарктиде никогда не прекращала работу, ее деятельность продолжается и сегодня. Ученых очень интересует реликтовое подледное озеро. В середине девяностых годов на станции было проведено уникальное бурение ледниковых отложений. Сначала были использованы термобуровые снаряды, а затем электромеханические, на грузонесущем кабеле.

Буровые группы ААНИИ и Ленинградского горного института совместными усилиями обнаружили уникальное подземное озеро «Восток». Оно скрыто ледяным щитом толщиной более четырех тысяч метров. Его размеры, предположительно 250x50 километров. Глубина более 1200 метров. Его площадь превышает 15,5 тысячи квадратных километров.

Сейчас разрабатываются новые проекты для обследования этого глубинного озера. «Восток» - станция в Антарктиде, принимавшая участие в целевой федеральной программе «Мировой океан». Кроме того, ученые исследуют жизнедеятельность человека в таких экстремальных условиях.

Климат

Суровыми условиями славится станция полярная «Восток». Климат этого места можно охарактеризовать коротко - холоднее места на Земле нет. Здесь зафиксирован абсолютный минимум температур - 89 °C. Средние показатели температур в течение года колеблются от -31 °C и - 68 °C, до абсолютного максимума, который зафиксирован в далёком 1957 году - -13 °C. 120 дней продолжается Полярная ночь - с конца апреля до конца августа.

Самые теплые месяцы на станции - декабрь и январь. В это время температура воздуха -35,1 °C -35,5 °C. Такая температура сравнима с холодной сибирской зимой. Самый холодный месяц - август. Температура воздуха, опускается до -75,3 °C, а порой и ниже -88,3 °C. Самый холодный максимум (суточный) -52 °C, за всё время наблюдений в мае температура не поднимается выше -41.6 °C. Но низкие температуры — это не главная климатическая проблема и сложность для полярников.

Станция «Восток» (Антарктида) расположена в районе с практически нулевой влажности воздуха. Здесь ощущается нехватка кислорода. Станция находится на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря. В таких сложных условиях акклиматизация человека продолжается от недели до двух месяцев. Этот процесс обычно сопровождается мерцанием в глазах, головокружением, носовыми кровотечениями, болью в ушах, чувством удушья, повышением артериального давления, нарушением сна, потерей аппетита, тошнотой, сильной болью в мышцах и сустава, потерей веса до пяти килограммов.

Научная деятельность

«Восток» - это станция в Антарктиде, специалисты которой более полувека ведут здесь исследования минерального и углеводородного сырья, запасов питьевой воды, проводят актинометрические, аэро-метеорологические, гляциологические и геофизические наблюдения. Кроме того, они проводят медицинские исследования, изучают изменения климата, проводят исследования «озоновой дыры» и т. д.

Жизнь на станции

«Восток» - станция в Антарктиде, где живут и работают особые люди. Они бесконечно преданы своему делу, их интересуют исследования этого загадочного континента. Эта одержимость, в лучшем смысле этого слова, позволяет им переносить все тяготы жизни, длительную разлуку с близкими. Жизни полярников могут позавидовать лишь только самые отчаянные экстремалы.

Станция «Восток» (Антарктида) имеет много особенностей. К примеру, в обычной жизни нас окружают какие-то насекомые - бабочки, комары, мошки. На станции нет ничего. Нет даже микроорганизмов. Вода здесь - из растопленного снега. Она не содержит ни минералов, ни солей, поэтому первое время работники станции испытывают постоянную жажду.

Мы уже упоминали, что исследователи давно бурят скважину к загадочному озеру Восток. В 2011 году на глубине 3540 метров был обнаружен новый лед, который намерз снизу. Это замерзшая вода озера. Полярники утверждают, что она чистая и очень приятная на вкус, ее можно кипятить и заваривать чай.

Здание, где живут полярники, заметено двухметровым слоем снега. Внутри дневного света нет. Наружу ведут два выхода — основной и запасной. Основной выход — это дверь, за которой прорыт в снегу пятидесятиметровый тоннель. Запасный выход гораздо короче. Он представляет собой крутую лестницу, ведущую на крышу станции.

В жилом здании имеется кают-компания, на стене висит телевизор (правда, эфирного телевидения на станции нет), установлен бильярдный стол. Когда в этом помещении температура падает до минусовой, туда все стараются не заходить. Но однажды, полярники на складе обнаружили неисправную игровую приставку. Ее отремонтировали, подключили к телевизору, и кают-компания ожила - теперь здесь собираются полярники. В теплых куртках и брюках, в валенках и шапках, они приходят, чтобы поиграть в кулачные бои и гонки.

Полярники отмечают, что в последние годы станция «Восток» (Антарктида) в бытовом отношении преобразилась. Теплый жилой модуль, помещения для столовая, дизельный блок и другие необходимые для жизнедеятельности станции строения сделали жизнь здесь вполне приемлемой.

Пожар на станции «Восток» в Антарктиде

Двенадцатого апреля 1982 года «Восток» не вышел на связь с Большой землей. Никто не мог предположить, что произошло. В сутки, по графику, станция выходила на связь девять раз. Когда связи не было и во второй условленный час, стало понятно: случилось что-то экстраординарное. Отсутствие связи - в любом случае происшествие чрезвычайное. Размеры беды на станции тогда никто не мог предвидеть.

Станция «Восток» (Антарктида) имела отдельное помещение, где располагалась дизель-электрическая станция. Там и начался пожар в ночь на 12 марта. Это было самое начало зимовки. К электростанции был пристроен небольшой домик, в котором жили механики. Их разбудил в четыре утра едкий запах дыма.

Выйдя на улицу, они обнаружили, что огонь полыхал на крыше. Через пару минут уже все зимовщики, наспех одевшись, выбежали на мороз. Прожектор, который освещал территорию, погас. Свет был только от пожара.

Борьба с огнем

Огонь стали забрасывать снегом, потом попытались его накрыть брезентом, чтобы предотвратить доступ кислорода. Но брезент воспламенился мгновенно. Людям, которые забрались на крышу, вскоре пришлось спрыгнуть вниз. Кровля полностью сгорела за тридцать минут.

В пятнадцати метрах от станции стояли цистерны с соляркой. Оттащить их было невозможно — они слишком тяжелые. К счастью, ветер дул в противоположную сторону. Спасло еще и то, что солярка была слишком холодной, на морозе она стала вязкой. Ей надо было сильно нагреться, чтобы вспыхнуть.

Сразу полярники не заметили, что среди них нет одного механика. Его останки обнаружили на пепелище. Сразу после пожара помещения станции остались без тепла и света, а на улице было -67 °C …

Как выжить?

Случилась настоящая беда. Из строя полностью вышли два дизель-генератора, которые снабжали электричеством станцию, и два резервных. Не стало света в помещениях, были обесточены научные приборы, остывали батареи и плита на камбузе. Проблема была даже с водой - ее получали в электротаялке из снега. В подсобном помещении обнаружили старую керосиновую плиту. Ее перенесли в один из жилых бараков.

А в это время в Москве судорожно искали выход из сложившейся ситуации. Советовались с летчиками и моряками. Но ни один из вариантов не мог быть реализован в суровую полярную ночь.

Жизнь после пожара

Полярники приняли решение выживать своими силами. Мужественные парни не стали ждать помощи с Большой земли. В Москву была передана радиограмма: «До весны выживем». Они прекрасно понимали, что ледяной континент не прощает промахов, но он безжалостен и к тем, кто впадает в отчаяние.

Зимовка продолжалась в форс-мажорных условиях. Полярники переселились в одно крохотное жилое помещение. На основе газовых баллонов смастерили пять новых печек. В этом помещении, которое было и спальней, и столовой, и кухней, находились и научные приборы.

Главным недостатком новых печей стала сажа. Ее собирали по ведру в сутки. Через некоторое время, благодаря смекалке аэролога и повара, зимовщики смогли выпекать хлеб. Порции теста они приклеивали к стенкам печки и таким образом получали вполне съедобный хлеб.

Кроме горячей пищи и тепла, был необходим свет. И тогда эти сильные люди начали делать свечки, используя для этого имеющийся парафин и асбестовый шнур. «Свечной заводик» работал до окончания зимовки.

Работа продолжается!

Несмотря на невероятные условия, полярники все чаще стали задумываться о продолжении научной деятельности. Но это было связано с огромным дефицитом электроэнергии. Единственный уцелевший движок удовлетворял лишь потребности радиосвязи и электросварки. На него просто «боялись дышать».

Тем не менее метеоролог прерывал свои наблюдения за погодой только во время пожара. После трагедии он работал в обычном режиме. Глядя на него, возобновил работу и магнитолог.

Спасение

Так проходила зимовка - в без солнечного света, при нехватке кислорода, с огромными бытовыми неудобствами. Но эти люди выдюжили, что само по себе является подвигом. Они не утратили самообладания и "вкуса" к работе. Они продержались 7,5 месяца, как и обещали московским кураторам, в экстремальных обстоятельствах.

В начале ноября на станцию прилетел самолет Ил-14, который доставил новый генератор и четырех новых зимовщиков из очередной, 28-й экспедиции. Был среди пассажиров долгожданного самолета и доктор. По его словам, он ожидал увидеть на на станции деморализованных и измученных людей. Однако эти парни были в порядке.

А еще через пятнадцать дней из "Мирного" прибыл санно-тракторный поезд. Он доставил стройматериалы и продукты, а также все для строительства энергостанции. После этого время на станции пошло быстрее: все старались наверстать скопившиеся «долги» по научным исследованиям.

Когда прибыла смена, мужественных полярников отправили самолетом на "Мирный". Тем же бортом доставили и останки погибшего Его захоронили на антарктическом "Новодевичьем" кладбище. Остальные полярники пересели на теплоход "Башкирия", который и доставил их в Ленинград. Сегодня все они живы и здоровы, а кое-кто успел за это время еще раз поучаствовать в антарктической экспедиции.

Станция «Восток»: правила посещения

Туристов, как, впрочем, и подготовленных путешественников, на станцию не приглашают— это исключительно научный центр. Тем не менее посетить «Восток» всё же возможно. Для этого желающие должны обратиться в Институт и убедительно доказать, почему именно в них нуждается станция. Минимальные требования к претендентам - богатырское здоровье и множество полезных навыков.

Станции в Антарктиде: сезонность путешествий, жизнь на станциях, отзывы о турах на антарктические станции.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Свидетельства стойкости человеческого духа, способного противостоять столь суровым условиям самого южного континента планеты, станции в Антарктиде - в прямом и переносном смысле оазисы тепла на бескрайних ледяных просторах материка. Антарктиду осваивают 12 стран, и почти у всех имеются собственные базы - сезонные или круглогодичные. Помимо научно-исследовательской работы антарктические станции выполняют и другую, не менее почётную и сложную задачу, - приём полярных туристов. Будь то в рамках антарктического круиза или на пути к Южному полюсу , путешественники имеют уникальную возможность познакомиться с бытом полярников, пожить несколько дней в палаточных лагерях и совершить увлекательные экскурсии по близлежащим просторам Антарктиды.

Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлетно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы».

Станция «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» - самая известная антарктическая станция. Её популярность обусловлена одним простым фактом: станция располагается аккурат на Южном полюсе Земли, и, прибыв сюда, фактически выполняешь две задачи - и на полюсе постоять, и с полярным бытом познакомиться. Помимо уникального места расположения «Амундсен - Скотт» известна ещё и тем, что она является первой базой в Антарктиде, основанной через 45 лет после достижения Амундсеном и Скоттом Южного полюса планеты. Кроме прочего, станция - образец высокотехнологичного строительства в крайне сложных антарктических условиях: внутри стоит комнатная температура, а сваи-домкраты позволяют поднимать «Амундсен - Скотт» по мере занесения снегом. Туристов здесь привечают: самолёты с путешественниками приземляются на местном аэродроме в декабре - январе. Экскурсия по станции и возможность отправить письмо домой со штампом Южного полюса - вот главные «фишки» базы.

Станция «Восток»

Уникальная российская станция «Восток» , основанная в 1957 г. среди девственных белоснежных просторов внутренней Антарктиды, туристов, увы, не принимает. Условия для легкомысленных увеселений здесь, прямо скажем, отсутствуют: до полюса около 1200 км, самая высокая температура в течение года - чуть менее -30 °C, а также тотальная нехватка кислорода и углекислого газа в воздухе из-за расположения на высоте почти 3 км над уровнем моря - вот лишь некоторые детали её непростого быта. Однако исключительность этого места заставляет говорить о станции даже вне возможности её посещения: именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Антарктиде - минус 89,2 °C. Попасть на станцию «Восток» можно разве что записавшись добровольцем в Институт исследований Арктики и Антарктики - так что пока помечтаем...

Пешком на станцию в Антарктиде

Станция «Юнион Глейшер»

Строго говоря, «Юнион Глейшер» - это не станция, а палаточная база, действующая только в тёплое время года. Её основное предназначение - служить домом для туристов, прибывающих в Антарктиду с помощью американской компании через чилийский Пунта-Аренас . Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлётно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы». Она располагается прямо на внушительной толщины голубом льду, который даже ровнять не надо - настолько идеально гладкая его поверхность. Логичное название «Блю Айс» лишний раз убеждает в том, что вы в Антарктиде - где ещё на планете самолёт может вот так, запросто, сесть на лёд! Кроме прочего, в «Юнион Глейшер» туристов ждут индивидуальные палатки и хозяйственные модули, столовая и туалеты - кстати, правила пользования ими неизменно выступают в роли главной фотодостопримечательности станции.


ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «СП-35»

Полярная станция «СП-35»


На Северный полюс, ломая лед!
Атомный ледокол «Россия»

2007 год - год, юбилейный для отечественных полярников и богатый на знаменательные события. 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция «СП-1» и было положено начало систематических исследований Северного Ледовитого океана и полярных областей земного шара. А в 2007 году мировая система метеорологических наблюдений пополнилась ещё одной научно-исследовательской дрейфующей станцией. Это полярная стация «Северный полюс-35». Символично, что Всемирная метеорологическая организация и Международный совет по науке, в рамках проходящего Международного полярного года 2007-2008, объявили 21 сентября 2007 года первым Международным полярным днем, посвященным морскому льду.

В торой этап экспедиции «Арктика-2007» стартовал 28 августа. И главными её задачами были поиск льдины и организация дрейфующей станции «Северный полюс-35».



И вновь ледяной северный ветер обдувает наши флаги.
Владимир Филатов, представитель экспедиции от MVK

В этом году полярники и ученые столкнулись с неожиданной проблемой: отсутствием льдины, подходящей для функционирования полярной станции. Ее поиски продолжались около трех недель. Научно-исследовательское судно «Академик Федоров» с помощью атомного ледокола «Россия» и палубной авиации обследовали не одну сотню миль морской акватории.

В результате, 18 сентября в 65 милях от архипелага Северная Земля была найдена льдина площадью около 16 квадратных километров. Несмотря на сложные погодные условия, туман и сильный ветер, на дрейфующий лед спустили около 300 тонн груза. На льду были установлены научный и жилой комплексы из 20 помещений; запущены дизельная, радиостанция; было задействовано оборудование для выполнения научной программы. На льдине будут работать 22 специалиста под руководством опытного полярника А. Висневского.


Луч цивилизации пронзает мглу полярной ночи.
Лагерь научно-исследовательской станции «СП-35» на дрейфующей льдине

О фициальное открытие «СП-35» состоялось 21 сентября в 18 часов по московскому времени. В честь этого торжественного события Владимир Филатов и Юрий Чубар подготовили символический вымпел от компании MVK, состоящий из трех флагов: России, Москвы и MVK. Этот вымпел был опущен в воду на глубину 2300 метров (глубина, на которой находилась льдина) в момент отшвартовки «Академика Федорова» от дрейфующей льдины.


Долгие поиски льдины в бескрайних просторах Северного Ледовитого океана увенчались успехом!
Торжественное открытие станции «СП-35»

П о словам Владимира Соколова, начальника Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и Антарктического института, научный рейс выполнялся в рамках Международного полярного года. Работы, которые велись на «Академике Федорове», и данные, которые будут получены на дрейфующей станции «СП-35», должны внести большой вклад в понимание процессов, происходящих в высоких широтах Арктики. Северный ледовитый океан вносит в глобальное потепление охлаждающую долю. Однако два года назад результаты исследований полярных станций «СП-33» и «СП-34» показали, что некоторые районы Северного Ледовитого океана и Арктический бассейн являются источником углекислого газа. Это очень интересный фактор, который будет детально изучаться. На «СП-35» российские специалисты вместе с немецкими коллегами из института Вегенера будут в течение 8 месяцев проводить ежесуточное зондирование озонового слоя на высоте до 25 км. Это очень важно, так как существуют теории, что в Арктике, как и в Антарктике, существуют пробои озонового слоя.

Р абота станции началась с передачи первой метеосводки в глобальную сеть сбора метеорологических данных. По традиции открытие станции всегда сопровождается поднятием российского флага. Также участники «СП-35» подняли флаг Петербурга, поскольку коллектив состоит в основном из сотрудников ААНИИ, расположенном на Васильевском острове.


Самые смелые и отважные... конечно, наша команда!
Члены экспедиции с флагами России, Санкт-Петербурга и MVK.
В центре: Владимир Филатов, Анатолий Чубар

В ыставочная компания MVK являлась информационным партнером экспедиции «Арктика-2007» и освещала работы по организации “СП-35”. В течение всего периода работ по организации станции команда MVK в составе Владимира Филатова и Юрия Чубара оперативно передавала информацию с места событий. Материалы об экспедиции войдут в историко-патриотический полярный музей компании. Участие компании MVK в экспедиции «Арктика-2007» является очередным этапом развития передвижного музея, основной миссией которого является популяризация среди молодежи полярных профессий, развитие патриотизма и любви к Арктике.

Полярные станции, ледокольный флот и авиация стали теми тремя китами, на которых опиралось регулярное арктическое судоходство. В навигацию станции передавали судам и самолетам информацию о погоде и состоянии льдов, поддерживали радиосвязь, давали пеленги штурманам для определения точного положения в море и в воздухе.

В эти годы сложилась стандартная инфраструктура полярной станции. Этот силуэт арктического поселения сохранился посию пору. Один или несколько жилых домов вмещают радиорубку и метеокабинет, неподалеку обычно ставят баню, дизельную («механку»), склады, гараж. В далекие легендарные годы на территории станции непременно ставился и собачник (или собачьи будки) для ездовых собак, кое-где обустраивали и сарай для содержания скота. Источником энергии поначалу служили аккумуляторные батареи постоянного тока. Помещения отапливали дровами и углем. В конце 30-х годов появились первые ветроэлектрические агрегаты, а в 60-70-х годах энергоснабжение станций перевели на дизель-электрические агрегаты. Штат полярной станции — начальник, один-два метеоролога, гидролог, от двух до четырех радистов, повар, механик (в первые годы — служитель, вычислитель или каюр). На крупных станциях к тому же работали врачи, аэрологи, актинометристы, магнитологи, специалисты по атмосферному электричеству, радиоволнам, биологи, геологи и экипажи легких самолетов. Как правило, это были сплоченные и дружные коллективы, где люди притирались друг к другу в общей работе. Да и вся Арктика тогда жила одной большой семьей: по радио сообща отмечали праздники, передавали вести на Большую землю, проводили политинформации, знакомились, влюблялись, играли в шахматы, принимали роды и провожали в последний путь… В октябре 1928 года на острове Большом Ляховском вступила в строй станция под руководством участника седовской экспедиции Николая Пинегина. В 1929 году на месте зимовки «Святого Фоки» в бухте Тихой на острове Гукера была открыта первая отечественная станция на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Тремя годами позже на острове Рудольфа, на широте 81°48′, появилась еще одна — самая северная в мире — полярная станция. В 1930 году в эфир вышла полярная станция на Северной Земле, развернутая отважной четверкой первопроходцев под руководством Г. А. Ушакова на острове Домашнем. Время показало, что место на намывной косе острова было выбрано неудачно, поэтому в 1954 году станцию перенесли на остров Голомянный.

История этой полярной станции осталась в биографии Арктики одним из самых ярких примеров разумного героизма, коллективной спаянности, продуманностидействий, давших потрясающий по своей эффективности результат. Действиями крошечной экспедиции, состоящей всего из четырех человек, в течение нескольких лет был нанесен на карту целый архипелаг, а полярная станция меж тем регулярно передавала в эфир метеоданные. Открытие новых полярных станций планомерно продолжалось. В 1931 году начала работать станция на самом севере Новой Земли — мысе Желания. Станция на мысе Желания имела большое значение для развития морских промыслов, стала опорной базой для промышленников.

В 1932 году вышли в эфир станции в Русской Гавани, на Гыданском полуострове и на мысе Челюскин. Последняя была значительно расширена и двумя годами позже обрела статус объединенной гидрометстанции. Возглавил ее И. Д. Папанин, ставший позже руководителем первой дрейфующей станции «Северный полюс». Кстати сказать, с Папаниным на мысе Челюскин работал и будущий участник легендарного дрейфа Е. К. Федоров. Его имя сегодня носит полярная станция.

В восточном секторе Арктики сеть станций развивалась быстро, охватывая своим покрытием огромную территорию. К началу этого процесса (в 30-х годах) здесь действовали всего две станции, открытые на острове Врангеля и на мысе Шалаурова. В 1932 году открылись станции западнее Анабарского залива, в бухтах Нордвик и Тикси. В 1933 году заработали полярные станции на острове Четырехстолбовом в архипелаге Медвежьи острова, на мысе Шмидта и на крайнем востоке Чукотки, в поселке Уэлен. Станция в проливе Санникова, основанная на южном берегу острова Котельный Новосибирского архипелага, изучала пролив, его пригодность для плавания судов, до той поры ходивших только проливом Лаптева. Исследования дали возможность сделать при необходимости пролив Санникова вторым возможным проходом кораблей в этом районе плавания. Полярная станция в одном из самых труднодоступных районов Арктики, на архипелаге Де -Лонга, позволила изучить его острова, лишь открытые, но так и не исследованные. Станция способствоваларазвитию полярной авиации и ее проникновению все дальше на север.

Практика строительства сети полярных станций создала первичную базу службы погоды в арк тическом регионе России, сделав его более безопасным для освоения. Если на западе Арктики в 1933-1942 годах открылось около пятнадцати полярных станций, то в Восточной Арктике их число за тот же период увеличилось примерно до тридцати, причем проникли они и в такие дальние уголки региона, как остров Генритетты. К рубежу 30-40-х годов сеть полярных станций в Арктической России насчитывала 75 единиц, в том числе в Баренцевом и Карском морях — 32, в море Лаптевых — 16, в Восточно-Сибирском море — 14, в Чукотском море и Беринговом проливе — 13 станций. Война не обошла стороной советские полярные станции. Некоторые из них стали объектами нападений подводных лодок и десанта их экипажей. 26 июля 1942 года в Малых Кармакулах артогнем немецкой подводной лодки U-601 в течение 40-50 минут были уничтожены гидросамолет и ветродвигатель, сожжены два склада, двумя снарядами разрушено здание радиостанции. Утром 8 сентября того же года подлодка U-251 в течение получаса вела огонь по полярной станции острова Уединения. Снаряды попали в жилой дом, в радиостанцию, в хозяйственные постройки. Но радиоаппаратура не пострадала. Станция продолжила работу. 18 сентября 1943 года подлодка U-711 разрушила выносную полярную станцию на острове Правды в архипелаге Норденшельда. Метеорологи, к счастью, успели укрыться в камнях. 24 сентября эта же лодка уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия (более она не восста- навливалась). В сентябре 1944 года к полярной станции на мысе Стерлегова подошли две подводные лодки «кригсмарине» и высадили десант. В три часа утра немцы окружили жилой дом станции, где находились зимовщики. Немцы настояли на передаче в Диксон всех положенных по расписанию радиограмм. Сигнал тревоги, переданный в одной из них, распознан не был. Здания полярной станции, разрушенные огнем субмарины, сгорели дотла. Пятеро сотрудников были увезены в плен. 12 августа 1944 года подводной лодкой U-365 судно «Марина Раскова» с работниками гидрометслужбы на борту было потоплено в районе остова Белого вместе с кораблямиохранения.

Погибли 362 человека. Это была самая крупная катастрофа военного времени в Арктике. Многие станции центрального сектора Арктики остались без смены… Немецкие силы представляли собой реальную угрозу работе беззащитных полярных станций. Кроме того, немцы создали на самом западном острове ЗФИ — Земле Александры — свою постоянную метеостанцию и установили несколько автоматических метеостанций. Ведь информация о погоде и состоянии льдов приобрела стратегический характер. Оперативное и тактическое планирование военных операций в Арктике стало невозможным без учета погодных условий. О присутствии немцев на ЗФИ стало известно лишь после войны, а в том месте, где базировалась их метеостанция, в 1952 году открыли третью по счету в архипелаге полярную станцию — Нагурскую. Через пять лет на Земле Франца-Иосифа, на острове Хейса, была открыта самая крупная здесь станция: полярная обсерватория Дружная, переименованная в 1972 году в обсерваторию имени Э. Т. Кренкеля. В 70-80-х годах она была крупнейшим исследовательским поселением на архипелаге. В 1959 году была открыта полярная станция на о. Виктория. А вот станцию на входящем в архипелаг острове Гукера в 1960 году закрыли из-за неудобного местоположения и постоянных проблем с источником пресной воды. «Детские болезни» периода создания сети полярных станций со временем были успешно преодолены, технология их работы — отлажена, а научная работа в высоких широтах на базе стационарных условий разворачивалась в завидных масштабах. Статистика показывает, что в 20-е годы полярные станции покрывали, главным образом, бассейн Карского моря. В 30-е годы новые станции равномерно покрывали уже все арктическое побережье. В 40-е новые «полярки» осваивали самый тяжелый по льдам район пролива Вилькицкого и Северную Якутию.