У шимпанзе обнаружили невиданный доселе интеллект. Почти человек

Дискуссии и споры вокруг человекообразных обезьян, похоже, подошли к концу, и разрешение грозит оказаться самым неожиданным. До сих пор большинство было уверено в том, что только человек обладает замечательным свойством подражать, имитировать, дразниться, и благодаря всему этому – учиться. Однако, судя по всему, мы, люди, глубоко заблуждались. Обезьяны тоже не прочь покривляться: даже здесь человека разумного, homo sapiens, кто-то опередил.

Сенсационное открытие сделали во время своих наблюдений шотландские приматологии совместно с учеными из Университета Эмори: их подопытные обезьяны обнаружили невиданный доселе интеллект!

Надо сказать, что ученые, работающие в области приматологии и антропологии, стали все чаще получать результаты, явно указывающие на то, что уровень "разумности" у человекообразных обезьян несравнимо выше, чем принято считать. Еще в шестидесятых известный исследователь шимпанзе Джейн Гудал открыла, что обезьяны, наши волосатые праотцы и праматери, на самом деле не превратились в бабушек и дедушек-одуванчиков, только и умеющих, что точить лясы да радовать эгоистичных обладателей разума, глазеющих на них сквозь прутья решетки – о, нет! – эволюции не знакомо понятие "пенсия", и обезьяны, безмерно униженные цирками, зоопарками и самим сэром Чарльзом Дарвином, ведут себя удивительно – как установила Гудал, они используют инструменты для добычи пищи, дерутся, ведут настоящие войны и устраивают перемирия.

Разумеется, открытие Гудал вызвало целую волну подобных исследований в области приматологии. Так, швейцарский исследователь Кристоф Беш обнаружил, что человекообразные обезьяны шимпанзе имеют свою собственную культуру, и притом не одну! Он наблюдал группу животных в Тай-Национальпарк на побережье Эльфенбайн. Его подопечные взламывали орехи особым способом, при помощи камня, и, что самое интересное, передавали этот способ следующим поколениям. Поразительный факт - восточноафриканские приматы с этим подходом к добыче пищи были вовсе не знакомы.

Беш недоумевал - неужели эти ребята в самом деле набираются полезных знаний и умений через подражание?

Ученый не раз становился свидетелем сцены, когда маленькая обезьянка заинтересованно смотрела на мамашу, разламывающую скорлупу ореха – что это мама делает? Как это у нее получается? И по прошествии некоторого времени Беш заставал давешнюю малышку за тем же занятием, она ловко управлялась с орехом таким же способом!

Однако, долгое время ученые не могли сойтись на каком-то одном объяснении этого явления. Но вот наконец сотрудникам шотландского Университета Св. Эндрю, кажется, удалось приблизиться к решению. В их статье, опубликованной журналом Nature, подробно описано поведение шимпанзе, которые сознательно подражают друг другу для того, чтобы достичь желанной цели. Пищи. Для эксперимента ученые подготовили обезьянам непростое задание – при помощи палки выудить приманку из резервуара, к тому же еще и заткнутого пробкой. Подопытных животных ученые разделили на две группы, а затем из каждой выбрали по одной обезьянке и научили их разными способами вытаскивать пробку и доставать пищу. "Первопроходцев" звали Эрика и Джорджия. После короткого курса их отправили обратно к другим обезьянам, и спустя два месяца все питомцы шотландских ученых успешно питались, используя методики, которым они научились, подражая Эрике и Джорджии. Третья же группа – о ней пока не было сказано ни слова – вообще ничему не училась, и по прошествии упомянутого срока ни один из ее представителей даже шагу не сделал в направлении приманки. Они не осилили задание без "наставника", считают специалисты.

Не только взрослые имеют скрытое желание быть похожими на других, считают антропологи, даже детям знакомо стремление поскорее научиться у товарищей делать то, что им так нравится. Как выясняется, здесь люди не одиноки. Приматы шотландских исследователей – яркий тому пример.

Экология

Некоторые человекообразные обезьяны, оказывается, могут быть намного умнее своих сородичей. По крайней мере, ученые знают одну такую самку шимпанзе, которую характеризуют как "исключительную", если сравнивать ее с другими представителями этого вида.

Эта удивительная самка шимпанзе по имени Наташа, которой более 20 лет. Она уникальна тем, что показывает невероятные результаты в различных тестах и экспериментах. Исследования, результаты которых были опубликованы в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B , показывают, что среди обезьян также встречаются гении, хотя мыслить так же разумно, как человек, они, конечно, не могут.

Некоторые способности все же выделяют обезьяну среди остальных. Сотрудники заповедника для шимпанзе острова Нгамба в Уганде знали об этих необычных особенностях Наташи еще до того, как ею заинтересовались исследователи и провели тесты. Наташа оказалась одной из самых умных из известных ученым обезьян на планете.

Например, Наташа постоянно сбегала из своего прошлого вольера, обнесенного электрическим забором. Она кидала на него ветки до тех пор, пока прекращали идти искры, таким образом, понимая, что электричество выключено. Также она научилась дразнить людей, "убеждая" их бросить ей что-то съестное.


Ученые из Института эволюционной антропологии решили заняться изучением этой обезьяны, а также в их исследованиях приняли участие многие другие приматы. Исследователи хотели понять, чем гении отличаются от обычных обезьян. Для своих экспериментов ученые подготовили 8 различных тестов.

Например, в первом эксперименте шимпанзе должны были отыскать спрятанные предметы, таким образом ученые желали проверить их способности ориентироваться в пространстве. Во втором эксперименте обезьяны должны были использовать "орудия труда" для того, чтобы получить пищу в качестве вознаграждения. В остальных экспериментах ученые проверяли способность обезьян понимать такие вещи, как цвет, размер и форма.

Ученые заметили, что некоторые обезьяны лучше или хуже справлялись с заданиями, тогда как Наташа блестяще прошла практически все тесты. Ученые не стали называть эти способности обезьяны "проявлением разумной мысли". Мыслительные способности примата - это набор навыков, связанных с запоминанием, использованием орудий труда, пониманием качества предметов.


Как говорится, "необходимость - мать изобретательности" , поэтому что касается обезьян, то тут, скорее всего, работает тот же принцип, который может объяснить способности приматов. Например, некоторые обезьяны умеют изготавливать специальные орудия труда, для того, чтобы доставать термитов из термитников или разбивать орехи.

Однако почему далеко не все обезьяны способны развивать в себе такие сложные навыки? Ученые полагают, что все зависит от экологических ограничений и потребностей.

Особенные способности демонстрируют не только обезьяны, но и другие животные. Например, собаки Рико и Цезарь знают значения около тысячи слов! Интересно, что большинство собак-гениев принадлежат к породе бордер-колли. Их хозяева утверждают, что не занимались дрессировкой своих питомцев.

Честь «первого контакта» - разговора представителей разных видов - принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. К тому времени уже было известно, что животные способны мыслить: они могут решать задачи «в уме», то есть не только методом проб и ошибок, но и придумывая новые варианты поведения.

Это доказал немецкий психолог Вольфганг Келер, проводивший свои знаменитые исследования интеллекта шимпанзе еще в начале ХХ века. В одном из его экспериментов обезьяна после ряда неудачных попыток сбить высоко висящий банан палкой или достать его, взобравшись на ящик, садилась, «задумывалась», а потом вставала, ставила ящики один на другой, взбиралась на них с палкой и сбивала цель.

Эти опыты вдохновили ученых на первые попытки «очеловечить» обезьян. В 30-е годы супруги-психологи Кэллог взяли на воспитание детеныша шимпанзе по кличке Гуа, который рос вместе с их годовалым сыном Дональдом. Родители старались не делать различий между «детьми» и общаться с ними одинаково.

Правда, добиться особых успехов в воспитании Гуа им не удалось, а вот Дональд стал обезьянничать: развитие его речи замедлилось, зато он научился в совершенстве подражать крикам и повадкам Гуа и даже стал вслед за ним обгрызать кору с деревьев. Испуганным родителям пришлось прекратить эксперимент, Гуа отправили в зоопарк. Другой паре психологов, супругам Хейс, воспитывавшим шимпанзе Вики, с огромным трудом все-таки удалось научить ее произносить несколько слов: «мама», «папа», «чашка».

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднер, просматривая фильмы о Вики, обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, очень любила кататься на машине и, чтобы сообщить о своем желании людям, придумала приносить им изображения автомобилей, которые вырывала из журналов. Неспособной к речи ее делал не недостаток ума, а устройство гортани. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые. Так начался «проект Уошо».

Уошо и ее семья

Будущая первая леди в мире шимпанзе была 10-месячным детенышем, пойманным в Африке: первоначально ее предполагали использовать в космических исследованиях - судя по всему, она была просто рождена для славы.

Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребенка. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но и задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей и сама заговаривала с ними.

Первым ее «словом» стал знак «еще!»: еще пощекотать, обнять, угостить или познакомить с новыми словами. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков-слов амслена - американского языка глухонемых, за первые три года - 130 знаков. Овладевая языком в той же последовательности, что и ребенок, она научилась объединять знаки в простые предложения. Вот, например, Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил: следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал: «Попроси вежливо», - на что Уошо ответила: «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали.

Легко дались шимпанзе и такие, казалось бы, чисто человеческие умения, как шутить, обманывать и даже ругаться. Одного из служителей, долго не дававшего ей пить, она назвала «грязным Джеком». А ведь ругаться - дело совсем не такое примитивное, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Именно на этой способности обобщать с помощью слов строится человеческая разумность.

Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем это делают маленькие дети, начинающие овладевать языком. Например, один из первых выученных ей знаков - «открой!» - она сначала применяла, когда хотела, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец даже чтобы открыть водопроводный кран.

Обезьяна правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем (в будущем ее интересовали в основном праздники, например Рождество, которые она очень любила), порядок слов в предложениях (например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя»). Иногда Уошо пыталась «заговорить» не только с людьми, но и с другими существами. Однажды, когда за автомобилем, в котором она ехала, с лаем погналась собака, Уошо, до смерти боявшаяся собак, вместо того чтобы, как обычно, спрятаться, высунулась из окна и стала отчаянно жестикулировать: «Собака, уходи!»

Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!»

Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо родился детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. При этом исследователи не раз замечали, как Уошо «ставит ему руку» - поправляет жест-символ.

Когда в 1970 году Гарднеры закончили свою работу с Уошо, ей угрожала опасность отправиться в один из биомедицинских центров «на опыты» и если не погибнуть, то уж во всяком случае провести остаток дней в небольшой одиночной клетке. Ее, а потом и других шимпанзе, проходивших обучение в лаборатории, спас ассистент Гарднеров Роджер Фаутс, создавший «Обезьянью ферму», на которой и живет теперь «семья Уошо» - колония «говорящих» обезьян.

Горилла-профессор

Результаты исследований «семьи Уошо» казались совершенно невероятными, но в 70-е годы несколько групп независимых исследователей, работавших с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Пожалуй, самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалеку от Сан-Франциско. Коко - настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка и, решая тесты, показывает коэффициент интеллекта, соответствующий норме для взрослого американца.

Впрочем, как и у других «говорящих» обезьян, основное развитие ее речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (как правило, талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня двухлетнего ребенка, а в некоторых отношениях - трехлетнего). Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Коко до сих пор играет в куклы и игрушечных зверей и разговаривает с ними, смущаясь, правда, когда кто-то застает ее за этим занятием.

Вот, например, Коко разыгрывает воображаемую ситуацию между двумя игрушечными гориллами. Посадив игрушки перед собой, обезьяна жестикулирует: «плохой, плохой» - по отношению к розовой горилле, а затем «поцелуй!», обращаясь к голубой. А когда ее парт­нер - горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!»

Коко очень любит кошек (у нее была своя кошка, которая недавно умерла), любит рисовать. Рисунки Коко можно посмотреть на ее сайте http://www.koko.org/index.php , где также можно узнать последние новости из жизни гориллы, которой уже под сорок (шимпанзе и гориллы могут жить до 45–50 лет).

Сейчас ученые хотят вывести «очеловечивание» Коко на новый уровень - они собираются научить ее читать.

Дрессированные животные или братья по разуму?

Тем не менее выводы из этих исследований оказались слишком скандальными и совершенно неприемлемыми для большей части научного сообщества. С одной стороны, «говорящие» обезьяны оказались ложкой дегтя в бочке меда рассуждений философов и психологов о пропасти между человеком, обладающим сознанием, и животными, подобными автоматам, управляемым рефлексами и инстинктами.

С другой стороны, атаковали лингвисты: согласно доминирующей в американском языко­знании концепции Ноама Хомского язык - это проявление генетической способности, свойст­венной только человеку (кстати, в издевку одну из «говорящих» обезьян назвали Ним Чимски).

По мнению критиков, жесты обезьян - это не осмысленные знаки, а простое подражание исследователям, в лучшем случае «условные рефлексы», приобретенные в результате дрессировки. Экспериментаторы, разговаривая с обезьянами, якобы все время делают им подсказки, сами того не осознавая - мимикой, взглядом, интонацией, и обезьяны ориентируются не на их слова, а на невербальную информацию.

«Говорящих» обезьян сравнивали с Умным Гансом - орловским рысаком, владелец которого «научил» коня считать и отвечать на вопросы. Потом оказалось, что Ганс просто реагировал на едва уловимые движения своего тренера.

Среди скептиков была и исследовательница Сью Сэвидж-Рамбо. Она решила опровергнуть представления о «говорящих» обезьянах. Началась серия исследований, в которых карликовые шим­пан­зе-бонобо общались с учеными посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке - йеркише (на пятистах клавишах компьютера были изображены слова-знаки этого языка).

Одной из целей Рамбо было как можно меньше поощрять обезьян за правильные ответы. Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только усугубляли ее скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи - сын одной из этих обезьян, все время вертевшийся возле матери, - вдруг начал по собственной инициативе отвечать за нее. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще.

Вскоре обнаружилось, что так же спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа, и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что ее «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга.

С результатами исследований Сэвидж-Рамбо было очень сложно спорить. Тем, кому дорога человеческая исключительность, осталось лишь утверждать, что все-таки языку, который используют обезьяны, еще очень далеко до человеческого. Как в анекдоте: «На арену цирка вышла свинья и сыграла на скрипке виртуозную пьесу. Все восторженно аплодируют, и лишь один зритель не хлопает, равнодушно поглядывая на сцену. “Вам не понравилось?” - спрашивает его сосед. “Да нет, неплохо, но - не Ойстрах”».

В мире животных: культура, образование, эмоции

«Животные лишены сознания». Этот тезис - последняя надежда утвердить исключительное положение человека среди других живых существ, дающая нам моральное право держать их в клетках, использовать для опытов и строить заводы для производства «живого мяса».

Но еще в середине ХХ века появилась этология - наука о поведении животных. И наблюдения этологов позволили совсем по-другому взглянуть на психические способности животных.

Выяснилось, что человекообразные обезьяны (как и слоны, и дельфины) обладают самосознанием, по крайней мере на телесном уровне: они узнают себя в зеркале. Спектр эмоций, проявляемых ими, очень богат. Например, по наблюдениям этолога Пенни Паттерсон, гориллы любят и ненавидят, плачут и смеются, им знакомы гордость и стыд, сочувствие и ревность…Одно из последних исследований, выполненное британскими биологами из университета Сент-Эндрюс, показало даже, что у дельфинов есть подобие постоянных имен друг для друга.

Многие человекообразные обезьяны используют орудия труда, что еще недавно считалось исключительной привилегией человека. «С тех пор как около полувека назад Джейн ван Лавик-Гу­долл впервые увидела, как шимпанзе с помощью тонкого прутика выуживают из отверстия в термитнике его обитателей, зоологи обнаружили в поведенческом репертуаре этих обезьян еще около сорок методов целенаправленного использования всевозможных предметов», - рассказывает Евгений Панов из Института проб­лем экологии и эволюции РАН.

Это уже не инстинкт, а культурный навык, который передается из поколения в поколение. В последние годы появляется все больше исследований культурных традиций у обезьян, и слово «культура» употребляется там без кавычек.

Однако, как утверждает Евгений Панов, «высокий уровень развития орудийной деятельности человекообразных обезьян указывает на их способность рационально планировать длинные последовательности действий. Однако это не приводит к возникновению развивающейся материальной культуры».

Но, может, обезьянам это просто не нужно? Вспомним афоризм Дугласа Адамса: «Человек всегда считал, что он разумнее дельфинов, потому что многого достиг: придумал колесо, Нью-Йорк, войны и так далее, в то время как дельфины только тем и занимались, что развлекались, кувыркаясь в воде. Дельфины же со своей стороны всегда считали, что они намного разумнее людей - именно по этой причине».

Да, мозг человекообразной обезьяны весит в три раза меньше, чем наш, но это еще не делает нас исключением среди других живых существ: у дельфинов, китов, слонов мозг куда больше, чем наш. Исследователи придумали сравнивать не объем мозга, а отношение веса мозга к весу тела. Но вот незадача - впереди нас по этому коэффициенту оказались лабораторные мыши.

Между обезьяной и человеком

Одна из главных проблем состоит в том, что мы везде ищем «подобия» нашему разуму и нашему языку, не в силах представить ничего иного. «Говорящие» обезьяны - совсем иные существа, чем их природные сородичи, «глупые обезьяны», по определению Уошо. Но людьми они так и не становятся, по крайней мере в глазах самих людей.

Уошо назвали в честь местности в штате Невада, где жили Гарднеры. Впоследствии выяснилось, что на языке индейского племени, исконно обитающего в этой местности, «уошо» означает человек. Человеком себя считала и сама Уошо. «Она такой же человек, как и мы с вами», - говорит о своей Коко ее воспитатель Пенни Паттерсон. В эксперименте по разделению фотографий на две категории - «люди» и «животные» - Вики, знающая всего-то три слова, свое фото уверенно клала в группу «люди» (как и все другие «говорящие» обезьяны, с которыми проводили этот эксперимент). Фото своего собственного «неговорящего» отца она так же уверенно и с видимым отвращением клала в группу «животные» вместе с фотографиями лошадей и слонов.

Как нам относиться к этим существам? В славном советском фильме «Приключения Электроника» была точно та же проблема: для взрослых Электроник - говорящий робот, и его можно и нужно «включать-выключать», дети же ясно видят: это - человек, даже больше человек, чем его близнец Сыроежкин.

Сегодня на сторонников защиты прав животных смотрят как на сентиментальных психов. Но, возможно, завтра все изменится, ведь когда-то и рабов или представителей других человеческих рас не считали за людей.

Фото: Chimpanzee and human communication institute; Gamma/Eyedea/East News; Corbis/RPG; AP

Что могут человекообразные обезьяны

Воспринимать и продуцировать незвуковые «слова». В основе таких «слов» лежит обобщенное представление о классе соответствующих объектов и действий, которое позволяет использовать их в разнообразных ситуациях, в том числе совершенно новых, употреблять в переносном смысле, как шутки и как ругательства.

Им доступны «высказывания» об отсутствующих объектах и, в ограниченной степени, о событиях прошлого и буду-щего.

Они могут поддерживать друг с другом и с человеком активные диалоги, включающие обмен ролями говорящего и слушающего.

Они адекватно используют личные и притяжательные местоимения, а также указательные частицы (этот, тот и т. п.).

Обезьяны бонобо, с самого раннего возраста воспитывавшиеся в обогащенном социальном окружении (контакт с матерью, с людьми и с сородичами разных возрастов) и постоянно слышавшие разговоры людей, могут воспринимать звучащую речь и понимать ее синтаксис на уровне двухлетнего ребенка.

Обученные языку обезьяны помнят его на протяжении жизни, воспринимают его от родителей и друг от друга.

Обезьяны, достигшие к настоящему времени 40-летнего возраста, практически не повышают уровня, которым они овладели в первые годы жизни и который представляет, по-видимому, предел их языковых способностей.

По материалам доклада Зои Зориной (заведующей лабораторией физиологии и генетики поведения животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) на круглом столе «Коммуникация человека и животных»

Что могут иные виды (птицы, муравьи, пчелы)

Они могут выучить язык другого вида (в отличие от нас), чтобы шпионить и вести переговоры.

Способны к быстрой оценке текущей ситуации, смене ролей и стратегий, к оценке риска, к многоходовому планированию.

Им свойственна высокая специализация ролей в социуме, оценка места и глубины понятий «свой/чужой» в зависимости от многофакторного пространства.

Возможно использование разных языков одними и теми же особями, разных модальностей, например акустической, химической и тактильной, а ведь принято считать, что многоканальность - свойство человеческого языка.

Варианты их социального устройства многочисленны не только у разных видов и групп, но и у одного и того же вида, и выбор поведения требует серьезных «вычислительных» усилий. У них можно наблюдать согласие кормить других в обмен на их услуги; «рабовладение», «скотоводство» и «земледелие» (доение тли и выращивание грибов), понимание меры дозволенности действий, прав разных членов сообщества... Удивляет многообразие приемов!

Они способны к выбору средств ведения войн: у них есть химическое оружие, в том числе и оружие массового психического поражения; камикадзе; разведчики, действую-щие то в одиночку, то объединяясь в группы; пограничники, стоящие на охране рубежей в один ряд или в несколько. Как они договариваются? Где военачальники? Что за «распределенный мозг»?

По материалам доклада Татьяны Черниговской (профессора Санкт-Петербургского государственного университета) на круглом столе «Коммуникация человека и животных»

Известно, что обезьяны и другие животные для поиска фруктов во влажных тропических лесах используют свою пространственную память. Однако учёным было неясно, как они, вообще, разыскивают плоды. Этологи проводили наблюдения за шимпанзе (Национальный парк Тай, Кот-д"Ивуар, Западная Африка), исследуя, какие стратегии приматы применяют для поиска фруктов. При этом они обнаружили, что у животных есть познания в ботанике, которые они успешно используют в поисках пищи.

Как пишут в журнале "Animal Cognition" исследователи из научной команды Карлин Янмаат (Karline Janmaat) и Кристофа Бэша (Christophe Boesch) - Институт эволюционной антропологии, носящий имя Макса Планка, "обезьяны шимпанзе знают, что некоторые виды деревьев плодоносят одновременно и используют эти ботанические сведения в своих ежедневных поисках корма. Если плоды определенного дерева созрели, они особенно тщательно проверяют другие деревья: нет ли там уже спелых фруктов".

Во время своих наблюдений ученые, изучавшие поведение шимпанзе, следили за животными в местах их обитания и обратили внимание на то, как шимпанзе устремляют взгляд в кроны деревьев. Для анализа они использовали только те записи, в ​​которых шимпанзе искали пищу на деревьях, где совсем не было никаких фруктов - так сказать, действовали "неправильно". Таким образом приматологи смогли исключить по этим "ошибкам", что проверку деревьев вызывают вид и запах плодов.

Шимпанзе рассматривают плоды в кронах деревьев Фото: Ammie Kalan

Вместо этого они обнаружили интересные особенности поведения шимпанзе: они контролируют эти деревья, ожидая найти там в ближайшем будущем спелый урожай. После того как обезьяны съедали первые созревшие плоды, они понимали, что вероятность найти пищу значительно повышается. "Шимпанзе не просто отдавали предпочтение определенному виду плодов, которые они ели в прошлом, - уточняет Карлин Янмаат, - вместо этого, мы можем предсказывать, какие деревья животные будут осматривать по ботаническим признакам (определенные виды деревьев плодоносят в одно время)".

Исследователи делают вывод: обладающие высоким интеллектом шимпанзе знают, что на определенных видах деревьев фрукты созревают одновременно, и применяют эти знания в повседневных поисках пищи, учитывая два фактора:

  1. ботанические знания, основанные на успешных поисках фруктов;
  2. способность классифицировать фрукты.

"Наши результаты показывают, какие разнообразные стратеги применяют наши ближайшие родственники, шимпанзе, при поиске пищи. Кроме того, они проливают свет на эволюционное происхождение человеческих способностей к классификации и абстрактному мышлению", - считает Кристоф Бош, руководитель отдела приматологии (Институт эволюционной антропологии).