Для чего люди идут в адъюнктуру. Что дает аспирантура и когда туда стоит идти

Каждый год Минобрнауки (Министерство образования и науки) вводит все больше новшеств в процесс образования, и еще вчерашние студенты чаще начинают задумываться над вопросами: «А что дает аспирантура? Для чего нужна аспирантура? Зачем многие люди заканчивают ее?» После большого количества преобразований даже многие работники образования и науки не могут этого понять.

Что такое аспирантура

До 2013 г. аспирантура считалась одной из форм профессионального образования после вуза или формой подготовки высших научных кадров, а с 2013 года ей присвоили статус третьего уровня высшего профессионального образования.

Аспирантура – какое же это образование?

Вчерашние студенты, привыкшие к лекциям и практикам, не очень хорошо представляют себе, что значит учиться в аспирантуре и что это такое.

Однако, аспирантура - это не лекции, зачеты и экзамены, хотя без них никак, а самостоятельная форма получения знаний и образования.

Аспиранту предстоит самому определиться с научным направлением, которое является актуальным, сформулировать тему, поставить необходимый эксперимент, получить данные и обработать, сравнить результаты с теми, что уже имеются в науке и сделать конкретные выводы.

Для завершения обучения необходимо написать и защитить кандидатскую диссертацию. Но перед официальной защитой в диссертационном совете вуза, аспирант должен пройти предварительную защиту на расширенном заседании кафедры, куда приглашают представителей с других кафедр и/или учебных учреждений.

Кто может стать аспирантом

Для вступления в ряды аспирантов нужно иметь диплом магистра или специалиста . И не обязательно иметь на руках так называемый красный диплом, достаточно и синего. Также аспирантами могут стать лица, окончившие ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру, ассистентуру-стажировку (считаются одним уровнем образования), но их обучение осуществляется только за счет собственных средств этих лиц.

Формы обучения в аспирантуре

В аспирантуре можно обучаться по:

Обучение по очной форме длиться 3 года (на технических специальностях 4 года), а заочная фор ма обучения - на год дольше, 4 или 5 лет соответственно. При заочной форме обучения нужно будет и работать, и учиться, что удается не всем. Хотя некоторые лица умудряются совмещать всё на очке.

При выборе формы обучения нужно учитывать, что можно учиться на:

  • бюджетной (бесплатной) основе;
  • платной основе;
  • целевой основе.

Возможность получать бесплатное образование дается абитуриентам, набравшим при сдаче экзаменов наибольшее количество баллов по сравнению с остальными поступающими.

Если же в рейтинге поступающих оказаться на нижних строчках, тогда можно обучаться только платно. Платное обучение в дальнейшем не исключает, при отличных результатах, переход на бюджет. Обучаться на бюджете разрешено по закону только один раз. Последующее поступление только на платную основу, но не ограниченное число раз.

«Целевое обучение» - это когда работодатель согласен оплатить обучение. Почему организация платит за обучение? Видимо, необходимы высококвалифицированные работники, которых иногда не хватает.

Как поступить в аспирантуру

Для поступления нужно представить в приемную комиссию вуза:

  • заявление;
  • паспорт (другой документ), удостоверяющий личность, гражданство;
  • диплом об образовании;
  • документы, подтверждающие индивидуальные достижения;
  • иные документы.

Индивидуальными достижениями считаются:

  • диплом о высшем образовании с отличием;
  • публикации в научных журналах;
  • дипломы, сертификаты об участии на конференциях, семинарах в учебных заведениях;
  • наличие статуса стипендиата за достижения в области науки или учебы.

Если нет публикаций в научных журналах, тогда пишется реферат по теме предполагаемой научной работы.

После того, как нужные документы сданы, настает день вступительных экзаменов. Всего три экзамена: специальность, философия науки и иностранный язык. Необходимо получить удовлетворительные оценки, иначе пересдача лишь на следующий год.

Также необходимо побеседовать с научным руководителем и получить его одобрение на поступление. Научный руководитель - это человек, который назначается из числа ученых кафедры со степенью доктора наук или звания профессора. Вместе с руководителем выбирается тема кандидатской диссертации, составляется план и порядок исследований аспиранта.

Для поступления на бюджетное обучение нужно пройти конкурс, который в среднем составляет 4-5 человека на место.

На платную и заочную аспирантуру можно поступить без конкурса в основном. Необходимо просто сдать экзамены.

Что дает аспирантура

Зачем же нужна человеку научная степень? Что дает аспирантура? Зачем поступать в аспирантуру? Для чего же нужна аспирантура?

Все могут ответить по-разному. Из всех ответов можно выделить основные моменты:

  • обучаясь в аспирантуре можно получить бесценные навыки исследовательской работы;
  • после окончания аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации выдается диплом об окончании и присваивается ученая степень кандидата наук;
  • диплом и ученая степень дают право на преподавание в высших учебных заведениях в качестве доцента, заниматься научно-исследовательской работой в научных учреждениях и организациях и является источником успешного карьерного роста ;
  • немаловажный момент, для мужчин при обучении на очной форме дается отсрочка от армии.

Каждый сам решает для себя - обучаться в аспирантуре или нет. Но одно становиться ясно, аспирант, который защитил кандидатскую диссертацию, поднимается на более высокий профессиональный уровень, и это стоит потраченного времени и вложенных сил.


Заказать аспирантский реферат

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Подать заявку на обучение

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Сегодня с одной стороны большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Но перспектива получения диплома сначала бакалавра, а затем магистра, несколько отодвинули перспективу обучения в аспирантуре. Да и раньше аспирантами становились единицы.

Но вместе с тем, на современном этапе развития общества нашему государству необходимы свежие научные решения в сфере модернизации экономики. Именно поэтому надо выяснить, кто же такой аспирант на самом деле и стоит ли им становится.

В переводе с латинского языка «аспирант» — стремящийся к чему-либо. Буквально аспирант – это человек, который стремиться получить новые качественные знания.

В Российской Федерации аспирантов готовят в аспирантурах при вузах и научно-исследовательских учреждениях. В аспирантуру может поступить гражданин Российской Федерации, получивший высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра.

Также поступающему необходимо иметь творческие достижения в науке, подтвержденные документально. Кандидаты должны сдать конкурсные вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия. Также не менее важно участвовать в работе кафедры.

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Государственная поддержка

Аспиранты – это молодые ученые, которые выбрали долгий путь совершенствования своих знаний. Именно поэтому Правительством Российской Федерации осуществляется поддержка аспирантов, которые имеют ряд государственных гарантий.

Обучающиеся в аспирантуре по очной форме ежемесячно получают стипендию. Размер ее определен государственными нормативами и дифференцирован в зависимости от результатов промежуточной аттестации и отсутствия задолженности у аспиранта.

Заочникам работодатели должны оплачивать ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 дней, а также один свободный день в неделю для занятий с 50% оплатой.

Дополнительные возможности

Кроме того, органами власти и бизнес-сообществом предусмотрена грантовая поддержка для аспирантов. Грамотно предлагая свои научные идеи, уже можно получить серьезную поддержку на их реализацию. Также у аспирантов есть возможность стажироваться на предприятиях страны и за рубежом.

Необходимо отметить, что во многих вузах решают и жилищные проблемы аспирантов, предоставляя право проживать в общежитиях. Это особенно важно, если у аспиранта уже есть семья.

Таким образом, аспирант – это дипломированный специалист, обучающийся очно или заочно в аспирантуре, где получает подготовку к будущей преподавательской и научно-исследовательской работе. Защита кандидатской диссертации приносит соискателю статус кандидата наук.

У кандидата наук значительные возможности в профессиональной деятельности, получении достойной заработной платы и защите докторской диссертации. Именно поэтому, если человек уверен в своих знаниях, необходимо стремиться стать аспирантом.

Подходит к концу учеба в университете, и в то время, когда одни радуются возможности отдохнуть, другие планируют учиться дальше. Неужели имеет смысл продолжение учебы? Да. Просто те, кто планирует в дальнейшем связать свою деятельность с наукой или получить уникальный опыт самостоятельного исследования и написания проектов, переходят на другую ступень обучения.

Что такое аспирантура?

Это один из видов послевузовского профессионального обучения. Она служит главным этапом при подготовке научных работников и научно-педагогических кадров. Во время обучения в аспирантуре у людей приобретается навык самостоятельной работы с научными исследованиями. Другими словами, эта ступень образования является прекрасной возможностью повысить квалификацию и получить научное звание.

Кто может стать аспирантом?

У желающего стать аспирантом, как правило, уже есть высшее образование, а дальнейшее его обучение в аспирантуре связано с написанием и защитой диссертации на соискание степени кандидата наук. То есть аспирантом может стать человек, у которого имеется квалификация магистра или специалиста, также он должен являться гражданином той страны, в которой планирует пройти обучение. В противном случае прием иностранных граждан осуществляется в соответствии с положением высшего учебного заведения.

Плюсы аспирантуры

Большинство не видят перспектив, которые могут открыться тем, кто получает образование в аспирантуре. Для многих смысл дальнейшей учебы состоит в том, чтобы получить научную степень. Но ее плюсы на этом не заканчиваются:

  1. Это возможность постоянного самосовершенствования. Учеба дается молодым людям гораздо легче, чем представителям старшего поколения. А без постоянного саморазвития достигнуть значительных высот в выбранной деятельности будет непросто.
  2. Занятие научной деятельностью. Ведь даже если аспирант не собирается защищать диссертацию, он может бывать на научных конференциях и выступать на них, что даст бесценный опыт публичных выступлений перед научной публикой.
  3. Возможность заниматься педагогической деятельностью. После того как будет окончена аспирантура, выпускник получает не только специальность, но и возможность преподавания в вузах.
  4. И конечно же, получение степени кандидата наук - но это только в случае защиты диссертации. Это сразу открывает много возможностей. Не считая материальных бонусов, появляется возможность в дальнейшем получить степень доктора наук. А это уже хорошая перспектива карьерного роста в выбранной области.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Формы обучения

Формы получения данного вида образования могут быть следующими:

  • очная;
  • заочная.

Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.

Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное - это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.

На кого здесь обучают и как поступить в аспирантуру

Поступить в аспирантуру не так сложно, как кажется многим. Если вы хорошо знаете предмет и подготовлены, то сдать вступительные испытания для вас не составит никакого труда. Какие нужны экзамены в аспирантуру:

  1. Специальная дисциплина, которая соответствует программе.
  2. Философия.
  3. Иностранный язык.

Многие начинают теряться в догадках о том, на кого же обучают в аспирантуре. Перечень специальностей аспирантуры имеется в каждом вузе, в котором намерен обучаться будущий аспирант. Совсем не обязательно поступать только по своему направлению - можно выбрать любое, только нужно быть готовым к большему объему информации.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы ;
  • 3 фотографии - 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Эффективность аспирантуры в России

Несмотря на то, что в стране достаточное количество университетов, число аспирантов снижается с каждым годом. Это можно объяснить тем, что происходит сокращение бюджетных мест, и не у всех есть возможность платить большие суммы за обучение. Но определенная часть специалистов считает, что недостаточно высокая эффективность связана с человеческим фактором. Под ним подразумевается мотивация аспирантов, их ценности и личностные особенности.

Также не все аспиранты готовы в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Одни идут в аспирантуру из-за того, что присвоение ученой степени считается престижным, другие хотят продлить годы студенчества, а для молодых людей приятным бонусом является отсрочка от армии. В обществе по-прежнему продолжают считать, что кандидату наук гораздо проще построить карьеру. Возможно, среди студентов было бы больше желающих продолжать обучение, если бы им объясняли, что такое аспирантура и какие возможности открываются перед теми, кто защитил диссертацию.