Реформы екатерины 2 таблица. Судебная реформа Екатерины

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Реформы в годы правления Екатерины II

При Екатерине II (1729-1796) была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Он был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.

Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию святейшего Синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярией синодального экономического правления.

Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.

До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, и в результате число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственным критерием для образования губерний было количество населения - 300-400 тыс., уезды создавались при 20-30 тыс. душ.

Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которой входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями и полномочия его были более широкие чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.

Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.

В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию была возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния . Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.

В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.

Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов (в столице назначались Сенатом, в остальных- городах - губернским правлением) и двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т.д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.

Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы - по 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.

Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».

Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената . Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел.

Активность ее особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н.И. Новикова в 1792 г. и дворянского революционера А.Н. Радищева 1790 г. В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в тайную экспедицию попал Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности. Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.

В 1775 г. была предпринята попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.

Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после крестьянской войны Пугачева.

Катерина Друга, велика імператриця, правила нашою країною рівно 34 роки. Це величезний період історії, протягом якого відбулося багато найрізноманітніших подій.

У масовому ж свідомості ця правителька асоціюється з ненаситної в любові дамою. Що ж, Катерина II відома своїми любовними пригодами, в багатьох історичних романах можна прочитати, що імператриця змінювала фаворитів постійно. Але будемо дивитися правді в очі: невже все 34 роки вона була зайнята виключно цим? Напевно немає: період її царювання всі російські історики вважають часом розквіту вітчизняної літератури, науки і живопису- саме тоді з"являється російська опера і небаченими темпами розвивається театральне мистецтво.

Саме Катерина 2, реформи якої були продумані, зважені, а тому обережні, залишила глибокий слід в історії вітчизняної дипломатії і законодавства.

Не слід забувати і про блискучі військові перемоги. Поки ця самодержиця займала престол, Росія не зазнала жодної військової поразки, на відміну від попередніх періодів. Приміром, в 1812 році ми розбили французів, хоча до того перемоги на полі бою належали їм. Час Катерини характеризується приєднанням Криму, а також жорсткими «уроками» для польської шляхти. Нарешті, згадаємо відомі реформи Катерини 2.

Внутрішня політика

Що ж відбувалося в цей час всередині країни? Подій було чимало, так як Катерина, на відміну від багатьох своїх попередників, прийшла до влади з уже готовою програмою дій, що дозволило їй вести дійсно результативну політику. Сама себе вона позиціонувала як «вірну послідовницю мислителів епохи Просвітництва». До честі її, Катерина вміла зрозуміти, що з їх теорій годиться для реального життя, а що - не дуже.

Так, в 1773 році в Росію з візитом прибув знаменитий Дені Дідро, якого дуже цікавили реформи управління Катерини 2. Він з подивом виявив, що імператриця уважно його слухає, слухаючи всім його пропозицій, але... не поспішає жодна з них втілювати в життя. Коли кілька вражений філософ запитав, чому так відбувається, Катерина сказала: «Папір може витерпіти все, але мені доводиться мати справу з людьми, шкіра яких куди тонше паперового полотна».

Друга важлива думка її стосувалася того обставини, що будь-яке починання і реформу слід було проводити поступово, поволі готуючи суспільство до їх прийняття. Це вигідно відрізняло Катерину як від вітчизняних правителів, так і від європейських монархів, які з інтересами своїх підданих в такому питанні не вважалися практично ніколи

Отже, що ж конкретно зробила імператриця Катерина 2? Реформи слід починати описувати з губернської.

губернська реформа

Її вона почала проводити незабаром після Пугачевского бунту, який потряс самі стовпи Імперії і з"явився свого роду провісником прийдешніх трагічних подій. На відміну від Миколи II, Катерина висновки робити вміла.

По-перше, сама назва цього перетворення абсолютно некоректно. Вся справа в тому, що суть реформи була багато глибше, являючи собою створення практично нової управлінської системи «на місцях».

Було запропоновано новий поділ країни. Всього губерній стало 50, причому поділ це в практично незмінному вигляді зберігалося аж до розвалу Імперії в 1917 році. Що це означає? Простіше кажучи, в країні народилося кілька разів більше міст «федерального» значення, ніж було до тих пір. У конкретний населений пункт приїжджає призначений губернатор, туди ж прямує маса енергійних, освічених людей. В результаті тихий і «затхлий» повітове містечко незабаром перетворювався в місцевий центр суспільного і політичного життя.

Відповідь на бунт Пугачова

Тут уважний читач цілком може задати питання: «І де ж тут вплив бунту Пугачова»? Все просто: після цих подій Катерина хотіла, щоб більша частина місцевої влади набиралася з уродженців цієї ж місцевості. Простіше кажучи, вперше в історії дому Романових народ отримав можливість самостійно вибирати тих, хто їм буде правити. Небачений ривок для тих часів! Ось чому прославилася Катерина 2. Реформи її дозволили відійти від замшілий суспільного устрою початку 16-го століття і нарешті змусили реально розвиватися багато галузей.

Виникли органи самоврядування, які звичні для нашого часу, але були дивиною для тієї епохи. Відразу обмовимося: все це теоретично існувало і до Катерини. Але робилося не цілеспрямовано, а тільки лише через брак столичних чиновників, яких би можна було відправити в усі міста і села неосяжної імперії. Реальних повноважень всі ці органи не мали, обмежуючись лише правом на збір податків і інші механічні операції. Якщо проводити паралелі з нинішніми часами, то внутрішні реформи Катерини 2 було направлено на перерозподіл владних повноважень.

Всі ці перетворення були наслідком переконання імператриці в тому, що всі бунти виникають через нездатність призначених чиновників оперативно «вникати» в проблеми на місцях і вирішувати їх. В принципі, у таких намісників і бажання щось такого не було: їм було важливо відзвітувати про досягнення «народної п"ятирічки» і зібрати податки. Іншого від них і не було потрібно, а ініціатива завжди була караною.

Важливо зауважити, що після 1775 року, коли ця реформа і була проведена, жодного (!) Повторення Пугачовського бунту не було. Місцева влада, хоч і відрізнялися часом все тим же прагненням до хабарництва, все ж були набагато більш зацікавлені в тому, щоб поліпшити життя свого рідного краю. Простіше кажучи, державні реформи Катерини 2 дійсно були спрямовані на благо країни.

Виникнення громадянської самосвідомості

Багато істориків сходяться на думці, що з тих пір почали з"являтися слабкі, але все ж помітні риси громадянського суспільства і самосвідомості. Так, саме в ті часи постійно траплялося так, що жителі маленьких повітових міст проводили збори, збирали добровільні пожертвування і будували на ці кошти гімназії, бібліотеки, храми та інші об"єкти соціальної та духовної сфери.

До тих пір такої узгодженості і єдності неможливо собі було навіть уявити. Як же далекий був згаданий Дідро від реального вирішення суспільних проблем!

реформа сенату

Звичайно ж, Катерина 2 (реформи якої ми тут описуємо) була далеко не «вісницею демократії». Вона й гадки не могла допустити про те, щоб хоч у чомусь обмежити свою владу і послабити інститут державного абсолютизму. Так, бачачи, що посилювалася самостійність Сенату, пані вирішила взяти його «під міцне державне крило», всіляко обмеживши будь-яку реальну владу цього важливого органу.

В кінці 1763 року структура Сенату була визнана «не відповідає реаліям». Була вкрай піднесена роль генерал-прокурора, якого призначала сама імператриця.

На це місце було висунуто А. А. Вяземський. В общем-то, людина це був відомий: його поважали навіть вороги за непідкупність, чесність і ревність у справі служіння Батьківщині. Він щодня доповідав Катерині про роботу Сенату, підпорядкував собі всіх губернських прокурорів, а також одноосібно виконував багато функцій, які до того часу були розподілені в Сенаті. Зрозуміло, роль цього органу постійно падала, хоча формально все було не так.

Всі функції Сенату незабаром були розподілені між абсолютно автономними департаментами, які фактично були лише маріонетками і вже не могли проводити злагоджену загальну політику.

Зміна структури громадського управління

У той же час все сильніше початок позначатися повну невідповідність старої системи міського управління новим прагненням держави. Уже описана нами губернська реформа Катерини 2 зробила кожне місто абсолютно самостійною адміністративною одиницею. За керування їм відповідав городничий, чий статус відразу ж незрівнянно виріс.

Він призначався з відслужили військову службу дворян і владою мав величезну. На цьому ж посадову особу «висіли» поліцейські, а не тільки управлінські функції, а тому людина на цій посаді повинен був відрізнятися завидною працьовитістю. Ця реформа місцевого управління Катерини 2 відразу посприяла наведення порядку на місцях.

Навпаки, ратуші і магістрати відразу ж практично втратили весь свій адміністративне значення, перетворившись на судові органи для торговців і промисловців. Був створений новий магістрат, людей в який набирали за рекомендаціями купців і промисловців. Управління цим органом здійснював міський голова. Крім того, в містах діяли громадські та сирітські суди. З усього цього і формувалося міське самоврядування, на створення якого були спрямовані багато реформ Катерини 2. Звичайно ж, вона перебувала під постійним наглядом з боку центральної влади, але все ж це також був прорив в області соціальної та управлінської сфери. Втім, іншого виходу у влади не було: міста інтенсивно росли, з"являлося безліч підприємств, громад, освітніх та інших установ. Все це потрібно було «привести до спільного знаменника», все вимагало адекватного міського управління, реалізувати яке на практиці змогла тільки губернська реформа Катерини 2.

Судова реформа Катерини

Все вищесказане призводить до цілком простого висновку: такий бурхливий розвиток соціальної сфери було б неможливим без нормальних судових органів, які б могли коректно вирішувати неминуче виникають протиріччя і суперечки, як між окремими членами суспільства, так і між цілими їх групами.

Потрібно також підкреслити, що судова реформа Катерини 2 базувалася на аналогічному починанні Петра I, ось тільки імператриця змогла знайти куди більш витончене рішення, а тому програма не тільки була втілена в життя, але і дала дуже гарні результати.

У 1775 році був опублікований перший звід офіційних положень. Багато адміністративні суди були скасовані і повністю розформовані. Нарешті були чітко розмежовані дві гілки влади: судова та адміністративна, які раніше були злиті воєдино. Більш того, адміністративна влада зберегла своє єдиноначальність, в той час як судові органи керувалися колегіально.

Зрозуміло, не цим прославилися реформи Катерини 2. Коротко основне їх значення для судової системи розкривається нижче.

важливе зауваження

Найважливіше - нарешті були розділені цивільні і кримінальні позови. Свого часу саме цей «атавізм» заважав відправленню нормального правосуддя, так як складно було адекватно розмежувати провину за адміністративні порушення і справді серйозні діяння. Нижньої інстанцією став повітовий суд. Розбиралися в ньому справи дрібні і незначні. Тим самим значно знижувалася навантаження на суддів, які займалися чимось дійсно важливим.

Взагалі результати реформ Катерини 2 у всіх сферах однакові - різке збільшення ефективності роботи багатьох галузей. Це і зараз змушує поважати імператрицю за незвичайний управлінський талант. Але повернемося до судів.

Повітовий орган розглядав серйозніші заяви. На відміну від вищеописаного земського, в цьому суді засідателі набиралися вже з поміщиків. Засідання проводилися рівно три рази в рік, причому за роботою цього органу вже спостерігав прокурор, в обов"язок якого входила функція «внутрішньої поліції», так як він фіксував усі випадки порушення законів самими суддями і доповідав про те «наверх».

На рівні губерній головним органом у ієрархії став Вищий земський суд, який міг знаходитися не тільки в губернському, але і в повітовому місті. Відтепер в кожному адміністративному центрі могло бути відразу кілька таких органів. У кожному з них було вже по десять засідателів. Голови ж вибиралися виключно Сенатом, а їх твердженням займався найчастіше особисто глава держави.

Але не тільки цим ознаменувалися реформи Катерини 2: коротко кажучи, суди стали більш спеціалізованими.

Структурний поділ судів

Верхній земський суд поділявся на кримінальний і суто адміністративний відділи. Це була важлива інстанція для «молодших» органів. Крім того, його судді мали право на розгляд складніших справ. Справа в тому, що вже тоді був законодавчо закріплений список правопорушень, розглядати які не могли представники нижніх земських і повітових судів, а також члени магістрату. Все це перешкоджало розвитку кумівства на місцях.

У Губернській суді також була громадська і кримінальна палата. У кожній був власний голова, а також пара радників і асесора. Вони також могли бути обрані виключно Сенатом і затверджені Верховною владою. Це була вища судова інстанція тих часів, в якій розглядалися найбільш складні справи, а також розбиралися всі найтяжчі і небезпечні злочини.

Словом, судова реформа Катерини 2 була вельми і вельми складною.

секуляризаційних реформа

До неї Катеринаприступила в 1764 році. Всі землі монастирів відтепер офіційно передавалися в управлінні Економічної колегії. В ході цієї реформи Катерина пішла по стопах Петра I, який не дуже жалував духовенство. З одного боку, відтепер держава була зобов"язана утримувати Церква... але при тому світська влада вже сама визначала, скільки ж країні потрібно монастирів і священнослужителів. Колегія також мала право відчужувати «зайві» землі в фонд держави.

Перетворення в освітній сфері

Відома також реформа освіти Катерини 2. Головне її завдання - створення виховних будинків, вихованці яких отримували грошове забезпечення, повний зміст і освіту. В результаті країна поповнювала ряди своїх громадян великою кількістю освічених і розумних молодих людей, які були віддані державі і виховані в потрібному моральному і етичному дусі.

Поліцейська реформа

У 1782 році був затверджений «Статут благочиння». Управа стала офіційно управляти міським поліцейським відомством. У складі були: пристави, поліцмейстер і городничий, а також комісія з громадян, склад якої визначався шляхом голосування. Орган цей міг накладати штраф або осуд, а також мав право на заборону деяких видів діяльності.

Які ще були важливі реформи Катерини 2? Таблиця дасть нам відповідь на це питання, а також кілька доповнить мети тих заходів, які вже розглядалися в цій статті.

Назва

мета

сенс

управлінські дії

1. Повна ліквідація автономії козацтв і Запорізької січі (до 1781 роки)

2. Губернська реформа (1 775)

Скасування надмірно вільних і потенційно небезпечних формувань.

Повністю контролювати всі райони країни, але робити це не на шкоду населенню.

Урізання козацтва в правах. На їх територіях також вводилося централізоване губернське управління.

Освіта 50 губерній приблизно по 300 тисяч чоловік. Ділилися вони на повіти по 30 тисяч чоловік. У деяких випадках губернії могли бути об"єднані.

Економічні реформи Катерини 2

1. Свобода організації підприємств (1775 рік)

2. Офіційне підвищення оплати селянської праці (1779 рік)

Управління все більше централізується, але при тому збільшуються економічні свободи населення

Населення могло вільно виробляти ситець і вивозити хліб за межі держави. Будь-яка людина міг організувати будь-яке промислове підприємство. Простіше кажучи, відтепер в промислове стан були відкриті двері всім.

станові реформи

Даровані грамоти дворянству і містам (1775 рік)

Вперше були офіційно визначені права і обов"язки дворянства і городян.

Дворяни були повністю звільнені від обов"язкової служби і багатьох повинностей. Стану отримали право на самоврядування. Без слідства і суду відтепер не можна було позбавляти їх членів власності і свободи.

Ось інші реформи Катерини 2. Таблиця досить докладно розкриває їх суть.

результати

Без перебільшення можна сказати, що всі проведені заходи дійсно були доленосними. Чому сприяли реформи Катерини 2? Коротко (таблиця цей момент розкриває) кажучи, вони були спрямовані на досягнення двоїстих цілей:

    Зміцнення самодержавства.

    Економічна свобода населення, можливість піднятися з нижчих станів здатним людям.

У період її правління була практично повністю ліквідована загроза непокори з боку козацької вольниці. Які ще можна назвати наслідки реформ Катерини 2? Церква остаточно була підпорядкована волі держави, судова галузь стала більш гнучкою. Громадяни, так чи інакше, отримали можливість участі в долі власного міста чи навіть губернії.

Ось чому відзначилися реформи Катерини 2. Коротко (таблиця допоможе вам це побачити) кажучи, суспільство стало більш свідомим, вільним і соціально захищеним.

Екатерина Вторая совершила множество реформ, поднявших экономику и просвещенность России, за что ее можно смело именовать Великой.

Что же она сделала?

Во-первых, реорганизация Сената. Екатерина Вторая вернула Сенату статус верховного судебного учреждения и забрала у него законодательные функции, оставив их только за императором.

Во-вторых, губернская реформа. Екатерина создала 50 губерний по всей России и устроила там дворянское самоуправление, что создавало абсолютный контроль монаршей властью без вреда для населения.

В-третьих, экономическая реформа. Екатерина Великая ввела бумажные деньги - ассигнации. Собственно, плюс этой реформы в том, что не нужно носить с собой множество медяков в кармане, который они оттягивают все сильнее и сильнее. Все умещается в паре бумажек.

В-четвертых, совершенствование образования. Екатерина создала систему образовательных учреждений. Также она создала множество Воспитательных домов, ученики которых получали не только образование, но и деньги.

В-пятых, ликвидация гетманства у Запорожской Сечи. Украина осталась без каких-либо признаков автономии.

В-шестых, жалованные грамоты городам, в которых определялись права и привилегии купцов, а также права и выгоды горожан.

В-седьмых, указ о вольностях дворян. Этим указом Екатерина разбила предыдущие стращани я дворян и дала им множество привилегий, прав и преимуществ. Кроме того, теперь дворяне не были обязаны служить, стали самоуправцами (в губерниях). Также дворяне стали неприкосновенны: их нельзя было наказывать, лишать свободы и собственности без суда.

В-восьмых, секуляризация церковных земель. Екатерина передала церковные земли Коллегии экономики. Эта реформа заставляла государство содержать церковь, но преимущество этого преобразовании было в том, что теперь государство и определяло, сколько стране нужно церквей и священников. Земли, которые не тратились под застройку монастырей и остальных церковных зданий, отправлялись в государственный фонд.

В-девятых, полицейская реформа. Эта реформа помогала контролировать основное население, его деятельность как физическую, так и нравственно-духовную, потому устанавливался не только полицейский, но и церковный надзор.

В-десятых, свобода предпринимательства. Эта реформа позволяет производить продукты и продавать их за границей. Также эта реформа давала возможность создавать предприятие любому человеку. Экономические свободы населения увеличивались, но управление все более и более централизовалось.

Результаты реформ:

  • Результаты реформ Екатерины Великой двойственны, собственно, поэтому она и великая.
  • Укрепляя власть, она давала населению экономические свободы, из-за чего можно было подняться с низших уровней общества и завести свое предприятие, получить образование.
  • Также была ликвидирована угроза со стороны Запорожской Сечи, так как ее автономия была устранена. Граждане наконец могли участвовать в жизни своей страны, общество стало просвещеннее и свободнее.

Губернская реформа:
«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:
Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:
Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:
В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования
Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа
В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Основные реформы Петра I.

1. 1708-1710 гг. - областная реформа (реформа местного управления). Ещё в 1702 г. уничтожены должности губерных старост и заменены воеводами. В 1708 г. произошло деление страны на губернии и уезды. Областное управление много раз изменялось в частностях. В 1719 г. приняло следующие окончательные формы: государство поделено на 12 губерний, губернии - на провинции (около 50), провинции - на уезды. Во главе губернии стоит губернатор, во главе провинции - воевода или вице-губернатор, в уездах финансовое и полицейское управление возложено на земских комиссаров. Попытки отделить суд от администрации были неудачны и с 1722 г. администрация снова участвует в деле суда.

2. Боярская Дума при Петре распущена - это знаменует собой переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. В 1711 г. учреждён Сенат, который стоит во главе всего управления (Сенаторы - граф Мусин-Пушкин, Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, Михаил Сомарин, Василий Апухтин). Сенат стал высшим правительственным и судебным органом, контролировал администрацию и коллегии. В 1721 г. установлена должность генерал-прокурора - это самое властное лицо в администрации.

3. 1718-1720 гг. - образование 12 коллегий вместо приказов во главе с прокурорами: иностранных дел, военная, адмиралтейская (морская), штатс-коллегия (ведомство расходов), камер-коллегия (ведомство доходов), юстиц коллегия, ревизион-коллегия, коммерцколлегия (торговля), мануфактур-коллегия (промышленность), Главный магистрат (городское управление), берг-коллегия (горное дело), вотчинная коллегия (промышленность). Наряду с коллегиями существовали часть канцелярий и приказов (например, Сибирский приказ). Коллегии были подчинены Сенату. Несмотря на новые формы и названия, основа административной системы оставалась старая - все управление осталось исключительно в руках дворянских.

4. Проведенные Петром меры в отношении сословий не изменили их положения в государстве, изменилась несколько сама организация сословий и организация повинностей. 1714, 1723 гг. - введение первоначального обязательного образования для дворян. 1722 г. - "Табель о рангах" - лестница служебных чинов, включающая 14 рангов. Приоритет личных заслуг. Законодательство Петра превратило старые поместья в вотчины, т.е. наследственную собственность. Указом 1714 г. Петр запретил дворянам дробить земли при завещании сыновьям (закон о единонаследии, был отменен в 1731 г. по настоянию дворян).

Городское сословие получило новую организацию. В 1699 г. городам было дано самоуправление. В 1720 г. учрежден главный магистрат, ведающий городским сословием. Оно поделено на гильдии, высшие освобождены от рекрутской повинности. 1718-1722 гг. - проведена перепись населения, введена подушная система налогообложения. Несмотря на отсутствие прямых законов, крестьяне повсеместно по обычаю приравнивались к холопам (кроме черносошных, монастырских, дворцовых, приписных). 1721 г. - указ Петра, разрешивший заводчикам покупать крестьян.

5. Военные реформы Петра I были направлены на укрепление зачатков регулярной армии. В 1715 г. Сенат постановил как норму, брать одного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян и горожан. Обязательная служба дворян. К 1725 г. русская регулярная армия состояла из 210 тыс. человек, 100 тыс. казацких войск. Во флоте - 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28 тыс. человек.

6. Большие усилия приложил к развитию промышленности, освоению рудных и иных месторождений, обучению специалистов, развитию торговли. При Петре было основано более 200 фабрик и заложены целые отрасли промышленности.

7. Поощрение наук и образования. 1725 г. - открыта Петербургская Академия наук. 1712 г. - столица переведена из Москвы в Петербург. Значительно возросло книгопечатание, за которым лично следил Петр. В 1703 г. начинает регулярно выходить первая русская газета - "Ведомости". Устроение музеев и библиотек. 1714 г. - открытие Кунсткамеры. Исследования Сибири.

8. 1721 г. - "Устав о наследии престола" - определение наследия отдавалось на волю государя.

9. 1722 г. - учреждение полиции в Москве.

10. Более 20 лет (1700-1721 гг.) церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 г. - учреждение Синода. Эта духовная коллегия заменила патриаршую власть и состояла из 11 человек. С учреждением Синода церковь становилась в зависимость не от государя, как прежде, а от государства. Управление церковью было введено в общий административный порядок. Реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила ее того политического влияния, которое имели патриархи. Церковная юрисдикция также ограничена. Масса дел от церковных судов перешла в суды светские. Часть недвижимого церковного имущества была изъята из хозяйственного ведения духовенства. Управление им было передано Монастырскому приказу. В эпоху Петра наблюдается большая веротерпимость. В 1721 г. разрешены браки с католиками и протестантами. В отношении русского раскола Петр сперва был веротерпим, но когда увидел, что религиозный консерватизм ведет к гражданскому консерватизму (противление его реформам), последовало ограничение прав раскольников и их репрессии.

Основные реформы Екатерины II.

Екатерина II (1729-1796 гг.) - русская императрица, одна из образованнейших женщин своего времени. Настроенная либерально, в практической деятельности руководствовалась русскими национальными традициями. В первый год правления восстановила Сенат (1762 г.), который разделила на 6 департаментов. Он был центральным административно-судебным учреждением, но без законодательных функций. Разработку нового законодательства взяла на себя, два года работая над принципами будущего кодекса. К 1767 г. появился написанный ею Наказ. При обсуждении с окружавшими ее государственными деятелями она неоднократно правила его и в окончательном варианте он мало напоминал начальный труд. Наказ стал изложением принципов, какими должен руководствоваться государственный человек. Для составления кодекса манифестом 14 декабря 1766 г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест. Их собрание из 567 человек получило название "Комиссии для сочинения проекта нового уложения". С собой они привезли более 10 тыс. депутатских наказов. Несмотря на полную неудачу работы Комиссии (1767-1768 гг.) и отказ Екатерины от общей реформы законодательства, значение Комиссии состоит в том, что она дала богатый материал с мест и повлияла на всю деятельность Екатерины (отдельные части Комиссии работали до 1784 г.). Екатерина принялась по частям выполнять свой план реформ.

1. 1775 г. - "Учреждения для управлений губерний". Страна делилась на 51 губернию с примерно равной численностью жителей 300-400 тыс. человек. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. жителей. Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: 1) Губернаторское правление во главе с губернатором; оно имело административный характер и представляло правительственную власть в губернии; 2) палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии; 3) Палата Казенная - орган финансового управления; 4) Верхний земский суд - судебное место для дворянских тяжб; 5) Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия; 6) Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян; 7) Совестный суд; 8) Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов. Аналогичная структура была и в уездах. Выдержан принцип разделения ведомств и властей: административные-судебные-финансовые учреждения. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и горожане, и даже люди из низших слоев наполняли своими представителями новые учреждения. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, в центре осталось лишь общее руководство и наблюдение. Управление центральное при расцвете местного управления окончательно расстроилось и уже при Александре I были образованы министерства. Учреждение 1775 г. давало дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда. Таким образом, вся Россия от высших до низших ступеней стала управляться дворянством.

2. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Это не новый закон о дворянстве, а систематическое изложение прав и преимуществ дворян. Грамота установила, что дворянин не может иначе, чем по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе; свободен от податей и телесных наказаний; свободен от государственной службы, но для выборов на дворянские должности должен иметь "офицерский чин"; владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится у него в имении. Таким образом, дворянство к концу XVIII в. получило исключительные личные права, широкие права сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.

3. Крестьянин в правление Екатерины фактически приравнен к холопу. Однако, в глазах закона он был и рабом и гражданином: крестьяне продолжали считаться податным сословием, имели право искать в судах и быть свидетелями в суде, могли вступать в гражданские обязятельства и даже записываться в купцы с согласия помещика, казна допускала их к откупам за поручительством помещика. Однако, фактически век Екатерины был временем наибольшего развития крепостной зависимости.

4. Многочисленные мероприятия по устройству образования, искусства, медицины, торговли и промышленности: 1) Устройство Воспитательных домов в Москве (1763 г.) и Петербурге (1767 г.), закрытых институтов для девиц-дворянок и девиц горожанок (с 1764 г.), кадетского корпуса. 2) В каждом уездном городе открылись Малые народные училища, в каждом губернском - Главные народные училища, предполагалось открыть несколько новых университетов. 3) В 1763 г. учреждена Медицинская комиссия. Каждый город и уезд должны были устраивать госпитали и больницы, приюты (богоугодные заведения), заботиться об образовании лекарей и хирургов, основывать аптеки и фабрики хирургических инструментов. 4) 1785 г. - Жалованная грамота городам - подтверждало право городского самоуправления. 5) Учрежден Государственный заемный банк с большим капиталом и низким (6%) процентом. 6) Екатерина уничтожила органы государственного контроля над промышленностью и торговлей и позволила им развиваться свободно. Построены фабрики стальных изделий, кожевенные заводы, мануфактуры. Разведение шелковичных червей. 7) Снаряжение морских экспедиций в Тихий и Ледовитый океаны, к берегам Азии и Америки.

5. Внешняя политика. Петр решил только шведский вопрос. Перед Екатериной стояли польский и турецкий вопросы. В результате двух русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия получила берега Черного моря и Азовского, присоединила Крым, получила Очаков. В результате активной политики на Западе и трех разделов Речи Посполитной Россия получила Белоруссию по первому разделу, еще 4500 квадратных миль по второму разделу, Литву и Курляндию по третьему. Русские земли, в течении многих веков бывшие под властью Литвы и Польши, возвратились к России. Не была возвращена только Галиция. При Екатерине II выдвинулись видные военначальники: А.В.Суворов (1729-1800 гг.), Ф.Ф.Ушаков (1744-1817 гг.), П.А.Румянцев (1725-1796 гг.), Г.А.Потемкин (1739-1791 гг.).

Передвижники . Во 2-й четверти XIX в. начинается постепенное утверждение реализма во всех видах русского искусства. В живописи появляются картины на бытовые темы, которые не укладываются в строгие рамки, преписываемые Императорской Академией Художеств. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова образовалось товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1871 г. они устроили 48 передвижных выставок по всей стране. Они ознакомили общество с русским искусством, сделали его доступным русской провинции. Сюжеты картин - современная русская жизнь, родная природа, история русского народа. ТПХВ стало символом искусства демократического, восприимчивого к новому. В его состав в разное время входили И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, А. и В.Васнецовы, А.Куинджи, В.Поленов, Н.Ярошенко, И.Левитан, В.Серов. Важную роль в развитии художественной деятельности передвижников сыграл П.М.Тре-тьяков, приобретая в свою галерею их полотна. ТПХВ распалась в 1923 г.

Податные сословия - в России XVIII-XIX вв. группа населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и др. натуральные повинности.

Подворное обложение - прямые налоги с каждого двора.

Подушная подать - в XVIII-XIX вв. основной прямой налог, облагались все мужчины ("души") податных сословий.

Посадские люди - в России торгово-промышленное городское население.

Просвещенный абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй пол. XVIII в., выражалась в уничтожении "сверху" и в преобразовании наиболее устаревших форм феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянские, судебные, управления, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители - Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России. Используя популярность идей французского Просвещения, они изображали свою деятельность как "союз философов и государей". Просвещенный абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.

Редукция - (от лат. - возвращение) изъятие у феодальной аристократии земель, которые отдаются в аренду, а крестьяне при этом освобождаются от крепостной зависимости, проведена Карлом XI - королем Швеции во второй пол XVII в.

Респектабельный - почтенный, солидный.

Россия и Кавказ в XIX в. В XIX в. Россия проводит на Кавказе активную политику. В 1801 г. выходит Манифест Павла I о присоединении Грузии к России. В 1802-1806 гг. в состав России вошли: Кубинское и Талышское ханства, Менгрелия. Русские завоевали Гянджийское ханство, включили в состав России Карабахское, Шекинское и Ширванское ханства, взяли Баку и Дербент. В 1810-1813 гг. в состав России вошли Абхазия, Имеретия и Гурия. Турция признала факт вхождения в состав России этих территорий. В результате войны с Персией и Турцией по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. Россия закрепила за собой Черноморское побережье от устья Кубани до Поти. Завоевание Северного Кавказа длилось долго: с 1817 по 1864 г. – это так называемая Кавказская война. Она начинается с продвижения русских в Чечню и Дагестан и характеризуется упорными кровопролитными боями. Главные действуеющие лица с российской сторорны – командующие русскими войсками на Кавказе генерал Ермолов А.П., генерал-фельдмаршал Паскевич И.Ф., со стороны горцев – Гази Магомед, Шамиль.

Русский терроризм – его возникновение связанов России с социальными сдвигами, произошедшими в результате великих реформ 1860-х гг. Его стратегия сопряжена с тактическим многообразием форм и методов. Популярны идеи цареубийства, истребления "императорской" партии. Сочетался с макиавеллизмом и мистификацией. Политико-идеологическое обоснование относится к 1860-м гг.; как общественное явление сложился в 1870-е гг., когда теориря и практикаа терроризма стали политикой. Одной из особенностей русского терроризма было "женское лицо" – треть первого состава исполкома "Народной воли", известные террористки В.Засулич, С.Перовская, Д.Бриллиант и др. 1878-1882 гг. можно назвать "террористическим пятилетием". Наиболее известные террористические акты – покушение на Лорис-Меликова М.Т. в 1880 г., убийство Александра II в 1881 г., убийство Столыпина П.А.в 1911 г. В дальнейшем активно применялся партией эсеров.

"Священный Союз" - реакционный союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. В 1815 г. к нему присоединилась Франция и ряд европейских государств. Почин в заключении союза принадлежит Александру. Монархи обязались пребывать в вечном мире; “подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь”; управлять подданными, “как отцы семейств”; в политических отношениях руководствоваться заповедями любви, правды и мира. Однако, очень скоро союзники Александра воспользовались этим союзом в практических целях. Обязанность государей помогать друг другу была истолкована так, что государи должны вмешиваться во внутренние дела других государств и поддерживать в них законный порядок (особенно эту линию проводила австрийская дипломатия во главе с Меттернихом). Фактически это вылилось в подавление революционных и национально-освободительных движений. Священный Союз санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821 гг.), Пьемонте (1821 г.) и французскими войсками в Испании (1820-1823 гг.). Противоречия между Европейскими державами и развитие революционных движений расшатали Священный Союз, и в начале 30-х годов он фактически распался.

Сенат - в России в 1711 - 1917 гг. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору, учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Состав его определялся лично императором из гражданских и военных чинов первых трех классов по Табели о рангах и возглавлялся генерал-прокурором. В Сенат по должности входили министры, их товарищи (заместители министров), обер-прокурор Синода. Состоял из 6 департаментов.

Синод - один из высших государственных органов в России 1721-1917 гг. Введенный Петром I вместо упраздненной должности патриарха, ведал делами православной церкви. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царем. После 1917 г. - совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Славянофильство - направление русской общественной мысли сер. XIX в. Основные черты:

1. Выступали за отличный от европейского путь развития России на основе ее самобытности.


Похожая информация.