Что такое новаторство. Значение слова новаторство

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО (от лат. novator - строящий заново, обновитель, изобретатель), проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде (см. Творчество).

Социализм открывает возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека, для массового Н. "Сознание трудящимися того, что они работают не на эксплуататоров, а на себя, на свое общество,- говорится в Программе КПСС,- порождает трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистическое соревнование" (1973, с. 15).

Трудовое Н. имеет огромное социально-экономич. значение как неисчерпаемый источник роста производительности труда, ускорения научно-технич. прогресса.

Н. служит одним из источников социалистического соревнования и в особенности его высшей формы - движения за коммунистическое отношение к труду (см. Коллективы и ударники коммунистического труда), стимулирует рост культурно-технич. уровня трудящихся, повышение квалификации.

Важную роль играет Н. в укреплении связей науки и произ-ва. Оно предполагает активное использование теоретич. и практич. знаний, выработанных как в данной, так и в смежных областях деятельности. Н. даёт материал для выработки новых теоретич. знаний, способствует развитию науки, техники и произ-ва.

История зарождения и развития новаторского движения в пром-сти СССР неразрывно связана с возникновением ударничества. В годы первых пятилеток возникли рационализаторские бригады, бригады технич. независимости, ставившие своей целью освоение новых производств, позволяющих сократить импорт пром. изделий, ускорить технич. перевооружение предприятий (см. Изобретательство, Рационализация производства). Важный этап развития Н. связан с именем А. Стаханова. Стахановское движение (1935) означало организацию труда по-новому, рационализацию технологич. процессов, правильное разделение труда в произ-ве, освобождение квалифицированных рабочих от подготовит, работы, лучшую организацию рабочего места. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и в первые послевоен. годы большое значение имело движение новаторов-скоростников.

Социалистич. Н. в совр. период развёртывается в условиях научно-технической революции, оказывающей огромное преобразующее влияние и на работника, развивая в нём черты творца. Для новаторских починов 60-70-х гг. всё более характерным становится коллективизм, когда Н. получает своё выражение в патриотических начинаниях коллективов предприятий и целых отраслей народного хозяйства, а также городов, областей и республик. Широкое распространение получил почин саратовских машиностроителей по выпуску бездефектной продукции (1963), инициатива тружеников Свердловска и Рыбинска по внедрению НОТ (1967), работников Западно-Сибирского металлургич. завода (1968) по досрочному освоению проектных мощностей и мн. др. Массовое технич. Н., изобретательство и рационализация являются мощными рычагами дальнейшего повышения эффективности общественного произ-ва в пром-сти, с. х-ве, строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания.

Творческая инициатива трудящихся рождает всё новые формы организации и развития новаторства: распространение на предприятиях получили советы новаторов, общественные конструкторские и технологич. бюро, творческие комплексные бригады и т. д. Большую работу по развитию новаторского движения ведёт Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, в рядах к-рого насчитывается св. 6,5 млн. членов (1973). Многие новаторы-рабочие наряду с учёными и инженерно-технич. работниками активно участвуют в деятельности научно-технич. об-в. Развитие Н., массового технич. творчества трудящихся - важная задача хоз. органов, профсоюзных и комсомольских орг-ций. Решающее значение в развитии Н. имеет организаторская и идеологич. работа КПСС. Партия постоянно побуждает массы к активной творческой деятельности, ведёт борьбу за создание в коллективе обстановки творчества, нетерпимости к консерватизму и застою. В этом один из гл. источников силы социалистич. Н. Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Новаторы. Сб., М., 1972; Социалистическое соревнование в Промышленности СССР, М., 1973. Б. К. Злобин.

Новаторство в любой области - это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство - это особый дар, способность изобретать и прогрессивно мыслить, если говорить о качестве человеческой личности.

Новаторство в искусстве

В искусстве новаторство - это всегда столкновение с критикой, с непониманием, даже с осуждением. Однако без скульпторов, живописцев, литераторов-новаторов не развивалась бы культура.

Например, Джотто ди Бондоне был величайшим новатором своей эпохи. Со времен античности было принято, чтобы фигуры на религиозных полотнах и фресках парили в воздухе. Но флорентиец Джотто первым твердо поставил их ногами на землю. Также он поменял пространственную концепцию и взаимоотношения между картиной и художником и между картиной и смотрящим на нее. Естественно, новаторство это не сразу встретило теплый отклик, хотя Джотто ди Бондоне и в свое время признавали великим мастером.

Новаторы, пострадавшие от критики

Новатора-живописца Микеланджело Буонаротти за его нововведения чуть не обвинили в ереси. Ведь он изображал тела святых не просто голыми, но с ничем не прикрытыми гениталиями. Спустя три десятилетия святых «одели» другие художники по приказу властей. И лишь в 1994 году изображениям вернули первозданный вид. Прошли столетия с тех пор.

От критики своих нововведений в искусстве страдали скульптор Жан-Батист Пигаль художник Теодор Жерико (эпоха Романтизма) и многие другие.

Новаторство в литературе в России

С латыни novator так и переводится - «обновитель». Новаторство - это обогащение его обновление, новые открытия и достижения в литературе.

В русской литературе самым богатым новаторскими решениями был девятнадцатый век, его 50-60-е годы. Тогда расцветала публицистика и литературная критика. В XIX веке русская литература стала законодательницей моды на мировом уровне. Она живо обсуждалась за рубежом. XIX век - это век формирования литературного языка в России, и во многом этому поспособствовал Пушкин Александр Сергеевич. (так называют в литературе XIX век) начали переосмыслять свое творчество. В поэзии появилось новое качество, поэты старались воздействовать на умы людей в гражданских целях, в целях улучшения родной страны.

Проза тоже не стояла на месте. Гоголь и Пушкин были основоположниками новых художественных типов. Это и «маленький человек» Гоголя, и «лишний человек» Пушкина, и другие.

Девятнадцатый век завершался предреволюционными настроениями. Конец века открывает новые имена - Лескова, Горького, Островского и Чехова.

Новаторство Чехова Антона Павловича как драматурга

Антон Павлович обновил драматургию. Он был против театральности и неестественности. В его пьесах люди и жизнь показывались такими, какие они есть. Он отказался от эффектов старого театра.

Например, пьеса «Вишневый сад» была абсолютно новой для театра. Это была не драма, а В пьесе отсутствовали выстрелы, внешняя интрига и эффектная концовка. Весь замысел держался на общем настроении, создававшемся за счет совокупности всех сцен. Чехов не дал пьесе никаких осложняющих элементов, не создал главного героя - человека, вокруг которого бы раскручивался конфликт. Чехов дает зрителям и читателям понять психологию действующих лиц. Лиризм, простота, паузы для усиления эффекта и описания пейзажа - все способствует усилению эмоционального восприятия.

Станиславский говорил, что Чехов на сцене владеет внутренней и внешней правдой. Чехов вводит в свои пьесы недомолвки, недосказанности, а также простые диалоги - как в жизни.

Это было новшеством для русской сцены и литературы.

href="article109323.html" title="Творчество">Творчество).

Социализм открывает возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека, для массового Новаторство «Сознание трудящимися того, что они работают не на эксплуататоров, а на себя, на свое общество, - говорится в Программе КПСС, - порождает трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистическое соревнование» (1973, с. 15).

Трудовое Новаторство имеет огромное социально-экономическое значение как неисчерпаемый источник роста производительности труда, ускорения научно-технического прогресса.

Новаторство служит одним из источников социалистического соревнования и в особенности его высшей формы - движения за коммунистическое отношение к труду (см. Коллективы и ударники коммунистического труда ), стимулирует рост культурно-технического уровня трудящихся, повышение квалификации.

Важную роль играет Новаторство в укреплении связей науки и производства. Оно предполагает активное использование теоретических и практических знаний, выработанных как в данной, так и в смежных областях деятельности. Новаторство даёт материал для выработки новых теоретических знаний, способствует развитию науки, техники и производства.

История зарождения и развития новаторского движения в промышленности СССР неразрывно связана с возникновением ударничества . В годы первых пятилеток возникли рационализаторские бригады, бригады технической независимости, ставившие своей целью освоение новых производств, позволяющих сократить импорт промышленных изделий, ускорить техническое перевооружение предприятий (см. Изобретательство , Рационализация производства ). Важный этап развития Новаторство связан с именем А. Стаханова . Стахановское движение (1935) означало организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 и в первые послевоенные годы большое значение имело движение новаторов-скоростников.

Социалистическое Новаторство в современный период развёртывается в условиях научно-технической революции, оказывающей огромное преобразующее влияние и на работника, развивая в нём черты творца. Для новаторских починов 60-70-х гг. всё более характерным становится коллективизм, когда Новаторство получает своё выражение в патриотических начинаниях коллективов предприятий и целых отраслей народного хозяйства, а также городов, областей и республик. Широкое распространение получил почин саратовских машиностроителей по выпуску бездефектной продукции (1963), инициатива тружеников Свердловска и Рыбинска по внедрению НОТ (1967), работников Западно-Сибирского металлургического завода (1968) по досрочному освоению проектных мощностей и многое др. Массовое техническое Новаторство , изобретательство и рационализация являются мощными рычагами дальнейшего повышения эффективности общественного производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания.

Творческая инициатива трудящихся рождает всё новые формы организации и развития новаторства: распространение на предприятиях получили советы новаторов, общественные конструкторские и технологические бюро, творческие комплексные бригады и т.д. Большую работу по развитию новаторского движения ведёт Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, в рядах которого насчитывается свыше 6,5 млн. членов (1973). Многие новаторы-рабочие наряду с учёными и инженерно-технич. работниками активно участвуют в деятельности научно-технических обществ. Развитие Новаторство , массового технического творчества трудящихся - важная задача хозяйственных органов, профсоюзных и комсомольских организаций. Решающее значение в развитии Новаторство имеет организаторская и идеологическая работа КПСС. Партия постоянно побуждает массы к активной творческой деятельности, ведёт борьбу за создание в коллективе обстановки творчества, нетерпимости к консерватизму и застою. В этом один из главных источников силы социалистического Новаторство

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Новаторы. Сб., М., 1972; Социалистическое соревнование в Промышленности СССР, М., 1973.

Б. К. Злобин.

Статья про слово "Новаторство " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 12255 раз

В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ века как поэт-новатор. Он внёс много нового и в содержание, и в форму стиха.

Если рассматривать содержание , то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте. Который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме . Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т.д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи : «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!»

Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация , которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется – интонационно-тонический . Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким образом, выделялось дважды – интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, т.е. смысловым ударением. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка»

Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показан на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Существенной особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заострённость поэтического образа проявляется в отдельной тропе – метафоре, олицетворении, сравнении.

Сверху взгляд на Россию брось –
рассинелась речками,
словно разгулялась тысяча розг,
словно плетью исполосована.
Но синей, чем вода весной,
синяки Руси крепостной.

При образно социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространённым приёмом в поэтике Маяковского является гипербола . Острый взгляд на действительностьи приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходит образ пролетариата-громады, планов громадьё и т.д.

Метафора Маяковского всегда приметна. Поэт обращается к явлениям, окружающим человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с предметами быта: «Море, блестящей. Чем ручка дверная». Поэзия Маяковского стала основой для традиции акцентного или интонационно-тонического стиха, которую продолжили Н. Асеев, С. Кирсанов, А. Вознесенский, Я. Смеляков.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

1) просветительская направленность

2) подражание античности

3) интерес к фольклору

Вопросы к зачету (те, кто не был на лекциях):

1) Общая характеристика духовной и общественной жизни Западной Европы в XVII веке.

1) Понятие о барокко. Испанская поэзия барокко XVII века (Гонгора, Кеведо).

2) Проблема рока и свободы в религиозно-символической драме Кальдерона «Жизнь есть сон».

3) Новаторство в осмыслении проблемы чести в драме Кальдерона «Саламейский алькальд».

4) Классицизм как эстетический метод: мировоззренческие основы, эстетические принципы и особенности поэтики.

5) Понимание искусства, назначения художника и система классицистических жанров в «Поэтическом искусстве» Н. Буало.

6) Особенности конфликта, сценического действия и системы образов трагедии Корнеля «Сид».

7) Проблема нравственного выбора в трагедии Корнеля «Гораций».

8) Эстетическое своеобразие «второй» манеры Корнеля («Родогуна»).

9) Особенности конфликта, сценического действия и системы образов трагедии Расина «Андромаха».

10) Нравственная норма и страсть в трагедиях Расина (анализ одной из трагедий по выбору студента).

11) Принципы изображения внутреннего мира человека в классицистической трагедии Расина. Особенности сценической речи в трагедиях Расина.

12) Мольер как основоположник жанра «высокой комедии». Эстетическое своеобразие композиции и системы образов комедии «Тартюф».

13) Основные принципы построения сценического образа и формы комического в комедии Мольера «Скупой».

14) Комедийно-фарсовое и дидактическое начало в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Своеобразие сценического действия, композиции и диалога в комедии.

15) Эстетическое своеобразие театра К. Гольдони.

16) Фарс и гротеск в комедиях К. Гоцци.

17) Общая характеристика немецкой литературы XVII века.

18) Пуританский период в истории английской литературы.

19) Бог, человек и Сатана в поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай».

20) Ключевые особенности поэтики поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай»: проблема жанра, принципы изображения мира и человека, своеобразие стиля.

21) Человек эпохи Просвещения (основные философские идеи).

22) Образ человека Нового времени в романе Дефо «Робинзон Крузо».

23) Развенчание уродливости социума и человеческой природы в романе Свифта «Путешествия Лемиюэля Гулливера».

24) Проблематика и эстетическое своеобразие «Сказки о бочке» Свифта.

25) Оптимистический взгляд на человеческую природу в романе Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша».

26) Добродетель и порок в «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» Прево.

27) Просвещение во Франции. Деятельность энциклопедистов.


28) Жанр басни в творчестве Лафонтена.

29) Своеобразие сюжета и системы образов комической поэмы Вольтера «Орлеанская девственница».

30) Жанр просветительской трагедии в творчестве Вольтера.

31) Эстетическое своеобразие философской повести Вольтера.

32) Нравы и философия эпохи XVII – XVIII веков в прозе Ж. Лабрюйера и Ф. Ларошфуко.

33) Философские и эстетические взгляды Д. Дидро.

34) Обличительный пафос художественной прозы Д. Дидро («Монахиня»).

35) Ж.-Ж. Руссо о развитии человеческого общества и искусства.

36) Проблема любви и этического идеала в романе Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

37) Комизм характеров и положений в комедиях Бомарше.

38) Сентиментализм в европейской литературе. Отражение человеческих впечатлений и эмоций в «Сентиментальном путешествии Йорика по Франции и Италии» Стерна.

39) Готический роман в истории западноевропейской культуры.

40) Природа и человек в лирике Бернса.

41) Лессинг как теоретик искусства, критик, художник.

42) Основные мотивы лирики Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера.

43) Образ бунтаря-одиночки в драме Шиллера «Разбойники». Библейские реминисценции в драме.

44) «Коварство и любовь» Шиллера как мещанская трагедия.

45) «Буря и натиск» в истории немецкой культуры.

46) «Веймарский классицизм»: эстетические характеристики, переосмысление наследия античности.

47) Основные вехи жизни и творчества Гете.

48) Жанровое многообразие и ключевые мотивы лирики Гете.

49) Трагедия надломленного сознания в «Страданиях молодого Вертера» Гете.

50) Проблема жанра и своеобразие композиции трагедии Гете «Фауст».

51) Проблема поиска смысла жизни в трагедии Гете «Фауст».