Бабий Яр. История и фотографии

Легендарный ресторан "Яръ" - детище французского повара господина Транкиля Ярда - поначалу, 1 января 1826 года, разместился в доме купца Шаванна на углу Кузнецкого Моста и Неглинной. Скоро он стал пользоваться огромной популярностью у гурманов, полюбивших "Яръ" за изысканное меню и отличные винные погреба. Одним из завсегдатаев "Яра" на Кузнецком был Александр Пушкин, запечатлевший память о ресторане в одном из своих произведений.
Позже - с 1848 по 1851 гг. - "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке. Но вскоре открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе, во владении генерала Башилова, сдавшего свою усадьбу под ресторацию. Дело в том, что для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать. Купцы и молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты не отваживали от него другую публику. В "Яръ" частенько захаживали Брюсов, Чехов, Куприн, Шаляпин, Станиславский, Гиляровский, художники, литераторы, адвокаты...
В 1895 г. "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Доходы от этой гениальной идеи дали возможность перестроить ресторан. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами, с летним садом на 250 мест, с фонтаном, каменными гротами и беседками, увитыми плющом. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
Ресторан в 1910 году был оценен в 10 миллионов рублей золотом, громадная цифра. Ресторан с его обслуживающими строениями занимал целый квартал, у ресторана была собственная электростанция, собственная водонасосная станция, парк автомобилей, своя конюшня, летняя веранда, цветники, заднюю часть владений обрамляли "горы" - сделанные из привезенных с Кавказа камней.

Дом справа от здания отеля Советский - дом для служащих ресторана. Ранее его боковая башенка-эркер была украшена шпилем. Слева от ресторана находился дом самого Судакова, он, к сожалению, не сохранился.

В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским. Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов. Как-то зимой он поехал в любимый ресторан, но его туда не пустили -какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп". Савва попытался возмущаться, дескать, он постоянный клиент, немало денег тут оставил, но в ресторан его все же пустить отказались. Тогда разозлившийся Морозов поехал в Петровский парк, набрал там какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену, дабы через нее въехать в ресторан на прямо тройке. Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию: "Отец родной, да что ж ты делаешь, мы же без заработка останемся", в общем, уговорили его, он расплатился со всеми "взломщиками", плюнул на все и уехал.
Известнейший миллионер Хлудов приходил в Яръ в сопровождении ручной тигрицы.
А то ещё в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.
"Яръ" посещали Григорий Распутин и Феликс Юсупов, Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...
После революции ресторан закрыли, с потолков сорвали лепнину, уничтожили фонтан и сад, имущество ресторана вывезли. Судакова арестовали. Судьба владельца Яра трагична - после революции его и его детей часто арестовывали, вызывали ЦК, регулярно "трясли", считая его обладателем огромного состояния, он не мог эмигрировать за границу. Позже Судаков работал простым бухгалтером в обычной советской конторе. Доживать свой век он уехал в деревню. О "Яре" он говорить не любил, эта тема была для него закрытой. После смерти его, якобы, похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Таковы взлет и падение владельца "Яра", начавшего свою карьеру с "мальчика" в чайной, добившегося всего своим трудом, умом и талантом, превратившего культовый ресторан практически в империю, и закончившего обычным служащим в государственной организации...
До 1952 года в здании бывшего ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом летчика. В 1952 году к зданию ресторана "Яръ" по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир. Сейчас прежнее здание выглядит почти неузнаваемым, только по арочным окнам можно идентифицировать судаковский «Яръ». "Яръ" был переименован в ресторан "Советский". Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.
Ресторан "Советский" получил широкую известность как «ресторан для привилегированных» - дипломатов, партийной верхушки и приближенных. В эти годы «Советский» не раз отмечался вымпелами и почетными наградами. Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.
Со временем ресторан пришел в упадок, однако с 1998 года он пережил свое очередное рождение под прежним именем – «Яръ». Ресторан был отреставрирован - здесь полностью восстановили дореволюционный интерьер, привели в порядок фрески начала века на потолке и стенах, починили люстру 1912 года, воссоздали фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.
Такова история ресторана "Яръ".

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru

В 1826 году француз Транкий Яр открыл ресторан в доме Шавана на Кузнецком мосту. Место было выбрано не случайно: в доме Людвига Шаванна находились также модные магазины вин, нюхательного табака, духов, шляп, тканей и книг.
«Московские ведомости» писали об этом событии так: «Открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».
В конце XIX - начале XX веков в «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова. Выступали знаменитые певицы - Олимпиада Фёдорова (Пиша), а позднее - Варвара Панина (Васильева).
В 1895 году в свою собственность «Яр» приобрел купец Алексей Судаков. Через 15 лет он поручил архитектору Адольфу Эрихсону выстроить новое здание в стиле модерн: с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри располагались Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты, один из которых получил название «Пушкинский», в память о поэте, написавшем о «Яре»:
«Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?»
Здесь проводили время особы императорской фамилии, представители литературной богемы, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы. Ресторан играл роль места встречи тех, кто вершил историю:
поэт и писатель Александр Пушкин,
писатель Александр Герцен,
исследователь Николай Пржевальский,
художник Карл Брюллов,
художник Алексей Венецианов,
композитор Михаил Глинка,
архитектор Доменико Жилярди…
В «Яре» студенты традиционно заканчивали празднование Татьянина дня. Сюда приезжали обедать из Петербурга. В те годы кто-то из великих заметил: «в «Яръ» не идут - в «Яръ» попадают».
Наиболее частыми посетителями ресторана были:
певец Федор Шаляпин,
писатель Антон Чехов,
писатель Максим Горький,
писатель Александр Куприн,
писатель Леонид Андреев,
поэт Константин Бальмонт,
купец и меценат Савва Морозов,
историк Владимир Гиляровский,
адвокат Федор Плевако...
После Октябрьской революции ресторан закрыли. Алексея Судакова арестовали. Некоторое время, в период НЭПа, в здании «Яра» ресторан ещё работал. Позднее здесь размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК, клуб лётчиков.
В 1952 году здание было ещё раз перестроено. И выполнено в стиле сталинского ампира, в нём открылась гостиница «Советская» с одноимённым рестораном. Он считался официальным и был широко известен в правительственных и дипломатических кругах. Поэтому наиболее важных и именитых гостей принимали именно здесь. В разные годы ресторан посетили:
генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев,
премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер,
канцлер ФРГ Конрад Аденауэр,
премьер-министр Индии Индира Ганди,
губернатор штата Калифорнии Арнольд Шварценеггер,
знаменитый актер Жан-Поль Бельмондо,
французская певица Мирей Матье...
C 1998 года «Яръ» вернул себе былую славу и вновь открыл свои двери для гостей:
Юрий Лужков,
Борис Березовский,
Анатолий Чубайс,
Алексий II,
Пьер Карден…
Не менее известен и визит Алена Дюкасса, который считается лучшим поваром мира. Ресторан «Яръ» является единственным реальным российским партнером знаменитого кулинара.
Сегодня «Яръ» полностью обновлен. Дизайнеры произвели реконструкцию и восстановили дореволюционный внешний вид ресторана, отреставрированы фрески эпохи модерн, заработала люстра 1912 года, во внутреннем дворике включили фонтан, созданный по образу и подобию фонтана Большого театра.


Оксана Сергеева-Маленькая

Посудомойщик

Алексей Судаков родился в Ярославской губернии, в большой крестьянской семье. Многие их односельчане везли детей в Москву и отдавали их на работу кожевникам или кузнецам, но нередко и в трактиры. Делалось это не из эгоизма и жестокости родителей, а ради спасения детей от голодной смерти в деревне, частенько страдавшей от неурожаев. Работая в ресторане, уж точно с голоду не помрёшь.

Чтобы прокормить семью, отец поехал с Алексеем в Москву на «биржу» ‒ так тогда называлось место, где владельцы московских харчевен выбирали себе среди выходцев из окрестных деревень половых (слуга в трактире), официантов для рестораций и приказчиков.

Ярославские крестьяне или, как их называли, «водохлёбы» (под этим подразумевалось, что они пьют только «огненную воду»), трудились в лучших трактирах города («Прага», «Славянский базар» и т. д.). Для них эта работа была возможностью выбиться в люди, стать солидным человеком.

Обязанности официанта тех лет не особенно отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола

Веселый неунывающий мальчишка приглянулся управляющему чайной и он забрал его к себе посудомойщиком, а отца Алексея ‒ приказчиком. И вот в девять лет у будущего миллионера началась взрослая жизнь. Жизнь работников общепита и сейчас несладкая: за едой надо постоянно следить, каждому надо угодить, успокоить напившихся хамов - иными словами, даже присесть не получится.
Во времена, когда не было ни водопровода, ни вывоза мусора, ни средств дезинфекции, работа на кухне была сущим кошмаром. В такой атмосфере наш герой и делал свои первые шаги к успеху, вычищая тарелки онемевшими пальцами в холодной воде. Разумеется, неграмотных деревенских ребят обучали всем блюдам, которые подавались, причем если сейчас все это учат по распечаткам, то тогда запоминали на слух.

Повар лично брался обучать гарсона всем премудростям готовки, чтобы он мог ответить на любой вопрос гостя. Самым трудным для любого было выучить состав соусов, коих было величайшее множество, и какое блюдо с каким соусом подают. Допускали же работать с клиентами, только если юный работник «все соуса знает».

Выучив меню, его пустили в зал прислуживать посетителям. В таком амплуа юный Судаков трудился где-то года четыре. По большому счету, обязанности официанта тех лет не особо отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола.

Алексей был очень смышленым и бойким, прилежно выполнял все поручения, поэтому уже в 17 лет ему удалось стать, выражаясь современным языком, менеджером ресторана. Он мог носить «лопаточник для марок» (бумажник, где держали кассовые чеки и деньги за еду) и шелковый пояс, за который этот самый «лопаточник» затыкался. Его чайная стала приносить хороший доход, и в 22 года деловитый ярославец стал директором заведения.

Ресторатор

Как только юноша скопил внушительную сумму, то сразу купил ресторан на Рождественском бульваре, ставший популярным по всей Москве. Потом еще один, но мечтою дельца был шикарный и красивый ресторан «Яръ» (по имени французского повара Ярда, а не от оврага), что находится теперь возле метро «Динамо», на Ленинградке.

Это место отличалось от других злачных, так как там подавали не только хлеб, но и зрелища: играл оркестр Степана Рябова, пели хоры и вообще здесь бывал весь высший свет: богач Морозов, писатели Чехов и Куприн, оперная звезда Шаляпин, знаменитый «неверящий» режиссер Станиславский, «наше всё» Пушкин.

Владеть таким местом значило не только разбогатеть, но и стать известным среди элиты. На свой страх и риск, взяв кругленькую сумму в долг, Судаков в 1896 году покупает «Яръ» у промотавшегося хозяина Аксенова. Но наш герой знал, что делал, и благодаря смекалке быстро заработал деньги. Говоря современным языком, он выступил промоутером… ипподрома. Дело в том, что скачки проходили совсем неподалеку от его кафешантана. Договорившись со скаковым обществом, он распространял бесплатные билеты на это мероприятие среди гостей, сладкоголосые цыганки давали их своим поклонникам.

«Купцу, ему ведь как, - говаривал ресторатор, знавший купцов не понаслышке - если бесплатно, то и уголькам в аду будет рад». Днем публика ходила смотреть на своих любимых лошадей, болела за них, а потом, утомленная переживаниями и, желая отпраздновать победу или залить горе, шла поужинать в соседний «Яръ». Отбоя от клиентов теперь не было.

На доходы от своей простой и гениальной идеи Судаков решил сделать в своем заведении капитальный ремонт. Идеей его было превратить старинную деревянную постройку в дворец стиля модерн. В 1910 году архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными светильниками по фасаду. В перестроенный «Яръ» потянулись толпы, там бывали даже члены императорской фамилии и всесильный Григорий Распутин. Особенно бомонд полюбил летний сад, где можно было посидеть в тени и побеседовать о судьбах России.

В том же году Алексей Акимович, имевший стотысячные капиталы, покупает петербургский кабак «Медведь», бывший, по сути, копией его московского детища. И без того шикарное место ресторатор делает настоящим «Эрмитажем», только в нем можно было не только любоваться искусством, но и закусить.

Как бы то ни было, ресторан «Яръ» пережил потрясения, и стал в 1952 году частью гостиницы «Совесткая». Заведению вернули прежние интерьеры и имя; в нем, как и в старые добрые времена, играет цыганская песня и приходят известные люди: от Чубайса до Шварценеггера. Полюбоваться роскошным убранством и посидеть за любимым столиком Пушкина может каждый из нас.

Было принято, кажется, всегда, однако начало грандиозным столичным пирушкам положил именно «Яръ» - знаменитый ресторан, который сегодня называют не иначе как легендарным.

За все время своего существования начиная с 20-х годов XIX века «Яръ» не раз переезжал и перестраивался, использовался по назначению и без оного, переживал лучшие времена и не самые лучшие, и спустя почти два столетия вновь стал тем, за что его в свое время полюбили Чехов, Куприн, Горький и Шаляпин.Именитых гостей в «Яре» побывало и впрямь немало. С недавних пор присоединиться к этому списку может каждый. Впрочем, чтобы кутить, как, бывало, кутили московские богачи, лучше заранее исследовать территорию . Ну а за кутежом дело не станет.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Гулять так гулять

История «Яра» началась в канун 1826 года, когда француз Транкль Яр открыл ресторан «имени себя» на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Неглинной. Газета «Московские ведомости» тогда сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».Предприимчивый Яр одним «Яром» со временем решил не ограничиваться, и спустя двенадцать лет филиал знаменитого ресторана открывается в деревянном одноэтажном здании возле Петербургского шоссе (ныне - Ленинградского проспекта). Еще через несколько лет ресторан на Кузнецком Мосту был закрыт, и с той поры работал только здесь, за Тверской заставой.

Помещение ресторана, при котором был устроен небольшой садик, состояло тогда из небольшого общего зала и нескольких отдельных кабинетов. Никаких увеселений у «Яра» не было, и от обычного скромного заведения он отличался лишь тем, что кухня здесь была отменная, а накормить запоздалого гостя мог иногда и сам хозяин.

После Транкль Яра владельцы ресторана менялись один за другим, и при ком именно здесь впервые появились цыгане, сказать теперь трудно. Публику это привлекало всегда, ведь послушать цыганский хор в то время можно было только в загородном ресторане: в Москве цыганам петь запрещалось.

Своим разгулом, купеческими кутежами и забавами «Яръ» стал знаменит в 1870-х. Подгулявшие купцы резвились, как могли. Например, «играли в аквариум»: наливали в рояль воду и пускали туда живых рыб. Также в «Яре» был специальный прейскурант: вымазать официанту лицо горчицей стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Хозяину подобные забавы были только на руку: все имущество было застраховано, и деньги он получал как с кутил, так и со страховой компании.В 1896 году ресторан приобретает новый владелец - Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся успеха своим умом и талантом.

Алексей Акимович Судаков. Фото: Из архива ресторана «Яръ»

Обслуживание в «Яре» всегда отличалось изысканностью, а теперь уж и подавно: «Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба - та! Без обмана».

В 1910 году Судаков перестраивает «Яръ» по проекту архитектора Адольфа Эрихсона: из деревянного дома ресторан превратился в дворец с колоннами. Слава «Яра» росла с каждым годом: вскоре ресторан и вовсе приобрел статус московской достопримечательности, обязательной к посещению.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Тогда в «Яре» было два огромных зала: летний «Белый» и зимний «Наполеоновский», отделанных с впечатляющей даже по тем временам роскошью.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.comВ каждом зале была своя эстрада. Наверху находились многочисленные кабинеты с балконами, выходившими, как театральные ложи, в зал. В ресторане была и императорская ложа, правда Николай II «Яръ» никогда не посещал: за него это делал Григорий Распутин.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

С ростом популярности «Яра» расширялась и концертная программа: на сцене ресторана выступали лучшие артисты, включая циркачей и фокусников.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Несмотря на общее увеселение, нравы в ресторане были самые строгие. Известная певица Надежда Плевицкая, начинавшая здесь свою эстрадную карьеру, вспоминала о Судакове так: «Чинный и строгий купец, он требовал, чтобы артистки не выходили на сцену в большом декольте: к «Яру» московские купцы возят своих жен и «Боже сохрани, чтобы никакого неприличия не было». Алексей Акимович, к слову, долгие годы являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке. На свои средства он построил несколько школ на своей родине в Угличевском уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам.

Вскоре грянула революция: ресторан проработал до февраля 1918 года и впоследствии был закрыт. Все имущество было конфисковано. Несколько дней из «Яра» вывозили столовое серебро, мейсенский фарфор, картины и хрусталь…

В октябре того же года в «Яре» был открыт Рабочий клуб им. В.И. Ленина. В годы НЭПа он еще недолго поработал как ресторан, пока в 1924 году сюда не переехал ВГИК. В конце 1930-х здание передали Управлению воздушного флота. Здесь решено было открыть Клуб летчиков, так как поблизости, на Ходынском поле, находился Центральный аэродром. Очередная перестройка началась в 1939 году: один из ресторанных залов превратился в клубный, второй - в гостиную. Здесь же в июне 1941 года была сформирована 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района города Москвы.

В 1947 году сын Иосифа Сталина Василий был назначен командующим ВВС Московского военного округа, и именно по его инициативе в начале 1950-х годов начинается новая перестройка «Яра»: с пристройкой вдоль улицы Расковой гостиницы, которая получила название «Советская». В номере 301, который теперь называется «Сталинским», сын вождя жил в течение года.

Для постояльцев гостиницы в одном из залов бывшего «Яра» был открыт ресторан, где принимали только высокопоставленных персон, а позднее и мировых знаменитостей. В разные годы здесь побывали Маргарет Тэтчер и мать Тереза, Пьер Карден и Индира Ганди, Мирей Матье и Жан-Поль Бельмондо.Другой зал, бывший «Белый», сначала стал кинотеатром «Победа», а позднее - просто концертным залом. С 1969 года и по сей день здесь размещается единственный в мире профессиональный цыганский театр - «Ромэн».

«Яръ» сегодня

За годы перестройки - теперь уже страны, а не здания - и ресторан, и гостиница пришли в состояние весьма плачевное. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию, благодаря которой к «Яру» стала постепенно возвращаться былая слава.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

До «Советского», превратившегося теперь в четырехзвездочный отель, можно добраться от станции метро «Динамо». Слева от входа - ресепшн и стеллажи с традиционными русскими сувенирами, справа - вход в ресторан.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

У входа в залы гостей традиционно встречает медведь в шапке-ушанке и услужливый официант - дань традициям, не иначе. Рядом - книга отзывов и предложений с записями на всех языках мира. На противоположной стене - портреты именитых гостей и аквариум с океанскими устрицами и камчатскими крабами, которые тут же, по заказу, могут приготовить.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В зале, который так и называется - «Яръ», сегодня воссоздан оригинальный интерьер ХIХ века: с двухъярусной сценой, тяжелыми бархатными кулисами, витражными окнами, хрустальной люстрой и фресками на почти двадцатиметровом потолке.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Зеленый бар, примыкающий к залу, постарались сохранить таким, каким он был при Судакове: массивный деревянный буфет, на стенах - старинные гравюры с видами Москвы и светильники, отражающиеся в зеркалах.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В самом отеле восстановлен послевоенный интерьер. Как и прежде, малахитовый холл украшает белый рояль, а полы - традиционные красные ковровые дорожки. Вообще дух в отеле «Советский» сохранился самый что ни на есть советский. Чем, к слову, пользуется не первое поколение киношников.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В меню «Яра» меж тем есть блюда, которые подавались здесь еще до революции: они отмечены звездочкой. Студень из бычьих хвостов, форшмак из ростовской сельди, борщ старомосковский, стерлядь в шампанском, свинина по-старорусски - от одних только названий начинает сосать под ложечкой. Особняком стоит десерт Пушкина - холодный сладкий суп из малины и ревеня, который подается с шоколадным маффином и ванильным соусом.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сам Пушкин в «Яре» на Ленинградке, к слову, никогда не бывал - поэт слыл завсегдатаем первого «Яра» на Кузнецком Мосту и именно про него потом вспоминал:

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать...

Появятся ли новые строки, посвященные современным блюдам легендарного ресторана, станет известно совсем скоро - примерно лет через сто.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru