Комплекс отличника. Что это такое и как с ним бороться

Она везде и всегда первая? Ей становится плохо, если ее работу оценивают не самой высокой оценкой? Вы думаете, она человек, который стремится к лидерству, и для нее не существует преград? Вы заблуждаетесь. Она всего лишь несчастная женщина, которая страдает так называемым «комплексом отличницы». Таких еще называют «мисс безупречность».

Психологи утверждают, что мужчины не подвержены такому комплексу, поэтому его «жертвами» становятся только женщины. Они хотят совершенности во всем, что касается выполнения какого-либо задания или работы. Если это уборка в квартире или доме, то для этого будут использованы всевозможные чистящие средства. Все должно блестеть и быть сделано на «отлично»!

Отчего возникает «комплекс отличницы»?

«Комплекс отличницы», как и все остальные комплексы, закладывается в детстве. Его причиной могут стать завышенные требования и задания. Например, если любая четверка в дневнике вызывала у родителей разочарование, то развитие «комплекса отличницы» у девочки неминуемо.

Как правило, у таких девочек, а в дальнейшем женщин, занижена самооценка. Они боятся разочаровать родителей и потерять их любовь к себе. Поэтому, они стремятся всеми способами завоевать родительское уважение и любовь. Это стремление распространяется и на всех окружающих.

Оксана Баркова , врач-психотерапевт, гештальт-психолог:

«На консультацию пришла женщина 34 лет с жалобами на хроническую усталость и нежелание что-либо делать. Она была руководителем отдела в крупной компании, которая занималась строительством домов. За 8 лет работы женщина многого достигла в профессиональной и финансовой сфере своей жизни. А личная жизнь не удалась, не было времени, никто не нравился, не совпадали взгляды или ценности. Когда стали более подробно разбираться, вышли на завышенные требования к самой себе и к людям, на стремление, чтобы все было «идеально». Женщину это сильно выматывало, заставляло быть в напряжении и постоянном неудовлетворении.

Оказалось, что мать всегда была строга с ней и хвалила за достижения и критиковала за «ошибки». Женщина в процессе психотерапии осознала, что более мягкое и любящее отношение к себе снижает уровень тревоги и доставляет больше радости и удовольствия, научилась замечать свои потребности и регулировать границы, появилось больше сил и желания жить. Познакомилась с молодым человеком и начала строить отношения».

«Отличницы» на работе и дома

    Женщина может страдать «комплексом отличницы» независимо от того, в какой отрасли она работает, какой образ жизни ведет, какое положение занимает в обществе.Комплекс отличницы» отпечатывается на личной жизни. К сожалению, такие женщины очень одиноки. Они выбирают тех претендентов на свою руку и сердце, которых они оценили высшим балом. Остальные их просто недостойны.Они стараются быть «отличницей» и в постели. А это неправильно! Ведь здесь главное искренние чувства, а не отличное знание сексуальных поз.Такие женщины не привлекают, а наоборот, отпугивают мужчин своим ненормальным стремлением к чистоте и совершенству.

Как бороться с комплексом и нужно ли это делать?

Обычно женщины не замечают за собой «комплекса отличницы» и не могут самостоятельно от него избавиться. Однако с «комплексом отличницы» необходимо бороться. Ведь он мешает наслаждаться жизнью, а зачастую отравляет жизнь и окружающим: коллегам, друзьям и самым близким людям.

    Первым шагом к избавлению от комплекса будет понимание, что все «на пятерку» быть не может, и нужно с этим смириться и концентрироваться на позитивных моментах, а не зацикливаться на проблемах.Важно расставить приоритеты и понять, что Вам важно и требует максимум усилий, а что не имеет принципиального значения.Чтобы избавиться от комплекса отличницы очень важно также работать с самооценкой. Будут полезны тренинги уверенности в себе , а также индивидуальная работа с психологом.Принципиальным моментом является принятие себя, осознание своих положительных и отрицательных качеств.Часто комплекс заставляет женщин быть недовольными своей внешностью, не дает замечать ее достоинств. С данной проблемой работает телесный психолог , который помогает научиться жить в гармонии со своим телом.

Как и от любой другой психологической проблемы, от «комплекса отличницы» можно избавиться.

Помните ли Вы самую умную девочку в классе? Ведь она, несомненно, была! Или Вы сами были ею? Что объединяет отличниц из различных школ? Стремление быть впереди, получить наивысшую оценку своих умений или знаний, желание выполнять идеально любое дело.

Но школа рано или поздно оканчивается, а комплекс «отличницы» может не уйти... Казалось бы, что в этом плохого? Идеальная жизнь, лидерская позиция, умение решать любые задачи. Но не все так просто в этом вопросе. Стремление показать себя только с выгодной позиции может привести к глубокой депрессии.

Жизнь одного класса подчиняется особым законам. Все друг друга знают не один год, а привычные роли распределены давным-давно. Первый перекос может произойти в университете, где в группе встречаются сразу несколько таких отличниц. Вовлекая себя в круговерть различных формул, теоретических занятий, они совершенно «отрываются» от взрослой жизни. И к окончанию ВУЗа, как правило, получают красные дипломы, неустроенную личную жизнь и перспективы работы за «великую идею» на низкооплачиваемой должности.

На работе «отличницы» могут столкнуться с тем, что они не во всем поддерживаются руководством. Казалось бы, в деталях разбираясь в особенностях своего дела, они почему-то совершенно проигрывают тем, кто хитроумно сплетает сеть из человеческих взаимоотношений. И очень сложно признаться самой себе, что начальство не видит элементарных вещей, а премии получают отнюдь не за идеально сделанную работу.

Но даже вне трудовой деятельности синдром «отличницы» дает о себе знать. В одних сутках всего лишь 24 часа, за которые хочется успеть так многое. Но невозможно физически сделать все то, что хочется. Особенно, если в семье муж, дети и надо ходить на работу. Готовка, уборка, стирка, общение с детьми и мужем требуют намного больше времени, чем есть его на самом деле. И вот тут возникает спорная ситуация, в которой каждый находит свой выход:

  • признать самой себе, что не можешь успеть все сделать и сконцентрироваться на самых важных вещах;
  • попытаться сделать все сразу и загнать в круговерть дел, из которых практически не видно выхода;
  • получать удовольствие «здесь и сейчас», выполняя все по чуть-чуть;
  • уйти в депрессивное состояние и признать свою несостоятельность.

Как выявить в себе этот комплекс? Просто вслушайтесь в то, что Вас волнует. Возможно, в школе Вы и не были отличницей по какой-то причине. Но сейчас вовсю пытаетесь доказать кому-то, что Ваша жизнь интересна и увлекательна. Подумайте хорошенько: все ли, что делаете, приносит удовольствие? Что именно не нравится? По какой причине Вы поступаете тем или иным образом?

  • Для своих детей я — лучшая мать хотя бы потому, что решилась их родить. Отсутствие совместных игр с ними не может говорить о том, что я их не люблю. Только мне решать, как их воспитывать. Поэтому мнение других мам о том, что я что-то делаю «не так» — ошибочны. Я стремлюсь к тому, чтобы поддерживать с ними близкие отношения.
  • Для мужа я — идеальная жена, раз он предложил именно МНЕ выйти за него замуж. Все мои недостатки уравновешивают его. Вместе мы семья, поэтому спокойно переживем и радость, и горе.
  • Отсутствие порядка в доме — не повод для трагедии. В любом жилье можно найти домашнюю работу, но это не значит, что следует ей уделять все свое свободное время.

П.С. Когда-то я сама жила в полном неудовлетворении собой. Стремилась заучить побольше формул, фактов, данных о различных предметах, чтоб «козырнуть» эрудицией в кругу других. К счастью, я поняла, что намного интереснее научиться общаться с другими людьми, а не «блистать» своим умом.

Специально для LadySpecial - Katbula

Илья Базенков

Некоторые родители полагают, что детей,
как сосуды, можно наполнить своими
несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс(психолог)


Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность - это получать хорошие отметки от окружающих.

Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?

Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.

Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

Ребенок пришел из школы.

Как дела в школе?
- Я сегодня по истории четверку получил.
- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

А есть еще и другое.
Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.

Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.

Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

Повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
- постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
- склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
- неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
- первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
- застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
- постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".

Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.

А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.

Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.

Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.

А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь .

Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.

Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

«Очень хорошо, что ты получил пятерку».
«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
Чувствуете разницу?

2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.

4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.

Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.

4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.

6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?

Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения "отличника" халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у "отличника"? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.

А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения "отличников".

Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
Всем нравиться невозможно, да и зачем?

Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

Современное общество часто диктует нам, как себя вести, что надевать, какие места посещать, а иногда даже, что нам думать . Со средств массовой информации каждодневно транслируются картинки успешных, счастливых, жизнерадостных людей. Складывается впечатление что, у них не бывает неудач, плохого настроения, неприятностей на работе или дома. И даже, когда они простужаются то, какие-нибудь «чудо лекарства» мигом ставят их на ноги, и уже через считанные часы они готовы покорят новые вершины на пути к своей карьере.

Я не стану первооткрывателем, если скажу, что наше общество ориентировано на социальное одобрение . Большинство людей пытаются демонстрировать свою идеальность и перфекционизм. Молодежь часто бывает «лайкозависимой» , особенно это стало заметно с популяризацией различных социальных сетей. Одобрение со стороны других людей, желание показать себя с наилучшей стороны, количество собранных лайков, различные смайлы, мемы и т.д., заменяет простое человеческое общение, порой начинает влиять на самооценку человека и его настроение в целом. Особенно пагубно это влияние сказывается на неокрепшей психике детей и подростков.

Желание во всем быть первым, делать все идеально приводит к появлению так называемого комплекса (синдрома) отличника . Он часто зарождается еще в детстве , когда ребенок совершал определенное действие, получая тем самым похвалу или одобрение со стороны взрослого человека (родителя, учителя). Со временем у такого ребенка вырабатывается механизм: «Я должен быть идеальным и всегда во всем первым, для того, чтобы меня хвалили (любили)» . Хочу заметить, что это не означает, что любая похвала плохо влияет на ребенка. Бесспорно, детей стоит хвалить и иногда баловать, но проявление любви и одобрение не стоит привязывать исключительно к успехам в школе и демонстрации ребенком одобряемого взрослыми поведения. Ребенку необходимо регулярно говорить о том, что вы его любите и принимаете таким, каков он есть . Критикуя или наказывая детей, желательно конкретно указать, что вам не нравится в их поведении, к примеру: разбросанные по комнате вещи, невымытая тарелка, двойка в дневнике. Но при этом не следует обобщать , и говорить что-то вроде: «Ты у меня такой неряха (или лентяй, недотепа)». Потому что таким обобщением вы даете негативную оценку не конкретному поведению ребенка, а в целом оцениваете его личность как плохую, негативную.

У взрослого человека сформировавшийся комплекс отличника может проявляться:

1) постоянным страхом потерять уже достигнутые высоты (в карьере или личной жизни);

2) болезненным восприятием самых незначительных неудач , ведь у отличников всегда все идеально получается, даже с первого раза;

3) повышенной тревожностью, которая сказывается на самочувствии (нервные срывы, бессонница, иногда даже анорексия);

4) перфекционизмом, у них везде должен быть идеальный порядок, и на рабочем столе, и на кухне, и даже в голове;

5) повышенной чувствительностью к критике , «отличники» остро реагируют на малейшие замечания и обижаются, если их не выделяют, не хвалят;

6) завышенным уровнем притязаний , то есть такие люди ставят перед собой чрезмерно высокие цели и задачи, которые им просто непосильны. При этом они требовательны не только к себе, но и окружающим.

Все мы прекрасно понимаем, что идеальных людей не существует . И наша цель заключается, по большому счету, в том, чтобы принять себя таким, какой ты есть, со всеми недостатками и достоинствами . Это ни в коей мере не означает, что не нужно прилагать усилий к саморазвитию, лелеять свои вредные привычки, наплевательски относится к своему телу и душе. Задача состоит в том, чтобы научится правильно выбирать цели, ставить перед собой задания, которые мы реально можем осилить, на которые у нас хватит ресурсов: физических, финансовых, временных и психических . Родители со своей стороны должны донести до детей, что в школе или институте главное не сами по себе оценки и балы, а именно знания и умения, приобретенные во время учебы .

И помните, как говорил З. Фрейд: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя – это вы в прошлом» . Необходимо воспитывать в себе независимость от чужих оценок , все решения принимать самостоятельно и не боятся брать за них ответственность. И чем бы вы не занимались, к чему бы не стремились, важно получать удовольствие не только от достигнутого результата, но и от процесса работы .

Любите и берегите себя!

Приятно, когда за хорошо выполненную работу тебя хвалят близкие и родные. А шеф даже обещает премию! Вот ты и стараешься изо всех сил, чтобы результатом оказались довольны если не все, то по крайней мере те, чье мнение для тебя весомо. Правда, если подготовка квартального отчета или проведение переговоров оказываются слишком важными, возникает страх.

« А вдруг люди будут недовольны моей работой? Пойду подготовлюсь еще лучше!» — рассуждаешь ты, не спишь ночами, нервничаешь и без конца переделываешь презентацию. Так неплохое в общем-то качество — «старательность» — из союзника превращается во врага.

Мы стараемся, чтобы получить признание значимых для нас людей: руководителя, коллег, близких и друзей.

Получить похвалу приятно, но для многих это еще и возможность оценить результаты своих трудов. Ведь гораздо проще быть уверенной в том, что 80-летний юбилей любимой бабушки ты организовала хорошо, если с твоим мнением солидарны все родственники. Это вполне естественно, но попробуй все же уменьшить зависимость от чужой оценки. Сделать это нетрудно: нужно определить свои собственные критерии успешности какого-то дела. Для этого ответь на вопрос: по каким признакам ты поймешь, что задача выполнена хорошо? Составь список и не забудь учесть в нем ожидания босса, друзей, коллег или других заинтересованных. Даже если что-то пойдет не так, у тебя, по крайней мере, будет чиста совесть и всегда найдутся аргументы, чтобы обосновать свое решение.

Популярное

Сосредоточься на главном

Стараются больше всего те, у кого слишком много дел. Им приходится тратить время и силы, чтобы уладить все на свете. Хотя то же усердие можно развивать в одном направлении и с гораздо большей отдачей. Поэтому первая рекомендация: расставь приоритеты. Согласись, сейчас актуальнее завершить продажи по проекту, чем планировать отпуск на майские праздники. Правда, некоторые люди, выбрав конкретную цель, идут к ней такими извилистыми путями, что позавидует сам Иван Сусанин. «Чаще всего от достижения результата нас отвлекает то, что мы просто путаем понятия конечной цели и идеала», — объясняет аналитический психолог Ольга Пронькина. Идеалы страшны тем, что они недостижимы. Как ни старайся. Например, иметь высокооплачиваемую работу, которая бы тебе нравилась и не занимала все свободное время, — идеал. Найти работу в конкретной фирме с приемлемой зарплатой — реализуемая цель. Научись их различать. Для этого выпиши на листок бумаги все, к чему стремишься. А теперь рассортируй позиции в два столбика: слева — идеалы, справа — цели. Список из левого столбца отложи в сторону. Определи приоритетные цели в правой колонке и займись ими. Со временем, проработав каждую из них, увидишь: незаметно для себя ты достигла желаемого идеала.

Будь человеком

Некоторым борьба с идеалами дается труднее. Просто потому, что они стремятся сделать совершенным каждый шаг на пути к конечному результату. Их называют перфекционистами, и уж им-то старательности не занимать.

Что же, можно громко рыдать над каждым хорошим(а не отличным) проектом. А можно начать постепенно привыкать к тому, что мир не идеален в принципе. Взять хоть самого красивого человека на земле и приглядеться к нему повнимательнее: окажется, что один глаз у него чуть больше другого. Если даже половинки наших лиц не идентичны, о каком вселенском совершенстве вообще может идти речь?

Если ты очень требовательна к себе, попробуй научиться оценивать свой труд чуть мягче. «Выбирай не категоричные критерии „отлично“ или „плохо“, а промежуточные — „хорошо“ или „неплохо“, „допустимо“ и „нормально“», — предлагает экзистенциальный психолог Олег Фетисов. Поверь, мир не рухнет, если ты сделаешь нечто приемлемое, а не «великолепное» по качеству. Да и стараться придется гораздо меньше.

Перестань себя стыдить

Еще одна из причин, по которой мы придаем слишком большое значение делам, а значит, еще больше стараемся при их выполнении, — неумение справляться с неудачами. Переживания вины и стыда, возникающие в случае провала, отнимают слишком много сил и времени. Поэтому мы и упираемся ради блестящего результата, хотя он — цель косвенная. Истинная же — избежать провала и сохранить душевное спокойствие. В книге« Всё из-за меня(но это не так)» американский психолог Брене Браун рассказывает как раз о таком« стыде неудачника». Стратегии, предложенные автором, помогут тебе перестать стыдиться себя и своих результатов. А пока ты не нашла книгу, психолог и коуч Людмила Городничева дает простую рекомендацию: «Нужно изменить свое отношение к проблеме. В случае неудачи не мучить себя, а прежде всего поддержать. Например, словами: „Я сделала все, на что была способна, и все, что от меня зависело. Мне не за что себя винить“».

А затем проанализировать свой опыт: что бы я сделала в следующий раз по‑другому, чтобы избежать подобных ошибок? Какой опыт я получила благодаря этому событию? Так, один раз изменив отношение к собственным ошибкам, ты станешь меньше бояться неудачи и, соответственно, — меньше стараться попусту.

Делай свою работу

Наконец, старательнее всего мы работаем над тем, в чем плохо разбираемся.

Вполне нормально в таком случае сомневаться в собственных силах. Еще Дейл Карнеги говорил: «Половина беспокойства в мире происходит от людей, пытающихся принять решение без достаточного знания того, на чем основывать решение». Так что найди в себе мужество признать: в каких-то вопросах ты отнюдь не эксперт. «Постарайся не брать на себя ответственность за сферы, в которых не разбираешься», — рекомендует экзистенциальный психолог Олег Фетисов. Или же, если нет выбора, привлекай к делу профессионалов и учись делить обязанности с другими. Каждый должен делать то, что он умеет. Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а ты возьмешься за ночь сшить новогодний костюм ребенку, хотя давно и основательно забыла, что такое вытачки и припуск на швы.