Грузия закавказье. Страны азии

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён с 1555 по 1561 год в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём именно центральный был в честь праздника Покрова Богородицы. Остальные восемь были посвящены какому-то празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была приделана церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то лишь и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного. [С-BLOCK]

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким он строился в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что его строительством руководили два мастера: Барма и Посник. Есть, правда, версии, будто строительством руководили некие неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н. М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет этого «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.

Откуда взялось стойкое мнение, будто строительством руководили два мастера?

В 1896 г. священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот поздний, был составлен не ранее конца XVII - начала XVIII вв. В сборнике содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», бывшего царским вкладом в строившийся Покровский собор. В этом позднем сказании читаем, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Это известие о «двух мастерах» было принято большинством историков некритично. [С-BLOCK]

Данное известие являлось не летописным текстом, а гораздо более поздним сказанием, в котором переосмысливалось старое предание. Выражение «по прозвищу» ставилось в тогдашнем русском языке перед прозвищем человека, а не перед его собственным именем. Посник или Постник это собственное имя. Барма же - прозвище, означавшее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные. Поэтому во фразе «Сказания» о двух мастерах «по прозвищу Барма и Постника» нелогично то, что первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более логичен текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века; следовательно, намного ближе к интересующему нас событию. В нём сказано: «В том же году (1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один мастер, но, очевидно, не вследствие незнания автора о втором мастере (Постнике), а потому, что это был один и тот же человек. [С-BLOCK]

Впоследствии был найден еще один источник, показывающий, что имена Постник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным. И таким образом мифических «два мастера», одного из которых звали Барма, а другого Постник, соединяются в одно историческое лицо - Постника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём мастер Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н. Ф. Калининым, до сих пор проходит мимо внимания многих историков и искусствоведов, и те привычно твердят о «Барме и Постнике как двух строителях Покровского собора».

№ 7710342000 Состояние хорошее Сайт Официальный сайт Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного) на Викискладе

Координаты : 55°45′08.88″ с. ш. 37°37′23″ в. д.  /  55.752467° с. ш. 37.623056° в. д. (G) (O) (Я) 55.752467 , 37.623056

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву , также называемый Собор Василия Блаженного - православный храм , расположенный на Красной площади Китай-города в Москве . Широко известный памятник русской архитектуры . До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице ; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов , так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти » Патриарха .

Статус

Собор Василия Блаженного

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея . Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

История

Версии о создании

Покровский собор был построен в - годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством . Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма . По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела . По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем , как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения , но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного , чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля .

Собор в конце XVI - XIX вв.

  • в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
  • в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября),
  • свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября),
  • Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
  • Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
  • Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери , завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Первый этаж

Подклет

«Богоматерь Знамение» в подклете

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений - около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами . Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.

До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.

Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Сень над могилой Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного . Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича .

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане - праотцы, в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - Евангелисты.

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».

В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

Второй этаж

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. - более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Роспись галереи

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн - остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского

Купол церкви Александра Свирского

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского .

В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Варлаама Хутынского

Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского .

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI – XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».

Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим .

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.

В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни г. Казани.

Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.

В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.

Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.

В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.

Церковь Киприана и Иустины

Купол церкви Киприана и Иустины

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Иконостас церкви Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.

Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII - начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.

В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005-2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

Церковь Святой Троицы

Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.

Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль - символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» - глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.

На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» - деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса - необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.

«Троица Ветхозаветная » в местном ряду иконостаса - одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.

Церковь Трёх Патриархов

Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.

В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода - разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».

Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.

Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе - история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.

Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.

Центральная церковь Покрова Богородицы

Иконостас

Внутренний вид барабана центрального купола

Колокольня

Колокольня

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы.

Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.

Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки - так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.

Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.

См. также

  • Храм Спаса на Крови - мемориальный храм памяти Александра II в Петербурге, для которого храм Василия Блаженного послужил одним из образцов

Примечания

Литература

  • Гиляровская Н. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве: Памятник русской архитектуры ХVI-ХVII века. - М.-Л.: Искусство, 1943. - 12, с. - (Массовая библиотека). (обл.)
  • Волков А. М. Зодчие: Роман / Послесловие: доктор исторических наук А. А. Зимин ; Рисунки И. Година. - Переизд. - М .: Детская литература , 1986. - 384 с. - (Библиотечная серия). - 100 000 экз. (1-е издание - )

Ссылки

К этому региону относятся три страны, бывшие республики. Советского. Союза. С одной стороны,. Грузия,. Армения и. Азербайджан довольно значительно отличаются между собой. Кроме того, они близки не только геог графически их объединяют в один регион также общая история последних столетий и множество острых проблем, имеющих общих. Ключевой страной этой части. Азии является грузомузія.

611 Грузия

Общие сведения. Официальное название -. Республика. Грузия. Столица -. Тбилиси (1,2 млн человек). Площадь - более 69 тыс км 2 (118-е место в мире). Население - 5 млн человек (106-е место). Государственный язык - грузинский. Денежная единица - л ари

Географическое положение. Страна находится в центральной и западной частях. Закавказья. Западная часть. Грузии широкий выход к. Черному морю. Непосредственно граничит с четырьмя странами. На севере и пол ночном востоке это. Россия, востоке и юго-востоке -. Азербайджан, юге -. Армения и. Турция. Современное географическое положение. Грузии не очень благоприятное. Она окружена кризисными странами и отдельными их территориями, где почти непрерывно продолжается война. Особенно экстремальным есть граница. Грузии с. Северным. Кавказом. Российской. Федерациейдерації.

История возникновения и развития до нашей эры на территории современной. Грузии возникли государства. Колхида и. Иберия. В I века до н.э они стали зависимыми от. Римской империи в IV в н е приняли христианство. В V веке. Иберия (Картлия) была присоединена к. Персии. С VIII в превратилась в независимое государство, достигшее расцвета в. ХП в во времена правления царицы. Тамары. Позже распалась на. Картлию,. Кахетию и I меретию. В XIX веке она была присоединена к. России. Рост национально-освободительной борьбы привело к возрождению независимого государства в 1917 г. Однако в 1921 г. Грузия была оккупирована русскими советскими е йськамы 31922 р вошла в. СССР в составе. Закавказской. Федерации (вместе с. Азербайджаном и. Арменией). В 1936 г стала союзной республикой. После провозглашения независимости в 1991 г. в стране постоянно длит ають острые внутренние конфликты из-за попытки отделить автономии (Абхазию,. Аджарию,. Южную. Осетию), которые переросли в гражданскую войну с вмешательством. России. Состоялась консервация конфликтов пе решли в хроническую стадию. Грузия все время пытается выйти из-под опеки. России и войти в. ЕС и. НАТосії та увійти до ЄС і. НАТО.

Государственное устройство и форма правления. Грузия является унитарным государством и президентской республикой. Главой государства и главой исполнительной власти является президент. Правительство возглавляет премьер-министр. Высший законодательный орган - парламент. Он однопалатный и состоит из 235 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Административно-территориально. Грузия делится на 10 районов, 2 автономные республики и 1 автономная областьбласть.

Природные условия и ресурсы . Рельеф. Грузии весьма разнообразен. Преобладают горы и плоскогорья. Самая высокая точка страны гора. Шхара (5068 м) находится на севере. Грузии в горах. Большого. Кавказа. На юге н на высоту более. С тыс м над уровнем моря поднимается вулканическое нагорье. На востоке страны горные системы не выше чем 2 тыс м. Западная часть занята плоской. Колхидской низменностиизовиною.

Большая часть. Грузии лежит в субтропическом климатическом поясе. На западе у побережья. Черного моря находятся влажные субтропики. Зимой температура самого холодного месяца (январь) до 6 °. С. Количество ь осадков до 2000 мм в год. Далее на восток нарастает континентальность климата. Осадков становится меньше. Зима холодная, а лето теплееепліше.

Самая густая речная сеть и полноводный реки там, где выпадает много осадков, то есть на западе крупные реки. Риони и. Кура принадлежат к бассейнам разных морей. На реках. Западной. Грузии частые наводнения. Озер в стране немногоато.

Почвенный покров. Грузии очень пестрый. На западе господствуют красно-и желтоземы. На востоке - каштановые, коричневые и черноземы. Под горными лесами сформировались бурые лесные почвы. На. Колхидской низменности и распространены субтропические подзолистые и болотные грунтунти.

Своеобразный и богатый растительный мир. Встречаются эндемичные и реликтовые виды, например лавровишня, самшит, хурма и др.. Значительная лесистость территории достигает 35%. Есть ценные виды деревьев - бук, дуб, граб, елей на, сосна и т.п.. В лесах водятся косуля, благородный олень, рысь, бурый медведь. В горах. Кавказа все еще встречаются серны, безокарови козлы, тур тури.

Основными полезными ископаемыми являются марганцевая руда и каменный уголь. Имеются значительные месторождения медных и полиметаллических руд. Богатые запасы ценных строительных материалов, в частности туфа и мрамора. Есть многочисленные источники а термальных вод реки имеют значительные запасы гидроэнергоресурсоврсів.

Крупнейшими природными богатствами. Грузии мирового значения является рекреационные ресурсы. Среди них особенно выделяются уникальные минеральные лечебные воды

Население. Плотность населения в. Грузии составляет 72 человека на 1 км 2 . Природные условия определяют неравномерность его размещения, в горных районах поселения случаются редко. Почти 90% населения живет на высотах, не превышающих 1000 м. Они занимают лишь 46% территории рии страны. Городское население преобладает - 59%. Кроме столицы к крупнейшим городам относятся. Кутаиси (240 тыс. человек),. Рустави (156 тыс. человек). В стране наблюдается незначительный прирост населения - 2,8% в. Кроме декабря. Узин (72% населения) живут армяне (8%) и россияне (6%). Среди верующих преобладают православные (66%). В. Аджарии живут грузины-мусульмане (11%ьмани (11%).

Хозяйство. Грузия индустриально-аграрное государство со специфическим сочетанием отраслей хозяйства, сложившееся исторически. Прежде всего, это добыча марганцевой руды, пищевая промышленность, субтропическое зе емлеробство и рекреационный комплексакс.

Промышленность представлена??энергетикой, которая базируется на добыче каменного угля в. Ткибули и. Ткварчели, производстве электроэнергии на тепловых и гидроэлектростанциях. Крупнейшая среди последних. Ингу. Урской. ГЭС.

Черная металлургия представлена??Руставский металлургический комбинатом и ферросплавным заводом в. Зестафони. Они работают на местных марганцевых и привозных железных рудах. Есть предприятия по добыче и зба агачення медных и полиметаллических руд. В. Рустави работает мощный химический комбинат, который производит азотные удобрения, синтетические смолы, волокна, капролактам. Существует несколько предприятий деревообрабатывающей, мебельно й и целлюлозно-бумажной промышленностиості.

В стране есть шесть крупных фабрик легкой промышленности. Они производят шелковые, хлопчатобумажные ткани, трикотаж, ковры и обувь

самую частью экономики. Грузии разветвленный агропромышленный комплекс. Здесь занимаются выращиванием чая, цитрусовых, пшеницы, картофеля, овощей, фруктов, винограда, табака, разводят крупный р рогатый скот (1 млн голов) и овец. Перерабатывающие отрасли пищевой промышленности представлены предприятиями чайной, винодельческой и плодоовощеконсервной промышленности. Знаменитые грузинские вина, которым нет а налога в мире, производят в. Кахетии и. Имеретии, коньяк и шампанское - в. Тбилиси. По всей территории размещены многочисленные заводы, выпускающие фруктовые и овощные консервы. Среди других отраслей пищевой промышленности - разлив минеральных вод, производство тунгового то эфирного масла, табачная и маслосыродельная промышленностьвість.

Транспортная сеть. Грузии представлена??железными дорогами (около 1500 км) и автомобильными дорогами (11 тыс. км). Имеются значительные морские порты. Поти,. Батуми,. Сухуми и нефтепровод. Баку -. Супса

Культура и социальное развитие в стране 99% населения составляют грамотные. В. Грузии 19 высших учебных заведений действуют 32 театра и 10 музеев. К историко-культурного наследия мирового уровня принадлежит. Гелатский монастырь. Всего в списке. ЮНЕСКО -. С объекты. Средняя продолжительность жизни составляет 76 лет, мужчин - 69 лет наибольшей газетой является"Сакартвелос республика республіка".

22 июля 1992 г установлены дипломатические отношения между Украиной и. Республикой. Грузия путем обмена нотами. В. Киеве работает посольство и торгово-экономическое представительство. Республики. Грузия

Вопросы и задания

1. Обоснуйте, почему. Грузии отводится ключевое место среди стран. Закавказья

2. Почему населения. Грузии размещено так неравномерно?

3. Какие ресурсы экономического развития есть у. Грузии?

Государства Закавказья по численности населения относятся к не-большим странам: крупнейшей страной региона является Азербайджан — около 8 млн. человек, в Грузии проживает менее 5 млн. человек, а в Армении — около 3 млн., в Абхазии чуть более 215 тыс., а в Южной Осетии — чуть более 70 тыс. человек. Несмотря на малую численность населения Армения отличается очень высокими показателями средней плотности населения (более 100 человек на 1 км 2). Как и во всех горных странах, население размещается крайне неравномерно. Равнинные терри-тории и межгорные котловины заселены очень плотно, тогда как в высо-когорных районах плотность населения составляет менее одного челове-ка на 1 км 2 .

Все страны Закавказья относятся к странам с современным типом воспроизводства населения, и в настоящее время Грузия переживает де-мографический кризис. К тому же для всех закавказских стран характер-на активная эмиграция населения, вследствие чего численность населе-ния во всех странах региона сокращается.

Закавказье отличается сложным национальным составом. Титуль-ные народы (абхазы в Абхазии, грузины в Грузии, осетины в Южной Осетии, армяне в Армении и азербайджанцы в Азербайджане) состав-ляют большинство населения в каждой стране. Во всех странах регио-на часть населения (особенно в столицах) составляют русские. На тер-ритории Абхазии проживают также грузины, армяне, греки, в Грузии проживают также аджарцы, армяне, турки-месхетинцы, в Южной Осе-тии — грузины, в Армении — курды, в Азербайджане — армяне и талыши.

В Азербайджане господствующей религией является ислам шиитско-го толка, в Южной Осетии — православие, в Армении — армяно-григорианская церковь (христиане-монофизиты). Более сложный религи-озный состав характерен для Грузии и Абхазии: грузины, греки и осети-ны, как и русские, исповедуют православие, а часть абхазов и аджарцы исповедуют ислам суннитского толка.

Доля городского населения относительно высока только в Армении (64%), а в Абхазии, Грузии, Южной Осетии и Азербайджане она значи-тельно ниже — около 50%. Тбилиси, Ереван и Баку являются городами-миллионерами. Наиболее крупными городами региона являются Рустави, Кутаиси, Батуми в Грузии, Сухум в Абхазии, Ереван, Гюмри и Ванадзор в Армении, Баку, Сумгаит и Гянджа в Азербайджане.

Особенностью занятости трудовых ресурсов Закавказья является большая доля сельского хозяйства, особенно в Абхазии, Южной Осетии, Грузии.

Все страны Закавказья в настоящее время из-за затянувшегося тяже-лейшего экономического кризиса испытывают избыток трудовых ресур-сов , поэтому многие граждане стран Закавказья эмигрируют в другие страны и прежде всего в Россию.

Таблица. Структура занятости населения Грузии, Армении и Азербайджана

Страна

Доля занятых (в %)

в промышленности и строительстве

в сельском хозяйстве

в сфере услуг

Грузия Материал с сайта

История Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории Закавказья —Урартское царство.

Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.
Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI- V тыс. до н. э., когда в долинах Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия. Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н. э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской.

Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе оз. Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр.

Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864— 845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури (835—825 гг. до н. э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.
Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825—810 гг. до н. э.) Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование— Муцацир — становится одним из зависимых владений.
Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона— Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах.
Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа… Военные походы Менуа шли в двух направлениях — на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти — начальники областей. Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа — разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства…
… Аргишти II (713 — 685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей — побежденные области не разорялись, подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы— около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685—645 гг. до н. э.).
Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе—в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н. э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту—киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.
Урарту заметно ослабевает и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока — Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.

История Урарту — это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика— от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400—500 га. Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5—4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный зал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых — башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля»продолжающая традиции скульптуры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.

Наиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос— орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий круг переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказывающиеся в применении определенных стереотипов при изображении живых существ и растений, использование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая воедино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы.

Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художественных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработки.

Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материковой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых колесниц, иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.
Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

В после урартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту — древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации. Эта общая закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатических союзов.

Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н. э. здесь существует один центр государственности и классового общества — Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья — древняя Колхида в эллинистическое время— остальные районы этого региона— Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).

Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя вооруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI—Vвв. до н. э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды широко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати — Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции.

Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н. э. Во в. до н. э., в период ослабления Селевкидского государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр (арм. Зарех), между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арменией. Ее первым царем стал Арташес (греч. Артаксий), основатель новой династии — Арташесидов. Сам Арташес I (189—161 гг. до н. э.) уделял много внимания благоустройству нового государства, при нем, в частности, была основана неподалеку от Армавира новая столица — Арташат.
Около 95 г. до н. э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий «взлет» древнеармянского царства к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу — Тигранокерт. Однако Тигран II вынужден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н. э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем.
Со второй половины II в. н. э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано принятие при Тиридате III (287—330 гг.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н. э…

Армения в последние века до н. э. и первые века н. э. была страной высокой культуры. Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы, типы построек. Широко известен храм в Гарни, недавно полностью восстановленный… Храм, видимо, был возведен в 1 в. н. э. и посвящен богу Михру. Очень интересна и баня Гарни, пол одного из помещений которой был украшен мозаикой.
Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием. Здесь найдены и великолепные привозные произведения эллинистического ваяния, и очень простые, схематичные статуи — продолжение предшествующей народной традиции. Но наиболее популярным было художественное течение, представлявшее собой органичное слияние эллинских и местных художественных принципов.

Ярким явлением была армянская коропластика. Найденные в Армавире и Арташате терракотовые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т. д. Коропластика Армении напоминает коропластику Месопотамии парфянского времени, однако отличается рядом своеобразных и самобытных черт. Высоким был уровень металлообработки и связанных с ней отраслей искусства: торевтики и ювелирного дела.

Менее известна духовная жизнь Армении античного времени. Можно предполагать, что в этот период существовала значительная разница между характером культуры царского двора и верхушки господствующего класса, с одной стороны, и культурой основной части населения Армении — с другой. Если первые оказались весьма восприимчивыми к эллинистическим и парфянским культурным влияниям, то вторые оставались верными местным вековым традициям. В духовной культуре народа, видимо, важную роль играл героический, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.
Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.
Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.

Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками, значительную информацию дают археологические исследования (особо необходимо отметить работы О. Д. Лордкипанидзе и Г. А. Лордкипанидзе), в последнее время сделаны и эпиграфические находки. В отличие от других областей этого региона она была более тесно связана с миром средиземноморских культур и в VI в. до н. э. стала объектом греческой колонизации.

Проблема греческой колонизации в Колхиде — одна из наиболее дискуссионных в современной науке. Некоторые ученые доказывали, что «модель» греческой колонизации в этом районе ничем не отличается, например, от северо-причерноморской, где греки создали свои полисы и освоили обширную сельскохозяйственную территорию. Согласно другой точке зрения, греки, осевшие здесь, не создавали своих полисов, а поселялись в местных городах. В последние годы всё большим признанием пользуется третья точка зрения: греки создавали свои полисы на восточном побережье Черного моря, но их основной экономической базой было не сельское хозяйство (как у большинства «колониальных» полисов), а посредническая торговля.

Основным препятствием для широкой экспансии греков послужило то обстоятельство, что к моменту их прибытия в Колхиду здесь уже сложилось местное государственное образование. Одной из важнейших предпосылок возникновения его явилось бурное развитие производительных сил в эпоху раннего железного века. Колхида стала одним из важнейших центров металлургии железа. Резкая социальная дифференциация в Колхиде выявляется на материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н. э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая великолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель.

Поселения городского типа складываются и в материковой части, вдали от побережья (Вани и др.). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна»; приключения аргонавтов, прибывших за ним в Колхиду,— одна из популярнейших тем греческого эпоса.
На вывоз производились лен и пенька, и, как специально отмечали античные географы, в частности Страбон, страна была «замечательна всем необходимым для кораблестроения».

Торговля была не только местной, но и транзитной, и считалось, что в Диоскуриаде сходились для торговли представители 70 племен и народностей. С этим обстоятельством было связано и раннее развитие денежного обращения. На побережье были широко распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, названные современными исследователями «колхидками». На этих монетах на одной стороне изображен бюст правителя, а на другой — голова быка. Выпуск «колхидок» в V — первой половине III в. до н. э. свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда ученых, о существовании самостоятельного колхидского государства.

Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и греческой традиций. В прибрежных центрах, а, возможно, также и в Вани работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и других центров. При раскопках в Вани обнаружено много греческих амфор и иные привозные изделия. В Колхиду поступали и высокохудожественные произведения античного искусства: расписная керамика, мраморная скульптура и т. д…
Колхида была центром своеобразной области искусства. Здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памятники коропластики, торевтики, глиптики. Для всех сфер искусства характерно слияние местных и греческих художественных традиций.

По мере распространения влияния Рима на востоке в орбиту его воздействия попадает и Колхида. Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.
В III—IV вв. н. э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство.

Важным и своеобразным государственным образованием Закавказья античной эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточногрузинское царство античной эпохи (III в. до н. э.— III—IVвв. н. э.). Средневековые грузинские источники име-нуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию.
Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. Но в последние десятилетия проводились широкие по масштабам археологические работы, давшие новый богатейший материал, который активно изучается (очень интересными в этой связи представляются исследования Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе, А. В. Бохочадзе, Ю. М. Гагошидзе).
В эллинистическую эпоху происходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II—I вв. до н. э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью около 6 га, обнесенный стеной…
Исследователи (в частности, руководитель раскопок Ю. М. Гагошидзе) считают, что данный обширный храмовый комплекс был посвящен богам маздеистского круга, в значительной мере слившимся с древними местными грузинскими астральными божествами, и что главный храм был посвящен божеству типа авестийской Ардвисуры Анахиты.

Согласно древнегрузинской исторической традиции, сохранившейся у Леонтия Мровели, первый царь Иберии — Парнаваз — начал строить свою резиденцию на горе Армази, где воздвиг также «идола» (т. е. статую) в свою честь. Согласно той же традиции, последующие цари продолжали здесь строительство. Гора превратилась в акрополь. Грузинская традиция согласуется с данными таких античных авторов, как Страбон и Плиний Младший. Этот город локализуется на холме Багинети. Археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения, гробницы. Археологи вскрыли руины еще целого ряда городов Иберии (в Саркине, Дзалиси, Урбниси и др.). Существовали и так называемые пещерные города, например Уплисцихе.

Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня развития. Уже в ранних центрах (например, в Самадло) применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма…

Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении — великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, раз-личных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и геометрический орнамент, пояснительные надписи.

Дионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие находки произведений искусства. В Иберии развивались также торевтика, глиптика, ювелирное дело.

Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура нашли слабое освещение. Почти полностью отсутствуют и эпиграфические материалы. В силу этого особое значение приобретают археологические находки. Среди довольно многочисленных исследований по истории Кавказской Албании особое место занимают труды К. В. Тревер, И. Г. Алиева, И. А. Бабаева, Дж. А. Халилова

…Формирование государственности и классового общества на территории Кавказской Албании завершается в эллинистическую эпоху. Албания менее других стран Закавказья была задета римской экспансией, хотя римляне проникали сюда и в I в. до н. э. (походы Помпея), и позднее. Одним из свидетельств этого является составленная от имени центуриона XII легиона латинская надпись конца I в. н. э., найденная в горах Гобустана, неподалеку от Баку. Позднее в Кавказской Албании власть захватила династия Аршакидов. Албания в той или иной степени была вовлечена в римско-парфянское противоборство в Закавказье.

Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н. э. В I в. н. э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала, общая площадь города достигала 50 га. Кроме того, городские центры античного времени зафиксированы в Шемахе, Мингечауре, Тазакенте и в северной части страны, на территории Дагестана (Дербент и др.).

… В Албании развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля. Средством обра-щения служила местная монета — подражание драхмам Александра Македонского… Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных статуй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно широко распространены мелкие бронзовые скульптуры. Необычайно изящна фигурная керамика. Гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя, быка и т. д. Антропоморфные сосуды встречаются только в районе Шемахи. Параллельно развивалась и коропластика. Наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. При раскопках Кабалы найдена большая коллекция глиняных булл с изображениями как эллинистического (Геракл), так и местного типа (всадники, различные животные). Из Римской империи в Кавказскую Албанию проникали стекло, бронзовые сосуды, украшения и т. д.

Значительную роль в жизни Албании играла религия. Верховная триада богов включала, по свидетельству Страбона, Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец — второе лицо в государстве после царя, «он стоит во главе большой и густонаселенной священной обла сти, а также распоряжается рабами храма».

Древние цивилизации Закавказья, при всем своеобразии каждой из них, обладали и рядом сходных черт, порожденных как близостью социально-экономического строя, так и общностью исторических судеб и длительными взаимными контактами. Они прошли долгий путь исторического развития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфянским (а затем Сасанидским) Ираном. История возложила на них огромной важности— они служили цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных воинственных кочевых племен, обитавших степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.

Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Закавказья тем не менее смогли создать, сохранить и развить свои глубоко своеобразные цивилизации, в которых органически слились как древнейшие культурные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.
Жизненность культурных традиций— одна из самых поразительных и ярких особенностей цивилизаций, сложившихся в древности в Закавказье.