Что делать если хамят сотрудники. Причины грубого поведения

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! С детства нам прививали вежливость и воспитанность к другим людям. Повзрослев, каждый человек знает, как нужно вести себя в обществе среди друзей, со старшими и на работе. Правда, не все могут спокойно реагировать на хамство в свою сторону. И если лучшему другу можно ответить парой грубых фраз, зная, что он поймет свою ошибку и обязательно извинится, то на работе дела обстоят совсем иначе. Хамство – вообще не применимо для человека, так как это выражение собственной невоспитанности, желание показать свою правоту и привилегию над остальными. Как правило, такое грубое поведение может испортить настроение на весь день. Как реагировать на хамство на работе и что предпринимать?

Причины выражения хамского поведения на работе

Если сидящий рядом с вами человек всеми силами пытается вас задеть и оскорбить – это невоспитанный хам. Зачастую такие люди редко могут ответить за свои слова, считая, что абсолютно правы во всем. Грубость нельзя наказать, не существует такой статьи, которая бы аукнулась на всех, кто применяет хамство в рабочем процессе. Вот почему происходят нападки на человека, который не может защититься и правильно среагировать. Чтобы знать, как поступить в конкретных ситуациях, для начала следует разобраться с основными причинами возникновения хамского поведения на работе.

  1. Люди, кто в детстве был обделен любовью. Те, кто с самого раннего возраста не чувствовали заботы и ласки, вполне могут вести себя грубо с остальными. В этом случае человек всегда будет стараться изо всех сил, чтобы его заметили. Как правило, здесь присутствует дефицит внимания и моральная детская травма. Скорее всего, таких людей не хвалили, всего принижали и редко дарили подарки. Вот почему спустя время человек не может делать ничего другого, как хамить остальным.
  2. Люди, кто постоянно стремится самоутвердиться. Такой метод хамства возникает в том случае, если человек не может спокойно и достойно ответить на заданный вопрос. Как правило, сюда относятся унижения, грубые слова, повышение голоса. Это самое обычное самоутверждение. Такой метод часто применяется от начальства в сторону работников. Так как здесь весомую роль играет власть, человек не может повысить голос на собственного босса, а единственная реакция на хамство от него – это боязнь потерять хорошую должность.
  3. Люди, кто всем разочарован и сильно устал. Все мы люди, и каждый из нас вполне может нахамить другому. Хорошо, если человек понимает, что нагрубил, и сразу же извиняется. Но что, если нет? В этом и проявляется невоспитанность. У всех разная культура поведения, отсюда и вывод – можно ли назвать человека хамом или нет. Обычно, грубияна видно сразу, он не извиняется, а идет на конфликт до последнего. Зачастую, хам даже не понимает, что разжигает настоящий скандал и оскорбляет коллег. Но самая главная причина такого поведения – это моральная и физическая усталость от работы. Такому человеку необходимо срочно передохнуть, взять отпуск, улететь в жаркую страну и набраться сил. Большинство коллег по работе относят именно в данную категорию хамов.

Статьи, которые стоит прочесть:

Рабочий процесс очень сложный, сейчас услышать грубость в свой адрес – далеко не редкость. Зачастую неадекватное поведение исходит от начальства, ведь этот человек (или группа людей) считает, что имеет определенную власть над работниками. По логике вещей хамство для босса – это инструмент управления над людьми, влияния. На самом же деле, это неправильная мысль. Многие стараются не обращать внимания на слова в свой адрес от грубого начальника, становясь самыми настоящими «жертвами», на которых срываются еще больше. Но что, если сил молчать больше нет?

  1. Хамство от начальства. Первый сильный способ – это игнор. Любое грубое слово должно пролетать мимо ушей, но это только в тех случаях, если занимаемая должность очень хорошая и высокооплачиваемая. Если же нет желания работать в компании, то игнорирование становится провальной реакцией на хамское поведение. Тогда, следует включать второй пункт – это остроумие. Те люди, кто не по годам мудрый, всегда будет восприниматься по-другому. Стоит лишь один раз дать четкий отпор в остроумной и уважительной форме, как начальник поймет, что с вами не стоит обращаться так, как раньше, а лучше всего – «дружить». И третий способ ответить на хамство – это поговорить. Даже самый обычный диалог с глазу на глаз разряжает обстановку и разъясняет ситуацию. Возможно, вас просто недолюбливают, а, может, сам начальник завидует вашим способностям справляться с работой.
  2. Хамство от коллег. Обычному работнику намного легче ответить в той же форме, т.е. на грубость тем же самым. Почему бы и нет? Должности и зарплаты одинаковые, а значит дело совсем в другом. Кто-то кого-то недолюбливает, у кого-то что-то получается намного быстрее и лучше. За грубостью должна быть грубость, если уж на то пошло. Главное, чтобы это не коснулось начальника, а осталось исключительно между работниками. Так же, есть и другой способ ответить на хамское поведение – просто улыбнуться и перейти на шутку. Грубиян в данном случае уж точно поймет, что иметь дело с вами – опасное занятие. Отличным чувством юмора можно дать хороший отпор своему обидчику.

То, чего не следует делать на работе

Эти реакции никогда не стоит проявлять, ведь для хама они станут лучшим способом действовать дальше.

  1. Оправдание. Ни в коем случае нельзя признавать свою вину перед человеком, который над вами издевается. Это самое настоящее унижение, даже если хочется что-то доказать. Оправдания станут отличным способом для начальства или коллег еще больше поглумиться над работником. Не позволяйте принижать себя из-за собственной ошибки, оправдание – не выход из ситуации в вашу пользу.
  2. Конфликт. Даже если на грубость можно ответить тем же самым, вступать в конфликт категорически запрещается. Во-первых, это работа, где не место скандалу. Во-вторых, для начальства такой поворот событий станет ожидаемым и радостным моментов, ведь, возможно, вся направленность хамского поведения была на то, чтобы выжить работника с должности.
  3. Молчание. Не стоит путать этот пункт с игнорированием. Если в ответ на грубость даже не взглянуть на человека, то это действие рассматривается как молчание. Обязательно отвечайте хаму, не давайте себя в обиду. Пара холодных фраз в адрес «героя дня» – лучший отпор и защита.
  4. Перебивание. Часто, мы сами не замечаем, как начинаем прерывать речь коллеги или начальника. Этого делать тоже нельзя, так как выглядит такое очень невоспитанно. Даже если человек вам хамит – пускай он полностью выскажется, и только тогда начинайте говорить сами.

Не стоит воспринимать слишком близко к сердцу все сказанные слова, ведь это всего лишь реплики, ничего не значащие. Негативные эмоции всегда портят настроение, а хамство уж тем более не останется незамеченным. Пришло время начать правильно реагировать на подобное поведение. Психологи рекомендуют приходить на работу в хорошем расположении духа и не замечать негатив вокруг себя. Поэтому, старайтесь контролировать собственные мысли, общайтесь со всеми уважительно. Пускай люди знают, что хамить – нет смысла.

Теперь вы знаете, как реагировать на хамство на работе. Надеюсь статья стала для вас полезной и интересной. До новых встреч!

(Пока оценок нет)

Хамство на работе – вещь не редкая и крайне неприятная. Грубые высказывания и неадекватное поведение хамов мешают спокойно работать остальным членам коллектива, вносят разлад в отношения между сотрудниками и способствуют общему ухудшению социально-психологического климата.

Отсюда у многих людей появляются вопросы: как бороться с таким поведением коллег, можно ли как-то повлиять на грубого коллегу, а чтобы ситуация не повторялась – как предотвратить подобное поведение? Данная статья раскрывает ответы на эти и другие вопросы.

Противостоять грубости и неуважению становится легче, когда найдены причины подобного поведения :

  • Желание получить внимание;
  • Желание повысить низкую самооценку;
  • Стресс;
  • Самозащита.

Хамство на работе

Столкнуться с неадекватным поведением на рабочем месте может каждый сотрудник. Хамить может начальник, коллега, или даже подчинённый:

  • Если хамит начальник , то подчинённому не следует хамить в ответ, иначе он рискует потерять рабочее место. Лучше всего подумать о том, какие у руководителя могут быть причины подобного поведения. Это поможет выработать наиболее подходящую тактику поведения. Как правило, грубость начальника зависит от недопонимания или его некомпетентности;
  • На грубость коллеги существует масса вариантов ответов. Однако нужно понимать, что отношения с коллегой придётся поддерживать для того, чтобы не навредить работе и остальному коллективу;
  • Если руководителю хамит подчинённый , руководитель должен выйти из сложившейся ситуации тактично, указывая на своё превосходство. В противном случае он рискует потерять авторитет и уважение коллег.

Как реагировать на хамство руководителя?

К сожалению, не всегда сотрудник готов искать новое место работы из-за того, что его начальник постоянно всем хамит. Куда важнее для некоторых сохранить рабочее место.

Если руководитель позволяет себе систематическое проявление наглости и грубости, следует вооружиться некоторыми приёмами, которые помогут преодолеть желание нагрубить в ответ. Существует несколько тактик поведения, если вы столкнулись с хамским отношением руководителя:

  • Улыбка. Она заставляет усомниться начальника в своей уверенности, так как он считает, что превосходит своих подчинённых;
  • Не воспринимать близко к сердцу, а поискать в словах руководителя конструктивную критику;
  • Не отвечать на грубость грубостью , поскольку некоторые люди только этого и ждут. Кроме этого, работник только опустится до уровня грубияна, чего позволять себе нельзя;
  • Уважение к себе . Оно проявляется в хорошей самооценке: если работник хорошо относится сам к себе, то мала вероятность того, что он станет объектом нападок со стороны окружающих;
  • Коллективный отпор . Если начальник позволяет себе хамское поведение по отношение к каждому работнику, следует собраться всем коллективом и поговорить с начальником. Он не сможет уволить всех.

Общаясь со своим руководителем, сотрудник должен соблюдать правила поведения. Столкнувшись с неадекватным поведением начальника, подчинённому следует соблюдать деловую этику.

Как реагировать на хамство коллег?

Существует несколько действенных методов, которые помогут поставить коллегу-грубияна на место:

  • Ответить ему парой колких выражений;
  • Игнорирование. Этот метод особенно хорошо действует на тех грубиянов, которым не хватает внимания;
  • Разговор помогает уладить конфликт с теми коллегами, у которых возникли некоторые трудности в жизни;
  • Шутка, из-за которой хам почувствует неловкость.

Как наказать сотрудника за хамское поведение?

Как применить наказание?

Если в организации установлены конкретные правила поведения, а сотрудник их нарушает, к нему можно применить дисциплинарное наказание. Оно осуществляется следующим образом:

  • Для начала нужно составить акт, в котором прописывается нарушение работника;
  • После этого у работника нужно потребовать объяснительную в письменной форме. В том случае, если работник отказался её предоставить, следует составить новый акт об отказе сотрудника от предоставления объяснений;
  • Далее нужно решить какое наказание заслужил работник: замечание или выговор. Это наказание должно соответствовать нарушению;
  • Затем, в течение месяца после обнаружения нарушения, следует издать приказ о наложении дисциплинарного наказания.

Можно ли за хамство уволить?

Сотрудника нельзя уволить за хамство и грубое отношение. Однако, согласно статье 81 ТК РФ , работника можно уволить за неоднократное несоблюдение трудовых обязанностей. Как уже говорилось выше, работодатель может прописать в должностной инструкции конкретные правила, несоблюдение которых ведёт к неприятным для работника последствиям.

В том случае, если сотрудник не один раз нарушал установленные правила, если к нему уже применялось дисциплинарное взыскание, и если он не лучшим образом влияет на доход компании: потеря ключевого клиента или упущенный контракт — его можно уволить.

Решив уволить грубого сотрудника, работодателю необходимо быть предельно внимательным и осторожным, так как работник может Здесь важно тщательно соблюдать порядок наложения дисциплинарных взысканий и процедуры увольнения.

Можно ли предотвратить хамство на работе?

Чтобы избежать возможного повторения ситуации, рекомендуется соблюдение следующих рекомендаций:

  • Нужно воспитывать уверенность в себе, потому что уверенные люди редко становятся объектом нападок для хама;
  • Соблюдение границ делового общения. Делясь с коллегами личной жизнью на работе, сотрудник раскрывает им свои слабые места, которыми недоброжелатели могут впоследствии воспользоваться;
  • Необходимо быть профессионалом в своём деле и ценным работником, поскольку такого работника задеть намного сложнее;
  • Уважение к коллективу, соблюдение его определённых ценностей и правил, поможет занять достойное место среди коллег и получить помощь в непредвиденной ситуации.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет хамство сотрудников на работе. Вы узнаете, по каким причинам может возникать такое отношение. Вам станет известно, как можно дать отпор нападкам коллег. Ознакомитесь с правилами поведения, которые защитят Вас от желания других сотрудников говорить грубо.

Признаки нездоровой обстановки на работе

Хамство в коллективе может рождаться из-за негативной атмосферы в рабочей среде. Так к характерным признакам относятся:

  • безразличное отношение работников к их обязательствам, они просто выполняют указания, не пытаются наладить взаимоотношения между собой;
  • если не была проведена четкая грань между работой и отдыхом, отсутствует нормальная организация рабочего режима, то у сотрудников будет наблюдаться нервное перенапряжение, что поведет за собой раздражительность и нервозность, проблемы самоконтроля, проявление грубости;
  • завистливое отношение к чужим достижениям приводит к началу сплетен за спиной успешного коллеги, которое со временем перерастет в грубое высказывание в лицо;
  • отторжение новичков, страх новой конкуренции также вызывает грубое обращение со стороны старожилов;
  • перекладывание своих обязанностей на других коллег может вызывать агрессивное поведение;
  • начальник, привыкший к грубому общению, показывает самый нездоровый пример своим подчиненным, в коллективе сложится негативная психологическая обстановка.

Причины

Прежде, чем думать, как ответить хаму, задумайтесь, а что им движет, почему он так себя ведет. Давайте рассмотрим наиболее распространенные причины грубого поведения.

  1. Желание выделиться на фоне серой массы, привлечь внимание к своей особе. Ему неважно станут осуждать или одобрят его поведение, главное, обратят внимание.
  2. Способ самоутверждения. Унижая коллег грубыми словами, хам повышает свою самооценку, чувствует себя сильнейшим.
  3. Грубое поведение – способ выплеснуть накопившийся негатив, попытка снять стрессовое напряжение . Если человек однажды позволил себе подобное поведение, нужно отнестись с пониманием. Если же он регулярно не справляется с накопившейся агрессией, представляет собой опасность для коллектива.
  4. Завышенная самооценка. Человек приходит ко мнению, что грубость это норма поведения, ему наплевать на чувства других людей. Он с легкостью пройдется по чужим головам, растопчет самооценку коллег.
  5. Природная грубость. На самом деле, сотрудник не способен лишний раз промолчать, говорит все напрямую, не задумываясь о последствиях.
  6. Агрессия. Человек видит в окружающих врагов, предполагает, что все настроены против него. Грубым поведением он обороняется от людей. Такая себе самозащита от выдуманных проблем.
  7. Неспособность правильно аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию.
  8. Усталость, психологическая перезагрузка.
  9. Недостаток любви. Такой человек растет в подобном окружении, возможно, сталкивается с физическим насилием. Вот и вырастает особа, негативно настроенная на весь мир.

Как себя вести

  1. Хамство коллеги не должно рассматриваться, как Ваш недостаток. Не нужно принимать сказанное на свой счет. На самом деле, это проблемы человека, который ведет себя таким образом. Показатель его невоспитанности и грубости. К тому же, нужно учитывать тот факт, что человеку ранее могли испортить настроение, возможно, у него серьезные проблемы, а Вы просто попали под горячую руку.
  2. Если сотрудник всегда ведет себя подобным образом, то это манера его поведения, стиль общения, устоявшаяся привычка. Такой человек остается хамом во всех сферах своей жизнедеятельности. Поэтому не стоит относить это на свой счет. Относитесь спокойно к таким проявлениям, делайте вид, что ничего не замечаете. Вот только не нужно брать с него пример.
  3. Если человек не патологический хам, то можно попытаться выявить причины подобного поведения. Иногда можно напрямую спросить о том, что случилось, тем более, если ранее за ним такого не замечалось. Если коллега не захочет идти на контакт и изливать душу, просто сократите общение с ним.
  4. Если хамство на работе застает вас врасплох, Вы понимаете, что были выбраны в качестве подушки для битья, лучше молча удалитесь от обидчика, сделайте вид, что не замечаете его нападок.
  5. Иногда во время подобного обращения можно дать противоположную реакцию. Вам грубят, а Вы остаетесь спокойным, вежливым и учтивым, улыбаетесь собеседнику в ответ. Это собьет с толку обидчика, приведет его в чувства, особенно, если причина в плохом настроении и он не хотел обидеть лично Вас.
  6. Если человек разозлился на какое-то Ваше действие, попросите прощение. Если это его не останавливает, он уже успел вспылить, завелся и хочет выплеснуть весь накопившийся негатив, то стоит опередить его, сказав: «Я прекрасно Вас понимаю, сам был бы разозлен в данной ситуации, окажись я на Вашем месте». После таких слов коллеге станет неловко, возможно, он даже извиниться за то, что хотел Вам нагрубить.
  7. Если в коллективе обсуждается хамство со стороны сотрудника, не участвуйте в этих, по сути, сплетнях. Если кто-то жалуется Вам на поведение коллеги, скажите, что сочувствуете и плавно переведите тему разговора. Лично никогда не затевайте подобные беседы.
  8. Не вступайте с грубияном в активный диалог, достаточно сказать его пару колкостей, чтоб поставить на место. Скажите, что были лучшего мнения о нем.
  9. Если Вы видите, что хамское поведение попытка привернуть к себе внимание, игнорируйте грубияна.

Как относится к начальнику хаму

Давайте рассмотрим ответ на вопрос, как реагировать на хамство начальника, как себя вести в подобной ситуации.

  1. Если Вы знаете о наличии у руководителя такой отрицательной черты, старайтесь общение с ним сводить к минимуму. На все указания отвечайте кратко, да так, чтоб у него не возникало желание что-то добавить, например, «все понял, выполню», «Вы правы», «согласен с Вашим мнением».
  2. Если начальник на Вас кричит, прямо скажите, что становитесь рассеянным и не способны качественно работать под таким влиянием.
  3. Попросите, чтоб шеф спокойно разговаривал, без лишней грубости, иначе такое общение не имеет смысла и портит рабочий процесс.
  4. Не нужно пытаться оправдаться в своих промахах, если допустили ошибку. Просто все исправьте. Скажите начальнику о том, что понимаете, что поступили неправильно и быстро устраните эту неприятность.
  5. Никогда не хамите в ответ, особенно, если Вам дорого рабочее место. Продолжайте уважительно относиться к шефу, соблюдайте субординацию. Но и не стоит позволять себя унижать, тем более, если не заслужено. Напрямую скажите: «а почему Вы повышаете на меня голос?», «Чем я заслужил подобное отношение?».
  6. Не молчите, когда Вам грубит руководитель, иначе у него сложится мнение, что к Вам всегда можно так относиться. Совершайте хоть малейшие попытки отстаивать свое мнение, только не доходите до наглости.
  7. Позвольте руководителю выговориться, не перебивайте его монолог. В это время продумывайте свои аргументы.

Как не допустить хамство в коллективе

Лучший ответ на вопрос, как бороться с хамством – не допускать его. Давайте рассмотрим, какими способами этого можно добиться.

  1. Если Вы новый человек в коллективе, сразу дайте понять, что к Вам нельзя относиться, как к тряпке. Ведите себя дружелюбно, но и не позволяйте себя обижать.
  2. Не проявляйте слабости. Важно, чтоб коллеги не заметили Вашу неуверенность в себе. Не позволяйте хамам задевать Ваше самолюбие. Регулярно повышайте свою самооценку.
  3. В ответ на грубость улыбайтесь, выражайтесь монотонно, но достаточно громко, чтоб Вас услышали.
  4. Не забывайте о социальной значимости в своем коллективе. Соблюдайте субординацию, не стоит завязывать дружеские отношения с человеком, стоящим выше по рангу.
  5. Покажите себя высококлассным специалистом. Если Вы новичок, дайте всем понять, что профессионал своего дела.
  6. Старайтесь не выделяться из толпы. Не провоцируйте людей на проявление негативных эмоций в Ваш адрес.

Теперь вы знаете, как противостоять хамству. Помните о том, что в первую очередь нужно выявлять причину подобного поведения коллеги, постараться понять его душевное состояние. Не стоит забывать о том, что грубые высказывания не должны восприниматься близко к сердцу, скорее всего, Вы просто оказались не в то время, не в том месте, и лично против Вас сотрудник ничего не имеет. Сохраняйте свое лицо, не поддавайтесь искушению отплатить коллеге его же монетой.


Любому из нас приходится иногда сталкиваться с человеческой грубостью и выслушивать в свой адрес обидные слова и выражения. У кого-то напряженная обстановка царит дома, а кому-то сильно не повезло с работой, где преобладает скандальная атмосфера, готовая в любой момент взорваться потоком брани и оскорблений. Так как отвечать на грубость и хамство?

Зачем нужно отвечать на грубость, а не молчать?

Психологи установили, что каждая агрессивная выходка со стороны порождает в нормальном человеке аутоагрессию, со временем выливающуюся в депрессивное настроение, снижение работоспособности, заниженную самооценку и т.п. Такая реакция организма не несет с собой ничего хорошего, а, следовательно, нужно учиться эффективной защите от проявлений чужеродной агрессии и правильной реакции на нее.

Причины грубого поведения


Одной из наиболее частых причин грубых нападок на человека является его недостаточно развитая . Такие люди гораздо чаще становятся жертвами хамства, чем сильные и уверенные в себе индивидуумы. Хамы и грубияны отличаются довольно хорошо развитым чутьем и никогда не станут связываться с тем, кто сможет дать им достойный ответ.

Если же перед ними человек из другой категории, то почему бы не позабавить себя и не сказать ему что-нибудь грубое. Чаще всего в число обиженных попадают следующие типы людей:

  • высококультурные и воспитанные в старых традициях;
  • обладающие заниженной самооценкой;
  • старающиеся избегать конфликтных ситуаций;
  • с высоким чувством вины;
  • опасающиеся задеть и обидеть других людей.

В данной ситуации реакция на грубость может быть разной, но предварительно следует поработать над собственной , чтобы не быть постоянной жертвой плохо воспитанных граждан. Обретение внутренней силы навсегда избавит от сторонней агрессии, ведь сильный человек не может быть объектом для нападок.

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что вызывает хамство
  • Как отвечать на хамство клиентам
  • Как отвечать на хамство в претензии
  • Отвечать ли хамством на хамство

Столкнувшись с хамством, не каждый воспитанный человек найдет, что ответить, и от этого будет чувствовать себя оскорбленным. В большинстве же случаев хам вовсе не ставит себе цель унизить вас. Ему, вероятнее всего, вообще нет никакого дела до вашей персоны. Такое поведение – реакция на собственные проблемы. Чтобы перевести общение в нормальное русло, нужно понять мотивы нагрубившего вам человека и, исходя из этого, выбрать подходящий способ разрешения конфликта. В данной статье мы разберем, почему некоторые люди ведут себя недостойно и как ответить на хамство.

Почему приходится отвечать на хамство

Некоторые люди с детства находятся в среде, где хамство является привычной формой общения. Если ребенок растет в семье, где принято кричать, грубить, скандалить, оскорблять друг друга, то в будущем он с большой долей вероятности превратится в хама, который не умеет говорить по-другому.

По словам психотерапевта Натальи Поповой, когда человек груб или переходит на оскорбления, он не ассоциирует свои ругательства конкретно с вами, а показывает, как он видит мир вокруг себя. Там блондинки – дуры, мужики – козлы, все вокруг невоспитанные, а сам он идеальный. Поэтому не стоит воспринимать оскорбления хама на свой счет. К вам они не имеют никакого отношения.

Конечно, нельзя винить только семью и близкое окружение в том, что люди становятся хамами. Зачастую такая модель поведения навязывается обществом в целом. Государство по-хамски обращается с населением, а люди повторяют этот стиль общения друг с другом. В нашей стране пренебрежительно относятся к своим гражданам, нет ценности личности и уважения к ней. Поэтому справедливо признать, что хамское поведение идет в общество сверху…

Складывается впечатление, что грубость – это уже своеобразный стиль общения населения России. Такое поведение не распространено в европейских странах. Там люди гораздо приветливее и дружелюбнее. Хамить, грубить, ругаться можно только у себя дома и только так, чтобы не нарушать покой соседей, в противном случае прибудет полиция и привлечет к ответственности.

Многие полагают, что хамское поведение наших граждан вызвано массой проблем, трудностей, нехваткой денег. И сама обстановка провоцирует поведение, которое выступает способом ответить на все невзгоды и выплеснуть эмоции. И все же не стоит списывать это на жизненные проблемы. В мире есть страны, где люди живут в нищете, и им приходится ежедневно сталкиваться с множеством трудностей. Но они приветливы, вежливы и добры.

Хамство грубияна – это способ самоутверждения, возможность обратить на себя внимание, показать, что он чего-то стоит. Психолог Е. Сорокина убеждена, что такое поведение начинается, когда заканчиваются аргументы. Человек может ответить хамством, когда он понимает, что неправ, но не хочет этого признавать.

Если вы столкнулись с грубостью в больнице или в магазине, не надо опускаться до того же уровня. Лучше сразу позвать руководителя. Вам могут сказать, что начальства нет на рабочем месте. В этом случае требуйте жалобную книгу. Также можно написать письмо с претензией и отправить его в адрес организации или разместить информацию на официальном сайте. Все, что сказано в устной форме, быстро забудется и не даст результата, поэтому лучше ответить на хамство и оскорбления письменно в форме жалобы.

Следуйте важному правилу: чтобы красиво пресечь грубость, говорите спокойным невозмутимым тоном. Психолог Денис Кузов советует при общении с хамом сдерживать свои эмоции и вести себя уверенно и спокойно. В противном случае оппонент сразу признает вас жертвой и набросится со своими нападками, на которые вам будет сложно ответить.

Не стоит тратить время на пустую словесную перепалку, призывать грубияна к морали и совести. Самый верный способ красиво ответить на хамство – вести себя невозмутимо. Ваше спокойствие введет человека в недоумение, потому что он ждет совершенно другой реакции. Если грубиян не увидит от вас ответных эмоций, и при этом вы спокойно зафиксируете ненадлежащее поведение на бумаге и передадите руководству, то он тут же станет вести себя более адекватно.

Многие задаются вопросом, как ответить начальнику на хамство. Не нужно позволять в свой адрес грубое поведение со стороны руководителя. Постарайтесь спокойно сказать, к примеру: «Уважаемая Наталья Ивановна, нас с вами связывает исключительно трудовой договор. В связи с этим прошу разговаривать со мной согласно правилам делового общения, исключив оскорбления. Если моя работа не соответствует требованиям, стоит сказать мне об этом в уважительной форме и принять административные меры, если в этом есть необходимость». Говорите максимально уверенно и не нервничайте, иначе не получите нужного эффекта.

Не нужно терпеть на работе грубость в свой адрес, лучше сразу ответить на хамство. После этого ваш начальник вряд ли позволит себе оскорбления и начнет к вам относиться более уважительно. Конечно, речь об адекватном руководителе. Если же он – неисправимый грубиян, здесь вы вряд ли найдете правильный подход. Придется смириться с хамством своего начальника или сменить работу.

Как отвечать клиентам, которые хамят

Выделяют несколько групп клиентов, которые общаются в грубой неприемлемой форме. У каждого из них есть свои причины вести себя подобным образом, и своевременное определение, к какой категории относится человек, переходящий на оскорбления и недостойное поведение, поможет грамотно ответить на любое хамство и быстро перевести диалог в нормальное русло.

  • Боевые командиры.

Такие люди переходят на хамство, чтобы проверить вас на стрессоустойчивость. К данной группе относятся представители высокого статуса, имеющие большой опыт переговоров и управления: владельцы бизнеса, государственные служащие, занимающие хорошие должности. Если такой человек не видит ответной реакции в виде вашей раздражительности и повышения тона, он перейдет к более конструктивному общению, завершив свою проверку. Если же вы не сможете сдержать эмоции и тоже ответите грубостью, то вас сочтут за лицо низкого уровня и будут относиться к вам с высокомерием.

Что делать? Не поддаваться на провокации и стараться держаться красиво и достойно, демонстрируя свой профессионализм. Можно даже ответить на хамство с юмором, что поможет разрядить обстановку. Обычно проверка длится не более 30 минут, после чего собеседник сам перейдет на деловую форму общения. Такой стиль поведения для многих является нормой, поэтому нужно быть готовым к подобным ситуациям.

Как ответить на хамство? Можно так: «Какие именно у вас замечания? Мы тщательно следим за качеством нашей продукции, поэтому ваш отзыв очень важен для нас», «Предлагаю вернуться к вопросу…».

  • Мнимые короли.

Для таких людей хамство и высокомерие являются нормой. Причиной грубого поведения служит неуверенность в себе. Чаще всего представители этой группы занимают невысокие должности: офисные работники или обслуживающий персонал (вахтеры, охранники, уборщицы, администраторы на ресепшен). Невежливость связана с недовольством своим положением, своей жизнью, нереализованными желаниями и мечтами.

Эти люди чаще всего любят похвалу и лесть. Поэтому во время общения старайтесь ответить максимально дружелюбно, дарите собеседнику комплименты, хвалите его достижения и умения, акцентируйте внимание на его значимости.

Как ответить на хамство? Например, «Сразу заметно, что вы профессионал в своей области», «Я бы предложил этот вариант. Подскажите как специалист, согласны ли вы со мной?».

  • Выбитые из колеи.

Человек может переходить на хамство в общении с окружающими, если у него есть какие-то нерешенные проблемы (финансовые или семейные). Например, руководитель отдела по закупкам боится, что его «подсидит» перспективный сотрудник, поэтому может грубо ответить на вопрос или просьбу, начинает раздражаться по любым мелочам, предъявлять претензии своим подчиненным и партнерам, переходить на оскорбления и хамство, необоснованный негатив.

Что делать? Нужно понимать, что такое поведение человека не носит постоянный характер и скоро закончится (хотя оно может длиться и несколько недель или месяцев). В этом случае постарайтесь наладить личный контакт. Можно перевести общение в неформальную обстановку. Когда человек решит свои проблемы, вам уже не придется сталкиваться с грубостью с его стороны и думать, как достойно ответить на хамство.

Что сказать? Например: «Вас что-то беспокоит? Могу я вам чем-то помочь?», «Давайте вместе пообедаем и постараемся найти способ решения проблемы».

  • Сознательные манипуляторы.

Люди этой группы специально переходят на хамство, чтобы получить выгодные условия сотрудничества. Такое поведение часто встречается среди закупщиков крупных торговых сетей. Они настолько привыкают к подобному стилю общения, что сохраняют его даже после смены должности.

Что делать? Вам необходимо сгладить ситуацию и разрядить обстановку. Повторяйте то, что сказал вам собеседник в хамской форме, но уже нормальным языком («То есть вы имеете в виду, что…»). Не пытайтесь укорить грубияна – это послужит лишь очередным поводом продолжить оскорбления. Иногда лучше ответить твердым отказом («Мы очень ценим сотрудничество с вами, но не может согласиться на ваши условия»).

Как ответить на хамство? Например: «Почему нам нужно принять ваши условия?», «Чем объясняется ваша позиция?».