Михаил светлов - биография, информация, личная жизнь. • михаил светлов — поэт эпохи •

Светлов Михаил Аркадьевич (1903- 1964), поэт.

Учился в начальном училище, одновременно подрабатывал в салоне фотографии и на товарной бирже. В 1917 г. вступил в Красную армию.

Как поэт Светлов проявил себя в годы революции и Гражданской войны. К 1925 г. он уже был автором сборников «Рельсы», «Стихи», «Корни». В 1925-1926 гг. написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», ставшие очень популярными у современников.

В ранних стихах пробиваются характерные для всей поэзии Светлова темы гуманизма и интернационализма (поэмы «Комсомол» и «Хлеб», «Стихи о ребе» и др.). В 30 х гг. Светлов обращается к драматургии (пьеса «Двадцать лет спустя»), пишет лирические стихи. Он избегает сложных смещений ритма, длинных стихотворных периодов, неожиданных словосочетаний. Его поэзия ориентирована на музыкально-слуховое восприятие. Отсюда названия «Песня», «Песенка», «Моя песня» и т. п.

«Песня о Каховке» сразу стала одной из любимых песен молодёжи. В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати. Лучшие образцы его творчества военных лет - поэма «Двадцать восемь», стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение «Итальянец», пьеса «Бранденбургские ворота». Послевоенная поэзия Светлова становится философской. Он размышляет о жизни, связи времён, истории, человеческом призвании и счастье («Бессмертие», «Любовь», «Искусство», «Горизонт» и др.).

Светлов всегда был непримирим ко всякой фальши, громогласной риторике, холодной декларативности. Его юмор, о котором ходили легенды, превращался в таких случаях в точную и беспощадную сатиру. Поэт считал предназначением своего творчества «быть „скорой помощью” для любого человека, разделить его горе, принять его близко к своему сердцу».

Открытый и веселый Михаил Светлов прославился благодаря произведению «Гренада», которое в свое время знал практически каждый. Афоризмы, цитаты и эпиграммы Светлова мгновенно становились культовыми. В нём видели поэта, который отражал мысли современных молодых людей того времени. Имя Светлова стало легендарным, потому что молодежь увидела в нем поэта, понимающего душевные переживания каждого.

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Шейнкман, который в будущем взял псевдоним Светлов, родился 17 (4 по старому стилю) июня 1903 года в городе Екатеринославе (сегодня – город Днепр) в семье бедного еврейского буржуа. Исходя из автобиографии Михаила, отец и 10 знакомых евреев покупали пуд гнилых груш и распродавали его по фунтам. Полученный доход шел на образование мальчика, который в то время учился в высшем начальном училище. Что касается национальности, Михаил – еврей.

До этого мальчик учился у меламеда, которому платили 5 рублей. Однажды отец узнал, что в соседнем селе берут 3 рубля, пришел и сказал меламеду, что согласен на 5 рулей, но попросил дополнительно научить мальчика русской грамоте.

Как говорил Михаил, его культурная жизнь началась в тот момент, когда отец принес в дом мешок с сочинениями классиков. Это добро стоило 1 рубль 60 копеек, но книги вовсе не предназначались для мальчика. Дело в том, что мама Михаила, Рахиль Ильевна, славилась на весь город производством жареных семечек, а бумага нужна была для кульков. Но упорный мальчик хотел их прочитать и добился своего: книги шли на кульки только после прочтения.


Шейнкманы жили очень бедно, гонорар от первой публикации Михаил потратил на большую буханку белого хлеба, чтобы вся семья смогла вволю его наесться. Это событие было так непривычно, что запомнилось навсегда.

Начальное городское училище юноша закончил в возрасте 14 лет, после устроился работать на товарную биржу и в частной фотографии. Из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции будущий поэт не смог продолжить образование. После, в 1919 году, Михаил одним из первых вступил в комсомол. В возрасте 16 лет он уже занимал должность главного редактора журнала «Юный пролетарий» и заведовал отделом печати Днепропетровского губкома комсомола.


Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Мария Гольдберг

В первый раз Михаил посетил Москву в 1920 году вместе с друзьями М. Голодным и А. Ясным как делегат Первого Всероссийского совещания пролетарских писателей. В то время юноши придумали себе псевдонимы, без сомнения, подражая и Бедному.

Михаил недолго жил в Харькове, откуда через 2 года переехал в Москву и поступил учиться в 1-й МГУ. Там и произошло знакомство с Эдуардом Багрицким, который стал для Михаила другом на долгие годы.

Литература

Стихи мальчик начал писать в 1917 году, первое стихотворение Михаила Светлова опубликовала газета «Голос солдата» в этом же году. После переезда в столицу один за другим выходили сборники Светлова: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Двое», «Рабфаковка», «В разведке». В произведениях прослеживается героизм и романтика во времена гражданской войны.


В стихотворениях о войне проявилась вся романтичность дарования Светлова. В 1926 году было создано уникальное произведение «Гренада», представляющее собой романтично-революционную историю в форме стихотворения-баллады. Произведение «Гренада» опубликовано в газете «Комсомольская правда» 29 августа 1926 года, тогда имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну. Этот день автор считал своим поэтическим днем рождения.

Его «Гренада» пришлась по душе даже и . Оглушительный успех этого произведения грозил Светлову стать поэтом одного стихотворения, ведь «Гренаду» знала вся страна. Это произведение читалось в общежитиях, казармах, на площадях, его даже пели на популярные мотивы.

Евгений Князев читает стихотворение Михаила Светлова «Гренада»

В 1936 году началась война в Испании. В знаменитой «Гренаде» Михаил Светлов буквально предвидел испанское несчастье. Стихотворение-баллада было переведено на множество языков, а очень скоро его пела вся Европа. Публицистический фильм о событиях того времени назвал «Гренада, Гренада, Гренада моя».

Следующая книга, «Ночные встречи», опубликованная в 1927 году, отразила тревогу и смятение тех лет. Но и это кризисное время было по-своему плодотворно для Михаила. Автор углубляет представление о романтизме, соединяя его с шуткой. С течением времени ирония стала неотъемлемой особенностью творчества и поэтической манеры автора.


Скепсис Михаила относительно перехода в НЭП, усиливающийся карьеризм партийных чиновников и обращение поэта к образам беспомощных и несчастных людей привели к постоянной критике его творчества. В 1928 году Михаила Светлова исключили из комсомола «за троцкизм».

В 1935 году Михаил Светлов создал ещё один шедевр – стихотворение «Каховка», которое в будущем также стало песней. К этому времени Михаил, уже признанный лирический поэт, обращается к драматургии. Первую его пьесу «Глубокая провинция», жестоко раскритиковала «Правда». В 1941 году поставлена пьеса «Двадцать лет спустя», которую до последнего показывали советские театры.

Кирилл Плетнев читает стихотворение Михаила Светлова «Итальянец»

В 1941 году Светлов пробивался на фронт через запреты, так как не хотел оставаться в стороне от всеобщего бедствия. О том, что Михаил искал место службы, свидетельствуют его автобиографические записки. В годы ВОВ Светлов занимал должность корреспондента газеты «Красная звезда», а после работал во фронтовой печати 1-й ударной армии.

Известнейшим стихотворением военных лет стало произведение «Итальянец», созданное в 1943 году. Из-за войны была написана и пьеса «Бранденбургские ворота». В своем творчестве Михаил много говорил о революции, о любви и о войне.


В середине 50-х годов, после значительного перерыва, Светлов испытывает прилив творческих сил. Для произведений этого времени характерен переход от лирики к естественной разговорности. Последней работой автора стала книга «Охотничий домик», выпущенная в 1964 году.

После того как Светлов занял должность преподавателя в Литературном институте, писателя постоянно окружали студенты. Но, несмотря на людей в округе, автор был одиноким человеком. С течением времени романтика поэта столкнулась с реальностью.

Личная жизнь

По некоторым источникам, в личной жизни Михаила были три любимые женщины. Первой стала Валентина, которой в 1927 году он посвятил стихотворение. После Михаил встретил Елену, девушку чаще называли Леночка, будущая жена работала у писателя машинисткой. Выйдя за него замуж, женщина окончила правовой факультет. В 1936 году молодые люди разошлись, детей у пары не было.


Встреча с последней женой – Родам Ираклиевной Амирэджиби – произошла в 1938 году. В столицу, на праздник Первомая, красивую девушку в составе грузинской делегации направили для преподношения дара с родины товарищу .

В последний момент всплыли спорные факты из биографии девушки: княжеское происхождение, отец репрессирован и скончался в тюрьме. Тем не менее, по Красной площади Родам все же прошлась, но к Сталину её так и не подпустили.


Женщина обладала удивительной красотой, в Грузии девочек называли её царским именем. Она работала ассистентом режиссера, занимала должность преподавателя во ВГИКе и писала сценарии. В 1939 году у Родам и Михаила родился сын – Александр (Сандро) Светлов, который в будущем стал сценаристом и режиссёром. Впоследствии Родам вышла замуж за физика Бруно Понтекорво.

Смерть

Жизнь Михаила Аркадьевича Светлова поистине была полна парадоксов. Светлов всегда находился в тени, не любил помпезности и президиумов. Все заработанные средства мужчина раздавал людям и порой оставался без денег. Он всю свою жизнь печатал на требующей ремонта машинке. Автора не привлекала известность, он любил людей, но сам старался держаться в стороне из-за присущей ему скромности.


Долгие годы пристрастия к табаку не прошли даром – Светлову диагностировали рак лёгкого. Даже супруга Родам не могла повлиять на упрямого Светлова и заставить его бросить курить. Будучи ироничным человеком, он шутил даже о своей болезни, потому что не хотел расстраивать близких. Находясь в больнице, однажды он попросил Лидию Лебединскую принести ему пива, «а рак у меня уже свой есть!» - сказал Светлов.

Поэт скончался 28 сентября 1964 года в Москве, оставив недописанной пьесу, посвященную . Михаил Аркадьевич похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 3 года после кончины Светлову посмертно присудили единственную профессиональную награду – Ленинскую премию по разделу «Поэзия».

Память

  • 1964 - Участвовал в эпизоде поэтического вечера в Политехническом в художественном фильме «Застава Ильича».
  • 5 октября 1965 - Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это - Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова, известная как «Светловка».
  • 1968 - Назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука».
  • 1985 - Назван речной теплоход «Михаил Светлов» (Россия). Фото можно найти в Интернете.

Теплоход «Михаил Светлов»
  • 1985 - Документальный фильм «Встречи с Михаилом Светловым»
  • 2003 - Документальный фильм «Красивое имя, высокая честь. Михаил Светлов»
  • Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка.
  • Именем Михаила Светлова назван также один из ресторанов московского гостиничного комплекса Измайлово корпуса «Дельта-Гамма».
  • В Усть-Илимске Иркутской области в честь поэмы «Гренада» назван клуб, а улица, на которой он находится, носит имя М. Светлова.

Библиография

  • 1923 – «Рельсы»
  • 1923 – «Стихи о ребе»
  • 1924 – «Стихи»
  • 1925 – «Корни»
  • 1927 – «Ночные встречи»
  • 1927 – «В разведке»
  • 1928 – «Большая дорога»
  • 1929 – «Книга стихов»
  • 1929 – «Избранные стихи»
  • 1930 – «Гренада»
  • 1931 – «Горнист»
  • 1936 – «Глубокая провинция»
  • 1939 – «Сказка»
  • 1942 – «Двадцать восемь»
  • 1942 – «Отечество героев»
  • 1942 – «Стихи о Лизе Чайкиной»
  • 1957 – «Стихи и пьесы».
  • 1958 – «Яблочко-песня»
  • 1959 – «Горизонт»
  • 1962 – «Я - за улыбку!»
  • 1964 – «Любовь к трём апельсинам»
  • 1964 – «Охотничий домик»

17 (по старому стилю 4) июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) в семье ремесленника.

Публиковаться начал с 1917 года (стихотворение в газете "Голос солдата"). В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году Михаил Светлов в качестве добровольца присоединился к составу 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвовал в боях. В 1921 Светлов перебрался в Харьков , где работал в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов "Рельсы". В 1922 году он переехал в Москву, где поступил учиться сначала на рабочий факультет, а затем в Высший литературно-художественный институт им. В.Я. Брюсова.

В столице Светлов стал членом литературной группы "Молодая гвардия", объединившей литераторов, воспевавших революционное переустройство мира, в 1924-1925 годах входил в литературную группу "Перевал". В это время были опубликованы два сборника его стихотворений: "Стихи" (1924) и "Корни" (1925). В 1926 вышла книга Светлова "Ночные встречи" и в этом же году им была написана знаменитая "Гренада", которую Владимир Маяковский читал наизусть на своих поэтических вечерах. На слова "Гренады" написали музыку около 20 композиторов в разных странах.

В 1928 "за троцкизм" Светлов был исключен из комсомола. В 1930-е было создано другое знаменитое произведение поэта — "Каховка", которая вслед за "Гренадой" также стала популярной песней. В конце 1930-х годов Светлов обратился к драматургии: им была написана романтическая пьеса "Сказка" (1939), а в 1940 году он снова вернулся к событиям Гражданской войны в пьесе "Двадцать лет спустя".

Во время Великой отечественной войны Светлов был военным корреспондентом сначала газеты "Красная звезда" в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), затем — газет 1-й ударной армии Северо-Западного фронта "На разгром врага" и "Героический штурм". На войне Светлов писал стихи, корреспонденции, листовки, и впервые в жизни — очерки. Так, известен его очерк о девушке-санинструкторе "Дружинница". Огромную популярность получило его стихотворение "Итальянец". Впечатления о войне нашли отражение и в пьесе послевоенного периода "Бранденбургские ворота". За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Светлов был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В послевоенные годы поэтическое творчество Светлова было в негласной опале, ему не разрешали выезжать за границу. Светлов занялся преподаванием. В эти годы он вновь вернулся к драматургии и создал пьесы: "Чужое счастье" (1953), "С новым счастьем" (1956) и вариацию на тему Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам" (1964). Также больше количество времени Светлов уделял переводческой работе: с белорусского, туркменского, украинского, грузинского, литовского языков.

Лишь после 2-го съезда писателей (1954), на котором в защиту Михаила Светлова выступили Семен Кирсанов и Ольга Берггольц, о поэте вновь заговорили открыто. После значительного перерыва появился сборник стихов Светлова "Горизонт" (1959), "Охотничий домик" (1964) и последняя книга поэта — "Стихи последних лет" (1967), за которую Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. Умер Михаил Светлов 28 сентября 1964 года в Москве, оставив незаконченной работу над пьесой об Антуане Сент-Экзюпери.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Детство. Юность

Родился Светлов 4(17).06.1903г. Родной город Михаила Аркадьевича Шейнкмана (настоящая его фамилия) - Екатеринослав (сейчас Днепропетровск). В 1917 году окончил четырёхклассное училище.

Так как семья Шейнкманов была небогатой, Михаилу во время учёбы приходилось подрабатывать. Работал он помощником фотографа и «мальчиком» на бирже. В шестнадцать лет Михаил стал комсомольцем.

Вскоре Михаил Шейнкман получает назначение на заведование отделом печати губкома а Екатеринослава. В семнадцать лет Михаил добровольно уходит на фронт. Несколько месяцев он в пехотном полку сражается за свой город.

В 1922 году начинающий поэт переезжает в Москву, где наконец-то ему удалось продолжить обучение. Сначала он обучается на рабфаке, затем на литфаке МГУ.

В столице молодой человек с головой окунается в литературную жизнь. Он посещает литературные группы «Молодая гвардия» и «Перевал».

К у поэт отнёсся очень негативно, для него это было предательством идеи . Он даже сочинял стихи для подпольно выпускавшихся троцкистских листовок. Именно за троцкизм в 1928 году Светлова исключили из комсомола.

Великая Отечественная война

Во время поэт находился на фронте в качестве военного корреспондента. Он рассказывал читателям «Красной звезды» о том, что происходит на полях сражений. Всё увиденное и пережитое он отражает в своём творчестве. После войны Михаил Аркадьевич преподавал в Литинституте, где завоевал всеобщую любовь.

Творчество Михаила Светлова

«Голос солдата» - первая газета, в которой появились стихи Михаила Светлова. Он был четырнадцатилетним подростком, когда в печати вышло его стихотворение. На первые свои заработанные деньги юный поэт купил большую буханку хлеба, чтобы вволю накормить свою семью.

Юноша был романтиком до глубины души, он искренне верил в идеи коммунизма, мечтал переделать весь мир. Идеи и жизненные идеалы коммунистически настроенной молодёжи он выразил в стихах.

Конечно, его юношеские стихи несовершенны, в них ещё нет тех «светловских» интонаций, что будут так узнаваемы позже. Но даже в ранних произведениях видна искренность переживаний, вера в светлое будущее.

Ранние сборники :

  • «Рельсы» (1923)
  • «Стихи» (1924)
  • «Корни» (1925)

В 1926 году появилась известная на весь мир «Гренада». В этом же году выходит книга стихов «Ночные встречи», с которой начался растянувшийся на несколько десятилетий творческий спад. В 1930 году из-под пера Светлова выходит «Каховка» - ещё одно знаменитое творение, ставшее популярной песней.

Драматургия

В середине тридцатых годов Михаил Светлов пишет драматические произведения:

  • 1935 год - «Голубая провинция»
  • 939 год - «Сказка»
  • 1940 год - «Двадцать лет спустя» и «Мыс Желания».

Наиболее популярные произведения о войне:

  • 1942 год - «Двадцать восемь» (поэма)
  • 1943 год - «Итальянец» (стихотворение)
  • 1946 год - «Бранденбургские ворота» (пьеса).

Творчество послевоенного периода

После войны стихи Светлова предаются негласной опале, их не печатают, а самого поэта не выпускают за границу.

  • 1953 год - «Чужое счастье» (пьеса)
  • 1956 год - «С новым счастьем» (пьеса)
  • 1959 год - «Горизонт» (сборник стихов)
  • 1964 год - «Охотничий домик» (сборник стихов)
  • 1964 год - «Любовь к трём апельсинам» (пьеса).

«Стихи последних лет» - последний сборник Светлова, вышедший в 1967 году. Она принесла автору высокую награду (Ленинская премия). В начале осени 1964 года талантливый поэт Михаил Светлов ушёл из жизни. Причиной его смерти стало тяжёлое раковое заболевание.

Подпись:

Цитаты в Викицитатнике

Михаи́л Арка́дьевич Светло́в (настоящая фамилия - Ше́йнкман ; 4 (17) июня 1903 год , Екатеринослав - 28 сентября , Москва) - русский советский поэт и драматург . Лауреат Ленинской премии (1967 - посмертно ).

Биография

Михаил Светлов родился в Екатеринославе (ныне Днепр) в небогатой семье ремесленника-еврея. Публиковаться начал в 1917 году.

В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию , принимал активное участие в Гражданской войне . Недолгое время жил в Харькове , откуда в 1922 году переехал в Москву. Первый сборник стихов «Рельсы» вышел в 1923 году в Харькове. В 1927-1928 годах учился в МГУ . Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию , вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года . Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова. В 1927-1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шёл на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров .

Пьеса о колхозной жизни «Глубокая провинция» (1935) была раскритикована в «Правде » и снята со сцены. В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда» , затем работал во фронтовой печати 1-й ударной армии. Наиболее известное из военных стихотворений - «Итальянец» (1943).

За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия . «Лирика Светлова, - пишет В. Казак , - всегда многопланова; многое в ней остаётся недосказанным и даёт волю фантазии читателя. Его стихотворения преимущественно предметны; конкретные предметы служат обозначениями чувств и мыслей» .

В 1931-1962 годах Михаил Светлов жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке . На протяжении ряда лет преподавал в .

Светлов встал, протягивая мне руку:

Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.

Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга - потрудней, пожалуй, чем написать «Гренаду» .

Михаил Светлов умер от рака 28 сентября 1964 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Семья

Книги

  • «Рельсы». Харьков, 1923.
  • Стихи о ребе. Харьков, 1923
  • «Стихи». Л., Молодая гвардия, 1924.
  • «Корни». М., 1925.
  • Ночные встречи. М., 1927.
  • Хлеб. М., 1928
  • «Книга стихов». М.-Л., ГИЗ, 1929.
  • Избранные стихи. М., Огонёк, 1929
  • Гренада. М.-Л.,ГИЗ, 1930
  • Гренада. М., Молодая гвардия, 1930
  • Горнист. М., 1931

  • Избранные стихи. М., Федерация, 1932
  • Избранные стихи. М., Гослитиздат, 1935
  • Избранные стихи. М., Молодая гвардия, 1935
  • «Глубокая провинция». М., Цедрам, 1936.
  • Стихотворения. М., 1937
  • «Сказка». М., Молодая гвардия, 1939.
  • Сказка. М.-Л., Искусство, 1940
  • «Двадцать лет спустя». М.-Л., Искусство, 1941.
  • Двадцать восемь. М., 1942
  • Отечество героев. М., 1942
  • Стихи о Лизе Чайкиной. М., 1942.
  • «Двадцать лет спустя». М.-Л., Искусство, 1947.
  • Избранные стихи. М., Правда, 1948
  • Избранные стихи. М., Советский писатель, 1948. - 172 с., 25 000 экз.
  • Избранные стихи и пьесы. М., ГИХЛ. 1950. - 208 с., 25 000 экз.
  • Избранное. М., Художественная литература, 1953. - 176 с., 25 000 экз.
  • «Стихи и пьесы». М., Гослитиздат, 1957.
  • Яблочко-песня. М., 1958
  • «Горизонт». М., Советский писатель, 1959.
  • Стихотворения. М., 1959
  • «Я - за улыбку!» М., Правда, 1962.
  • Стихотворения. М., 1963
  • «Любовь к трём апельсинам». М., Искусство, 1964.
  • Охотничий домик. М., 1964

Награды и премии

  • Ленинская премия ( - посмертно ) - за книгу «Стихи последних лет»
  • премия Ленинского комсомола ( - посмертно )
  • два ордена Красной Звезды (1.12.1942; 6.9.1944)
  • орден и четыре медали.

Память

  • - Участвовал в эпизоде поэтического вечера в Политехническом в художественном фильме «Застава Ильича » (реж. Марлен Хуциев)
  • 5 октября 1965 - Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это - Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова , известная как «Светловка»
  • - Назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука » (реж. Леонид Гайдай)
  • - Назван речной теплоход «Михаил Светлов» (Россия)
  • - Документальный фильм «Встречи с Михаилом Светловым» (реж. Александр Михайловский)
  • - Документальный фильм «Красивое имя, высокая честь. Михаил Светлов» (телеканал «Культура» , Россия , реж. Александр Шувиков)
  • Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка
  • Именем Михаила Светлова назван также один из ресторанов московского гостиничного комплекса Измайлово корпуса «Дельта-Гамма». [ ]
  • В Усть-Илимске Иркутской области в честь поэмы «Гренада» назван клуб, а улица на которой он находится носит имя М. Светлова.

Напишите отзыв о статье "Светлов, Михаил Аркадьевич"

Комментарии

Примечания

Ссылки

  • . На сайте «Хронос » .
  • // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Светлов, Михаил Аркадьевич

– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.