Особенности правления киевского княжества. Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII в

Киевское княжество - К. княжество сложилось в земле полян. Уже около Х в. в его состав вошла Древлянская земля, которая впоследствии только ненадолго отделялась от Киевщины. Границы К. княжества часто менялись. Сравнительно большей устойчивостью отличались границы восточная и северная. Первая шла вдоль Днепра, причем К. княжеству принадлежали на левом берегу угол между нижним течением Десны и Днепром и узкая полоса земли до устья реки Корани. На северо-востоке граница шла по реке Припяти, иногда переходя ее и захватывая часть области дреговичей. Западная граница подвергалась колебаниям: то она шла по реке Случь, то доходила до реки Горыни и даже переходила ее. Еще изменчивее была южная граница; иногда она доходила до Южного Буга и переходила за реку Рось, иногда отступала до реки Стугны (при Владимире св. и в конце XI в.). Приблизительно, К. княжество занимало большую часть нынешней Киевской губернии, восточную половину Волынской и небольшие отрезки в западной части губерний Черниговской и Полтавской. Земли древлян и северную часть земли полян были покрыты лесами; только к югу от Стугны страна принимала степной характер. Огромную роль в истории полянского племени играет река Днепр. Положением страны на великом водном пути из Балтийского моря в Черное, там, где Днепр принимает два свои важнейшие притока - Припять и Десну, обусловлено раннее развитие здесь культуры. На берегах Днепра встречаются в большом количестве следы поселений каменного века. Монетные клады указывают, что на днепровском побережье уже издавна процветала торговля. В IX-Х столетиях поляне ведут обширную торговлю с Византией и Востоком. Есть указания и на ранние торговые сношения Поднепровья с Западной Европой. Благодаря выгодному географическому положению поляне были культурнее соседних славянских племен и впоследствии подчинили их себе. Можно думать, что в более раннее время поляне делились на небольшие общины. Около VIII века они подпали власти хозар. Борьба с иноплеменниками должна была вызвать образование военного класса дружинников, вожди которых получают власть над общиной. Эти вожди-князья являются, вместе с тем, и крупными торговцами. Вследствие этого князья более важных торговых центров приобретают значительные средства, дающие им возможность увеличивать контингент своей дружины - а это позволяет им подчинять себе менее сильные соседние общины. Одновременно с расширением территории идет захват князьями внутри общины судебных и административных функций. Расширение княжеской власти произошло у полян, по-видимому, постепенно, без сильной борьбы; по крайней мере, в историческое время мы не видим антагонизма между князем и народом.

Когда сложилось К. княжество - мы не имеем достоверных сведений. Арабские писатели Х в. сообщают, основываясь, очевидно, на источнике более раннего времени, что у руссов есть три государства, одно из которых имеет столицей большой город Куябу. Начальная летопись передает об образовании К. княжества ряд легенд, которые летописец пытается связать между собой. Таким образом получился рассказ, будто Киев, основанный Кием с братьями (см. Кий), после их смерти был занят варягами Аскольдом и Диром (см.), которые были убиты Олегом. Личность Олега, к которой летописец приурочивает несколько преданий, является уже исторической, так как Олег заключил торговый договор с греками. Игорь и Ольга, правившие Киевом после Олега, - также лица исторические, хотя в летописи с их именами тоже связано несколько легенд. Относительно происхождения первых К. князей мнения исследователей расходятся: одни считают их варягами, другие приписывают им туземное происхождение. Летописец рассказывает, что Олег подчинил Киеву соседние славянские племена. Как бы то ни было, но к середине Х в. владения К. князей занимали уже огромную территорию. Правда, покоренные племена были мало связаны с центром; князья ограничивались сбором с них дани и не вмешивались во внутренние их распорядки; племена управлялись своими местными князьями, несколько известий о которых мы встречаем и в летописи. Для поддержания своей власти и для сбора дани К. князья должны были предпринимать отдаленные походы; часто такие походы предпринимались и ради добычи. Особенно замечательны в этом отношении походы сына Игоря, Святослава: он ходил на Волгу, разрушил хозарское царство и, наконец, перенес свою деятельность на Дунай, в Болгарию, откуда был вытеснен византийцами. Для таких предприятий князья нуждались в значительной дружине. Дружина эта отличалась разноплеменным составом и вовсе не была привязана к земле. Дружинники служили только князю; в свою очередь князья дорожат дружиной, не жалеют для нее имущества, советуются с нею. При частом отсутствии князей полянская земля пользовалась в значительной степени самоуправлением. Интересы князей, как крупных торговцев, совпадали с интересами более зажиточной части населения, которая тоже вела значительную торговлю. Ради торговых интересов князья предпринимают походы, заключают торговые договоры (договоры Олега и Игоря с греками). Одной из главнейших забот К. князей было удержать за собой разноплеменные части своего государства. С этой целью уже Святослав раздает, при жизни, различные области в управление сыновьям: Ярополка он сажает в Киеве, Олега - в Древлянской земле, Владимира - в Новгороде. После смерти Святослава между его сыновьями начинается борьба за обладание всем государством. Победителем из этой борьбы вышел его младший сын, Владимир Новгородский, овладевший и Киевом (см. Владимир Св.). Благодаря оживленным сношениям с Византией, христианская вера рано начала распространяться в Киеве. При Игоре здесь была уже христианская церковь и часть княжеской дружины состояла из христиан, а вдова Игоря, Ольга, сама крестилась. Владимир, видя рост христианства в своей земле, крестился и крестил своих сыновей. Подобно отцу, Владимир при жизни раздал различные волости в управление своим многочисленным сыновьям. После его смерти между братьями началась борьба, и одному из них, Ярославу Новгородскому, опять удалось соединить в своих руках почти все русские земли. И этот князь, следуя политике отца и деда, раздает волости своим сыновьям. Умирая, он завещает К. княжество, т. е. земли полянскую и древлянскую, старшему сыну Изяславу; вместе с тем он передает ему и право старшинства над братьями (1054). В других областях князья мало-помалу проникаются интересами населения, которое, в свою очередь, привыкает к известной ветви княжеского рода. Одна К. область представляла в этом отношении исключение, вследствие права старшинства, присвоенного К. князю, и богатства области, обладание которой являлось весьма заманчивым для князей. На К. стол претендуют все князья, которые могут опираться на право или на силу. С размножением княжеского рода определение старшинства стало очень затруднительным и постоянно давало повод к пререканиям. Сильные князья "добывали" себе К. стол, не стесняясь никакими родовыми счетами. Население также не принимало в расчет родовых прав и стремилось иметь князей из излюбленной ветви. Уже при Изяславе (см.) произошли усложнения, он несколько раз был изгоняем из Киева и вновь туда возвращался. После него Киев перешел к старшему из живых Ярославичей, Всеволоду, а затем - к сыну Изяслава, Святополку-Михаилу. Когда на Любечском съезде было решено, что каждый должен владеть тем, чем владел его отец, К. стол, после смерти Святополка, должен был достаться сыну Святополка, Ярославу, а если держаться старшинства - Давиду Святославичу. Но киевляне не любили ни Святославичей, ни Святополка и позвали на княжение сына Всеволода, Владимира Мономаха, приобретшего их расположение. С этого времени (1113) в течение 36 лет К. стол находится в руках одной ветви: Мономах передает его сыну, Мстиславу, а последний - брату, Ярополку. Передача эта происходит с согласия населения. После смерти Ярополка, Киев силой захватывает черниговский князь Всеволод Ольгович (см.) и успевает удержаться здесь до смерти (1146); но попытка его передать стол брату Игорю была безуспешна - киевляне убили Игоря (см.) и призвали к себе князя из рода Мономаховичей, Изяслава Мстиславича (см.). Изяславу пришлось выдержать борьбу с дядей, Юрием суздальским. Несколько раз изгонял его Юрий, но в конце концов Изяслав одержал верх, хотя и должен был принять в соправители дядю, Вячеслава. Киевляне в этой борьбе держатся такой политики: всякий раз, когда Юрий является в К. землю с сильным войском, они советуют Изяславу уходить и принимают Юрия, - но как только возвращается Изяслав, с союзниками, они с радостью встречают его и оказывают ему содействие. Только после смерти Изяслава и Вячеслава Юрию удалось более прочно усесться в Киеве. Затем идет опять борьба за Киев между Изяславом Давидовичем черниговским (см.) и Ростиславом смоленским. Ростиславу удалось удержаться в Киеве при помощи племянника Мстислава Изяславича, которому он отдал К. пригороды Белгород, Торческ и Треполь. Таким образом К. княжество начало дробиться. Мстислав, заняв К. стол после Ростислава, отдал его сыновьям пригороды Вышгород и Овруч. К. князья становились все слабее и слабее. Между тем на Киев заявил притязание сильный владимирский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (см.). Андрей и не думал сам занимать К. стол; для него важно было только лишить его значения старшего стола и перенести политический центр на северо-восток, в свою волость (см. Владимирское великое княжество). Он послал на Киев многочисленное войско свое и своих союзников. Киев был взят и разграблен (1169); Андрей посадил в нем своего младшего брата Глеба, а после его смерти отдал К. княжество одному из Ростиславичей, Роману. Андрей обращался с Ростиславичами высокомерно, как со своими подручниками; отсюда столкновения, которым положила конец смерть Андрея. Вмешательство с северо-востока князей в К. дела на время прекратилось. Княжеский стол переходил из рук в руки, пока черниговский князь Святослав Всеволодович не вошел в соглашение с Ростиславичами: Святослав сел в Киеве, а Ростиславичам отдал Белогородский, Вышегородский и Овручский уделы, т. е. большую часть К. земли. Не имея достаточно силы, чтобы поддержать значение великого князя, Святослав играл, в сравнении с Всеволодом суздальским, второстепенную роль; но в его почти 20-летнее княжение К. земля немного отдохнула от усобиц. После его смерти К. стол занял Рюрик Ростиславич. Его родичи получили уделы в К. земле; его зять, Роман Мстиславич, владел городами на Поросье. Всеволод суздальский потребовал себе у Рюрика "части в Русской земле" и именно тех городов, которыми владел Роман. Рюрик не решился противиться могущественному князю. Всеволоду, в сущности, вовсе не нужны были эти города; он отдал один из них, Торческ, сыну Рюрика, своему зятю. Целью суздальского князя было поссорить Рюрика с Романом. И действительно, между ними началась вражда. Спустя несколько лет Роман сделался галицким князем и, располагая большими силами, мог отомстить Рюрику: он вторгся в К. землю и нашел поддержку в киевлянах и черных клобуках. Рюрик должен был уступить и удовольствоваться Овручским уделом. Роман не остался в Киеве; К. стол утратил всякое значение, и Роман отдал его двоюродному брату, Ингварю Ярославичу. Соединившись с Ольговичами и половцами, Рюрик вновь овладел Киевом, снова подвергшимся полному разграблению (1203). Роман насильно постриг Рюрика, но после смерти Романа (1205) Рюрик сбросил монашескую рясу и опять вокняжился в Киеве. Теперь ему пришлось бороться с черниговским князем Всеволодом Святославичем; Ольговичи никогда не оставляли претензии на К. стол. Всеволоду Святославичу удалось захватить Киев, а Рюрика посадить на своем месте в Чернигове, где тот и умер. Всеволод не удержался в Киеве, который был захвачен Мстиславом Романовичем, погибшим в первом столкновении русских с монголами на реке Калке. Снова начинается борьба за Киев между Мономаховичами и Олеговичами; страна и город подвергаются разорению. Князья быстро сменяются на К. столе вплоть до нашествия татар.

В удельном периоде (от середины XI до середины ХIII в.) в К. княжестве можно различить три составные части: землю полян, которая носит название Руси, русской земли по преимуществу, землю древлян, тесно примыкавшую к княжеству, и южную окраину - Поросье - заселенную кочевниками тюркского происхождения, известными под общим именем черных клобуков. В истории К. земли наиболее видную роль играла земля полян. Здесь было наиболее городов, и население принимало самое живое участие в политической жизни страны. Оно было сосредоточено главным образом, в северной лесистой половине, так как здесь оно было в большей безопасности от набегов степняков, да и хозяйство того времени более процветало в местностях лесистых, откуда получались меха, мед, воск (пчеловодство было бортевое). Древляне (см.) подчинились полянам только после упорной борьбы, память о которой сохранилась в преданиях, занесенных в летопись; они, по-видимому, рано лишились местного управления, но, даже будучи тесно связаны с Киевом, все-таки обнаруживали мало интереса к делам всего княжества. Древлянская территория наименее страдала и от степных кочевников, и от княжеских усобиц. Черные клобуки составляли род пограничной стражи на юге; они управлялись собственными ханами, сохранили свою религию, образ жизни и мало смешивались с русским населением. Число их все увеличивалось новыми поселенцами; с середины XII в. они уже играют заметную роль в политической истории княжества. С раздроблением К. княжества в земле древлянской и на Поросье образуются два значительных удела - Овручский и Торческий. Наибольшее число городов в это время находилось в северной части К. области, т. е. в земле полян. Против Киева, у нынешнего села Вигуровщина, лежал Городец, в 15 верстах выше Киева по Днепру - Вышгород, в 10 верстах к юго-западу от Киева - Звенигород, в 20 верстах к западу от Киева - Белгород; за Днепром, к югу от Киева - Саков, при впадении в Днепр Стугны - Треполь, в верховьях ее - Василев (нынешний Васильков), на Днепре, против Переяслава - Заруб, при устье Роси - Родня, позднее Канев, выше по Роси - Юрьев. В западной части К. земли были города: Звиждень, Мичьск (нынешний Радомысль), Котельница, Вручий (Овруч), Искоростень, Взвягль (нынешний Новгород-Волынск) и Корческ (нынешний Корец).

В удельно-вечевом периоде во главе К. земли стоит князь. Киевляне не считают возможным существовать без князя: они готовы призвать даже нелюбимого князя, лишь бы только не оставаться, хотя бы временно, вовсе без князя. Но вместе с тем они признают за собой право призывать угодных и низлагать неугодных князей. Право это не всегда им удается осуществить, но сами князья допускают его. Договоры (ряды) с князем в К. земле встречаются редко; отношения основаны на взаимном доверии князя и народа. Князь управляет при помощи дружинников. С течением времени дружина приобретает местный характер; есть известие от середины XII в., что дружинники владеют землей. Население очень неохотно принимает князей из иных волостей, которые приводят с собой чужую дружину. После смерти таких князей население обыкновенно грабит и избивает пришлых дружинников. Собирает вече князь, но оно может собраться и без его зова. Определенных мест для собраний не было. Пригороды хотя и рассматриваются как отдельные общины, но почти всегда присоединяются к решению старшего города; только Вышгород проявляет иногда признаки самостоятельности. Вече до некоторой степени контролирует управление князя и его чиновников, решает вопрос о войне, если с этим связан созыв земского ополчения - "воев", - над которым в походе начальствовали тысяцкие. Войско слагалось из дружины, охотников земского ополчения и черных клобуков. Торговля продолжает играть важную роль в жизни княжества. Князья заботятся об охране торговых путей и часто снаряжают для этой цели военные экспедиции. Видная роль принадлежит и духовенству, тем более что Киев является духовным центром русской земли. К. область, кроме митрополии, заключала еще две епископии: белгородскую и юрьевскую (впоследствии каневскую), которые появляются во 2-й половине XII в.

Осенью 1240 г. Батый взял Киев, которым владел тогда Даниил Галицкий. С тех пор мы имеем очень мало данных о судьбах К. земли. Это дало некоторым ученым повод утверждать, что после татарского нашествия княжеская земля опустела, население ушло на север, и только позднее явились сюда новые колонисты с запада, предки нынешнего малорусского населения страны. Такое мнение, опирающееся более на априорные положения и филологические домыслы, не встречает подтверждения в тех немногих сведениях об истории К. земли, какие дошли да нас за время от 2-й половины XIII до начала XIV в. К. земля, без сомнения, сильно пострадала от татар, но едва ли более, чем другие русские земли. Батый отдал разоренный Киев суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу, и в 40-х гг. XIII в. в Киеве сидит боярин этого князя. В 1331 г. упоминается К. князь Федор. Около этого времени К. княжество входит в состав литовско-русского государства. Относительно даты этого события мнения расходятся: одни принимают дату Стрыйковского - 1319-20 гг., другие относят завоевание Киева Гедимином к 1333 г., наконец, некоторые (В. Б. Антонович) вовсе отвергают факт завоевания Киева Гедимином и приписывают его Ольгерду, датируя 1362-м годом. Несомненно, что после 1362 г. в Киеве сидел сын Ольгерда, Владимир, который отличался своей преданностью православию и русской народности. Владимир, кажется, не нравился ни Ягайло, ни Витовту и в 1392 г. был заменен другим Ольгердовичем, Скиргайлом. Но и Скиргайло был проникнут русскими симпатиями; при нем Киев делается центром русской партии в литовском государстве. Скиргайло скоро умер, и литовский великий князь Витовт не отдал Киева в удел никому, а назначил туда наместника. Только в 1440 г. восстановлен был К. удел; князем посажен был сын Владимира, Олелько (Александр). После смерти его великий князь Казимир не признал вотчинных прав его сыновей на К. землю и отдал ее только как пожизненный лен старшему из них, Симеону. И Олелько, и Симеон оказали много услуг киевскому княжеству, заботясь о внутреннем его устройстве и охране его от татарских набегов. Среди населения они пользовались большой любовью, так что когда, после смерти Симеона, Казимир не передал княжение ни сыну его, ни брату, а прислал в Киев наместника Гаштольда, киевляне оказали было вооруженное сопротивление, но должны были покориться, хотя и не без протеста. В начале XVI столетия, когда князь Михаил Глинский поднял восстание с целью отторжения от Литвы русских областей, киевляне отнеслись к этому восстанию сочувственно и оказали Глинскому содействие, но попытка не удалась и К. земля окончательно вошла в число провинций Польско-Литовского государства.

В литовском периоде К. княжество простиралось на восток до Случи, на севере переходило за Припять (Мозырский повет), на востоке заходило за Днепр (Остерский повет); на юге граница то отступала до Роси, то достигала Черного моря (при Витовте). В эту пору К. княжество делится на поветы (Овручский, Житомирский, Звенигородский, Переяславский, Каневский, Черкасский, Остерский, Чернобыльский и Мозырский), которые управлялись наместниками, старостами и державцами, назначаемыми князем. Все жители повета подчинялись наместнику в военном, судебном и административном отношении, платили в его пользу дани и несли повинности. Князю принадлежала только верховная власть, выражавшаяся в предводительстве на войне ополчением всех поветов, праве апелляции к нему на суд наместника и праве раздачи поземельной собственности. Под влиянием литовских порядков начинает меняться и общественный строй. По литовскому праву земля принадлежит князю и раздается им во временное владение под условием несения государственной службы. Лица, получившие на таком праве участки земли, носят название " земян"; таким образом с XIV столетия в К. земле образуется класс землевладельцев. Этот класс сосредоточивается преимущественно в северной части княжества, более обеспеченной от татарских набегов и более выгодной для хозяйства, по обилию лесов. Ниже земян стояли "бояре", приписанные к поветовым замкам и несшие службу и разного рода повинности в силу своей принадлежности к этому классу, независимо от величины участка. Крестьяне ("люди") жили на землях государственных или земянских, были лично свободны, имели право перехода и несли натуральные повинности и денежные дани в пользу владельца. Этот класс стремится на юг, в незаселенные и плодородные степные поветы, где крестьяне были более независимы, хотя и рисковали пострадать от татарских набегов. Для защиты от татар из крестьян с конца XV столетия выделяются группы военных людей, обозначаемых термином "казаки" (см.). В городах начинает образовываться мещанское сословие. В последнее время существования К. княжества сословия эти только начинают обозначаться; резкой грани между ними еще нет, окончательно слагаются они уже позднее.

Литература. М. Грушевский, "Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия" (К., 1891); Линниченко, "Вече в Киевской области"; В. Б. Антонович, "Киев, его судьба и значение с XIV по XVI столетия" (монографии, т. I); Соболевский, "К вопросу об исторических судьбах Киева" ("Киевские Университетские Известия", 1885, 7). Сверх того, истории киевской земли посвящено много статей и заметок в "Киевской Старине", "Чтениях в историческом обществе Нестора Летописца" и "Трудах Киевской Духовной Академии".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

>> Киевское княжество

Киевское княжество расположилось на Среднем Подненровье. Эти земли, находившиеся в лесной и лесостепной зоне, были самыми богатыми в государстве. Кроме плодородного чернозёма, обеспечивавшего развитие земледелия, имелось достаточно древесины и полезных ископаемых, которые широко использовались в ремесленном производстве. Реки - Днепр, Десна, Припять, Южный Буг - соединяли Киевское княжество с другими землями Руси, а также с иностранными торговыми рынками. На юге Киевское княжество граничило с землями половцен-кочевников. Половцы часто совершали набеги на Киевскую землю, грабили и разоряли её. Поэтому были построены оборонительные системы, предназначенные для защиты от кочевников.

К тому времени в княжестве существовало около 80 городов. Среди них - Канев, Черкассы, Овруч, Житомир, Вышгород, Белгород, Чернобыль, Мозырь и другие. Большие города, как правило, находились в лесостепной зоне, а вдоль южных границ строили города-крепости.

Киев был столицей княжества и вместе с тем оставался наибольшим экономическим и культурным центром всей Восточной Европы. Население Киева того периода составляло около 50 тыс. человек. Здесь располагались дворы бояр и купцов, большие ремесленные мастерские. На протяжении XII - первой половины XIII вв.

Киево-Печерский монастырь. Панно. 1975 г.
Художники В. Масик, А. Масик

Как вы думаете, какой хозяйственной деятельностью занимались монахи Киево-Печерского монастыря?

Владимирская Божья Матерь. Древнерусская святыня - икона Божьей матери, которую Андрей Боголюбский вывез в качестве трофея из Вышгорода

Киев оставался одним из центров внутренней и внешней торговли . На рыночных площадях можно было встретить купцов из разных земель Руси, а также Чехии, Германии, Скандинавии, Польши, Венгрии, Византии и других стран. Киевские ремесленники славились своим мастерством в обработке разных металлов, изысканностью созданных ими ювелирных, гончарных, стеклянных изделий. Здешние мастера первыми начинали применять разнообразные технологические новинки, распространившиеся затем на другие земли. В то же время Киев был мощной крепостью, за стенами которой население пряталось от набегов врагов.

Киев оставался церковным и религиозным центром. Здесь было много церквей и монастырей (крупнейший из них - Киево-Печерский - основан родоначальниками монашества Антонием и Феодосием Печерскими). В Киеве располагалась резиденция митрополита - главы православной церкви на Руси.

Могущественная власть киевского князя, распространявшаяся на все русские земли, отошла в прошлое. Однако память о том, что владеющий Киевом владеет всей Русью, не давала покоя многим амбициозным князьям. В отличие от других княжеств, превратившихся в наследственные вотчины удельных князей, Киев на протяжении XII - первой половины XIII вв . постоянно находился в центре политической и военной борьбы князей разных династий.

Так, например, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий трижды захватывал Киев и каждый раз лишь недолго удерживал власть в своих руках. Во время княжения в Киеве Мстислава Изяславича, князя киевского и волынского, произошло трагическое для города событие. Суздальский князь Андрей Боголюбский решил отобрать у Мстислава киевский престол. Он организовал коалицию из двенадцати князей и в 1169 г. общими силами напал на Киев. Два месяца жители и воины обороняли осаждённый врагом Киев, но силы были неравными. Андрей Боголюбский вошёл в стольный град, разграбил и опустошил его. К тому же он захватил и сжёг дотла Вышгород, уничтожил церкви и вывез в Суздаль святыню - икону Божьей Матери, которую, согласно легенде, написал Святой апостол Лука.

На протяжении XII - первой половины XIII вв. было предпринято несколько попыток объединить Русь вокруг Киева, однако ни одна из них не увенчалась успехом.

Суздальский князь Андрей Боголюбский. Реконструкция по методу М. Герасимова


Коалиция
- объединение, союз для достижения общей цели.

Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Киевское княжество

Для автора "Слова о полку Игореве" Киевское княжество было первым среди всех русских княжеств. Он трезво смотрит на современный ему мир и не считает уже Киев столицей Руси. Великий князь киевский не приказывает другим князьям, а просит их вступить "в злат стремень… за землю Русскую", а иногда как бы спрашивает: "не думаешь ли ты прилететь сюда издалека, чтобы охранять отчий золотой трон?", как обратился он ко Всеволоду Большое Гнездо.

Автор "Слова" с большим уважением относится к суверенным государям, князьям других земель, и совершенно не предлагает перекраивать политическую карту Руси. Когда он говорит о единстве, то имеет в виду лишь то, что было вполне реально тогда: военный союз против "поганых", единую систему обороны, единый замысел далекого рейда в степь. Но на гегемонию Киева автор "Слова" не притязает, так как давно уже Киев превратился из столицы Руси в столицу одного из княжеств и находился почти в равных условиях с такими городами, как Галич, Чернигов, Владимир на Клязьме, Новгород, Смоленск. Отличала Киев от этих городов лишь его историческая слава и положение церковного центра всех русских земель.

До середины XII века Киевское княжество занимало значительные пространства на Правобережье Днепра: почти весь бассейн Припяти и бассейны Тетерева, Ирпеня и Роси. Только позднее Пинск и Туров обособились от Киева, а земли западнее Горыни и Случи отошли к Волынской земле.

Особенностью Киевского княжества было большое количество старых боярских вотчин с укрепленными замками, сосредоточенных в старой земле полян на юг от Киева. Для защиты этих вотчин от половцев еще в XI веке по реке Роси (в "Поросье") были поселены значительные массы кочевников, изгнанных половцами из степей: торков, печенегов и берендеев, объединенных в XII веке общим именем – Черные Клобуки. Они как бы предвосхищали будущую пограничную дворянскую конницу и несли пограничную службу на огромном степном пространстве между Днепром, Стугной и Росью. По берегам Роси возникли города, заселенные черноклобуцкой знатью (Юрьев, Торческ, Корсунь, Дверен и др.). Защищая Русь от половцев, торки и берендеи постепенно воспринимали русский язык, русскую культуру и даже русский былинный эпос.

Столицей полуавтономного Поросья был то Канев, то Торческ, огромный город с двумя крепостями на северном берегу Роси.

Черные Клобуки играли важную роль в политической жизни Руси XII века и нередко влияли на выбор того или иного князя. Бывали случаи, когда Черные Клобуки гордо заявляли одному из претендентов на киевский престол: "В нас ти есть, княже, и добро и зло", то есть что достижение великокняжеского престола зависит от них, постоянно готовых к бою пограничных конников, расположенных в двух днях пути от столицы.

За полвека, что отделяет "Слово о полку Игореве" от времени Мономаха, Киевское княжество прожило сложную жизнь.

В 1132 году, после смерти Мстислава Великого, от Киева одно за другим стали отпадать русские княжества: то из Суздаля прискачет Юрий Долгорукий, чтобы захватить Переяславское княжество, то соседний черниговский Всеволод Ольгович вместе со своими друзьями половцами "поидоша воюючи села и городы… и люди секуще даже и до Киева придоша…".

Лицевое изображение великого князя Мстислава Владимировича. Титулярник. 1672 г.

Новгород окончательно освободился от власти Киева. Ростово-Суздальская земля действовала уже самостоятельно. Смоленск по своей воле принимал князей. В Галиче, Полоцке, Турове сидели свои особые князья. Кругозор киевского летописца сузился до киево-чер-ниговских конфликтов, в которых, правда, принимали участие и византийский царевич, и венгерские войска, и берендеи, и половцы.

После смерти незадачливого Ярополка в 1139 году на киевский стол сел еще более незадачливый Вячеслав, но продержался всего лишь восемь дней – его выгнал Всеволод Ольгович, сын Олега "Гориславича".

Киевская летопись изображает Всеволода и его братьев хитрыми, жадными и криводушными людьми. Великий князь непрерывно вел интриги, ссорил родичей, жаловал опасным соперникам далекие уделы в медвежьих углах, чтобы удалить их от Киева.

Попытка вернуть Новгород не увенчалась успехом, так как новгородцы выгнали Святослава Ольговича "про его злобу", "про его насилье".

Игорь и Святослав Ольговичи, братья Всеволода, были недовольны им, и все шесть лет княжения прошли во взаимной борьбе, нарушениях присяги, заговорах и примирениях. Из крупных событий можно отметить упорную борьбу Киева с Галичем в 1144-1146 годах.

Всеволод не пользовался симпатиями киевского боярства; это отразилось и в летописи, и в той характеристике, которую взял из неизвестных нам источников В. Н. Татищев: "Сей великий князь муж был ростом велик и вельми толст, власов мало на главе имел, брада широкая, очи немалые, нос долгий. Мудр (хитер. – Б. Р.) был в советах и судах, для того, кого хотел, того мог оправдать или обвинить. Много наложниц имел и более в веселиях, нежели в расправах упражнялся. Чрез сие киевлянам тягость от него была великая. И как умер, то едва кто по нем, кроме баб любимых, заплакал, а более были рады. Но при том более… тягости от Игоря (его брата. – Б. Р.), ведая его нрав свирепый и гордый, опасались".

Главный герой "Слова о полку Игореве" – Святослав Киевский – был сыном этого Всеволода. Всеволод умер в 1146 году. Дальнейшие события ясно показали, что главной силой в княжестве Киевском, как и в Новгороде, и в других землях в это время, являлось боярство.

Преемник Всеволода, его брат Игорь, тот самый князь свирепого нрава, которого так опасались киевляне, вынужден был присягнуть им на вече "на всей их воле". Но не успел еще новый князь отъехать с вечевого собрания к себе на обед, как "кияне" бросились громить дворы ненавистных тиунов и мечников, что напоминало события 1113 года.

Руководители киевского боярства, Улеб тысяцкий и Иван Воитишич, тайно послали посольство к князю Изяславу Мстиславичу, внуку Мономаха, в Пере-яславль с приглашением княжить в Киеве, и, когда тот с войсками подошел к стенам города, бояре повергли свой стяг и, как было условлено, сдались ему. Игоря постригли в монахи и сослали в Переяславль. Началась новая стадия борьбы Мономашичей и Оль-говичей.

Умный киевский историк конца XII века игумен Моисей, располагавший целой библиотекой летописей различных княжеств, составил описание этих бурных лет (1146-1154 годы) из отрывков личных хроник враждовавших князей. Получилась очень интересная картина: одно и то же событие описано с разных точек зрения, один и тот же поступок одним летописцем описывался как внушенное богом доброе дело, а другим – как козни "вселукавого дьявола".

Летописец Святослава Ольговича тщательно вел все хозяйственные дела своего князя и при каждой победе его врагов педантично перечислял, сколько коней и кобыл угнали враги, сколько погорело стогов сена, какая утварь была взята в церкви и сколько корчаг вина и меда стояло в княжеском погребе.

Особенно интересен летописец великого князя Изяслава Мстиславича (1146-1154 годы). Это человек, хорошо знавший военное дело, участвовавший в походах и военных советах, выполнявший дипломатические поручения своего князя. По всей вероятности, это боярин, киевский тысяцкий Петр Бориславич, много раз упоминаемый в летописях. Он ведет как бы политический отчет своего князя и старается выставить его в наиболее выгодном свете, показать хорошим полководцем, распорядительным правителем, заботливым сюзереном. Возвеличивая своего князя, он умело чернит всех его врагов, проявляя незаурядный литературный талант.

Для документирования своей летописи-отчета, предназначенного, очевидно, для влиятельных княже-ско-боярских кругов, Петр Бориславич широко использовал подлинную переписку своего князя с другими князьями, киевлянами, венгерским королем и своими вассалами. Он использовал также протоколы княжеских съездов и дневники походов. Только в одном случае он расходится с князем и начинает осуждать его – когда Изяслав поступает против воли киевского боярства.

Княжение Изяслава было заполнено борьбой с Ольговичами, с Юрием Долгоруким, которому дважды удавалось ненадолго овладеть Киевом.

В процессе этой борьбы был убит в Киеве по приговору веча пленник Изяслава князь Игорь Ольгович (1147 год).

В 1157 году умер в Киеве Юрий Долгорукий. Предполагают, что суздальский князь, нелюбимый в Киеве, был отравлен.

Во время этих усобиц середины XII века неоднократно упоминаются будущие герои "Слова о полку Игореве" – Святослав Всеволодич и его двоюродный брат Игорь Святославич. Пока еще это третьестепенные молодые князья, ходившие в бой в авангардных отрядах, получавшие небольшие города в удел и "целовавшие крест на всей воле" старших князей. Несколько позднее они закрепляются в крупных городах: с 1164 года Святослав в Чернигове, а Игорь в Новгоро-де-Северском. В 1180 году, уже незадолго до событий, описанных в "Слове", Святослав стал великим князем киевским.

Клад с денежными слитками-гривнами

В связи с тем что Киев часто являлся яблоком раздора между князьями, киевское боярство заключало с князьями "ряд" и ввело любопытную систему дуумвирата, продержавшуюся всю вторую половину XII века.

Дуумвирами-соправителями были Изяслав Мстиславич и его дядя Вячеслав Владимирович, Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич. Смысл этой оригинальной меры был в том, что одновременно приглашались представители двух враждующих княжеских ветвей и тем самым отчасти устранялись усобицы и устанавливалось относительное равновесие. Один из князей, считавшийся старшим, жил в Киеве, а другой – в Вышго-роде или Белгороде (он распоряжался землей). В походы они выступали совместно и дипломатическую переписку вели согласованно.

Внешняя политика Киевского княжества иногда определялась интересами того или иного князя, но, кроме того, было два постоянных направления борьбы, требовавших повседневной готовности. Первое и главнейшее – это, разумеется, Половецкая степь, где во второй половине XII века создавались феодальные ханства, объединявшие отдельные племена. Обычно Киев координировал свои оборонительные действия с Переяславлем (находившимся во владении ростово-суздальских князей), и тем самым создавалась более или менее единая линия Рось – Сула. В связи с этим значение штаба такой общей обороны перешло от Белгорода к Каневу. Южные пограничные заставы Киевской земли, расположенные в X веке на Стугне и на Суле, теперь продвинулись вниз по Днепру до Орели и Снепорода-Самары.

Вторым направлением борьбы было Владимиро-Суздальское княжество. Со времен Юрия Долгорукого северо-восточные князья, освобожденные своим географическим положением от необходимости вести постоянную войну с половцами, устремляли военные силы на подчинение Киева, используя для этой цели пограничное Переяславское княжество. Высокомерный тон владимирских летописцев иногда вводил в заблуждение историков, и они считали порою, что Киев в это время совершенно заглох. Особое значение придавалось походу Андрея Боголюбского, сына Долгорукого, на Киев в 1169 году.

Киевский летописец, бывший свидетелем трехдневного грабежа города победителями, так красочно описал это событие, что создал представление о какой-то катастрофе. На самом деле Киев продолжал жить полнокровной жизнью столицы богатого княжества и после 1169 года. Здесь строились церкви, писалась общерусская летопись, создавалось "Слово о полку Игореве", несовместимое с понятием об упадке.

Киевского князя Святослава Всеволодича (1180-1194) "Слово" характеризует как талантливого полководца.

Его кузены, Игорь и Всеволод Святославичи, своей торопливостью пробудили то зло, с которым незадолго перед этим удалось справиться Святославу, их феодальному сюзерену:

Святославь грозный великый Киевьскый грозою Бяшеть притрепал своими сильными полки и харалужными мечи;

Наступи на землю Половецкую;

Притопта холмы и яругы;

Взмути рекы и озеры;

Иссуши потокы и болота.

А поганого Кобяка из луку моря

От железных великих полков Половецких,

Яко вихрь, выторже:

И пвдеся Кобяк в граде Киеве,

В гриднице Святославли.

Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава

Поют славу Святославлю,

Кають князя Игоря…

Поэт имел здесь в виду победоносный поход объединенных русских сил на хана Кобяка в 1183 году.

Соправителем Святослава был, как сказано, Рюрик Ростиславич, княживший в "Русской земле" с 1180 по 1202 год, а потом ставший на некоторое время великим князем киевским.

"Слово о полку Игореве" целиком на стороне Святослава Всеволодича и о Рюрике говорит очень мало. Летопись же, наоборот, находилась в сфере влияния Рюрика. Поэтому деятельность дуумвиров освещена источниками пристрастно. Мы знаем о конфликтах и разногласиях между ними, но знаем и то, что Киев в конце XII века переживал эпоху расцвета и пытался даже играть роль общерусского культурного центра.

Об этом говорит киевский летописный свод 1198 года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в так называемую Ипатьевскую летопись.

Киевский свод дает широкое представление о разных русских землях в XII веке, используя ряд летописей отдельных княжеств. Открывается он "Повестью временных лет", рассказывающей о ранней истории всей Руси, а завершается записью торжественной речи Моисея по поводу постройки за счет князя Рюрика стены, укрепляющей берег Днепра. Оратор, подготовивший свое произведение для коллективного исполнения "едиными усты" (кантата?), называет великого князя царем, а его княжество величает "державою самовластной… известной не только в Русских пределах, но и в далеких заморских странах, до конца вселенной".

Мозаичное изображение пророка. XI в. Софийский собор в Киеве

После смерти Святослава, когда Рюрик начал княжить в Киеве, его соправителем по "Русской земле", то есть южной Киевщине, стал ненадолго его зять Роман Мстиславич Волынский (праправнук Мономаха). Он получил лучшие земли с городами Треполем, Торческом, Каневом и другими, составлявшими половину княжества.

Однако этой "лепшей волости" позавидовал Всеволод Большое Гнездо, князь Суздачьской земли, желавший быть в какой-то форме соучастником управления Киев-щиной. Началась длительная вражда между Рюриком, поддерживающим Всеволода, и обиженным Романом Волынским. Как всегда, в усобицу быстро были втянуты и Ольговичи, и Польша, и Галич. Дело кончилось тем, что Романа поддержали многие города, Черные Клобуки, и наконец в 1202 году "отвориша ему кыяне ворота".

В первый же год великого княжения Роман организовал поход в глубь Половецкой степи "и взя веже по-ловеческие и приведе полона много и душь хрестьянских множество отполони от них (от половцев. – Б. Р.), и бысть радость велика в земли Русьстей".

Рюрик не остался в долгу и 2 января 1203 года в союзе с Ольговичами и "всею Половецкою землею" взял Киев. "И сотворилося велико зло в Русстей земли, яко-го же зла не было от крещенья над Кыевом…

Подолье взяша и пожгоша; ино Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша и Десятинную (церковь)… раз-грабиша и манастыри все и иконы одраша… то поло-жиша все собе в полон". Далее говорится о том, что союзники Рюрика – половцы изрубили всех старых монахов, попов и монашек, а юных черниц, жен и дочерей киевлян увели в свои становища.

Очевидно, Рюрик не надеялся закрепиться в Киеве, если так ограбил его, и ушел в свой собственный замок в Овруче.

В том же году после совместного похода на половцев в Треполе Роман захватил Рюрика и постриг в монахи всю его семью (включая и свою собственную жену, дочь Рюрика). Но Роман недолго правил в Киеве, в 1205 году он был убит поляками, когда на охоте в своих западных владениях отъехал слишком далеко от своих дружин.

С Романом Мстиславичем связаны поэтические строки летописи, дошедшей до нас, к сожалению, лишь частично. Автор называет его самодержцем всей Руси, хвалит его ум и храбрость, отмечая особенно борьбу его с половцами: "Встремил бо ся бяше на поганые, яко и лев, сердит же бысть, яко и рысь, и губя-ше, яко и коркодил, и прехожаше землю их, яко и орел; хробор бо бе, яко и тур". По поводу половецких походов Романа летописец вспоминает Владимира Мономаха и его победоносную борьбу с половцами. Сохранились и былины с именем Романа.

Одна из не дошедших до нас летописей, использованная В. Н. Татищевым, сообщает чрезвычайно интересные сведения о Романе Мстиславиче. Будто бы после насильственного пострижения Рюрика и его семьи Роман объявил всем русским князьям, что его тесть свергнут им с престола за нарушение договора.

Далее следует изложение взглядов Романа на политическое устройство Руси в XIII веке: киевский князь должен "землю Русскую отовсюду оборонять, а в братии, князьях русских, добрый порядок содержать, дабы един другого не мог обидеть и на чужие области наезжать и разорять". Роман обвиняет младших князей, пытающихся захватить Киев, не имея сил для обороны, и тех князей, которые "приводят поганых половцев".

Затем излагается проект выборов киевского князя в случае смерти его предшественника. Выбирать должны шесть князей: суздальский, черниговский, галицкий, смоленский, полоцкий, рязанский; "младших же князей к тому избранию не потребно". Эти шесть княжеств должны передаваться по наследству старшему сыну, но не дробиться на части, "чтобы Русская земля в силе не умалялась". Роман предлагал созвать княжеский съезд для утверждения этого порядка.

Трудно сказать, насколько достоверны эти сведения, но в условиях 1203 года такой порядок, если бы он мог быть проведен в жизнь, представлял бы положительное явление. Однако стоит вспомнить благие пожелания накануне Любечского съезда 1097 года, его хорошие решения и трагические события, последовавшие за ним.

У В. Н. Татищева сохранились характеристики Романа и его соперника Рюрика:

"Сей Роман Мстиславич, внук Изяславов, ростом был хотя не весьма велик, но широк и надмерно силен; лицом красен, очи черные, нос великий с горбом, власы черны и коротки; вельми яр был во гневе; косен языком, когда осердится, не мог долго слова выговорить; много веселился с вельможами, но пьян никогда не бывал. Много жен любил, но ни едина им владела. Воин был храбрый и хитр на устроение полков… Всю жизнь свою в войнах препровождал, многи победы получил, а единою (лишь однажды. – Б. Р.) побежден был".

Рюрик Ростиславич охарактеризован по-другому. Сказано, что он был на великом княжении 37 лет, но за это время шесть раз был изгоняем и "много пострада, не имея покоя ниоткуда. Понеже сам питием многим и женами обладай был, мало о правлении государства и своей безопасности прилежал. Судьи его и по градам управители многую тягость народу чинили, для того весьма мало он в народе любви и от князей почтения имел".

Очевидно, эти характеристики, полные средневековой сочности, составлял какой-нибудь галицко-волын-ский или киевский летописец, симпатизировавший Роману.

Интересно отметить, что Роман – последний из русских князей, воспетых былинами; книжная и народная оценки совпали, что случалось весьма редко: народ очень осмотрительно отбирал героев для своего былинного фонда.

Роман Мстиславич и "мудролюбивый" Рюрик Ростиславич – последние яркие фигуры в списке киевских князей XII-XIII веков. Далее идут слабые владетели, не оставившие по себе памяти ни в летописях, ни в народных песнях.

Усобицы вокруг Киева продолжались и в те годы, когда над Русью нависла новая небывалая опасность – татаро-монгольское нашествие. За время от битвы на Калке в 1223 году до прихода Батыя под Киев в 1240 году сменилось много князей, было много боев из-за Киева. В 1238 году киевский князь Михаил бежал, боясь татар, в Венгрию, а в грозный год Батыева прихода он собирал в княжестве Даниила Галицкого пожертвованные ему феодальные оброки: пшеницу, мед, "говядо" и овец.

"Мать городов русских" – Киев прожил яркую жизнь на протяжении ряда веков, но в последние три десятилетия его домонгольской истории слишком сказывались отрицательные черты феодальной раздробленности, приведшей фактически к расчленению Киевского княжества на ряд уделов.

Певец "Слова о полку Игореве" не мог своими вдохновенными строфами остановить исторический процесс.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Киевское княжество - первая форма русского государства Таковы были условия, при содействии которых возникло великое княжество Киевское. Оно явилось сперва одним из местных варяжских княжеств: Аскольд с братом уселись в Киеве как простые варяжские конинги, охранявшие

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Киевское княжество Оно хотя и утратило свое значение политического центра русских земель, однако Киев сохранил свою историческую славу «матери русских городов». Оставался он и церковным центром русских земель. Но главное, Киевское княжество продолжало оставаться

Из книги Рождение Руси автора

Киевское княжество Для автора "Слова о полку Игореве" Киевское княжество было первым среди всех русских княжеств. Он трезво смотрит на современный ему мир и не считает уже Киев столицей Руси. Великий князь киевский не приказывает другим князьям, а просит их вступить "в

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Киевское Государство ИсточникиПервые сведения о Державе Киевской Руси мы имеем из летописей. Принято считать что первоначальной летописью была так называемая “Начальная Летопись”, написанная иноком Киево-Печерской Лавры Нестором. Но это не совсем точно в

Из книги Любовные утехи богемы автора Орион Вега

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Киевское государство в XI–XII веках § 16. Князь Ярослав Мудрый. После смерти Владимира Святого (1015) на Руси возникли княжеские междоусобия. Старший сын Владимира Святополк, заняв киевский «стол», стремился истребить своих братьев. Двое из них, князья Борис и Глеб, были

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО КИЕВСКОЕ По обозрении норманнского периода Русской Истории приступаем к изложению событий, составляющих содержание периода, по преимуществу, удельного, от кончины Ярослава до покорения России монголами (1054–1240).Главные уделы, назначенные Ярославом,

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Киевское княжество Для автора «Слова о полку Игореве» Киевское княжество было первым среди всех русских княжеств. Он трезво смотрит на современный ему мир и не считает уже Киев столицей Руси. Великий князь киевский не приказывает другим князьям, а просит их вступить «в

автора Толочко Петр Петрович

2. Киевское летописание XI в. Киевское летописание XI в. если и не современно описываемым событиям, то более приближено к ним, чем летописание X в. Оно отмечено уже и авторским присутствием, оживлено именами писателей или составителей. Среди них митрополит Иларион (автор

Из книги Русские летописи и летописцы X–XIII вв. автора Толочко Петр Петрович

5. Киевское летописание XII в. Непосредственным продолжением «Повести временных лет» является Киевский летописный свод конца XII в. В исторической литературе он датируется по-разному: 1200 г. (М. Д. Приселков), 1198–1199 гг. (А. А. Шахматов), 1198 г. (Б. А. Рыбаков). Что касается

Из книги Русские летописи и летописцы X–XIII вв. автора Толочко Петр Петрович

7. Киевское летописание XIII в. Продолжением Киевского летописного свода конца XII в. в Ипатьевской летописи есть Галицко-Волынская летопись. Это обстоятельство, обусловленное случайностью, наличием в руках составителя Ипатьевского списка именно таких летописных сводов,

автора Тике Вильгельм

СРАЖЕНИЯ ЗА КИЕВСКОЕ И МОЛДАВАНСКОЕ 101-я егерская дивизия в аду под Горчичным - 500-й батальон специального назначения истекает кровью - Полковник Аулок и его молодые гренадеры - Лейтенант Лумпп с 1-м батальоном 226-го гренадерского полка обороняет БорисовкуПерешеек

Из книги Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг. автора Тике Вильгельм

Бои за Киевское и Молдаванское

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

II. Киевское государство 6. Образование Киевского княжества Набеги варягов. В IX веке на земли славян, живших вокруг Новгорода и по Днепру, совершали набеги разбойничьи шайки варягов - жителей Скандинавии. Варяжские князья со своими дружинами забирали у славян меха, мёд и

Из книги История Украины. Южнорусские земли от первых киевских князей до Иосифа Сталина автора Аллен Уильям Эдвард Дэвид

Киевское государство При Владимире Святом (980–1015) и Ярославе Мудром (1019–1054) Киевская Русь - совершенно необычный и даже странный исторический феномен - менее чем за столетие превратилась в мощное и процветающее государство. Историк Ростовцев, изучавший греческие и

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Киевское Государство Источники Первые сведения о державе Киевская Русь мы имеем из летописей. Принято считать, что первоначальной летописью была так называемая «Начальная летопись», написанная иноком Киево-Печерской Лавры Нестором. Но это не совсем точно, в

КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Киевское княжество состояло из земель, омываемых средним течением Днепра, западными притоками Днепра - от Ужа на севере до Роси на юге, и южным притоком Припяти рекой Случь. Общая площадь княжества была меньше Суздальской земли. Черниговского, Смоленского, Полоцкого княжеств или Волынской земли. На юге границ фактически не было. Трудно сказать, где кончалась Киевская земля и где начиналась территория степных кочевников половцев. Приблизительная, хотя и подвижная разделительная линия может быть прочерчена от южного течения реки Рось до верховьев Южного Буга. Восточная граница между Киевом, с одной стороны, и Черниговом и Переяславлем - с другой, проходила по Днепру, хотя 15-километровая полоса земли к востоку от Днепра между Десной и Трубежем принадлежала Киеву. На севере граница с Турово-Пинским княжеством проходила по южному течению реки Принять, а западная граница Киева с Волынской землей пролегала по линии восточнее верховьев реки Горынь.

Сам город Киев, выстроенный на холмах, был расположен идеально в военном отношении. Рядом с Киевом находились хорошо укрепленные города Вручий (или Овруч, как его иногда называли), Вышгород и Белгород, контролировавшие подступы к столице соответственно с северо-запада, запада и юго-запада. С юга Киев был прикрыт системой фортов, построенных вдоль берегов Днепра, и рядом хорошо защищенных городов на реке Рось.

Особенностью Киевского княжества было большое количество старых боярских вотчин с укрепленными замками, сосредоточенных в старой земле полян на юг от Киева. Для защиты этих вотчин от половцев еще в XI веке по реке Роси (в «Поросье») были поселены значительные массы кочевников, изгнанных половцами из степей: торков, печенегов и берендеев, объединенных в XII веке общим именем - Черные Клобуки. Они как бы предвосхищали будущую пограничную дворянскую конницу и несли пограничную службу на огромном степном пространстве между Днепром, Стугной и Росью. По берегам Роси возникли города, заселенные черноклобуцкой знатью (Юрьев, Торческ, Корсунь, Дверен и др.). Столицей полуавтономного Поросья был то Канев, то Торческ, огромный город с двумя крепостями на северном берегу Роси. Черные Клобуки играли важную роль в политической жизни Руси XII века и нередко влияли на выбор того или иного князя.

С точки зрения экономики Днепр обеспечивал прямое сообщение не только с Черным морем, но связывал город также с Балтикой через Березину и Западную Двину, с Окой и Доном - по Десне и Сейму, и с бассейнами Днестра и Немана - по Припяти и Западному Бугу.

В начале XII века при великих правителях Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе Великом (1125-1132) пределы подвластных им территорий не были строго определены. Трудно сказать, существовали ли при них границы, разделявшие то, что впоследствии получило название Киевского княжества и Волынской земли, Турово-Пинска, Смоленска и Южного Переяславля, которые находились под управлением близких родственников (и ставленников) киевского князя. Киевская земля и была Русью, а Русь состояла из всех южных земель, исключая Галицкую землю, Черниговское и Рязанское княжества. Даже отдельные части Полоцкого княжества на северо-западе находились под властью Мономаха и Мстислава. Но единство Киевской земли, восстановленное Владимиром Мономахом после междоусобных войн XI века. доживало последние дни. Уже княжение Ярополка (1132-1139). наследовавшего своему брату Мстиславу, было омрачено разделением и борьбой внутри самого рода потомков Мономаха.

В 1132 году, после смерти Мстислава Великого, от Киева одно за другим стали отпадать русские княжества. Новгород окончательно освободился от власти Киева. Ростово-Суздальская земля действовала уже самостоятельно. Смоленск по своей воле принимал князей. В Галиче, Полоцке, Турове сидели свои особые князья. Кругозор киевского летописца сузился до киево-черниговских конфликтов, в которых, правда, принимали участие и византийский царевич, и венгерские войска, и берендеи, и половцы.

После смерти незадачливого Ярополка в 1139 году на киевский стол сел еще более незадачливый Вячеслав, но продержался всего лишь восемь дней - его выгнал Всеволод Олегович , сын Олега «Гориславича». Киевская летопись изображает Всеволода и его братьев хитрыми, жадными и криводушными людьми. Великий князь непрерывно вел интриги, ссорил родичей, жаловал опасным соперникам далекие уделы в медвежьих углах, чтобы удалить их от Киева. Попытка Всеволода вернуть под свою руку Новгород, посадив там брата Святослава Олеговича не увенчалась успехом. Родные братья нового киевского князя Игорь и Святослав вели с ним борьбу за уделы, сопровождавшуюся заговорами, мятежами и примирениями. Всеволод не пользовался симпатиями киевского боярства; это отразилось и в летописи, и в той характеристике, которую взял из неизвестных нам источников В. Н. Татищев:

«Сей великий князь муж был ростом велик и вельми толст, власов мало на главе имел, брада широкая, очи немалые, нос долгий. Мудр был в советах и судах, для того, кого хотел, того мог оправдать или обвинить. Много наложниц имел и более в веселиях, нежели в расправах упражнялся. Чрез сие киевлянам тягость от него была великая. И как умер, то едва кто по нем, кроме баб любимых, заплакал, а более были рады. Но при том более... тягости от Игоря, ведая его нрав свирепый и гордый, опасались».

Преемник Всеволода, его брат Игорь , тот самый князь свирепого нрава, которого так опасались киевляне, вынужден был присягнуть им на вече «на всей их воле». Но не успел еще новый князь отъехать с вечевого собрания к себе на обед, как киевляне бросились громить дворы ненавистных тиунов и мечников. Руководители киевского боярства, Улеб тысяцкий и Иван Воитишич, тайно послали посольство к князю Изяславу Мстиславичу , внуку Мономаха, в Переяславль с приглашением княжить в Киеве, и, когда тот с войсками подошел к стенам города, бояре повергли свой стяг и, как было условлено, сдались ему. Игоря постригли в монахи и сослали в Переяславль. Княжение Изяслава было заполнено борьбой с Олеговичами и с Юрием Долгоруким , которому дважды удавалось ненадолго овладеть Киевом. В процессе этой борьбы был убит в Киеве по приговору веча пленник Изяслава князь Игорь Олегович (1147 год).

В связи с тем что Киев часто являлся яблоком раздора между князьями, киевское боярство заключало с князьями договор и ввело любопытную систему дуумвирата, продержавшуюся всю вторую половину 12 века. Дуумвирами-соправителями были Изяслав Мстиславич и его дядя Вячеслав Владимирович, Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич. Смысл этой оригинальной меры был в том, что одновременно приглашались представители двух враждующих княжеских ветвей и тем самым отчасти устранялись усобицы и устанавливалось относительное равновесие. Один из князей, считавшийся старшим, жил в Киеве, а другой - в Вышгороде или Белгороде (он распоряжался землей). В походы они выступали совместно и дипломатическую переписку вели согласованно.

Внешняя политика Киевского княжества иногда определялась интересами того или иного князя, но, кроме того, было два постоянных направления борьбы, требовавших повседневной готовности. Первое и главнейшее - это, разумеется, Половецкая степь, где во второй половине XII века создавались феодальные ханства, объединявшие отдельные племена. Обычно Киев координировал свои оборонительные действия с Переяславлем (находившимся во владении ростово-суздальских князей), и тем самым создавалась более или менее единая линия Рось - Суда. В связи с этим значение штаба такой общей обороны перешло от Белгорода к Каневу. Южные пограничные заставы Киевской земли, расположенные в X веке на Стугне и на Суде, теперь продвинулись вниз по Днепру до Орели и Снепорода-Самары.

Вторым направлением борьбы было Владимиро-Суздальское княжество. Со времен Юрия Долгорукого северо-восточные князья, освобожденные своим географическим положением от необходимости вести постоянную войну с половцами, устремляли военные силы на подчинение Киева, используя для этой цели пограничное Переяславское княжество. Высокомерный тон владимирских летописцев иногда вводил в заблуждение историков, и они считали порою, что Киев в это время совершенно заглох. Особое значение придавалось походу Андрея Боголюбского, сына Долгорукого, на Киев в 1169 году.

Киевский летописец, бывший свидетелем трехдневного грабежа города победителями, так красочно описал это событие, что создал представление о какой-то катастрофе. На самом деле Киев продолжал жить полнокровной жизнью столицы богатого княжества и после 1169 года. Здесь строились церкви, писалась общерусская летопись, создавалось «Слово о полку Игореве», несовместимое с понятием об упадке.

Среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в. на территории Руси, наиболее крупными были Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче, Владимиро-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме, Полоцкое с центром в Полоцке, Смоленское с центром в Смоленске. Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были не только исторические территории еще старых племенных княжений, но и новые территориальные приобретения, новые города, которые выросли в землях этих княжеств за последние десятилетия.

Киевское княжество

Оно хотя и утратило свое значение политического центра русских земель, однако Киев сохранил свою историческую славу «матери русских городов». Оставался он и церковным центром русских земель. Но главное, Киевское княжество продолжало оставаться средоточием наиболее плодородных земель на Руси; Днепр по-прежнему оставался крупнейшей водной артерией восточных славян, хотя и потерял свое значение «европейской дороги». Здесь сосредоточивалось наибольшее количество крупных владельческих вотчинных хозяйств и находилось наибольшее количество пахотных земель. В самом Киеве и городах Киевской земли — Вышгороде, Белгороде, Василеве, Турове, Витичеве и других по-прежнему трудились тысячи ремесленников, чьи изделия славились не только на Руси, но и далеко за ее пределами. Киевское княжество занимало обширные пространства на правобережье Днепра, почти весь бассейн реки Припяти, на юго-западе его земли граничили с Волынским княжеством. С юга, юго-запада и юго-востока Киев по-прежнему охранялся полосой городов-крепостей.
Смерть Мстислава Великого в 1132 г. и последующая борьба за киевский престол между Мономаховичами и Ольговичами стала поворотным пунктом в истории Киева. Именно в 30—40-е годы XII в. он безвозвратно потерял контроль над Ростово-Суздальской землей, где правил энергичный и властолюбивый Юрий Долгорукий, над Новгородом и Смоленском, боярство которых само начало подбирать себе князей.
После очередной борьбы киевский престол переходит к князю Святославу Всеволодовичу, внуку Олега Черниговского. Именно его описывает автор «Слова» как могучего и властного князя, бывшего авторитетом для всех русских земель. Именно он урезонивал своего двоюродного брата молодого северского князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве», повременить с походом на половцев и дождаться сбора общерусских сил. Однако Игорь Святославич, сын Святослава Ольговича и внук знаменитого Олега Черниговского, не внял голосу осторожных князей и без подготовки двинулся в степь, что и обрекло его на поражение.
Для Киевской земли остались в прошлом большая европейская политика, дальние походы в сердце Европы, на Балканы, Византию и на Восток. Теперь внешняя политика Киева ограничивается двумя направлениями: продолжается прежняя изнуряющая борьба с половцами. Кроме того, новым сильным противником становится мужающее с каждым годом Владимиро-Суздальское княжество, которое при Юрии Долгоруком захватило Переяславль и теперь угрожало Киеву и с северо-востока, и с юго-востока.
Если половецкую опасность киевским князьям удавалось сдерживать, опираясь на помощь других княжеств, которые сами страдали от половецких набегов, то справиться с северо-восточным соседом было труднее. После смерти Юрия Долгорукого владимиро-суздальский престол перешел к его сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому, который в 60-е годы уже предъявил права старшего князя на Киев, где правил в то время один из потомков Мономаха. Владимиро-суздальский князь подступил к Киеву в 1169 г. со своими союзниками, другими князьями. После трехдневной осады дружины осаждавших Киев князей ворвались в город. Впервые в своей истории Киев был взят «на щит» и не внешними врагами, не печенегами, торками или половцами, а самими же русскими.
Несколько дней победители грабили город, жгли церкви, убивали жителей, уводили их в плен, грабили частные дома и монастыри. Как говорил летописец, были тогда в Киеве «на всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные».
Однако гроза миновала и Киев, несмотря на этот жестокий разгром, продолжал жить полнокровной жизнью столицы крупного княжества. Здесь сохранились прекрасные дворцы и храмы, сюда, в киевские монастыри сходились паломники со всей Руси. Киев отстроился после пожара и поражал приходящих сюда людей своей красотой. Здесь писалась общерусская летопись. Наконец, именно здесь было создано «Слово о полку Игореве».
Известной стабильности и благополучия Киевское княжество добилось при уже упомянутом Святославе Всеволодовиче, который делил власть в княжестве со своим соправителем Рюриком Ростиславичем. Так киевские бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских кланов и избегали очередной междоусобицы. Когда умер Святослав, то Рюрик Ростиславич до начала XIII в. делил власть с претендовавшим на киевский трон Романом Мстиславичем Волынским, праправнуком Мономаха.
Затем между соправителями началась борьба. И снова в киевские дела вмешался владимиро-суздальский князь, на этот раз знаменитый Всеволод Большое Гнездо, брат убитого к этому времени Андрея Боголюбского. В ходе борьбы враждующих сторон Киев несколько раз переходил из рук в руки. В конце концов победивший Рюрик сжег Подол, разграбил Софийский собор и Десятинную церковь — русские святыни. Его союзники половцы грабили киевскую землю, уводили людей в плен, в монастырях изрубили старых монахов, а «юных черниц, жен и дочерей киевлян увели в свои становища». Так грабил город его недавний правитель. Затем Роман захватил Рюрика в плен и постриг его и всю его семью в монахи. А вскоре погиб и новый победитель: он был убит поляками во время охоты, так как заехал слишком далеко во время пребывания в своих западных владениях. Это было в 1205 г. В огне междоусобной борьбы один за другим гибли русские князья, горели русские города.