Как написать читательский дневник содержание поэмы мцыри.

Поэма "Мцыри" не зря вошла в ряд программных произведений М.Ю. Лермонтова. Она воплотила в себе все принципы романтизма поэта. Поэма "Мцыри", краткое содержание которой мы рассмотрим, стала квинтэссенцией борьбы, гордости и одиночества.

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича традиционно разделяют на два периода. Первый начинается с 1828 года, продолжается до 1834 года и считается юношеским. Второй, зрелый, период длится с 1835-го по 1841 год. Лермонтов романтик по натуре, его герой всегда противопоставлен окружающему миру, он необычен, с ярко выраженной индивидуальностью. Тема одиночества становится ведущей для поэта. Любовь в стихотворениях всегда несчастна, а друзья не могут проникнуть в сердце лирического героя и понять его.

Впервые в русской литературе Лермонтов прибегнул к использованию символов в своей поэзии. Основой лирического образа становится сравнение чувств героя с явлениями природы. Главные мотивы творчества поэта - воля и свобода, забвение и память, мщение, обман, странствие, изгнание. Давайте рассмотрим краткое содержание «Мцыри» Лермонтова - произведения, в котором присутствуют все эти составляющие. Автор сумел в поэме раскрыть сущность своего творчества и описать типичного лирического героя.

История создания

В 1830 году, во время учебы в пансионе, у М.Ю. Лермонтова возникает замысел написать произведение о монахе, обреченном на томление в монастыре. Тогда же появляются первые наброски поэмы «Исповедь». Именно она станет прототипом «Мцыри», краткое содержание которой мы рассмотрим ниже.

Во время своей службы и одновременно ссылки на Кавказе Михаил Юрьевич проезжает мимо старинного монастыря в Мцхете, который был выстроен над слиянием двух рек: Куры и Арагвы. Именно с описания этого места берет начало поэма «Мцыри». Краткое содержание произведения не может обойти стороной столь значимый момент повествования.

Главный герой

Главный герой поэмы - Мцыри, пленный чеченец, которого отдали в монастырь еще мальчиком. Он свободолюбив и видит смысл жизни в борьбе. Именно борьба за возможность вернуться на родину стала для него основным жизненным стремлением. И монастырь не смирил нрав Мцыри, более того, годы в неволе еще больше распалили стремление к свободе. Юношу гложет одно желание - познать мир, существующий за стенами его тюрьмы: «Я мало жил, и жил в плену./ Таких две жизни за одну,/ Но только полную тревог,/ Я променял бы, если б мог». Именно с этого момента можно было бы начать описывать краткое содержание «Мцыри». Лермонтов с присущим ему мастерством изобразил метущуюся одинокую и свободную душу, которая смело готова броситься навстречу опасностям.

«Мцыри». Краткое содержание

Повествование начинается с описания дней минувших, когда монастырь на месте слияния двух рек был еще обитаем.

Оказавшись в монастыре, главный герой дичился окружающих и тосковал по родине, но постепенно привык к новой жизни, выучил язык и был уже готов стать монахом. Но накануне принятия обета пропал. Его искали три дня и нашли изможденным в степи. Сил в нем почти не осталось и он постепенно начал увядать. На пороге смерти молчавший до этого юноша решает исповедаться и рассказать, что же с ним случилось за эти дни.

Невероятной печалью и трагизмом пронизана вся поэма «Мцыри». Краткое содержание по главам раскрывает стремление и желание человека обрести свободу, которую жестокий мир отнял. Юноша попытался вернуть себе волю и родину, поэтому бежал из монастыря. Оказавшись в неведомом доселе мире, он увидел поля, холмы, скалы, реки и седой Кавказ. И юноше вспомнилась его родина - аул, неудержимые несущиеся табуны, колыбельная над его постелью.

Мцыри застегает буря, но вызывает лишь радость в сердце. Затем его ждала встреча с молодой грузинкой, спустившейся к реке за водой. Ее образ преследовал юношу даже во сне. Но память о клятве вернуться на родину заставляла его двигаться дальше. Не зная дороги, юноша быстро сбился с пути. Это привело его в отчаяние, в попытках найти дорогу он залез на дерево и тут увидел барса. Грозный зверь напал, но герою удалось победить его.

Из последних сил юноша продолжил путь. И вот он выбрался из леса, но тут услышал гул, который означал близость монастыря. Мцыри вернулся обратно. Он лишился сил и лежал в забытьи. Здесь его и нашли монахи.

Недолго осталось жить Мцыри. Краткое содержание поэмы подходит к концу. Юноша прощается с жизнью и просит перенести свое тело в сад, где можно увидеть горы Кавказа.

Вывод

Поэма «Мцыри» наделена всеми чертами романтизма. Ее герой стал воплощением идеального борца, человека, который готов даже умереть ради своей цели. Несомненно, для Лермонтова Мцыри - воплощение свободы, жизненной стойкости и стремления к воле, несмотря ни на что.

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Главные герои

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Тест по поэме «Мцыри»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 5945.

/ / «Мцыри»

Действие поэмы разворачивается в одном из монастырей древней столицы Грузии - городе Мцхет. В один из дней мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез пленного мальчика. Случилось так, что этот ребенок сильно заболел и генерал решил оставить его в монастыре. Один из монахов забрал умирающего ребенка к себе и выходил его. После выздоровления мальчику дали имя Мцыри и он остался жить в монастыре. По натуре Мцыри был замкнутым ребенком, в его глазах читалась грусть по родному краю. Шло время и Мцыри, похоже, свыкся жить среди монахов. Его крестили, он принял чужую веру, ведь другой не знал.

Когда Мцыри исполнилось семнадцать лет, его начали готовить к принятию монашеского обета. В день проведения таинства на город обрушилась страшная гроза. В душе мальчика все перевернулось, и он решает бежать из монастыря. В то время, как другие монахи молились возле алтаря, Мцыри, не боясь ни сверкающих молний, ни диких животных бежит из монастыря. Он решает вернуться к себе на родину. Мцыри знал, что его дом находится на востоке, поэтому и отправился именно в ту сторону.

Позже, обнаружив, что мальчик пропал, монахи бросились на его поиски. Его искали около трех дней, но так и не нашли. Через некоторое время изнеможенное тело Мцыри нашли в окрестностях старого монастыря. Монахи принесли его в монастырь. Мцыри был покрыт глубокими ранами, в которых запеклась кровь. Мальчик отказывался говорить с кем либо. Только старому монаху, который когда-то спас его от смерти он открыл свою душу.

Мцыри долго говорил о своей родине, он вспоминал своего отца в боевой кольчуге, песни своей сестры, говорил о крутых скалах и зеленых равнинах. Оказывается, все это время Мцыри жил словно в тюрьме, не было и дня, чтобы он не думал о возвращении на родину. Именно поэтому он решился на побег во время грозы.

За эти три дня Мцыри чувствовал себя частью природы. Он пытался словить молнию рукой, чувствовал себя змеей, пробираясь между камней. На второй день мальчик проснулся на краю бездны. Он решает спуститься вниз, чтобы утолить жажду в горном ручье. Там он встретил молодую грузинку, которая набирала воду. Красота ее глаз околдовывает Мцыри, и он теряет сознание. Когда он пришел в себя, девушки рядом уже не было. Позже мальчик засыпает и во сне снова видит свою прекрасную незнакомку.

Мцыри просыпается ночью. Ведомый голодом, он решает отыскать дорогу домой. Мцыри бредет густыми лесами и теряет облик гор, что были для него путеводной нитью. На лесной поляне мальчик встречает барса. Мцыри, схватив палку, вступает в неравный бой с диким животным. Ему удается убить не равного соперника, но и сам Мцыри получает тяжелые ранения от острых, как бритва, когтей животного. Мальчик собирает все силы в кулак и снова отправляется в путь. И вот он выходит к аулу. Все кажется ему знакомым и родным, как вдруг Мцыри понимает, что снова вернулся в свою «тюрьму». Мальчик думает, что это все лишь сон, но звон монастырского колокола возвращает его к жизни. И он понимает, что больше ни когда не увидит свою родину. В отчаянье и бреду, Мцыри падает на песок.

Мцыри не чуть не жалеет о своем поступке, его гнетет мысль о том, что умереть ему придется на чужой земле. Он говорит, что если бы была возможность провести несколько дней на родине, он бы обязательно обменял ее на вечность в раю. Его гложет клятва, которую Мцыри дал себе еще в детстве – обязательно вернуться домой.

Понимая, что конец уже близко, Мцыри просит старого монаха похоронить его под акацией в монастырском саду. Именно с того места были видны его родные горы. Мцыри не оставляет мечты попасть домой если не в этой, то следующей жизни.

Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» входит в обязательную школьную программу, поэтому краткое содержание данной поэмы будет крайне полезно школьникам, готовящимся к урокам литературы.

Главы 1-5

Развалины монастыря на месте слияния рек Арагвы и Куры. Седой старец – сторож рассказывает о временах, когда Грузия склонила голову перед Российской державой. Он вспоминает также историю молодого человека Мцыри, произошедшую несколько лет тому назад.

Когда-то мимо стен монастыря ехал русский офицер, направлявшийся в Тифлис. С ним был пленник – больной шестилетний мальчик, дикий и пугливый. Монахи пожалели его и оставили ребенка в монастыре.

Поначалу мальчик был молчалив, все чаще бродил один, сторонился общества. Но постепенно выучил язык и был окрещен. В юношестве его ожидала судьба монаха. Уже был назначен день пострига, когда Мцыри неожиданно исчез.

Его искали три дня и обнаружили посреди степи, умирающего, обессиленного. Перед смертью юноша исповедуется перед монахом, спасшим его когда-то, рассказывает о днях, проведенных «на воле».

Мцыри пытается передать свою душевную боль. Всю жизнь он жил в плену, не видел свободы. Его душа рвалась к тревогам и битвам. Жажда вольной жизни победила в нем Бога, но юноша не сожалеет об этом.

Мцыри жалеет лишь о том, что монахи спасли его в детстве. Жизнь в монастыре оказалась для него невыносимой. Он мечтал о семье, как любой ребенок. Его лишили всего – родных, отчизны, даже памяти о прошлом. Дитя гор дал себе клятву, что хоть на миг прижмется грудью к родному человеку, но мечтам не суждено было сбыться.

Герой не боится смерти, ему жаль своей потерянной юности. Он спрашивает монаха о любви, о ненависти, о красотах природы – испытывал ли он их когда-нибудь? Монах вынужден вспомнить свою молодость, свои мечты.

Главы 6-10

Юноша восхищается тем, что видел на свободе – горными хребтами, заснеженными вершинами, ранней зарей, щебетом птиц, прозрачностью и высотой небес – величественной природой Кавказа.

На воле Мцыри вспомнил аул, где жил с отцом и матерью, где сестры пели ему колыбельные. Вспомнил речку, где играл ребенком, жителей аула с дорогими кинжалами и другим оружием. Он словно видит своего отца, одетого в военную броню. И душа его еще сильнее тоскует о том, что утрачено навсегда.

Он давно задумал побег, чтобы узнать, для чего же рождаются люди – для тюрьмы или воли. По его словам, за эти трое суток скитаний он увидел и познал больше, чем за всю жизнь. Когда он сбежал, монахи молились, боясь страшной грозы. Он же чувствовал единство со стихией, готов был ловить молнии рукой, «как брат обняться с бурей был бы рад».

Мцыри бесцельно и долго бежал. Небо казалось ему настолько чистым, что можно было увидеть полет ангела. Поняв, что за ним нет погони, он упал лицом в траву, желая прочувствовать единение с природой. Его не пугали ни змеи, ни другие животные. Он сам был как высвободившийся из плена зверь.

Утром молодой человек очнулся на краю обрыва. Ему кажется, что он понимает язык горного ручья.

Главы 11-15

Наступает жаркий полдень. Герой испытывает жажду. Он спускается к ручью, чтобы напиться, и видит у бурного потока молодую девушку – грузинку. Она, откинув чадру, спускалась к воде. Спотыкаясь, смеялась своей же неуклюжести. Герой восхищался ее лицом и грудью, но особенно его заворожили ее глаза, полные тайн любви. Она пела, и ее вольная песня восхитила юношу. Тут Мцыри умолкает, говоря, что монаху не понять, что чувствовал он в тот момент.

Явление девушки так взбудоражило Мцыри, что он уже не понимал, где реальность, а где сон. Он проследил за ней. Увидев, как она вошла в дом, юноша еще сильнее ощутил тоску по родине.

Настала ночь. Мцыри снится молодая грузинка. Проснувшись, он видит огонек в ее сакле. Душа его звала войти внутрь, но он не решился на это. Он отправляется в поисках родной земли, но постепенно сбивается с пути, оказавшись в лесу.

Беглец заблудился. Юноша признается монаху, что, если бы тогда крик о помощи вырвался из его уст, он вырвал бы свой язык. Он ощущал себя степным зверем.

Главы 16-20

Впервые в жизни Мцыри заплакал. Неожиданно перед ним возникает дикий барс, молодой человек готовится к бою.

Зверь почуял человека и бросился на противника. Мцыри сумел ранить барса, но тот набрался сил и напал снова. Эта схватка могла закончиться только смертью.

Мцыри вонзил в горло зверю сук, когда тот кинулся ему на грудь. Юноша одержал победу, но проигравшего он считал истинным бойцом.

Глубокие раны, полученные в схватке с барсом, не заживают. Беглец с трудом продолжает свой путь.

На рассвете Мцыри выходит из леса. Он слышит человеческие голоса и думает, что рядом аул. Оглядевшись, он видит знакомую местность. Прислушавшись, слышит колокольный звон и с ужасом понимает, что вернулся к монастырю. Его надежды вернуться на родину рушатся окончательно.

Главы 21-26

Мцыри чувствует себя «темничным цветком», который, оказавшись на солнце, был жестоко обожжен им. Мир для героя словно остановился. Он не понимает, что происходит вокруг.

Голова юноши одурманена предсмертным бредом. Ему чудится, что он распростерся на дне холодной реки, и это доставляет ему наслаждение. Он видит косяки рыбок над собой. Одна из рыбок зовет его остаться с ней в реке, где всегда воля и покой. Монахи находят беглеца в бреду.

Мцыри сожалеет о том, что его похоронят вдали от родной земли. Мцыри протягивает руку монаху – рука горяча. Он верит, что это жар души, живущий в нем с рождения, но так и не нашедший пищи. Юноша хотел бы оказаться в раю после смерти, но с удовольствием променял бы рай на несколько минут нахождения в Грузии.

Перед смертью герой просит вынести его в сад, где цветут акации и откуда виден Кавказ. Прикосновения ветра напоминает ему прикосновения друга, убирающего пот со лба. Шум листвы кажется ему песней о милой родине.

Ехавший раз мимо Тифлиса (Тбилиси) русский генерал вёз с собой из гор пленного ребёнка лет шести, который был почти при смерти от трудностей дороги. Этот маленький мальчик проявлял сильный дух и умирал гордо, без жалоб. В стоявшем у слияния Арагвы и Куры монастыре генерал отдал ребёнка одному иноку.

Тот выходил мальчика, который потом рос одиноким и замкнутым, но был окрещён и научился чужому языку. Став юношей, этот послушник (по-грузински, «мцыри») уже готовился принять полный обет монашества, но вдруг исчез из обители. Его нашли лишь через три дня, в степи, раненым и слабым. Было ясно, что смерть его близка. Перед кончиной мцыри поведал некогда спасшему его чернецу историю своей души. (См. Образ Мцыри в поэме Лермонтова .)

Монастырь Джвари. Считается, что Лермонтов упоминает в поэме «Мцыри» именно его

Живя у чужеземцев, почти в плену, он горячо желал вернуться на далёкую родину, в чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы. Лишённый отца и матери, он всю свою короткую жизнь мечтал прижать свою тоскующую грудь к другой родной груди.

В монастырском уединении мцыри вспоминал отцовский дом в горах, гул табунов, шедших по вечерам с пастьбы, смуглых, важных стариков с кинжалами. Он давно мечтал бежать – и отыскать сохранённую в детских грёзах родину.

Когда однажды испуганные монахи попрятались от страшной грозы, ему удалось исполнить план бегства. Выбравшись из обители, мцыри много часов бежал в беззвёздной ночи – и оказался у незнакомого ущелья. Он лежал на его обрыве, слыша лишь вой шакалов, видя лишь скольженье змеи меж камней.

Настало утро, и мцыри увидел вокруг живописные заросли, а сверху – знойную синеву неба. На дне ущелья шумел глухой поток. Он спустился к нему со страшной высоты по скалам, держась за кусты и едва не срываясь. Внизу жадно припал к воде, но вдруг услышал пение молодой грузинки. Держа над головой кувшин, она подошла, не заметив его, стройная, как тополь. Женщина набрала воды и скрылась в одной из двух стоявших поодаль саклей. Вид её возбудил в душе мцыри томительную тоску. Изнурённый, он заснул на земле.

Проснувшись в темноте, он вновь двинулся вдаль, но вскоре зашёл в лес, потерял из виду горы – и сбился с пути. Лес простирался во все стороны, до самого горизонта. Не зная, куда идти, мцыри в отчаянии упал на землю с рыданиями.

Лермонтов. Мцыри. Аудиокнига

Вдруг на поляне рядом с ним мелькнули тень зверя и искры двух светящихся глаз. Это был могучий барс, который играл в траве, догрызая свежую кость. Мцыри схватил рогатый сук и приготовился к битве. Сердце его зажглось жаждой борьбы.

Барс почуял человека, стал беспокойно рыть песок лапой, а потом прыгнул. Но мцыри успел быстрым ударом сука рассечь ему череп. Барс застонал, как человек, и прыгнул опять – из последних сил. В смертельном бою мцыри воткнул сук зверю в горло и дважды повернул там. Сплетясь, как два обнявшихся друга, они повалились на землю. Барс стал изнемогать. Глаза его грозно блеснули – и закрылись навек.

С глубокими следами когтей на груди мцыри едва двинулся дальше. Он вышел из лесу, когда уже занимался день – и увидел перед собой знакомый вид мест рядом с монастырём, откуда он бежал. Весь его трудный побег оказался бесполезным. Раненый, без сил идти дальше, он стоял у ворот своей же тюрьмы и слышал, как в монастыре звонил колокол, как будто ударяя ему железом в грудь.

Его голова закружилась в бреду. Мцыри казалось, что он лежит на дне глубокой реки, что над ним теснятся друг к другу волны и играют стада рыбок. Одна рыбка, с золотой чешуёй и грустными зелёными глазами, ласкалась к нему, а потом запела песню, уговаривая юношу остаться тут, на мягкой постели речного дна.