Почему поэт уверен что воздвиг памятник. Памятник, к которому не зарастет народная тропа

Кишинев

© А. Родионов / РИА Новости

Кто поставил : архитектор Александр Опекушин

Когда : май 1885 года

История памятника : Памятник Пушкину в Кишиневе - один из старейших в мире. Идея его создания возникла еще в 1860-х, но осуществить ее удалось лишь в середине 1880-х - после того как статуя поэта появилась в Москве. На тыльной стороне бюста написано: «Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я… 1820, 1821,1822,1823 гг.» - так монумент напоминает о трех годах ссылки, которые Пушкин провел в Бессарабии и Кишиневе.

Шанхай


© Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Кто поставил : группа архитекторов во главе с русским инженером и синологом Михаилом Павловским

Когда : февраль 1937 года

История памятника : Памятник Пушкину был установлен на территории французской концессии по инициативе проживавших в Шанхае русских эмигрантов. Поводом стало 100-летие со дня смерти поэта. Средства на установку монумента помогали собирать находившиеся тогда в Китае Федор Шаляпин и Александр Вертинский. Бронзовый бюст Пушкина был обращен лицом к России, а выполненные на нескольких языках надписи гласили: «1837-1937, Пушкин - в сотую годовщину смерти».

В 1937 году Шанхай был захвачен японцами. В ноябре 1944 года японские оккупационные власти отправили чудом уцелевшее при обстрелах города изваяние на переплавку. После окончания Второй мировой войны силами проживавшей в Шанхае русской диаспоры и шанхайской интеллигенции были собраны деньги на восстановление памятника. Специалисты московской Третьяковской галереи по сохранившимся эскизам вновь отлили бюст Пушкина - теперь из меди.

Во второй раз памятник был уничтожен в 1966 году - во время китайской «культурной революции». В 1987 году скульптор Гао Юн Лонг восстановил его, однако в отсутствие эскизов и изображений предыдущей версии бюста ему пришлось делать это в соответствии с собственным восприятием Пушкина и его творчества. Таким образом, первоначальная концепция монумента, установленного по инициативе русских эмигрантов, была утрачена навсегда.

Будапешт

© szaborlap.hu / www.kozterkep.hu

1 из 2

© russianlandmarks.wordpress.com

2 из 2

Кто поставил : скульптор Янош Фаркаш

Когда : 1949 год

История памятника : Помимо памятника, заложенного в честь Пушкина венгерским скульптором Яношем Фаркашом в Будапеште в 1949 году, была установлена и мемориальная доска. Надпись на доске гласит: «Шандор (Александр на венгерский манер. - Прим. ред. ) Пушкин, великий поэт русского народа», под ней выгравировано четверостишие из пушкинского «Памятника». Доску повесили на улице, которую тогда же переименовали в Пушкинскую. Все эти мероприятия были приурочены к 150-летию со дня рождения поэта. А годом ранее известный будапештский кинотеатр «Форум» сменил свое название на «Пушкин» - и носит его до сих пор.

Вашингтон

© www.as-pushkin.ru

1 из 2

2 из 2

Кто поставил : скульптор Александр Бурганов

Когда : 2000 год

История памятника : Статуя Пушкина работы Бурганова появилась на территории Университета Джорджа Вашингтона в 2000 году в рамках программы культурного обмена между Москвой и Вашингтоном. Решение об установке памятника было принято в 1999 году - в 200-ю годовщину со дня рождения русского поэта. В качестве ответного жеста в 2009 году около I гуманитарного корпуса МГУ установили статую американского поэта Уолта Уитмена.

А. Александру II

Б. Кутузову М.И.

В. Минину К. и Пожарскому Д.И.

Г. Пушкину А.С.

Какое имя приняла при присоединении к православию супруга Николая II урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская?

А. Александра Фёдоровна

Б. Екатерина Алексеевна

В. Елизавета Фёдоровна

Г. Мария Фёдоровна

Сколько детей было в семье Николая II?

А. две девочки и два мальчика

Б. три девочки и два мальчика

В. три девочки и мальчик

Г. четыре девочки и мальчик

В годы какой войны происходили форсирование Дуная, осада Плевны, оборона Шипки, сражение у Шейново?

А. Крымской

Б. Первой мировой

В. Русско-турецкой

Г. Русско-японской

9. Из представленного списка выберите открытие, которое было сделано в конце XIX века:

А. Геометрия Лобачевского

Б. Открытие Антарктиды

В. Периодическая система химических элементов Менделеева

Г. Прививка от оспы

10. Выберите список, в котором перечислены произведения, появившиеся во второй половине XIX века:

А. Комедия «Горе от ума», картина «Опять двойка», памятник «Минину и Пожарскому» на Красной площади

Б. Роман в стихах «Евгений Онегин», картина «Утро в сосновом бору», памятник «Медный всадник»

В. Роман «Преступление и наказание», картина «Черный квадрат», памятник «Александровская колона»

Г. Роман-эпопея «Война и мир», картина «Богатыри», памятник «Тысячелетие России»

ЛОГИКА

1. Из пословицы выпали шесть гласных букв и пробелы, восстановите ее:

Кнг-клчкзнн

_____________________________

Сколько четырёхугольников на рисунке?

_________________________

Какое сочетание букв следующее?

БИБЛИОТЕКА

ИББЛИОТЕАК

ИББЛИОТАЕК

ИБЛБИОАТЕК

____________________________

Заполните пустые ячейки.

Определите слово в скобках.

1 28 12 (Б Ы Л И Н А) 9 14 0

18 11 0 (. . . . . .) 8 11 0

Расставьте буквы в клеточки так, чтобы получились фамилия известного русского баснописца и одна из героинь его произведений.

А В В К Л Н О О Р Р Ы

8. Отгадайте, какое слово спряталось в картинке (изограф):



________________________

9. Решив ребус, запишите название произведения и укажите его автора:

___________________________

10. Вспомнив литературные термины, решите метаграмму, в ответе написав оба слова, которые состоят из 6 букв.

Первая состоит из сочетаний второй

Первая отличается от второй предпоследней буквой

Первая имеет на конце ноту

Читая буквы в них в порядке 5432, увидим в первой укрепление,

а во второй спортивную площадку.

ЧТЕНИЕ


Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский – попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Олимпиада «Наше наследие» сотрудничает с православной службой помощи «Милосердие».

27 проектов службы расположены в разных частях Москвы, а некоторые программы распространяются и на всю страну. Служба «Милосердие» - это единый организм, единая служба помощи самым обездоленным: одиноким старикам, инвалидам, беременным женщинам, оказавшимся без крыши над головой, детям-сиротам, бездомным, ВИЧ-инфицированным.



Одна из ключевых особенностей службы «Милосердие» - наличие собственной инфраструктуры, благодаря которой оказывается комплексная, профессиональная и долгосрочная помощь постоянным подопечным. Свято-Софийский социальный дом, Центр реабилитации детей с ДЦП, Елизаветинский детский дом, Свято-Спиридоньевская богадельня, «Дом для мамы» и многие другие проекты – это негосударственные некоммерческие учреждения, которые входят в состав службы «Милосердие».

На 80% служба «Милосердие» существует на пожертвования, поэтому судьба всех, кому служба помогает, зависит от того, насколько регулярно поступают средства от благотворителей. У службы «Милосердие» около 400 постоянных подопечных - тех, о ком сотрудники «Милосердия» заботятся из года в год. Это дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах и государственных интернатах, одинокие старики в богадельне, взрослые инвалиды в психоневрологическом интернате и другие. Всего за год служба «Милосердие» помогает более чем 20 000 нуждающихся.

Будет замечательно, если хотя бы раз в году каждый участник нашей олимпиады осознано откажется, например, от покупки мороженого и переведет эти средства на поддержку одной из служб «Милосердие» https://miloserdie.help/projects/.

Вместе мы можем сделать много хорошего.

1. Заполните таблицу. Под каждым словом запишите соответствующее ему слово или его номер из списка (по 1 баллу за соответствие):


Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», откроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать «неба содроганье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт - эхо мира», - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я вас любил...» или «Я помню чудное мгновенье...» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов».

В своем стихотворении «Я памятник себе...» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник», к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.

ПАМЯТНИК, К КОТОРОМУ НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА. Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни пред­сказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «При­дет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творе­ниям которого будут образовывать и развивать не только эстети­ческое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвер­гал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему на­родным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях лич­ные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к дру­гим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотво­рениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе вы­сокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», от­кроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступ­но взору обычного человека, он начнет слышать «неба содрога­нье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеж­дению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно слу­жить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

…Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит…

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение тол­пы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высо­ким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергее­вич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жиз­нью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страда­ниями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свобо­де - политической и духовной, свободе от рабства и предрассуд­ков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и спра­ведливость. «Поэт - эхо мира», - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихот­ворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремле­ния прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворени­ях «Я вас любил…» или «Я помню чудное мгновенье…» заключе­ны искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и поли­тических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве на­ходило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очеви­ден и поразителен: «Все стало ее предметом… Немеет мысль пе­ред бесчисленностью ее предметов».

В своем стихотворении «Я памятник себе…» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник», к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: "Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство". И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях "Поэт", "Пророк" и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух "вкушает хладный сон". Но наступает момент, когда "душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел", откроются "вещие зеницы" и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать "....